"!Музыкальные инструменты"
учебно-методический материал по теме

Тивина Елена Георгиевна

Это методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе для учащихся 4 класса ДШИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Рыльская ДШИ»

 Курской области

Методическая разработка

открытого урока по музыкальной литературе

с учащимися 4 класса по теме

«Музыкальные  инструменты»

Преподаватель истории и теории музыки

Тивина Елена Георгиевна

Цель урока: закрепление знаний о пройденных музыкальных инструментах, обзор новых, входящих в состав джазового оркестра; повышение познавательной активности и интереса к предмету музыкальной литературы у учащихся путем применения различных форм учебно-продуктивной деятельности.

Задачи урока.

Образовательная (предметные планируемые результаты): изучение нового материала, обобщение и закрепление знаний учащихся по теме «Музыкальные инструменты».

Воспитательная (личностные планируемые результаты): повышать   интерес учащихся к музыкальному искусству; воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, тем самым стимулируя интеллектуальное и духовно-нравственное  развитие учащихся.

Развивающая (метапредметные планируемые результаты): развивать и совершенствовать умение анализировать, сопоставлять и обобщать вновь полученные знания и ранее пройденный материал; способствовать проявлению инициативы и самостоятельности учащихся, формированию их эстетического вкуса.

Тип урока:  интегрированный урок.

Этапы урока:

  • Организационный момент
  • Постановка цели урока.
  • Актуализация знаний УУД
  • Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
  • Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
  • Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных  ЗУНов и УУД
  • Рефлексия деятельности

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • Фотоизображение джазового оркестра
  • Карточки-задания
  • Мультимедиа проектор
  • Экран
  • Телевизор
  • Ноутбук
  • Музыкальный центр
  • DVD

Применение элементов педагогических технологий

  1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что звучит?», «Какой оркестр вы услышали?», «Как зовут дирижера?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают свое мнение.

  1. Технология личностно-ориентированного обучения.

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку). Отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.

  1. Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – проектор, ноутбук, телевизор, DVD); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

  1. Технология формирования мотивации и игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов – музыкальные аудио- и видео-викторины, игра-соревнование  по командам – повышает интерес обучающихся к занятиям музыкальной  литературы, активизирует их творческую деятельность. Создание на уроке «ситуации успеха» –  самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам музыкальной литературы.

  1. Здоровьесберегающая технология.

Очень важен на уроке стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать доброжелательный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство  релаксации и арт-терапии. Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Поэтому на уроке музыкальной литературы широко применяется элементы музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных  переживаний  на звучащую музыку).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Музыкально-теоретическая разминка: повторение и определение видов оркестров.
  3. Объяснение нового материала «Джазовый оркестр» (обзор).
  4. Закрепление материала – повторение изученных музыкальных инструментов.
  5. Командное  соревнование.                                                                                            
  6. Обобщение,  подведение  итогов  урока.

Конспект урока:

           Здравствуйте, ребята. Тема нашего сегодняшнего урока – «Музыкальные инструменты».  Мы закрепим знания, полученные в течении учебного года, а затем я расскажу вам о джазовом оркестре.  Вначале хотелось бы услышать от вас, что такое оркестр и какие виды оркестров вы знаете.                                                       Дети отвечают: камерный, эстрадный, джазовый, духовой, оркестр народных инструментов, дают понятие об оркестре.

            Прослушайте фрагмент музыкального произведения и постарайтесь  по составу инструментов определить оркестр. Звучит  Марш  Преображенского полка. Дети отвечают: духовой оркестр и рассказывают о смене караула, которая происходит под эту музыку.

            А сейчас по видеофрагментам определите, какой будет звучать оркестр. Звучат отрывки: П.И. Чайковский «Воспоминания» – камерный  оркестр;                           В.А. Моцарт  «Симфония №40» - симфонический оркестр;   Танго Пьяццолы  – эстрадный оркестр;  р. н. п. «Коробейники» - оркестр народных инструментов; Римский –Корсаков «Полет шмеля» - джазовый оркестр. По ходу прослушивания преподаватель  просит  назвать фамилии известных  дирижеров из данных фрагментов:  Спиваков, Федосеев, Жилин и других.

    Объяснение нового материала  –  «Джазовый оркестр».                                .  Презентация.

(См. изображение)

            Джазовый оркестр — один из самых интересных и своеобразных явлений современной музыки. Возникший позже всех других оркестров, он стал воздействовать на другие ее формы  — камерную, симфоническую, музыку духовых оркестров. Главное качество, отличающее джаз от европейской музыки — это большая   роль ритма. В связи с этим в любом джазовом оркестре есть особая группа инструментов — ритм-секция. В ритм-секцию всех видов джазового оркестра обычно входят ударные, струнные,  щипковые и клавишные инструменты. Это джазовая ударная установка (1 исполнитель), состоящая из нескольких тарелок ритма, нескольких акцентных тарелок, нескольких том-томов (либо китайских, либо африканских), педальных тарелок, малого барабана и особого вида большого барабана африканского происхождения — «эфиопской (кенийской) бочки». Во многих стилях южного джаза и латиноамериканской музыке (румба, сальса, танго, самба, ча-ча-ча и др.) используются дополнительные ударные: набор барабанов конго-бонго, маракасы (чокало, кабаса), бубенцы, деревянные коробочки, сенегальские колокольцы (агого), клаве и т. д. Другие инструменты ритм-секции, уже держащие мелодико-гармонический пульс: рояль, гитара или банджо (особый вид северо-африканской гитары), акустическая бас-гитара или контрабас (на котором играют только щипком).  Джазовый оркестр имеет ещё одну особенность — главенствующая роль джазовой импровизации приводит к заметной изменчивости его состава. Джаз использует многие из известных вам  инструментов, но совершенно в другом качестве. Более подробно я  познакомлю вас с инструментами джазового оркестра на следующих уроках. А сегодня мне хотелось, чтобы вы послушали  ещё одно джазовое произведение –  всем известную песню «В лесу родилась елочка». Обратите внимание, как по-новому, оригинально и здорово звучит эта мелодия в джазовой обработке.  Звучит музыка.

.                                                      

              А теперь я хотела бы услышать  рассказ о  музыкальных инструментах, которые мы изучили. Вначале вы  определите инструмент, прослушав музыкальный фрагмент, а затем расскажете мне о нем. Но прежде, давайте вспомним, на сколько групп делятся инструменты симфонического оркестра? Называют.

             Перечислите инструменты каждой из этих групп. Перечисляют.

Кроме инструментов симфонического оркестра  мы прошли еще и народные инструменты.  Давайте вспомним состав оркестра русских народных инструментов. Отвечают.

     Хорошо, молодцы.  Затем учащиеся начинают определять  инструменты по музыкальным фрагментам и сопровождать это рассказом о происхождении и особенностях каждого инструмента. Музыкальные фрагменты: Куперен «Сестра Моник» - клавесин; Камил  Сен-Санс «Лебедь» - виолончель; С. С.Прокофьев «Петя и Волк» - литавры и большой барабан; П.И. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» - челеста; Кларк «Музыка звуков» - труба; И.С.Бах «Токката и Фуга ре минор» - орган.

     

      А сейчас мы разделимся на 2 команды и проведем соревнование. Капитаны команд будут  выходить к доске и отвечать на вопросы. Каждый правильный ответ принесет команде 1 балл. Победит та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Ребята выбирают капитанов команд.

               

Вопросы для командного соревнования:

1)Как называется самая высокая по звучанию флейта?

2)По каким интервалам настраиваются струнно-смычковые инструменты?

3) Какой инструмент внешне напоминает челеста?

        4) Чем прославился Бартоломео Кристофори?

5)Какой инструмент является предшественником фортепиано?

6)Назовите лучших скрипичных мастеров?

7)Какой инструмент называют «царицей музыки»?

8) Название какого инструмента дословно переводится как «лесной рог»?

9) К какой группе симфонического оркестра относится саксофон?

       10) Король музыкальных инструментов?

       11)Какой оркестр звучит на улицах во время парадов и праздников?

       12) Самый низкий по звучанию деревянный духовой инструмент?

 Расшифровать «перевертыши» названия инструментов:

1)Течелас

2)Мортбон

3)Фасонкос

4)Челонвоиль

        5)Баут

6)Табур

7)Ефтайл

8)Наабраб

9)Налкерт

       10)Кожро                                                                                                                  

      11)Парскик

      12)Бойго                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

          Хорошо! Давайте подсчитаем результаты. 1 команда – 24 баллов, т. е.  максимальное  количество,   2 команда  –  22 балла. С отрывом в 2 балла  побеждает 1 команда. Поздравляю! Но сегодня победила дружба!

         

          Ребята! Сегодня у нас получился большой и очень плодотворный урок. Вы все серьезно готовились к нему, старались и я очень  вами довольна.  (Выставление оценок). Домашнее задание – подготовить небольшую обзорную презентацию по теме «Инструменты джазового оркестра». Благодарю вас за урок!

Список используемой литературы:

  1. Акимова Л. Музыкальная литература: Дидактические материалы. М., РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.
  2. Лагутин А. Методика преподавания музыкальной литературы в детской музыкальной школе. М., Музыка, 1982.
  3. Лагутин А., Смирнова Э. Программа по музыкальной литературе для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М., 1982.
  4. Лисянская Е. Методические рекомендации по преподаванию музыкальной литературы для ДМШ и музыкальных отделений школ искусств. М., 1990.
  5. Шорникова М. Музыкальная литература. Первый год обучения. Ростов на Дону: Феникс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные инструменты. Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста.

Музыкальные инструменты.Игра-знакомство с музыкальными инструментами для детей младшего дошкольного возраста. Описание игры: Дети стоят в зале  в кружочке ( если еще не могут то в хаот...

Музыкальный инструмент Фортепиано. Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств)

Детские музыкальные школы и школы искусств призваны воспитывать гармонически развитого, творчески активного человека.Педагог инструментального класса в первую очередь призван формировать и развивать э...

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, музыкальных инструментах. Закрепление интереса к музыкальному искусству.

Олимпиада по музыке для учащихся старших классов (проводилась в рамках школьной Недели музыки) Цель: Систематизация полученных знаний о музыке, композиторах, музыкальных жанрах, му...

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Духовые музыкальные инструменты....

Звонкие голоса Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Струнные музыкальные инструменты....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...