Основы классического танца
учебно-методический материал на тему
Познакомить педагогов с методическими приемами в системе преподавания классического танца, используемые педагогом Кочергиной Е.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_2012horeografiya.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
)
Мастер-класс
ГБОУ ДПиШ им. А.П.ГАЙДАРА.
Тема Мастер-класса:
Автор: Кочергина Елена Владимировна.
Место проведения: г. Москва.
Год разработки: 2012.
Презентация мастер-класса.
Дата: 24 февраля 2012 г.
Время: 16-00.
Коллектив: Хореографический коллектив «Эльфы».
Год обучения: 4-ый.
Возраст: 9-11лет.
Педагог: Кочергина Елена Владимировна.
Концертмейстер: Дубровская Татьяна Владимировна
Тема занятия:
Основы классического танца
Цель занятия: Ретрансляция уникального педагогического опыта, передача руководителем мастар-класса его участникам «Иновационных продуктов», полученных в результате творческой деятельности педагога. Познакомить педагогов с методическими приёмами в системе преподавания классического танца, используемые педагогом Кочергиной Е.В.
Задачи: - Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирование роста творческого потенциала педагогов.
-Повышение профессионального мастерства и квалификации участников.
-Распространение передового педагогического опыта.
-Внедрение новых технологий обучения и воспитания. Мecтo занятия в решении задач обучения,
воспитания и развития.
Обучающий аспект: Занятие состоит из движений, построенных по принципу «от простого к сложному». Последовательность исполнения движений продумана и способствует постепенному включению в работу всех групп мышц. Дети выполняют все движения в темпе, доступном для их возраста и степени физической подготовленности. На занятии четко отслеживается правильность исполнения движений. Детям необходимо уметь самим контролировать работу мышц, следуя указаниям педагога. Ребенок, исполняя то или иное движение, должен быть предельно внимателен и собран так как он думает одновременно «что делать и как делать».
Воспитательный аспект: Занятия хореографией воспитывают трудолюбие, самодисциплину, умение собираться и преодолевать трудности. Кроме того, приучают ценить и уважать труд других детей, что необходимо при совместном исполнении концертных номеров.
Развивающий аспект: На занятиях по хореографии, прежде всего, гармонично развивается тело ребенка, его физические данные и возможности, координация движений, выносливость, кроме того, знакомясь с хореографическим искусством, ребенок становится духовно богаче. Он иначе воспринимает и слушает музыку, он хочет быть подтянутым, аккуратным, красивым. Дети учатся получать удовольствие от совместного труда и творчества.
Форма проведения занятия: групповая.
Основные приемы, формы, методы, методики и т.п. используемые на занятии:
(объяснение, повторение, практические упражнения).
Оснащение методическое обеспечение.
Помещение-хореографический зал, оборудованный станками и зеркалами.
Занятие проходит под музыкальное сопровождение концертмейстера (фортепиано).
Используемая литература:
Базарова Н.П. «Классический танец». «Искусство» 1984г.
Костровицкая В., Писарев А. «Школа классического танца». «Искусство» 1986г.
Ваганова А. Я. «Основы классического танца». «Лань» 2000г.
Базарова Н. Мей В. «Азбука классического танца». «Искусство» 1983г.
План-конспект мастер-класса.
№ п.п. | Ход занятия | Время | Организационно-методические сведения | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводная часть: объяснение задач поклон -разминка. | 5мин. | 2мин. | 3мин. | Исполнение поклона и движений разминки: «releve», «дощечка», «складочка». |
2. | Основная часть: 1. Упражнения, выполняемые около станка в строгой последовательности. 2.Упражнения на середине зала: - Adagio - Маленькие, средние прыжки. 3. Упражнения на расслабление, маленькая пауза для того, чтобы девочки переобулись в пуанты и восстановили дыхание. 4. Упражнения на пальцах.
| 45мин. 5мин. | 5мин | 40мин 5 мин. | Исполнение учебных элементов около станка, постепенно включает в работу различные группы мышц. Чередование движений происходит по темпам исполнения «медленно,быстро», и по характеру исполнения «плавно, слитно-чётко, резко». На середине зала, дети выполняют Adagio, демонстрируя основные положения и позы классического танца. Затем дети выполняют группу маленьких и средних прыжков. После прыжковой части занятия следует небольшой перерыв, во время которого девочки переобуваются в пуанты и выполняют спокойные упражнения дыхательной гимнастики. В 4-ой части занятия девочки выполняют упражнения на пальцах. |
Заключительная часть: - поклон, Подведение итогов. | 5мин. | 2мин. | 3мин. | Исполнение заключительного поклона, благодарность детям и подведение итогов. |
Содержание занятия.
Теоретическая часть: Начало занятия: дети входят в класс и встают около станка. Педагог кратко знакомит учеников и гостей с целями и задачами данного занятия, просит детей быть собранными, старательными, не волноваться.
Окончание занятия: Педагог благодарит учеников за трудолюбие, старание. Подводит итоги данного занятия, обращая внимание на удачи и недостатки.
Во время проведения занятия, педагог даёт методические рекомендации по выполнению движений, указывая на работу каких групп мышц, следует обратить особое внимание. Кроме того, педагог следит за правильным музыкальным и ритмичным выполнением движений.
Практическая часть: Начало занятия: дети 4-го года обучения гр.№4, исполняют поклон-приветствие гостей. Затем, исполняют движения разминки: «releve», «дощечка», «складочка». После разминки, дети встают к станку и исполняют движения классического танца поочерёдно с правой и с левой ноги: demi plie, battement tendus, battement tendu jete. rond de jambe par terre, battement fondu, battement frappe, adagio, grand battement jete. Затем исполняют Adagio на середине зала. Следующим разделом данного урока являются маленькие и средние прыжки: temps leve, changement de pieds, pa echappe, pas assemble, pas glissade,pas de chat, sissonne ferme. Далее идёт раздел упражнений на пальцах: Peleve, echappe, glissad, pas de bourre sample, assemble, pas de basque, pa chasse, pas de bourree suivi. Во время всего занятия педагог четко проговаривает методические особенности выполнения движений и обращает внимание детей на то, как правильно включать в работу различные группы мышц, где необходимо «подтянуть», «закрепить», или наоборот «смягчить» иными словами, педагог учит детей правильно управлять своим телом, понимать каждое движение.
Краткое описание и методические рекомендации к исполнению движений:
1.Элементы разминки:
-«Releve» по развёрнутой «свободной» позиции: исполняется под музыкальный размер 2/4.
Движение подразумевает подъём на «полупальцы». В начале занятия этот элемент нужен для того, чтобы размять мышцы стоп, подтянуть мышцы ног и спины, кроме то, движение способствует развитию устойчивости. Важно следить за тем, чтобы стопы не «заваливались» на большой палец, чтобы до конца были вытянуты колени, и была прямая, подтянутая спина.
-«Дощечка», «складочка». Музыкальный размер ¾. Эти упражнения исполняются вместе и представляют собой наклон вперёд с прямой спиной. Упражнения активно включают в работу мышцы поясничного отдела позвоночника и задней поверхности бедра, способствуют выработке правильной осанки, и в дальнейшем способствуют правильному исполнению движений классического танца: port de brass.
2.Упражнения около станка: Исполняются поочерёдно с правой и с левой ноги, держась одной рукой за станок. Положение руки на станке: 5 пальцев вместе лежат на станке сверху, локоть свободно опущен вниз, рука на станке находится чуть впереди корпуса, для того, чтобы корпус со стороны «опорной ноги» не нарушал своего обычного прямого положения.
1.Demi plies, grangs plies: Приседания - «половина» или «целое». Музыкальный размер ¾. Исполняются по выворотным позициям ног: 1,2,5,4. Кроме приседаний, комбинация движений включает в себя наклоны вперёд и назад вместе с движением рук по позициям классического танца port de brass? Подъём на «полупальцы» releve. Данная комбинация движений способствует развитию мягкости эластичности мышц, «воворотности» ног в тазобедренном суставе, растяжению «ахилловых» сухожилий, что способствует выработке более высокого прыжка. Движения в данной комбинации медленные, слитные, переходы рук мягкие напевные. Необходимо чётко контролировать положения ног в позициях, нельзя допускать «завала» стоп на большой палец, надо следить, чтобы спина имела вертикальное положение, не допускать поворота или подъёма плеч, необходимо следить за тем, чтобы ноги были максимально развёрнуты в тазобедренном суставе, а колени поворачивались напротив стопы. Работающая рука и голова должны двигаться строго по позициям.
2.Battement tendu: Натянутые движения, вырабатывают натянутость всей ноги в колене, подъёме и пальцах, развивая силу ног. Исполняется по 5-ой позиции в 3-х направлениях: вперёд, в сторону, назад. Музыкальный размер 2/4. Кроме основного движения, комбинация включает в себя вспомогательные движения: battement soutenu, battement tendu pour le pied, которые также способствуют укреплению мышц стопы и делают комбинацию более танцевальной. В данном упражнении необходимо следить за правильностью постановки ног: «опорная» нога от бедра до стопы должна быть развёрнута в сторону и закреплена. Нельзя допускать чтобы «сидело» бедро и «заваливалась» на большой палец стопа. «Работающая» нога также предельно выворотна в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах и движется точно по прямой, фиксируя положение пятки против исходной позиции в каждом из направлений.
3.Battement tendu jete: Натянутые движения с броском. Они воспитывают натянутость ног в воздухе, развивают силу и лёгкость ног, и подвижность тазобедренного сустава.
Музыкальный размер 2/4,характер музыкального сопровождения чёткий, бодрый. Исполняется движение по 5 позиции по 3-м направлениям: вперёд, в сторону, назад. Кроме основного движения, комбинация включает в себя дополнительные движения, развивающие легкость и силу ног, подвижность и выворотность тазобедренного сустава: Battement tendu jette pique, положение ноги sur le cou-de-pied. В данном движении, в момент броска, работающая нога двигается точно по прямой, фиксируя одну и ту же высоту в воздухе. Обе ноги всё время сохраняют выворотность и натянутость. Корпус подтянут и спокоен, плечи и бёдра ровные, особенно важно за этим следить во время бросков ноги вперёд и назад.
4.Rond de jambe par terr en dehors, en dedans: Круговые движения ноги по полу в направлении «наружу» и «внутрь». Развивают выворотность и подвижность тазобедренного сустава. Музыкальный размер ¾ или 4/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный. Исполняется движение по 1-ой позиции. Кроме круговых движений по полу, комбинация включает в себя круговые движения по воздуху и элементы растяжки. В данной комбинации особенно важно максимально разворачивать и вытягивать ноги, следить за направлением движения работающей ноги. В момент отведения её в сторону, корпус и бёдра должны быть максимально подтянуты, а нога выводилась точно напротив плеча. В комбинацию включены различные элементы растяжки и гибкости, так как они также исполняются в характере данного движения слитно и медленно и способствуют развитию выворотности, как и основное движение, только с более значительной амплитудой. Рука, открыта во 2-ую позицию, либо плавно и слитно переходит из позиции в позицию.
5.Battement fondu: Тающий, текучий. Сложное движение, состоящее из сгибания работающей ноги в условное положение sur le cou-de-pied при одновременном приседании на опорной ноге, и открывания работающей ноги вперёд, в сторону или назад на высоту 45 градусов при одновременном выпрямлении опорной ноги. Сгибание и вытягивание ног происходит равномерно, плавно. Движение исполняется по 5 позиции. Музыкальный размер ¾ ,4/4. При исполнении данного движения необходимо сохранять выворотность бедра работающей ноги. Корпус всё время находится в подтянутом положении; в момент приседания не допускается наклон вперёд. Опорная нога должна быть максимально развёрнута. Во время приседания нельзя «заваливаться» на большой палец стопы и «сидеть» на бедре. Представленная комбинация усложнена двойным приседанием и открыванием ноги в сторону battement double fondu а, также сгибанием ноги вперёд и назад в положение attitude.
6.Battement frappe: Ударяющие движения. Исполняются в направлении вперёд, в сторону, назад из 5 позиции. Движения резкие, чёткие, энергичные. Музыкальный размер 2/4. Представленная комбинация движений включает в себя двойные удары, и маленькие удары: battement doubles frappe, petits battements. Все представленные движения комбинируются между собой, и развивают чёткость движений, собранность мышц, мелкую технику. При исполнении данного движения, используется положение ноги обхватное sur le cou-de-pied. Данное положение способствует укреплению мышц стопы. При исполнении данного движения необходимо контролировать, чтобы работающая нога каждый раз при открывании попадала в одну точку в воздухе. Корпус и опорная нога максимально подтянуты, а работающая нога развёрнута в тазобедренном суставе.
7.Adagio: Медленное, слитное движение, состоящее из battement developpe-разворачивающееся движение, развивает силу ног и выворотность тазобедренного сустава, необходимую для так называемого танцевального шага, вырабатывает изящество основных поз классического танца. Представленная комбинация усложнена исполнением движений в позах классического танца: attitude, efface ecartee. Музыкальный размер 4/4,3/4. Характер музыкального сопровождения плавный, связный. При исполнении данного движения, работающая нога предельно выворотна, опорная нога натянута и выворотна. Корпус подтянут, особенно в момент его неизбежного наклона при исполнении движения назад. При повороте от станка или к станку, особенно важно сохранять плоскость, в которой расположено тело, особенно при исполнении ecartee назад или вперёд. При положении работающей ноги в сторону, опорная сторона, должна быть повёрнута от станка или к станку. Работающая нога открывается на высоту 90 градусов, в зависимости от физических возможностей детей, может быть чуть ниже. Необходимо следить за правильностью положения руки и головы при исполнении поз классического танца.
8.Grand battement jete: Движение с большим броском. Развивает силу и лёгкость ног в танцевальном шаге. Исполняется из 5-ой позиции на высоту 90 градусов и выше, в зависимости от природных возможностей детей. Нога делает сильный бросок в направлениях вперёд, в сторону, назад. Музыкальный размер ¾. Характер музыкального сопровождения энергичный, бодрый. При исполнении данного движения важно обращать внимание на руку, открытую на вторую позицию, и руку, лежащую на палке. Они должны сохранять правильное положение, так как имеют тенденцию смещаться, особенно при исполнении броска ноги назад. Опорная нога всё время сохраняет натянутость и выворотность, особенно в момент броска. Корпус подтянут, спокоен. Сильный бросок не должен нарушать ровности плеч и бёдер. В представленной комбинации используется также маленький прыжок changement de pieds, который добавляет элемент танцевальности и способствует развитию собранности мышц.
Упражнения на середине зала:
1.Adajio: Танцевальную фразу, состоящую из различных видов поз, поворотов, слитных, медленных движений, принято называть adajio. Adajio, в представленной комбинации, включает в себя pas developpe в сторону и позу первый arabesques.
Движения этой группы изучаются постепенно, так как их исполнение требует уже определённых навыков, приобретенных около станка. В младших классах изучаются 3 вида arabesques. При изучении первого arabesques, следует обратить внимание на положение корпуса и плеч, которые должны быть ровными. Ни в коем случае нельзя допускать разворота корпуса к зрителю и отведения левого плеча назад: поза получится растянутой, спина утратит выгиб, собранность и красоту линии. Нельзя также наклонять корпус вперёд и отклонять его в сторону. Движения данной группы развивают устойчивость, чувство позы, воспитывают навыки танцевальности.
2. Прыжки это один из основных разделов занятий классического танца. Они разнообразны по виду и исполняются в разных темпах. Прыжки делятся на маленькие средние и большие, в высоту, в длину, и по траектории. Маленькие прыжки в свою очередь делятся на прыжки с минимальным отрывом от пола (changement de pieds, pas echappe, pas glissade), и с максимальным отрывом и одновременным броском ноги на небольшую высоту(pas assemble и др.) Средние прыжки подразумевают более высокий отрыв от пола и увеличение амплитуды движений. По характеру исполнения прыжки подразделяются на четыре вида: с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с одной ноги на другую. Все прыжки начинаются и заканчиваются приседанием-Demi plie. При изучении прыжков следует обращать особое внимание на развитие баллона, то есть способности задерживаться в воздухе. Для этого необходимо достигать предельной точки прыжка. Для исполнения всех прыжков существуют общие правила:
Отдача от пола делается с упругого приседания всей ступнёй и особенно пяткой, поэтому ни в коем случае нельзя отделять пятку от пола в demi plie. В момент прыжка колени, подъем, и пальцы должны быть предельно вытянуты. После прыжка приземление должно быть мягким. Сначала пола касаются пальцы, затем нога переходит на всю ступню, опускается в приседание и выпрямляется. На данном занятии представлены маленькие и средние прыжки, которые входят в программу 1,2,3,4 годов обучения.
3.Упражнения на пальцах. Движения на пальцах вводятся тогда, когда ноги, в особенности ступни достаточно укреплены упражнениями у палки и на середине зела. Чтобы правильно и устойчиво стоять на пальцах, необходимо подготовить ноги упражнениями на «полупальцах» (releve по всем позициям), что должно быть сделано в первой половине учебного года перед постановкой девочек на пальцы. Положение ноги, стоящей на пальцах, требует полной выворотности: упор делается на первый, второй и третий пальцы или на первый и второй, в зависимости от строения ноги (длина пальцев).
Чрезмерно удлинённый первый палец и короткие остальные затрудняют обучение на пальцах, но это не является отрицательным показателем для занятий хореографией при наличии общих хороших физических данных. На данном занятии показаны упражнения на пальцах, которые были разучены ученицами за период декабрь-январь. (Занятия на пальцах проводились 1 раз в неделю). Частично упражнения на пальцах повторяют ранее изученные упражнения на полупальцах или маленькие прыжки, поэтому освоение учебного материала на пальцах проходит легче.
.
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения уроков по классическому танцу
Проблема выбора эффективных методов обучения - является актуальной темой сегодня.Методика преподавания реализует основную цель - через хореографическое обучение воспитать гармонически развитую л...
Теоретические основы планирования занятий по классическому танцу
На сегодняшний день классический танец имеет отработанную систему, способствующую овладению этой, дисциплиной. Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока ...
Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"
Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....
Занятие – аукцион «Основы классического танца и гимнастики на полу» (для детей 3-го года обучения)
Занятие-аукцион - это одна из нетрадиционных форм контрольного занятия. Она позволяет педагогу проверить теоретические и практические знания обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Аукцио...
Конспект внеурочного занятия на тему: «Основы классического танца. Партерный экзерсис. Репетиционная работа»
Форма обучения: коллективная.Цель: Закрепить и отработать ранее изученный материал.Задачи:Образовательные(предметные):Закрепление общего понятия о классическом танце;Закрепление основных движений...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театр танца «Релакс». «Основы классической и современной хореографии»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Театр танца «Релакс».«Основы классической и современной хореографии»Театр танца - это объединение творческих л...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...