Теоретические основы планирования занятий по классическому танцу
методическая разработка по теме

Ступникова Светлана Александровна

 

На сегодняшний день классический танец имеет отработанную систему, способствующую овладению этой, дисциплиной. Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока и его планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stupnikova_2.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ФЁДОРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Методическая разработка

Теоретические основы планирования занятий по классическому танцу

Преподаватель по классу хореографии

Ступникова С.А.

ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ    СУРГУТСКИЙ РАЙОН

п. ФЁДОРОВСКИЙ

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

Теоретические основы планирования занятий

по классическому танцу

Введение

3

1.1.

Основные понятия        

3

1.2.

Календарный план        

4

1.3.

Планирование урока        

5-8

Вывод

8-9

Библиографический список

9

Теоретические основы планирования занятий по классическому танцу.

        

ВВЕДЕНИЕ

        Классический танец - исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщённой трактовки сценического образа; формировалась на протяжении многих веков и многих народов. Классический танец многообразен, беспределен по своей выразительности, впитывает в себя все новшества эпохи.

Классический танец - основа всех видов хореографического искусства - является самой сложной формой профессиональной хореографии, одной из главных выразительных средств современного балета. Он представляет собой чётко выраженную систему движений, призванную сделать тело дисциплинированным, подвижным и красивым.

Классический танец в России является основной системой обучения. «Надвременный» смысл классического танца заключён в самом его фундаменте, той нерушимой базе, которую мы называем Школой классического танца. Важно подчеркнуть, что на протяжении столетий классический танец формировался и развивался не только как художественно-эстетическая система, но и как научная система воспитания человеческого тела.

Являясь основой всех видов танцевального искусства, на сегодняшний день классический танец имеет отработанную систему, способствующую овладению этой дисциплиной. Ни один урок классического танца не обходится без чёткой методики проведения урока и его планирования.

1.1.   Основные понятия

Планирование - это стадия подготовки урока, заканчивается она созданием программы управления подсознательной деятельностью учащихся.

       Программа управления - это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

 В плане педагога должны быть отражены следующие моменты:

  1. Дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  2. название темы урока;
  3. цели и задачи образования, воспитания, развития учащихся;
  1. структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного  

      распределения времени по этим этапам;

  1. содержание учебного материала;
  2. методы и приёмы работы педагога в каждой части урока.

Планы педагогических процессов имеют определённый срок действия. Планируются эти сроки с учётом возраста учащихся и тех задач, которые ставит перед собой учебное заведение.

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, учебными программами по предмету.

Учебный план - это сертификат учебного заведения определяющий:

  1. продолжительность учебного года, длительность четвертей (полугодий) и

      каникул;

  1. полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;
  2. распределение предметов по годам обучения;
  1. количество часов по каждому предмету за всё время обучения и на изучение  

      предмета в каждом классе;

  1. количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

Следующим документом организации работы педагога является программа предмета, составленная на основе учебного плана и устанавливающая содержание, систему и объём знаний, которые должны быть усвоены учащимися.

Каждый учебный год в этой программе неразрывно связан с последующим. В младших классах закладывается элементарная основа, без которой в дальнейшем не может крепнуть и развеваться мастерство будущего танцовщика. В средних классах, опираясь на подготовленный в младших классах фундамент, ученики осваивают и развивают более трудные исполнительные приёмы. Наконец, в старших классах окончательно завершается и совершенствуется наиболее сложная часть программы, опирающаяся на достигнутое в предшествующих классах.

Выполняя годовую программу, необходимо тщательно укреплять и развивать то, положительное, что приобрели учащиеся в предыдущем году, тщательно отрабатывая всё то, что осталось ещё недостаточно хорошо усвоено.

Если учащиеся по каким-либо причинам недостаточно хорошо усвоили программу предшествующего года, тогда прохождение нового материала следует задержать, а может быть, вернуться назад для того, чтобы исправить допущенные ранее оплошности. Только после этого можно продолжать прохождение нового материала.

Успешное выполнение программы зависит от правильного и своевременного освоения нового учебного материала. Порядок полноценного прохождения отдельных движений в каждом классе указан в программе в связи с последовательностью её изложения.

Правильное планирование прохождения учебной программы в значительной мере способствует успеваемости учащихся.

1.2.   Календарный план

В первой четверти во всех классах (кроме первого) необходимо отвести достаточное время для повторения движений, пройденных в предшествующем классе, и постепенного приведения учащихся в состояние полной профессиональной работоспособности. В среднем на это надо отвести недели две-три. Остальное время первой четверти отводится на прохождение наиболее простых элементов программы и усложнённого сочетания движений, пройденных в предшествующем классе.

Во второй четверти можно планировать изучение более сложных элементов программы и более сложные комбинированные упражнения, чем в первой четверти учебного года.

В третьей четверти, после зимних каникул, рекомендуется запланировать время на приведение организма учащихся в должную профессиональную готовность и на повторение учебного материала второй четверти. На это отводится Примерно две недели. На третью четверть планируется изучение наиболее трудных элементов программы и наиболее сложная координационная работа с движениями, пройденными в первом полугодии. Собственно, в третьей четверти рекомендуется заканчивать изучение программы во всех классах, кроме первого, где в течение всего года изучается первооснова классического танца, а работа над координацией движений ещё невелика. Поэтому и последняя четверть в первом классе почти вся используется для изучения наиболее сложных движений, входящих в его программу. Последние две недели посвящаются подготовке к экзамену.

В четвёртой четверти предусматривается вводный период занятий после весенних каникул в течение примерно одной недели, затем начинается координационная работа с привлечением всего пройденного материала, что, собственно, является завершающим периодом освоения всей годовой программы и подготовкой к экзамену. В первом классе подготовка планируется в конце четверти примерно в течение двух недель.

Таковы основные принципы календарного плана, отклонения от которого могут быть в зависимости от того, как учащиеся осваивают материал и как преподаватель справляется со своей работой.

Форму календарного плана каждый преподаватель может сам установить. Важно, чтобы в нём были отражены сроки выполнения программы в целом.

«Таким образом, календарный план будет регулировать, и направлять работу преподавателя в течение всего учебного года. В этом его методическое назначение и сила. Однако, даже хорошо составленный план может оказаться качественно невыполнимым, если преподаватель не будет тщательно готовится к каждому предстоящему уроку».

1.3.   Планирование урока

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество профессиональной подготовки.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить.

К образовательным требованиям относятся:

  1. чёткое определение образовательных задач каждого урока;
  2. рационализация информационного направления урока;
  3. рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов и др.

Воспитательные требования к уроку включают:

  1. определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности  

      на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных

      целей;

  1. постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают  

     из целей и содержания учебной работы;

  1. воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых: качеств (исполнительности, работоспособности, внимательности и др.);
  1. урок проводится не ради самого урока, не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы  программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определённые интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности. Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства, процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности;
  2. воспитывающие обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока.

      Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов уроков должна быть конкретная психологическая цель;

  1. центральный компонент любого урока - организация познавательной деятельности учащихся.   Ведущим   познавательным   процессом   является мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности, посредством этих двух процессов происходит формирование знаний и умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определённой установки и организации внимания.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованием относятся:

  1. формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
  2. проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления  новых качественных изменений в развитии.

В зависимости от того, какие признаки уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий.

По логическому содержанию работы и характеру познавательной деятельности различаются следующие типы уроков:

1.     Вводный урок

На этом уроке педагог знакомится со своими учениками. Он проводит организационную беседу, на которой говорит о своих требованиях: форма, культура поведения. На вводном уроке педагог знакомит учеников с залом, с правильным расположением их в классе.

2.  Урок первичного ознакомления с материалом

Педагог должен дать полную характеристику движения и чёткую методическую раскладку. В младших классах все новые движения нужно показывать подробно, замедленно по несколько раз с сопутствующими устными пояснениями. В старших классах возраст и сознание учеников позволяют им быстрее запоминать и усваивать новые движения.

3.  Усвоение новых знаний

Этот урок, как правило, начинается с установления связи нового материала, с ранее изученным. Новый материал может быть связан с раннее изученным путём указания на последовательность в расположении программного материала.

4.  Урок навыков, повторения, обобщения

«Умения и навыки формируются в процессе упражнений. Сущность этого урока состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются в применении изучаемого материала на практике и таким путём углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также разрабатывают творческие способности».

Эти упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и организовываться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний, и, в-третьих, содействовать развитию творческих способностей учащихся.

В младших классах повторяемость движений должна быть больше, чем в средних и старших, но в соответствии с учебными задачами каждой отдельной части урока и успеваемости учащихся.

5.  Контрольный, экзаменационный урок

Готовить экзаменационный урок рекомендуется заранее. Во-первых, этот урок целесообразно проводить тогда, когда педагог убедился, что изучаемый материал хорошо изучен учащимися. Во-вторых, важно, чтобы содержание урока охватывало основные положения изучаемого материала.

6.  Смешанный или комбинированный урок

Своё название он получил оттого, что при проведении в нём сочетаются различные цели и виды учебной работы, включая работу над пройденным материалом, осмысление и усвоение новой темы, выработку практических умений и навыков.

Воспитывая внимание на уроках, необходимо придерживаться некоторых правил.

1.        Входя в учебный зал, преподаватель должен застать учащихся спокойно
стоящими на своем месте у станка. Это позволяет им нормально, без дополнительных
наставлений со стороны педагога перейти к занятиям, исполнив традиционное приветствие учителю и концертмейстеру в виде сценического поклона. Такое начало урока не дань традиции или простая формальность, а полезный подход к работе над вниманием. Когда же ученики, особенно младших классов, при появлении учителя продолжают чем-то развлекаться и, с трудом успокаиваясь, занимают свои места, это означает, что к уроку они не готовы, что внимание их занято совсем другими делами.

Начало урока — это уже учебное действие. От того, насколько внимательно учащиеся начинают урок, зависит дальнейший успех в работе. Поэтому начало урока необходимо организовать очень четко, помня, что из малого создается большое и что умение собрать свое внимание перед выходом на сцену крайне необходимо будущему артисту балета. Такой подход к уроку надо фиксировать во всех классах, от первого до последнего.

Все упражнения на уроках классического танца начинают обычно с различных подготовок (preparation), которые вводят учащихся в ритм и характер музыки, дают исходное положение, с которого начинается упражнение, соответственно направляют внимание на предстоящие действия. Если подготовка выполняется правильно по форме, но отвлеченно по характеру, значит, ученик не сосредоточил своего внимания на пред стоящем учебном действии.

2.        Все учебные задания надо предлагать учащимся без повторного объяснения,
кроме новых изучаемых движений. Преподаватель должен с предельной ясностью,
обстоятельно, но очень экономно по времени задавать учебные примеры,
совмещая показ
и пояснения
, особенно когда отрабатываются новые элементы. Таким образом, зрительное
и слуховое восприятие учащихся будет способствовать лучшей работе внимания, лучшему пониманию всех деталей задания, особенно в младших классах.

Составляя учебное задание, надо позаботиться 6 том, чтобы построение его не перегружало внимание учащихся. Правда, подобная перегрузка развивает хорошую сообразительность, ученики сразу «схватывают» построение задания, не путают порядок движений, быстро ориентируются в пространстве и времени, но чувство музыки, пластика танца, художественная завершенность и отточенность хореографического рисунка остаются при этом почти без внимания.

Сложность построения необходима в каждом учебном задании, но нельзя, чтобы она поглощала все внимание ученика. Каждая техническая трудность должна преодолеваться им осмысленно и художественно, а не механически. «Нагружать» внимание учащихся в течение урока необходимо с постепенным нарастанием, от простого к сложному, от малого к большому, без резких спадов и подъемов.

Кривая деятельности внимания учащихся должна повышаться равномерно и постепенно с учетом назначения и развития этого урока, каждой его части, каждого учебного задания. Экзерсис так же, как начальные и завершающие движения урока, вызывает меньшую степень напряжения внимания, чем adagio и allegro, так как здесь учебные задания даются с более сложной и силовой нагрузкой. Но к какой бы части урока ни относилось учебное задание, чрезмерная сложность его построения всегда больше приковывает внимание учащихся к тому, что делать, а не как делать.

Конечно, при изучении новых приемов танца внимание учащихся обычно больше, а иногда всецело обращено на технику движения. Когда же она усвоена, внимание их как бы само стремится обрести должную объемность и гибкость. Появляется возможность вникать в пластику танца и в содержание музыки, то есть заниматься искусством танца, а не гимнастикой.

Слишком легкое, примитивное построение учебного задания, чрезмерно быстрый
или слишком медленный темп его выполнения тоже нецелесообразны — они не
развивают должную силу и остроту внимания.        

Во время выполнения учебного задания замечания надо делать своевременно, поддерживая, а не рассеивая внимание класса, при этом неуклонно требовать, чтобы ученики выполняли очередное движение активно и детально готовились к следующему, связывая каждое из них в единое целое. Это научит будущих танцовщиков предвидеть все свои действия, учитывая рисунок, характер и музыкальность исполнения учебного задания. Искусство кантилены танца может быть освоено только таким путем.

Останавливать учащихся во время выполнения учебных заданий надо возможно реже и только при появлении грубых ошибок, вызванных распущенностью внимания.

Безусловно, у каждого преподавателя вырабатывается свой подход к исправлению ошибок. Здесь важно подчеркнуть еще раз, что мастерство будущего танцовщика должно развиваться на основе активного и мобилизованного внимания. Поэтому частые, малозначащие остановки или постоянные подсказывания — малополезный способ развития внимания. Конечно, каждое новое движение надо исчерпывающе объяснить и показать, проверить, как оно выполняется, и, если есть недочеты, устранить их. Когда же движение или ряд движений осваивается уже долгое время, а ученик все еще допускает элементарные ошибки, это значит, что его внимание не может действовать достаточно самостоятельно и длительно, так как приучено к посторонней помощи. Надо меньше упрашивать, а больше требовать от учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои действия.

3.  Когда упражнение закончено, ученики не должны сразу «выключать» своего внимания. Конец каждого упражнения надо ясно фиксировать, отчетливо ставить исполнительскую точку. Далее преподаватель делает замечания и помогает исправить допущенные ошибки. После этого ученикам дается возможность немного отдохнуть и ослабить свое внимание, с тем чтобы с новыми силами приступить к дальнейшей работе.

Для нормального развития внимания ученика необходимо, чтобы весь пройденный материал был хорошо усвоен, очередные задания не переусложнять и не упрощать, неуклонно воспитывая художественное  отношение к технике танца и музыке. Такой путь позволит ученику постепенно обрести должную культуру внимания, без которой творческая работа над танцевальным образом будет, как правило, поверхностной. 

вывод

Качество успеваемости учащихся, а также, всесторонние выполнение календарного плана во многом зависят не только от опыта, знаний и одарённости педагога, но и от степени его подготовленности к очередному уроку.  

Готовясь к уроку, педагог должен, прежде всего, определить его содержание, то есть тот учебный материал, из которого он будет слагаться, каждый урок классического танца всегда начинается с повторения пройденного, чтобы сохранить и дальше совершенствовать накопленные знания и навыки, а также изучать новый материал, намеченный в календарном плане. Тем не менее, подготовка к уроку в каждом отдельном случае будет меняться в зависимости от учебных задач.

В организации учебного процесса, и в частности уроков классического танца, большую роль играет планирование занятий, которое включает в себя учебный план, отражающий содержаний учебного процесса, учебную программу, соответствующую системе обучения и объему знаний, которые должны быть усвоены учащимися. Планирование предполагает различные сроки выполнения: годовое, полугодовое, на четверть, на неделю, а также важно планирование каждого урока в отдельности. Здесь важно различать типы уроков (вводный урок, урок первичного ознакомления, урок повторения, контрольный урок и др.) и ставить конкретные цели и задачи, соответствующие данному уроку

«Начинающему преподавателю рекомендуется составлять план предстоящего урока в письменном виде, фиксируя в нём  наиболее сложные учебные задания. Однако зафиксированный план урока не должен сковывать творческую мысль преподавателя. Сохраняя методическую целенаправленность своего первоначального замысла, педагог может несколько изменить или усложнить намеченное учебное задание в каждой части урока».

В работе преподавателя большое значение имеет правильное построение урока. Каждый урок классического танца опирается на закономерности его развития и строится по принципу от простого к сложному, от малого к большому и является как бы очередным, последовательно усложняющимся звеном в цепи всего курса обучения.

Таким образом, мы видим, что логически мотивированный план проводимого занятия пробуждает внимание, создаёт атмосферу творческого состояния. В результате ученик активен в освоении материала, работает увлечённо и достигает больших результатов. Путём целесообразно подобранных, постоянно повторяемых движений развивается тело и свободное пластическое управление движениями. Тренируется осмысленность исполнения каждого движения, необходимость использовать предыдущий опыт, умение «наложить» движение на двигательный аппарат и особенности строения каждого индивидуума.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.        Богословский В.В., Ковалев А.Т., Степанова А. М. Общая психология - М.: «Просвещение»,  1981.

  1.  Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб, 2001.
  2. Гнездилова И.Н. Очерки истории балета. - Курган, 1998.
  3. Карташев П.И. Внедрение педагогических рекомендаций в практику как управленческий      процесс/Внедрение достижений педагогики в практику школы. - М.: Педагогика, 1981.
  4. Подласый И.П. Педагогика. - М: Владос, 2001.
  5. Тарасов Н.  Классический танец. Школа мужского исполнительства. - Изд-во «Искусство»,    М.: 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольное занятие по классическому танцу

Здесь представлены материалы (задания) для проведения контрольного урока для детей 9-10 лет четвертого года обучения по хореографии....

примерное занятие по классическому танцу (в сокращении)

Тема: Работа над новыми элементами и ракурсами, включенными в комбинации для контрольного занятия....

Занятие – аукцион «Основы классического танца и гимнастики на полу» (для детей 3-го года обучения)

Занятие-аукцион - это одна из нетрадиционных форм контрольного занятия. Она позволяет педагогу проверить теоретические и практические знания обучающихся, активизировать их творческий потенциал. Аукцио...

План-конспект открытого занятия по классическому танцу 3 г.о.

Данный конспект поможет грамотно и правильно выстроить план урока....

План-конспект открытого занятия по классическому танцу 1 год обучения

Тема: «Классический  танец»Цель: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений. Выявление уровня освоения программы...

План – конспект открытого занятия по классическому танцу для детей 12-13 лет

Автором подробно раскрыты цель, задачи, план занятия и непосредственно конспект к самому занятию....

Методические основы планирования занятий у лиц с нарушением психического и интеллектуального развития

Средства, методы адаптивной физической культуры и методические приемы, используемые в процессе занятий физическими упражнениями у лиц с нарушением психического и интеллектуального развития...