Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол»
методическая разработка по русскому языку (10 класс) на тему
Методическая разработка учебного занятия по теме: « Глагол» может быть использована при изучении дисциплины "Русский язык" в образовательных учреждениях СПО. Занятие подготовлено с применением технологии дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_po_teme_glagol.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Сызранский медико-гуманитарный колледж»
Методическая разработка учебного занятия
по теме: « Глагол».
по дисциплине «Русский язык
для специальности 060501 Сестринское дело
с применением технологии дифференцированного обучения, технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся.
Составитель: Киреева Н.А.
г.о. Сызрань, 2013г
Тема «Глагол.»
Цели занятия:
Повторить и закрепить правописание суффиксов и личных окончаний глагола, правописание НЕ с глаголами.
Закрепить морфологический разбор глагола.
Развивать орфографическую зоркость студентов, их критическое мышление.
Воспитывать коммуникативную культуру обучающихся посредством диалоговой формы.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Оснащение: учебник, рисунки-схемы, таблица «Личные окончания глаголов», карточки «Три цвета – три формы» с разноуровневыми заданиями, карточки с текстом о Н.Н.Бурденко.
Место проведения: учебный кабинет ГБОУ СПО «СМГК»
Используемые технологии: технологии дифференцированного обучения.
7. План проведения занятия.
Список литературы и источников.
- Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2009.
- Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2009.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В, Русский язык. 10-11 кл. – М., 2010.Русское слово.
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2009.
- М.Охлопкова. Правописание глагола и глагольных форм. Журнал «Русский язык» N47 (335), 1-15.12.2003
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика . – М., 2008.
- Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2008.
- Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2008.
- Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2008.
9. Царенкова Т.А. Сборник тестов по русскому языку. Дубна: Междунар. ун-т природы, об-ва и человека «Дубна», 2002.
10. Медицинский портал. Великие врачи.http://www.medik-portal.ru/velikievrachi
Приложения
Карточка 1 – базовый уровень.
1.Прочитайте правило.
В неопределённой форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева, если в 1-ом лице единственного числа настоящего или будущего простого времени пишется -ую, -юю, и суффиксы -ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю: заведовать, заведовал — заведую, ночевать, ночевал — ночую, считывать, считывал — считываю, настаивать, настаивал – настаиваю.
Примечание. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необходимо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва-, которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же гласная, что и в начальной форме: запить — запивать
Запишите слова, пользуясь правилом, обозначьте орфограмму.
Угад…вать, разбрас…вать, сопутств..вать, во..вать, воспит…вать, перечит…вать, посвист…вать, подбрас…вать, честв..вать, развяз…вать, припляс…вать, обслед…вать, усил…вать, увелич…вать, участв..вать, предчувств..вать, постук..вать, разгул…вать, завед…вать, заканч…вать, отсроч…вать, негод…вать, приуроч…вать, буш…вать, рассредоточ…вать, упроч…вать, подытож…вать., арестов…вать, отсутств…вать, атак…вать, гор…вать, наста..вать, расе…вать, подта…вать, туш…вать, ноч…вать.
2.Укажите формы 1-го,2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени данных глаголов. Определите спряжение.
Дышать, класть, держаться, обследовать.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Флаг ре_т. Буревестник ре_л. Никого не увид_л. Ничего не вид_т. Успех завис_т от старания. Завис_л от родителей. Туча рассе_лась. Коробка плохо кле_тся. Разговор не кле_лся. Все опостыл_ло.
4. . Перепишите пословицы, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните написание ь.
1)Мален…кая лож.. за собой бол…шую ведёт. 2) Осенняя суш…, что острый нож… 3) Кто любит трудит…ся, тому без дела не сидит…ся. 4) У кого желч… во рту, тому все гор…ко. 5)Днем ран..ше посееш..,неделей ран…ше пожнеш…6) Хлеб-соль еш…, а правду реж…
Карточка 2 – общий уровень.
1. Выпишите глаголы в две колонки: 1) с суффиксом -ова- (-ева-); 2) с суффиксом -ыва- (-ива-).
1. Левинсон решил заноч..вать в тайге. (Фад.) 2. Ночью поднялся сильный ветер, и море разбуш..валось. (Арс.) 3. Почти вся земля в Якутске промерзла и только летом отта..вает не более чем на метр. (Б. Истомин.) 4. …Всякий Ларчиком прекрасным люб..вался (Кр.) 5. Гусар отмалч..вался и все хмурился. (С.-М.) 6. С поля боя выносили раненых, а Зина обеспеч..вала связь, тащила за собой катушки и аппарат, шла со взрослыми связистами вперед, в новые траншей. (Л. Кондрашова.)
2. Укажите, какой из глаголов-паронимов является переходным, а какой-непереходным. Образуйте формы прош.вр. и 3-го л.ед.ч. от этих глаголов.
Чернить-чернеть, обессилить-обессилеть, обезденежить-обезденежеть.
Запишите словосочетания, используя 1 пару глаголов.
3. Укажите номера слов, в которых допущена ошибка.
1. он клеет
2. он бреет
3. он растает
4. он зыблется
5. он гонет
6. он мелет
7. он стелет
8. он лелеет
9. он колышется
10. он грохочет
11. он пышет
12. он вертется
13. он услышет
14. он надеется
4. Сформулируйте правило «Правописание не с глаголами ».
Карточка 3 – продвинутый уровень.
1. Замените словосочетания глаголами с суффиксами -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).
Отдавать приказание, отдавать команду, давать совет, подводить итог, подвергать критике, подвергать риску, налагать штраф, выражать сочувствие, вести разговор.
2. Составьте словосочетания со следующими словами.
Недоглядеть — не доглядеть, недоедать — не доедать.
3. Указанные глаголы замените глаголами антонимами с безударными личными окончаниями. Составьте план выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола.
Любит, смеется, зажжет, забудет, сбережет, теряет.
4. К существительным подберите глаголы с безударными личными окончаниями в 3-м лице единственного числа, характеризующие профессию.
Чертежник, врач, поэт, художник, косарь, рыбак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка учебного занятия по теме "Румба и Вальс. Совершенствование исполнительского мастерства
На занятии используются приемы технологии ТРИЗ, направленные на развитие интеллектуальных способностей учащихся: мышления, памяти, воображения, а также получение и закрепление знаний в области м...
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия на тему: "Информация. Информационные объекты. Измерение информации"
Методическая разработка учебного занятия...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «В городе…Кто здесь живет?»
Создать условия для систематизации знаний обучающихся в употреблении лексических единиц по теме «В городе…Кто здесь живет»Практиковать в устной речи на базе изучаемого лексического материа...
Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Создание пейзажной композиции от возникновения замысла до эскиза»...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»
Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Концентрация растворов» по общеобразовательной учебной дисциплине Химия для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Данная методическая разработка составлена для проведения практико-ориентированного учебного занятия по общеобразовательной дисциплине «химия» для студентов первого курса, обучающихся по об...