Роль дополнительного образования в формировании модели ученического самоуправления
статья на тему

Гомзикова Юлия Владимировна

Сегодня в российской школе одним из приоритетов образования является гармоничное развитие личности ребенка, осознание им целостности окружающего мира.

И максимально эта цель может быть достигнута путем интеграции общего и дополнительного образования детей в различных сферах: образовательной, творческой, игровой, досуговой, исследовательской и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль дополнительного образования в формировании модели ученического самоуправления».

Сегодня в российской школе одним из приоритетов образования является гармоничное развитие личности ребенка, осознание им целостности окружающего мира.

И максимально эта цель может быть достигнута путем интеграции общего и дополнительного образования детей в различных сферах: образовательной, творческой, игровой, досуговой, исследовательской и др.

Чтобы был достигнут положительный результат необходимо взаимодействие педагогов, учащихся и родителей. И главное, заинтересованность всех сторон в решении общих задач. Именно к этому стремится коллектив нашей гимназии, вовлекая учащихся в решение общешкольных проблем, тем самым, способствуя развитию школьного самоуправления.

Любая работа с детьми, тем более в сфере их социального самоутверждения, не терпит методов проб и ошибок, авторитарного воспитательного воздействия взрослых, далеких от детства. Лучше всего общий язык найдут не взрослый и ребенок, а подросток и подросток, ведь дети сами знают, что их интересует – проблемы, темы.

В нашем понимании Совет Гимназии – орган детского самоуправления, который работает под руководством педагога, планирует, организует, оказывает помощь в подготовке и проведении общешкольных дел.

При планировании работы старшеклассники ориентируются на традиции семьи, школы, на потребности и интересы сверстников, календарные праздники и пр. Это позволяет более полно раскрыть потенциал учащихся, дать возможность проявить себя в различных видах деятельности.

Совет Гимназии формируется из учащихся 5-11 классов по желанию ребят и исходя из их возможностей. Совет подразделяется на Младший ученический совет и Старший ученический совет, которые постоянно взаимодействуют друг с другом.

Особенностью групповой работы в Совете Гимназии является полное равноправие всех членов совета, что особенно благотворно сказывается на поведении вновь прибывших и младших учеников. Благодаря преемственности Совета и постоянному общению более взрослых членов с младшими (вновь прибывшими) создаются  и поддерживаются традиции гимназии. Особенностью совместной работы детей является так же обращенность их, прежде всего на партнера, учет в собственном действии позиции других участников. Дети при этом осваивают те стороны учебной, творческой, организаторской деятельности, которые обычно берет на себя преподаватель.

Этап организации, вхождения в совместную работу детей невозможен без взрослого, его помощи, но для положительного результата взрослый обязательно должен быть заинтересован в данной деятельности. Именно на этом этапе важно найти ответы на вопросы:

  • Какие школьные проблемы реально успешно решить совместно педагогам и учащимся?
  • Что нужно сделать, чтобы эти проблемы были решены?
  • В чем будет заключаться взаимодействие педагогов и учащихся в решении школьных проблем?
  • Кто же конкретно будет этим заниматься?

Как показывают результаты, начав действовать сообща, дети сами регулируют в дальнейшем свои отношения и обсуждают деловые вопросы, разрешая в свободной дискуссии спорные проблемы. Дети знают, что в любое время можно обратиться за помощью к взрослому, например, за дополнительной информацией и т.д.

В начале учебного года происходит коллективное планирование работы Совета Гимназии по основным направлениям, в ходе которого учащиеся понимают, что от их слов и действий зависит проведение различных мероприятий для всей школы. Затем план утверждается совместно с педагогами, курирующими эти направления, и здесь задача педагогов заключается еще в том, чтобы создать мотивацию для активности, заинтересованности учащихся, потребности в успехе, в самовыражении.

Формируются Советы дел и далее уже начинается непосредственно сама работа.

Понятно, что практически вся деятельность будет внеурочная. Для положительного результата с точки зрения воспитания подростков, необходимо чтоб внеурочное время было наполнено продуктивной деятельностью, воспитывающей общественную активность и ориентирующую учащихся на социально значимые ценности.

И бесспорно первое место в решении этой задачи принадлежит Дополнительному образованию.

Польза дополнительного образования в том, что занятия в кружках и секциях учат ребенка внутренней дисциплине, умению планировать свое время, относиться ответственно к учебе, повышению самооценки.

В нашей гимназии всегда активно работали различные кружки и секции, ребята неоднократно занимали призовые места на всевозможных конкурсах. Отделение Дополнительного Образования детей так же способствует развитию школьного самоуправления через взаимодействие школьного образования и внешкольной досуговой деятельности.

Но в первую очередь, ОДОД - это возможность учащимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой работой, спортом и другими видами деятельности – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Ребята из Совета Гимназии активно сотрудничают с педагогами ДО, вовлекают в работу по подготовке общешкольных праздников членов театральных, музыкальных, хореографических коллективов.  Ведь организация досуга является наиболее интересным направлением в работе органов самоуправления, поэтому и формы здесь самые разнообразные: конкурсы, тематические викторины, дискотеки, концерты, шоу, гостиные и т.д.

Еще одним примером тесного сотрудничества школьного самоуправления с ДО является ежегодный туристский слет в Лемболово, который планирует, готовит и проводит Совет дела совместно с членами туристского кружка.

Глядя на работу ДО коллектив нашей гимназии не может не согласиться с тем, что ДО располагает значительными возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Занятия в кружках и секциях дают заряд положительных эмоций, спасают ребенка от стрессов и неуверенности, дарят радость побед над собой. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему. Если кто-то не способен учиться на отлично, то нужно дать возможность проявить себя в других областях, тогда и школьные проблемы урегулировать будет гораздо проще.

Благодаря постоянному совместному взаимодействию ДО и школьного самоуправления создается ситуация успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании. Участие в различных видах деятельности способствует самореализации личности, стимулирует к творчеству, делает жизнь еще более насыщенной, интересной и социально значимой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель ученического самоуправления в классе

Данная презентация предназначена классным руководителям. Помощь в создании модели самоуправления в любом классе....

Описание модели ученического самоуправления

Пояснительная запискаВ отечественной системе образования произошли сущностные изменения. Главная цель этих изменений - достижение нового качества образования, обеспечивающего развитие России в новых у...

Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта...

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Проект «Школьный парламент»: Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе самоуправления МБОУ «СОШ №17»

Создание эффективной модели ученического самоуправления в системе   самоуправления МБОУ «СОШ №17»...

Роль дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий.

В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании у обучающихся УУД...