Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей
статья по теме

Прошкина Наталья Геннадиевна

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей

Слайд 2

В настоящее время дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений : художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; культурологическое; экономико-правовое. 2

Слайд 3

Эколого-биологическое дополнительное образование детей , направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. Возникшие во всем мире проблемы экологии, сохранения лесных массивов, очищение рек и других водоемов, бережное отношение к флоре и фауне, - все это требует изменения сознания подрастающих поколений, совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей в области эколого-биологической направленности; позволяет привлечь к работе с детьми ведущих ученых и специалистов. Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Вместе с тем, дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования. Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей, по-прежнему, является художественное дополнительное образование . Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования. Направления дополнительного образования 3

Слайд 4

особенности обучения и воспитания в системе дополнительного образования Удовлетворение интереса к естествознанию, искусству, технике, спорту. Свобода выбора школьником: кружка, курса, научной секции; программ ориентированных на партнерство, которые часто разрабатываются совместно педагогами, родителями и детьми; стиля делового, демократического общения равноправных партнеров; времени и темпа освоения программ; интенсивности и глубины изучения заинтересовавшего школьника явления (все о немногом). Опережающий характер научных знаний. Самостоятельное научное исследование под руководством квалифицированных педагогов. Многообразие форм деятельности. «Стартовая площадка» для профессиональной ориентации школьника. Право на самоопределение. 4

Слайд 5

Колье 5

Слайд 6

Колье 6

Слайд 7

Браслет 7

Слайд 8

Ансамбль – воротник, колье, серьги 8

Слайд 9

Пасхальные яйца 9

Слайд 10

Пасхальные яйца 10

Слайд 11

Большая императорская корона 11

Слайд 12

дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач выровнять стартовые возможности развития личности ребенка; способствовать выбору его индивидуального образовательного пути; обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”; содействовать самореализации личности ребенка и педагога 12



Предварительный просмотр:

Роль дополнительного образования в формировании нравственных ценностей

Современная педагогика характеризует термином “дополнительное образование” всю ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта.

По своему содержанию дополнительное образование детей является всеохватывающим. В окружающей нас действительности, будь то живая или неживая природа, система общественных отношений, сфера сознания, нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности.

Школьник сегодня по своему воспитанию во многом продукт ноосферы (по Вернардскому - взаимодействие природы и общества, в результате преобразующего мир творческой деятельности человека, опирающийся на научную мысль). Последнее означает, что подход к его воспитанию и обучению не может быть таким же, как десять лет тому назад. Это обуславливает новое понимание личности, значимости ее связей и отношений с другими, изменение самих подходов к обучению. Чтобы приобщить школьников к истокам идейно-нравственных ценностей, необходимо, чтобы они стали ценными для личности, обрели смысл и значимость. Следовательно, учащиеся должны иметь ту или иную ценностную ориентацию, отражающую основные духовные ценности, и тем самым выступать в качестве их основных носителей.

Главным посредником на этом пути выступает учитель и формируемый им вокруг себя нравственно-психологический климат.

Нравственно-ценностные ориентации учащихся складываются в результате отражения мировоззрения родителей, учителей, а также подражания тем традициям, обычаям, правилам поведения, которые характерны для данной личности, города.

В настоящее время дополнительное образование детей в нашей гимназии представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие (слайд 2):

  1. художественно-эстетическое;
  2. научно-техническое;
  3. спортивно-техническое;
  4. эколого-биологическое;
  5. физкультурно-оздоровительное;
  6. культурологическое;
  7. экономико-правовое.

Система дополнительного образования занимает в образовательной деятельности гимназии особое место. Эта форма работы расширяет и дополняет базовый и гимназический компоненты учебного плана гимназии, помогает создать индивидуальную образовательную среду для каждого гимназиста, удовлетворяет его потребности в приобретении знаний, умений, навыков, развивает его мотивацию к учебно-познавательной деятельности, дает возможность для практической деятельности ребенка, помогает сохранить и укрепить здоровье, вести здоровый образ жизни, создает условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей гимназистов.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей возможно и наиболее продуктивно практически во всех группах дополнительного образования.

Способы организации дополнительного образования детей в современной школе

Анализ развития дополнительного образования детей показывает, что сегодня в общеобразовательной школе существует четыре основных модели его организации.

Первая модель характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом. Вся внеклассная и внеурочная деятельность школы полностью зависит от имеющихся кадровых и материальных возможностей; стратегические линии развития дополнительного образования не прорабатывается. К сожалению, пока что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет определенный смысл, поскольку способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая система оно еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и взрослых. Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данной школе. При этом в практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе существует в учебно-воспитательных комплексах (УВК). На сегодняшний день модель является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку в ней органично сочетаются возможности всех видов образования. В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура внешкольного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Основные направления дополнительного образования (слайд 3)

Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. Возникшие во всем мире проблемы экологии, сохранения лесных массивов, очищение рек и других водоемов, бережное отношение к флоре и фауне, - все это требует изменения сознания подрастающих поколений, совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей в области эколого-биологической направленности; позволяет привлечь к работе с детьми ведущих ученых и специалистов.

Физкулътурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в системе дополнительного образования детей ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации. Вместе с тем, дальнейшее развитие детско-юношеского спорта должно осуществляться не только за счет увеличения количества спортивных школ, но и за счет развития других форм внеклассной и внешкольной работы с детьми, создания физкультурно-оздоровительных и спортивных секций и клубов в учреждениях общего и профессионального образования.

Одним из самых массовых и популярных среди детей и родителей, по-прежнему, является художественное дополнительное образование. Именно через искусство, художественное творчество происходит передача духовного опыта человечества, способствующего восстановлению связей между поколениями, воспитанию творческой личности, ранней профессиональной ориентации и самоопределению ребенка, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

Первоначально кружок бисероплетения существовал как раздел прикладного искусства «Вышивка гладью». На занятиях давались понятия о технологии выполнения ручных швов, о композиции, ритме и симметрии в прикладном искусстве, цветовых схемах, теплых и холодных цветах. Многие работы участвовали в городских и областных выставках.

Постепенно, наблюдая непосредственный интерес учащихся к плетению бисером, направление бисероплетения стало основным в работе кружка. На занятиях дается теоретическая основа плетения бисером, даются приемы практической работы для закрепления навыков. Работы и задания выдаются по индивидуальной программе, потому что обучение проводится в различных возрастных группах.

Занятия проводятся тематически. К новому году – украшения на елку, фигурки снеговиков, Деда Мороза, новогодние шары и звезды. К 23 февраля – брелки и чехлы к телефонам, к 8 марта – цветы.

Большой интерес вызывало изготовление пасхальных яиц (слайды 9, 10). Сначала это было традиционное плетение. Затем появились самостоятельные тематические проработки – изображения церквей, животных. Последней из работ было изготовление миниатюры большой императорской короны. Идея зародилась у учащейся после посещения Грановитой палаты. В перспективе есть желание учащихся освоить тематику яиц Фаберже.

На основе изложенного выше можно выделить следующие особенности обучения и воспитания в системе дополнительного образования, которые могут способствовать развитию творческого потенциалы личности (слайд 4):

1.Удовлетворение интереса к естествознанию, искусству, технике, спорту.

2.Свобода выбора школьником:

  1. кружка, курса, научной секции;
  2. программ ориентированных на партнерство, которые часто разрабатываются совместно педагогами, родителями и детьми;
  3. стиля делового, демократического общения равноправных партнеров;
  4. времени и темпа освоения программ;
  5. интенсивности и глубины изучения заинтересовавшего школьника явления (все о немногом).

3.Опережающий характер научных знаний.

4.Самостоятельное научное исследование под руководством квалифицированных педагогов.

5.Многообразие форм деятельности.

6.«Стартовая площадка» для профессиональной ориентации школьника.

7.Право на самоопределение.

Вывод (слайд 12):

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  1. выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  2. способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  3. обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
  4. содействовать самореализации личности ребенка и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"

Данный материал позволит педагогу дополнительного образования провести родительское собрание для привлечения детей к занятиям кружка; родителям понять, для чего ребенку нужно дополнительное образовани...

Роль дополнительного образования в формировании модели ученического самоуправления

Сегодня в российской школе одним из приоритетов образования является гармоничное развитие личности ребенка, осознание им целостности окружающего мира.И максимально эта цель может быть достигнута путем...

Роль концертмейстера дополнительного образования в формировании толерантности посредствам творческого потенциала образовательной программы

Высшим результатом образования является терпимость.Хелен Келлер, американская писательница ХХ в....

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...

Роль дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий.

В статье рассматривается роль дополнительного образования в формировании у обучающихся УУД...