Методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»
методическая разработка по теме

Меркулов Константин Владимирович

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация со временем забывается, претерпевает искажения, трансформации (феномен аберрации памяти). Вместе с тем в условиях растущей информационной открытости образовательных процессов каждый педагогический работник обязан иметь адекватный ответ на любые вопросы, касающиеся этих процессов, возникающие у любого их участника. Кроме того, нормативная база постоянно изменяется, и не всегда изменения доходят до педагогов в неискаженном виде. Данный обучающий семинар призван решить эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_obuchayushchego_seminara.docx54.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка обучающего семинара  «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»

Аннотация

Данная разработка направлена на получение новой и  обобщение имеющейся информации о нормативно-правовой документации для педагогических работников дополнительного образования. Мероприятие организовано методическим  отделом  ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт-Петербурга.

Содержание

1.        Пояснительная записка……………………………………..3

2.        Организационная часть……………………………………..5

3.        Практическая часть…………………………………………5

4.        Рефлексия, заключительная часть………………………….6

5.  Выводы………………………………………………………7

5.        Список использованной литературы……………………….8

6.        Приложения………………………………………………….9-10

Пояснительная записка

Данный семинар требует предварительной подготовки участников, поэтому его проведение более эффективно в своем образовательном учреждении. Предлагается выбрать 5-7 пар педагогов дополнительного образования и предложить им совместно подготовить выступление об одном из правовых актов, формирующих правовое поле их профессиональной деятельности: форму выступления выбирают сами педагоги.

 Цель: рассмотрение, дополнение и систематизация информации о нормативных актах,  необходимых педагогам дополнительного образования для осуществления ими их профессиональной деятельности.

Задачи:

- ознакомить с новыми документами Правительства РФ;

- дать информацию об актуальных правовых актах, определяющих профессиональную деятельность педагога дополнительного образования в рамках правового поля;

- обобщить и систематизировать правовые знания участников семинара;

- способствовать укреплению командного духа педагогов дополнительного образования учреждения.

Формат работы: обучающее семинарское занятие.

Целевая аудитория: педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования.
 

Ожидаемые результаты:  педагоги  усвоят систематизированную информацию о правовых актах, определяющих их профессиональную деятельность на сегодняшний день.

Формы работы: комбинированная (групповая).

Методы реализации: наглядный, словесный, иллюстративный, интерактивный.

 Материально-техническое обеспечение:

компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; 
раздаточный материал, ручки (карандаши),

видео-презентация Министерства образования и науки Российской Федерации «Концепция развития дополнительного образования детей»: https://www.youtube.com/watch?v=YuBSG0_K_Ws&feature=youtu.be  (Приложение №4)

Перечень рассматриваемых нормативно-правовых актов:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р.

4. Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.

5. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

7.  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся».

Основные понятия, используемые в семинаре:

Закон об образовании – закон, который определяет государственную политику в области образования; разграничивает компетенцию и ответственность в области образования органов государственной власти разных уровней; регламентирует организацию и функционирование системы образования; направлен на обеспечение конституционного права граждан на образование.

Конвенция о правах ребенка – международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США.

Концепция – система взглядов на что-нибудь; основная мысль.

Обучающийся – гражданин, получающий образовательные услуги в одном или нескольких  образовательных учреждений, действующих в рамках ФГОС.

Педагог дополнительного образования -  это работник школы или учреждения дополнительного образования (клуб, дом творчества и т.д.). Обязанности этого специалиста – реализовывать дополнительные образовательные программы, которые имеют различные направления.

Система дополнительного образования – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

1. Организационная часть

Ведущий приветствует участников семинара и озвучивает его цель и задачи, сообщает план работы, после чего предлагает провести упражнение.

Упражнение-настройка

Участники, начиная с правого соседа ведущего, в произвольном порядке присваивают друг другу порядковые номера по числу людей в аудитории. Выбранные ведущим ассистенты раздают участникам заранее подготовленные карточки с номерами. После чего ведущий предлагает рассчитаться по обратному порядку номеров, от большего к меньшему. Затем ведущий предлагает произвольному участнику назвать любой юридический термин и передать слово любому участнику, назвав номер его карточки. Названный участник произносит другой юридический термин и таким же образом передает слово следующему, пока не выскажется последний участник. Ведущий фиксирует упомянутые термины.

2. Практическая часть

Ведущий предоставляет слово парам участников, подготовившим выступления, в следующем порядке:

∙        Конвенция о правах ребенка.

∙        Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации».

∙        СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

∙        Концепция развития дополнительного образования. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.

∙        Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р.

∙        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

∙        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования обучающихся».

3. Рефлексия, заключительная часть

Ведущий подводит итоги семинара, акцентируя внимание слушателей на последовательности выступлений, соответствующей приоритетности нормативных правовых актов – от высшей приоритетности международных по нисходящей до локальных актов.

Затем ведущий просит поделиться впечатлениями, оценкой проведенного времени, и предлагает участникам заполнить экспресс-тест Приложение №1. После заполнения озвучивается верный вариант ответа (заполненные формы экспресс-теста остаются у участников).

Упражнение-настройка завершающее

Ведущий снова предлагает произвольному участнику назвать любой юридический термин и передать слово любому участнику, назвав номер его карточки. Названный участник произносит другой юридический термин и таким же образом передает слово следующему, пока не выскажется последний участник. Ведущий фиксирует называемые термины, а затем сравнивает их с набором, прозвучавшим в начале семинара. Разница заметна: при втором проведении упражнения чаще упоминаются термины, связанные с тематикой семинара.

Раздаются анонимные формы обратной связи Приложение №2, которые собираются после заполнения и окончания мероприятия.

Выводы

  1. Обратная связь показала, что мероприятие признано полезным, особенно молодыми педагогами.
  2. Итоги экспресс-теста продемонстрировали, что наибольшие проблемы вызывают нормы СанПиН. Принято решение провести краткое обучающее мероприятие, посвященное им, в начале следующего учебного года.
  3. Признано оптимальным проводить одно обучающее мероприятие этого направления за учебный год, если не возникает необходимость срочно ознакомить педагогических работников с новыми принятыми актами.

Список использованной литературы

1.        Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под редакцией В.С. Кукунина. – М.: ИКЦ “МарТ”: – Ростов н/Д, 2006. 

2.        «Российская газета», Федеральный выпуск №6693 (122).

3.        «Российская газета», Федеральный выпуск №6255 (279).

4.        «Вестник образования», №2, январь, 2007 год.

5.   Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002

5.   Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств-участников Содружества Независимых Государств. – М., 2004.

7. Ожегов, С.И.; Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка Издательство: М.: Аз; Издание 3-е, стер., 1996 г.

8.        Сайт «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/

9.        портал ГАРАНТ.РУ http://base.garant.ru/70291362/#friends 

10.        Портал ГАРАНТ.РУ http://base.garant.ru/70733280/ 

11.        Портал ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70631954/#0#ixzz3FR9NdkQa

12.   Сайт ООН: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

Приложение №1

Оцените, пожалуйста, время, проведенное Вами на семинаре

Провел время с пользой

Узнал новое для себя, систематизировал прежние знания

Ничего интересного, пустая трата времени

Чрезмерная информационная насыщенность

Что хотелось бы увидеть на следующем семинаре ____________________________________________

________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Экспресс-тест

1. Минимально допустимый уровень освещенности в аудиториях для теоретических занятий с детьми 7-11 лет.

     250-300 лк

     300-500 лк

    500-600 лк

2. Наличие какого компонента учебно-методического комплекса  как обязательного на аудиторных занятиях творческих объединений определяет Приказ Минобрнауки  Российской Федерации от 29.08.2013 №1008?

     Наглядные        с   средства обучения

    Журнал учета работы пед педагога

   Документ не рег- реламентирует состав и использование УМК

3. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в выходные и каникулярные дни.

       до 3 акад. часов

       до 4 акад. часов

     до 5 акад. часов

4. В пояснительной записке к дополнительной образовательной программе раскрываются:

     педагогическая цел целесообразность

    календарно-тематиче- скиский план занятий

     цели и задачи занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа обучения педагогических кадров "Современные подходы к организации профессиональной деятельности педагога дополнительного образования"

Данная программа  направлена на повышение квалификации педагогов дополнительного образования и  может быть использована в работе методистами ОДОД....

Реферат профессиональной деятельности педагога дополнительного образования ГБОУ СОШ № 494 по программе «Настольный теннис».

Настольный теннис - динамичный и  увлекательный   вид   спорта. В современном занятом мире это один из наиболее доступных видов спорта, ведь стол можно поставить везде при нал...

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Образец портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования - руководителя школьного музея (аттестация на первую квалификационную категорию по должности "педагог дополнительно...

Портфолио профессиональной деятельности педагога дополнительного образования Зайцевой Елены Эдуардовны

Портфолио содержит анализ  педагогической деятельности за 2011-2015гг. Перечислены результаты и достижения педагога-руководителя хореографического объединения "Фантазия" и театрального объединени...

Самоанализ профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

Во внеурочное время ребята расширяют и углубляют свои знания и умения в кружковой работе.  Оно не дает готовых рецептов, а требует прочувствовать, самостоятельных творческих решений в практическо...

Информационные технологии в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования

В современном обществе информационные технологии играют все более важную роль в различных сферах деятельности, включая образование. Особенно в профессиональной деятельности педагогов дополнитель...