Методическая разработка "Весенний хоровод"
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
Предполагаемая программа рассчитана для детей среднего и старшего школьного возраста. Она может проходить в форме праздника или обрядового действия, которое происходит в стилизованной деревне у "околицы дома", "на лугу в деревне". Цель познавательно-игровой программы "Весенний хоровод" – создание особой среды, в которой происходит погружение в мир традиционной культуры, ознакомление с музыкальными жанрами фольклора и обрядами, обычаями Пасхи. Задачи: - приобщить детей к культуре своего народа, увлечь и заинтересовать; - познакомить с обрядовым комплексом праздника "Пасхи"; - формировать представления о традиционном хороводе, культуре и этикете поведения в нем; - подчеркнуть неразрывную связь – единство человека с миром природы; - познакомить с христианскими представлениями праздника "Воскресенья Христова"; - приобщить к освоению фольклорно-этнографического материала; - раскрыть красоту, символику русского хоровода, во всех жанрах (игрового. обрядового, смешанного и т.д.); - научить правильно вести себя в хороводе, быть активным участником действия, быстро принимать решения; - познакомить с этнографией русского традиционного костюма и пасхального подарка; - формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики; - развивать эмоциональную сферу ребенка; - способствовать формированию музыкального вкуса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Весенний хоровод"Методическая разработка. | 45.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Познавательная программа
из цикла – семинара «Времен связующая нить».
«Весенний хоровод»
для педагогов и учащихся школ города.
БАЛАКИРЕВА Татьяна Ивановна
педагог дополнительного образования.
Санкт - Петербург
2015г
"Праздник – есть наш долг Богу"
(народная мудрость)
Яркую, очень живую многообразную сторону жизни русских крестьян составляла культура праздника. Праздник воспринимался как дело святое, угодное Богу, любой праздник требовал к себе уважения:
"В день свят – все дела спят"
Все: одежда, дом, подарок, игры, песни, пляски, должно быть "Достойно дню". чем значительнее праздник, тем ярче, богаче костюм, веселее звонче, длительнее игрища и гулянья.
Он необходим для человека, праздник – едва ли не главное событие в круговерти жизни. Каждое праздненство состояло из нескольких частей, действий, присущих именно этому и только этому случаю.
Самый торжественный и радостный Христианский праздник – Пасха – Светлое Христово воскресенье. Пасха - слово еврейское и значит "исход", "избавление", "Освобождение".
Это уже время прихода настоящей весны, победа ее над холодом. Праздник возрождения, воскресенья природы. В древней Руси именно с весеннего равноденствия начинался новый год. С новым периодом связано много магических обрядов, цель которых – обеспечить благополучие, хороший урожай, размножение скота, сохранить православные традиции в общине, а значит и благополучную жизнь для всей семьи.
Именно с этого дня начиналось веселое общение селян на улице, а детей и молодежи в хороводах на играх.
Хоровод ( круг, таног, карагод) – это не только праздничное развлечение, а особый микромир, со своими законами, правилами и определенными, традиционными нормами поведения для всех возрастных категорий.
В русской деревне были известны два вида хороводов: плясовые и игровые они делились на будничные и праздничные. Праздничные могли заводиться в определенные дни с определенным составом. Разные бывают хороводы, нга особицу и зовутся они: великоденские, петровские, пятницкие, ивановские, семицкие, капустенские и покровские.
Светлый праздник открывает хороводное веселье, Покровом кончается оно.
Для этикета молодежных развлечений характерна была четкая связь с определенными календарными датами и сроками. То, что являлось нормой поведения в определенные дни и периоды, считалось неуместным в другое время.
Характером хоровода определялся состав, он мог быть различным по возрасту – детский, девичий, женский, смешанный, общинный.
На праздниках предпочтение водить хороводы отдавалось молодежи, которая одевалась в лучшие наряды, встречала, набирала далее смешанный хоровод.
Повсеместно подростки, которые допускались к участию в хороводах и играх старшей молодежи, поначалу бывали только зрителями, им полагалось рано уходить домой.
Таким образом они проходили курс обучения, манеры поведения – этикета в хороводе, знакомились с традиционными песнями, наигрышами. Когда ж наступала их пора играть роль хозяев и заводил, они оказывались во всеоружии знаний и умений.
Этнопедагогика определяла часть игровых хороводов для детей. Даже когда ребенок лишь имитировал настоящий труд, он непременно и сознательно приобщался к старшим, а также к крестьянскому быту.
Хоровод – это чисто молодежная форма общения, в основе которой лежат коллективные и индивидуальные нормы поведения, касающиеся взаимоотношений юношей и девушек. Именно в праздничных хороводах, на "выставке невест", куда съезжалось много молодежи из разных деревень, представлялась возможность более широкого выбора.
Радость, веселье, игры – снимали естественную напряженность между молодыми людьми, способствовали развитию отношений, которые должны обязательно завершиться вступлением в брак. Семья воспринималась как нравственная основа правильного образа жизни. Взаимоотношения молодежи находились под постоянным контролем старших и всех жителей селенья, которые являлись активными зрителями окружающий хоровод. Четкие нормы поведения для разных хороводов, создавали основу для самодисциплины, исключали вседозволенность. Чувство уважения друг друга, старших входило в плоть и кровь детей и молодежи. В игровых хороводах учили быть добрыми, милосердными, прощать грехи, ошибки ближним своим и в то же время всегда и во всем сохранять чувство собственного достоинства.
Одной из основных задач, которая ставилась обществом была задача постепенного введения детей во взрослую жизнь, через любовь, ласку, общения в праздниках и хороводах, на примере старших. Эта задача остается и актуальной в наши дни, сегодня.
Цель познавательно-игровой программы "Весенний хоровод" – создание особой среды, в которой происходит погружение в мир традиционной культуры, ознакомление с музыкальными жанрами фольклора и обрядами, обычаями Пасхи.
Задачи:
- приобщить детей к культуре своего народа, увлечь и заинтересовать;
- познакомить с обрядовым комплексом праздника "Пасхи";
- формировать представления о традиционном хороводе, культуре и этикете поведения в нем;
- подчеркнуть неразрывную связь – единство человека с миром природы;
- познакомить с христианскими представлениями праздника "Воскресенья Христова";
- приобщить к освоению фольклорно-этнографического материала;
- раскрыть красоту, символику русского хоровода, во всех жанрах (игрового. обрядового, смешанного и т.д.);
- научить правильно вести себя в хороводе, быть активным участником действия, быстро принимать решения;
- познакомить с этнографией русского традиционного костюма и пасхального подарка;
- формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики;
- развивать эмоциональную сферу ребенка;
- способствовать формированию музыкального вкуса детей.
Предполагаемая программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста. Она может проходить в форме праздника или обрядового действия, которое происходит в стилизованной деревне у "околицы дома", "на лугу в деревне"
Для успешного проведения программы необходимо:
- осуществлять постановку с разучивания отдельных музыкальных номеров, фольклорных сценок;
- заготовить костюмы, необходимый реквизит;
- продумать оформление и интерьер в соответствии со сценарием;
- попытаться сохранить все традиционные формы обрядового действия;
- учитывать возрастные особенности детей;
- музыкальный материал звучит в соответствии от простого к сложному;
- необходимо подготовить выставку "Традиционного пасхального подарка";
- приготовить выставку книг по теме;
- желательно привлечь зрителей к участию в игровых хороводах, это придаст программе более яркий характер;
- заранее продумать место, время проведения, форму вознаграждения "волочебников".
Пасха – Праздник праздников, торжество из торжеств. Светлое Христово воскресенье, самый торжественный и радостный христианский праздник. Он символизирует обновление и спасение мира, человека, торжество жизни и бессмертия, над смертью, добра и света над злом и тьмой.
Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и воскресении. Русские люди считали, что любой праздник требует к себе уважения. Оно выражалось прежде всего в прекращении всех работ, в состоянии полной праздности людей. "В день свят – все дела спят", в заботе о внешнем виде деревни и собственного дома, в стремлении быть красивым и нарядным, в желании сделать общение более радостным и приятным. Люди появлялись в церкви, на улице в "доброй" т.е. красивой добротной одежде. Все должно быть достойно дню, чем значительнее праздник, тем ярче богаче костюм, веселее длительнее пляски и песни.
Пасхальное празднество представляет собой необыкновенное, красивое зрелище. С наступлением Пасхального утра мир преображался. В народе верили, что в Светлое Христово воскресенье вся природа ликует, а солнышко радуется, играет на небе. "Солнышко скачет, да играет во Христов День!" – говорили крестьяне. Рано утром все выходили любоваться природой, радуясь солнцу. Ребятня забиралась повыше и пели обрядовые "заклички". Молодежь ладила свое: "чуть заиграет солнышко, у них первая песня веснянка звучит, а за нее следом и первый хоровод. По приметам старых людей если солнышко на горизонте "играет", славя воскресшего Бога, то быть хорошему урожаю, красному лету, счастливым свадьбам, да хорошей, здоровой жизни.
В традиционной культуре, Пасха часто приходится на день весеннего равноденствия. Именно с него в крестьянском быту начинался Новый год, с новым периодом связано много магических обрядов, цель которых обеспечить благополучие посевов, размножение скота, а значит благополучную жизнь для всей семьи.
Пасхальная, Светлая, Великая, Радостная, Красная, Великоденская Неделя считается целиком праздничной, а каждый день ее Светлый. Каждый день в который звучит торжественный, праздничный, колокольный перезвон – БЛАГОВЕСТ
В первый день недели, рано утром совершался обрядовый обход дворов волочебниками. Название его происходит от типичного зачина песен, в котором употребляется глагол "волочиться" в значении идти, брести.
У русских он был более известен в Псковской, Смоленской, Калужской и Орловской губерниях. Волочебные песни близки к рождественским колядкам, они также включают в себя: зачин, с описанием поиска хозяйского двора; величания с благопожеланиями; и заключения с просьбой вознаграждения; с благодарностью за полученные дары. Волочебников возглавлял "заводила – починальник", который руководил всем ходом обряда, остальные "помогальчики", "подхватчики", один из них "мехоноша" - волочил мешок для угощений и конечно "музыкант".
Хозяева ждали волочебников , одаривали их со словами : "Христос воскрес!" Детские обходы символизировали хождение апостолов по Земле во главе с Иисусом Христом. Дети приравнивались к Христу, своей чистотой и святостью.
Таким образом происходило знакомство детей с православными традициями, через обряды и праздники, для того чтобы в дальнейшем они росли людьми верующими, милосердными, трудолюбивыми, жили "по божески", "по христиански".
Вторник в народе назывался "Купальница". В старину существовал обычай поливать водой всех тех, кто проспал заутреню. А девицы умывались святой росой – водой на красоту.
Со Святой среды – начинаются весенние хороводы, которые продолжаются до Покрова.
Четверг – посвящен поздравлениям молодоженов и приему их в круг женатых хозяев. Величанием с обходом дворов, который назывался "Вьюшник".
Пятница – именуется Прощеным днем. Особенно ценилось в народе умение прощать обиды другим.
Суббота – слывет в народе хороводницею, это самый разгар молодого веселья в деревне с игровыми да плясовыми хороводами.
С воскресенья – Пасху провожали, с торжественным колокольным звоном, особенно ярко это отмечалось молодежью на Красной Горке.
На протяжении всей недели главным символом праздника является крашеное или расписанное яйцо. Оно символизирует начало жизни. Христиане считают, что с потерей скорлупы (тела) оно обретает иное состояние вечной жизни скрытой во временной оболочке, таковой является жизнь Иисуса Христа. а написанные в "чистый четверг" яйца – "писанки" обладают большой магической силой с ними связано ряд обычаев и обрядов так же и крестьян. Любимым развлечением детей и молодежи остаются игры с "крашенками" на Пасху.
Пасху относят к обрядам где удивительно бережно сохранилась обрядовая трапеза. В этот день готовятся особые неповторяемые в течение года кушанья. Это Кулич и Пасха творожная. Куличи когда-то были приметой языческого быта. Это знак благодарения Богу за прожитую зиму, за хлебные запасы, которых хватило до весны, из остатков которых пекли обрядовое печенье – "жаворонков". В прошлом хозяйки, когда пекли кулич надевали чистую рубаху, подчеркивая значимость процедуры, если кулич удался, то все в семье будет благополучно. Смотрели по верхушке кулича как он поднимается, ровная ли корочка, поэтому его разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку и покрывая ее оставшуюся часть. Творожные Пасхи – олицетворяли гору Голгофу и украшались буквами ХВ, обязательно кулич и Пасха освящались в церкви. остатки пасхальной пищи никогда не выбрасывались – раздавались скоту или закапывались в землю, клали в зерна, разбрасывали по огороду.
Начиная с пасхи молодежь качалась на качелях, устраивала на улице гулянья и игры. Деревенская молодежь вместе с малыми ребятами заводила свои игры – забавы, начинала водить хороводы, в которых соединялась вся община.
Хоровод, таног, круг, карагод - занимал особое место в молодежном досуге. Это не просто сложное действие из движений, песен и музыки, а целый микромир со своими законами, правилами и определенными, традиционными нормами поведения для всех возрастных категорий. каждый участник должен не только владеть этим искусством, но и знать последовательность пения и движений в хороводе.
В русской деревне были известны два вида хороводов – плясовые и игровые, они делились на будничные и праздничные т.е. великоденские, троицкие, петровские, ивановские, семицкие, капустенские. и покровские. По составу они могли быть различны; детские, девичьи, молодежные, смешанные. двигался хоровод "по солнцу". Хождение по кругу знаменовавшее движение солнца, должно было содействовать быстрейшему пробуждению и расцвету природы.
Танцевальный рисунок хоровода был очень разнообразен шли "змейкой", "гуськом", завивались образовывали крест, полукрест или улиткой и т.д. Элементы южного плясового хоровода не похожи на северные хороводы, различны по характеру и составу.
Хороводы возглавляла и направляла ведущая хороводница, обычно более бойкая, умелая женщина, как правило, замужняя. Она вела хоровод и обучала хороводить. По крестьянским представлениям участвовать в хороводе девушки могли с 12 – 13 лет, местами с 14 лет. В иных местах в хоровод ходить начинали рано, но полноправными участниками его считались только с 16 лет. Семья сознательно наряжала старшую дочь и выставляла в хоровод, а младшая оставалась в тени до определенного времени. Даже в более зажиточных семьях считалось дурным тоном наряжать младших. Их праздничная одежда мало отличалась от будничной, а лишь была чище и одета аккуратней. Крестьяне с любовью и лаской относились к детям, не позволяя им излишеств.
Каждый участник хоровода обязан знать не только последовательность движений и пения, но прежде всего местные традиции, этикет и стиль поведения. Младшие допускались лишь в игровые хороводы, чаще они оставались лишь зрителями и рано уходили домой. Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Парни принимались в хороводы местами уже с 13 лет кое-где с 17 лет. Участие женатых молодых мужчин не возбранялось крестьянской этикой. Старшее поколение всегда присутствовали в качестве зрителей.
Чинный стиль соблюдался приемущественно на дневных хороводах. Около вечернего допускались вольные шутки, смех, крик, гам.
В зависимости от традиции собирался хоровод по-разному, набор шел по 2 – 3 часа вдоль всей деревни на севере, и мог возникнуть как бы случайно на юге.
То, что являлось нормой поведения в определенные дни и периоды, считалось неуместным в другое время.
Во время храмовых праздников почти везде устраивались смешанные, большие хороводы. Часто он сопровождался гармошкой, балалайкой, пляской под ритм хлопков в ладоши или частушки, гиканьем в такт танца. Все это носило оберегающий характер. Популярны среди крестьянской молодежи и детей были игровые хороводы, чаще они изображали крестьянский труд: как сеять лен, просо, мак и т.д.
В игровых хороводах ценилась подвижность, быстрота, находчивость.
Хороводы на брачные темы начинали водить под вечер, далее они переходили в "поцелуйные – целовальные" – игровые хороводы. Это действие сопровождалось определенной манерой поведения и этикетом, каждый старался проявить себя, что б только "хорошая" молва шла по деревне о нем. Т.о. в хороводе воспроизводились многие жизненные ситуации, они являлись способом подготовки к взрослой жизни. Радость, веселье, игры – снимали естественное напряжение среди молодежи, хороводы способствовали развитию брачных отношений, воспитывали и развивали творчески подрастающее поколение.
Таким образом основу крестьянской жизни составляла семья. На семейном совете решался вопрос, когда можно вставать в хоровод и кому, это был большой подарок участвовать в праздничных хороводах.
Все стороны крестьянской жизни были неразрывно связаны с верой. Православие было образом жизни, оно определяло поведение человека. Нравственные понятия и соответствующие нормы поведения прививались в семье детям с малых лет. Огромное влияние оказывало общественное мнение односельчан. Через семью шла передача традиций, культуры поведения, сохранялся главный принцип фольклора: преемственность поколений.
Шел непрерывный процесс обучения пенью, игре, танцам, прикладному творчеству и т.д. с подключением разных возрастных групп к общему достоянию. Деревенская община заботилась о продолжении духовно-богатого, здорового русского рода. Способствовала развитию брачных взаимоотношений среди молодежи. Совместные общие праздники и обряды создавали иллюзию равенства всех людей, что снимало социальную напряженность в обществе, укрепляло родственные связи.
В наши дни иной взгляд на мир, но не зря народная мудрость гласит: "Прожитого не прожить, а прошедшего не воротить", "Не будь грамотен, а будь памятен, может, что и сгодится"
Сценарий «Весенний хоровод»
Действующие лица:
- Соседки – Варвара – Авдотья.
- Ребятишки – «Волочебники» – дети разного
возраста с ними «Мехоноша» и «Заводила»
- Девушки – гуляющие на дворе - взрослые.
- Парни - неженатые ребята.
- «Гармонист» – аккомпаниатор.
Оформление зала:
В центре эскиз деревянного дома (на стене). С двух сторон ширмы имитирующие забор – «плетень» и открытое пространство «калитка» - у забора стоят скамеечки изображается "заваленка". На боковой стене картина "Весенний хоровод". Открытое пространство – луг, полянка или красная горка. Празднично оформлена выставка – дерево с пасхальными яйцами, колокольчики, веточки вербы, открытки и т.д.
Справа от центральной стены, за столом места для девочек-художниц. На столе – оборудование для изготовления «писанок».
У дома сидят соседки тихо напевая
"Духовный стих"
Авдотья – Да полно горе горевати, Варвара. Велик день идет! Пойдем на улицу гулять!
Варвара: – Погоди, погоди, слышишь, волочебники по домам ходят, может и к нам зайдут?
Соседки встают со скамейки, собираются на улицу. Волочебники, сидящие среди зрителей, встают и идут за Заводилой.
Заводила – Собирайтесь – ка Христа славить !
Да кто пойдет – молодец!
А кто не пойдет – пень – колода,
колода – дубовая!
Идут мимо зрителей, по кругу, к завалинке - поют, звеня в колокольчики
"Христос -воскресе сыне Божий!"
Навстречу волочебникам выходят соседки, волочебники обращаются к ним: требуют даров.
Мехоноша – Хозяюшка, наш батюшка
Не велел томить, велел дарить!
1 – Наши дары не велики
Не рублем дари, а полтиною!
Заводиле десяток яиц!
2 – Кто за ним поёт – по пяти
Мехоноше кусок пирога
Можно и печенье "Жаворонка"
3 - Кто не дает нам яйца
Околеет овца
А не даст пирога,
Корова вам без молока!
Авдотья убегает в дом за угощением, Варвара остаётся с волочебниками, знакомит их со своими племянницами.
Варвара: - Угощенья для вас уж приготовлены, и
пироги, и «Жаворонушки»… А вон и племянницы мои сидят - «писанки» для вас мастерят.
Волочебники подходят к художницам, знакомятся с ними, берут и рассматривают крашенные яйца. Заводила предлагает всем ребятам поиграть с яйцами.
Заводила: - А давайте-ка, ребята, поиграем – яйца
покатаем. Чьё дольше крутиться будет?
Игра «Раскрути яйцо».
Племянницы: - А мы ещё игру знаем, сейчас писанки покатаем…
-Ты катись яичко. Да ко думе Господней! Дай ты людям защиты и добра дай!
- Чтоб солнышко по кругу быстрей ходило, Землю – матушку согревало!
Племянницы приносят рушник, расстилают его и приглашают ребят к игре.
Игра «Яйцо на рушнике».
Авдотья выносит угощения: поднос с печением "жаворонки" и яйца "крашенки", угощает детей.
Соседки: - С праздником, с Христовым днем, с крашеным яйцом!
Волочебники (благодарят хозяек с поклоном): – Спасибо Вам! Христос Воскрес! Христос Воскрес для Вас!
Авдотья: – Порадуйтесь, ребятки, празднику и сердцем и душою. Да посетит Вас сегодня благодать небесная!
Варвара: – Солнце на Пасху играет всех забавляет! Во дворе гулять да лето кликать приглашает.
Ребятишки с печеньем "жаворонки" и свистульками выходят во двор, разбегаются по двору, свистят и звенят в колокольчики.
Заводила с мехоношей поют:
Ой, Кулики -Жавороночки
Благослови Божа
Весну – лето гукати!
Варвара (обращаясь к соседу): – Гармонист выходи ребятишек повесели, полно дома сидеть. Пусть они играют да поют Землю-матушку игрой пробуждают.
Гармонист садится на скамеечку играть.
Дети: – А давайте в "Селезня" играть.
Песня-игра" Я селезня я любила."
Авдотья: - Скоро сеять да пахать надо.
В игры на урожай играть.
Давайте-ка "Репку" вспомним.
Посадил дед репку.
Песня-игра «Репка».
Варвара: – Вот и девицы молодые на лужок идут хороводы водить, себя показать да молодцев выбирать. (Дети садятся на скамеечки)
Девицы ведут хоровод, поклоном приветствуют всех.
Хоровод "Пойдем девки лугом".
Девицы: - День добрый! С праздником! Христос воскрес!
Все: – Воистину воскрес!
Авдотья: – Поиграйте, девицы, с ребятней на урожай, да научите как "Мак" сажать.
Песня-игра"Ох на горе мак".
Олеся: - Чтоб усталость не брала в течение года, да работа ладилась играйте ребятишки в игры!
Галина: –Уж больно хорошо гармонь у вас играет, выговаривает!
Татьяна: - А вы ребятишки нам поиграйте в Светлый день. Злых духов прогоняйте, чтоб в соседних деревнях слышно было.
"Оркестр – Матанья".
Людмила: – Пасха - праздник возрождения, воскресения природы! Вот уже травка зеленеет, птицы поют. Вставайте-ка в хоровод, погуляем по травке. Заводите "Дубравку".
Песня «Дубравка».
Авдотья: – Дай Вам Бог девицы благополучную жизнь да женихов хороших!
Галина: - Заводи «Подушку»!
Наборный хоровод «Подрушка».
Варвара: – А где же ваши парни? Чего-то не видать?
Олеся: – Да все еще на заработках, уж скоро вернутся!
Татьяна: – Поглядите-ка народу собралось! И ребята из соседних деревень пришли.
Людмила: – Хватит им сидеть глаза на нас пялить! Выходите на народ и вставайте в хоровод!
Девицы заводят хоровод, вовлекают в него парней - зрителей.
"Уж ты девица" – наборный хоровод.
Татьяна: – Давайте с "вьюном" ходить…
Все участники встают в круг и повторяют хоровод «Уж, ты девица», где девица исполняет основную роль. Затем в центр выводится парень, по тому же принципу исполняется хоровод «Уж, ты молодец».
Олеся: - А я теперь утицей буду, да только селезня мне не выбрать… (Авдотья, помогая девушке, произвольно выбирает двух парней из хоровода. Даёт им платок)
Авдотья: - Нате вам цветной платок поканайтеся! Кому ж из вас с платком гулять! Да утицу целовать! (Авдотья помогает парням поканаться).
Целовальная игра «Селезень утку догонял».
Авдотья: – Разбирайте–ка, ребята, девиц, да по парочкам вставайте, пляску "Казачок" начинайте.
Пляска «Казачок».
Варвара: – Уж лучше всех плясала эта парочка, им и целоваться. В хоровод на поляну выводи Иван Татьяну!..(Пара выходит в круг – целуется).
Авдотья: - А ты, парень, не стесняйся, девицу за поцелуй благодари да вербочку подари. (Парень дарит девице веточку вербы).
Парень: – С праздником девица!
Без вербы не весна!
Девица: – Спасибо!.. (хлестает слегка вербой) Не я бью верба бьет! Будь здоров как вода, и расти как верба!
Варвара: - Что ты, парень… Да, не обижайтесь, ребята. Вставайте все на "Вербу".
"Верба" плясовая.
Людмила: – давайте-ка, частушки петь!
Девицы приплясывают с парнями, стоя полукругом, в центр выходят маленькие дети, исполняют
Детские частушки.
Варвара: - Заводи «Чибатуху»!
"Чибатуха"
Галина: – Походим девицы еще поводим хоровод, повеселим молодцев!
Олеся: - Ну, молодцы, вставайте к нам за хоровод.
Хоровод "Кругом города хожу".
Варвара: – Целоваться, да христосоваться сегодня самое время! Желаем вам всем в приближении Великого и Светлого Дня здоровья безоблачного, настроения улыбчивого да приветливого к ближним своим!
Все поют "В хороводе были мы" и с песней все уходят.
Авдотья поклоном всех провожает, возвращаясь на скамеечку к Варваре.
Волочебная
(Владимирская область)
- Не шум шумит,
Не гром гремит
* Христос воскрес
Сыне Божай
- Шумят, гремят волочебники
*
- Волочебники, люди добрые
*
- Люди добрые и народные.
- К чужу двору примыкалися.
- К хозяйскому, гродайскому.
- Пойдем-ка мы думу думати.
- Думу думати, церкву строяти
- На том дворе на пристоле.
- Причиста мать о сыне плачет.
- Душу Христа распинают.
- Гвоздем руки пробивают.
- Звонили во все звоны.
- Во все звоны калаколы.
- Калаколы звонют, звонют.
- Во всем враги погибают.
* Припев повторяется после каждого куплета.
Пойдем , девки, лугом
(Смоленская область)
- Пойдем девки лугом –2 р
- Нарвем цветов много – 2 р
- Навьем вянков много – 2 р
- А кто у нас паночек ? – 2 р
- Васютка паночек – 2 р
- Мы много тя спросим – 2 р
Верба
(Владимирская область)
- Верба, верба, верба я
Верба раскудрявая.
Ле ли, да ле ли, да лю ли я
Верба раскудрявая.
- Ой не расти верба во ржи,
Расти в поле на межи
Ле ли, да ле ли, да ле ли я
Расти в поле на межи
- Ой не кто вербу не берет,
Канарейка гнездо вьет
Ле ли, да ле ли, да ле ли я
Канарейка гнздо вьет.
- Ой канарейка Сашенька,
Соловушек Ванечка
Ле ли, да ле ли, да ле ли я
Соловушек Ванечка
- Ой разнизкой Ване поклон
Саша скучилась по нем.
Ле ли , да ле ли , да ле ли я
Саша скучилась по нем
Заклички
Ой кулики – жавороночки.
Прилетайте к нам. Гу – у.
Весну красную, лето теплое
Принесите нам. Гу – у.
Лето теплое хлебородное,
Лето жарче, жарче
Солнце ярче, ярче. Гу – у.
Ой, Весна
- Весна, весна красная
Приди весна с радостью.
С радостью великою, с милостью богатою!
- Со льном высоким,
С корнем глубоким
С корнем глубоким, с хлебом обильным!
- Весна, весна красная
На чем пришла, прибыла?
На сошечке, на бронечке!
Я селезня, я любила
(игровая)
- Я селезня, я любила.
Рубашку ему я купила.
Ты ли мой селезень,
Ты ли бравый молодой при рубашке.
- Я селезня, я любила.
Штаны ему я купила.
Ты ли мой селезень,
Ты ли бравый молодой.
При рубашке селезень,
При штанах селезень.
- Я селезня, я любила.
Сюртук ему я купила.
Ты ли мой селезень,
Ты ли бравый молодой.
При рубашке селезень,
При штанах селезень,
При сюртуке селезень.
- Я селезня, я любила.
Часы ему я купила.
Ты ли мой селезень,
Ты ли бравый молодой.
При рубашке селезень,
При штанах селезень,
В сюртуке селезень,
При часах селезень.
- Я селезня , я любила.
Кушак ему я купила.
Ты ли мой селезень,
Ты ли бравый молодой.
При рубашке селезень,
При штанах селезень,
В сюртуке селезень,
При часах селезень
В полосатом кушаке
Вот какой селезень!
Дубравка
(Брянск)
- Дубравка, Дубравка
Не маленькая травка.
* Ле,ой ле, ле, ле, ле – е – 2 р
- Не маленькая травка.
А я молоденька – а
*
- А я молоденька –а
По той травке гуляла.
*
- По той травке гуляла,
Смородинку рвала.
*
- Смородинку рвала,
Спелую в рукав брала.
*
- Спелую, ой матушке,
Зеленую – батюшке.
- Дубравка, Дубравка
Не маленькая травка.
* Припев повторяется после каждого куплета.
Посадил дед репку
(Курская область)
- Посадил дед репку, не малу, не редку
* Барыня ты моя, сударыня ты моя
- Дедка за репку тянет, потянет.
Тянет, потянет, вытянуть не может.
*
- Бабка за дедку, дедка за репку,
Тянут, потянут, вытянуть не могут.
*
- Внучка за бабку, бабка за дедку,
Дедка за репку тянут, потянут
Тянут, потянут, вытянуть не могут
*
- Жучка за бабку, бабка за дедку
Дедка за репку тянут, потянут,
Вытянуть не могут
*
- Кошка за Жучку, Жучка за внучку,
Внучка за бабку, бабка за дедку,
Дедка за репку тянут, потянут
Тянут, потянут, вытянуть не могут
*
- Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут, потянут, вытянули репку.
* Припев повторяется после каждого куплета
Игры. «Селезень утку догонял».
(Игра проходит, аналогично как игра «Кошки-мышки»)
Селезень утку догонял,
Селезень серу догонял.
Ходи утица домой,
Ходи серая домой.
У тебя семеро детей, восьмой селезень.
А девятая сама, поцелуй разок меня.
Кругом города хожу
Кругом города хожу, да кругом Киева хожу.
Все хожу, хожу, хожу да красну девицу ищу.
Красну девицу ищу, да я ее найду, найду.
Я ее найду, найду, да поцелуем одарю.
Уж ты девица
(наборный хоровод)
Уж ты девица, ты красавица,
Ты бери, выбирай себе молодца,
Ты бери, выбирай себе молодца.
Из компаницы у нас, котора нравится для Вас,
Из компаницы у нас, котора нравится для Вас.
Вы бояре – господа гулять пожалуй.
В поле ягода горела
(Алтай)
- В поле ягода горела, да
* Ля, ле – е, ля, ле –е горела, да
- Я ли там была, ягоду брала, да.
*
- Цветы на веночек сбирала, да.
*
- Красным девушкам гадала, да.
*
- Я ли да венок бросала, да.
*
- Я сама дружка поджидала, да.
*
- Что найдет венок, я знала. да.
*
Мак
(Курская область, игровая)
Ох на горе мак(э),
Под горою так(э).
На горе-то маковочки,
Золотые головочки.
Уж вы девки – и, вы боярки – и
Встаньте в ряд,
Бейте в лад, не выпустим пана с карагода.
Текст говорком: Барыня, барыня, мак поспел?
Пахать, поехали (сеять, полоть, молотить).
Чибатуха
(Курская область, частушки с кугиклами)
- Чибатуха, Чибатуха
Хорошая баба, наварила много щей,
Натопила сала (заварила чая)
- Чибатуха, Чибатуха
Хорошая баба,
Позвала гостей,
Чтобы было веселей.
- Гости щи поели,
Плясать захотели,
Плясать, играть, дроби выбивать.
- Заиграли во свирель,
Застучали во рубель
Ой ри, ри, ри
Их, их, их, ри, ри.
- Чибатуха, Чибатуха
Хорошая баба.
Ее знают три села,
она всем хороша!
Крашенки . Писанки –символ праздника.
(материал к выставке праздничного подарка)
Пасха – самый торжественный и радостный праздник. Он символизирует обновление и спасение мира и человека, торжество жизни и бессмертия над смертью, добра и света над злом и тьмой.
Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Оно является атрибутом весенне-летних земледельческих обрядов. Крашеное освященное яйцо занимает центральное место в пасхальной обрядности.
Окрашивать яйца начинали на Страстной неделе в Чистый Четверг, кое-где называли этот день "Красным" или "Красильным". Наиболее часто их красили естественными красителями: луковой шелухой, березовыми листьями, чабрецом, отваром "марены" и "зеленицы". Освящали их в церкви на Страстную субботу или в воскресенье.
Яйцо – символ жизни, начало всего живого, холодный замкнутый предмет. Человечество давно догадывалось о вечной жизни скрытой во временной оболочке. Красный цвет, в который окрашены яйца, означает, что новая жизнь омыта кровью Иисуса Христа. В южных регионах России их расписывали и символы несли свою магическую силу. Яйца дарили или угощались, играли, хранили до Троицы, чтоб отнести пасхальное яичко на могилку.
Старая христианская традиция – обмениваться в церкви при христосовании крашеными яйцами в знак любви и братского единства верующих. Их дарили как в этот день, так и на протяжении Светлой недели родственникам, знакомым и соседям, приходившим поздравить с праздником, брали с собой, когда шли в гости, раздавали нищим за помин души. В пятницу на пасхальной неделе было принято угощать, пришедших в гости к теще молодых, в особенности зятя, о чем говорилось и в поговорке: "Есть зять – готовь решето яиц". На Пасху, когда, придя с заутрени, садились за трапезу разговляться, яйцо съедали первым. Его брали на кладбище христосоваться с покойными родителями, чтобы и они разговелись. При этом одно или пару яиц крошили на могилу или оставляли около креста целыми, а иногда даже закапывали. Крестьяне верили, что птицы, для которых на могилу клали раскрошенное яйцо, помянут умершего и будут просить за него Бога, благодаря этому душа его получит облегчение на том свете.
Освященному яйцу приписывались магические свойства. С его помощью можно было приоткрыть завесу в потусторонний мири увидеть то, что обычно не доступно человеческому глазу. Рассказывали, что, если выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить его вдоль одной из дорог, выскочат черти и пропляшут трепака. Незаменимым считалось пасхальное яйцо и при поиске кладов. Нечистая сила охраняя клад, не дает его в руки, обманывает человека, пугает, застилает ему глаза, но если подойти к месту, где зарыт клад, с освященным яйцом, черти сами испугаются, разбегутся, и клад сделается доступным. Если не могли долгое время найти утопленника, также прибегали к помощи пасхального яйца, его брали в реку: над тем местом, где находился утопленник, вода начинала крутиться.
Особенно ценным и никогда не портящимся признавалось яйцо, полученное по окончании литургии от священника. Его давали съедать больному в убеждении, что после этого он обязательно поправится. Такой же большой магической силой наделялось первое подаренное на Пасху яйцо. В Енисейской губернии существовал обычай в Светлое Христово Воскресенье обмениваться яйцом с первым встречным, именно это яйцо считалось здесь наиболее чудодейственным. Верили, что оно спасает от нечистого, а если его хранить на божнице, не испортится три года. В Вятской губернии особенное яйцо выбирал случай. В Великую субботу хозяйка, окрасив яйца, клала на божницу столько яиц, сколько человек было в семье, плюс одно лишнее. То яйцо. что оставалось на следующий день на божнице не тронутым после того, как домашние разбирали яйца, для христосования во время пасхальной трапезы, называлось "христосиным яйцом", его оставляли лежать у икон и использовали как чудодейственное средство.
Во многих местах бытовало убеждение, что пасхальное яйцо может потушить пожар или не дать ему распространиться на другие дома в деревне. Для этого кое –где надо было просто кинуть его в огонь через забор, но чаще требовалось сначала три раза обежать вокруг горящего дома со словами "Христос воскресе!" и только тогда кидать его в огонь. В Иркутской губернии для первого пасхального яйца делали из бумаги нечто вроде лампады, которую вешали перед иконами. Когда случался пожар, яйцо давали девушке, известной своим благонравным поведением, или вдове, муж которой давно умер. Избранной женщине, по убеждению местных крестьян, достаточно было с пасхальным яйцом обойти горящую постройку, чтобы пожар утих. Если же вышеописанные действия не помогали, чтобы заставить огонь утихнуть и спасти другие дома в деревне, яйцо бросали в ту сторону, откуда дул ветер, полагая при этом, что ветер или утихнет, или изменит направление. Некоторые крестьяне были убеждены, что огонь, в который брошено яйцо, не распространится на другие постройки, потому что поднимется вверх столбом, будет "гореть как свечка", что с другой стороны, считалось свидетельством того, в горящем доме была оставлена икона или погиб человек
Охранительная и продуцирующая магические функции пасхального яйца, наиболее ярко проявлялись в ритуалах, связанных с хозяйственной деятельностью, например в сфере скотоводства. В Ярославской губернии с ним искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову или овцу. Деревенское поверье советовало утром на пасху оглаживать яйцом лошадей: "Не огладишь лошадку крашеным яицком, и корм ей в пользу не пойдет!". То же самое делалось и перед началом пастьбы с приговором: "Как яицко гладко и кругло, так и лошадушка моя будь гладка и сыта!". В Егорьев день перед выгоном на луга гладили по хребту пасхальным яйцом каждую скотинку, чтобы она не болела и шерсть ее была гладкой. Пасхальное яйцо сохраняли до дня первого выгона также для того, чтобы отдать его пастуху как вознаграждение.
Используемая литература
- Балов А. Из области народных верований. //Живая старина, 1894,
- Бернштам Т.А. Девушка – невеста и предбрачная обрядность в Поморье в 19 –20 вв. // Русский народный свадебный обряд: исследования и материалы. Л,1978.
- Богатырев П.Г. Верования великоруссов Шенкурского уезда. // Этнографическое обозрение, 1918, № ¾
- Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. // Новгородский сборник, Новгород, 1865.
- Болонев Ф.Ф. народный календарь семейских Забайкалья. Новосибирск, 1978.
- Виноградов В.С. материалы для народного календаря русского старожического населения Сибири. Иркутск, 1918.
- Герасимов М.К. Некоторые обычаи и верования крестьян Череповецкогоь уезда Новгородской губернии. // Этнографическое обозрение, 1885, № 4.
- Государственный музей этнографии народов СССР, Рукописный отдел, ф. 7 (Тенишева), оп 1
- Гуляев С.И. О сибирских круговых песнях. // Отечественные записки, 1839, № 3.
- Гуляе С.И. Этнографические очерки Южной Сибири.// Библиотека для чтения. СПб, 1848, т.90.
- Дилакторский. святочные шалости в Пельшемской волости Кадниковского уезда. // Этнографическое обозрение, 1898,
№ 4.
- Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. // Известия ОЛЕАЭ, т. ХХХ, 1977.
- Звонков А.П. Современный брак и свадьбы среди крестьян Тамбовской губернии Елатомского уезда. // Известия ОЛЕАЭ, 1889, т. LXI.
Земцовский К.И. Песни , исполняющиеся во время календарных обходов дворов у русских. // Советская этнография, 1973, № 1.
- Зобнин Ф. Из года в год. // Живая старина, 1894, вып. 1
- Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. // Известия ОЛЕАЭ, т. XIX 1890.
- Куликовский Г.И. Беседные складчины и ссыпчины Обонежья. // Этнографическое обозрение, 1889, кн.1.
- Курский сборник. Курск, 1902, вып. 3.
- Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. // Известия ОЛЕАЭ, 1878, ХХХ, вып. 2.
- Миненко Н.А. Досуг и развлечения русских крестьян Западной Сибири в 18 – первой половине 19 века. // Советская этнография. 1979. № 6.
- Можаровский А.Ф. Свадебные песни Казанской губернии. // Этнографическое обозрение, 1907, № 1-2.
- Неклепаев И.Я. Поверья и обряды Сургутского края. // Записки Западно – Сибирского отдела Русского Географического общества, 1903, кн. ХХХ.
- Никитина С.Е. Устная традиция в народной культуре русского населения Верхокамья. // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982.
- Петрушевич А.С. Общерусский дневник церковных, народных, семейных праздников и хозяйственных занятий, примет, гаданий. Львов, 1866.
- Снегирев И.М. Руссике простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1837, вып.2.
- Тульцева Л.А. Вьюнишники. // Русский народный свадебный обряд. Исследования и материалы. Л., 1978.
- Центральный государственный исторический архив, ф.91, оп.1. ф. 1022, оп.1, ф. 1024, оп.1.
- Чернышова М.Б. Музыкальная культура русского населения ВЕрхокамья. // Русские письменные и устные традиции и духовная культура, М., 1982.
- Шаповалова Г.Г. Егорьевский цикл весенних календарных обрядов у славянских народов. // Фольклор и этнография. Л., 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "У ворот хоровод"
Встреча весны и проводы зимы....
Методическая разработка занятия по изготовлению листиков из бисера "Осенних листьев хоровод"
Занятие было проведено в Доме детского творчества п.Коноша в рамках единого методического дня педагогов технологии и ИЗО.Занятие рассчитано на детей второго года обучения, занимающихся по дополн...
Методическая разработка занятия "Русский танец "Хоровод"
Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование для реализации приказа Министерства ...
Хороводы хороводятся, песни реченькой текут...
Данное занятие направленно на приобщение детей к истокам народной культуры, бережное хранение и изучения танцевального фольклора и развитию творческих способностей детей. Цель:...
Методическая разработка урока хореографии по теме: «Русский народный танец - хоровод. Виды хоровода»
Форма урока: урок-практикум Для того чтобы войти в природу народного танца, необходимо знать его национальную культуру, его духовные ценности. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно роди...
Методическая разработка на тему "Изучение весенних хороводов села Стропицы Рыльского района Курской области
Особое место в культуре каждого народа занимает музыкальный фольклор. Он играет одну из важнейших ролей в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего п...
Методическая разработка "Хоровод народов России"
Культурно-образовательная практика «Хоровод народов России»Цель: Знакомство учащихся с культурой, традициями, историей, особенностями быта народов России, формируя представления о гражданс...