Название практики | «Хоровод народов России» |
Цели
| Цель: Знакомство учащихся с культурой, традициями, историей, особенностями быта народов России, формируя представления о гражданской идентичности. Задачи: - формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждого народа и каждой личности;
- формирование национального самосознания;
- развивать уважение к людям независимо от их позиций и мнений, чувство ответственности за себя и своих близких;
- воспитание чувства единения, уважительного отношения к представителям разных национальностей;
- вызвать интерес к культуре, национальным традициям и обычаям разных народов России;
- развивать творческие и коммуникативные способности;
- научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
- обеспечить условия для конструктивного взаимодействия участников практики.
|
Основное содержание практики
| Обозначение тематики. Самоопределение участников практики. Анкетирование участников (обучающихся). Создание временного творческого коллектива и распределение функциональных обязанностей. Подготовка к фестивалю. Проведение фестиваля «Хоровод народов России» с участниками, родителями, с сетевыми и социальными партнерами гимназии |
Термины и понятия | Культурно-образовательная практика «Хоровод народов России» |
Планируемый результат |
Личностные умения Проявлять: - интерес к истории, культуре и традициям народов России; - желание изучать быт народов нашей страны; - чувство благодарности и уважения к памяти своих предков; - желание участвовать в практике; - желание участвовать в различных видах деятельности при освоении практики; - эмоционально-ценностное отношение к фестивалю; - интерес к исследовательской работе, новым способам учебной деятельности, воображение в процессе создания продуктов творчества; - гражданскую позицию в трудовой и совместной деятельности; - осознание собственной успешности при освоении практики. | Интеллектуальные умения - раскрывать значение выражения «народы России» и использовать его в активном словаре; - самостоятельно работать с информацией при оформлении анкеты; - самостоятельно выполнять действия при подготовке и реализации практики; - определять проблему и предлагать способ ее решения; - анализировать, обобщать результаты, аргументировано излагать и отстаивать собственное мнение; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - представлять и оценивать результат собственной и совместной деятельности.
| Творческие умения - самостоятельно создавать продукты творчества, выполняя различные виды деятельности: - создавать рисунки, макеты, поделки; - выполнять художественное оформление экспозиции с работами творческих групп; - создавать видеофильмы, презентации; - самостоятельно презентовать в творческой форме созданные продукты; - готовить и презентовать творческие номера (танцы, песни, стихи); - оформлять афишу фестиваля для участников практики; - создавать текст приглашения для гостей; - вести фото и видеосъемку мероприятия. | Социальные умения - проявлять потребность личного участия в практике; - самостоятельно делиться опытом со сверстниками, используя приобретенные знания; - работать в команде, проявляя социальную активность; - организовывать творческую группу для работы и брать на себя ответственность в социально-значимой деятельности; - конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - соблюдать правила поведения на фестивале; - приглашать гостей на фестиваль; - самостоятельно подготавливать и проводить общественно-значимое мероприятие; - адекватно взаимодействовать с гостями и участниками мероприятия.
|
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы |
Предметная область: окружающий мир, география, история, обществознание, музыка, литература, изобразительное искусство. Внеурочная деятельность. Дополнительное образование. | Информационный материал: обязанности участников практики, методы работы с информацией; порядок учета, описания, оформления, документов, правила проведения мероприятия; макет афиши, программы фестиваля. Демонстрационный материал: презентационные материалы, видеоматериалы Интерактивный материал: продукты творческой деятельности участников практики | Фронтальная. • индивидуальная • парная • групповая |
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКИ |
I этап. Обозначение тематики фестиваля и сроков его проведения |
Цели деятельности | Содержание деятельности | Планируемый результат |
• Активизировать учащихся интерес к истории, культуре и традициям народов России. • Стимулировать желание работать с документами • Ввести понятие «Народы России» • Научить учащихся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
| Действия педагога Введение понятия «Народы России» Россия является многонациональным государством, что отражено также в её конституции. На её территории проживает более 190 народов. Целью практики «Хоровод народов России» является знакомство учащихся с культурой, традициями, историей, особенностями быта народов нашей страны. Данная практика представляет собой организацию фестиваля, посвященного культуре, традициям, истории народов нашего государства. Фестиваль «Хоровод народов России» подключает всех учащихся образовательного учреждения. Каждый классный коллектив заранее выбирает определенный народ и готовится к фестивалю по нескольким блокам: • Творческие задания для выставки (рисунки, поделки, макеты) • Представление народа (рассказ, видеоролики, презентации) • Творческий номер (танец, песня, стихи) • Народная кухня (десерты, выпечка) Итоговое мероприятие проводится по параллелям. Каждому классному коллективу выдается диплом по разным номинациям (знатоки, самая творческая команда, лучшие кулинары). Действия участников практики Рассказ участников практики о наличии различных народов на территории России, о желании вместе с одноклассниками принять участие в фестивале. | Личностные умения: - проявлять интерес к истории, культуре и традициям народов России; - проявлять желание изучать быт народов нашей страны; Интеллектуальные умения: - раскрывать значение выражения «народы России» и использовать его в активном словаре; Социальные умения: - конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
|
II этап. Самоопределение участников |
Блок А: Анкетирование участников (обучающихся) |
Цели и задачи деятельности | Содержание деятельности | Планируемый результат |
• Активизировать желание: - участвовать в практике • Активизировать: - интерес к исследовательской работе; - потребность личного участия в практике; - взаимодействие со сверстниками и взрослыми. • Научить учащихся: - самостоятельно работать с информацией при оформлении анкеты. | Действия педагога Раздает каждому участнику анкету, определяет порядок работы с ней, консультирует. Действия участников практики Участники заполняют анкету, выбирают роль участия в практике. Заполненную анкету участник практики приносит в школу. По данным анкетирования выбирается определенный народ России, который команда будет представлять на фестивале. Согласно условиям, каждый участник может выбрать также роль участия в практике: руководитель, помощник руководителя, художники, оформители, создатели презентации или видеоролика, выступающие с творческим номером, кулинары, издатели, фотографы. | Анкета участника практики Личностные умения: - проявлять желание к участию в практике; - проявлять интерес к исследовательской работе; - проявлять желание участвовать в различных видах деятельности при освоении практики. Интеллектуальные умения: - самостоятельно работать с информацией при оформлении анкеты; Творческие умения: - составлять рассказ о традициях любого народа России; Социальные умения: - проявлять потребность личного участия в практике; - конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. |
Блок Б: Создание и работа творческого коллектива |
Цели деятельности | Содержание деятельности | Планируемый результат |
• Активизировать интерес учащихся: - к новым способам учебной деятельности, исследовательской работе; - приобретению новых знаний и умений; - к творчеству и самовыражению; - к социально-значимой деятельности. • Активизировать желание: - делиться опытом со сверстниками; - бережно относиться к личным вещам, документам, предметам истории. • Научить учащихся: - самостоятельно работать с различными источниками информации при выполнении заданий; - определять проблему и предлагать способ ее решения; - анализировать, обобщать результаты, аргументировано излагать и отстаивать собственное мнение; - самостоятельно выполнять действия при подготовке и реализации практики; - самостоятельно создавать тексты и другие продукты творчества. - работать в команде; - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - самостоятельно приобретать знания и делиться опытом со сверстниками. | Действия педагога Изучает анкеты, анализирует данные, на основе которого создает временный творческий коллектив и обозначает роли, которые должны будут выполнять участники практики. Действия участников практики Изучают обязанности участников практики: - руководитель, помощник руководителя – координаторы проекта, организуют творческую группу для работы, для подготовки к фестивалю, проведения выступления; несут ответственность за подготовку и проведение практики; - художники – готовят яркие рисунки, поделки, макеты, связанные с выбранным народом страны; - оформители – отвечают за художественное оформление творческих работ, выставки работ участников группы, проверяют оформление презентационных материалов, оформляют афишу фестиваля; - создатели презентации или видеоролика – готовят материалы для выступления на фестивале; - выступающие с творческим номером – готовят песню, стихотворение, танец для предоставления народна на фестивале; - кулинары – подбирают и готовят десерт, наиболее ярко представляющий выбранный группой народ; - издатели – оформляют авторские тексты выступления с презентациями, готовят выпуски афиш, программы фестиваля; - фотографы – ведут фото и видеосъемку выступлений на фестивале; проводят отбор лучших фотоматериалов для создания фотоальбома; создают видеофильм о прошедшем фестивале. | Личностные умения: - проявлять интерес новым способам учебной деятельности, к исследовательской работе. - проявлять бережное отношение к личным вещам, документам, предметам истории. Интеллектуальные умения: - самостоятельно работать с различными источниками информации при выполнении заданий. - определять проблему и предлагать способ ее решения. - анализировать, обобщать результаты, аргументировано излагать и отстаивать собственное мнение; - самостоятельно выполнять действия при подготовке и реализации практики. Творческие умения: - самостоятельно создавать тексты и другие продукты творчества. - самостоятельно выполнять художественное оформление экспозиции; - оформлять презентационные материалы по результатам экспозиции; - оформлять афишу мероприятия; - вести фото и видеосъемку мероприятия; - создавать видеофильм или презентацию для фестиваля. Социальные умения: - организовывать творческую группу для работы. - работать в команде; - взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; - самостоятельно приобретать знания и делиться опытом со сверстниками. - проявлять ответственность в социально-значимой деятельности. |
III этап. Подготовка к выступлению на фестивале |
Цели деятельности
| Содержание деятельности | Планируемый результат |
• Активизировать: - интерес к новым видам деятельности; - к процессу создания продуктов творчества. • Научить учащихся: - самостоятельно выполнять действия (руководителя, хранителя, редактора, оформителя, экскурсовода, смотрителя, фотографа, издателя) при подготовке и издании материалов тематической экспозиции; - анализировать, обобщать результаты, аргументировано излагать собственное мнение; - проявлять умение представлять результат своей деятельности; - самостоятельно создавать тексты и другие продукты творчества; - организовать творческую группу для работы. - конструктивно взаимодействовать, делиться опытом со сверстниками.
| Действия педагога Консультирует руководителя по организации творческой группы для подготовки и здания материалов тематической экспозиции. Действия участников практики - руководитель, помощник руководителя – координаторы проекта, организуют творческую группу для работы, для подготовки к фестивалю, проведения выступления; несут ответственность за подготовку и проведение практики; - художники – готовят яркие рисунки, поделки, макеты, связанные с выбранным народом страны; - оформители – отвечают за художественное оформление творческих работ, выставки работ участников группы, проверяют оформление презентационных материалов, оформляют афишу фестиваля; - создатели презентации или видеоролика – готовят материалы для выступления на фестивале; - выступающие с творческим номером – готовят песню, стихотворение, танец для предоставления народна на фестивале; - кулинары – подбирают и готовят десерт, наиболее ярко представляющий выбранный группой народ; - издатели – оформляют авторские тексты выступления с презентациями, готовят выпуски афиш, программы фестиваля; - фотографы – ведут фото и видеосъемку выступлений на фестивале; проводят отбор лучших фотоматериалов для создания фотоальбома; создают видеофильм о прошедшем фестивале.
| Личностные умения: - проявлять интерес к новым способам учебной деятельности, исследовательской работе. - проявляет интерес, воображение к процессу создания продуктов творчества. Интеллектуальные умения: - самостоятельно выполнять действия (руководителя, хранителя, редактора, оформителя, экскурсовода, смотрителя, фотографа, издателя) при подготовке и издании материалов тематической экспозиции; - анализировать, обобщать результаты, аргументировано излагать собственное мнение; - представлять результат своей деятельности. Творческие умения: - самостоятельно создавать тексты и другие продукты творчества. - проводить отбор фотоматериалов для создания фотоальбома, сборника о реликвиях. - создавать видеофильм об экспозиции. - создавать оригинал-макет сборника. - печатать аннотационный сборник и сборник фотоматериалов. - оформлять презентационные материалы: буклеты, книгу отзывов. Социальные умения: - организовать творческую группу для работы. - конструктивно взаимодействовать, делиться опытом со сверстниками.
|
IV этап. Фестиваль «Хоровод народов России» |
Цели деятельности
| Содержание деятельности | Планируемый результат |
• Активизировать: - эмоционально-ценностное отношение учащихся к фестивалю; • Научить учащихся: - самостоятельно выполнять действия при подготовке и проведении фестиваля; - подготавливать и проводить общественно-значимое мероприятие; - самостоятельно представлять результаты - адекватно взаимодействовать с гостями и участниками мероприятия. | Действия педагога Для представления результатов культурно-образовательной практики «Хоровод народов России» организуется фестиваль, подготовка которого включает: - создание оргкомитета, в который входят педагоги, родители, администраторы гимназии; - определение даты проведения мероприятия; - составление программы мероприятия; - определение приглашенных гостей из числа родителей участников практики, социальных и сетевых партнеров гимназии и оформление списка; - подготовка сертификатов и памятных призов для участников мероприятия. Деятельность участников практики - руководитель, помощник руководителя – координаторы проекта, организуют творческую группу для работы, для подготовки к фестивалю, проведения выступления; несут ответственность за подготовку и проведение практики; - художники – готовят яркие рисунки, поделки, макеты, связанные с выбранным народом страны; - оформители – отвечают за художественное оформление творческих работ, выставки работ участников группы, проверяют оформление презентационных материалов, оформляют афишу фестиваля; - создатели презентации или видеоролика – готовят материалы для выступления на фестивале; - выступающие с творческим номером – готовят песню, стихотворение, танец для предоставления народна на фестивале; - кулинары – подбирают и готовят десерт, наиболее ярко представляющий выбранный группой народ; - издатели – оформляют авторские тексты выступления с презентациями, готовят выпуски афиш, программы фестиваля; - фотографы – ведут фото и видеосъемку выступлений на фестивале; проводят отбор лучших фотоматериалов для создания фотоальбома; создают видеофильм о прошедшем фестивале. | Личностные умения: - проявлять эмоционально-ценностное отношение к фестивалю; Интеллектуальные умения: - самостоятельно выполнять действия при подготовке и проведении фестиваля; - самостоятельно представлять результаты совместной деятельности. Творческие умения: - самостоятельно создавать и оформлять продукты творчества; - самостоятельно презентовать в творческой форме созданные продукты. Социальные умения: - подготавливать и проводить общественно-значимое мероприятие. - адекватно взаимодействовать с гостями и участниками мероприятия. |
V этап. Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка участника практики | Результат деятельности |
• Стимулировать к осознанию успешности при освоении практики. • Научить учащихся: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результаты своей деятельности.
| Деятельность педагога Проводит рефлексию на следующий день после фестиваля. Действия участников практики По окончанию практики участники заполняют анкету. Дорогой друг! Мы благодарим тебя за участие в культурно-образовательной практике «Хоровод народов России». Нам важно знать твое мнение о мероприятии. Выполни, пожалуйста, следующие задания: Задания на самоанализ: Допиши предложения: По результатам участия в практике, я научился: _______________________________________________________________
Задания на самооценку: Оцени, пожалуйста, каждое из высказываний, используя шкалу от «0» до «5», используя знак: "!"
Высказывание | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Создавать творческие продукты, изучая историю, культуру, традиции, быт народов России |
|
|
|
|
|
| Работать в команде |
|
|
|
|
|
| Самостоятельно работать с источниками информации |
|
|
|
|
|
| Представлять команду на фестивале |
|
|
|
|
|
|
|
| Личностные умения: - проявлять осознание собственной успешности при освоении практики; Интеллектуальные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности.
|
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка педагога | Результат деятельности |
- Соотнести полученный результат с поставленной целью; - Оценить результат своей деятельности.
| Цель: Знакомство учащихся с культурой, традициями, историей, особенностями быта народов России, формируя представление о гражданской идентичности. Задачи: - формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, включающее убежденность в неповторимости, уникальности каждого народа и каждой личности;
- формирование национального самосознания;
- развивать уважение к людям независимо от их позиций и мнений, чувство ответственности за себя и своих близких;
- воспитание чувства единения, уважительного отношения к представителям разных национальностей;
- вызвать интерес к культуре, национальным традициям и обычаям разных народов России;
- развивать творческие и коммуникативные способности;
- научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
обеспечить условия для конструктивного взаимодействия участников практики.
АНКЕТА ЭКСПЕРТА ПРАКТИКИ Уважаемые эксперты практики, отметьте, пожалуйста, любым значком каждое из утверждений.
№ | Утверждение | | | 1 | Позволяет ли данная практика активизировать интерес учащихся любого возраста к изучению семейных истории, традиций, быта народов России? |
|
| 2 | Позволяет ли данная практика формировать историческую память учащихся, национальное самосознание? |
|
| 3. | Позволяет ли данная практика научить учащихся работать с информацией? |
|
|
|
|
|
|
| *Заполняется педагогом по окончанию освоения практики участником практики.
Удовлетворенность участником результатом своей деятельности.
Экспертное мнение по результатам проведенного анкетирования.
|