Методическая разработка занятия "Русский танец "Хоровод"
методическая разработка (11 класс) на тему

Гусева Марина Юрьевна

Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям  Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование   для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Уроки хореографии   решают задачи  сохранения и укрепления физического,  психологического здоровья   молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности  будущего специалиста.

Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография  и изучается после прохождения тем: «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».

Тип занятия: по дидактической цели – изучения нового материала.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_tanets_khorovod.docx64.97 КБ

Предварительный просмотр:

Организационная информация

Автор

Гусева Марина Юрьевна

Должность

преподаватель ритмики и хореографии

Образовательное учреждение

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дубовский педагогический колледж»

Республика/край

Волгоградская область

Город/поселение

Дубовка

Предмет

Предметы дополнительного образования детей  DOD – ST  Спорт и танец

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

Группа студентов второго курса  специальность  « Преподавание в начальных классах» учреждения среднего профессионального образования, 15 человек

Продолжительность урока/занятия/мероприятия

45мин.

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Русский танец «Хоровод».

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

-

Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям  Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование   для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Уроки хореографии   решают задачи  сохранения и укрепления физического,  психологического здоровья   молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности  будущего специалиста.

 

 

Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография  и изучается после прохождения тем: «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».

Тип занятия: по дидактической цели – изучения нового материала.

Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностейкласса /коллектива/группы

Обучающиеся  специальности  среднего профессионального образования 050146  Преподавание в начальных классах и 050144 Дошкольное образование (углубленная подготовка)  в процессе занятий хореографией,  кроме  психологической  разгрузки и поддержания физической формы, развивают  личные качества, знакомятся с теоретическими основами хореографии, развивают  свои художественно-творческие способности,  которые будут им  необходимы в профессиональной  деятельности и  жизни.

 

Цели и задачи занятия

(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия

Цель занятия:  создание условий для овладения будущими педагогами умениями необходимыми  для организации внеурочной деятельности младших школьников, развития  у студентов способностей к творчеству.

 Задачи занятия:

-   познакомиться  с  особенностями  русского хоровода и обряда встречи Весны;

-  научиться  выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

 - развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

- воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

- формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической  деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия (ОК и ПК в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности «Преподавание в начальных классах»).  

 

Занятие помогает студентам формировать  правильную осанку, красивую походку; способствует развитию самоконтроля  над   телом, учит самовыражаться в движении.

Урок направлен  на развитие  у будущих специалистов профессионально  - значимых качеств  личности: креативности, артистичности, коммуникативности,  толерантности, эмоциональности.

В результате занятия  студент должен уметь: 

- выполнять движения хоровода  в  соответствии с музыкой;

- выполнять рисунки  хоровода  точно  и технично;
- выразительно и непринужденно исполнять танцевальный этюд.  

В результате  занятия студент должен знать:

- виды движений и рисунков хоровода;

- методику исполнения основных движений и рисунков хоровода;

- основы образного движения и импровизации.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия

Опорные конспекты для студентов.

Музыкальный материал:

Весенние заклички:

-  «Ай, Весна – Красна»;

-  «Солнышко»;

-  «Жаворонушки, прилетите-ка!»;

-  «Чувиль-виль-виль».

Фонограмма  «Ах,  улица, улица широкая» - русская народная песня.

Оборудование: схемы рисунков хоровода, зеленые веточки, птички, баян, флеш-накопитель, музыкальный центр, костюмы.

Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.

Подробный конспект мастер-класса

Фаза занятия

Этап занятия

Продолжительность этапа

Подробное описание АМО

Фаза 1

Начало образовательного мероприятия

Инициация

5 мин

Инициация

Описание хода занятия

  1. Создание эмоциональной атмосферы занятия.

Звучит музыкальный эпиграф урока – фонограмма «пение птиц».

На фоне птичьего пения звучат весенние заклички.

(«Ай, Весна – красна», «Солнышко»).

Этюд-приветствие (звучит русская народная музыка в инструментальной обработке)

Преподаватель:

-  Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам.

(Исполняю поклон под музыкальное сопровождение).

-  Какие вы нарядные. Не иначе как весну встречать собрались.

(Звучит хороводная музыка в инструментальной обработке).

-  И музыка здесь звучит веселая. Ноги так и просятся в пляс!

Собирайся народ,

Весна идет!

Солнышко светит,

Плясать зовет!

(Поднимаю девушек со скамейки и выстраиваю их в круг).

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Инициация.

Время проведения: до 5-ми минут.

Название метода: прием «Закличка - приглашение»   

Происхождение метода: Прием, заимствованный из методики организации фольклорных праздников, адаптирован к содержанию и задачам занятия.

Цели и задачи: Воздействие на чувства студентов для глубокого (эмоционального) восприятия нового понятия.

Необходимые материалы:-

Предварительная подготовка: Музыкальный центр, флэш - носитель, костюмы.

Технология проведения: Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы. 

 На первом этапе урока – «Инициации», создается   эмоциональная  атмосфера занятия. 

Звучит музыкальный эпиграф,  на  фоне птичьего пения  слышны   весенние  заклички. Под музыкальное сопровождение преподаватель исполняет  поклон  и приглашает девушек танцевать. 

Примечание: - 

Варианты проведения метода:  -

Вхождение или погружение в тему

8 мин

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

Импровизация в стиле хоровода:

- Идем по кругу, взявшись за руки (шаг с носка);

- идем по кругу, меняя положения рук и ног

( руки на пояс, ноги бьют « дробушку»);

- идем по кругу, меняя положение рук

( руки делают движения, импровизирующие покачивание веток на ветру).

Преподаватель:

 -  Хорошая пляска у нас получилась!

-  Что вы почувствовали, исполнив этот танец? Как изменилось ваше настроение?

(Возникли чувства радости, легкости, ощущение праздника).

-  Как называется действие, в котором мы сейчас принимали участие?

(Двигались под музыку, танцевали хоровод).

Постановка темы урока.

Преподаватель:

-  По каким признакам вы это поняли?

(Музыка, пение, движение, круг).

-  Дайте определение понятию « хоровод».

(Хоровод – массовое действие, составляющими которого являются пение, музыка, движения).

-  Сформулируйте тему нашего урока хореографии. (Русский танец «Хоровод»).

( на доске тема урока)

- Сегодня на уроке вы научитесь выполнять основные рисунки и движения танца  «Хоровод».

- Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец рождается из жизни,

как  необходимая потребность проявления чувств.

Знакомство с танцем  «Хоровод» поможет вам приобщить детей к истокам русской духовности, традициям и фольклорному наследию.

(на доске слово «Хоровод»)

-  Каково происхождение слова хоровод?

(от греческого «хорос» - групповой танец с песней, хор и общеславянское слово – водить).

-  А зачем водили хороводы на Руси?

(религиозные обряды, народные традиции, т. к. для Руси характерны общинность, единение, что выражается в единении хоровода (возьмемся за руки)).

-  С помощью хоровода люди обращались к природным стихиям, чтобы просить у них тепла, света, дождя, богатого урожая.    

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Вхождение или погружение в тему.

 Время проведения: до 8 минут

Название метода: Прием «Знакомство с понятием хоровод».    

Происхождение метода: Подготовка к усвоению основных понятий занятия, заимствован из методики обучения танцу, адаптирован к содержанию и задачам занятия. 

Цели и задачи: Подвести студентов к  осознанию содержания  понятия «хоровод».

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Мотивируя  студентов к активному  участию в занятии, преподаватель беседует с группой, задает  вопросы по анализу выполненных танцевальных движений (В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу?  Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?). Осуществляется  подготовка  студентов  к усвоению основных дидактических единиц занятия.

Примечание: мотивирует студентов к активному участию в занятии. 

Варианты проведения метода: -

Ответы групп

Вхождение или погружение в тему - преподаватель обобщает ответы, делает выводы.

Формирова-ние ожиданий

3 мин

Формирование ожиданий у участников

Организация  групповой работы

Задание для групповой работы:

Студенты делятся на группы по 5 человек и  выполняют задание:

Определите для себя лично, какими  умениями  вы бы хотели овладеть в конце занятия.

На групповую работу отводится до 3-х минут.

Затем студенты озвучат свои  мнения.

Преподаватель:

На занятии мы научимся выразительно исполнять основные движения и рисунки хоровода  с учетом музыки.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Формирование ожиданий.

 Время проведения: до 3 минут

Название метода: Прием «Целеполагания».    

Происхождение метода: Прием, заимствован из технологии развивающего обучения  и адаптирован к содержанию и задачам занятия 

Цели и задачи: Мотивация студентов  к активной заинтересованной работе на занятии.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Преподаватель предлагает студентам разделиться  на три группы по 5 человек  и определить, какими   умениями  они  могли и хотели бы  овладеть в конце занятия.

Примечание: - 

Варианты проведения метода: -

Фаза 2

« Работа над темой»

Проработка содержания темы

20 мин

Проработка содержания темы

Практическая работа

Преподаватель:

-  В народе говорят так: «Когда лес зазеленится, когда вода разольется, когда птицы прилетают, тогда и весну встречают».

Девушки надевают свои лучшие наряды, идут хороводы водить, весну зазывать.

-  Какой основной рисунок хоровода?

-  Как вы думаете почему?

(Круг олицетворяет солнце).

-  Встречая весну, люди поклонялись солнцу – источнику света, тепла, олицетворяющему радость, плодородие, богатство, сытость, удачу.

(на доске схема № 1)

-  Встанем в круг так, чтобы видеть друг друга. Возьмемся за руки, теперь мы чувствуем тепло друг друга. Это же общей праздник!

Методика исполнения рис. № 1                        Круг

Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый круг.

     (студенты встали в круг)

-  В какую сторону мы пойдем?

(по часовой стрелке, по солнцу).

-  Хоровод всегда водят по солнцу.

Не зря в народе говорят: «Надо продвинуть солнце по календарному кругу, помочь приблизить Весну-Красну».

-  Каким шагом мы будем двигаться по кругу?

Попытаемся возродить шаг русской девушки. Раньше девушки старались сшить сарафан вровень с землей.

-  Как вы думаете для чего? (…)

-  Чтобы выработать у них грациозную, изящную походку.

-  Если девушка сутулилась, что происходило?

(подол по земле пачкался).

-  Попытаемся исполнить шаг русской девушки.

В народе говорят:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

-  Давайте исполним этот шаг.

(студенты исполняют шаг).

-  в хореографии это движение носит название «шаг на низких полупальцах»

(на доске название шага)

-  Если мы постоянно будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?

Давайте украсим наш хоровод другими рисунками, ведь у нас праздник.

Какие рисунки хоровода, кроме круга, вы знаете? (…)

-  Разошелся большой хоровод на малые, разбившись на 2 круга.

Методика исполнения рис. № 2                                Два круга        

                                                        Круги находятся на небольшом расстоянии

                                                             друг от друга. Каждый круг делает поворот в свою сторону.

-  Сейчас, взявшись за руки, мы чувствуем тепло и добро, идущее от соседа.

-  Встаньте так, чтобы почувствовать тепло, идущее из самого центра.

(студенты выполняют рисунок «солнечные лучики»).

Методика исполнения рис. № 3                                Лучики        

                                                        Исходя из двух кругов, которые располагаются

                                                        Рядом, образуются «лучики». Танцующие

разворачиваются боком к центру, закрепляя

свои руки в одной точке, продолжая двигаться в

заданном направлении.

(на доске схема № 4)

-  Солнце посылает тепло и свет людям. Зима гибнет под его жгучими лучами, и бегут по земле ручейки. Этот рисунок вам знаком. Достаточно вспомнить детство и игру под названием ручеек.

Методика исполнения рис. № 4                                Ручеек

                                                        Рисунок строится на основе двух колон,

которые стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх (одна девушка поднимает правую, другая – левую руки). Каждая пара поочередно проходит вперед под руками остальных пар, в это время все танцующие продвигаются назад шагом на низких полупальцах. Начинает последняя пара.

-  Разделил ручеек улицу на два берега. Разошелся хоровод по разным сторонам.

Методика исполнения рис. № 5                                Улица

                                                        Два ряда, две параллельные линии, стоящие на

                                                        небольшом расстоянии лицом друг к другу,

                                                        образуют рисунок «улица». Эти две линии

сходятся и расходятся одновременно. Танцующие держатся за руки и идут шагом на низких полупальцах.

-  Часто в танце люди повторяют увиденные в природе движения. Вот и следующий рисунок «змейка» взят из жизни.

  Методика исполнения рис. № 6                                

Змейка

                                                        Этот рисунок хоровода может начинаться из

линии. Ведущий хоровода начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие не разрывая рук, следуют за ведущим.

-   Мы с вами уже знаем основные рисунки хоровода. Теперь соединим их в танцевальную композицию. (Перечисляю все рисунки по схеме).

-  Не пора ли нам весну встречать, хоровод водить?

(Студенты исполняют хоровод под песенное сопровождение «Ах, улица-улица широкая»).

Встречая весну, девушки не только водили хороводы, но и пели песни - заклички. Послушайте, как в народных традиции звучит закличка.

(звучит фонограмма – пение птиц, Ирина поет заклички и раздает птичек) 

-  О приближении весны возвещают нам птицы – жаворонки.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут». В каждом доме птичек лепили из теста, мастерили из бумаги и глины. Подбрасывая вверх фигурки птиц, девушки и дети пели песни, - зазывали весну.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА 

Этап занятия: Проработка содержания темы.

Время проведения: до 20-ти минут.

Название метода: «Освоение рисунков хоровода», выполнение группой практической работы.

Происхождение метода: Прием, заимствованный из технологии преподавания хореографии, адаптирован к задачам занятия. 

Цели и задачи: Выучить и исполнить основные рисунки хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка).

Необходимые материалы: опорный конспект.

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: До занятия студенты  знакомятся с теоретическими  материалами  темы по опорному конспекту. Преподаватель предлагает студентам выполнить основные рисунки хоровода, (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), воплощая теорию в практику, опираясь на методику сравнения рисунков танца с образами природы (Как ручеек бежит?  Как змейка ползет?).  Для  реализации задач занятия  преподаватель  вводит  методику проблемных  вопросов, предлагая студентам найти на них ответы

Преподаватель:

- В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу?  

Ответ студентов:

- Мы пойдем по часовой стрелке.  

Преподаватель:

Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?

Ответ студентов:

Сарафаны шили в пол для того, чтобы осанка у девушки была грациозная, а походка изящная, легкая. Не зря  в народе говорят:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет

Девушке в таком сарафане нельзя было сутулиться, а то подол по земле пачкался.

Преподаватель:

Если мы будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?

Ответ студентов:

Конечно, будет  скучно. Поэтому надо  разнообразить его другими рисунками.

Варианты проведения метода: - 

Фаза 3

«Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

4 мин

5 мин

Подведение итогов

Преподаватель:

  1. Сегодня мы водили хоровод. Как вы объясните младшим школьникам, что такое хоровод?
  2. С какими рисунками хоровода вы познакомились?

В начале урока вы называли…

  1. Как называется основной шаг хоровода?        

(С каким шагом хоровода вы познакомились?)

Рефлексия

(Студенты работают по группам. Три группы по пять человек.)

1. Какое настроение у вас вызывает занятие?

2. Получили  ли  вы  те умения, которые были определены в начале занятия?

3. Где в педагогической деятельности вы можете использовать полученные знания и умения?

(Представители от каждой группы дают свои ответы).

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Рефлексия

Время проведения: до 5-ми минут.

Название метода:   Прием «Групповая рефлексия».

Происхождение метода: Прием, заимствованный из технологии проведения социально-психологического тренинга, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: группе прорефлексировать  и дать оценку работы на уроке.

 Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Студенты работают по группам. Три группы по пять человек. Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы, предварительно прорефлексируя, оправданы ли их ожидания в конце занятия. Представители от каждой группы дают свои ответы

Примечание:-

Варианты проведения метода: -

Преподаватель:

Вернемся к началу урока. Мы исполняли один и тот же танец «Хоровод» и под современную и под народную музыку. Какая связь между ними?

-  В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание традиции и новизны. Хороводы не исчезают, а приобретают иные формы бытования. И сейчас мы это с вами докажем, исполнив по схеме рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка) танцевальный  этюд под современную музыку.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Подведение итогов занятия.

Время проведения: до 4-ми минут.

Название метода:   Прием «Подведение итогов».

Происхождение метода: Прием, заимствованный из традиционного обучения, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: Группе дать оценку работы на занятии  и сделать вывод по теме занятия.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы. Студенты делают вывод о том, что хороводы не исчезают, а приобретают иные формы бытования,  сочетая  традиции и новизну.

Примечание:-

Варианты проведения метода: -

РАЗМИНКА.

 (Исполнение  фрагмента - этюда «Хоровод» под инструментальную музыку)

Наш урок я хочу закончить словами хореографа К. Голейзовского:

«Хоровод может выразить любую мысль и правдиво, и реально отобразить любое время. В этой универсальности – его право на существование».

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Разминка.

Время проведения: до 5-ми минут.

Название метода:   Прием «Исполнение этюда по схеме».

Происхождение метода: Прием, заимствованный из технологии  преподавания хореографии, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: Группе исполнить танцевальные движения и рисунки хоровода.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка: На доске расположены схемы рисунков хоровода.

Технология проведения: На доске,  в определенном порядке,  расположены схемы рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), преподаватель предлагает студентам исполнить танцевальный этюд под современную музыку.  

Примечание:-

Варианты проведения метода: -

Аналитическая  информация

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:

  1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия
  2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО

Система активных методов (методических приемов), используемых на уроке по теме «Хоровод», позволяет студентам в процессе групповой, коллективной и творческой деятельности:

-   познакомиться  с  особенностями  русского хоровода и обряда встречи Весны;

-  научиться  выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

 - развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

- воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

- формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической  деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

 Хоровод создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни.  В процессе работы над движениями под музыку  у студентов,  развиваются творческие способности.

Занятие  оказывает разностороннее влияние на обучающихся, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Дополнительная информация

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1. Васильева Т.К. «Секрет танца». Составитель  – СПб.: ТОО «Диамант», ООО Золотой век, 2010

2. Пуртова, Т. В., Беликова, А. И., Кветная, О. В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ;, учреждений сред. проф. образования /Т.В. Пуртова, А.И. Беликова. – М.: ВЛАДОС, 2012

Примечания автора/ов

Апробированную методику данного  урока можно применять на занятиях  по темам: « Русский танец кадриль», « Танец перепляс», с обучающимися   специальности   Дошкольное образование и Физическая культура, в  целях подготовки будущих специалистов к  организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении (подготовка  праздников, концертов, утренников).

                                                                                 Русский танец «Хоровод»                                                Приложение №1

Опорный конспект для студентов к уроку.

                                                                        

«Молодицы, что светлые звезды горят,

                                                                И под топот подошв, и под песенный лад,

      Изгибаясь, ходят красиво,

      Молодцы выступают на диво».

        Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец, как и музыка, рождается из жизни, рождается как необходимая потребность проявления чувств, потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку жизненной энергии.

        В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Хоровод – (от хороs – групповой танец с песней; хоровод – хор и общеславянского – водить) – синкретический вид народного творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие.

        Хороводы восходят к эпохе общинно-родового строя. В народной традиции сохранились хороводы, связанные с языческими обрядами, трудовым и семейным бытом. Обрядовые хороводы являются древнейшими; им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу», под пение песен. Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь.

        Существуют хороводные песни, рассказывающие о том, как «пашенку пахати», сеять просо, трепать лен и выполнять прочие полевые работы. В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие все население. В некоторых местах существовали особые «наборные» песни, с которыми девушки шли по деревне, приглашая подруг на хоровод в начале таких гуляний, и «разборные» песни, исполнявшиеся по окончанию гулянья, при прощании.

        Хоровод – массовое действие, составляющими которого являются музыка, песня и движение. Он может быть женским и смешанным. Основным участником его является молодежь. Различные области России имеют свои, отличные от других, хороводы. В хороводе отражаются жизнь народа, его быт, радости и огорчения, любовь к природе.

        Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой является круг. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое название, например: «Круг», «Воротца», «Улитка».

        В народном представлении хоровод выполнял особую охранительную роль: в пределы магического круга злые духи проникнуть не могут. Круговые танцевальные фигуры восходят к языческому культу солнца и полной луны и, конечно, являются движениями символическими.

        Наиболее типичны хороводы лирического, праздничного и шуточного характера. Хоровод можно исполнять в любое время года: весной, летом, осенью и зимой.

        В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание традиционности и обновления: хороводы не исчезают, а эволюционируют, приобретая в новых условиях общественной жизни иные формы бытования.

Методика исполнения рис. № 1                        Круг

Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый круг.

Методика исполнения рис. № 2                                Два круга        

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый круг делает поворот в свою сторону.

Методика исполнения рис. № 3                                Лучики        

Исходя из двух кругов, которые располагаются         Рядом, образуются «лучики». Танцующие разворачиваются боком к центру, закрепляя свои руки в одной точке, продолжая двигаться в

заданном направлении.

Методика исполнения рис. № 4                                Ручеек

Рисунок строится на основе двух колон,  стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх (одна девушка поднимает правую, другая – левую руки). Каждая пара поочередно проходит вперед под руками остальных пар, в это время все танцующие продвигаются назад шагом на низких полупальцах. Начинает последняя пара.

Методика исполнения рис. № 5                                Улица

                                                        Два ряда, две параллельные линии, стоящие на         небольшом расстоянии лицом друг к другу,

образуют рисунок «улица». Эти две линии сходятся и расходятся одновременно. Танцующие держатся за руки и идут шагом на низких полупальцах.

Методика исполнения рис. № 6                                Змейка

Этот рисунок хоровода может начинаться из линии. Ведущий хоровода начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие не разрывая рук, следуют за ведущим.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...