Дополнительная общеразвивающая программа Терпсихора
рабочая программа (5 класс) на тему

Программа танцевального коллектива для детей 10 -13 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа Терпсихора65.08 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального  района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»

Принята к утверждению:                                        Утверждаю:

на педагогическом совете                                       директор МОУ ДОД «ЦДО»

протокол №  от  .08.2015г.                                         _________ О. В. Петрова                                                                                                

                                                                                                приказ №  от  .08.2015г.

                                                                                                                                                                     

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Терпсихора»

(предназначена для детей 10-13  лет, рассчитана на 3 года обучения)

                                 

                               Составитель: Еременко Ольга Владимировна,

                                             педагог дополнительного

                       образования

Тяжинский  2015


Пояснительная записка

   Дополнительная общеразвивающая программа  «Терпсихора» относится к  художественной направленности. По характеру деятельности - специализированная, по форме организации – интегрированная, по цели обучения - развивающая  художественную одаренность, по времени реализации рассчитана на 3 года обучения,  и направлена на овладение воспитанниками азами хореографии. Программа составлена на основе типовых программ по классическому и современному танцу.

     Актуальность. В наше время, которое принесло нам не только достижения технического прогресса,  облегчившую нам жизнь, но и массу проблем, затрудняющих ее: кризисы и катастрофы, рост уровня агрессии в реальной жизни и на телевизионных экранах, дети являются самой незащищенной и уязвимой частью общества, полностью зависящей от взрослых. В этой социально-экономической ситуации, ведущей целью образования, становится не объём усвоенных знаний и умений, а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация.

         Сложившаяся  в России  система  дополнительного  образования  детей обладает уникальным потенциалом развития  разнообразных способностей  обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культуросообразную среду развития, формировать  осознанную гражданскую позицию.

           Дополнительное образование – это система, максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям детей, меняющая их уклад жизни, обогащающая жизнь детей новыми социальными связями, ценностями, жизненными ориентирами, обеспечивающая психологический комфорт для всех учащихся, личностную значимость каждого, дающая шанс открыть себя как индивидуальность, представляющая возможность творческого развития по силам, интересам и в индивидуальном темпе, побуждающая детей к саморазвитию и самовоспитанию, самооценке и самоанализу, сочетающая индивидуальные и коллективные формы, которая формирует определенную концепцию восприятия мира, активного проживания, реализуя себя в нем, превращая основные ценности жизни и культуры в собственные ценности, вырабатывающая стремление и умение эти ценности преумножать.

          Именно в дополнительном  образовании возможно обеспечение  индивидуального  темпа продвижения по образовательному маршруту для любого уровня  интеллектуального развития детей. Максимальное использование  технологий личностно-ориентированного подхода способствует высокой востребованности дополнительного образования во всем многообразии его направлений.

    На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.  Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида     искусства. Занятия хореографией в условиях жизни современного общества является актуальным и зачастую необходимым направлением деятельности для каждого человека, поскольку именно хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошли длительный отбор и, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве и сценической выразительности.

Таким образом, влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. Дополнительная общеобразовательная программа  по хореографии  заключается в создании условий:

  • для наиболее полной самореализации личности, ее способностей и возможностей, самовыражения и самораскрытия;
  • направленных на развитие ведущих видов деятельности, учитывающих индивидуальные, характерологические и психофизиологические особенности учащихся;
  • ситуации развития, при которой обеспечены все фазы становления личности (адаптации, индивидуализации, интеграции) на каждом возрастном этапе;
  • на развитие мотивации детей к познанию и творчеству.

Это способствует личностному развитию учащихся в процессе хореографической подготовки.

       Новизна программы в том, что в ней объединяются различные направления танца, позволяя формировать общее миропонимание как взаимосвязанную, интегрированную целостность. Это делает ее более привлекательной для большего количества детей. Дополнительная общеобразовательная программа по хореографии работает по направлениям:

  • Основой для изучения хореографического искусства является классический танец с его веками выверенной методикой подготовки танцовщика. Классический танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение.
  • Стилизованный народный танец - одно из ярких проявлений в хореографии. В его художественных образах отображена жизнь народов, его мудрость, любовь к родной земле.
  • Эстрадный танец - близок и понятен детям. В этом стиле можно бесконечно варьировать, сочинять, учитывая возможности, особенности темперамента учащихся, максимально выявляя индивидуальные возможности каждого.

Педагогическая целесообразность. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию, учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру.   Развитие танцевальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства.  Кроме того, педагогическую целесообразность общеобразовательной программы мы видим в формировании у детей  чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Цель программы: развитие знаний учащихся в области танцевальной культуры посредством  изучения различных направлений в хореографии.

Задачи программы

Образовательные:

  • обучить основным направлениям в области хореографии (эстрадный, классический, стилизованный народный танцы);
  • обучить технике выполнения движений классического экзерсиса у танцевального станка за одну руку и на середине зала;
  • обучить практическому применению теоретических и практических знаний;
  • дать знания о зарождении танца из истории хореографии

Развивающие:

  • способствовать развитию умственной и физической работоспособности в самостоятельной работе;
  • сформировать приемы сценической выразительности и актёрского мастерства;
  • сформировать профессиональные навыки в концертной деятельности.
  • способствовать развитию интереса к миру танца;
  • развить навыки самостоятельной и творческой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать навыки общения в творческом коллективе;
  •  воспитывать чувства ответственности, коллективизма и трудолюбия.
  • воспитывать  чувство патриотизма;
  • воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.

Отличительные особенности программы

         В содержании программы творчески переработан опыт примерных программ по обучению детей азам хореографии, таких как «Основные элементы классического танца» / Автор-составитель М. В. Смирнова,  «Основы классического танца» / Автор-составитель А. Я. Ваганова, «Ритмика и хореография» / Автор – составитель Н. И. Бочкарева.

       Структура программы включает в себя следующие разделы:

 

1 раздел

Ритмика

2 раздел

Основы классики

3 раздел

Кросс

4 раздел

История хореографии

5 раздел

Танцевальное творчество

6 раздел

Стретчинг

7 раздел

Репетиционно – постановочная деятельность

8 раздел

Стилизованный народный танец

       

       Значительный объем содержания программы способен обеспечить многогодичность и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема знаний. Сложность образовательных задач программы дифференцируется по годам, учитывая последовательность и систематичность, а также индивидуальность в творческом развитии личности ребенка.

        Отличительной особенностью данной программы является введение в учебно–тематический план самостоятельных разделов: «Стретчинг», «Танцевальное творчество» и «История хореографии», а так же проведение контрольных занятий в нетрадиционной форме. Все разделы программы реализуются в течение года.

Условия реализации программы

      В ЦДО имеется танцевальный зал, который отвечает требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

       Для организации и проведения занятий танцевального коллектива необходимо:

- просторное, хорошо проветренное помещение, оборудованное специальными станками и зеркалами;

- наличие технических средств обучения (магнитофон, DVD);

- обеспечение учебного процесса специальным инвентарем (гимнастические коврики, палки, скакалки);

- форма одежды на занятиях хореографией должна не сковывать движений, быть удобной, красивой.

Форма и режим занятий

         Формой организации образовательного процесса являются групповые   занятия. Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими           правилами                 и         нормами учреждений дополнительного образования.  Состав группы учащихся постоянный, но допускается прием детей в танцевальный коллектив не прошедших курс обучения по дополнительной общеобразовательной  программе  «Каприз».  С этими детьми и их родителями проводится собеседование. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. Смена части коллектива происходит по причине болезни, перемены места жительства или изменения интереса детей.

      Программа «Терпсихора» предназначена для детей среднего школьного возраста,  занятия   проходят 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов в год).                                                                                                                              

Рассчитана программа на  3 года обучения:

                                             1 год обучения – 10-11 лет;

                                             2 год обучения – 11-12 лет;                          

                                             3 год обучения – 12-13 лет;

            Занятия танцевального коллектива предусматривают  следующие формы проведения:

1. Индивидуальные: работа над сольной партией в танце, работа над сольным танцевальным номером (над его эмоциональной и технической составляющей), над комплексом стретчинга, исполнение трюков;

2. Групповые: постановка танцев на малое количество участников, работа над групповыми партиями в танцевальных постановках, стретчинг в парах, работа группами над творческими заданиями;

3. Фронтальные: классический экзерсис у станка и на середине зала, комплекс ритмики и танцевальные комбинации по кроссу,  выступления.    

     В группах неизбежно происходит дифференциация учащихся по «успеваемости». Отставание или резкое опережение в освоении программы часто служит источником  ослабления интереса ребенка к деятельности творческого объединения. Основой поддержания интереса к практической работе является постановка перед каждым учащимся сложных, лично для него, но вполне решаемых конкретных задач.        

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

На первом году обучения дети приобретают:

Знания:

- знать историю древних танцев на Руси и за рубежом;

- знать разученные термины классического танца;

- знать упражнения 4 частей ритмического комплекса

Умения:

 - владеть методикой исполнения упражнений классического танца у станка за одну руку и на середине зала;

- владеть соответствующей координацией при исполнении танцевальных номеров;

- сочинять танцевальные этюды на предложенную музыку;

На втором году обучения дети приобретают:

Знания:

 - знать правила исполнения основных движений классического танца;

- знать последовательность движений в ритмическом комплексе, его5 частей;

- знать историю зарождения известных танцев;

Умения:

 - уметь исполнять движения всех частей ритмического комплекса в различных ритмах и темпах;

- владеть чувством позы, исполняя упражнения классического экзерсиса;

- исполнять простые движения народного танца;

- уметь сочинять танцевальные этюды на предложенную тему;

- исполнять простые трюковые элементы

На третьем году  обучения дети приобретают:

Знания:

- владеть методикой исполнения упражнений классического танца у станка и на середине зала;

- знать истоки русского балета;

- знать последовательность движений в ритмическом комплексе, его части, грамотно исполнять упражнения;

- знать правила исполнения простых движений народного танца

Умения:

- качественно исполнять упражнения ритмического комплекса;

- владеть силовой нагрузкой и соответствующей трюковой базой для исполнения танцевальных номеров;

- видеть пространство зала и все его использовать;

- уметь использовать багаж танцевальных знаний для танцевального творчества;

- уметь исполнять простые вращения народного танца

                       

Формы подведения итогов реализации  программы

     Усвоение программы отслеживается на итоговых контрольных занятиях по всем разделам, завершающих цикл обучения, на отчетном концерте в конце учебного года, на участии в конкурсах. Формы проведения итоговых занятий:  класс-концерт, устный опрос,  контрольное тестирование, игра «Слабое звено», кроссворд «Танцевальный калейдоскоп»,  творческий урок «Семь раз отмерь – один отрежь».

Учебно – тематический план 1-го года обучения

п/п

            Наименование  разделов, тем

  Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1.1. Вводное занятие

     1

       1

    2

2.

Основы классики

2.1. Классический экзерсис у станка

2.2. Классический экзерсис на середине зала

32

     

16

16

   32

3.

Ритмика

3.1. I часть комплекса ритмики

3.2. II часть комплекса ритмики

3.3. III часть комплекса ритмики

3.4. IV часть комплекса ритмики

 

44

10

10

12

12

   44

 

4.

Кросс

4.1.Танцевальные комбинации № 1,2

4.2.Танцевальные комбинации № 3,4

4.3. Танцевальные комбинации № 5,6

34

10

12

12

   34

5.

Стретчинг

5.1.Комплекс стретчинга №1,2

5.2. Стретчинг в парах

20

12

8

       

   20

6.

Танцевальное творчество

6.1. Танцевальная импровизация

     

8

8

    8

7.

История хореографии

7.1. «Танцы Древней Греции и Руси»

7.2. «Петр 1 и танцы»

7.3. «Что вы знаете о польке?»

6

2

2

2

    6

8.

Репетиционно – постановочная работа

8.1.Разучивание танцевальных движений

8.2. Разучивание танцевальных комбинаций

8.3. Отработка элементов танца

8.4. Отработка синхронности исполнения

8.5.Работа над эмоциональным исполнением

66

10

10

18

18

10

    66

 9.

Итоговое контрольное занятие

9.1. «Слабое звено»

9.2. Классика и ритмика 

2

2

   4

Всего

9

207

  216

                                     

Содержание программы  1-го года обучения

1 раздел. Введение – 2 часа

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2 часа

Теоретическая часть. Составление расписания занятий. Беседа о летнем отдыхе детей. Ознакомление детей с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах.

Практическая часть. Комплектование группы. Отбор детей в танцевальный коллектив. Игра «Самопрезентация» - рассказ о себе, семье, своих увлечениях. Ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Исполнение под музыку, знакомых этюдов и танцев.

2 раздел. Основы классики – 32 часа

Тема 2.1. «Классический экзерсис у станка» - 16 часов

Теоретическая часть. Объяснение правил и показ выполнения новых движений классического танца. Разучивание новых терминов и их значение.

Практическая часть. Разучивание движений классического танца у станка за одну руку: demi plie и grand plie по 1,2,5 позициям, port de bras,  b-t крестом, jete крестом, releve по 1,2,5 позициям лицом к станку, rond de jambe par terre en dehor,  releve lent крестом, grand battement в чистом виде, sote по 1,2,5 позициям, changement de pieds, растяжка на станке. Повторение и закрепление разученного экзерсиса. Исполнение  движений классического танца у станка.

Тема 2.2. «Классический экзерсис на середине зала» - 16 часов

Теоретическая часть. Объяснение правил и показ выполнения новых движений классического танца. Разучивание новых терминов и их значение.

Практическая часть. Разучивание движений классического танца на середине зала: demi plie и grand plie по 1,2,5 позициям,1,3 port de bras и в сторону, b-t  с продвижением, jete с фиксацией позиции, releve по 1,2,5 позициям, releve lent в сторону, grand battement в продвижении, sote по 1.2.5 позициям, changement de pieds, сhone  с двух рук. Повторение и закрепление разученного экзерсиса. Исполнение движений классического танца на середине зала.

3 раздел. Ритмика - 44 часа

Тема 3.1. «I часть комплекса ритмики» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение правил выполнения движений, их порядок следования. Разъяснение схемы работы мышц в каждом упражнении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных движений  I части. Повторение и закрепление разученных движений. Исполнение разученных  движений.

Тема 3.2. «II часть комплекса ритмики» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение правил выполнения движений, их порядок следования. Разъяснение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Разучивание танцевальных движений  II части. Повторение и закрепление разученных движений. Исполнение разученных  движений.

Тема 3.3. «III часть комплекса ритмики» - 12 часов

Теоретическая часть. Объяснение правил выполнения движений, их порядок следования. Разъяснение схемы работы мышц в каждом упражнении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных движений  III части. Повторение и закрепление разученных движений. Исполнение разученных  движений.

Тема 3.4. «IV часть комплекса ритмики» - 12 часов

Теоретическая часть. Объяснение правил выполнения движений, их порядок следования. Разъяснение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Разучивание танцевальных движений  IV части. Повторение и закрепление разученных движений. Исполнение разученных  движений.

4 раздел.  Кросс - 34 часа

Тема 4.1. «Танцевальные комбинации № 1,2» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении.

Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят  шаговые и беговые упражнения в сочетании с различными видами прыжков.

Тема 4.2. «Танцевальные комбинации № 3,4» - 12 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят  махи ногами в сочетании с крутками и колесами.

Тема 4.3. «Танцевальные комбинации № 5,6» - 12 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят прыжки с разбега.

5 раздел. Стретчинг - 20 часов

Тема 5.1. «Комплекс  стретчинга № 1,2» - 12 часов

Теоретическая часть. Объяснить  правила выполнения комплекса упражнений стретчинга для достижения нужных результатов.

Практическая часть. Разучить комплекс упражнений стретчинга, их последовательность.

Тема 5.2. «Стретчинг в парах» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминать, что растяжка в парах гораздо эффективнее, что сила давления должна регулироваться.

Практическая часть. Качественное выполнение упражнений стретчинга в парах. Смена партнеров в парах.

6 раздел. Танцевальное творчество – 8 часов

Тема 6.1. «Танцевальная импровизация»  

Теоретическая часть. Объяснить, как придумывать сюжет на заданную тему и воплощать его в танце.

Практическая часть. Исполнение каждым ребенком сочиненного самостоятельно танцевального этюда на темы: 1) «Я проспал», 2) «Я потерял ключи от квартиры», 3) «У меня день рождение», 4)  танцевальная инсценировка сказки «Репка».

7 раздел. История хореографии – 6 часов

Тема 7.1. «Танцы Древней Греции и Руси» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ о танцах Древней Греции и Руси. Показ иллюстраций. Прослушивание музыки танца сиртаки и русских плясок. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Практическая часть. Разучивание движений танца сиртаки. Закрепление разученного.

Тема 7.2. «Петр 1 и танцы» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ об ассамблеях, балах при правлении Петра 1. Показ иллюстраций. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Тема 7.3. «Что вы знаете о польке?» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ о польке, об истории возникновения танца. Прослушивание музыки польки. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Практическая часть. Разучивание простейших движений  танца польки. Закрепление разученного материала.

8 раздел. Репетиционно – постановочная работа – 66 часов

Тема 8.1. Разучивание танцевальных движений – 10 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Показ педагогом основных танцевальных движений танца. Повторение детьми танцевальных движений.

Тема 8.2. Разучивание танцевальных комбинаций – 10 часов

Практическая часть. Показ педагогом танцевальных комбинаций. Повторение детьми танцевальных комбинаций.

Тема 8.3. Отработка элементов танца – 18 часов

Практическая часть. Повторение  и закрепление разученных движений танца по частям. Работа с группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 8.4. Отработка синхронности исполнения – 18 часов

Практическая часть. Синхронное исполнение разученного танца по частям и в целом. Работа группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 8.5. Работа над эмоциональным исполнением – 10 часов

Теоретическая часть. Разъяснение драматургии танцевального номера, его эмоциональной составляющей.

Практическая часть. Техничное исполнение танца в сочетании с эмоциональным компонентом номера

9 раздел. Итоговое контрольное занятие – 4 часа

Тема 9.1. «Слабое звено» - 2 часа

Теоретическая часть. Сообщение темы занятия. Разделение танцевальной группы на команды.

Практическая часть. Дети дают ответы на вопросы педагога по истории хореографии, терминам классического танца.

Тема 9.2. «Классика и ритмика» - 2 часа

Теоретическая часть. Настроить детей на занятие. Напомнить правила исполнения классического экзерсиса и комплекса ритмики.

Практическая часть. Исполнение движений классического экзерсиса и упражнений комплекса ритмики.

                    Учебно – тематический план  2-го года обучения

п/п

            Наименование разделов, тем

  Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1.1. Вводное занятие

     1

       1

    2

2.

Основы классики

2.1. Классический экзерсис у станка

2.2. Классический экзерсис на середине зала

30

       14

16

   30

3.

Ритмика

3.1. I часть комплекса ритмики

3.2. II часть комплекса ритмики

3.3. III часть комплекса ритмики

3.4. IV часть комплекса ритмики

3.5. V часть комплекса ритмики

40

8

8

8

8

8

   40

4.

Кросс

4.1.Танцевальные комбинации № 1,2

4.2. Танцевальные комбинации № 3,4

4.3. Танцевальные комбинации № 5,6

30

10

10

10

   30

5.

Стретчинг

5.1.Комплекс стретчинга №1,2,3

5.2. Стретчинг в парах

18

10

8      

   18

6.

Танцевальное творчество

6.1. Танцевальная импровизация

     

8

        8

    8

   

7.

История хореографии

7.1. «Король танцев – вальс»

7.2. «Ностальгия по танго»

7.3. «Зарождение балета.  Ж. Новерр»

 

6

2

2

2    

     

       

    6

   

8.

Стилизованный народный танец

8.1. Движения народного танца

8.2. Комбинации из народных движений

 

18

10

8

18

   

 9.

Репетиционно – постановочная работа

9.1. Разучивание танцевальных движений

9.2. Разучивание танцевальных комбинаций

9.3. Отработка элементов танца

9.4. Отработка синхронности исполнения

9.5.Работа над эмоциональным исполнением

60

10

10

16

16

8

60

10.

Итоговое контрольное занятие

10.1.Кроссворд «Танцевальный калейдоскоп»

10.2. Классика и ритмика

2

 

2

4

Всего

9

207

     

216

                         Содержание программы  2-го года обучения

1 раздел. Введение – 2 часа

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2 часа

Теоретическая часть. Составление расписания занятий. Беседа о летнем отдыхе детей. Ознакомление детей с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах.

Практическая часть. Комплектование группы. Отбор детей в танцевальный коллектив. Игра «Узнай обо мне» - рассказ о себе, семье, своих увлечениях. Ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Исполнение под музыку, знакомых этюдов и танцев.

2 раздел. Основы классики – 30 часов

Тема 2.1. «Классический экзерсис у станка» - 14 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения  движений классического танца. Повторение терминов и их значение.

Практическая часть. Техничное исполнение движений классического танца у станка за одну руку. Усложнения: jete с pice крестом, frappe на 45˚ крестом , grand battement крестом. Дополнительно: developpe крестом, eshappe, rond de jambe par terre en dedan.  К исполнению экзерсиса добавляются движения головой.

Тема 2.2. «Классический экзерсис на середине зала» - 16 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения  движений классического танца. Повторение терминов и их значение.

Практическая часть. Грамотное и техничное исполнение движений классического танца на середине зала. Дополнительно: 2 port de bras, eshappe, temps lie вперед, assemble, glissade, 1-й arabesgue. К исполнению экзерсиса добавляется движение головой.

3 раздел. Ритмика – 40 часов

Тема 3.1. «I часть комплекса ритмики» - 8 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений I части комплекса.

Тема 3.2. «II часть комплекса ритмики» - 8 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений II части комплекса.

Тема 3.3. «III часть комплекса ритмики» - 8 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении.

Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений III части комплекса.

Тема 3.4. «IV часть комплекса ритмики» - 8 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений IV части комплекса.

Тема 3.5. «V часть комплекса ритмики» - 8 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений V части комплекса.

4 раздел.  Кросс – 30 часов

Тема 4.1. «Танцевальные комбинации № 1,2» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении.

Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят  шаговые и беговые упражнения в сочетании с различными видами прыжков.

Тема 4.2. «Танцевальные комбинации № 3,4» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят  махи ногами в сочетании с крутками и колесами.

Тема 4.3. «Танцевальные комбинации № 5,6» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят прыжки с разбега.

5 раздел. Стретчинг – 18 часов

Тема 5.1. «Комплекс  стретчинга № 1,2,3» - 10 часов

Теоретическая часть. Закрепить  правила выполнения комплекса упражнений стретчинга для достижения нужных результатов.

Практическая часть. Разучить комплекс упражнений стретчинга № 3, их последовательность. Исполнять грамотно знакомый комплекс № 1,2,3.

Тема 5.2. «Стретчинг в парах» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминать, что растяжка в парах гораздо эффективнее, что сила давления должна регулироваться.

Практическая часть. Качественное выполнение упражнений стретчинга в парах. Смена партнеров в парах.

6 раздел. Танцевальное творчество – 8 часов

Тема 6.1. «Танцевальная импровизация» - 8 часов

Теоретическая часть. Объяснить, как придумывать сюжет на заданную тему и воплощать его в танце.

Практическая часть. Исполнение каждым ребенком сочиненного самостоятельно: 1)танцевального этюда с предметом (стул, шарф, фото, гимнастическая палка); 2) сочиненных в парах упражнений для ритмики; 3)  придуманных в парах классических этюдов; 4)сообща придуманной и исполненной танцевальной постановки «Теремок».

7 раздел. История хореографии – 6 часов

Тема 7.1. «Вальс – король танцев» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ о вальсе, об истории возникновения танца. Прослушивание музыки вальсов Шуберта, Штрауса. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Практическая часть. Разучивание простейших движений вальса. Закрепление разученного.

Тема 7.2. «Ностальгия по танго» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ об истории возникновения танца танго. Показ видеоматериалов с конкурса бальных танцев. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Практическая часть. Разучивание простейших движений танго. Повторение и закрепление разученного.

Тема 7.3. «Зарождение балета. Ж. Новерр»  - 2 часа 

Теоретическая часть. Рассказ об истории зарождения балета, о первых балеринах: М. Тальони, К Гризи, о первых балетах и балетмейстерах. Сущность реформы Ж. Новерра: связь танца с действительностью. Книга «Письма о танце и балетах», ее значения. Преобразования М. Гардель, М. Салле, М. Камарго.  Показ иллюстраций. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

8 раздел. Стилизованный народный танец – 18 часов

Тема 8.1. «Движения народного танца» - 10 часов

Теоретическая часть.  Объяснение правил исполнения движений народного танца, показ педагогом или ребенком правильного исполнения. Показ на фото и видео исполнения движений в идеале.

Практическая часть. Разучивание и исполнение: позиции рук, народный поклон, тройной переменный шаг, шаг с притопом, тройной притоп, «елочка», шаг назад, припадание по 3 позиции, «гармошка».

Тема 8.2. «Комбинации из народных движений» - 8 часов

Практическая часть. Разучивание и исполнение танцевальных комбинаций из  движений народного танца.

9 раздел. Репетиционно – постановочная работа –  60 часов

Тема 9.1. Разучивание танцевальных движений – 10 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Показ педагогом основных танцевальных движений танца. Повторение детьми танцевальных движений.

Тема 9.2. Разучивание танцевальных комбинаций – 10 часов

Практическая часть. Показ педагогом танцевальных комбинаций. Повторение детьми танцевальных комбинаций.

Тема 9.3. Отработка элементов танца – 16 часов

Практическая часть. Повторение  и закрепление разученных движений танца по частям. Работа с группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 9.4. Отработка синхронности исполнения – 16 часов

Практическая часть. Синхронное исполнение разученного танца по частям и в целом. Работа группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 9.5. Работа над эмоциональным исполнением – 8 часов

Теоретическая часть. Разъяснение драматургии танцевального номера, его эмоциональной составляющей.

Практическая часть. Техничное исполнение танца в сочетании с эмоциональным компонентом номера

 

10 раздел. Итоговое контрольное занятие 4 часа

Тема 10.1. Кроссворд «Танцевальный калейдоскоп» - 2 часа

Теоретическая часть. Сообщение темы занятия. Раздача детям по кроссворду.

Практическая часть. Дети решают кроссворд с вопросами по истории хореографии, терминам классического танца, именам знаменитых исполнителей, истории зарождения танцев. Подведение итогов.

Тема 10.2. «Классика и ритмика» - 2 часа

Теоретическая часть. Настроить детей на занятие. Напомнить правила исполнения классического экзерсиса и комплекса ритмики.

Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение движений классического экзерсиса у станка и на середине зала и всех частей  комплекса ритмики.

Учебно – тематический план  3-го года обучения

п/п

            Наименование разделов, тем

  Количество часов

теория

практика

всего

1.

Введение

1.1. Вводное занятие

     1

       1

    2

2.

Основы классики

2.1. Классический экзерсис у станка

2.2. Классический экзерсис на середине зала

30

14

16

   30

3.

Ритмика

3.1. I часть комплекса ритмики

3.2. II часть комплекса ритмики

3.3. III часть комплекса ритмики

3.4. IV часть комплекса ритмики

3.5. V часть комплекса ритмики

3.6. VI часть комплекса ритмики

42

6

6

6

8

8

8

   42

4.

Кросс

4.1.Танцевальные комбинации № 1,2

4.2. Танцевальные комбинации № 3,4

4.3. Танцевальные комбинации № 5,6

30

10

10

10

   30

5.

Стретчинг

5.1.Комплекс стретчинга №1,2,3

5.2. Стретчинг в парах

18

       10

8

       

   18

6.

Танцевальное творчество

6.1. Танцевальная импровизация

     

8

8

    8

7.

История хореографии

7.1. «Романтизм в хореографии.  Ш.Дидло»

7.2. «Истоки русского балета. М. Петипа»

7.3. «Чайковский и его трилогия»

6

2

2

2

    6

8.

Cтилизованный народный танец

8.1. Движения народного танца

8.2. Комбинации из народных движений

     

16

8

8

  1 6

 9.

Репетиционно – постановочная работа

9.1. Разучивание танцевальных движений

9.2. Разучивание танцевальных комбинаций

9.3. Отработка элементов танца

9.4. Отработка синхронности исполнения

9.5.Работа над эмоциональным исполнением

60

10

10

16

16

8

    60

10.

Итоговое контрольное занятие

10.1. «Семь раз отмерь – один раз отрежь»

10.2. Классика и ритмика

2

2

   4

Всего

9

207

     

 216

                          Содержание программы  3-го года обучения

1 раздел. Введение – 2 часа

Тема 1.1. «Вводное занятие» - 2 часа

Теоретическая часть. Составление расписания занятий. Беседа о летнем отдыхе детей. Ознакомление детей с правилами поведения в ЦДО, на занятиях, с правилами техники безопасности на занятиях. Сбор сведений о кружковцах.

Практическая часть. Комплектование группы. Отбор детей в танцевальный коллектив. Игра «Узнай обо мне» - рассказ о себе, семье, своих увлечениях. Ознакомление с программой обучения на год, с формой одежды на занятиях. Исполнение под музыку, знакомых этюдов и танцев.

2 раздел. Основы классики – 30 часов

Тема 2.1. «Классический экзерсис у станка» - 14 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения  движений классического танца. Повторение терминов и их значение.

Практическая часть. Техничное исполнение движений классического танца у станка. Усложнения: fondues на 45 ˚, rond de jambe par terre с растяжкой, растяжка на станке с port de bras. Дополнительно: developpe с grand rond вперед и назад. К исполнению экзерсиса добавляется движение головой.

Тема 2.2. «Классический экзерсис на середине зала» - 16 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения  движений классического танца. Повторение терминов и их значение.

Практическая часть. Грамотное и техничное исполнение движений классического танца на середине зала. Дополнительно: jete с pice,  temps lie  назад, releve lent вперед, назад, 2-й arabesgue, chone в комбинации с прыжком, проскальзывание с retere. К исполнению экзерсиса добавляется движение головой.

3 раздел. Ритмика – 42 часа

Тема 3.1. «I часть комплекса ритмики» - 7 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений I части комплекса.

Тема 3.2. «II часть комплекса ритмики» - 7 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений II части комплекса.

Тема 3.3. «III часть комплекса ритмики» -7 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении.

Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений III части комплекса.

Тема 3.4. «IV часть комплекса ритмики» - 7 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений IV части комплекса.

Тема 3.5. «V часть комплекса ритмики» - 7 часов

Теоретическая часть. Закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении. Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений V части комплекса.

Тема 3.6. «VI часть комплекса ритмики» - 7 часов

Теоретическая часть. Разучивание и закрепление правил выполнения движений, их порядок следования. Повторение схемы работы мышц в каждом упражнении.

Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение разученных  движений VI части комплекса.

4 раздел.  Кросс – 30 часов

Тема 4.1. «Танцевальные комбинации № 1,2» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении.

Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят  шаговые и беговые упражнения в сочетании с различными видами прыжков.

Тема 4.2. «Танцевальные комбинации № 3,4» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят  махи ногами в сочетании с крутками и колесами.

Тема 4.3. «Танцевальные комбинации № 5,6» - 10 часов

Теоретическая часть. Объяснение и показ правильного исполнения  танцевальных комбинаций в продвижении.

Практическая часть. Разучивание танцевальных комбинаций в продвижении. Синхронное и техничное исполнение танцевальных комбинаций в продвижении по одному или парами. В комплексы входят прыжки с разбега.

5 раздел. Стретчинг – 18 часов

Тема 5.1. «Комплекс  стретчинга № 1,2,3» - 10 часов

Теоретическая часть. Закрепить  правила выполнения комплекса упражнений стретчинга для достижения нужных результатов.

Практическая часть. Разучить комплекс упражнений стретчинга № 3, их последовательность. Исполнять грамотно знакомый комплекс № 1,2,3.

Тема 5.2. «Стретчинг в парах» - 8 часов

Теоретическая часть. Напоминать, что растяжка в парах гораздо эффективнее, что сила давления должна регулироваться.

Практическая часть. Качественное выполнение упражнений стретчинга в парах. Смена партнеров в парах.

6 раздел. Танцевальное творчество – 8 часов

Тема 6.1. «Танцевальная импровизация» - 8 часов

Теоретическая часть. Объяснить, как придумывать сюжет на заданную тему и воплощать его в танце.

Практическая часть. Исполнение каждым ребенком сочиненного самостоятельно: 1)танцевального этюда с предметом: газета, игрушка, журнал, фотоаппарат; 2) сочиненных в парах упражнений для кросса; 3) самостоятельно придуманного классического этюда; 4)сообща придуманной и исполненной танцевальной постановки «Колобок».

7 раздел. История хореографии – 6 часов

Тема 7.1. «Романтизм в хореографии. Ш. Дидло» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ о течении «романтизм» в хореографии, о балеринах эпохи романтизма. Ранний период творчества: балеты «Зефир и Флора», «Амур и Психея». Второй период творчества: балет «Венгерская хижина». Рассказ о значении творчества Ш. Дидло для развития русского и мирового балетного искусства. Показ иллюстраций. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Тема 7.2. «Истоки русского балета. М. Петипа» - 2 часа

Теоретическая часть. Беседа о первых русских балеринах. Рассказ о жизни и творчестве М. Петипа, его вкладе в русский балет. Структура балетов М. Петипа. Развитие традиций. Симфонизация танца в балетах М. Петипа. Закрепление темы. Ответы на вопросы педагога по данной теме.

Тема 7.3. «Чайковский и его трилогия» - 2 часа

Теоретическая часть. Рассказ о жизни и творчестве Чайковского, об истории создания трех знаменитых балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица». Проблемы балетной музыки. Сущность музыкальной реформы П. Чайковского. Прослушивание наиболее известных отрывков из этих балетов, просмотр отрывков из балетов.

8 раздел. Стилизованный народный танец – 16 часов

Тема 8.1. «Движения народного танца» - 8 часов

Теоретическая часть.  Закрепление правил выполнения  движений народного танца. Повторение названия движений.

Практическая часть. Грамотное и техничное исполнение движений народного танца. Дополнительно:  переменный шаг с раскрытием рук, переступание, мячик, присядка, «веревочка» простая, вращения на месте и в продвижении.  

Тема 8.2. «Комбинации из народных движений» - 8 часов

Практическая часть. Разучивание и исполнение танцевальных комбинаций из  движений народного танца.

9 раздел. Репетиционно – постановочная работа –  60 часов

Тема 9.1. Разучивание танцевальных движений – 10 часов

Теоретическая часть. Прослушивание музыки к танцу, анализ ее характера.                                                                                                                        Практическая часть. Показ педагогом основных танцевальных движений танца. Повторение детьми танцевальных движений.

Тема 9.2. Разучивание танцевальных комбинаций – 10 часов

Практическая часть. Показ педагогом танцевальных комбинаций. Повторение детьми танцевальных комбинаций.

Тема 9.3. Отработка элементов танца – 16 часов

Практическая часть. Повторение  и закрепление разученных движений танца по частям. Работа с группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 9.4. Отработка синхронности исполнения – 16 часов

Практическая часть. Синхронное исполнение разученного танца по частям и в целом. Работа группой, с подгруппами, с солистами.

Тема 9.5. Работа над эмоциональным исполнением – 8 часов

Теоретическая часть. Разъяснение драматургии танцевального номера, его эмоциональной составляющей.

Практическая часть. Техничное исполнение танца в сочетании с эмоциональным компонентом номера

10 раздел. Итоговое контрольное занятие – 4 часа

Тема 10.1. Кроссворд «Танцевальный калейдоскоп» - 2 часа

Теоретическая часть. Сообщение темы занятия. Раздача детям по кроссворду.

Практическая часть. Дети решают кроссворд с вопросами по истории хореографии, терминам классического танца, именам знаменитых исполнителей, истории зарождения танцев. Подведение итогов.

Тема 10.2. «Классика и ритмика» - 2 часа

Теоретическая часть. Настроить детей на занятие. Напомнить правила исполнения классического экзерсиса и комплекса ритмики.

Практическая часть. Техничное и грамотное исполнение движений классического экзерсиса у станка и на середине зала и всех частей  комплекса ритмики.

Методическое обеспечение программы

      В программе предусматриваются разные формы организации учебного процесса, от ансамблевых репетиций до индивидуальных занятий, на которых применяются следующие методы обучения:

- эвристический метод: рассказ, описание, объяснение, беседа.

- наглядный метод: иллюстрации, фотографии, картины, демонстрация фильмов, видеозаписи, словесная наглядность, вызывающая образы, представления, понятия. Используя видеозаписи открытых уроков и хореографических номеров, дети могут научиться анализировать свои ошибки.

- практический метод характеризуется тем, что основными источниками информации являются самостоятельно выполняемые учащимися хореографические действия, а так же умение самостоятельно создать танцевальный рисунок постановки, ее танцевальный образ.

     В учебно – воспитательную деятельность включены все виды деятельности, развивающие личность: игра, познание, учение, практика, общение, творчество. При этом соблюдаются следующие правила:

1. Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, способствовать улучшению статуса каждого обучающегося в группе

2. Виды деятельности разнообразны, социально – значимы и направлены на интересы ребенка

3. Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности.

    Все эти виды деятельности используются следующим образом:

- педагогом поощряется самостоятельный творческий поиск,

- педагогом поддерживается интерес к специализированной литературе.     Педагогические приемы:

- организация деятельности (упражнение, приучение, подражание, показ)

- стимулирование (похвала, поощрение, взаимооценка)

- формирование взглядов (разъяснение, пример, убеждение, подражание)

- сотрудничество позволяет педагогу и ребенку быть партнерами.

   Для развития личности учащегося проводятся тесты:

«Оценивая других, узнаем себя», «Умеете ли слушать собеседника», «Приятны ли вы в общении», «Умеете вы хранить тайны?», «Вы и творчество», «Талант еще дремлет?».

        Реализация программы строится на следующих принципах:                               - принцип развивающего обучения;

- принцип творческой направленности;

- принцип фасцинации (от англ. очарование; очарование предметом, окружающей действительностью, собой, друг другом, педагогом);

- принцип личностно – ориентированного подхода (признание личности развивающего человека высшей ценностью, признание уникальности и своеобразия каждого ребенка);                                                            

- принцип гуманизации (учет возрастных и индивидуальных особенностей, создание атмосферы доброжелательности и взаимопонимания);

- принцип системности (подразумевает систематическое проведение занятий)

        Для расширения кругозора учащихся проводятся беседы:

«Талант понимания», «Улыбаться престижно», «Братья наши меньшие», «Откуда берутся таланты»,  «Значение имени», просмотр видеоматериалов и DVD-дисков: «Волшебный мир балета»,  «Школа танцев для детей», «концерт «Тодеса», «Элементы акробатики в хореографии»,  выступление танцевального коллектива «Денс FM», «Экситон».

                                                     

Список литературы

  1. Александрова, Н. А., Васильева, А. Л. Вальс. История танца [Текст]

Н. А. Александрова. А. Л. Васильева. - СПб.: Лань, 2013. – 224 с.    

2. Барышникова, Т. Азбука хореографии [Текст]: практическое пособие /

   Т. Барышникова. -  М.: Рольф, 2010. – 272 с.

3. Бахрушин, Ю. А. История русского балета [Текст]: практическое пособие

      / Ю. А. Бахрушин. - Спб.: Диамант Золотой век, 2009. – 336 с.

4. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов [Текст]:

      Н. Н. Вашкевич. - СПб, 2009. – 192 с.

5. Есаулов, И. Г., Есаулова К. А. Народно – сценический танец [Текст]:

      учебник / И. Г. Есаулов. - М.: Поппури, 2014. – 208 с.

6. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст]: учебник / В. А. Звездочкин

       - М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 400 с.

7. Колесниченко, Ю. В. Терминология хореографии [Текст]: практическое

     пособие /  Ю. В. Колесниченко. -  Спб.: Ленинградское издательство, 2012.

     660 с.

8. Нельсон, А., Кокконен Ю. Анатомия упражнений на растяжку [Текст]:

    Иллюстрированное пособие / А. Нельсон, Ю. Кокконен. -  Ми.:

    «Поппури», 2008. – 160 с.

9. Студия «Антре». Журнал о балете для детей. М.: «Студия Антре»  2007 –

     2013.

10. Школа танцев для детей от 3 до 14 лет [Текст]: практическое пособие /  

      Спб.: Ленинградское издательство, 2009. – 224 с.

11. Яковлева, Ю. Азбука балета [Текст]: практическое пособие /  Ю.  

     Яковлева. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...