Интеллектуальная игра "Своя игра"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Игуменцева Людмила Васильевна

Интеллектуальная игра"Своя игра".Тема игры-"Овеянные славой флаг наш и герб".Занятие расчитано на учеников 6-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интеллектуальная игра "Своя игра"27.98 КБ

Предварительный просмотр:

           Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования № 289 с углубленным изучением предмета

 «физическая культура» Красносельского района Санкт-Петербурга

        Интеллектуальная игра «Своя игра»

на тему «Овеянная славой флаг наш и герб»

                

Занятие провела:                                                          педагог

                                                             дополнительного образования детей

               Игуменцева Людмила Васильевна

Санкт-Петербург

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Цели игры:

Обучающая: конкретизирует и способствует закреплению знаний  школьников о государственных символах России, об их назначении и роли в жизни граждан страны.

Развивающая: способствует накоплению знаний обучающихся о государственной символике; развивает познавательный интерес, мыслительные процессы.

Воспитательная: формирует чувство патриотизма и любви к Родине через изучение истории государственной символики Российской Федерации .

В  игре школьниками осуществляются задачи нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Актуальность выбранной темы

Меняются поколения, меняются политические, социальные и экономические основы государства, но неизменной остаётся задача формирования патриотизма населения как важнейшего источника процветания Отечества и его народов.

В последнее время в России значительно возрос интерес к изучению символики. Необходимость изучения символики обуславливается, в том числе и фактором воспитательного значения, способствующего сплочённости граждан вокруг единых национальных ценностей.

 Форма мероприятия - интеллектуальная игра.

Достоинства формы  и элементы творчества

Интеллектуальные игры помогают педагогам  не только организовывать досуг обучающихся, но и решать задачи их умственного развития.

Участие в интеллектуальных играх позволяет игрокам мобилизовать все свои знания: думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать. В ходе игры игроки, отличающиеся “леностью ума”, желающие всё получить в готовом виде, и те незаметно для себя активизируются, увлекаются поисками ответов, начинают размышлять, так как положение “последнего” в игре мало кого устраивает. Победителем чаще всего бывает не тот, кто просто больше знает, а тот, у кого к тому же больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто не просто располагает хорошей “кладовой памяти”, но может с умом пользоваться её богатствами.

Хочется указать ещё на одну важную черту интеллектуальных игр, превращающую их в орудие воспитания: они всегда ведутся по определённым правилам.

Интеллектуальная игра «Овеянные славой флаг наш и герб»» помогает формированию универсальных учебных действий, на которые направлен образовательно-воспитательный процесс игрового взаимодействия:

  • обеспечение социальной компетентности и учёт позиции других людей, партнёров по общению и деятельности,
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопросов, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество,
  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
  • учёт разных мнений.

Творчество школьники проявляют в подготовке приветствия команд. Им предстоит придумать название,  девиз, эмблему команды.

Возраст обучающихся- ученики 6 класса.

Этапы мероприятия. Распределение времени по этапам

Этап

Содержание

Время

(мин.)

1

Организационный.

За день до начала игры члены команды подают заявки на участие. Перед началом организаторы игры  готовят игровые места для команд и болельщиков, оборудуют место для жюри, устанавливают проектор и экран,  на доске эпиграф к игре, включают музыку.

5

2

Начало и ход игры

Создание благоприятного эмоционального настроя и постановка цели игры.

Приветствие команд и болельщиков. Ознакомление игроков и болельщиков с правилами проведения игры. До участников доводится информация о роли жюри.

30

3

Подведение итогов игры

Награждение победителей. Объявление благодарности всем школьникам за помощь в организации игры.

10

 

Оборудование:

-Мультимедийная презентация содержания вопросов.

- сигнальные таблички;

- на доске эпиграф:

   О, Русь! В тоске изнемогая,

Тебе слагаю гимны я.

Милее нет на свете края,

О, родина моя!

        Сологуб Ф. «Гимны Родине»;

- 24 карточки-сектора с наименованиями тем и с указанным количеством очков:

Флаг России

10

20

30

50

Гимн России

10

20

30

50

Герб России

10

20

30

50

История

10

20

30

50

Знаете ли вы…

10

20

30

50

Индивидуальная и коллективная работа обучающихся

В интеллектуальной игре предполагается коллективное обдумывание ответа игроков на вопос и требуется применение продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Индивидуальные поручения в подготовительный период способствуют воспитанию у школьников ответственности за порученное дело.

Практическая значимость работы.

Достоинство интеллектуальной командной игры заключается в том, что она опирается на мотивы общения:

  • Школьники, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  • В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.
  • Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений. Познавательная командная игра способствует использованию не только моральных мотивов, но и познавательных:
  • В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  • Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).
  • В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
  • Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.
  • Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
  • Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа.      
  • В игровой познавательной деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач. 

Содержание игры «Овеянные славой флаг наш и герб»» оказывает сильное эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает большой интерес и имеет несомненный воспитательный эффект.

На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории.

Участники игры и их роли:

Две команды по 5 человек каждая.

Жюри – 3 человека (обязанности – подсчёт баллов, наблюдение за временем, подведение итогов, награждение).

Болельщики – все желающие.

Ведущий.

Работа с командами:

Сформировать команды по 5 человек, помочь выбрать капитана и продумать приветствие, обсудить с участниками правила игры.

Содержательная часть

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях «Своя игра». Это известная телевизионная игра, ее многие видели и знают. «Своя игра» состоит из основного раунда и «своей игры».

Тема нашей игры – «Овеянные славой флаг наш и герб», и выбор именно такой темы далеко не случаен. Вы живете в России! Называлась наша страна по-разному в разные времена. Современное ее название – Российская Федерация. Как и другие государства мира, Россия имеет свои символы: герб, гимн, флаг. Вы уже изучали возникновение и преобразование государственных символов нашей Родины. А сегодня, в ходе игры, мы воспроизведем в памяти наши знания и выявим знатока истории России.

     Перед вами экран, разбитый на сектора по определенным темам. Каждая тема включает в себя 4 вопросов различной степени трудности, самый легкий вопрос «стоит» 10 очков, самый трудный – 50 очков. Команда, давшая верный ответ, получает жетон на определенное количество очков:

- 10 – красный жетон;

- 20 – желтый жетон;

- 30 – белый жетон;

- 50 – зеленый жетон.

Если команда ответила не верно, то соперники могут заработать дополнительный жетон.

   Идет представление команд и жюри.

Сектор «Флаг  России».

10 – Опишите флаг России  (Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3 )

20 –Когда мы отмечаем День Государственного флага? (22 августа)

30 –Что означают цвета флага России? (В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество )

50 ––Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 г. взвился над военно-морскими кораблями? (Андреевский)

Сектор «Гимн  России».

10 –Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?  (Торжественная, хвалебная песнь )

20 –Как слушают гимн на церемониях? (Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием)

30 – Когда можно услышать гимн? (Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя

50 –Кто написал музыку и слова для гимна России?

( Композитор А. В. Александров и поэт С. В. Михалков)

Сектор «Герб России».

10 – Опишите современный герб России?

(Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними - одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона )

20 – Где изображается Государственный герб Российской Федерации?

(На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках )

30 – Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня? (Именно в этом веке дано официальное описание государственного герба)

50 – Из какой страны пришел в Московскую Русь двуглавый орел? (Византия)

Сектор «История »

10 –С какими традициями связано рождение гербов?

(С рыцарскими традициями )

20 – Как назывались знамена в Древней Руси? (Стяги)

30 –Кто впервые ввёл порядок расположения цветов в российском флаге?

(Петр Первый)

50 – Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?

(В конце 1790-х гг. над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под своё правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I ста фактически главой ордена, 72-м его великим магистром приняв знаки магистерского достоинства - мантию, корону, крест и меч)

Сектор «Знаете ли вы..»

10-Как называется наука о гербах? (Геральдика)

20-На флаге какого государства три цвета (белый - синий - красный) расположены не горизонтально, а вертикально? (Франция)

30-Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под гербом? (Девиз)

50-Что было изображено на печати Ивана III? (Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия)

Подведение итогов основной игры.

Ведущий.    А теперь второй, решающий тур. Он называется «своя игра». Тур может совершенно изменить положение. Правило второго тура: я задаю вопрос, команды на листочках пишут предполагаемый ответ, а рядом – количество очков. Если вы уверены в ответе – ставьте больше очков, если не уверены – меньше. Если ответ верный, то команде присуждается количество очков, написанное ими, а если ответ не правильный, столько же отнимается. Вы можете все потерять, или же наоборот – приобрести!

А сейчас, внимание, вопрос: Именно в этом законе говорится, что гербом России является «четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенной лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

(Федеральный конституционный закон «О государственном гербе Российской Федерации», принятый в декабре 2000 года).

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Ведущий.

          Страны ты патриотом будь,

Легендой выстлан был наш путь.

Историю ты не забудь,

Победа страны большие.

И для себя сумей понять,

С кого пример для жизни брать.

Жизнь со строки начни писать:

«Отчизна моя – Россия»

Дополнительный материал.

1.Мультимедийная презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуально-познавательная игра по тепловым явлениям для 8 классов "Своя игра"

Игра предназначена для  закрепления и проверки знаний учащихся по теме "Тепловые явления".Данная игра проводится в виде командных соревнований, класс делится на 3 группы,цель которых ответить на ...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА ПО ИНФОМАТИКЕ "Своя игра"

Презентация "Своя игра", предназначена для проведения внеклассного мероприятия по информатике...

Час занимательной математики (интеллектуальная математическая игра в 8 классе, в формате игры "Брейн-ринг")

Одной из важнейших задач образовательного процесса является формирование у учащихся заинтересованности в приобретении знаний, умения учиться, что даёт возможность пополнять свой кругозор, успешно опер...

Интеллектуально-познавательная игра по физической культуре "Своя игра"

Аналог телевизионной игры "Своя игра". Игра предназначена для учащихся 5-7 классов, может быть использована для внеклассного мероприятия и подготовки к олимпиаде по физической культуре....

интеллектуально-познавательная игра "Олимпийские игры"

разработка интеллектуальной игры для учащихся 6 класса...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

методическая разработка интеллектуально-познавательной игры "Своя игра"

Интеллектуально-познавательная командная игра, включающая вопросы по разным учебным предметам (технология, ИЗО, музыка, ОБЖ, физкультура, история и культура Санкт-Петербурга)....