Программа развития педагога
учебно-методический материал ( класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_pedagogov.docx | 79.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития
профессиональных компетенций педагога
«Успешный педагог»
на 2012 -2016 г. г.
Содержание:
Раздел 1. Паспорт программы «Успешный педагог».
Раздел 2. Характеристика педагогического коллектива МБУДО «Юность» п. к. «Бригантина».
Раздел 3. Введение: актуальность, назначение и цель разработки программы.
Раздел 4. Концепция программы развития.
Раздел 5. Стратегия реализации концепции.
Раздел 6. Экспертиза и мониторинг достижения запланированного результата.
Приложения:
Проект плана саморазвития и самореализации педагога «Я - успешный педагог»
Программа мониторинговых исследований по изучению уровня профессиональной компетентности педагогов.
Раздел 1.
ПАСПОРТ
программы повышения профессиональной компетентности педагогов
на 2012 -2016 год
Наименование Программы | «Успешный педагог». |
Сроки реализации Программы | 2012 – 2016 г. г. |
Основания для разработки Программы | Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Закон РФ «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. |
Основания для разработки Программы | Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Закон РФ «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. |
Разработчик Программы | Творческая группа педагогических работников «Бригантина» |
Научно-методические основы разработки программы | Системный подход к управлению развитием клуба, компетентностный подход, дифференцированный, мотивационный подход к управлению, акмеологический подход, рефлексивный подход к моделированию управления образовательным процессом, личностный подход в коллективном воспитании. |
Цель Программы | Формирование акмеологическои позиции (профессиональной, личностной, духовной зрелости) педагогического коллектива и отдельного педагога на основе его профессионально-личностного развития. |
Задачи Программы | Повышение качества образования учащихся клуба во взаимосвязи с повышением уровеня продуктивности педагогической деятельности педагогов Формирование коллективного и индивидуального «акме» педагогического коллектива. Внедрение акмеологических педагогических технологий Готовность педагогического коллектива к следующему этапу профессионального развития. |
Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижения | Наличие значимой положительной динамики уровня профессионально-личностного развития педагогов. Высокий уровень продуктивности педагогической деятельности педагогов как условие высокого уровня качества образования. Готовность педагогического коллектива к следующему этапу профессионального развития. |
Срок действия программы | 2012-2016 гг. |
Этапы реализации программы | 1 этап: подготовительный -2012-2013г.г. 2 этап: формирующий– 2013-2015г.г. 3 этап: результативно-оценочный – 2015-2016г.г. |
Порядок мониторинга хода и результатов реализации программы | Входной, текущий и итоговый мониторинг |
Раздел 2.
Характеристика педагогического коллектива «Бригантина»
Коллектив клуба укомплектован высококвалифицированными педагогическими кадрами. Квалификационные категории имеют 100% педагогических работников. Из них: высшая квалификационная категория – 3 педагогов; первая квалификационная категория – 5 % педагогов. ,97,2% педагогов имеют высшее образование, остальные:3человека-среднее-специальное. Проведенные тематические педагогические чтения, обучающие семинары, практические занятия, курсовая подготовка сформировали умения решать педагогические задачи: - формировать занятие как целостную систему могут 70 %; - умеют мотивировать учащихся на каждом этапе занятия 65%; - умеют включать учащихся в активную познавательную деятельность 63%; - умеют организовать самостоятельную познавательную деятельность на каждом этапе 37%педагогов; - метод проектов и проектная деятельность 45%. Таким образом, характерными чертами педагогического коллектива нашего клуба являются открытость, инициативность, креативность. Педагогический коллектив обладает достаточным уровнем профессиональной компетентности для решения задач, поставленных перед современной системой дополнительного образования. |
Раздел 3.
Актуальность темы.
В проекте федерального закона Об образовании в Российской федерации определены основные обязанности педагогических работников, в том числе: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию образовательных программ, учебных планов по преподаваемому учебному курсу, предмету, дисциплине, модулю;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
- уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса;
- развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности; формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; пропагандировать здоровый образ жизни;
- применять педагогически обоснованные формы, методы (методики) обучения и воспитания, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса;
- систематически повышать свою квалификацию, профессиональный уровень и др.
Таким образом, в настоящее время требуется системное осмысление профессионализма педагога XXI в., чтобы ориентировано оценить его место в российском обществе, выявить степень его готовности и модернизации системы образования.
На становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности педагога, но и особенности окружающей его инновационной среды. Понятие «инновационная образовательная среда» отражает комплекс взаимосвязанных
взаимосвязанных условий, обеспечивающих образование человека, формирование личности педагога с инновационное-творческим мышлением, его профессиональную компетентность.
Развитию профессионализма педагогов способствует создание акмеологической образовательной среды, психолого-педагогического и методического сопровождения; как среды, обеспечивающей творческую деятельность педагогов; как среды, гарантирующей условия для самосовершенствования и самоактуализации.
Основными тенденциями развития акмеологической образовательной среды являются: взаимопроникновение (конвергенция) и сближение внешней и внутренней составляющей образовательной среде клуба; усиление влияния на развитие акмеологической среды общественного фактора; все большая зависимость динамики развития акмеологической среды от информационно-технологической составляющей;гармонизация личностных, социальных и национальных смыслов в структуре, организации и содержании профессионально-личностного роста педагогов клуба..
Под профессионализмом педагога понимается высокий уровень его психолого-педагогических, научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом, обеспечивающим на практике социальную востребованную подготовку подрастающего поколения к жизни. Педагог-профессионал - это специалист, овладевший высоким уровнем профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в процессе труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию.
Главным фактором достижения профессионализма педагога является процесс самосовершенствования. Профессионализм позволяет педагогу, достигнув состояния осмысления, начать движение к состоянию осознанности, то есть накоплению конкретных знаний и постижению в профессии, а в финале совершить переход в состояние умелости, осуществимости того, что осознанно. Профессионализм педагога не может быть раз и навсегда достигнутой высотой. Он «прорастает» каждый раз в конкретном месте и времени, в процессе общения, являясь личностным свойством, поэтому подлежит непрерывному становлению и развитию. Профессионалом можно стать только в том деле, которое способствует раскрытию индивидуального жизненного смысла (переживания). Смысловое переживание - это та емкая грань опыта, в которой сплавлены самые разные, но авторитетные для данного человека эмоциональные и ментальные аспекты его, жизнедеятельности. Смысл может проявляться как процесс соответствия самому себе и миру, что субъективно переживается как счастье и полнота жизни, как основная приоритетная ценность, определяющая жизненный путь человека.
Потребность в профессионально-личностном развитии возникает у педагогов, когда они ставят новые цели, меняют характер деятельности, знакомятся с достижениями науки и практики. При определении факторов, влияющих на развитие профессионализма, рассматривается специально - предметная, методическая и психолого-педагогическая подготовка педагога. Критериями профессионализма могут выступать достоинства и достижения педагогов, связанные с компонентами учебного процесса.
Педагогическое мастерство и профессионализм – это интегральные характеристики личности педагога. Педагогические задачи, которые приходится решать педагогу, всегда нестандартны и полифункциональны. Педагогическая деятельность обеспечивает реализацию многих и различных функций: обучающей, развивающей, воспитательной, диагностической, коррекционной, консультативной, управленческой, организационной, рефлексивной.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогов связано с осознанием необходимости восхождения личности к высокому уровню компетентности и профессиональному мастерству. Это становится возможным с использованием новой и перспективной науки – педагогической акмеологии.
Акмеология («акме» – вершина, «логос» – наука) – направление социальных наук, интегрирующее знания о человеке на этапе его зрелости, изучающее закономерности достижения взрослым человеком «акме» (вершин) в различных видах жизнедеятельности, в том числе в образовании, самообразовании и в профессиональной деятельности.
Педагогическая акмеология – наука о путях достижения профессионализма в труде педагога. Акмеологический подход в современной системе педагогического образования состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и плодотворное использование личностных ресурсов для достижения успеха в профессиональной деятельности педагога.
С целью профессионального развития педагогов и на базе современных знаний новой науки – педагогической акмеологии, возможно решение следующих задач в образовательном учреждении:
- повышение профессиональной компетентности в сфере современных достижений педагогики и педагогической акмеологии;
- выявление личностных ресурсов педагогов и формирование навыков построения эффективных индивидуальных стратегий профессионального роста, карьеры, имиджа;
- овладение современными технологиями и приемами недирективного (гуманистического) влияния и развития мотивации учащихся, формирования и развития конкурентоспособности личности.
Раздел 3. Концепция программы.
В 1867 году в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» К.Д. Ушинский писал о системности педагогического знания. Сейчас эти идеи разрабатываются и реализуются в первую очередь в антропоцентрическом и акмеологическом подходах к анализу и проектированию образовательных систем. Реалии сегодняшнего дня востребовали идеи великого ученого-педагога для решения насущных задач. Миграция населения, профилизация учебных заведений, дифференциация и индивидуализация образовательного процесса, связанные не только с требованиями гуманной педагогики, но и с введением подушевого финансирования, в результате которого началась интеграция детей с ОВЗ в массовые объединения.
Современный педагог должен успешно решать новые для него проблемы:
-как воспитать детей в духе толерантности в коллективе, в котором каждый третий - носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума;
-как осуществить педагогическую поддержку одаренному ребенку, обучающемуся по индивидуальной образовательной траектории;
-как помочь обучающемуся преодолеть неуспешность в обучении, особенно, если она связана с особенностями его здоровья и т.п.
Современная система педагогического знания включает знания широкого спектра наук – психофизиологии, этнопсихологии, теории управления, специальной педагогики и психологии и т.д.
И только в системе эти знания могут стать основой становления компетентности современного педагога, от качества работы которого сегодня зависит в немалой мере выживание не только отдельного человека, но и человечества в целом. В одном из важнейших докладов Римского клуба «Проблемы образования» (1980) основной вывод звучит так: «В конце концов, успех в преодолении трудностей человечеством будет решаться не так в кабинетах правительства, как за школьной партой каждого государства».
Координатор программы оценки качества Ассоциации нидерландских университетов доктор А.И. Вройенстийн так написал о понятии «качество»: «Часто исследователи предполагают, что можно точно определить понятие «качество». Все говорят об этом, и каждый думает, что ему известно, что это такое. Однако в этом смысле качество подобно любви: каждый знает и чувствует присутствие любви, каждый узнает ее, но, когда мы пытаемся дать определение любви, мы остаемся ни с чем».
В теории социального управления качеством социальной системы определяется как:
- уровень достижения поставленных целей;
- соответствие неким стандартам;
-степень удовлетворения ожиданий потребителя.
Высокого качества работы современного педагога можно добиться путем создания в образовательном учреждении условий для развития профессиональных компетенций педагогов, т.е. акмеологической профессиональной среды.
Основными акмеологическими характеристиками профессиональной среды клуба могут быть:
- влияние на профессионализм личности и деятельности;
- векторность – выраженность обучающего эффекта в контексте решения акмеологических задач;
- перенос механизмов взаимодействия с образовательной средой и опосредованных ею психических свойств субъекта на потенциальные профессиональные среды;
- насыщенность образовательной среды максимальным количеством элементов профессионализации, обучение исчерпывающему количеству педагогических функции.
Среди акмеологических характеристик среды значимо выделяются характеристики управления, встраиваемые в модель действия механизмов формирования профессионально-педагогического мастерства.
Профессиональное мастерство педагогов можно рассматривать как акмеологический феномен профессиональной организации, возникающий при сочетании условий, характеризующихся как акмеологическая среда.
В основе формирования педагогического мастерства как психического новообразования, проявляющегося в развитии педагогических способностей, высоком уровне развития знаний, навыков и умений, приобретении педагогической техники и опыта творчества, развитии эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности, мотивации, лежит комплекс преобразующих механизмов, обеспечивающих стабильное достижение высокой продуктивности труда, получение продукта труда, соответствующего социальным требованиям профессии. К ведущим акмеологическим механизмам формирования профессионального педагогического мастерства относятся:
- адаптация с компенсаторным эффектом;
- идентификация с профессиональным образом (идеалом);
- побуждение внутренней активности педагога в его взаимодействии cо средой клуба.
Показателями эффективности действия акмеологических механизмов формирования педагогического мастерства являются:
- высокая продуктивность педагогической деятельности;
- высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности;
- оптимальная интенсивность и напряженность труда;
- высокая организованность;
- низкая опосредованность, зависимость от внешних факторов;
- владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач;
- стабильность высоких показателей деятельности;
- возможность развития субъекта труда как личности;
- направленность на достижение положительных социально–значимых целей.
На характер локальной профессиональной среды оказывают влияние:
- качество взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности;
- интеграция и взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование инноваций;
- мультикультурные процессы, направленные на сохранение многообразия культурных ценностей и норм.
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся. Совокупность различных профессиональных умений педагога называют педагогической техникой.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:
– владение своим организмом (мимика, пантомима);
– управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);
– социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
– техника речи (дикция, темп речи) и др.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.
Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
2. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Сегодня также оно включает как минимум еще четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности.
3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразные знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).
4. Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации педагога. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
5. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.
6. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.
7. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях.
8. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Беспалько В. П. выделяет четыре основных компонента профессионального самосознания:
1. «Актуальное Я» (каким сейчас себя видит педагог) является центральным элементом профессионального самосознания педагога и основывается на трех других.
2. «Ретроспективное Я» (каким он себя видит и оценивает по отношению к начальным этапам своей работы). По отношению к нему дается система критериев оценки собственного профессионального опыта и достижений.
3. «Идеальное Я» (каким хотел бы стать педагог) дает перспективу личности и обуславливает саморазвитие в профессиональной сфере.
4. «Рефлексивное Я» (как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают руководители клуба, коллеги, ученики и родители) является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и обеспечивает объективность самооценки.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1. Поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.
3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются педагогу в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.
4. Ситуация «отказ от стереотипов» – рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.
Раздел 4. Цели и задачи Программы.
- Цель: Формирование акмеологическои позиции (профессиональной, личностной, духовной зрелости) педагогического коллектива и отдельного педагога на основе его профессионально-личностного развития.
Задачи:
- Повышение качества образования учащихся клуба во взаимосвязи с повышением уровеня продуктивности педагогической деятельности педагогов
- Формирование коллективного и индивидуального «акме» педагогического коллектива.
- Внедрение акмеологических педагогических технологий
- Готовность педагогического коллектива к следующему этапу профессионального развития.
Этапы реализации Программы:
I этап – Подготовительный (2012 – 2013 уч.г.)
Задачи:
- Разработка модели акмеологической позиции педагога.
- Разработка модели управления профессиональным развитием педагогического коллектива.
- Разработка системы мониторинга профессионально-личностного развития педагогического коллектива.
II этап – Формирующий (2013 – 2015 уч.г.г.)
Задачи:
- Управление профессионально-личностным развитием педагогического коллектива на основе моделей.
- Мониторинг профессионально-личностного развития педагогического коллектива.
- Мониторинг качества педагогической деятельности.
III этап – Результативно-оценочный (2015 – 2016 уч.г.)
Задачи:
- Анализ уровня сформированности акмеологической позиции педагогического коллектива в целом.
- Анализ уровня профессионально-личностного и организационного развития педагогического коллектива.
- Анализ мотивационно-ценностной среды педагогического коллектива.
- Анализ уровня готовности к инновационной деятельности.
- Анализ уровня включённости в инновационную деятельность в русле акмеологической стратегии.
- Анализ динамики внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании.
- Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива и качества образования школьников
Раздел 5. Стратегия реализации Программы.
Программа профессионального роста каждого педагога представляет собой модуль, имеющий цель, задачи, содержание деятельности, методы реализации, конечный результат с указанием сроков выполнения. Представляется целесообразным её построение на основе четырёх принципов:
1) уровневый подход к повышению квалификации с учётом групп педагогов в соответствии с квалификационными разрядами;
2) оптимальное сочетание трёх функций повышения квалификации: адаптивной – оперативная переподготовка педагогов с учётом изменения целей и задач содержания образования; развивающей – обеспечение творческого роста на основе вовлечения педагога в инновационный режим развития, опережающей направленности, способствующей активному внедрению достижений педагогической науки и передового опыта в инновационном процессе ; компенсаторной – совершенствование методической подготовки педагога, связанной с устранением затруднений в практической деятельности.
3) интеграция теоретико-практической, методической и технологической подготовки, обеспечивающей планомерный, целенаправленный профессиональный рост педагога от знания своих затруднений и сущности опыта до развития инновационного опыта, развивающегося на основе идей экспериментальной работы, проводимой учителем в течение ряда лет.
Программы профессионального роста педагога может включить перечень творческих заданий, тесно связанных между собой с учётом целей и задач развития образования. Микроединицей программы профессионального роста педагога является тема его исследования, избранная совершенно самостоятельно или с помощью руководителя методического объединения. В этой программе намечается перечень плановых мероприятий по реализации темы исследования педагога, которая является частью общей темы развития клуба и соответственно частью темы центра. Диагностические данные об уровне профессионального развития (посещение занятий, заполнение карты профессионального роста, исследование самооценки знаний и умений по внедрению исследовательских умений) предполагают более глубокое изучение потенциальных возможностей педагога, знание его квалификации.
Программа профессионального роста педагога выстраивается на основе следующих процессуальных действий:
- оказание помощи педагогу в выборе темы исследования с учётом его потенциальных возможностей и педагогического мастерства;
- отбор научной и научно-методической литературы по теме исследования;
- разработка различного рода творческих заданий промежуточного и итогового характера по теме индивидуального исследования с учётом конечных и промежуточных целей и итоговых показателей развития клуба по годам;
- систематизация, классификация этих заданий с учётом плана работы по программе профессионального роста на каждый год;
- анализ результатов собственной деятельности. Конструирование собственной педагогической системы на основе обобщения результатов опытно-экспериментальной работы (внедрение достижений педагогической науки и передового педагогического опыта, проводимого без эксперимента);
- преобразование новаций в инновационный опыт педагога путём выстраивания системы этих новаций с опорой на учебно-исследовательский процесс;
- разработка программы ориентировочного внедрения результатов инновационного опыта педагога;
- оказание помощи в создании творческой или исследовательской лаборатории педагога.
Конечным результатом работы педагога по избранной теме исследования может стать обобщение материала в форме курсовой работы на курсах повышения квалификации, что даст возможность реализовать принцип непрерывности в системе профессионального образования. Полагаем, что взаимосвязь работы педагога по теме исследования в клубе с темой курсовой работы на курсах повышения квалификации значительно облегчит учёбу педагога за пределами клуба и одновременно после прохождения курсов повышения квалификации уже в школе расширит и углубит работу над темой исследования.
Идеи инновационного опыта педагога активно распространяются среди методических объединений педагогов и отдельных творческих групп. В существующей системе повышения квалификации в клубе (проблемный педсовет – методические оперативки – тематический педсовет-семинар – научно-практическая конференция по результатам экспериментальной работы – научно-методическая конференция) все эти формы тесно связаны между собой и одна форма повышения квалификации логично продолжает другую. При таком подходе к работе над программой профессионального роста педагога его профессиональная культура на первых порах растёт за счёт теоретико-практической, а позже – за счёт методолого-технологической подготовки.
Результатом всей этой деятельности за 5-6 лет может стать творческая (исследовательская) лаборатория каждого педагога. В конечном итоге, полагаем, свыше 70% педагогов от общего числа членов педагогического коллектива после шести лет работы, а после восьми лет, полагаем, – свыше 90% от общего состава педагогов будут работать над программой профессионального роста в условиях инновационного развития клуба, становясь соавторами инновационных образовательных технологий.
Создание условий для становления акмеологической позиции учителя.
Этап Мероприятия Пути реализации | I Подготовительный | II Формирующий | III Результативно-оценочный | Предполагаемые результаты | |||||
Управление становлением акмеологической позиции педагогического коллектива | - Разработка модели акмеологической позиции педагога- Разработка модели управления профессиональным развитием педагогического коллектива. - Разработка системы мониторинга профессионально-личностного развития педагогического коллектива. | - Управление профессионально-личностным развитием педагогического коллектива на основе моделей. - Мониторинг профессионально-личностного развития педагогического коллектива. - Мониторинг качества педагогической деятельности. | - Анализ уровня сформированности акмеологической позиции педагога и педагогического коллектива в целом. - Анализ уровня профессионально-личностного и организационного развития педагогического коллектива. - Анализ мотивационно-ценностной среды педагогического коллектива. - Анализ уровня готовности к инновационной деятельности. - Анализ уровня включённости в инновационную деятельность в русле акмеологической стратегии. - Анализ динамики внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании. - Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива и качества образования школьников. | - Увеличение количества педагогов-акмеологов. - Формирование коллективного «акме» педагогического коллектива. - Формирование организационной культуры клуба. - Готовность педагогического коллектива к новому этапу инновационной деятельности. - Внедрение акмеологических педагогических технологий. - Повышение качества образования учащихся клуба во взаимосвязи с повышением «качества педагога». | |||||
Управление становлением акмеологической позиции педагога и педагогического коллектива | - Разработка модели акмеологической позиции педагога- Разработка модели управления профессиональным развитием педагогического коллектива. - Разработка системы мониторинга профессионально-личностного развития педагога и педагогического коллектива. | - Управление профессионально-личностным развитием педагогического коллектива на основе моделей. - Мониторинг профессионально-личностного развития педагога и педагогического коллектива. - Мониторинг качества педагогической деятельности. | - Анализ уровня сформированности акмеологической позиции педагога и педагогического коллектива в целом. - Анализ уровня профессионально-личностного и организационного развития педагогического коллектива. - Анализ мотивационно-ценностной среды педагогического коллектива. - Анализ уровня готовности к инновационной деятельности. - Анализ уровня включённости в инновационную деятельность в русле акмеологической стратегии. - Анализ динамики внедрения инновационных технологий в обучении и воспитании. - Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива и качества образования школьников. | - Увеличение количества педагогов-акмеологов. - Формирование коллективного «акме» педагогического коллектива. - Формирование организационной культуры школы. - Готовность педагогического коллектива к новому этапу инновационной деятельности. - Внедрение акмеологических педагогических технологий. - Повышение качества образования учащихся школы во взаимосвязи с повышением «качества педагога». | |||||
Профессинально-личностное развитие педагогического коллектива | - Разработка акмеологической стратегии управления организационным развитием (блоки-модули «Инновационная деятельность», «Непрерывное образование», «Мотивация»). | Реализация акмеологической стратегии управления организационным развитием (блоки-модули «Инновационная деятельность», «Непрерывное образование», «Мотивация»). | -Анализ системных изменений в личностном, профессиональном, мотивационном развитии коллектива. -Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива и становления акмеологической позиции педагога. - Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива и продуктивности деятельности педагогов. - Корреляционный анализ профессионально-личностного развития педагогического коллектива и достижений педагогов. | - Наличие значимой положительной динамики уровня профессионально-личностного развития педагогов. - Высокий уровень продуктивности педагогической деятельности педагогов во взаимосвязи с организацией их развития. - Готовность педагогического коллектива к следующему этапу профессионального развития. |
Программный перспективный план реализации задачи
№ | Содержание деятельности | Годы развития (по учебным годам) | ||||
2012-2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 | |||
1. | Управление становлением акмеологической позиции педагога и педагогического коллектива. | |||||
11.1. | Разработка модели акмеологической позиции педагогического коллектива | Х | ||||
1.2. | Разработка модели акмеологического подхода к управлению профессиональным развитием педагогического коллектива | Х | ||||
1.3. | Анализ состояния профессиональной среды и педагогической деятельности. | Х | ||||
1.4. | Разработка и реализации акмеологической стратегии управления организационным развитием («Непрерывное профессиональное образование», «Инновационная деятельность», «Мотивация») | Х | Х | Х | Х | |
1.5.. | Разработка и реализация системы мониторинга профессионально-личностным развитием | Х | Х | Х | ||
2. | Профессионально-личностное развитие педагогического коллектива | |||||
2.1. | Непрерывное профессиональное образование (реализация блока-модуля «Непрерывное профессиональное образование» акмеологической стратегии управления организационным развитием) | Х | Х | Х | Х | |
2.1.1. | Непрерывное профессиональное образование в системе повышения квалификации, высшего образования и переподготовки: | Х | Х | Х | Х | |
2.1.2. | Непрерывное профессиональное образование на базе клуба:
| Х Х Х Х Х | Х Х Х Х Х Х | Х Х Х Х Х Х Х |
Х Х Х Х Х | |
2.1.3. |
| Х | Х Х Х |
Х Х Х Х | ||
2.2. | Организация инновационной деятельности | Х | Х | Х | Х | |
2.2.1. | Системные инновации:
| Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | Х | |
2.2.2. | Модульные инновации:
|
| Х | Х | Х | |
2.2.3. | Частные инновации: - разработка и реализация отдельных учебных программ - внедрение инновационных педагогических технологий. | Х | Х | Х | Х
| |
2.3. | Мотивация | Х | ||||
2.3.1. | Повышение уровня организационной культуры педагогического коллектива:
- обеспечение информационно-коммуникационной сети коллектива, - разработка и реализация программы развития коллектива (достижение ценностно-ориентационной зрелости, организованности, сплочённости и т.п.);
| Х Х
Х | Х Х
Х | Х Х
Х | ||
2.3.2. | Повышение уровня экологической среды:
| Х Х Х Х | Х Х Х Х | Х Х Х Х | Х | |
2.3.3. | Повышение уровня профессиональной среды:
| Х Х Х Х Х | Х Х Х Х Х | Х Х Х Х Х | ||
2.3.4. | Реализация внешних стимулов:
| Х | Х | Х | Х Х Х |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФАЙЛ ПЕДАГОГА
1) включает следующие материалы:
– тетрадь посещения уроков и занятий педагога;
– тетрадь взаимопосещения уроков и занятий коллег;
– диагностические материалы по различным аспектам педагогической и методической деятельности педагога;
– индивидуальный план профессионального саморазвития педагога.
2)в характеристику по итогам учебного года заносят показатели успешности педагогической деятельности педагога.
I. Профессионально-технологические умения в гностической, проектировочной, организаторской и коммуникативной деятельности (заполняется по итогам наблюдений, анализа посещенных занятий, внеклассных мероприятий, анкетирования, тестирования и пр.)
II. Культура профессионального саморазвития (анализ планов самообразования и эффективности их реализации).
III. Состояние кабинета (анализ системности в применении и хранении дидактического, раздаточного материалов, , качество разработки и результаты проведенных мероприятий, владение методикой самоанализа).
IV. Осуществление мониторинга и результаты учебной деятельности учащихся (анализ результатов к/р, тестов, срезов по предмету).
V. «Независимые характеристики и оценки» работы педагога (результаты диагностики, материалы социологических опросов коллег, учащихся и их родителей).
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1. Базовой характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в своей совокупности позволяют ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания обучающихся. Совокупность различных профессиональных умений педагога называют педагогической техникой.
В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.
Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением:
– владение своим организмом (мимика, пантомима);
– управление эмоциями, настроением (снятие психического напряжения, создание творческого самочувствия);
– социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение);
– техника речи (дикция, темп речи) и др.
Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и раскрывает технологическую сторону педагогического процесса: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения.
Педагогическая техника как форма организации поведения педагога представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
2. Следующей ступенью профессионального роста педагога является педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованность методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Сегодня также оно включает как минимум еще четыре компонента: систему знаний, специальных способностей, педагогическую технику и гуманистическую направленность личности.
3. Готовность к нововведениям – это такое личностное проявление творческого стиля деятельности, в котором своеобразно сочетаются определенная личностная направленность (стремление, потребность внедрять новое), знания и практические умения реализовать новые способы и формы осуществления профессиональной деятельности («сплав» психологической, теоретической и практической готовности).
4. Педагогическое творчество, по мнению этих авторов, есть более высокий уровень квалификации педагога. Оно связано не столько с продуцированием новых идей и принципов, сколько с их модернизацией, видоизменением.
5. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту педагога, авторскому стилю его педагогической деятельности – один из важнейших показателей личностного развития.
6. Важнейшим условием, механизмом и результатом формирования готовности педагога к созданию авторской педагогической (дидактической, воспитательной, образовательной) технологии является индивидуальный авторский стиль деятельности педагога.
7. Разработка и усовершенствование образовательных программ – одно их самых распространенных направлений новационного педагогического поиска в образовательных учреждениях.
8. Высшим уровнем профессионального саморазвития педагога является создание им собственной авторской системы работы, состоящей из индивидуальной дидактической, индивидуальной воспитательной и индивидуальной методической систем.
РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПЛАНОВ САМОРАЗВИТИЯ
Важное умение любого педагога – это составление индивидуального плана профессионально-личностного саморазвития. Самостоятельно написать качественный индивидуальный план повышения квалификации в состоянии только зрелый педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному совершенству. Поэтому педагогам необходимо подсказать, что можно использовать для совершенствования своего профессионального мастерства, какими возможностями обшей системы методической работы в клубе стоит воспользоваться. Нужно стремиться, чтобы сама процедура разработки индивидуального плана не была забюрократизирована и не приобретала формальный характер. Задача руководителя состоит в том, чтобы планирование профессионального развития постепенно становилось для педагога не только обязанностью, но и внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, не останавливаться на достигнутом.
Индивидуальный план отличается от общего тем, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности педагога, большее место отводится самообразованию и обучению на рабочем месте. То есть педагог предстает сформировавшимся субъектом профессионального развития.
ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
САМОРАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ
1. Поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
2. Критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач.
3. Выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности с ее инновационными образцами, которые предоставляются педагогу в ходе интерактивных деятельностно-игровых методических занятий.
4. Ситуация «отказ от стереотипов» – рефлексия собственного опыта, обоснование и апробация своей авторской методической системы.
СТИМУЛЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Мотивы к труду работника школы | Вознаграждения, которые могут быть использованы для профессионального развития |
Мотив самостоятельности, | – открытие собственного мастер-класса – повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный (желаемый) график работы (расписания); – содействовать в получении гранта на реализацию интересующего проекта; – содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы и ее распространение |
Мотив личного развития, | – направление курсы; – представление времени на методическую работу (работа на дому); – творческий отпуск в каникулярное время; – дополнительные дни к отпуску; – оплата научно-методической литературы |
Мотив самоутверждения, | – направление на различные проблемные конференции, семинары региональные и российские; – содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций; – привлечение к руководству методическими службами; – получение права на проведение семинаров, курсов для коллег; –– назначение на должность методиста, с оплатой этой работы |
Потребность быть в коллективе | – вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни клуба |
Мотив стабильности, в старости | – представление оплачиваемых часов на методическую работу; – гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, инспекторов; – гарантия имеющегося статуса положения в коллективе |
Мотив состязательности | - содействие в выдвижении на всероссийский конкурс; |
ТИПЫ ПЕДАГОГОВ ПО МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Педагог исполнительского типа ориентируется в профессиональном саморазвитии на признание и одобрение вышестоящих лиц, органов управления.
2. Второй тип педагогов был обозначен нами как профессионально-коммуникативный.
3. Наиболее благоприятной в психологическом плане для овладения технологией личностного подхода и конструирования индивидуально авторской методической системы является позиция педагогов, отнесенных к независимому типу, для которых гуманистическая программа деятельности становится средством самоутверждения в собственных глазах, а процесс разработки авторской методической системы протекает независимо от сложившихся в педагогической среде стереотипов и мнений.
4. Была выделена также небольшая группа педагогов, отнесенных к либеральному типу, которые сводили гуманизацию обучения в основном к социально-психологическому контакту с детьми, пытались путём заниженных требований и упрощенно понимаемой «доброты» завоевать авторитет.
УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Выделяют пять уровней профессионализма:
1. Допрофессионализм включает в себя три этапа:
а) первичное ознакомление с профессией;
б) адаптация в профессии;
в) самоактуализация:
– осознание себя как индивидуальности;
– развитие способностей к самодиагностике;
– определение своих возможностей и своего предназначения в профессии.
На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.
2. Профессионализм – это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.
3. Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсал и, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.
4. Послепрофессиональный период – это этап завершения профессиональной деятельности, когда педагог уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.
5. Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги, которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.
Раздел 6. Мониторинг эффективности реализации Программы.
По мере развития клуба всё большее внимание уделяется творческому контролю за динамикой профессионального роста учителя. Такой контроль дает возможность:
- проследить рост технологической культуры педагога по годам развития клуба в её динамике, сравнивая динамику профессионального роста педагогов;
- объективно оценить работу за год;
- ярче, конкретнее видеть подготовку педагога к аттестации;
- помочь педагогу преобразовать учебную деятельность в учебно-исследовательскую;
- облегчить внедрение наиболее трудных технологий обучения (проблемно-модульное, проектное обучение);
- расширить границы выбора организационных форм обучения, направленных на гуманизацию образования;
- провести срез знаний по развитию сложных и исследовательских умений (при необходимости опираясь на разработанные анкеты для учащихся и учителей);
- познакомиться с технологией развития умственных действий в процессе мышления, что существенно улучшит качество обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Результатами инновационной деятельности педагога являются:
– индивидуальный стиль педагогической деятельности;
– авторские программы, методики, технологии;
– методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура педагога;
– авторская педагогическая – дидактическая, воспитательная, методическая система.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧИТЕЛЯ
НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ
Для формирования мотивации педагога на профессиональное саморазвитие необходимо:
– наличие адекватной самооценки;
– сформированность нормативного или идеального представления о педагогической деятельности;
– соотнесение педагогом своей деятельности с образцами.
Приложение
ПЛАН САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГА
«Я – успешный педагог»
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть это собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только первоначальную мотивацию, которая постепенно перерастает в желание самосовершенствоваться, а затем творить» А. Дистервег. |
«Я педагог». Этим словом все сказано. Педагог остается педагогом только тогда, когда идет в ногу со временем, развивается и движется вперед. Выделяют несколько уровней профессионального развития педагога. Я считаю, что каждый педагог должен обязательно пройти первые три уровня. Моя цель стать успешным педагогом, обладающим высоким педагогическим мастерством и поэтому составила для себя программу саморазвития.
Уровни профессионального развития педагога.
Педагогическая умелость – базовая характеристика деятельности педагога, под которой понимают достаточно хорошее владение им системой обучающих и воспитательных умений и навыков, которые в совокупности помогают ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения и воспитания учащихся (И.Ф.Харламов и др.)
Педагогическое мастерство – это доведенная до высокой степени совершенства обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов применения псиихолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.
Важным компонентом педагогического мастерства является личность педагога, включающая вариативность мышления, способность к сопереживанию, толерантность, коммуникативность
- Готовность к инновациям
- Готовность педагога к созданию авторской технологии
- Разработка и усовершенствование авторских образовательных программ
- Авторская методическая система
- Авторская педагогическая система
Очевидно, что, зная реальный уровень профессионального развития, каждый педагог может развивать технологию своего дальнейшего личностно-профессионального роста.
2. План саморазвития педагога.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога проходит ряд этапов:
- самосознание (самооценка)
- планирование
- реализация
- самоконтроль
Первый этап. «Самооценка. Самосознание»
«Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд» В.А.Сухомлинский
Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процессе сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, коллег, оценки своих поступков, анализа своих переживаний .
1) Диагностическая карта затруднений педагога
№ | Содержание объектов наблюдений | Показатель |
Знания: | ||
1. | Содержание предмета | |
2. | Методика преподавания предмета | |
3. | Основные вопросы педагогики и психологии | |
Умения: | ||
1. | Определять цели занятия | |
2. | Отобрать содержание материала к занятию в соответствии с поставленной целью | |
3. | Планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся | |
4. | Использовать разнообразные формы работы на занятии | |
5. | Осуществлять дифференцированный подход к обучению | |
6. | Оценивать результат занятия согласно поставленной цели | |
7. | Отслеживать результаты деятельности у обучающихся в объединении | |
8. | Организовать работу по ликвидации пробелов в знаниях | |
9. | Развивать и поддерживать интерес к занятию | |
10. | Ясно и четко излагать материал |
Наличие перечисленных параметров отмечается знаком «+», использование на высоком уровне «+ +», отсутствует или неудачное применение – знаком «- «или «--«.
2) Тетрадь успеха
(готовность педагога к внедрению образовательных технологий)
№ | Аспект инновационной деятельности | Степень овладения | ||||
Очень высокая | высокая | средняя | отсутствует | |||
Знания | ||||||
1. | Знания возрастной психологии, умение учитывать ее при организации обучения | |||||
2. | Знание и понимание проблем современного образования | |||||
3. | Знания и умения использовать методы исследования: | |||||
3.1 | Изучение литературы | |||||
3.2 | Метод наблюдения | |||||
3.3 | Социологические методы | |||||
3.4 | Метод устных опросов | |||||
3.5 | Метод хронометрированы | |||||
Умения | ||||||
1. | Анализ полученной информации | |||||
2. | Управление деятельностью учебной группы | |||||
3. | Отбор и структурирование учебного материала | |||||
4. | Обобщение и описание опыта своей работы | |||||
5. | Создание авторской программы | |||||
6. | Владение методиками: | |||||
6.1. | Организация самостоятельной и индивидуальной работы обучающихся | |||||
6.2. | Отслеживание результатов деятельности у обучающихся | |||||
6.3. | Составление тестовых заданий, контрольно- измерительных материалов | |||||
6.4. | Рейтинговая система оценки знаний обучающихся | |||||
6.5. | Составление и использование алгоритмов | |||||
6.6. | Организация проблемного обучения | |||||
6.7. | Организация коррекционной работы для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся |
3) Изучение факторов творческого саморазвития (по В.И. Андрееву)
Факторы саморазвития | Оценка (по 10-балльной шкале) |
| |
| |
| |
|
Изучив уровень своей компетентности, педагог разумно и объективно анализирует свои суждения, поступки, в конечном итоге – деятельность в целом.
Рефлексия- самоанализ собственных действий и состояний помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе.
Рефлексия побуждает к самооценке – оценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т. д., результаты которой позволяют организовать самоизучения.
На этом первый этап закончен, и педагог переходит ко второму.
Второй этап. «Планирование.»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА
Сроки реализации:
По плану | Реализация | |
Тема самообразования | ||
Цели и задачи по теме самообразования | ||
Список изучаемой литературы | ||
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет | ||
Выступления (где и когда запланировано) | ||
Творческое сотрудничество по теме | ||
Изучение передового опыта | ||
Курсы повышения квалификации | ||
Аттестация |
Третий этап. «Реализация»
Реализация программы предусматривает подбор и анализ литературы, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, оформление картотеки, знакомство с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещение курсов, участие в методической работе, подготовка сообщений и методических материалов.
На данном этапе отрабатываются технологии, и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования.
Четвертый этап. «Самоконтроль»
Самоконтроль- это осознание и оценка педагогом собственных действий, результатов продвижения в саморазвитии.
Самоконтроль позволяет педагогу осознать свое продвижение, сравнить достигнутые результаты с ожидаемыми. Вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий.
Результаты профессионального саморазвития становится стимулом в дальнейшей педагогической деятельности.
Работа педагога по данной программе строится совместно с методистом, который осуществляет руководство творческой деятельностью педагога, оценивает результаты образовательного процесса, нововведений.
Практика самообразовательной деятельности педагога необходима, так как расширяет кругозор, развивает способности к самоанализу, что является залогом успешного развития педагогического коллектива. Поэтому вопросам самообразования должно уделяться значительное внимание.
Одной из форм творческого развития педагога является аттестация, цель, которой стимулирование роста профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы.
Согласно закону «Об образовании», образовательным является то учреждение, в основе деятельности которого лежат образовательные программы. И сегодня для каждого педагога образовательная программа- главный документ в его деятельности.
Важным компонентом педагогического мастерства является гуманистическая направленность личности педагога, в связи с чем следует обратить внимание на психологические требования к личности педагога.
Педагог должен развивать не только профессиональное мастерство, но и такие качества как умения сопереживать, толерантность, коммуникативность. Он должен быть духовно богатой, творческой, гуманной, граждански активной, конкурентоспособной личностью и человеком культуры.
Для достижения цели необходимо оценить отдельные качества личности.
Приложение 2.
Программа мониторинговых исследований
по изучению уровня профессиональной компетентности
Цель программы: выявление профессиональных успехов и типичных затруднений педагогов для дальнейшей коррекции.
Задачи:
- Определить уровень профессиональной компетенции каждого педагога;
- Изучить, обобщить и систематизировать типичные затруднения и успехи педагогов для коррекции методической работы;
- Определить характер и особенность взаимоотношений в коллективе, его психологический климат.
Методика оценки качества педагогической деятельности.
Для проведения педагогического мониторинга профессиональной компетенции педагога необходимо знать, что мы будем изучать, и по каким критериям можно оценить уровень состояния изучаемого вопроса.
Разработкой данного вопроса занимались многие исследователи: Б.Г. Ананьев, Ю.К. Чабанский, в. Беспалько, А.К. Макарова, Н.С. Синцов, т.е. Шамова, В.А. Якушин и др. В работах этих исследователей раскрыты следующие аспекты педагогической деятельности:
- управленческие аспекты (как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует процесс взаимоотношений с обучающимися);
- психологический аспект (как влияет личность педагога на обучающихся, как учитывает индивидуальные способности обучающихся);
- педагогический аспект (какими формами и методами педагог передает содержание учебного материала)
Проблема определения профессиональной компетентности педагога стала объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами практиками и т.д. Нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
По мнению В.А. Адольфа, «профессиональная компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса».
А.П.Акимова трактует профессиональную компетентность педагога как сумму знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, - в узком смысле слова и как уровень успешности взаимодействия с окружающей средой – в широком.
В.Ю. Кричевский приводит основные признаки понятия компетентности:
- наличие знаний для успешной деятельности, понимание значения этих знаний для практики;
- набор операционных умений;
- владение алгоритмами решения трудовых задач;
- способность творческого подхода к профессиональной деятельности.
В качестве основных элементов педагогической компетентности Н.В.Кузьмина выделяет следующие:
- специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины;
- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков обучающихся;
- рефлексия педагогической деятельности или антипсихологическая компетентность.
В.Ю. Кричевский выделяет четыре вида профессиональной компетентности:
- функциональная, которая характеризуется профессиональными знаниями и умениями их реализовывать;
- интеллектуальная, она выражается в способности аналитически мыслить и осуществить комплексный подход к выполнению своих обязанностей;
- ситуативная, позволяющая действовать в соответствии с ситуацией;
- социальная – предполагает наличие коммуникативных и интегральных способностей.
Итак, компетентность – это:
- знания, умения и навыки педагога, способность эффективно решать проблемы, высокий профессионализм;
- сумма технологий, методов и приемов, используемых педагогом в процессе профессиональной деятельности;
- знания, умения и навыки, необходимые педагогу для профессиональной деятельности;
- знания, умения, навыки педагога + набор операционных умений + большой опыт педагогической деятельности.
Компетенция – это:
- поведение педагога + навыки общения с коллегами и обучающимися, обеспечивающие качественное выполнение своей профессиональной деятельности;
- способность конкретного специалиста разрешить создавшуюся проблему;
- приложение знаний, профессиональных умений и навыков педагога;
- способность педагога поддерживать собственный профессиональный уровень.
Если представить это в виде таблицы, то можно увидеть следующее:
Понятие | Объем понятия (ключевое слово) | Представление понятия | Проявление понятия | Уровни проявления |
Компетенция | Круг полномочий. Область знания | Нормативно-правовой документ (диплом, приказ, устав и т.д.), стандарты | Занимаемая должность. Программа | Категория, уровни |
Компетентность | Способность | Знания, умения, навыки, способы деятельности и т.д. | В деятельности | Уровни компетентности |
По мнению С.А. Дружи лова, достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Профессиональное обучение может рассматриваться как формирование основ (предпосылок) будущей профессиональной компетентности.
В общем случае в модели обучения С.А. Дружило выделяет четыре стадии, характеризующие процесс профессионального обучения, начиная от стадии первоначального знакомства с новым материалом (профессиональными знаниями, умениями и концепциями) и заканчивая стадией сформированной профессиональной компетентности.
Первая стадия – бессознательная некомпетентность. У человека нет необходимых знаний, умений и навыков, и он не знает об отсутствии или вообще о возможных требованиях к таковым для успешной деятельности. Эта стадия характеризуется следующей профессиональной самооценкой: «я не знаю, что я не знаю». Когда человек осознает недостаток знаний, умений и навыков, необходимых для данной деятельности, он переходит на вторую стадию.
Вторая стадия – сознательная некомпетентность. Человек осознает, что ему не хватает профессиональных знаний, умений и навыков. Здесь возможны два пути: а) конструктивный (как форма проявления личностной и профессиональной активности) и б) деструктивный (форма социальной пассивности). конструктивный путь означает, что осознание субъектом своей профессиональной некомпетентности способствует повышению его мотивации на приобретение недостающих профессиональных знаний, умений и навыков. Деструктивный путь может привести к возникновению чувства неуверенности в своих силах, психологическому дискомфорту, повышенной тревожности и т.д., которые мешают дальнейшему профессиональному обучению. Для второй стадии характерна следующая профессиональная рефлексия субъекта « Я знаю, что я не знаю».
Третья стадия – сознательная компетентность. Человек знает, что входит в структуру и составляет содержание его профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять. Для третьей стадии характерна профессиональная самооценка субъекта в следующей форме: «Я знаю, что я знаю».
Четвертая стадия – бессознательная компетентность. Профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение; профессионализм является частью личности. Бессознательная компетентность характеризует уровень мастерства. Однако, именно для этой стадии велика опасность профессиональной деформации.
Совмещая стадии профессиональной компетентности (по степени из осознания субъектом) с уровнями индивидуального профессионализма, можно построить следующую шкалу.
Уровни и подуровни профессионализма | ступень | Уровни профессиональной компетентности |
«Оптимальный» (перспективный | 9 | Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю» |
8 | Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю» | |
7 | Бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю» | |
«Основной» («номинальный» | 6 | Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю» |
5 | Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю» | |
4 | Бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю» | |
«Потенциальный» (учебный) | 3 | Сознательная компетентность («Я знаю, что я знаю» |
2 | Сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю» | |
1 | Бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю» |
При компетентностном подходе усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов деятельности по достижению целей субъекта. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющие компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность, и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества.
В отечественной педагогике (Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторски) принято понимать компетентность как характеристику работника (специалиста), а компетенцию как характеристику рабочего места (должности, позиции). Компетенция – это заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли; компетентность – это мера соответствия заданному требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.
Таким образом, диагностируется компетентность, а система компетенций является нормативной моделью для диагностики.
Объектом диагностической деятельности выступают педагогические явления, к которым относятся взаимодействие участников образовательного процесса, совместная деятельность, поведение и отношение субъектов в процессе педагогического воздействия, а также индивидуально-личностные свойства субъектов и закономерности их становления.
Существует несколько подходов к изучению профессиональной компетентности учителя:
1. Процессуальный (Н.В. Кузьмина):
а) исследование качества подготовки к учебно-воспитательному процессу (гностический и конструктивный компоненты);
б) исследование деятельности учителя в ходе воспитательное-образовательного процесса (коммуникативный и организаторский компоненты);
в) исследование контрольно-диагностической деятельности педагога (рефлексивный).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса (анализ урока).
2. Личностный подход (В.С. Шувалов, Е.И. Рогов, Б.Г. Ананьев и др.):
а) оценка знаний и умений педагога;
б) мотивационный компонент;
в) профессионально значимые личностные качества педагога.
Методы исследования: наблюдения, диагностика профессионально значимых качеств педагога.
Процессуально-личностный (комплексный по А.К. Марковой):
а) исследование педагогических (процессуальных) умений педагога;
б) исследование результатов труда педагога (облучённость и воспитанность).
Методы исследования: оценка учебно-воспитательного процесса, оценка и самооценка профессионально- значимых качеств личности педагога; диагностика.
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
№ п/п | Система компетентности учителя | Компетентности |
1. | Предметно-методологическая компетентность | Знания в области преподаваемого предмета. Ориентация в современных исследованиях по предмету. Владение методиками преподавания предмета. |
2. | Психолого-педагогическая компетентность | Теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика. |
3. | Компетентность в области вале логии образовательного процесса | Теоретические знания в области вале логии и умения проектировать здоровье сберегающую образовательную среду ( кабинет). Владение навыками использования здоровьесберегающих технологий. Теоретические знания и практические умения по организации учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ. |
4. | Компетентность в сфере медиа технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса | Практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета. Умение спроектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа образования. |
5. | Коммуникативная компетентность | Практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное неразрушающее взаимодействие в системе «педагог-ученик». |
6. | Компетентность в области управления системой «педагог-ученик» | Владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты учебного и воспитательного процесса). |
7. | Компетентность в сфере трансляции собственного опыта | Способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступление, участие в конкурсах). |
8. | Исследовательская компетентность | Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций. |
9. | Акмеологическая компетентность | Способность к постоянному профессиональному совершенствованию Умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА.
Компетенция | 8-10 баллов (оптимальный уровень) | 6-7 баллов (достаточный уровень) | 5 баллов и ниже (критический уровень) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Предметно-методологическая | Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам; что отражено в оборудовании кабинета, организации учебной деятельности, содержании деятельности учеников. Имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в т. ч. групповые, проектные | Использует материал педагогических публикаций время от времени - для подготовки докладов, отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук в содержании учебного процесса. Групповые, проектные формы работы использует эпизодически | Практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется периодикой. В основном применяет традиционные методики |
2. Психолого- педагогическая | Имеет и использует знания о системе учебного успеха ученика, реализует в практике положения теории познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности учения активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика | Не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика. Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины - нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем взрослых с одним и тем же учеником | Имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученика |
3. Вале логическая | Хорошо разбирается в теории, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует их в реальном учебном процессе. Владеет навыками применения здоровьесберегающих технологий. Владеет знаниями и практическими умениями организации учебного и воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья | Недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях, но может самостоятельно проанализировать уровень здоровье сбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму | Практически не владеет знаниями и умениями в этом направлении, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча |
4. Коммуникативная | Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. Практически не возникают проблемы в общении с учеником | Строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда умеет дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком | Не уделяет должного внимания стилю и способам общения, не всегда следует принципу директивно-понимающего общения |
5. Медиа технологическая | Владеет и постоянно использует ИКТ. Все дидактическое оснащение кабинета систематизировано, позволяет: организовать индивидуализацию; рационально использовать время и пространство - использовать медиа технологии | Оснащение учебного процесса требует систематизации для эффективного использования. Педагог эпизодически использует ИКТ | Дидактическое оснащение требует доработки по содержанию, форме и количеству. Педагог не использует ИКТ, в основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса |
6. Управление системой "педагог -ученик" | Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет проектировать, реализовать и анализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета | Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия учебного процесса | Практически не использует принцип планирования от конечной цели, самоанализ чаще всего строится на эмоциях, ощущениях |
7. Трансляция собственного опыта | Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры | Требует помощи для систематизации, структурирования, обобщения, вводов | Практически не может сам обобщить свой опыт |
8. Исследовательская | Владеет навыками педагогического экспериментирования при минимальной помощи научного руководителя. Умеет проанализировать результаты внедрения инновации | Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководстве | Не может или затрудняется планировать внедрение инноваций, прогнозировать результат такого внедрения |
9. Акмеологическая | Постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах. Для выбора направления самосовершенствования руководствуется самоанализом, рекомендациями методистов и администрации школы | Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь | Довольствуется методическим "багажом", полученным только в результате собственного опыта. Потребность в профессиональном росте слабо выражена |
Показатели качества профессиональной деятельности педагога | ||||
Критерии | Показатели | Высший балл | Кто оценивает | Инструментарий оценивания |
1.Образовательные достижения учащихся, обучающихся у данного педагога | 1.1. Доля обучающихся, повысивших уровень обученности по данному предмету за анализируемый период (положительная динамика обученности по предмету каждого ученика за анализируемый период) | Зам. по УВР, | Мониторинг результативности образовательного процесса | |
1.2. Доля обучающихся, подтвердивших результат за анализируемый период | Зам по УВР, | мониторинг, итоговая аттестация, | ||
1.3.Наличие среди обучающихся детей победителей и призеров окружных, городских и всероссийских олимпиад по данному предмету, конкурсов, конференций, результаты других предметных достижений за анализируемый период | Мониторинг результативности образовательного процесса Дипломы, грамоты, свидетельства | |||
1.4. Доля учащихся, повысивших общий уровень обучаемости и/или отдельных показателей общей обучаемости (кроме обученности), положительная динамика в уровне развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика за анализируемый период, в том числе УУД и мотивации∗ | Зам. по УВР, | Мониторинг уровня развития ,уровня мотивации по специальным контрольно-методическим срезам, анкетированию, опросам психологов, социологов. | ||
1.5. Достижения обучающихся в развитии личности, рост уровня социализированной, воспитанности | Зам. УВР, | Мониторинг воспитанности | ||
2. Качество деятельности педагога по созданию условий и реализации ресурсов для учебного успеха учащихся (обучающая деятельность учителя) | 2.1. Качество планирования и организации занятий по предмету | Зам. по УВР | Мониторинг качества занятий Информационно-методическое обеспечение учебного процесса | |
2.2. Деятельность педагога по развитию мета предметных умений обучающихся, использование образовательных технологий, целенаправленно развивающих владение универсальными учебными действиями. | Зам. по УВР | Мониторинг качества занятий, тематические микроисследования Информационно-методическое обеспечение учебного процесса
| ||
2.3. Деятельность педагога по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе | Мониторинг качества занятий Информационно-методическое обеспечении учебного процесса | |||
2.4. Деятельность педагога по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ | Зам. по УВР, | Мониторинг качества занятий, тематические микроисследования | ||
2.5. Деятельность по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся | Зам. по УВР | Мониторинг качества занятий, тематические микроисследования | ||
2.6. Качество обустройства кабинета | Зам. по УВР | Мониторинг качества обустройства кабинетов, тематические микроисследования | ||
2.7. Качество предметной деятельности: организация и проведение предметных событий в рамках внутри программ | Зам. по УВР | Мониторинг предметной деятельности, тематические микроисследования | ||
3. Воспитательная деятельность | 3.1. Наличие системы воспитательной работы (программы, ресурсы) | Зам.. по ВР, | Мониторинг качества воспитательной работы | |
3.2. Уровень сформированности детского коллектива (результаты воспитательной работы) | Зам. по ВР, | Мониторинг качества воспитательной работы | ||
3.3. Система работы с коллективом родителей (программы, ресурсы, результаты) | Зам.. по ВР, | Мониторинг качества воспитательной работы | ||
3.4. Доля учащихся ,участвующих в социально-значимых проектах | Зам. дир. по ВР, | Мониторинг качества воспитательной работы | ||
4. Деятельность педагога по совершенствованию собственной профессиональной компетентности | 4.1. Наличие и реализация индивидуальной программы профессионального саморазвития | Зам. дир. по, УВР | Индивидуальная программа развития | |
4.3. Деятельность в рамках выполнения программы педагогического эксперимента (индивидуально или в группе) | Зам. дир. по, УВР | Мониторинг качества педагогического эксперимента | ||
4.4. Участие и победы в профессиональных конкурсах разного уровня | Зам. дир. по, УВР | Дипломы, грамоты, свидетельства Индивидуальная программа развития | ||
5. Деятельность педагога как члена единого профессионального коллектива | 5.1. Полнота, своевременность и правильность ведения документации | Зам. дир. по, УВР | Мониторинг качества деятельности методической системы | |
5.2. Активность в решении ситуаций, работу в выходные и праздничные дни | Директор, зам. дир. по УВР | Мониторинг качества системы управления | ||
5.3. Степень участия в работе по созданию и поддержанию благоприятного морально-психологического климата в коллективе | Коллективное взаимооце-нивание | Индивидуальная программа развития учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития педагога
Программа развития педагога...
Программа развития педагога (план самообразования)
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или прогр...
Примерная структура индивидуальной программы развития педагога
Задачи программы. Цели программы. Профессиональные затруднения, на решение которых направлена ИОП. Условия непрерывного профессионального образования, способствующие разработке ИОП....
Индивидуальная программа развития педагога. Самодиагностика
Индивидуальная программа профессионального развития педагога. Таблица. самодиагностика по теме "Готовность учителя к работе по новым ФГОС"...
Программа развития педагога
Программа развития 2016-2020...
программа развития педагога
программа развития педагога...
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...