Методическая разработка занятий по теме "Сказки воды"
методическая разработка ( класс) на тему
Данная разработка содержит:
- пояснительную записку,
- разработку структуры 6 занятий,
- методические материалы, необходимые для проведения занятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_vody_2_klass.docx | 502.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для педагогов дополнительного образования детей
ЭКОЛОГО - БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Разработка занятий по теме «Сказки воды».
2 год обучения
Заостровская Марьяна Юлиевна, педагог дополнительного образования МБУДО "Созвездие" т/о «Игровая экология» высшей квалификационной категории
|
2016
Пояснительная записка
Данная методическая разработка является дополнением к программе, «Игровой экологии», 2 год обучения, разработанной для экологических классов.
На раздел Тайны воды отводится 10 часов:
Сказки воды, 2 часа
Небесное путешествие капли, 2 часа
Вода вокруг нас, 2 часа
Мини проект «Реки, моря, океаны», 4 часа
Практическим результатом изучения данной темы может стать лэпбук «Сказки воды». Данная книжка поможет активизировать поисковый интерес к теме, обобщить и закрепить полученные знания.
Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом, в соответствии с ФГОС стоит задача научить школьника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено.
«Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.» [Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164]
Создание лэпбука занимает приблизительно 1/3 часть времени занятия и предполагает самостоятельный поиск необходимой информации на занятиях и дома. Основная часть занятия отводится на беседы, просмотр обучающих мультфильмов, развивающие игры и викторины.
Цель и задачи
Цель:
Разработать структуру и методическое наполнение раздела «Тайны воды».
Задачи:
1. Разработать общую структуру лэпбука.
2. Подготовить раздаточный материал для создания лэпбука.
2. Банк Идей для создания лэпбука «Сказки воды».
Список используемых источников информации:
1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015
2. http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/
3. Мультфильм «Возвращайся, Капитошка!»
https://www.youtube.com/watch?v=p-wCMVsfeSs
4. Мультфильм «Заяц Коська и Родничек» https://www.youtube.com/watch?v=ovw6JgtBRog
5. Научно-популярный фильм «Вода» https://www.youtube.com/watch?v=ad00k_IG4x0
ЗАНЯТИЕ 1
Сказки воды (2 часа)
Просмотр мультфильма «Капитошка», беседа по мультфильму. Какими признаками обладает вода? Какие действия она совершает в природе? В каких состояниях вода встречается в природе?
Творческая работа - написание синквейна на тему «Вода».
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл (может быть пословица).
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Физкультминутка «Капельки»
Капля – раз, капля -два ( Хлопки на каждое слово)
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом бегом (Бег)
Стали капли поспевать (Хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап. ( Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, ( Соединяют руки над головой)
От дождя себя укроем.
Разработка структуры лэпбука и оформление титульной странички. Синквейн о «Воде» оформить на листочке в виде капли. Раскрасить свою каплю по своему усмотрению и приклеить в лэпбук.
ЗАНЯТИЕ 2
Небесное путешествие капли (2 часа)
Просмотр мультфильма «Заяц Коська и родничок», беседа по мультфильму. В каких состояниях вода встречается в природе? Как называется процесс, в ходе которого вода совершает свои бесконечные «путешествия»?
Игра Д. Коррелла «Путешествие капельки» поможет обобщить знания по данной теме и сделать их личностно-значимыми. Познакомиться со стихотворением Андрея Усачева «Круговорот воды в природе»:
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана:
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше… пока
Не превращается в облака.
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки…
Все это и зовут в народе:
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
Новые понятия: испарение, конденсация, просачивание и круговорот воды в природе.
Продолжаем работу с лэпбуком. Каждому обучающемуся предлагается схема «Круговорот воды» (Приложение 1), которую необходимо рассмотреть, раскрасить, свернуть в форме «звездочки» и приклеить в свою книжку-загадку. На лучиках можно написать в каком виде вода встречается в природе. Домашнее задание – вспомните в каких сказках встречается образ воды? Кто автор этих сказок?
ЗАНЯТИЕ 3
Вода вокруг нас, 2 часа
Познакомить детей с образами воды в сказках и стихах: вода всё очищает, поит, жизнь даёт; «тихая» вода успокаивает и завораживает; вода песни напевает и сон навевает; золото падает с неба (о дожде), утро алмазы рассыпает (о росе), пуховое покрывало (о снеге) и пр. Обратить внимание детей на ощущения, возникающие при контакте с водой (сравнить с образами из прочитанных сказок и стихов).
В каких сказках встречается образ воды? Кто автор этих сказок?
Провести мини-викторину на лучшего знатока сказок, в которых встречается образ воды (каждому обучающемуся по очереди зачитывается фрагмент из сказки и предлагается назвать ее название и автора; если задание вызывает затруднение, то отвечает желающий). (Приложение 2) Можно оформить цитаты из сказок на отдельных маленьких листочках и выдавать их угадавшим знатокам для приклеивания в лэпбуки.
ЗАНЯТИЕ 5
Мини проект «Реки, моря, океаны» (2 часа)
Прочитать стихотворение С.Я.Маршака «Волга и Вазуза» (Приложение 3). Какая река победила в споре. Какие еще реки упоминались в стихотворении?
Работа с атласами и контурными картами. Найдите на физической карте России реку Волгу. Как вы думаете, где надо искать реку Вазузу? Можно рассмотреть карту бассейн реки Волги (Интернет ресурс). Найти в атласе (Атлас природоведение, 3-5 класс с комплектом контурных карт ФГОС/Издательство Омская картографическая фабрика) название рек, озер и морей, начинающиеся на определенные буквы внести их в табличку (Приложение 4). Заполненная табличка приклеивается в лэпбук.
ЗАНЯТИЕ 5
Мини проект «Реки, моря, океаны» (2 часа)
Вспомнить с какой рекой наперегонки бежит река Волга? Познакомиться с еще одним стихотворением С.Я. Маршака «Война с Днепром» (Приложение 5). О какой войне говориться в стихотворении? Зачем «человек» запер реку стеной? На каких еще реках построены гидроэлектростанции? Давайте найдем реку Днепр на карте Атласа. Давайте найдем реку на которой стоит наш город Новосибирск.
У Андрея Усачева есть стихотворение о воде и океанах:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – …!
На нашей Земле океанов –Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ, Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
Найти в атласе и обозначить на контурных картах 4 океана. Какие вы знаете «цветные моря»? Найдите 4 цветных моря (Белое, Черное, Желтое и Красное) на карте атласа и раскрасьте их соответствующими цветами на контурной карте. Почему эти моря получили такие названия? Сделайте в своих лэпбуках такой секрет – Я знаю цветные моря и напишите названия этих морей.
«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!», говорил Виталий Бианки. Внимательный и любознательный человек слышит сказки, которые ему рассказывает природа. Вспомните летний ливень или грибной дождик, или нудный бесконечный осенний дождь… Закончите сказку дождя (Приложение 6), а желающие могут сделать к ней иллюстрации или сочинять сказку сразу в картинках. Сказка может также украсить лэпбук «Сказки воды».
В конце изучения данной темы можно снова вспомнить стихотворение Андрея Усачева:
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть...
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – ВОДА!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
«Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.» «Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» Александр Сергеевич Пушкин
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Александр Сергеевич Пушкин
«Серый волк спрыснул мертвой водой раны Ивану-царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван-царевич ожил. —? Ох, крепко же я спал!» «Иван-царевич и серый волк» Русская народная сказка
«Завтра я хочу заставить
На дворе котлы поставить
И костры под них сложить.
Первый думаю налить
До краёв водой студёной,
А второй - водой варёной,
А последний - молоком,
Вскипятя его ключом.
Ты же должен постараться
Пробы ради искупаться
В этих трёх больших котлах,
В молоке и в двух водах». «Конёк-Горбуно́к» Петр Ершов
«—Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком». «Гуси-лебеди»
Русская народная сказка»
«… заставил себя остановиться. Потом заставил себя заглянуть в воду. Потом заставил себя улыбнуться Тому, кто сидел в пруду. Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ!» Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду Лилиан Муур
«Наступившие морозы делали свое дело. От большой полыньи оставалось всего одно окно в сажень величиной. Лед был крепкий, и Лиса садилась на самом краю... и зло подсмеивалась:
- Ничего, ныряй, а я тебя все равно съем. Выходи лучше сама». «Серая Шейка» Мамин-Сибиряк
«Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге…» «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкин
«…Но вот перед ними море -
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна.
Сейчас Айболита проглотит она…» Айболит Корней Чуковский
«…А лисички взяли спички,
К морю синему пошли, Море синее зажгли…» Путаница Корней Чуковский
«…Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять…» Федорино горе Корней Чуковский
«…Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!» Мойдодыр Корней Чуковский
Гаснет в небе зорька алая: Укроти волны движение, Укачай икринки-бусинки, Спит цветок душистой таволги, Колыбельная реке Ирина Токмакова | «…У сестер-красавиц с давних пор Был такой между собою спор: Кто из них сильнее И быстрее, Кто из них умнее И хитрее? И тянулась тяжба долгий век У сестер - у двух соседних рек. Ни одна не уступала в споре. Наконец решили: "Ляжем спать, А проснувшись, побежим опять. Кто скорее добежит до моря, Ту и будем старшею считать!..» «Волга и Вазуза» Самуил Маршак |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
С.Я. Маршак Волга и Вазуза
Меж болот из малого колодца Неприметен чистый ручеёк, Но поят её ключи, потоки, Перед нею путь большой и долгий - Волга - рекам родины царица. Высятся над Волгой города. И тянулась тяжба долгий век Вот зима постлала им постели Белою одели пеленой. | Но Вазуза пробудилась рано Пробудилась Волга в свой черёд. Хоть она весной проснулась поздно И Вазуза, с Волгою не споря, Что ж, сестра родная - не обуза. - Просыпайся, старшая сестра, Гонят волны Волга и Вазуза, Говорит молва, что до сих пор Всем советским рекам - честь и слава! |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
В |
О |
Д |
А |
Р |
Е |
К |
И |
М |
О |
Р |
Я |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
С.Я. Маршак «Война с Днепром»
Человек сказал Днепру: - Нет,- ответила вода,- И вот к реке поставлена И вот реке объявлена Выходит в бой Идет Вот экскаватор Где вчера качались лодки - | Где шумел речной тростник - Где вчера плескались рыбы – Динамит взрывает глыбы. На Днепре сигнал горит - - Заготовили бетона За Днепром сигнал горит - - Рапортует Дни И встают со дна реки У быков бушует пена, Человек сказал Днепру: | Чтобы, Чтобы Чтобы |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Давным-давно, в одном волшебном городе, жил дождь. Точнее, дождём он стал не сразу – вначале он был всего лишь маленьким дождиком. Он родился в облаке, вот так вот раз – и появился, потянулся и стал жить в своём маленьком облачке …
- А ему не тесно было в маленьком облачке?
- Нет, не тесно – дождик-то тоже был маленький, просто крохотный, не забывай, что он только-только родился! Так вот, дождик недолго просидел в своём домике-облачке, он был весьма любопытный, и на месте ему никак не сиделось. Поэтому …
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
Методическая разработка занятия биологического кружка «Бионика» в 5 классе по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед...
методическая разработка раздела программы "Внутренние воды России"
Методическая разработка раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» общеобразовательной программы по географии 8 класс....
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»
Методическая разработка урока Тема: Передвижение воды и питательных веществ в растении. Л.р. № 6 «Передвижение воды и минеральных веществ по древесине»Класс: 6Тип урока: Лабораторная работаОборуд...
методическая разработка Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды.
Методическая разработка "Занятие для детей старшего дошкольного возраста с элементами экспериментирования «На помощь жителям Цветочного города». Очищение воды" соответствуе...
Методическая разработка занятия в ГПД для 2 класса "Вода - чудо природы"
Вода - эта жидкость самая загадочная и самая важная. Давайте побудим детей понять её значимость в нашей жизни и воспиьаем бережное отношение к ней!!!...
Методическая разработка занятия по теме «Определение органолептических показателей воды»
Занятие направлено на формирование знаний, умений, навыков по определению органолептических показателей воды и значения их в определении качества воды....
Методическая разработка занятия "Качество воды и ее потребительские свойства. Основные источники химического загрязнения водоемов"
Ознакомление учащихся с потребительскими свойствами воды, основными источниками загрязнения водоемов...
Комментарии
Татьяна
Марьяна, очень интересная разработка занятий!Вы планируете продолжить данный курс?