Мониторинг образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования
опыты и эксперименты ( класс) на тему
В общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан. Схема выявления уровня обученности и качества знаний в школах проводится по чётко определённой схеме. В дополнительном же образовании этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. В этой сфере нет единых образовательных стандартов.
Изучив опыт многих учреждений дополнительного образования, я разработала систему оценки полученных знаний, умений и УУД для нашего учредения, которой мы пользуемся уже несколько лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как проводить мониторинг в дополнительном образовании | 60.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детский морской Центр «Альбатрос»
Мониторинг
как способ оценки результативности деятельности учреждения
дополнительного образования
методист Бехтянова Марина Вячеславовна
Домодедово
2016
В общем образовании процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан. Схема выявления уровня обученности и качества знаний в школах проводится по чётко определённой схеме. В дополнительном же образовании этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. В этой сфере нет единых образовательных стандартов.
О результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, такая результативность не может комплексно отражать достижения учащихся, в-третьих, не все объединения направлены на спортивные и творческие достижения.
В детском морском Центре «Альбатрос» разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.
1. Нами была разработана 5-ти уровневая система оценки знаний, умений, принципиально отличающаяся по критериям от школьных, где каждый балл является значимым и несёт информацию для педагога.
Критерии оценки знаний:
Уровень | Показатели | баллы | Процент выполнения тестовых/ контрольных заданий |
Различение, распознавание (Уровень знакомства) Низкий уровень | Присутствует на занятиях, слушает, смотрит , переписывает с доски; выполняет практическую работу по образцу только с помощью педагога | 1 | Менее 25% |
Запоминание (неосознанное воспроизведение) Допустимый уровень | Запоминает небольшую часть текста, правила, определения, формулировки, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание). Изложение чаще сумбурное. Выполняет работу по образцу при помощи педагога | 2 | 25-45% |
Понимание Достаточный уровень | Полностью воспроизводит изученные правила, законы, формулировки, узнает правильное среди неправильного (запоминает). Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории; демонстрирует осознанность усвоения теоретических знаний; способен к самостоятельным выводам. Действует по алгоритму Изложение логичное | 3 | 50-70% |
Применение дополнительных приемов получения знаний. (эксперимент, наблюдение и т.п.) Оптимальный уровень | Четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, может обобщить изложенную теорию, хорошо видит связь теории с практикой. Применяет ранее освоенные действия для решения нетиповой задачи, умеет самостоятельно получать знания. | 4 | 75-95% |
Творческий уровень ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ) | Оригинально, нестандартно применяет на практике полученные знания; на базе приобретенных ранее знаний и умений самостоятельно вырабатывает новые умения, проявляет неординарные способности | 5 | 100% |
При сомнениях балл выставляется в пользу ребёнка
Для определения эффективности образовательного процесса и корректировки программ проводится в сентябре месяце при наборе группы входной контроль знаний и практических умений для каждого объединения, например, для технической направленности- это уровень умения работать с инструментами- молоток, лобзик, рубанок, отвёртка и т.д., для морского дела- это устройство автомата, устройство шлюпки, стрельба и т.д. Для Школы раннего развития- это буквы, счёт, графические умения, цвет, уровень развития речи, геометрические фигуры и др.
Все полученные данные заносятся в таблицу.
В течение учебного года мы проводим два вида аттестации-это промежуточная и итоговая. Добавлю, что аттестация проходит практически без какого-либо давления на учащихся, зачастую они даже не знают, что проходят аттестацию.
- промежуточная аттестация (выявление уровня знаний, умений и навыков по итогам выполнения дополнительных общеобразовательных программ за I – полугодие);
- итоговая аттестация (выявление уровня знаний, умений и навыков по итогам выполнения дополнительных общеобразовательных и воспитательных программ за II полугодие и учебный год).
Сроки проведения аттестации:
- промежуточная аттестация по итогам I – полугодия – декабрь;
- итоговая аттестация по итогам II полугодия и учебного года – май.
Формы проведения аттестации:
- соревнования
- анкетирование
- тестирование
- викторина
- защита проектов
- выставка работ
- педагогическое наблюдение за деятельностью детей
- анализ творческих достижений
- индивидуальные беседы с учащимися
В результате проведённой работы педагоги заполняют таблицу, аналогичную первой, где добавляются знания, умения, УУД из дополнительной общеразвивающей программы, и творческая активность учащихся-это их участие в мероприятиях, соревнованиях, выставках, конкурсах и т.д.
Вот пример отслеживания полученных знаний, умений по предмету в школе раннего развития
Входной контроль:
Соответствие первоначальных знаний и умений программным требованиям _____1___ года обучения | Средний балл | |||||
№ п\п | Фамилия и имя учащихся | Математические представления | Развитие речи | Развитие графических навыков | Практические творческие навыки | |
Ар………………. А | 1 | 1 | 1 | 2 | ||
Ба…………………. Петр | 3 | 2 | 2 | 3 | ||
Е………………… Артём | 2 | 1 | 1 | 1 | ||
К…………………….. Софья | 3 | 2 | 2 | 1 | ||
По итогам 1 полугодия
№ п\п | Фамилия и имя учащихся | Математические представления | Развитие речи | Развитие графических навыков | Практические творческие навыки | (участие в мероприятиях, соревнованиях, конкурсах) 1раз- 1 балл |
А…………………………… А | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Б……………………… Петр | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | |
Е………………….. Артём | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
К………………….. Софья | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | |
4 | 3 | 3 | 3 | 1 |
На основании полученных данных мы высчитываем качество знаний и уровень обученности по объединениям, по группам, по Центру в целом, а также при обобщении образовательной деятельности педагогов.
Данные мы получаем по результатам тестирования:
Для малышей школы раннего развития детей «Дельфинята» (4.5-5 лет):
(подобные тесты мы даём и для входного контроля знаний)
- Обведи в кружочек число 2
Зачеркни число 4
|
2. Закрась 1-й шарик красным, 3-ий-синим, 5- й- зелёным
3. Обведи клеточки по образцу. Нарисуй флажок
И.т.д. | ||||||||||||||
4. Нарисуй домик, солнышко, снеговик.
5. Вырежи и приклей .(геометрические фигуры)
Например,
По предмету «Мотодело»: Устройство мотоцикла, правила дорожного движения и т.д.
При обучении обработки древесины: умение работать с инструментами - молоток, лобзик, отвёртка и т.д.
При обучении морскому делу: устройство автомата, устройство шлюпки, стрельба, сборка-разборка автомата и т.д.
Результаты аттестации учащихся анализируются по следующим параметрам:
1 - количество учащихся (%), освоивших программу на творческом уровне;
2 - количество учащихся (%), освоивших программу на оптимальном уровне;
3 - количество учащихся (%), освоивших программу на достаточном уровне;
4 - количество учащихся (%), освоивших программу на допустимом уровне;
5 - количество учащихся (%), освоивших программу на низком уровне;
- причины невыполнения учащимися образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
А также выводится уровень обученности и качество знаний.
Уровень обученности определяем по схеме:
1+2+3+4 *100%___
кол-во учащихся
качество знаний: 1+2+3*100%
кол-во учащихся
Результаты проведения аттестации в объединениях ДМЦ «Альбатрос» обобщаются в аналитической справке и выносятся на обсуждение на педагогический или методический совет, а также
используются в публичном отчете директора ДМЦ «Альбатрос» перед работниками ДМЦ «Альбатрос», родительской общественностью и социальными партнерами.
На основании результатов итоговой аттестации производится мониторинг качества осуществления образовательного процесса и освоения образовательных программ.
Следует отметить, что оценочные баллы детям не сообщаются, а используется для мониторинга и корректировки программ.
Методическое сопровождение мониторинговых исследований проводят методисты.
- организуют методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации дополнительных общеразвивающих программ через МО, педагогические и методические советы, консультации;
- оформляют информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
- осуществляют аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководят процессом совершенствования и развития программ
- консультируют педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
- принимают участие в составлении и реализации индивидуальных образовательных маршрутов и планов;
- осуществляют статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года;
- обобщают данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в детском морском Центре.
Систематическое оценивание успешности обучения по общеразвивающим программам в течение всех лет обучения ребенка (группы) позволяет педагогам и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной деятельности на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.
Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.
В заключении моего выступления могу предложить педагогам, заинтересовавшимся системой проведения мониторингов в ДМЦ «Альбатрос», положение о текущем контроле знаний, где прописаны все нюансы , на нашем сайте
http://domoddmc.edumsko.ru в разделе документы- другие документы,
а также ознакомиться с результатами нашей работы в Публичном докладе о деятельности ДМЦ «Альбатрос» на том же сайте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей
Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....
Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...
Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей
Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...
Мониторинг образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ведущей функцией системы дополнительного образования детей является реализация образовательных программ и образовательных услуг в целях у...
Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования
Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...
Чек-лист по планированию образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования
Методическая разработка посвящена алгоритму действий по планированию образовательной деятельности структурных подразделений на новый учебный год в государственном образовательном учреждении.Данный алг...