программа кружка "Художественное слово"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Бирюкова Наталья Николаевна

Рабочая программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_hud._slovo.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

       Как известно, современный ребенок, с чуть ли не с младенчества  погруженный в виртуальное пространство компьютера,  не любит и не всегда умеет читать обычные книги. Небольшое  количество часов, отводимое учебной  программой на изучение литературы в 5 - 6 классах   (2 часа в неделю),  не позволяет учителю  в полной  мере сформировать у ребенка интерес  к чтению, любовь к слову, понимание красоты художественного текста. Внеклассная работа по литературе позволяет восполнить этот пробел, а кроме того, решает проблему индивидуального подхода, дифференциации  заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.

Кружок  «Художественное слово» имеет своей целью как развитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и  образы.

 На занятиях кружка учитель имеет возможность привлекать интересные, но не входящие в школьную программу  тексты  незнакомых детям авторов. Кружок по литературе – это возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях, провести занятие не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных конкурсах.

Результатом общения с литературой становится желание некоторых ребят попробовать себя в роли юного поэта, сказочника, журналиста.

Выразительное чтение - одна из  форм художественного воспитания, которая способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, творческой самореализации личности ребенка. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, способствует профилактике асоциального поведения. Занимаясь художественным чтением, каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение», вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.

          СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся -  11 -13лет (6-7 классы).

Количество детей в группе - 12 человек.
Количество часов в год - 34 часа.  Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.

СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ СТАРТОВЫХ ЗНАНИЙ

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

Младший подросток стремится разобраться в своих качествах и поступках, занять достойное место в коллективе, заслужить авторитет среди сверстников, и здесь неоценимую роль играет процесс сопоставления себя с героем  детской книги. Подростку-читателю еще свойствен наивный реализм: все происходящее с героем произведения он воспринимает как реальность, а не как художественную концепцию автора, но именно эта особенность читательского восприятия позволяет педагогу добиваться большого воспитательного эффекта от общения ребенка с книгой.

Для начального этапа освоения Программы кружка «Художественное слово  обучающиеся,  дети  должны:

-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,

-определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;

-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова.

ЗАДАЧИ:

обучающие:

- учить школьников «медленному» - глубокому и вдумчивому - чтению художественных текстов;

- учить основам бытовой и сценической культуры;

- учить приёмам сосредоточения внимания;

- учить основам владения артикуляцией и внятной речью;

- учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления;

развивающие:

- развивать  выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;

- способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;

-  развивать чувство ритма,  фонематический и речевой слух ребёнка;

- развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;

- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению;

воспитательные:
- прививать любовь к книге;

- воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;

-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности  младшего подростка;

-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе,

Занятия  кружка «Художественное слово» состоят из нескольких РАЗДЕЛОВ:

1. Практические упражнения по технике и логике речи.

2. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных рассказов, стихов, сказок, очерков.


ПРИЁМЫ  И  МЕТОДЫ  ОБУЧЕНИЯ

Каждое занятие содержит  темы из разных разделов:

- Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).

- Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).

- Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.

В работе кружка «Художественное слово» находят применение следующие  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проектная,  проблемного преподавания, педагогических мастерских, технология  развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.

Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся.

Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ: - практические и теоретические занятия,

- игры,

- дискуссии,

- репетиции,

- праздники,

- конкурсы,

- концертные выступления,

- устный журнал,

- литературные встречи,

- литературные гостиные,

- посещение библиотеки,

- экскурсии.


ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В конце курса обучения проходит  отчетный период в форме  конкурса чтецов или  литературно-музыкального концерта.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами,  певцами музыкантами  для учебных и концертных целей;

- специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся  литературные тексты;

- публицистические издания по развитию кругозора  «Читайка», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда» («Роман-газета» для детей),  «Кукумбер», «Филиппок», «Литературная газета»; «Фома», «Непоседа»;

-  художественная литература;

-  толковые, энциклопедические, и орфоэпические словари;

-  литература по искусству, истории, литературоведению.





№ п/п

Тема занятия (Литературный материал)

Форма занятия,

деятельность детей.

Эмоционально - образная выразительность речи

Техника речи

Количество часов

Дата

1

Введение. «Художественное слово: Стихи и проза».

Веселые стихи: Д.Хармс, Э.Мошковская,  С.Маршак, Л.Кэрролл, Лингвистические сказки  Л.Петрушевской.

Педагогическая мастерская

Выразительное чтение  как вид искусства.

Определение целей и задач кружка «Художественное слово».

Значение хорошей дикции в устной речи.  Искусство  дыхания.

Голос

Дикция

1

2

«Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять».

Детский фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки.

Конкурс  внятного произношения  «В мире звучащей речи»

Средства выразительности звучащего слова: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза.

Артикуляция гласных и согласных звуков

1

3

«Душа народа русского»: Русские песни.

Занятие-концерт, прослушивание фонограмм русских этнических коллективов.

Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых  устремлений читающего

Устранение дефектов произношения.

2

4

«Богатырская наша сила»: Русские былины.

Практикум. Выделение отличительных черт былины как жанра русского фольклора.

Сила голоса, тембр, темп речи, ритмика былинного стиха.

2

5

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (Русские народные сказки).

Творческая мастерская. Выделение отличительных особенностей русского фольклора, структуры волшебной сказки.

Практикум по знакомству с речевым аппаратом.

Основа эмоционально-образной выразительности – глубокое понимание текста.

Индивидуальная работа над дикцией учащихся

2

6

«У  Лукоморья…»

Сказки А.С.Пушкина

Подготовка к выразительному чтению.

Инсценирование.

Общее понятие об интонации.

Фразовое и логическое ударение.

Логическая пауза.

Устранение диалектных ошибок речи.

2

7

«Самая прекрасная из женщин – женщина  с ребенком на руках»

литературно-музыкальная композиция

Темп и ритм речи.

Мелодика.

Тембр.

Чтение сказки.

Орфоэпические нормы  их изменяемость Практические упражнения по дыханию и дикции.

2

8

«Как упоительны в России вечера!»

(Стихи о природе русских поэтов: А.Фет, Я.Полонский,  Ф.Тютчев, А.Майков)

Подготовка лит. гостиной.

Литературная гостиная.

Занятие-концерт.

Составление исполнительской партитуры.

Чтение стихов.

Знакомство с орфоэпическими словарями.

Практические упражнения по дыханию и дикции

3

9

«Такой разный Чехов»

Инсценировка рассказов. Творческий вечер.

Понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия.

Особенности чтения драматургических произведений и диалогов.

Практические упражнения по дыханию и дикции.

3

10

Урок письма. Учимся писать письма.

Лаборатория по анализу художественного текста

Сочинение письма  с рассказом о своей жизни. Участие в конкурсе Почта России

Деление текста  на смысловые части, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи.

Речевое дыхание, логические ударения, подтекст

2

11

«Уж сколько раз твердили миру..!» Басни И.А.Крылова

Сочинение синквейна о герое басни.

Защита иллюстраций, инсценировка.

Занятие – концерт. (Чтение произведения в детской аудитории.)

Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора.

Особенности чтения басни.

Средства выразительности речи.

Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения

2

12

«Человек – собаке друг!»

Саша Черный. «Дневник фокса Микки».

Рассказы М.Москвиной («Моя собака любит джаз») и Ю.Коваля («Картофельная собака»)

Педагогическая мастерская. Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

Работа над пересказом с сохранением стиля автора.

Создание текста в эпистолярном жанре от лица животного.

Тема, идея, композиция, характеристика героев Особенности  чтения юмористической прозы.

Пауза, логическая мелодия и знаки препинания.

2

13

«Современные писатели - детям»: В. Медведев. «Баранкин, будь человеком»

В.Драгунский, «Денискины Рассказы»  («Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано!»)

Просмотр фильма «Чудак из пятого Б»;

Посещение  сельской библиотеки

Выбор отрывка, пересказ от своего имени.

Сочинение своего рассказа «Что я люблю»

Воссоздание изображаемых автором ситуаций, внешности и поведения героев.

Членение текста на речевые звенья. Подтекст. Юмор.

3

14

«Люблю природу русскую!» Стихи о русской природе поэтов 20 века.

Чтение произведения в детской аудитории.

Сочинение стихотворения о родном крае.

Средства выразительности звучащего слова: тембр, темп, психологическая пауза.

Логическое ударение.Работа над партитурой  чтения.

2

15

«Поэты родной земли» / Литературная гостиная , посвященная творчеству А.Дементьева

Занятие-интервью.

Дискуссия  «Что важнее в стихах – рифма или  ритм?»

Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге

Белый стих и стихотворение в прозе.

2

16

Конкурс чтецов. «Сороковые, роковые!»

Стихи о Родине, о Великой Отечественной войне

Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть.

Ознакомление с текстом и его трактовка.

Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе кружковой работы

2

17

«От благодарных читателей».

Итоговое занятие.

Викторина «По страницам прочитанных книг»

Составление читательских планов на будущее.

Теоретические основы выразительного чтения

1

Итого: 34 часа



​МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

- кабинет для занятий; 
- классная доска;
- зеркало;
- шкафы и стеллажи для книг и  материалов;

- цифровая аудио-, видео аппаратура (компьютер, принтер, мультимедийная система; музыкальный центр);


Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:
1.​ Артоболевский Г. В. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978.
2.​ Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.
3.​ Грецов.А., БедареваТ. Психологические игры для старшеклассников и студентов.- СПб: Питер, 2008

4. Еремина Т.А. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. –М.: Просвещение, 2013.

5. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1977

5.​ Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991

6.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977.

5.​ Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996
7.​ Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978
8. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс - М.: ВЦХТ, 2002.9.​ Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960
10.​ Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 1983

Для обучающихся и их родителей:
1.​ Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М., 1989.
2.​ Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978
3.​ Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994.
4.​ Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978.
5.​ Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964.
6.​ Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972
7.​ Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.
8.​ Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ  СТЕПЕНИ  ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Обучающиеся после прохождения курса «Художественное слово» должны

ЗНАТЬ:
- понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;

- собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства;

- приемы разбора литературного  произведения;

УМЕТЬ:

- использовать возможности своего голоса;

- самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию (правильно дышать);

- сосредоточивать внимание на главном;

- воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи;

- сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия,
- убедительно передавать интонациями содержание текста ;

- общаться со слушателями в камерной обстановке;

- самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;

- осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, художественные особенности произведения, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.

При высоком уровне освоения программы обучающийся:

1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса;

2 – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

3 – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого;

4 - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории;

5 - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца;

6 - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы.


При 
среднем уровне освоения программы обучающийся:

1 – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике;

2 – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

3 – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого;

4 - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории;

5 - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает со своим репертуаром;

6- заинтересован в занятиях, но часто невнимателен.

При низком уровне освоения программы обучающийся:

1 – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса;

2 – не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;

3 – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого;

4 - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории;
5 - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых;

6 – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях невнимателен, недостаточно хорошо работает.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте

Программа  «От слова к звуку» является модифицированной и  составлена на основе авторской   программы  ...

образовательная программа "Художественное слово"

Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив  которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о...

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)

Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"

Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...

Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".

Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....