программа кружка "Художественное слово"
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как известно, современный ребенок, с чуть ли не с младенчества погруженный в виртуальное пространство компьютера, не любит и не всегда умеет читать обычные книги. Небольшое количество часов, отводимое учебной программой на изучение литературы в 5 - 6 классах (2 часа в неделю), не позволяет учителю в полной мере сформировать у ребенка интерес к чтению, любовь к слову, понимание красоты художественного текста. Внеклассная работа по литературе позволяет восполнить этот пробел, а кроме того, решает проблему индивидуального подхода, дифференциации заданий в зависимости от склонностей конкретного ребенка.
Кружок «Художественное слово» имеет своей целью как развитие практических навыков выразительного чтения учащихся, так и ознакомление их с определенными теоретическими сведениями. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Интонация при чтении художественных произведений является естественным следствием глубокого проникновения в замысел автора, верного и яркого представления изображаемой в произведении жизни, эмоционального к ней отношения и активного желания вызвать у слушателей соответствующие мысли, чувства и образы.
На занятиях кружка учитель имеет возможность привлекать интересные, но не входящие в школьную программу тексты незнакомых детям авторов. Кружок по литературе – это возможность прослушать и обсудить аудиозаписи, сравнить свое чтение с актерским исполнением, посмотреть фрагменты фильмов о писателях, провести занятие не за партой, а в музее или в библиотеке, попробовать свои силы в различных конкурсах.
Результатом общения с литературой становится желание некоторых ребят попробовать себя в роли юного поэта, сказочника, журналиста.
Выразительное чтение - одна из форм художественного воспитания, которая способствует приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям, развитию мотивации личности к познанию и творчеству, творческой самореализации личности ребенка. Оно обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, способствует профилактике асоциального поведения. Занимаясь художественным чтением, каждый ребёнок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
В системе дополнительного образования существует ряд образовательных программ по художественному чтению. Программа «Художественное чтение», вышедшая в 1981 году и одобренная Министерством просвещения СССР, является примерной типовой программой. Она носит обобщённый характер работы с группой. Особенность данной программы - индивидуальный подход к каждому ребёнку с учетом возрастных и психофизических особенностей.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год.
Возраст обучающихся - 11 -13лет (6-7 классы).
Количество детей в группе - 12 человек.
Количество часов в год - 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу.
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ СТАРТОВЫХ ЗНАНИЙ
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего подросткового возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Младший подросток стремится разобраться в своих качествах и поступках, занять достойное место в коллективе, заслужить авторитет среди сверстников, и здесь неоценимую роль играет процесс сопоставления себя с героем детской книги. Подростку-читателю еще свойствен наивный реализм: все происходящее с героем произведения он воспринимает как реальность, а не как художественную концепцию автора, но именно эта особенность читательского восприятия позволяет педагогу добиваться большого воспитательного эффекта от общения ребенка с книгой.
Для начального этапа освоения Программы кружка «Художественное слово обучающиеся, дети должны:
-понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста,
-определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа;
-выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
-самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- уметь полноценно слушать: осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова.
ЗАДАЧИ:
обучающие:
- учить школьников «медленному» - глубокому и вдумчивому - чтению художественных текстов;
- учить основам бытовой и сценической культуры;
- учить приёмам сосредоточения внимания;
- учить основам владения артикуляцией и внятной речью;
- учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления;
развивающие:
- развивать выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;
- способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;
- развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;
- развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;
- развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;
-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению;
воспитательные:
- прививать любовь к книге;
- воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;
-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности младшего подростка;
-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе,
Занятия кружка «Художественное слово» состоят из нескольких РАЗДЕЛОВ:
1. Практические упражнения по технике и логике речи.
2. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных рассказов, стихов, сказок, очерков.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Каждое занятие содержит темы из разных разделов:
- Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).
- Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).
- Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.
В работе кружка «Художественное слово» находят применение следующие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проектная, проблемного преподавания, педагогических мастерских, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.
Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся.
Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ: - практические и теоретические занятия,
- игры,
- дискуссии,
- репетиции,
- праздники,
- конкурсы,
- концертные выступления,
- устный журнал,
- литературные встречи,
- литературные гостиные,
- посещение библиотеки,
- экскурсии.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В конце курса обучения проходит отчетный период в форме конкурса чтецов или литературно-музыкального концерта.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При реализации программы используются:
-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами, певцами музыкантами для учебных и концертных целей;
- специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся литературные тексты;
- публицистические издания по развитию кругозора «Читайка», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда» («Роман-газета» для детей), «Кукумбер», «Филиппок», «Литературная газета»; «Фома», «Непоседа»;
- художественная литература;
- толковые, энциклопедические, и орфоэпические словари;
- литература по искусству, истории, литературоведению.
№ п/п | Тема занятия (Литературный материал) | Форма занятия, деятельность детей. | Эмоционально - образная выразительность речи | Техника речи | Количество часов | Дата |
1 | Введение. «Художественное слово: Стихи и проза». Веселые стихи: Д.Хармс, Э.Мошковская, С.Маршак, Л.Кэрролл, Лингвистические сказки Л.Петрушевской. | Педагогическая мастерская | Выразительное чтение как вид искусства. Определение целей и задач кружка «Художественное слово». | Значение хорошей дикции в устной речи. Искусство дыхания. Голос Дикция | 1 | |
2 | «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять». Детский фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки. | Конкурс внятного произношения «В мире звучащей речи» | Средства выразительности звучащего слова: сила звука, высота звука, тембр, темп, психологическая пауза. | Артикуляция гласных и согласных звуков | 1 | |
3 | «Душа народа русского»: Русские песни. | Занятие-концерт, прослушивание фонограмм русских этнических коллективов. | Проявление в чтении мыслей и эмоционально-волевых устремлений читающего | Устранение дефектов произношения. | 2 | |
4 | «Богатырская наша сила»: Русские былины. | Практикум. Выделение отличительных черт былины как жанра русского фольклора. | Сила голоса, тембр, темп речи, ритмика былинного стиха. | 2 | ||
5 | «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» (Русские народные сказки). | Творческая мастерская. Выделение отличительных особенностей русского фольклора, структуры волшебной сказки. Практикум по знакомству с речевым аппаратом. | Основа эмоционально-образной выразительности – глубокое понимание текста. | Индивидуальная работа над дикцией учащихся | 2 | |
6 | «У Лукоморья…» Сказки А.С.Пушкина | Подготовка к выразительному чтению. Инсценирование. | Общее понятие об интонации. Фразовое и логическое ударение. Логическая пауза. | Устранение диалектных ошибок речи. | 2 | |
7 | «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках» | литературно-музыкальная композиция | Темп и ритм речи. Мелодика. Тембр. Чтение сказки. | Орфоэпические нормы их изменяемость Практические упражнения по дыханию и дикции. | 2 | |
8 | «Как упоительны в России вечера!» (Стихи о природе русских поэтов: А.Фет, Я.Полонский, Ф.Тютчев, А.Майков) | Подготовка лит. гостиной. Литературная гостиная. Занятие-концерт. | Составление исполнительской партитуры. Чтение стихов. | Знакомство с орфоэпическими словарями. Практические упражнения по дыханию и дикции | 3 | |
9 | «Такой разный Чехов» | Инсценировка рассказов. Творческий вечер. | Понятия «пьеса», структура пьесы, драматургия. Особенности чтения драматургических произведений и диалогов. | Практические упражнения по дыханию и дикции. | 3 | |
10 | Урок письма. Учимся писать письма. | Лаборатория по анализу художественного текста Сочинение письма с рассказом о своей жизни. Участие в конкурсе Почта России | Деление текста на смысловые части, определение подтекстов, выяснение исполнительской задачи. | Речевое дыхание, логические ударения, подтекст | 2 | |
11 | «Уж сколько раз твердили миру..!» Басни И.А.Крылова | Сочинение синквейна о герое басни. Защита иллюстраций, инсценировка. Занятие – концерт. (Чтение произведения в детской аудитории.) | Отношение автора к изображаемой действительности, особенности языка автора. Особенности чтения басни. | Средства выразительности речи. Понятие о мимике и жесте как дополнительных средствах выразительного чтения | 2 | |
12 | «Человек – собаке друг!» Саша Черный. «Дневник фокса Микки». Рассказы М.Москвиной («Моя собака любит джаз») и Ю.Коваля («Картофельная собака») | Педагогическая мастерская. Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания. Работа над пересказом с сохранением стиля автора. Создание текста в эпистолярном жанре от лица животного. | Тема, идея, композиция, характеристика героев Особенности чтения юмористической прозы. | Пауза, логическая мелодия и знаки препинания. | 2 | |
13 | «Современные писатели - детям»: В. Медведев. «Баранкин, будь человеком» В.Драгунский, «Денискины Рассказы» («Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано!») | Просмотр фильма «Чудак из пятого Б»; Посещение сельской библиотеки Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Сочинение своего рассказа «Что я люблю» | Воссоздание изображаемых автором ситуаций, внешности и поведения героев. | Членение текста на речевые звенья. Подтекст. Юмор. | 3 | |
14 | «Люблю природу русскую!» Стихи о русской природе поэтов 20 века. | Чтение произведения в детской аудитории. Сочинение стихотворения о родном крае. | Средства выразительности звучащего слова: тембр, темп, психологическая пауза. | Логическое ударение.Работа над партитурой чтения. | 2 | |
15 | «Поэты родной земли» / Литературная гостиная , посвященная творчеству А.Дементьева | Занятие-интервью. Дискуссия «Что важнее в стихах – рифма или ритм?» | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге | Белый стих и стихотворение в прозе. | 2 | |
16 | Конкурс чтецов. «Сороковые, роковые!» Стихи о Родине, о Великой Отечественной войне | Отбор нескольких стихотворений для чтения вслух, наизусть. | Ознакомление с текстом и его трактовка. | Проверка уровня усвоения учащимися специальных знаний, умений и навыков, полученных в системе кружковой работы | 2 | |
17 | «От благодарных читателей». Итоговое занятие. | Викторина «По страницам прочитанных книг» | Составление читательских планов на будущее. | Теоретические основы выразительного чтения | 1 | |
Итого: 34 часа |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- кабинет для занятий;
- классная доска;
- зеркало;
- шкафы и стеллажи для книг и материалов;
- цифровая аудио-, видео аппаратура (компьютер, принтер, мультимедийная система; музыкальный центр);
Использование компьютерных технологий значительно повышает эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978.
2. Власова Т.М.: Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.
3. Грецов.А., БедареваТ. Психологические игры для старшеклассников и студентов.- СПб: Питер, 2008
4. Еремина Т.А. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. –М.: Просвещение, 2013.
5. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1977
5. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991
6.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977.
5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996
7. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978
8. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс - М.: ВЦХТ, 2002.9. Практикум по выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960
10. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.: Просвещение, 1983
Для обучающихся и их родителей:
1. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М., 1989.
2. Бизам Д., Герцег Я. Многоцветная логика. - М.: Мир, 1978
3. Развесёлый разговор. Музыкальные скороговорки. - М.: Музыка, 1994.
4. Родари Д. Грамматика фантазии. - М.: Прогресс, 1978.
5. Розенталь Д. Э. Культура речи. – М.: Изд. МГУ, 1964.
6. Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1972
7. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1976.
8. Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Путешествие в страну тайн. - М.: Новая школа, 1993
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Обучающиеся после прохождения курса «Художественное слово» должны
ЗНАТЬ:
- понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;
- собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства;
- приемы разбора литературного произведения;
УМЕТЬ:
- использовать возможности своего голоса;
- самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию (правильно дышать);
- сосредоточивать внимание на главном;
- воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи;
- сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия,
- убедительно передавать интонациями содержание текста ;
- общаться со слушателями в камерной обстановке;
- самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;
- осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, художественные особенности произведения, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.
При высоком уровне освоения программы обучающийся:
1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса;
2 – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;
3 – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого;
4 - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории;
5 - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца;
6 - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы.
При среднем уровне освоения программы обучающийся:
1 – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике;
2 – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;
3 – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого;
4 - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории;
5 - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает со своим репертуаром;
6- заинтересован в занятиях, но часто невнимателен.
При низком уровне освоения программы обучающийся:
1 – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса;
2 – не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;
3 – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого;
4 - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории;
5 - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых;
6 – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях невнимателен, недостаточно хорошо работает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте
Программа «От слова к звуку» является модифицированной и составлена на основе авторской программы ...
образовательная программа "Художественное слово"
Образовательная программа" Художественное слово" расчитана на 4 года. В учебно-тематическом плане предусмотрены темы, освоив которые, в процессе обучения, ребята будут иметь представление о...
Рабочая программа "Родное слово"
Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...
Дополнительная общеобразовательная программа «Художественное слово» (2014-15 уч. г.)
Программа по предмету сценическая речь для учащихся 2-4 кл....
Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерство слова» (2014-15 уч. г.)
Программа по сценической речи для учащихся 10-11 кл....
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Художественное слово"
Программа относится к художественной направленности, может быть реализована в учреждениях ДОД, рассчитана на 2 года...
Внеурочная деятельность учащихся на уроках русского языка. 5 класс, Программа"Тайны слова".
Программа внеурочной деятельности учащихся по русскому языку"Тайны слова"....