Тема занятия: "Развитие образного мышления и художественного вкуса в процессе изучения музыкального произведения"
методическая разработка (6 класс) на тему

Мельник Светлана Матвеевна

Цель:

         Раскрыть образное содержание пьесы, опираясь на представления и ассоциации,  возникающие при анализе музыкальной ткани; выйти на широкое пространство культуры, раздвинуть границы окружающего мира, расширить художественный кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitie_obraznogo_myshleniya.docx26.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия № 271 Красносельского района имени П. И. Федулова

Открытое занятие

Тема: 

«Развитие образного мышления и художественного вкуса в процессе изучения музыкального произведения»

Педагог дополнительного  образования: Мельник Светлана Матвеевна

Ученица: Зобнина Виктория, 6 класс

Санкт- Петербург

2015

Цель:

        Раскрыть образное содержание пьесы, опираясь на представления и ассоциации,  возникающие при анализе музыкальной ткани; выйти на широкое пространство культуры, раздвинуть границы окружающего мира, расширить художественный кругозор.

Задачи:

1)        определить значение тональности и гармонических функций в понимании содержательности музыкального языка;

2)        осознать ладогармонический комплекс, его выразительно-смысловое значение – колористическое, структурное;

3)        выявить характерные стилевые особенности мелодического языка  - характерный мелодический оборот с ув.2,  орнаментальность;

4)        определить образное содержание пьесы, опираясь на возникшие ассоциации;

5)        расширить художественные впечатления через ознакомление  с произведениями живописи, хореографического искусства; 

Музыкальный материал:

  1. Ф. Амиров  «Лирический танец»;
  2. К. Грин «Доминанта в бриллиантах», учебное пособие;
  3. произведения живописи  - М. Врубель «Восточная сказка», Л. Бакст декорации к  «Шехеразаде»;
  4. видео фрагментов из балета Л. Минкуса «Баядерка».

План занятия:

  1. Исполнение пьесы Ф. Амирова «Лирический танец».
  2. Определение тональности и гармонического комплекса как важных колористических и структурных  средств  в  развитии образа.
  3. Музыкальный язык как образный источник: анализ средств музыкальной выразительности.
  4. Определение образного содержания пьесы.
  5. Просмотр живописных работ и фрагментов из балета.

Ход занятия

Ученицей исполняется «Лирический танец» Ф. Амирова.

Слово учителя: в  твоём исполнении много хорошего - есть лирическое чувство, эмоциональный отклик. Какой образ у тебя возникает?

Ответ: образ восточной танцовщицы, выражающей в танце свои чувства.

Учитель: верно, это центральный образ, но в искусстве художественный образ всегда многогранен.  Это очень важная предпосылка, из которой нужно исходить. В пьесе есть ещё несколько граней, которые делают музыкальный образ богаче и полнее, открывая очень важный подтекст.  Что это за грани, каков подтекст  - поставим знак вопроса.

Вначале картина музыкального образа размыта, и только в результате внимательного всматривания и вслушивания в текст, приобретает определённость, как бы проявляется. Поэтому необходимо возвращаться к тексту, как бы проходя «дорогу» заново и  замечая  все детали, которые несут музыкальную информацию.

Музыкальный язык содержателен, каждое из средств обладает своим кругом выразительных возможностей, способностью вызывать определённые представления и ассоциации.  Просмотрим текст ещё раз и зафиксируем направление внимания, будем учиться видеть и слышать музыкальную ткань во всех деталях.

Вопрос: сразу у нас есть две подсказки – имя автора,  название пьесы,  какую информацию они несут?

Ответ: Фикрет Амиров – азербайджанский композитор, можно предположить, что в его творчестве восточный колорит проявляется достаточно ярко.  В самом названии пьесы есть подсказка для понимания образного содержания: лирика – это чувства, выплёскивающиеся свободно, без преград.

Вопрос:  сразу же обращаем внимание на ещё одну очень важную подсказку – тональность. Какой вид минора используется автором? Какой здесь возникает характерный оборот, определяемый как «знак Востока»?

Ответ: гармонический минор, в верхнем тетрахорде возникает мелодический оборот с ув.2– «изгиб», так хорошо передающий характерную пластику движений и восточных узоров.

Вопрос: чрезвычайно важно обратить внимание на гармонический комплекс, несущий эмоционально-смысловое содержание и красочность колорита. Как выглядят главные трезвучия, как они взаимодействуют, различаются ли гармонии по эмоциональной окраске?

Ответ: да, тоническая и субдоминантовая гармонии звучат мягко, спокойно, а доминантовая гармония звучит напряжённо, активно. Трезвучия  I, IV, V ступеней могут быть соединены в гармонический оборот,  где доминанта является кульминационной точкой.

Вопрос: давай обогатим трезвучия -  построим септаккорды и  послушаем краски. Тональность и гармонический комплекс – это палитра, очень красочная и выразительная по эмоциональному наполнению.

Сыграй первую фразу и обрати внимание на аккомпанемент, что можно услышать?

Ответ: гармония меняется – меняется эмоциональная окраска, появляется освещённость, игра света и тени; благодаря гибкому ритмическому рисунку, проявляется пластичность в движении.

Вопрос: что происходит в мелодии, какая нотка нас «держит», какой образ возникает, как звучит мелодия?

Ответ: вся первая фраза держится на одной нотке «си», звучащей ярким, тёплым и чистым тоном; возникает силуэт девочки-танцовщицы – стройной, гибкой, пластичной.

Учитель: да, и она держит внимание на себе,  поэтому слушаем и дослушиваем эту нотку также внимательно, как если бы мы смотрели на пленительную юную танцовщицу – не  сводя глаз!

Вокруг опорных нот есть орнамент  -  это выписанные украшения – форшлаг и группетто.  Танцовщица « украшена» в соответствии с традицией Востока.  Важно отметить: в первой же фразе обращает на себя внимание мастерство композитора – минимум средств и максимум выразительности.

Вопрос: что происходит с мелодией в следующей фразе, как она звучит?

Ответ: она более развёрнута (6 тактов) и орнаментирована, особо выделяется мелодический оборот с ув. 2 – «восточный ход», усиливающийся м. 2, звучание становится ярче, появляется страстность и напряжённость.

Вопрос: обрати внимание на возникающее напряжение в этом обороте -  это «зерно», которое будет «прорастать». Первая часть – это экспозиция музыкального образа танцовщицы, какой он?

Ответ: пластичный, изящный, пленительный  в своей открытости чувств.

Вопрос: что происходит дальше, где возникают новые активные элементы, в которых заложен потенциал развития?

Ответ: в аккомпанементе 3-ей  фразы меняется ритмический рисунок, появляется ритмическая фигурка, активная по произношению (стаккато) и суховатая по звучанию (в гармонию введены секунды), как бы имитируя ударный инструмент – ритмическая и эмоциональная поддержка танцовщицы.

Вопрос: как достигается кульминация, какие главные средства использует композитор?

Ответ: стремительное развитие охватывает всю музыкальную ткань – гармонию, ритм, динамику, раздвигаются регистровые рамки; особенно активна доминантовая гармония - D9, которая создаёт напряжение большой силы, возникает ощущение страстного порыва, очень динамичного и даже несколько жёсткого.

Вопрос: доминантовая функция,  так активно себя проявляющая, какое начало в себе несёт?

Ответ: она воспринимается как эмоциональная краска для мужских образов – активных, энергичных, темпераментных.

Вопрос: рассмотрим заключительную часть, в чём её отличие от экспозиции?

Ответ: меняется динамика с «mf» на   «p», появляется глубокий бас в сопровождении – действие как бы переносится в другую плоскость,  образ танцовщицы уже не перед глазами, а возникает как воспоминание; напряжённые мотивы на доминанте в низком регистре звучат сухо, жёстко, вызывая ощущение опасности.

Вопрос: заключительные аккорды несут в себе «печать Востока», в чём это проявляется?

Ответ: окончание в мажоре – как воплощение гордости, твёрдости, непреклонности - характерные черты восточного характера;
II
7 с пониженной 2-ой ступенью и мажорная тоника -  возникает лад с двумя ув. 2;

Вопрос: какая новая грань появляется, ранее не осознаваемая?

Ответ: активное, динамичное мужское начало, выступающее как контраст и вносящее энергию развития.

Вопрос: если обобщить  анализ всех «событий», произошедших в музыкальном языке, какой контекст просматривается за таким конкретным действием как танец? Что представляет собой образная картина в своей полноте?

Ответ: это мир Востока,  разнообразный и контрастный: нежный, пленительный, роскошный, страстный, гордый, динамичный, жёсткий.

«Дух Востока» выражен музыкальными интонациями, ритмами, ладогармоническими  красочными сочетаниями. Музыкальное искусство способно, не отрываясь от конкретного явления,  делать широкие обобщения, создавая эмоциональную картину мира.

Учитель: музыкальный образ возникает в результате богатого ассоциативного ряда, развитого воображения. Важны яркие художественные впечатления, дающие возможность сопоставлений и сравнений.

Посмотрим  «Восточную сказку» М. Врубеля и  эскизы декораций Л. Бакста к хореографической поэме «Шехеразада».

Посмотрим танец Никии из балета Л. Минкуса «Баядерка».

Итоги урока:

  1. Воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальную ткань, понимание музыкального языка как главной предпосылки для трактовки образного содержания музыкального произведения.
  2. Развитие воображения, ассоциативного мышления через сопоставление, сравнение с другими видами искусств.
  3. Формирование художественных ориентиров, эстетической позиции, личностного отношения к произведениям искусства, к миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида

В статье рассказывается о системе  работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....

Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения

Статья. Развитие музыкально-творческих  способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...

Процесс освоения музыкального произведения

В статье расмотрен процесс освоения нового материала учеником...

Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.

В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы....

О подходах в изучении музыкальных произведений на уроках музыки в школе.

В данной статье представлены некоторые подходы в подготовке к изучению музыкальных произведений на уроках музыки –  в разных классах, которые, по моему мнению, способствуют активизации вним...