Тема занятия: "Развитие образного мышления и художественного вкуса в процессе изучения музыкального произведения"
методическая разработка (6 класс) на тему
Цель:
Раскрыть образное содержание пьесы, опираясь на представления и ассоциации, возникающие при анализе музыкальной ткани; выйти на широкое пространство культуры, раздвинуть границы окружающего мира, расширить художественный кругозор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitie_obraznogo_myshleniya.docx | 26.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ гимназия № 271 Красносельского района имени П. И. Федулова
Открытое занятие
Тема:
«Развитие образного мышления и художественного вкуса в процессе изучения музыкального произведения»
Педагог дополнительного образования: Мельник Светлана Матвеевна
Ученица: Зобнина Виктория, 6 класс
Санкт- Петербург
2015
Цель:
Раскрыть образное содержание пьесы, опираясь на представления и ассоциации, возникающие при анализе музыкальной ткани; выйти на широкое пространство культуры, раздвинуть границы окружающего мира, расширить художественный кругозор.
Задачи:
1) определить значение тональности и гармонических функций в понимании содержательности музыкального языка;
2) осознать ладогармонический комплекс, его выразительно-смысловое значение – колористическое, структурное;
3) выявить характерные стилевые особенности мелодического языка - характерный мелодический оборот с ув.2, орнаментальность;
4) определить образное содержание пьесы, опираясь на возникшие ассоциации;
5) расширить художественные впечатления через ознакомление с произведениями живописи, хореографического искусства;
Музыкальный материал:
- Ф. Амиров «Лирический танец»;
- К. Грин «Доминанта в бриллиантах», учебное пособие;
- произведения живописи - М. Врубель «Восточная сказка», Л. Бакст декорации к «Шехеразаде»;
- видео фрагментов из балета Л. Минкуса «Баядерка».
План занятия:
- Исполнение пьесы Ф. Амирова «Лирический танец».
- Определение тональности и гармонического комплекса как важных колористических и структурных средств в развитии образа.
- Музыкальный язык как образный источник: анализ средств музыкальной выразительности.
- Определение образного содержания пьесы.
- Просмотр живописных работ и фрагментов из балета.
Ход занятия
Ученицей исполняется «Лирический танец» Ф. Амирова.
Слово учителя: в твоём исполнении много хорошего - есть лирическое чувство, эмоциональный отклик. Какой образ у тебя возникает?
Ответ: образ восточной танцовщицы, выражающей в танце свои чувства.
Учитель: верно, это центральный образ, но в искусстве художественный образ всегда многогранен. Это очень важная предпосылка, из которой нужно исходить. В пьесе есть ещё несколько граней, которые делают музыкальный образ богаче и полнее, открывая очень важный подтекст. Что это за грани, каков подтекст - поставим знак вопроса.
Вначале картина музыкального образа размыта, и только в результате внимательного всматривания и вслушивания в текст, приобретает определённость, как бы проявляется. Поэтому необходимо возвращаться к тексту, как бы проходя «дорогу» заново и замечая все детали, которые несут музыкальную информацию.
Музыкальный язык содержателен, каждое из средств обладает своим кругом выразительных возможностей, способностью вызывать определённые представления и ассоциации. Просмотрим текст ещё раз и зафиксируем направление внимания, будем учиться видеть и слышать музыкальную ткань во всех деталях.
Вопрос: сразу у нас есть две подсказки – имя автора, название пьесы, какую информацию они несут?
Ответ: Фикрет Амиров – азербайджанский композитор, можно предположить, что в его творчестве восточный колорит проявляется достаточно ярко. В самом названии пьесы есть подсказка для понимания образного содержания: лирика – это чувства, выплёскивающиеся свободно, без преград.
Вопрос: сразу же обращаем внимание на ещё одну очень важную подсказку – тональность. Какой вид минора используется автором? Какой здесь возникает характерный оборот, определяемый как «знак Востока»?
Ответ: гармонический минор, в верхнем тетрахорде возникает мелодический оборот с ув.2– «изгиб», так хорошо передающий характерную пластику движений и восточных узоров.
Вопрос: чрезвычайно важно обратить внимание на гармонический комплекс, несущий эмоционально-смысловое содержание и красочность колорита. Как выглядят главные трезвучия, как они взаимодействуют, различаются ли гармонии по эмоциональной окраске?
Ответ: да, тоническая и субдоминантовая гармонии звучат мягко, спокойно, а доминантовая гармония звучит напряжённо, активно. Трезвучия I, IV, V ступеней могут быть соединены в гармонический оборот, где доминанта является кульминационной точкой.
Вопрос: давай обогатим трезвучия - построим септаккорды и послушаем краски. Тональность и гармонический комплекс – это палитра, очень красочная и выразительная по эмоциональному наполнению.
Сыграй первую фразу и обрати внимание на аккомпанемент, что можно услышать?
Ответ: гармония меняется – меняется эмоциональная окраска, появляется освещённость, игра света и тени; благодаря гибкому ритмическому рисунку, проявляется пластичность в движении.
Вопрос: что происходит в мелодии, какая нотка нас «держит», какой образ возникает, как звучит мелодия?
Ответ: вся первая фраза держится на одной нотке «си», звучащей ярким, тёплым и чистым тоном; возникает силуэт девочки-танцовщицы – стройной, гибкой, пластичной.
Учитель: да, и она держит внимание на себе, поэтому слушаем и дослушиваем эту нотку также внимательно, как если бы мы смотрели на пленительную юную танцовщицу – не сводя глаз!
Вокруг опорных нот есть орнамент - это выписанные украшения – форшлаг и группетто. Танцовщица « украшена» в соответствии с традицией Востока. Важно отметить: в первой же фразе обращает на себя внимание мастерство композитора – минимум средств и максимум выразительности.
Вопрос: что происходит с мелодией в следующей фразе, как она звучит?
Ответ: она более развёрнута (6 тактов) и орнаментирована, особо выделяется мелодический оборот с ув. 2 – «восточный ход», усиливающийся м. 2, звучание становится ярче, появляется страстность и напряжённость.
Вопрос: обрати внимание на возникающее напряжение в этом обороте - это «зерно», которое будет «прорастать». Первая часть – это экспозиция музыкального образа танцовщицы, какой он?
Ответ: пластичный, изящный, пленительный в своей открытости чувств.
Вопрос: что происходит дальше, где возникают новые активные элементы, в которых заложен потенциал развития?
Ответ: в аккомпанементе 3-ей фразы меняется ритмический рисунок, появляется ритмическая фигурка, активная по произношению (стаккато) и суховатая по звучанию (в гармонию введены секунды), как бы имитируя ударный инструмент – ритмическая и эмоциональная поддержка танцовщицы.
Вопрос: как достигается кульминация, какие главные средства использует композитор?
Ответ: стремительное развитие охватывает всю музыкальную ткань – гармонию, ритм, динамику, раздвигаются регистровые рамки; особенно активна доминантовая гармония - D9, которая создаёт напряжение большой силы, возникает ощущение страстного порыва, очень динамичного и даже несколько жёсткого.
Вопрос: доминантовая функция, так активно себя проявляющая, какое начало в себе несёт?
Ответ: она воспринимается как эмоциональная краска для мужских образов – активных, энергичных, темпераментных.
Вопрос: рассмотрим заключительную часть, в чём её отличие от экспозиции?
Ответ: меняется динамика с «mf» на «p», появляется глубокий бас в сопровождении – действие как бы переносится в другую плоскость, образ танцовщицы уже не перед глазами, а возникает как воспоминание; напряжённые мотивы на доминанте в низком регистре звучат сухо, жёстко, вызывая ощущение опасности.
Вопрос: заключительные аккорды несут в себе «печать Востока», в чём это проявляется?
Ответ: окончание в мажоре – как воплощение гордости, твёрдости, непреклонности - характерные черты восточного характера;
II7 с пониженной 2-ой ступенью и мажорная тоника - возникает лад с двумя ув. 2;
Вопрос: какая новая грань появляется, ранее не осознаваемая?
Ответ: активное, динамичное мужское начало, выступающее как контраст и вносящее энергию развития.
Вопрос: если обобщить анализ всех «событий», произошедших в музыкальном языке, какой контекст просматривается за таким конкретным действием как танец? Что представляет собой образная картина в своей полноте?
Ответ: это мир Востока, разнообразный и контрастный: нежный, пленительный, роскошный, страстный, гордый, динамичный, жёсткий.
«Дух Востока» выражен музыкальными интонациями, ритмами, ладогармоническими красочными сочетаниями. Музыкальное искусство способно, не отрываясь от конкретного явления, делать широкие обобщения, создавая эмоциональную картину мира.
Учитель: музыкальный образ возникает в результате богатого ассоциативного ряда, развитого воображения. Важны яркие художественные впечатления, дающие возможность сопоставлений и сравнений.
Посмотрим «Восточную сказку» М. Врубеля и эскизы декораций Л. Бакста к хореографической поэме «Шехеразада».
Посмотрим танец Никии из балета Л. Минкуса «Баядерка».
Итоги урока:
- Воспитание навыка вдумчивого вслушивания в музыкальную ткань, понимание музыкального языка как главной предпосылки для трактовки образного содержания музыкального произведения.
- Развитие воображения, ассоциативного мышления через сопоставление, сравнение с другими видами искусств.
- Формирование художественных ориентиров, эстетической позиции, личностного отношения к произведениям искусства, к миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы по развитию интонационно-мелодической стороны речи в процессе изучения литературного произведения учащимися школы-интерната 5 вида
В статье рассказывается о системе работы над интонацией на уроках литературы в школе-интернате для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Статья. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...
Формирование предметных результатов в процессе реализации средств технологии изучения музыкальных произведений крупной формы
Методический материал...
Процесс освоения музыкального произведения
В статье расмотрен процесс освоения нового материала учеником...
Творческая проектная деятельность учащихся в процессе изучения литературного произведения.
В статье приведены формы проектной деятельности на уроках литературы....
О подходах в изучении музыкальных произведений на уроках музыки в школе.
В данной статье представлены некоторые подходы в подготовке к изучению музыкальных произведений на уроках музыки – в разных классах, которые, по моему мнению, способствуют активизации вним...