Процесс освоения музыкального произведения
статья на тему
В статье расмотрен процесс освоения нового материала учеником
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsess_osvoeniya_muzykalnogo_proizvedeniya.docx | 151.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Процесс освоения музыкального произведения
В центре фортепианного обучения стоит работа над музыкальным произведением, и успех обучения во многом зависит от того, насколько рационально организован сам процесс работы: ведет ли он прямо к цели или на изучение произведения затрачивается слишком много времени и сил. Освоение крупной формы или миниатюры, полифонического сочинения или этюда имеет свою специфику. Попробуем охарактеризовать наиболее рациональный путь работы над включенной в учебную программу пьесой с целью довести ее до публичного исполнения.
К. Черни намечал следующие стадии работы:
- Тщательно осваивается текст, «чисто и правильно» исполняются «нужные ноты и знаки», подбирается и выучивается аппликатура. Разучивание ведется в медленном темпе.
- Постепенно преодолеваются «все остановки и спотыкания», и произведение проигрывается без перерыва, с каждым разом все быстрее, пока не будет достигнут предусмотренный автором темп. Соблюдаются динамические оттенки.
- Выполняются все указанные нюансы, к произведению добавляется собственное чувство.
В массовой фортепианной педагогике этим рекомендациям Черни суждена была долгая жизнь. Еще в 1913 году в очень популярной брошюре «Руководство к практическому преподаванию игры на фортепиано», изданной в Евпатории, ее автор Фон Блас так характеризовал три периода в работе над музыкальным произведением:
- Играть медленно, с правильной аппликатурой, выполнять все знаки.
- Постепенно набирать темп. Оттенки использовать только «самые главные» (f, р, cresc., dim.).
- Выполнить более тонкие исполнительские указания, обдумать характер пьесы «по своему личному вкусу и чувству».
Иначе говоря, разучивание произведения рекомендовалось начинать с освоения нотного текста, а проблемами интерпретации музыки заниматься в последнюю очередь.
Цель первого этапа — познакомиться с произведением, охватить его в целом, составить представление о его характере, форме, основных особенностях. В результате такого знакомства создается рабочая гипотеза будущей трактовки. Это, пожалуй, самая главная задача данного этапа работы. Без общего представления о произведении трудно двигаться дальше, а кроме того - первое впечатление обычно бывает самым верным. И действительно, редко случается, чтобы первоначальный замысел в процессе работы радикально изменялся. Уточняются детали, обнаруживаются новые подробности, все более совершенной становится техническая сторона исполнения, но первоначальный образ в основных чертах сохраняется.
На этом первом этапе работы над произведением велика роль творческого воображения и интуиции. Ученик эмоционально откликается на музыку, влюбляется в нее.
Вторая стадия разучивания произведения заключается в его пианистическом освоении. Пьеса- как бы распадается на отдельные куски, возникают конкретные проблемы, требующие специального внимания. Идет работа над звуком, динамикой, педализацией, над ритмической стороной исполнения, над артикуляцией и фразировкой. Устанавливается и заучивается аппликатура. Решаются технические проблемы, идет двигательное «прилаживание», отбор и автоматизация движений. Успех работы на этой стадии изучения произведения во многом зависит от того, насколько играющему удалось в начало этого этапа продумать разбивку на куски, определить порядок работы над ними, выявить особо трудные места и обдумать способы преодоления трудностей. Помощь педагога должна быть здесь очень действенной. Продолжается вчитывание в нотный текст, постигаются все более тонкие детали музыкального языка сочинения, его структуры.
При разучивании отдельных фрагментов произведения не всегда разумно пытаться решать все задачи сразу. Сначала, к примеру, стоит продумать в данном фрагменте фразировку, найти подходящий артикуляционный прием, затем испробовать динамические варианты, наладить аппликатуру и т. п., постепенно охватывая вниманием все больше сторон исполнения.
Цель третьего этапа работы над произведением — его «собирание» в целостное единство. Разумеется, образ целого присутствует и при работе над отдельными деталями и сторонами исполнения, но теперь забота о целостности, об архитектонике становится главенствующей.
Происходит смена акцентов: игра, при которой осмысливалась, обрабатывалась, «подавалась» каждая деталь, сменяется более непринужденным, свободным и, вместе с тем, цельным исполнением, где детали занимают в общей структуре подобающее им место. На первый план выходит нейгаузовское «что», а не «как».
Иными словами, надо стремиться к целостному художественному действию, когда, помимо направленности исполнительского процесса на техническое совершенство, на осознанность всех его звеньев, в него вовлекаются все творческие резервы личности, включая сферу подсознания, способную рождать новые, неожиданные образы и варианты творческих решений. Это требует от исполнителя немалых духовных затрат, но зато дает высокоэффективные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
Процесс творческого вживания в музыкальный образ, необходимый для раскрытия художественного содержания произведения исполнительским коллективом, может осуществляться различными путями. Опыт показывает...
доклад "Освоение музыкального произведения в классе фортепиано"
В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением, успех которой зависит от организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...
Статья "Проблемы патриотического воспитания в процессе освоения музыкального искусства"
Статья знакомит с проблемами патриотического воспитания на уроках музыки и предлагает способы их решения...
Освоение музыкального произведения в классе фортепиано
В центре всякого музыкального инструментального обучения стоит работа над произведением, успех которой зависит от организации процесса, от рациональности использования времени. Разумеется,...
Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения
Статья. Развитие музыкально-творческих способностей обучающихся в процессе восприятия музыкального произведения...
Методическая разработка «Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы»
Данная разработка помогает педагогу понятно объяснить учащемуся, как осваивать музыкальное произведение в классе фортепиано....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ (ОСВОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО)
В методической разработке указаны основные этапы работы над музыкальным произведением, разнообразие способов и методов для конкретной задачи музыкальной композиции.Приведенный комплекс методов работы ...