О подходах в изучении музыкальных произведений на уроках музыки в школе.
статья по музыке (5, 6, 7 класс) на тему
В данной статье представлены некоторые подходы в подготовке к изучению музыкальных произведений на уроках музыки – в разных классах, которые, по моему мнению, способствуют активизации внимания и интереса школьников к восприятию музыкальных шедевров, развитию метапредметных знаний, расширению кругозора. Они позволяют создать целостную картину мира, в центре которой находится искусство как отражение эпохи и исторических событий; позволяют получить знания об удивительных судьбах гениев, которые являются примером для подражания и ценностным ориентиром в своем стремлении к наивысшему результату: правде жизни, обличенной в красоту и гармонию музыкального искусства.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Клиницкая Наталья Вячеславовна
учитель музыки ГБОУ
города МОСКВЫ Школа № 2120
О подходах в изучении музыкальных произведений
на уроках музыки в школе.
Аннотация: В данной статье представлены некоторые подходы в подготовке к изучению музыкальных произведений на уроках музыки – в разных классах, которые, по моему мнению, способствуют активизации внимания и интереса школьников к восприятию музыкальных шедевров, развитию метапредметных знаний, расширению кругозора. Они позволяют создать целостную картину мира, в центре которой находится искусство как отражение эпохи и исторических событий; позволяют получить знания об удивительных судьбах гениев, которые являются примером для подражания и ценностным ориентиром в своем стремлении к наивысшему результату: правде жизни, обличенной в красоту и гармонию музыкального искусства.
Ключевые слова: скрипка, Италия, город Кремона, мастера скрипок, техника «трехфазного лакирования» А.Страдивари, аукцион, легенды о Никколо Паганини, обертоновый ряд, «Каприс № 24» ля минор, музицирование.
На уроках музыки в школе мы изучаем музыкальные произведения разных композиторов, стилей, эпох. Эти уникальные музыкальные шедевры могут пройти мимо сознания обучающихся, не затронув их сердца и чувства, и в тоже время могут стать для них важным, приобретенным на уроках музыки знанием, которое останется непреходящей ценностью и как верный друг будет сопровождать их и сопереживать им на протяжении всей жизни.
От чего это зависит? Попробуем разобраться…
Любое произведение искусства есть синтезированный сплав: исторической эпохи, обычаев и традиций какого-то географического объекта, страны, общества, истории создания произведения, характера и переживания конкретного человека и, конечно же, таланта композитора, т.е. степени воплощения его замыслов средствами музыкального языка, а также таланта исполнителя.
В процессе многолетней работы в школе мною была замечена следующая закономерность в восприятии обучающимися музыки: чем больше знаний из этого «сплава» получает ученик до знакомства с музыкальным произведением, тем более вырастает его внимание, заинтересованность, сопереживание в процессе знакомства с музыкой и последующая симпатия к ней, необходимость в дальнейшем самостоятельном общении с этим музыкальным произведением. И в этом случае от учеников часто можно услышать: «После Вашего урока я нашел в интернете это произведение и теперь часто слушаю его… ».
Это результат исторического, биографического, культурологического и музыкально-аналитического подходов в накоплении информации для урока. В связи с этим при подготовке к уроку музыки большое внимание уделяется подбору материала о жизни авторов, исполнителей и истории создания произведений. Эти факты заинтересовывают школьников, погружают их в атмосферу других эпох, стран, биографий, развивают воображение, эрудицию, эмпатию, развивают метапредметные знания, но самое важное – это та невидимая нить, которая вдруг проявляется и связывает ребенка с данным произведением, делает его понятным, родным и желанным еще до знакомства с ним…Соответственно дальнейшее его восприятие идет на более высоком уровне восприятия - симпатии и эмпатии, что позволяет последующий анализ элементов музыкального языка проводить глубже и детальнее.
Еще одним важным подходом в изучении музыкального произведения является музицирование – любой процесс исполнения: интонирование, напевание, проговаривание слов, пластическое интонирование, исполнение ритма, драматизация и т.д. обучающимися фрагмента. Эти виды деятельности всегда вносят радость и хорошее настроение в процесс обучения и позволяют приобщиться к изящным мотивам, контрастным темам, характерам и другим структурам данной формы и гармонии. Музицирование «погружает» обучающихся внутрь музыкального произведения, делает его понятным, близким и узнаваемым. Таким образом при изучении тем на уроках музыки я делаю акценты именно на перечисленные выше составляющие.
Приведу пример изучения темы в 5 классе «Неукротимым духом своим он побеждал зло». В ней рассказывается о великом итальянском скрипаче–виртуозе Никколо Паганини. Она является продолжением темы об инструменте – скрипке: «Звуки скрипки так дивно звучали…».
Рассказывая об этом удивительном инструменте, нельзя упустить детали ее устройства, новшества, которые внесли известные итальянские мастера ХVI – XVIII вв. из города Кремона: Н.Амати, Дж. Гварнери, А. Страдевари, Г. Бертолотти, Дж. Маджини, Ф.Руджери. Все время совершенствуя скрипки (здесь стоит упомянуть о двойной кленовой нижней деке, о еловой верхней деке, кленовой обечайке, об устройстве смычка, напоминающего лук Робин Гуда и т.д.), они добивались более певучего и гибкого голоса инструментов, делали более изогнутую форму, украшали их.
Очень нравится ребятам история о знаменитом загадочном лаке Антонио Страдивари, который мог при надавливании оставлять под пальцами вмятину, которая вскоре выравнивалась на ваших глазах – это результат уникальной техники мастера «трёхфазного лакирования». Для начала он смешивал окись кремния и поташ, получая так называемое жидкое стекло, и пропитывал этим составом древесину. Жидкость проникала в поры материала и обволакивала волокна, укрепляя их и придавая корпусу скрипки прочность и долговечность, а голосу скрипки необыкновенную сочность, звонкость и выразительность.
Благодаря такой обработке большое число инструментов Страдивари сохранились до настоящего времени и стоят огромных денег на аукционах. Например в 1990 году одна из скрипок Страдивари была продана за 1,4 миллиона долларов, но в апреле 1998 года скрипка "Крейцер", "ушла" с лондонского аукциона за сумму, эквивалентную 1,58 миллиона долларов. 1 ноября 1999 года из Швейцарии пришла новость о том, что скрипка, «Жемчужина», созданная Джузеппе Гварнери в 1742 году, была продана на аукционе за 2,83 миллиона долларов. С тех пор цены на староитальянские струнные инструменты неуклонно росли. Невероятную сумму в 16 миллионов долларов удалось получить 21 июня 2011 года Японскому музыкальному фонду за скрипку "Леди Блант", изготовленную Антонио Страдивари в 1721 году.
Итак, итальянцы умели создавать удивительные инструменты и имели ментальную (врожденную) любовь к музыке. Они все по своей сути музыканты. И не важно: делаешь ли ты скрипки или таскаешь грузы в порту – музыка всегда наполняет сердце итальянца, и все желают ею овладеть.
К данному уроку было дано домашнее задание: найти интересные факты из жизни итальянского композитора Николло Паганини. Далее ребята, по предварительной договоренности, озвучивали их:
Однажды Терезе Боччардо, жене Антонио Паганини, проживавшей в итальянском портовом городе Генуя приснился сон. К ней явился ангел и сказал, что ее будущий сын станет великим музыкантом. 27 октября 1782 года в семье рождается мальчик – болезненный и слабый, который позже станет известен на весь мир.
Детство Никколо было безрадостным, потому что его отец, Антонио Паганини, фанатично и безжалостно взялся за его музыкальное образование. Заставлял сына с утра до вечера заниматься на скрипке, он видел в сыне-музыканте способ заработка денег для семьи, хотя сам он очень часто пропивал, прогуливал и проигрывал эти деньги по ночам.
Если Никколо играл с ошибками заданное отцом произведение, то получал оплеухи, его лишали еды, запирали в чулане со скрипкой или гитарой. С одной стороны, мы понимаем, что это жестоко и негуманно, с другой стороны, эти обстоятельства создали возможность для Никколо всесторонне изучить потенциал скрипки – любимого инструмента, единственного верного друга, который не подводил его никогда.
Однажды, когда уже известный на всю Италию скрипач прибыл на гастроли в Вену – столицу музыкальной моды Европы - его недоброжелатели подпилили три струны, пытаясь сорвать концерт и навсегда закрыть возможность гастролей в других европейских государствах. Это не смутило виртуоза, пользуясь приемами обертонового ряда и флажолетами, он смог сыграть программу концерта на одной струне.
Некоторые учащиеся с недоверием относятся к данному факту, пока учитель не приведет пример работы акустики обертонового ряда на низкой струне. На фортепиано педагог беззвучно нажимает клавишу «до» малой октавы (открывая ее струну) и быстро стаккато исполняет «соль» первой октавы, звук которой быстро угасает, но открытой струне «до» этого достаточно, и она резонирует с «соль», и дети слышат, как на струне «до» малой октавы отчетливо звучит 2-й обертон «соль» первой октавы.
Это было возможным еще и потому, что на своей любимой скрипке работы кремонского мастера Дж. Гварнери по прозвищу «Ил Канноне» (Пушка) Паганини использовал более толстые альтовые струны, которые позволяли ему добиваться уникального, выразительного, насыщенного звучания инструмента.
В завещании Никколо приказал передать этот инструмент своему родному городу Генуе, где он хранится и по сей день.
Вся его жизнь была окутана тайнами и легендами: так люди пытались объяснить то магическое впечатление, которое производила его игра на слушателей:
Дамы одновременно и плакали, и визжали от восторга, а некоторые падали в обморок на его концертах, переполненные чувствами и эмоциями.
Наблюдая его виртуозную игру, завистники приписывали маэстро связь с нечистой силой.
Кто-то распространял слухи о тайной операции на кистях рук, позволяющей Никколо с такой скоростью перемещать пальцы по струнам.
Когда Паганини использовал прием игры на двух и трех струнах одновременно, что создавало эффект звучание дуэта или трио скрипок, то во время концерта недоверчивые слушатели пробирались за кулисы с намерением найти за занавесом скрипачей-помощников маэстро. Они не могли поверить, что данное многоголосие звучит в руках одного музыканта.
Озвучив эти факты, стоит задать ученикам вопрос: «В чем же истинные причины уникального музыкального явления в лице Никколо Паганини?»
И как показывает практика, мы обязательно услышим интересные предположения и размышления ребят по этому поводу, которые можно свести к тому, что истинные причины уникального феномена Никколо Паганини достаточно просты и сложны одновременно, – это трудолюбие, требовательность к себе, многочасовые ежедневные репетиции, поиски новых возможностей инструмента, необычайно тонкий и чуткий на все события жизни слух, изучение опыта и трудов известных мастеров, смелость быть не похожим на всех, стремление реалистично рассказать о жизни.
Его скрипка могла изобразить пение птиц, шум прибоя, колокольный звон, раскрыть слушателю весь спектр чувств маэстро: радость, тоску, смех и плачь, ненависть и любовь….
Маэстро оставил после себя немного записанных и изданных произведений, потому что не желал, чтобы другие скрипачи исполняли их. Но, среди изданных, есть известный сборник из 24 каприсов – сложных и виртуозных пьес для скрипки соло.
Рассмотрим последний, самый знаменитый каприс 24, написанный в тональности ля минор. Он сделан в форме вариаций (здесь я предлагаю ребятам вспомнить и самостоятельно дать определение данной форме). Ребята вспоминают, что форма вариации предполагает наличие главного героя, актера – музыкальной темы, которая в течение произведения будет представать перед слушателем в новом амплуа, в новом обличье, с новым настроением, в новой обстановке: и все эти варианты – вариации и есть многогранность жизни человека, героя нашего изучения.
Все факты из жизни композитора, озвученные ранее, к этому моменту уже создали необходимую атмосферу расположенности и нетерпеливого ожидания знакомства с музыкой маэстро и подготовили учащихся к внимательному восприятию каприса. Но для активного слушания учащимся необходимо дать задание, сконцентрировать их внимание на чем-то одном. Я прошу учащихся определить количество вариаций и сколько раз тема предстанет перед нами в новом амплуа. Они вооружаются ручками и отмечают вариации.
Звучит музыка!..
Погружаясь в звучание каприса и выполняя задание, ученики завороженно следят за судьбой нашего героя, который попадает в разные жизненные ситуации и изменяется сам в соответствии с ними.
Сама тема звучит стремительно, порывисто, настойчиво, упорно, целеустремленно, многогранно. Ребята насчитывают 11 вариаций с кодой – заключением. И о каждой из них они расскажут более подробно после следующего прослушивания с музицированием. Мы берем в руки воображаемые скрипки и разыгрываем выступление маэстро. Движение пальцев и воображаемого смычка в характерных нюансах каждой вариации помогают ребятам прочувствовать приемы исполнения маэстро и разгадать череду событий в жизни нашего героя. Где-то он стремительно действует, веселится, иронизирует, где-то просит, умоляет, где-то храбро сражается и убеждает нас в своей правоте, а где-то слышится его проникновенное признание в любви…
Ребята отмечают, что основной принцип построения пьесы – это контраст, и выделяют средства выразительности, меняющие характер звучания вариаций: динамика, темп, ритм, регистровые скачки, чередование одноголосной и многоголосной фактуры, окончание коды в мажорном ладу. Казалось бы, весьма обычный набор хорошо знакомых средств музыкальной выразительности, но как тонко, игриво и талантливо применены они, настолько реалистично отображают нашу жизнь, - и именно это отмечают сами ученики.
Это первое занятие и знакомство с музыкой маэстро Паганини в пятом классе, далее ребят ждет разговор о концертах для скрипки с оркестром «Кампанелла», разговор о новой жизни его произведений в интерпретациях известных композиторов и исполнителей Ф. Листа, Ф. Шопена, И. Брамса, Ф. Шуберта, Р. Шумана, С. Рахманинова, В. Лютославского, В. Зинчука, рок-группы «Ария» и многих других… И в дальнейшем обязательное знакомство с некоторыми из них.
И все эти знания будут встречены учащимися с восторгом и неподдельным интересом из-за того, что в начале разговора на эту тему их внимание было завоевано удивительными фактами и событиями из жизни великих людей прошлого. Я считаю, что подготовка педагога к уроку музыки должна включать в себя поиск подобных фактов, привлекающих интерес учеников и настраивающих их на внимательное и сосредоточенное восприятие музыкального произведения, с последующим музицированием и ответной рефлексией – анализом чувств и переживаний, связанных с ним. Такой подход в изучении музыкальных произведений на уроках музыки в школе, с моей точки зрения, максимально соответствует задаче ФГОС: воспитание многосторонне развитой творческой личности, которая знает, ценит, уважает и сохраняет культурное наследие человечества.
Список литературы:
- Виноградов А. «Осуждение Паганини». – Минск: Букинистическое издание. Мастацкая литература, 1983. – (роман 1936 г. «Осуждение Паганини»).
- Залесский Л. Мультимедийная энциклопедия «Соната» [Электронный ресурс] http://sonata-etc.ru/main.html
- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: 5 класс. Учебник. 4-е издание. – М.: Издательство «Просвещение», 2018.
2003,2006-2009. С.112-117
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационный подход к изучению музыкальных терминов"
В этом материале я предлагаю кроссворды, чтобы учащимся интересно было изучать музыкальную терминологию. Далее, ученикам можно предложить самим составить кроссворды....
Статья "Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе".
Статья на тему о введении в урок музыки в общеобразовательной школе современных музыкальных направлений....
"Современные музыкальные направления на уроке музыки в школе."
Часто увлечение современной музыкой вызывает неприяние ничего другого....
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «МЕЖДУ МУЗЫКОЙ МОЕГО НАРОДА И МУЗЫКОЙ ДРУГИХ НАРОДОВ МИРА НЕТ НЕПЕРЕХОДИМЫХ ГРАНИЦ».
Разработанный урок по музыке...
Творчество на уроках музыки в школе - как основной принцип системно-деятельностного подхода
Традиционный урок, построенный по принципу: «Делай как я ˗ и все будет правильно», в нынешнем процессе обучения не работает, поскольку ребенок, поставленный в позицию современного ученика,...
Изучение фольклора на уроках музыки в основной школе
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно.Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.Внедрение элеме...
Доклад:на тему: "Новые подходы в преподавании и обучении уроков музыки в общеобразовательной школе"
Доклад на тему: "новые подходы в преподавании и обучении уроков музыки в общеобразовательной школе"...