Пример вводного занятия по профориентации
методическая разработка (9, 10, 11 класс) на тему
Материал переработан и составлен педагогом-психологом Белоскурской О.А. МОУ ДО "Центр творческого развития" в г.Боровск
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_beloskurskaya_o.a.docx | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка (9-11 класс) по теме: профессиональное самоопределение.
«Вводное занятие по профориентации»
Организационная информация | ||
Автор урока/занятия/мероприятия (ФИО): | Белоскурская Ольга Алексеевна | |
Должность | педагог-психолог | |
Образовательное учреждение | МОУ ДО «Центр творческого развития» | |
Республика/край | Калужская область | |
Город/поселение | г.Боровск | |
Предмет | профессиональное самоопределение | |
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек | 9-11 класс (общеобразовательный) | |
Продолжительность урока/мероприятия | 90 мин (два урока подряд) | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия/мероприятия | Вводное занятие по профориентации | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | интернет-ресурсы | |
Классификация урока/занятия/мероприятия | Профориентационное занятие, основной целью которого является актуализация значимости будущего профессионального выбора. Может проводиться как вводное занятие или обособленное занятие в рамках, например недели профориентации для старшеклассников. | |
Характеристика особенностей групп. | Обучающиеся старших классов (9 – 11) разнородны с точки зрения индивидуальных особенностей: типа мышления, темпа деятельности, памяти, внимания, воображения. Поэтому занятие построено таким образом, чтобы задействовать различные каналы приема информации, применяются разнообразные формы и методы работ над решением общей практико-ориентированной задачи. | |
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Создать условия для осмысления учащимися значимости проблемы выбора своей будущей профессии, для возможности рассмотрения себя в будущем как творческую личность. Показать значимость в современном мире «правильного» выбора, стимулировать учащихся к выбору профессий самостоятельно. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Умение вступать в общение, выдвигать идеи и аргументировать их на основе ранее приобретенных знаний, анализировать предложенные идеи, корректно отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других участников. | |
Ход работы.
1. Знакомство с учащимися. Фронтальный опрос учащихся «Кто определился, какую профессию хочет приобрести, а кто ещё сомневается». Беседа об условиях самоопределения. – 15 мин.
Выбор профессии является очень важным моментом в биографии человека, влияющим на все сферы жизни. Самоопределяясь, вы выбираете друзей, увлечения, любимые предметы, темы самостоятельных творческих работ. Поэтому очень важно научиться выбирать сознательно, мотивируя свой выбор.
Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и свои способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.
Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.
Факторы, влияющие на выбор профессии.
Факторы. | Критерии. |
1. культурный | Подразумевает субъективную оценку престижности и значимости профессии. |
2. экономический | Оценка материального положения в результате овладения профессией. |
3. социальный. | Связан с влиянием семьи и друзей. |
4. психологический | Определяется особенностями характера, способностей, личностных качеств человека. |
Что нужно знать, чтобы осознанно принимать решения?
Свои особенности и возможности.
Особенности того, из чего предстоит выбирать.
Потребность выбираемого в будущем.
Именно на эти вопросы вы и будете отвечать в процессе наших занятий.
Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?
Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).
Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).
В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).
2. Игра с бумажным мячом. – 10 мин.
Цель: эмоциональное погружение в будущее.
Старшеклассники в случайном порядке перебрасываются мячом, называя ассоциации к слову “будущее”.
3. Упражнение “Фонтан желаний”. – 5 мин.
Написать важные желания, связанные с дальнейшей профессиональной ориентацией.
4. Анкетирование учащихся. – 10 мин.
Анкета позволяет получить первичную информацию об интересах, характере мотивации выбора профессии учащихся, выявить, в какой профессии они хотят себя реализовать, а также о дальнейших направлениях профориентационной работы.
5. Беседа. Объяснение понятий "профессия" "специальность" "квалификация" "должность" – 10 мин.
Профессия (от лат. professio — официально указанное занятие) — вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки п опыта работы. Наименование профессии определяется содержанием и характером работы или служебных функций, применяемыми орудиями или средствами труда. Многие профессии подразделяются на специальности. Профессия как группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории, математики)
Специальность (от лат. species — род, вид) — вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся па родственный вид дисциплин (например, профессия — врач, специальность— терапевт, педиатр; профессия — учитель, специальность — математика, физика);
Квалификация — уровень развития специальных способностей субъекта (работника), позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в определенном профессиональном труде. Квалификация определяется объемом теоретических знаний, практических знаний, навыков, умений, которыми владеет работник н которые являются его важнейшей социально-экономической характеристикой. Квалификация есть отражение уровня профессионального мастерства субъекта. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную кв&ппфикацию — уровень мастерства, который человек действительно может проявлять.
Должность — наименее объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией ("младший научный сотрудник"), с временными обязанностями (п. о. заведующего, руководитель проекта), с профессией в целом (психолог в организации).
Итак, Профессия более широкое понятие, а специальность - более узкое. Проще сразу начать с примеров. Есть профессия - врач. Но она делится на специальности: терапевт, хирург, окулист, невропатолог.... Профессия учитель - специальности: учитель математики, учитель химии, учитель литературы... Профессия инженер - специальности: инженер химик-технолог, инженер проектировщик( чего угодно), инженер-строитель... Собственно, примерами можно и закончить.
Профессия - это более широкое направление, чем занимается тот или иной человек. Специальность - это специальность, полученная в учебном заведении, которой человек обучен. Профессия: системный администратор. Специальность: Автоматизированные системы управления.
Специализация. - Более узкое направление деятельности в рамках какой-то специальности. Специализация – это специальность в рамках специальности.
Например:
Еще пример. У всех на слуху такая специальность, как журналистика. Каждый день мы видим, слышим и читаем журналистов. У этой специальности существуют такие узкие специализации, как тележурналистика, радиожурналистика, периодическая печать, фотожурналистика, военная журналистика, судебная, спортивная, международная и т.д. журналистики.
Разделение современного высшего образования в России на бакалавров и магистров трактует бакалавров как общих специалистов, получивших базовые знания по определенному направлению, а магистров – как более узких и более квалифицированных специалистов.
Профессию надо отличать от специальности и должности.
Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как терапевт, хирург, окулист, педиатр и еще несколько десятков конкретных профилей деятельности, а в профессию «слесарь» - такие, как сантехник, электрослесарь, слесарь по ремонту подвижного состава и др. Профессиональное обучение бывает нацелено как на получение профессии, в рамках которой затем можно будет сосредоточиться на чем-то одном, так и сразу на конкретную специальность.
6. Упражнение «Профессия на букву». – 10 мин.
Время проведения: 5 – 15 минут.
Ведущий называет букву, на которую участники придумывают как можно больше профессий. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
7. Объяснение понятия «призвание». Опрос учащихся «Как ты думаешь – в чём твоё призвание?» - 5 мин.
Призвание - склонность или влечение к какой-то профессии, которому сопутствует убеждение в том, что необходимые природные данные для нее имеются.
Профессиональное призвание - влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих потенциальных профессиональных способностей, как «ощущение профессии».
8. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии. – 10 мин.
(Подготовлен профессором В.Б. Успенским.)
Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии.
Обучающимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами “да” или “нет”.
- Вы уже твердо выбрали профессию.
- Основной мотив вашего выбора – материальные интересы.
- В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.
- Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться Ваши друзья.
- Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.
- Если Вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.
- Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.
- Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.
- Неважно кем работать, важно, как работать.
- Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.
- Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам недостает.
- Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.
- Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?
- Как вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор?
- Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.
- Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.
- Вы консультировались о выборе профессии.
- Главное в выборе профессии – возможность поступить в учебное заведение.
- Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.
- Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.
- Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.
- Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.
- Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.
- Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова “хочу”.
Обработка и интерпретация результатов.
Ключ.
Подсчитываются, согласно ключу, в верхней строке бланка ответов все ответы “да”, в нижней – сумму ответов “нет”.
1 балл присваивается за ответ | ДА | 1, 3, 6. 7. 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23. |
НЕТ | 2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24. |
Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:
0–6 баллов - неготовность,
7–12 баллов – низкая готовность,
13–18 баллов - средняя готовность,
19–24 балла - высокая готовность.
9. Обратная связь. – 5 мин.
Цель: подведение итогов занятия.
Обучающиеся высказываются по поводу возникающих по ходу занятия новых мыслей, чувств, намерений.
10. Подведение итогов. Ответы на вопросы учащихся. – 10 мин.
Для того чтобы сделать обоснованный выбор, вам нужно ориентироваться в различных профессиях. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи.
__________________________ (Белоскурская О.А.)
«____» _____________________ 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект вводного занятия по театральному творчеству
Данная разработка представляет конспект самого первого занятия по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству "Постижение". Основная цель данного занятия- заинтересовать ребя...
Вводное занятие. Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте
Вводный инструктаж...
Вводное занятие. Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте ФГОС
Вводный инструктаж...
Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж на рабочем месте. 5класс
Вводное занятие в 5классе...
Занятие №1. «Вводное занятие»
Пояснительная записка Сборник занятий входит в комплект интегрированного курса «Математика и физика в сельском хозяйстве» и разработано в по...
Методическая разработка занятия по профориентации для педагогов для работы с подростками "Профориентация от А до Я" ( педагог-психолог Фёдорова О. В.)
Сопроводительное письмо к презентацииЦель: оказание профориентационной поддержки при выборе профессии учащимся 8-10 классов.Задачи:Организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся;развитие п...
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....