Рабочая программа и тематическое планирование краеведческого кружка "Мой дом - моя Югра"
рабочая программа (7 класс) по теме
Рабочая программа и тематическое планирование краеведческого кружка "Мой дом - моя Югра"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
туристско-краеведческой направленности «Мой дом – моя Югра»
МАОУ СОШ №1
Дополнительная общеобразовательная программа
туристско - краеведческой направленности «Мой дом – моя Югра»
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Элементы программы | Страницы |
| Пояснительная записка | 2-7 |
| Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы | 8 |
| Содержание образовательной деятельности | 9-15 |
| Методическое обеспечение | 16 |
| Список литературы | 17-18 |
| Приложение | |
| Календарно-тематический план |
Пояснительная записка
Программа кружка «Мой дом – моя Югра» имеет историко - краеведческую направленность, так как ориентирована на развитие самого себя и своего места в человеческих взаимоотношениях, в системе отношений с окружающей природой, с экологией среды и экологией души. Программа курса разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и рассчитана на 1 год (105 ч) .
Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории и культуре своего края и города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Изучая жизнь выдающихся земляков, обучающиеся приходят к пониманию, что история России – это история людей. И что они, школьники, являются творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.
Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.
Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений
Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края, города и школы.
Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, города и школы.
Основной целью программы является воспитание у детей гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, формирование у детей патриотической культуры, что является одной из главных задач в воспитании детей.
Материал кружка направлен на изучение истории своего края, города, школы, культуры и быта коренных народов Севера.
Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы заключается:
- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
- в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
- в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению истории родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным чувственно – выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом» («Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).
Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения обучающихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формировании гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик ученика школы:
- овладение основами умения учиться;
- способность к организации собственной деятельности;
- готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Содержание программы максимально приспособлено к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы, обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи краеведческой исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.
Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края; социокультуризация обучающихся 5–6-ых классов на основе погружения в традиции и обычаи малочисленных народов ханты и манси с учетом особенностей возрастного развития обучающихся, воспитание любви к малой родине.
Задачи программы:
- Интегрировать основное и дополнительное образование детей
- Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
- Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
- Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
- Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
- Воспитывать толерантность и уважение.
- Формировать межэтническую культуру.
- Дать знания об истории родного края, быта, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в органическом единстве.
- Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, югорского края.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Образовательные:
- Организовать эффективное взаимодействие педагога и обучающихся;
- Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями коренного населения Югры – ханты;
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своей малой родины.
Воспитательные:
- Формировать гражданскую позицию, патриотизм;
- Воспитывать любовь к истории малой родины, семье;
- Способствовать воспитанию нравственных качеств школьника по отношению к окружающим независимо от его национальной принадлежности (доброжелательность, толерантность и др.);
- Воспитывать и развивать уважение к традициям и культуре коренного народа Югры – ханты, манси.
Развивающие
- Содействовать интеллектуальному и духовному развитию личности ребёнка;
- Развивать творческое воображение и фантазию, мышление, внимание, память, умение исследовать и самостоятельно работать;
- Способствовать развитию познавательного интереса к изучению истории родного края, культуре и традициям народа ханты.
В творческое объединение принимаются подростки 12-13 лет. Количество обучающихся в группах составляет 15 человек.
Режим занятий:
Программа рассчитана на один год обучения обучающихся среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1, 5 часа, что составляет 3 часа в неделю, 105 часов в год.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Сформированные знания по истории ХМАО – Югры, города Когалыма, МАОУ СОШ № 1.
- Сформированные знания о народных традициях ханты и манси, основных достижениях национальной культуры ханты и манси.
- Развитые навыки культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности.
- Сформированное национальное сознание и толерантное отношение к культурам других народов.
Учащиеся должны знать:
- Историю родного края, его традиции, обычаи и обряды
- Характеристику различных профессий, связанных с народными промыслами
- Выдающихся деятелей культуры коренных народов Югры.
Учащиеся должны уметь:
- Изготавливать декоративно-прикладные изделия, служащие для оформления быта, интерьера, одежды
- Изготавливать традиционные блюда хантыйской народной кухни
- Соотносить свои возможности и способности с требованиями профессий, связанных с хантыйскими народными ремеслами и художественным творчеством
- Составлять компьютерную презентацию и выступать публично
- Взаимодействовать в коллективе
- Оформлять интервью
Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям: усвоение теоретического материала; владение специальной терминологией; владение практическими умениями и навыками; креативность в разработке проектов; владение информационной культурой.
Учебно-тематическое планирование
№ пп | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | В том числе | ||
Теоретические часы | Практические часы | Экскурсии | |||
1. | Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Правила внутреннего распорядка и охраны труда | 3 | 2 | 1 | - |
2. | История ХМАО - Югры | 52 | 32 | 8 | 12 |
3. | Культура и традиции народов ХМАО – Югры» | 50 | 19 | 25 | 6 |
4. | Всего часов | 105 | 53 | 34 | 18 |
Содержание программы.
- Вводное занятие. 3 часа
Теоретические сведения – 2 ч.
Организационный блок. Методы и цели обучения. Психолого-диагностическая работа. Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы, практическими работами. Правила внутреннего распорядка и охраны труда .
Профессиональная проба «Краевед», «Экскурсовод». (1 час)
Практическая работа (1 час)
Практические задания, способствующие умению соотносить индивидуальные способности и возможности с требованиями профессий «Краевед» и «Экскурсовод».
- История ХМАО – Югры 52 часа.
Наш край в древности. 3 часа
Теоретические сведения 3 часа
Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке.
Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. 2 часа
Теоретические сведения 2 часа. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства.
Поход Ермака в сибирь и основание первых русских городов. 4 часа
Теоретические сведения 2 часа. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в.
Практическая работа 2 часа. Спорные вопросы похода Ермака в Сибирь. Работа с каталогами и фондами библиотеки, сайтами Интернета и поиск различных точек зрения на организацию похода Ермака.
Югра в XVII- XVIII вв. Теоретические сведения 2 часа
Экономическое развитие, народы края в XVII- XVIII вв. Культура, быт, общественная жизнь народов края.
В составе Российской империи. (конец XIX в. — 1921 г.)2 часа
Теоретические сведения 2 часа.
Административное оформление Ханты-Мансийского округа, изменения в его статусе. . Изменения в структуре населения в XIX в Экономическое развитие края. Культурная и общественная жизнь края в конце ХIХ — начале XX в.
Военно-революционные потрясения 2 часа
Теоретические сведения 2 часа
Падение монархии и создание земских учреждений в крае. Березовский комитет по введению земств и его деятельность. Борьба за власть весной 1918 г. Действия большевиков и левых эсеров. Создание ревкомов. Причины слабости позиций большевиков и недовольства населения их мероприятиями. Гражданская война на севере Обь-Иртышья (лето 1918 —весна—лето 1921 г.). Свержение советской власти в важнейших центрах края. Начало партизанского движения в поддержку большевиков. Активизация военных действий между партизанскими и белыми отрядами. Восстановление советской власти на Обь-Иртышском Севере (февраль 1920 г.). Антибольшевистское восстание марта 1921 г. и его подавление.
Край в межвоенный период (1921— 1941 гг.)2 часа
Теоретические сведения 2 часа.
Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти. Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере.
Округ в годы Великой Отечественной войны 6 часов.
Теоретические сведения 2 часа. Великая война в судьбе края. Участие северян в боевых действиях. Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны. Жители города Когалыма, участники Великой Отечественной войны.
Практическая работа 4 часа. Экскурсия в Когалымский краеведческий музей. Поиск информации об участниках Вов и тружениках тыла города Когалыма. Оформление презентаций об участниках Вов.
Первое послевоенное двадцатилетие. Теоретические сведения 4 часа. Развитие основных отраслей хозяйства. Рыболовство и рыбопереработка как базовая отрасль местной экономики. Расширение и техническое переоснащение рыболовецкого флота. Показатели добычи и переработки рыбы в 50—60-е гг. Внедрение прогрессивных методов лова. Прикладные научные исследования в отрасли (НИИ озерно-речного рыбного хозяйства и его местное отделение). Лесное хозяйство и деревообработка. Превращение отрасли в базовую (наряду с рыболовецкой). Организация лесодобычи, динамика ее развития, механизация.
Становление нефтегазовой промышленности. Теоретические сведения 2 часа. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х — начале 1960-х гг.
Социально-культурная сфера в жизни края. 4 часа
Теоретические сведения 2 часа. Социальные и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений. Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Литературное объединение округа при редакции окружной газеты. Начало литературного творчества Ю. Шесталова, А. Тарханова и др. Национальные сказительницы Т. Чучелина и А. Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения. Достижения спортсменов округа.
Практическая работа 2 часа. Изучение и ознакомление с литературным творчеством Ю. Шесталова, А. Тарханова , Т. Чучелиной и А. Коньковой. Чтение и анализ произведений.
Эпоха «большой нефти» 4 часа.
Теоретические сведения 2 часа. Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Формирование производственной инфраструктуры. Строительство магистральных трубопроводов. Нефтяной бум 1970 -х гг. Формирование единого энергетического комплекса края.
Практическая работа. 2 часа. Шаимское месторождение, Самотлорское месторождение нефти,
История развития города Когалыма. 6 часов
Теоретические сведения 2 часа Высадка первого десанта, станция Когалымская, начало строительства города, улицы, памятники.
Практическая работа 2 часа. Экскурсия по городу Когалым.
Практическая работа 2 часа. Встреча с первопроходцами города Когалыма.
Становление округа как субъекта Российской Федерации. Теоретические сведения 2 часа. Новый статус округа в структуре Федерации как основа выхода из кризиса. Относительный рост уровня жизни населения округа в конце 90-х гг. Социальный портрет современной Югры.
История МАОУ СОШ № 1. 4 часа.
Практическая работа 2 часа. Экскурсия в музей школы. Знакомство с историей школы.
Практическая работа 2 часа. Профессиональная проба экскурсовода музея школы.
Новые города на карте округа и их социальное развитие. 3 часа
Теоретические сведения 1 часа
Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Появление новых городов. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема.
Практическая работа 2 часа. Подбор информации и создание презентации об одном из городов ХМАО – Югры (Урай, Сургут, Ханты-Мансийск, Лангепас, Покачи, Нижневартовск и т. д.)
- «Культура и традиции народов ХМАО – Югры» 50 часов.
История хантыйского народного костюма. Мужская и женская народная одежда. (4часа)
Теоретические сведения (2 часа)
Основные особенности конструкции одежды. Виды применяемых тканей.
Виды одежды: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном, лягушка.
Практическая работа 2 часа поиск материала по теме и создание компьютерной презентации.
Обувь и головные уборы. (2 часа)
Теоретические сведения (2 часа)
Значение головных уборов. Женские и мужские головные уборы, украшения непокрытой головы. Виды и старинные названия обуви. Хантыйские кисы (презентация).
Практическая работа 2 часа Занимательная викторина по истории хантыйского народного костюма .
Вопросы в виде компьютерной презентации «Неизвестное об известном»:
1 блок: Верю – не верю.
2 блок: Выбери правильный ответ.
3 блок: Ответь на вопрос.
Экскурсия в краеведческий музей.(2 часа)
Традиции хантыйской кухни. Застолье. Встреча и проводы гостей (2 часа)
Теоретические сведения (2 часа)
Еда обычная и праздничная. Хантыйская уха. Рыба по-хантыйски. Посуда для сервировки. История возникновения столовых приборов. Правила этикета за столом.
Хантыйские народные праздники. (3 часа)
Теоретические сведения (3 часа)
Особенности проведения хантыйских праздников. Народные забавы и гулянья. Приметы. Медвежий праздник. Значение Медвежьего праздника для ханты, обряды, совершаемые во время проведения праздника. Вороний праздник. Обряды, совершаемые во время проведения Вороньего праздника.
Обрядовые песни народов ханты и манси(2 часа).
Теоретические сведения (2часа)
Песни трудовые, семейно-бытовые, обрядовые. Песни, сопровождаемые движением, игрой, пляской.
Хантыйские народные игры. (2 часа)
Практическая работа (2 часа)
Разработка подвижных игр для праздника: оленья упряжка, хват без перехвата, прыжки через санки, чум.
Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». (6 часов)
I этап – подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществляется выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучается и анализируется научная, художественная литература, проводятся экскурсии; определяются методы исследования,цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, разрабатываются вопросы анкеты.
II этап – практический, на данном этапе проводится анкетирование, систематизируются результаты проведенного исследования, подводятся итоги, делаются выводы.
Экскурсия на стойбище 2 часа
Народные промыслы ханты и манси. (2 часа)
Теоретические сведения
Основные занятия народов ханты и манси. Рыбная ловля, охота. Шитьё одежды из шкур животных, изготовление посуды из бересты, украшения.
Экскурсия в музей города Когалыма . (2часа)
Викторина «Народные промыслы ханты и манси». (2 часа)
Хантыйская народная кукла. (2 часа)
Теоретические сведения (1 час)
История возникновения куклы. Виды кукол. Куклы-обереги. Игровые куклы. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Кукла Хантыйка, «Оберег», тряпичная кукла «Пакы». Свадебные обрядовые куклы.
Практическая работа (1час)
Изготовление национальных хантыйских кукол. Изготовление обрядовых кукол по выбору
Исследовательская работа «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». ( 3 часа)
Теоретический и практический этапы работы над проектом, изготовление кукол, представление проекта на фестивале.
Календарь народных примет. (2 часа)
Теоретические сведения
Старинные названия месяцев. Естественные барометры природы: приметы по поведению различных животных, птиц, насекомых.
Боги народов ханты и манси. (4 часа)
Теоретические сведения (2 часа)
Боги и их характеристика. Куль-Отыр, Нум-Торум.
Практическая работа (2 часа)
Изображение «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав с помощью техники «кляйстер».
Мистические духи народов ханты и манси (3 часа)
Теоретические сведения (1 час)
Виды духов. Их характеристика и отличительные особенности.
Практическая работа (2 часа)
Изготовление оригинальных лесных скульптур, композиций, панно в технике «коллаж» из природного материала.
Шаманство (2 часа)
Теоретические сведения (2 часа)
История шаманства у народа ханты и манси. Формы шаманства у народа ханты и манси.
Подведение итогов. Представление проектов, презентаций (3 часа)
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение:
- Специальную и популярную литературу по тематике программы (книги, журналы);
- Творческие работы обучающихся;
- Иллюстративный материал;
- Дидактический материал (карточки с заданиями, вопросы к викторинам, тексты анкет, тестов).
- Посещение краеведческих музеев, выставок: Когалымский краеведческий музей, посещение выставок, памятных мест города Когалым, встреча с выдающимися людьми города.
Кадровое обеспечение:
- педагог, учитель истории и обществознания, I квалификационная категория.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет для занятий;
- компьютер, мультимедиапроектор.
- зал для проведения практической работы и организованных массовых мероприятий.
Методы обучения: наглядный, практический, словесный, исследовательский, проблемный; проектный.
Модель организации учебного процесса предполагает проведение практических занятий с элементами деловых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных творческих заданий в группе и индивидуально.
Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. Используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой). Для успешного освоения применяются различные формы и методы обучения.
Формы организации деятельности:
- теоретические занятия,
- работа в группах; практикумы,
- занятия-проекты,
- экскурсии,
- ролевые, деловые игры,
- инструктажи,
- работа с литературой;
- беседы;
- дискуссии;
- мастер-классы;
Список литературы.
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (ред. от 10.07.2012)//http://www.consultant.ru.
- Единый официальный сайт государственных органов ХМАО – Югры http://www.admhmao.ru.
- Гаврилова, О.Н. Край родной. Азбука краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО «СВ – 96», 2001. – 391 с.
- Харламов, И.Ф. Педагогика: учебное пособие/И.Ф.Харламов.-4-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2007. - 520 с.
- Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах: учебное пособие/В.А.Орехова – М.: Кнорус, 2006. – 200 с.
- Дубровина, И.В. Психология: учебное пособие/И.В.Дубровина – М.:Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
- Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Учебное пособие «Педагогика и психология»/Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2007. – 480 с.
- Воробьёва, Т.П. Современные требования к проектированию программ дополнительного образования: методические рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган:Институт развития образования и социальных технологий, 2011. – 123 с.
- Конькова, А.М. Свидание с детством: сборник сказок для детей/А.М.Конькова – Москва: ИПФ «Унисерв», 1996. – 94 с.
- Цареградская, Л.В. сборник сказок для детей школьного возраста «Лесные сказки»/Л.В.Цареградская.- Сургут: ОАО «Сургутнефтегаз», РИИЦ «Нефть Приобья»,2001. – 151 с.
- Щукин, А. фотоальбом «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА «Тюмень», 2005. – 207 с.
- Оборотова, Е.А. От печки/Е.А.Оборотова. – Новосибирск: «Наука - центр», 2003. – 224 с.
- Лапина, М.А. Этика и этикет хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского университета, 1998. – 114 с.
- Рокина, А.Е. Методическое пособие для дополнительного чтения «Чудный олень»/А.Е.Рокина. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 152 с.
- Привалова, Р.В. Сборник сказок для детей школьного возраста «Лесные сказки»/Р.В.Привалова. – Сургут: ОАО «Сургутнефтегаз» РИИЦ «Нефть Приобья», 2001. – 152 с.
- Кошкарева, Н.Б. Детские сказки варьёганских ханты/Н.Б.Кошкарева. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с.
- Ковган, Е.В. Сказки народа ханты/Е.В.Ковган. – Санкт – Петербург: ТОО «Алфавит», 1995. – 143 с.
- Шутко, А. Учебное пособие: Генеалогическое древо богов мансийской, греческой и славянской мифологии/А.Шутко. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 96 с.
- Детские народные подвижные игры. //Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М., Просвещение, 1995.
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
- Заповедник «Малая Сосьва». Сост. А. М. Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
- История геологического поиска. Под ред. А. Шедченко. М., Пента, 2003.
- Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
- Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
- Обские Угры. //Под ред. А. И. Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
- Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н. Л. Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:
- Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. М., Аркти, 2006.
- Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003.
- Дубровская Н. В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006.
- Новикова И. В. Аппликация из природных материалов.Ярославль, 2007.
Список художественной литературы для чтения детям:
- Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
- Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н. Б. Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
- Конькова А. М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
- Конькова А. М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
- Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
- Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А. Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
- Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
- Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л., Просвещение, 1991.
- Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
- Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
- Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности
«Мой дом – моя Югра» МАОУ СОШ №1
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Планируемая дата | Фактическая дата |
Вводное занятие. | ||||
1. | Организационный блок. Методы и цели обучения | 1 | ||
2. | Правила внутреннего распорядка и охраны труда . | 1 | ||
3. | Профессиональная проба «Краевед», «Экскурсовод». | 1 | ||
| ||||
1. | Наш край в древности | 1 | ||
2. | Наш край в древности | 1 | ||
3. | Наш край в древности | 1 | ||
4. | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | 1 | ||
5. | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири | 1 | ||
6. | Поход Ермака в Сибирь | 1 | ||
7. | Основание первых русских городов | 1 | ||
8. | Основание первых русских городов | 1 | ||
9. | Работа с фондами библиотеки и материалами Интернета «Спорные вопросы похода Ермака в Сибирь» | 1 | ||
10. | Югра в XVII- XVIII вв. | 1 | ||
11. | Югра в XVII- XVIII вв. | 1 | ||
12. | В составе Российской империи. (конец XIX в. — 1921 г.) | 1 | ||
13. | В составе Российской империи. (конец XIX в. — 1921 г.) | 1 | ||
14. | Военно-революционные потрясения | 1 | ||
15. | Военно-революционные потрясения | 1 | ||
16. | Край в межвоенный период (1921— 1941 гг.) | 1 | ||
17. | Край в межвоенный период (1921— 1941 гг.) | 1 | ||
18. | Округ в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
19. | Округ в годы Великой Отечественной войны | 1 | ||
20. | Экскурсия в Когалымский краеведческий музей и сбор информации об участниках ВОв | 1 | ||
21. | Экскурсия в Когалымский краеведческий музей и сбор информации об участниках ВОв | 1 | ||
22. | Оформление презентаций и стенгазет об участниках Вов. | 1 | ||
23. | Оформление презентаций и стенгазет об участниках Вов. | 1 | ||
24. | Первое послевоенное двадцатилетие | 1 | ||
25. | Первое послевоенное двадцатилетие | 1 | ||
26. | Лесное хозяйство и деревообработка | 1 | ||
27. | Лесное хозяйство и деревообработка | 1 | ||
28. | Становление нефтегазовой промышленности | 1 | ||
29. | Становление нефтегазовой промышленности | 1 | ||
30. | Социально-культурная сфера в жизни края | 1 | ||
31. | Социально-культурная сфера в жизни края | 1 | ||
32. | Чтение и анализ произведений Ю. Шесталова, А. Тарханова | 1 | ||
33. | Чтение и анализ произведений Ю. Шесталова, А. Тарханова | 1 | ||
34. | Эпоха «большой нефти» | 1 | ||
35. | Эпоха «большой нефти» | 1 | ||
36. | Шаимское месторождение, Самотлорское месторождение нефти, | 1 | ||
37. | Шаимское месторождение, Самотлорское месторождение нефти, | 1 | ||
38. | История развития города Когалыма. | 1 | ||
39. | История развития города Когалыма. | 1 | ||
40. | Экскурсия по городу Когалым | 1 | ||
41 | Экскурсия по городу Когалым | |||
42 | Встреча с первопроходцами города Когалыма и сбор информации | |||
43. | Встреча с первопроходцами города Когалыма и сбор информации. | |||
44. | Экскурсия в музей школы. | 1 | ||
45. | Экскурсия в музей школы. | 1 | ||
46. | Профессиональная проба экскурсовода музея школы. | 1 | ||
47. | Профессиональная проба экскурсовода музея школы. | 1 | ||
48. | Новые города на карте округа и их социальное развитие | 1 | ||
49. | Подбор информации и создание презентации об одном из городов ХМАО – Югры | 1 | ||
50. | Подбор информации и создание презентации об одном из городов ХМАО – Югры | 1 | ||
| ||||
1. | История хантыйского народного костюма. | 1 | ||
2. | Мужская и женская народная одежда | 1 | ||
3. | Поиск материала по теме и создание компьютерной презентации | 1 | ||
4. | Поиск материала по теме и создание компьютерной презентации | 1 | ||
5. | Обувь и головные уборы | 1 | ||
6. | Обувь и головные уборы | 1 | ||
7. | Занимательная викторина по истории хантыйского народного костюма | 1 | ||
8 | Занимательная викторина по истории хантыйского народного костюма | 1 | ||
9. | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | ||
10. | Традиции хантыйской кухни. Застолье. Встреча и проводы гостей | 1 | ||
11. | Традиции хантыйской кухни. Застолье. Встреча и проводы гостей | 1 | ||
12. | Хантыйские народные праздники | 1 | ||
13. | Медвежий праздник. | 1 | ||
14. | Вороний праздник | 1 | ||
15. | Обрядовые песни народов ханты и манси | 1 | ||
16. | Обрядовые песни народов ханты и манси | 1 | ||
17. | Хантыйские народные игры. | 1 | ||
18. | Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов».поиск материала | 1 | ||
19. | Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». Поиск материала | 1 | ||
20. | Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов».практический этап | 1 | ||
21. | Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». практический этап | 1 | ||
22 | Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». Презентация результатов. результатов. | 1 | ||
23 | Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов».Презентация результатов. | 1 | ||
24 | Экскурсия на стойбище | 1 | ||
25 | Экскурсия на стойбище | 1 | ||
26 | Народные промыслы ханты и манси | 1 | ||
27 | Народные промыслы ханты и манси | 1 | ||
28 | Экскурсия в музей города Когалыма | 1 | ||
29 | Экскурсия в музей города Когалыма | 1 | ||
30 | Викторина «Народные промыслы ханты и манси». | 1 | ||
31 | Викторина «Народные промыслы ханты и манси». | 1 | ||
32 | Хантыйская народная кукла. | 1 | ||
33 | Хантыйская народная кукла. | 1 | ||
34 | Проект «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». Подготовительный этап. | 1 | ||
35. | Проект «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». Практический этап. | 1 | ||
36. | Проект «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». Презентация результатов. | 1 | ||
37. | Календарь народных примет | 1 | ||
38. | Календарь народных примет | 1 | ||
39. | Боги народов ханты и манси | 1 | ||
40. | Боги народов ханты и манси | 1 | ||
41. | Боги народов ханты и манси | 1 | ||
42. | Боги народов ханты и манси | 1 | ||
43. | Мистические духи народов ханты и манси | 1 | ||
44. | Изготовление оригинальных лесных скульптур, композиций, панно в технике «коллаж» из природного материала. | 1 | ||
45. | Изготовление оригинальных лесных скульптур, композиций, панно в технике «коллаж» из природного материала. | 1 | ||
46. | Шаманство | 1 | ||
47. | Шаманство | 1 | ||
48. | Подведение итогов | 1 | ||
49. | Подведение итогов | 1 | ||
50. | Подведение итогов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.
Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...
Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01
Рабочая программа и тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...
Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."
Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..." рабочую программу учебной и произ...
Рабочая программа и тематическое планирование краеведческого кружка "Мой край родной"
Мой родной край...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...
Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)
Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...