Рабочая программа и тематическое планирование краеведческого кружка "Мой дом - моя Югра"
рабочая программа (7 класс) по теме

Никиташина Алена Валерьевна

Рабочая программа и тематическое планирование краеведческого кружка "Мой дом - моя Югра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

туристско-краеведческой направленности  «Мой дом – моя Югра»

  МАОУ СОШ №1

Дополнительная общеобразовательная программа

туристско -  краеведческой направленности «Мой дом – моя Югра»

       Муниципального автономного общеобразовательного учреждения                                         «Средняя общеобразовательная школа №1»

СОДЕРЖАНИЕ

Элементы программы

Страницы

  1. 1.

Пояснительная записка

2-7

  1. 2.

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной программы

8

  1. 3.

Содержание образовательной деятельности

9-15

  1. 4.

Методическое обеспечение

16

  1. 5.

Список литературы

17-18

  1. 6.

Приложение

  1. 7.

Календарно-тематический план

                      Пояснительная записка

Программа кружка «Мой дом – моя Югра» имеет историко - краеведческую направленность, так как ориентирована на развитие  самого себя и своего места в человеческих взаимоотношениях, в системе отношений с окружающей природой, с экологией среды и экологией души. Программа курса разработана с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и рассчитана на 1 год  (105 ч) .

        Школьный краеведческий кружок обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и развивает подлинные исторические знания учащихся. Важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

Путешествуя по родному краю, изучая  памятники  истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными в музеях и архивах,  обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории и  культуре  своего  края и города,  учатся понимать, как  история малой Родины связана с историей России, как различные исторические,  политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире,  влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

         Изучая жизнь выдающихся земляков, обучающиеся приходят к пониманию, что история России – это история людей. И  что они, школьники, являются  творцами этой истории. В этой форме работы заложен большой воспитательный потенциал формирования гражданской активности и высоких патриотических чувств у обучающихся.

         Краеведческая работа дает ученикам моральное удовлетворение, способствует  быстрому росту чувства человеческого достоинства, внушает веру в творческие силы духа.

        Материал кружка актуален и современен, позволяет уяснить учащимся важные нормы человеческой жизни, понять, почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений

     Программа основана на достигнутых результатах в деятельности кружка. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе кружка. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края, города и школы.

     Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, города и школы.

Основной целью программы является воспитание у детей гражданственности, патриотизма, любви и уважения к своей малой родине, формирование у детей  патриотической культуры, что является одной из главных задач в воспитании детей.

Материал кружка направлен на изучение  истории своего края, города, школы, культуры и быта коренных народов Севера.  

Новизна и теоретическая значимость дополнительной образовательной программы  заключается:

  • в уточнении структуры и содержания  краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
  • в определении критериев и уровней сформированности  краеведческой культуры младшего школьника;
  • в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.

Актуальность данной  программы  заключается  в  том, что в настоящее  время  наблюдается  повышенный  интерес  к  изучению истории родного  края. Одной  из  главных ступеней  духовно – нравственного  развития  ребёнка  является  «осознанное  принятие  обучающимся  традиций, ценностей, особых  форм  культурно – исторической, социальной  и  духовной  жизни  его  родного  села, города, района, области, края. Здесь  наполняются  конкретным  чувственно – выразительным  содержанием  через  семью, родственников, друзей, школу, природную  среду  и  социальное  окружение  такие  понятия  как  «малая  родина», «Отечество», «родная  земля», «моя  семья и род», «мой дом»  («Концепция  духовно – нравственного  развития  и  воспитания  личности  гражданина  России»).

Изучение  краеведения  в  школе  является  одним  из  основных  источников  обогащения обучающихся  знаниями  о  родном  крае, воспитании  любви  к  нему, формировании  гражданских   позиций  и  навыков. Оно  играет  существенную   педагогическую  роль  в  нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что  она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления личностных характеристик ученика школы:  

  • овладение основами умения учиться;
  • способность к организации собственной деятельности;
  • готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение.

Содержание программы максимально приспособлено  к запросам и потребностям обучающихся, обеспечивает психологический комфорт, дающий шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность. В рамках реализации данной программы,  обучающимся предоставляются возможности творческого развития по интересам  в индивидуальном темпе, проектно-исследовательская деятельность (совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности). Цели и задачи краеведческой  исследовательской деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными.

Цель программы: краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа, истории родного края; социокультуризация обучающихся 5–6-ых классов на основе погружения в традиции и обычаи   малочисленных народов ханты и манси с учетом особенностей возрастного развития обучающихся,  воспитание любви к малой родине.

Задачи программы:

  • Интегрировать основное и дополнительное образование детей
  • Создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей предков, их быта, обычаев.
  • Создать нравственной и эмоционально благоприятной среды для формирования личности ребёнка в них.
  • Формировать учебно-исследовательские навыки в процессе работы.
  • Развивать творческие способности через дифференцируемый подход к учащимся.
  • Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей малой родине.
  • Воспитывать  толерантность и уважение.
  • Формировать межэтническую культуру.
  • Дать знания об истории родного края, быта, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в органическом единстве.
  • Формировать образное представление о прошлом и настоящем своего города, югорского края.

Для  достижения  поставленной  цели  определены  следующие  задачи:

Образовательные:

  • Организовать  эффективное  взаимодействие  педагога и обучающихся;
  • Ознакомление с историей своего края, культурой и традициями  коренного  населения Югры – ханты;
  • Формирование  представлений  о различных сторонах жизни  своей малой родины.

Воспитательные:

  • Формировать  гражданскую  позицию, патриотизм;
  • Воспитывать  любовь к  истории малой родины, семье; 
  • Способствовать  воспитанию  нравственных  качеств  школьника по  отношению  к  окружающим независимо от его национальной  принадлежности  (доброжелательность, толерантность и др.);
  • Воспитывать  и  развивать  уважение  к  традициям и  культуре  коренного  народа  Югры – ханты, манси.

Развивающие

  • Содействовать  интеллектуальному  и  духовному  развитию  личности  ребёнка;
  • Развивать  творческое  воображение  и  фантазию, мышление, внимание, память,  умение  исследовать и самостоятельно работать;
  • Способствовать  развитию  познавательного  интереса  к  изучению  истории  родного  края, культуре  и  традициям  народа  ханты.

         В творческое объединение принимаются подростки 12-13 лет.  Количество обучающихся в группах составляет 15 человек.

Режим занятий:

Программа рассчитана на один год обучения обучающихся среднего школьного возраста. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1, 5 часа, что составляет 3 часа в неделю, 105 часов в год.  

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов.

Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

  1. Сформированные знания по истории ХМАО – Югры, города Когалыма, МАОУ СОШ № 1.
  2. Сформированные знания о народных традициях ханты и манси, основных достижениях национальной культуры ханты и манси.
  3. Развитые навыки культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям, в учебной и внеучебной деятельности.
  4. Сформированное национальное сознание и толерантное отношение к культурам других народов.

Учащиеся должны знать:

  • Историю родного края, его традиции, обычаи и обряды
  • Характеристику различных профессий, связанных с народными промыслами
  • Выдающихся деятелей культуры коренных народов Югры.

Учащиеся должны уметь:

  • Изготавливать декоративно-прикладные изделия, служащие для оформления быта, интерьера, одежды
  • Изготавливать традиционные блюда хантыйской народной кухни
  • Соотносить свои возможности и способности с требованиями профессий, связанных с хантыйскими народными ремеслами и художественным творчеством
  • Составлять компьютерную презентацию и выступать публично
  • Взаимодействовать в коллективе
  • Оформлять интервью

Для определения успешности и эффективности освоения программы проводится контроль знаний, умений, навыков воспитанников по следующим критериям: усвоение теоретического материала; владение специальной терминологией; владение практическими умениями и навыками; креативность в разработке проектов; владение информационной культурой.

Учебно-тематическое планирование

пп

Наименование разделов, тем.

Кол-во

часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

Экскурсии

1.

Вводное занятие. Цели и задачи обучения. Правила внутреннего распорядка и охраны труда

3

2

1

-

2.

История ХМАО - Югры

52

 32

8

12

3.

 Культура и традиции народов ХМАО – Югры»

50

 19

25

6

4.

Всего часов

 105

53

34

18

 

Содержание программы.

  1. Вводное занятие. 3 часа

Теоретические сведения – 2 ч.

Организационный блок. Методы и цели обучения. Психолого-диагностическая работа. Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы, практическими работами. Правила внутреннего распорядка и охраны труда .

Профессиональная проба «Краевед», «Экскурсовод». (1 час)

Практическая работа (1 час)

Практические задания, способствующие умению соотносить индивидуальные способности и возможности с требованиями профессий «Краевед» и «Экскурсовод».

  1. История ХМАО – Югры 52 часа.

Наш край в древности. 3 часа

Теоретические сведения  3  часа

Физико-географические условия на Севере Западной Сибири на закате великого оледенения. Первоначальное заселение края. Верхнепалеолитические стоянки на территории Западной Сибири. Хозяйственная деятельность и материальная культура местного населения в эпоху мезолита и неолита Особенности бронзового века таежного Обь-Иртышья. Становление местного металлообрабатывающего производства, его развитие в позднем бронзовом веке. Влияние технологических новшеств на способы хозяйственной деятельности местного населения. Виды поселений и миграции племен на территории Западной Сибири в позднем бронзовом веке.

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. 2 часа

 Теоретические сведения 2 часа. Охота и рыболовство древнего и средневекового населения Западной Сибири как важнейшие разновидности хозяйственной деятельности. Объекты и способы охоты, орудия охоты и лова. Промысловые тропы и их назначение. Рыболовство, особенности ведения рыболовного промысла в Обь-Иртышье. Способы рыбной ловли. Скотоводство. Приручение и использование лошади и северного оленя. Специфика древнего таежного скотоводства.

Поход Ермака в сибирь и основание первых русских городов. 4 часа

Теоретические сведения 2 часа. Казачество как социокультурный феномен Казаки на Волге и Яике. Действия казачьих отрядов в вотчине Строгановых. Начало похода в Сибирь и взятие столицы Кучума. Первая зимовка в Сибири, Белогорский поход 1583 г. и война с сибирскими мурзами. Гибель Ермака. Окончание сибирской экспедиции. Поход И. Мансурова. Обской городок. Основание Тюмени и Тобольска. Политическая ситуация в Сибири в начале 90-х гг. XVI в. Основание Березова и Пелыма и разгром Пелымского и Кондинского княжеств. Основание Сургута. Итоги русских походов 80-90-х гг. XVI в.

Практическая работа 2 часа.  Спорные вопросы похода Ермака в Сибирь.  Работа с каталогами и фондами библиотеки, сайтами Интернета и поиск различных точек зрения на  организацию похода Ермака.

Югра  в XVII- XVIII вв. Теоретические сведения 2 часа

Экономическое развитие, народы края в XVII- XVIII вв. Культура, быт, общественная жизнь народов края.

 В составе Российской империи. (конец XIX в. — 1921 г.)2 часа

 Теоретические сведения 2  часа.

Административное оформление Ханты-Мансийского округа, изменения в его статусе. . Изменения в структуре населения в XIX в Экономическое развитие края. Культурная и общественная жизнь края в конце ХIХ — начале XX в.

Военно-революционные потрясения 2 часа

 Теоретические сведения 2 часа

Падение монархии и создание земских учреждений в крае. Березовский комитет по введению земств и его деятельность. Борьба за власть весной 1918 г. Действия большевиков и левых эсеров. Создание ревкомов. Причины слабости позиций большевиков и недовольства населения их мероприятиями. Гражданская война на севере Обь-Иртышья (лето 1918 —весна—лето 1921 г.). Свержение советской власти в важнейших центрах края. Начало партизанского движения в поддержку большевиков. Активизация военных действий между партизанскими и белыми отрядами. Восстановление советской власти на Обь-Иртышском Севере (февраль 1920 г.). Антибольшевистское восстание марта 1921 г. и его подавление.

Край в межвоенный период (1921— 1941 гг.)2 часа

 Теоретические сведения 2 часа.

Административная система и национальная политика в первые десятилетия советской власти. Проблемы развития народного хозяйства на новых основах. Культурные преобразования на Обь-Иртышском Севере.

Округ в годы Великой Отечественной войны 6 часов.

Теоретические сведения 2 часа. Великая война в судьбе края. Участие северян в боевых действиях. Спортивная жизнь, культура, образование в округе в годы войны. Жители города Когалыма, участники Великой Отечественной войны.

Практическая работа 4 часа.  Экскурсия в Когалымский краеведческий музей.  Поиск информации  об участниках Вов и тружениках тыла города Когалыма. Оформление презентаций об участниках Вов.

Первое послевоенное двадцатилетие. Теоретические сведения 4 часа.  Развитие основных отраслей хозяйства. Рыболовство и рыбопереработка как базовая отрасль местной экономики. Расширение и техническое переоснащение рыболовецкого флота. Показатели добычи и переработки рыбы в 50—60-е гг. Внедрение прогрессивных методов лова. Прикладные научные исследования в отрасли (НИИ озерно-речного рыбного хозяйства и его местное отделение). Лесное хозяйство и деревообработка. Превращение отрасли в базовую (наряду с рыболовецкой). Организация лесодобычи, динамика ее развития, механизация.

Становление нефтегазовой промышленности. Теоретические сведения 2 часа. Поиски топливных месторождений. Первые успехи и начало промышленной разработки нефти и газа в 1950-х — начале 1960-х гг.

Социально-культурная сфера в жизни края.  4 часа

Теоретические сведения 2 часа. Социальные и образовательные программы для коренных народов: реализация и результаты. Развитие сети школьных и дошкольных учреждений. Состояние медицинского обслуживания. Культурное строительство. Реализация народного творчества в рамках самодеятельных коллективов. Литературное объединение округа при редакции окружной газеты. Начало литературного творчества Ю. Шесталова, А. Тарханова и др. Национальные сказительницы Т. Чучелина и А. Конькова. Спортивная жизнь. Организация соревнований по национальным видам спорта и разработка единых правил для их проведения. Достижения спортсменов округа.

Практическая работа 2 часа.   Изучение и ознакомление с литературным творчеством Ю. Шесталова, А. Тарханова , Т. Чучелиной и А. Коньковой. Чтение и анализ произведений.

Эпоха «большой нефти» 4 часа.

Теоретические сведения 2 часа. Становление нефтегазового комплекса. Пуск в эксплуатацию крупнейших нефтегазовых месторождений. Формирование производственной инфраструктуры. Строительство магистральных трубопроводов. Нефтяной бум 1970 -х гг. Формирование единого энергетического комплекса края.

Практическая работа. 2 часа. Шаимское месторождение, Самотлорское месторождение нефти,

 История развития города Когалыма. 6 часов

Теоретические сведения 2 часа Высадка первого десанта, станция Когалымская, начало строительства города, улицы, памятники.  

 Практическая работа 2 часа.   Экскурсия по городу Когалым.

Практическая работа 2 часа. Встреча с первопроходцами города Когалыма.

Становление округа  как субъекта Российской Федерации. Теоретические сведения 2 часа. Новый статус округа в структуре Федерации как основа выхода из кризиса. Относительный рост уровня жизни населения округа в конце 90-х гг.  Социальный портрет современной Югры.

История МАОУ СОШ № 1. 4 часа.

 Практическая работа 2 часа.   Экскурсия в музей школы. Знакомство с историей школы.

Практическая работа 2 часа. Профессиональная проба экскурсовода музея школы.

Новые города на карте округа и их социальное развитие. 3 часа

 Теоретические сведения 1 часа

Демографические изменения и их последствия. Источники прироста населения. Резкая урбанизация округа. Появление новых городов. Противоречия социального и культурного развития. Жилищная проблема.

Практическая работа 2 часа. Подбор информации и создание презентации об одном из городов ХМАО – Югры (Урай, Сургут, Ханты-Мансийск, Лангепас, Покачи, Нижневартовск и т. д.)

  1. «Культура и традиции народов ХМАО – Югры» 50 часов.

История хантыйского народного костюма. Мужская и женская народная одежда. (4часа)

Теоретические сведения (2 часа)

Основные особенности конструкции одежды. Виды применяемых тканей.

Виды одежды: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна, мужская глухая малица и совик, или гусь с капюшоном, лягушка.

Практическая работа 2 часа поиск материала по теме и создание компьютерной презентации.

  Обувь и головные уборы. (2 часа)

Теоретические сведения (2 часа)

Значение головных уборов. Женские и мужские головные уборы, украшения непокрытой головы. Виды и старинные названия обуви. Хантыйские кисы (презентация).

Практическая работа 2 часа    Занимательная викторина по истории хантыйского народного костюма .

Вопросы в виде компьютерной презентации «Неизвестное об известном»:

1 блок: Верю – не верю.

2 блок: Выбери правильный ответ.

3 блок: Ответь на вопрос.

Экскурсия в краеведческий музей.(2 часа)

Традиции хантыйской кухни. Застолье. Встреча и проводы гостей (2 часа)

Теоретические сведения (2 часа)

Еда обычная и праздничная. Хантыйская уха. Рыба по-хантыйски. Посуда для сервировки. История возникновения столовых приборов. Правила этикета за столом.

 Хантыйские народные праздники. (3 часа)

Теоретические сведения (3 часа)

Особенности проведения хантыйских праздников. Народные забавы и гулянья. Приметы.  Медвежий праздник. Значение Медвежьего праздника для ханты, обряды, совершаемые во время проведения праздника. Вороний праздник. Обряды, совершаемые во время проведения Вороньего праздника.

Обрядовые песни народов ханты и манси(2 часа).

Теоретические сведения (2часа)

Песни трудовые, семейно-бытовые, обрядовые. Песни, сопровождаемые движением, игрой, пляской.

Хантыйские народные игры. (2 часа)

Практическая работа (2 часа)

Разработка подвижных игр для праздника: оленья упряжка, хват без перехвата, прыжки через санки, чум.

Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». (6 часов)

I этап – подготовительный, поисково-теоретический, в процессе которого осуществляется выбор и теоретическое осмысление темы исследования, изучается и анализируется научная, художественная литература, проводятся экскурсии; определяются методы исследования,цель и задачи исследования, формулируется гипотеза, разрабатываются вопросы анкеты.

II этап – практический, на данном этапе проводится анкетирование, систематизируются результаты проведенного исследования, подводятся итоги, делаются выводы.

Экскурсия на стойбище  2 часа

Народные промыслы ханты и манси. (2 часа)

Теоретические сведения

Основные занятия народов ханты и манси. Рыбная ловля, охота. Шитьё одежды из шкур животных, изготовление посуды из бересты, украшения.

Экскурсия в музей города Когалыма . (2часа)

Викторина «Народные промыслы ханты и манси». (2 часа)

Хантыйская народная кукла. (2 часа)

Теоретические сведения (1 час)

История возникновения куклы. Виды кукол. Куклы-обереги. Игровые куклы. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Кукла Хантыйка, «Оберег», тряпичная кукла «Пакы». Свадебные обрядовые куклы.

  Практическая работа (1час)

Изготовление национальных хантыйских кукол. Изготовление обрядовых кукол по выбору  

 Исследовательская работа «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». ( 3 часа)

Теоретический и практический этапы работы над проектом, изготовление кукол, представление проекта на фестивале.

Календарь народных примет. (2 часа)

Теоретические сведения  

Старинные названия месяцев. Естественные барометры природы: приметы по поведению различных животных, птиц, насекомых.

 Боги народов ханты и манси. (4 часа)

Теоретические сведения (2 часа)

Боги и их характеристика. Куль-Отыр, Нум-Торум.

Практическая работа (2 часа)

Изображение «одухотворенных образов» неба, земли, деревьев, трав с помощью техники «кляйстер».

Мистические духи народов ханты и манси (3 часа)

Теоретические сведения (1 час)

Виды духов. Их характеристика и отличительные особенности.

Практическая работа (2 часа)

Изготовление оригинальных лесных скульптур, композиций, панно в технике «коллаж» из природного материала.

Шаманство (2 часа)

Теоретические сведения (2 часа)

История шаманства у народа ханты и манси. Формы шаманства у народа ханты и манси.

 Подведение итогов. Представление проектов, презентаций (3 часа)

 

 

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение:

  • Специальную  и  популярную  литературу  по  тематике  программы  (книги, журналы);
  • Творческие  работы  обучающихся;
  • Иллюстративный  материал;
  • Дидактический материал  (карточки  с  заданиями, вопросы  к  викторинам, тексты анкет, тестов).
  • Посещение краеведческих музеев, выставок: Когалымский краеведческий музей, посещение выставок, памятных мест города Когалым, встреча с выдающимися людьми города.

Кадровое обеспечение:

  • педагог,  учитель истории и обществознания, I квалификационная категория.

Материально-техническое обеспечение:

  1. кабинет для занятий;
  2. компьютер, мультимедиапроектор.
  3. зал для проведения практической работы и организованных массовых мероприятий.

Методы обучения: наглядный, практический, словесный, исследовательский, проблемный; проектный.

Модель организации учебного процесса предполагает проведение практических занятий с элементами деловых игр и моделированием реальной практики, выполнение самостоятельных творческих заданий в группе и индивидуально.

Все направления включают в себя как теоретическое изучение учебного материала, так и практико-ориентированные занятия. Используется комбинированный тип занятий (сочетание теории с практикой). Для успешного освоения применяются различные формы и методы обучения.

Формы организации деятельности:

  • теоретические занятия,
  • работа в группах; практикумы,
  • занятия-проекты,
  • экскурсии,
  • ролевые, деловые игры,
  • инструктажи,
  • работа с литературой;
  • беседы;
  • дискуссии;
  • мастер-классы;

                                            Список литературы.

  1. Закон РФ  «Об  образовании»  от 10.07.1992   №3266-1 (ред. от 10.07.2012)//http://www.consultant.ru.
  2. Единый  официальный  сайт  государственных  органов  ХМАО – Югры http://www.admhmao.ru.
  3. Гаврилова, О.Н.  Край  родной. Азбука  краеведения/О.Н.Гаврилова. – Екатеринбург: ООО  «СВ – 96», 2001. – 391 с.
  4. Харламов, И.Ф.  Педагогика: учебное пособие/И.Ф.Харламов.-4-е изд., перераб. и доп. – М.:Гардарики, 2007. - 520 с.
  5. Орехова, В.А.  Педагогика  в  вопросах  и  ответах: учебное пособие/В.А.Орехова – М.: Кнорус, 2006. – 200 с.
  6. Дубровина, И.В.  Психология: учебное  пособие/И.В.Дубровина – М.:Издательский  центр  «Академия», 2007. – 464 с.
  7. Григорович, Л.А., Марцинковская, Т.Д. Учебное пособие «Педагогика и психология»/Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – Москва: Гардарики, 2007. – 480 с.
  8. Воробьёва, Т.П.  Современные  требования  к  проектированию  программ  дополнительного  образования: методические  рекомендации/Т.П.Воробьёва – Курган:Институт развития  образования  и  социальных  технологий, 2011. – 123 с.
  9. Конькова, А.М.  Свидание  с  детством: сборник  сказок для детей/А.М.Конькова – Москва: ИПФ  «Унисерв», 1996. – 94 с.
  10. Цареградская, Л.В.  сборник  сказок для детей  школьного  возраста  «Лесные  сказки»/Л.В.Цареградская.- Сургут: ОАО  «Сургутнефтегаз», РИИЦ  «Нефть  Приобья»,2001. – 151 с.
  11. Щукин, А. фотоальбом  «Обские угры»/А.Щукин. – Тюмень: ИФА  «Тюмень», 2005. – 207 с.
  12. Оборотова, Е.А. От  печки/Е.А.Оборотова. – Новосибирск: «Наука - центр», 2003. – 224 с.
  13. Лапина, М.А. Этика  и  этикет  хантов/М.А.Лапина. – Томск: Издательство Томского  университета, 1998. – 114 с.
  14. Рокина, А.Е.  Методическое  пособие  для дополнительного чтения  «Чудный олень»/А.Е.Рокина. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 152 с.
  15. Привалова, Р.В.  Сборник сказок для детей школьного  возраста  «Лесные  сказки»/Р.В.Привалова. – Сургут: ОАО  «Сургутнефтегаз»  РИИЦ «Нефть  Приобья», 2001. – 152 с.
  16. Кошкарева, Н.Б.  Детские  сказки  варьёганских ханты/Н.Б.Кошкарева. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 108 с.    
  17. Ковган, Е.В.  Сказки  народа  ханты/Е.В.Ковган. – Санкт – Петербург: ТОО  «Алфавит», 1995. – 143 с.        
  18. Шутко, А.  Учебное  пособие: Генеалогическое  древо   богов  мансийской, греческой  и  славянской  мифологии/А.Шутко. – Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2006. – 96 с.    
  19. Детские народные подвижные игры. //Составители: А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. М., Просвещение, 1995.
  20. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
  21. Заповедник «Малая Сосьва». Сост. А. М. Васин. Свердловск, Среднеуральское книжное издательство, 1985.
  22. История геологического поиска. Под ред. А. Шедченко. М., Пента, 2003.
  23. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
  24. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
  25. Обские Угры. //Под ред. А. И. Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  26. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
  27. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
  28. Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н. Л. Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.

Методическая литература для занятий с детьми художественной деятельностью:

  1. Волшебные комочки: пособие для занятий с детьми.// Авт.-сост. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова. М., Аркти, 2006.
  2. Дубровская Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. СПб., Детство-пресс, 2003.
  3. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. СПб., Детство-пресс, 2006.
  4. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов.Ярославль, 2007.

Список художественной литературы для чтения детям:

  1. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
  2. Детские сказки варьёганских ханты. //Сост. Н. Б. Кошкарёва. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2006.
  3. Конькова А. М.Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
  4. Конькова А. М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
  5. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
  6. Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки.// Под ред. А. Кердан, В. Блинов.Екатеринбург, Сократ, 2002.
  1. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
  2. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л., Просвещение, 1991.
  3. Слинкина Г. Как Мышата и Лягушата внучатами стали. Хантыйские сказки. Екатеринбург, 1992.
  4. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
  5. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты. Альбом. СПб., Просвещение, 1994.



Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности                                                            

 «Мой дом – моя Югра» МАОУ СОШ №1

Календарно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Планируемая дата

Фактическая дата

 Вводное занятие.

1.

Организационный блок. Методы и цели обучения

1

2.

 Правила внутреннего распорядка и охраны труда .

1

3.

Профессиональная проба «Краевед», «Экскурсовод».

1

  1.  История ХМАО – Югры 52 часа.

1.

  Наш край в древности

1

2.

 Наш край в древности

1

3.

 Наш край в древности

1

4.

 Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

1

5.

 Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

1

6.

 Поход Ермака в Сибирь

1

7.

Основание первых русских городов

1

8.

Основание первых русских городов

1

9.

 Работа с фондами библиотеки и материалами Интернета «Спорные вопросы похода Ермака в Сибирь»

1

10.

 Югра  в XVII- XVIII вв.

1

11.

 Югра  в XVII- XVIII вв.

1

12.

 В составе Российской империи. (конец XIX в. — 1921 г.)

1

13.

 В составе Российской империи. (конец XIX в. — 1921 г.)

1

14.

 Военно-революционные потрясения

1

15.

 Военно-революционные потрясения

1

16.

 Край в межвоенный период (1921— 1941 гг.)

1

17.

 Край в межвоенный период (1921— 1941 гг.)

1

18.

 Округ в годы Великой Отечественной войны

1

19.

 Округ в годы Великой Отечественной войны

1

20.

 Экскурсия в Когалымский краеведческий музей и сбор информации об участниках ВОв

1

21.

 Экскурсия в Когалымский краеведческий музей и сбор информации об участниках ВОв

1

22.

 Оформление презентаций  и стенгазет об участниках Вов.

1

23.

 Оформление презентаций  и стенгазет об участниках Вов.

1

24.

 Первое послевоенное двадцатилетие

1

25.

 Первое послевоенное двадцатилетие

1

26.

 Лесное хозяйство и деревообработка

1

27.

 Лесное хозяйство и деревообработка

1

28.

 Становление нефтегазовой промышленности

1

29.

 Становление нефтегазовой промышленности

1

30.

 Социально-культурная сфера в жизни края

1

31.

 Социально-культурная сфера в жизни края

1

32.

  Чтение и анализ произведений Ю. Шесталова, А. Тарханова

1

33.

 Чтение и анализ произведений Ю. Шесталова, А. Тарханова

1

34.

 Эпоха «большой нефти»

1

35.

 Эпоха «большой нефти»

1

36.

 Шаимское месторождение, Самотлорское месторождение нефти,

1

37.

 Шаимское месторождение, Самотлорское месторождение нефти,

1

38.

 История развития города Когалыма.

1

39.

 История развития города Когалыма.

1

40.

 Экскурсия по городу Когалым

1

41

Экскурсия по городу Когалым

42

Встреча с первопроходцами города Когалыма и сбор информации

43.

 Встреча с первопроходцами города Когалыма и сбор информации.

44.

 Экскурсия в музей школы.

1

45.

 Экскурсия в музей школы.

1

46.

 Профессиональная проба экскурсовода музея школы.

1

47.

 Профессиональная проба экскурсовода музея школы.

1

48.

 Новые города на карте округа и их социальное развитие

1

49.

 Подбор информации и создание презентации об одном из городов ХМАО – Югры

1

50.

 Подбор информации и создание презентации об одном из городов ХМАО – Югры

1

  1.  Культура и традиции народов ХМАО – Югры  50 часов.

1.

 История хантыйского народного костюма.

1

2.

  Мужская и женская народная одежда

1

3.

Поиск материала по теме и создание компьютерной презентации

1

4.

 Поиск материала по теме и создание компьютерной презентации

1

5.

  Обувь и головные уборы

1

6.

Обувь и головные уборы

1

7.

Занимательная викторина по истории хантыйского народного костюма

1

8

Занимательная викторина по истории хантыйского народного костюма

1

9.

 Экскурсия в краеведческий музей

1

10.

 Традиции хантыйской кухни. Застолье. Встреча и проводы гостей

1

11.

 Традиции хантыйской кухни. Застолье. Встреча и проводы гостей

1

12.

 Хантыйские народные праздники

1

13.

 Медвежий праздник.

1

14.

 Вороний праздник

1

15.

 Обрядовые песни народов ханты и манси

1

16.

 Обрядовые песни народов ханты и манси

1

17.

 Хантыйские народные игры.

1

18.

 Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов».поиск материала

1

19.

 Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». Поиск материала

1

20.

 Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов».практический этап

1

21.

 Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». практический этап

1

22

Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов». Презентация результатов. результатов.

1

23

Исследовательская работа «Языческое начало в обрядовых песнях русского и хантыйского народов».Презентация результатов.

1

24

Экскурсия на стойбище  

1

25

Экскурсия на стойбище  

1

26

Народные промыслы ханты и манси

1

27

Народные промыслы ханты и манси

1

28

Экскурсия в музей города Когалыма

1

29

Экскурсия в музей города Когалыма

1

30

Викторина «Народные промыслы ханты и манси».

1

31

Викторина «Народные промыслы ханты и манси».

1

32

Хантыйская народная кукла.

1

33

Хантыйская народная кукла.

1

34

Проект «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». Подготовительный этап.

1

35.

Проект «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». Практический этап.

1

36.

Проект «Композиционное представление различных видов народной куклы ханты и манси». Презентация результатов.

1

37.

Календарь народных примет

1

38.

Календарь народных примет

1

39.

Боги народов ханты и манси

1

40.

Боги народов ханты и манси

1

41.

Боги народов ханты и манси

1

42.

Боги народов ханты и манси

1

43.

Мистические духи народов ханты и манси

1

44.

 Изготовление оригинальных лесных скульптур, композиций, панно в технике «коллаж» из природного материала.

1

45.

Изготовление оригинальных лесных скульптур, композиций, панно в технике «коллаж» из природного материала.

1

46.

Шаманство

1

47.

Шаманство

1

48.

Подведение итогов

1

49.

Подведение итогов

1

50.

Подведение итогов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа с тематическим планированием по литературе в 8 классе по программе Коровиной В.Я.

Рабочая программа и полное тематическое планирование к учебнику Литература. 8 класс в 2-х частях. Авторы- составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,В.И.Коровин,М.; Просвещение,2008 год...

Рабочая программа и тематическое планирование: МДК 02.01. Основы приготовления проб и растворов различной концентрации + тематические планирование УП 02.01

Рабочая программа и  тематическое планирование МДК 02.01 - Основы приготовления проб и растворов различной концентрации  + Учебная практика (УП 02.01.). Предствалены новые материалы на 2-й и...

Рабочая программа и тематическое планирование ПМ 01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий, средств измерений, испытательного оборудования, проб и растворов к проведению анализа ..."

Материал содержит рабочую программу ПМ.01, тематическое планирование МДК 01.01. "Подготовка рабочего места, лабораторных условий средств измерений..."  рабочую программу учебной и произ...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 11 кл 3 часа в неделю ( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование  по химии 11кл 3 часа (программа О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл(3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 10 кл ( 3 часа в неделю по программе О.С.Габриеляна)...

Рабочая программа и тематическое планирование по химии 9 кл 2 часа( по программе О.С.Габриеляна)

Рабочая программа и теметическое планирование по химии 9 кл 2 часа ( по программе О.С.Габриеляна)...