План-Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста
план-конспект

Медведев Сергей Федорович

«Чёрно-белая магия» знакомство с игрой шахматы.

Цель: Познакомить дошкольников с новой интеллектуальной настольной игрой.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные.

Воспитательные: воспитывать усидчивость.

Развивающие: развивать внимательность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_shahmaty.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

План-Конспект занятия

по обучению игре в шахматы

для детей дошкольного возраста

(вводное занятие)

Тема: «Чёрно-белая магия» знакомство с игрой шахматы.

Цель: Познакомить дошкольников с новой интеллектуальной настольной игрой.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные.

Воспитательные: воспитывать усидчивость.

Развивающие: развивать внимательность.

Ход занятия:

За столом сидит педагог дополнительного образования, вокруг стола – занимающиеся в кружке. На столе – карандаши, листки в клетку.

Педагог: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Я знаю, что вы любите складывать пазлы и играть в настольные игры. У меня для вас есть сюрприз! В этой коробочке – пазл, который вы соберёте вместе. Итак, приступаем к работе, вы должны успеть за 15 минут! Начали! (можно запустить секундомер, песочные или шахматные часы).

Дети собирают пазл, который в итоге оказывается шахматной доской.

Педагог: Как вы думаете, что у нас получилось?

Дети высказывают свои предположения. Возможно, кто-то назовёт «Шахматная доска». В зависимости от ответов детей:

Педагог: Какие вы молодцы! Действительно, перед нами необходимый элемент для новой настольной игры, которая называется «Шахматы». Это – шахматная доска или шахматное поле. Давайте вместе посмотрим, какие у него особенности.

Дети отвечают:

  • Квадратное;
  • Квадратные клетки;
  • Клетки чёрные и белые;
  • Клетки двух цветов;
  • На поле есть цифры (числа);
  • На поле есть не русские буквы.

Педагог (хвалит детей): Какие вы все внимательные! Молодцы. Действительно, игра проходит на квадратном поле, состоящем из чередующихся цветных квадратов. Они называются поля или клетки. У нас поля каких цветов?

Дети: Чёрные и белые.

Педагог: Правильно. Но вы должны знать, что могут быть и другие цвета. Например, красные и жёлтые. Или белые и зелёные. Но по традиции их называют черные и белые поля. А как вы думаете, для чего нужны числа и буквы?

Дети дают ответы. (Возможно, кто-то из них скажет: для обозначения клеток).

Педагог: А сейчас мы с вами сыграем в игру «Почтальон». А поможет нам любимый всеми почтальон Печкин!

Педагог: какие вы все молодцы! Про обозначение клеток на поле мы поговорим на следующем занятии. А сейчас все нарисуем для себя шахматную доску. Возьмите по листочку и карандашу. Приступаем к заданию (дети рисуют шахматную доску).

Подведение итогов:

Педагог: давайте посмотрим, какие у вас получились доски. У кого-то поля в одну клеточку. А кто-то нарисовал большую доску: каждое поле состоит из 4-х клеточек. Пришло время вспомнить, что мы узнали сегодня на занятии.

Дети отвечают.

Домашнее задание:

Педагог: А теперь вам задание домой. Вместе с родителями превратите ваши рисунки шахматной доски в головоломку – разрежьте с помощью ножниц на 8 частей так, чтобы из них можно было снова сложить шахматную доску. На сегодня у нас занятие закончено.

Дети и педагог прощаются (окончание занятия).

Выполнил:                                                                        Медведев С.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в развитии речи детей дошкольного возраста.

Большое значение игре придавал А.М.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь...

Игры и развлечения для детей дошкольного возраста с ОНР учителя-логопеда Судаковой Н.Д. ГБОУ СОШ №1265, дошкольное отделение №3.

В статье обоснована необходимость использования игр и развлечений в коррекционной работе с детьми-дошкольниками с ОНР, представлены разнообразные игры по разным разделам программы , дан образец досуга...

"Математические игры и головоломки для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Игры развивают не только мышление, но и восприятие, память, воображение и внимание....

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....