Конспект занятия по теме "Птицы"
план-конспект на тему

Видова Екатерина Николаевна

Конспект познавательной игры по теме "В мире птиц"

Иллюстрация к игре "В мире птиц"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема занятия: «В мире птиц»

 Возраст учащихся: 4 класс (10 лет)

Тип занятия: ознакомление с новым материалом

Форма занятия: познавательная игра

 Используемые  технологии: игровая, педагогика сотрудничества,  групповая .  

Цель: обобщение знаний по теме  « Птицы»

Задачи:

  • углубить знания учащихся о птицах;
  • расширить познавательный интерес учащихся;  
  • воспитывать осмысленное и бережное отношение к природе и ее обитателям.

Оформление: наглядные и раздаточные материалы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Введение в тему занятия. Беседа- обобщение  «Птицы, их роль в природе. Человек и  птицы».

2. Знакомство с правилами игры « Мир птиц».

Игра состоит из нескольких туров, каждый из которых имеет свой блок вопросов по теме «Птицы».

За нарушение дисциплины – снимается 0,5 балла.

1 тур «Выбери птицу», он состоит из 10 вопросов. Вам будут предложены вопросы и варианты ответа на него. Ваша задача - выбрать правильный ответ. На ваших столах 3 таблички с номерами 1-2-3. Вы поднимаете табличку с тем номером,  который вы считаете правильным: ответом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1 тур «Выбери птицу».

№ 1. Эта птица единственная на земле, кто ест мохнатых жгущихся гусениц бабочек. Индюк; Клёст; Кукушка. 

(Хоть кукушки и нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые, а кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят другие птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.)

№ 2. У какой из этих, птиц самые густые перья?

Павлин; Гусь; Пингвин (Их тело покрыто густым непромокаемым оперением, императорский пингвин выдерживает холода до - 40 градусов окружающей среды).

№ 3. Какие птицы являются символом мира на нашей планете.

Лебеди (символ верности); Пеликаны (Коричневые пеликаны, гнездящиеся на юге США - заботливые и нежные родители, и считаются символом семьи). Голуби (Белый голубь - символ мира, а придумал его и изобразил знаменитый художник Пабло Пикассо. И назвал свой рисунок «голубь мира»).

№ 4. Какая птица прилетает к нам с юга самой первой?

Ласточка; Скворец; Грач (Весной, грач прилетает весьма рано, еще снег на полях есть. Период прилета. в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель. В Подмосковье грачи прилетают в середине-конце марта).

№ 5. Какие из этих птиц ночуют, зарываясь в снег? Пингвин; Рябчик и Тетерев

(С выпадением глубокого снега птицы ночуют в снежных лунках, которые располагаются в нескольких метрах одна от другой. На каждую ночь в снегу делаются новые норы. Глубокой зимой - в январе и феврале - эти птицы зарываются в снег не только на ночь, но и на день, отсиживаясь в нем по 18-19 часов в сутки и вылетая лишь на несколько часов на кормежку).

№ 6. Пером какой птицы писали Пушкин, Моцарт, Бетховен?

Лебедь; Ворон; Гусь (На протяжении столетий гусь давал людям важнейшую вещь- перья для письма. Те времена давно уже прошли, но и сейчас гусиные п; х и перья ценятся очень дорого).

№ 7. У какой птицы всего 2 пальца на ногах?

Попутай; Дятел; Страус (Уникальные двупалые лапы страусов - надежное оружие, если не спасаться бегством).

№ 8. У одной из этих птиц нет своей песни: она подражает пению других птиц.

Соловея; Зяблик; Скворец (Песенка у скворца красивая, звонкая, часто подражает голосам других пернатых. Он даже может лаять как собака).

№ 9. Какая из этих птиц согласно народной мудрости вьёт своё гнездо на том доме, где живут добрые люди?

Ласточка (Азбука народной мудрости гласит: ласточка вьет свое гнездо на том доме, где живут добрые люди. В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на котором он поселился); Домовый воробей; Аист.

№ 10. Какая из этих птиц самая крупная в мире?

Гриф, Страус, Императорский пингвин (Африканский страус - птица-рекордсмен. Это самый высокий и тяжелый пернатый обитатель нашей планеты. Его рост достигает 270 см; весит до 175 кг)

Жюри подсчитывает результаты 1 тура, а мы с вами переходим во второй - 2 тур - «МИР ЗАГАДОК».

В этом туре командам предлагается отгадать 10 загадок о птицах. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Каждой команде будет выдан конверт, в котором находятся названия птиц. Сейчас вы аккуратно его раскрываете и выкладываете эти названия перед собой. У каждой команды будет и свой бланк, куда напротив цифры, под которой будет звучать загадка, нужно будет вам вклеить вашу отгадку.

Например: На шесте дворец, а во дворце певец. Как зовут его? - СКВОРЕЦ. Название этой птицы вы и вклеиваете в бланк напротив цифры 1.

Вам всё понятно? Тогда мы начинаем 2 тур.

  1. Чернокрылый, красногрудый.
    И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут!

(Дети клеят ответы \ ведущий говорит и показывай отгадку, (снегирь)

  1. Прилетает к нам с теплом.
    Путь проделав длинный.
    Лепит домик под окном

Из травы и глины, (ласточка)

  1. Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая.

Самая болтливая (сорока)

  1. Едва возвратится этот певец

В свой на шесте деревянный дворец,

Как все понимают - весна наступает,

А долгой зиме скоро будет конец (скворец)

  1. Пациентов простучу - их от хвори излечу.

Без припарок и лекарства я болезнь лишу коварства.

Рослые мои больные –

Клёны, ели вековые (дятел)

  1. Что это за птица -
    На яйцо не садится,

По чужим гнёздам шныряет.

Своих деток не знает (кукушка)

  1. Натужится, напружится,
    Начнёт болтать,

По- чудному лопотать (индюк)

  1. Хочет - прямо полетит,
    Хочет - в воздухе висит.
    Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт (жаворонок)

  1. У этой птицы клюв, как две спицы.

Поводе она гуляет.

То и дело нос купает (цапля)

  1. Днём сидит он, как слепой, лишь вечер - на разбой:

Голубей ловить, лягушек

И мышей во тьме ночной.
Вот какая злая птица,

Прямо - зверь, как говорится (филин)

Пока жюри подводит итоги 2 тура, а мы переходим в финальный тур игры. 3 тур «Правда ли это?» Участникам будет предложено 10 вопросов о птицах, на, которые нужно дать ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На ваших столах лежат таблички - плюс - это «да» и минус - «нет». В этом туре для голосования работаем этими табличками.

  1. Попугай может подражать звукам человеческой речи и прекрасно понимает то, о чём он говорит, (нет). Одной из особенностей попугаев является способность подражать различным звукам, в том числе: и человеческой речи. Но птица не понимает то, о чём она говорит: для неё одинаково воспроизвести лай собаки, телефонный звонок или слово.
  2. Мелкие камушки не случайно попадают в желудок кур: они специально их глотают, (да) У кур 2 желудка. В первом пища подвергается обработке пищеварительным соком. Второй - мускулистый, с толстыми стенками. В нём пища перетирается при помощи многочисленных камешков, которые глотает специально. Этим и объясняется отсутствие зубов, а пища грубая подлежит тщательной обработке.
  3. Голодные орлята, испытывая чувство сильного голода, могут нападать и даже пожирать своих родителей?        (нет) Взрослые орлы достаточно сильные, чтобы не допустить этого. Однако старшие орлята часто убивают своих младших братьев и нередко их поедают.
  4. Цыплёнок, когда вылупляется из яйца, может следовать за кошкой или даже собакой, считая их своей матерью? (да) ДА даже если это будет собака или ваши ботинки.
  5. Стрижи спят на лету. (да) На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.
  6. Согласно народной примете: гуси моются перед солнечной, ясной погодой. (нет) Гуси моются перед дождём.
  7. У дятла язык с зубчиками - крючками на конце. (да) Необычен у дятла язык: он тонкий, длинный, подвижный, да ещё и с зубчиками- крючками на конце. Таким языком из любой щели в дереве можно достать личинку или жука.
  8. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой. (нет) Подобно всем морским птицам, выкармливая птенцов, они срыгивают пойманную рыбу и птенцы жадно устремляются в огромный разинутый клюв. А вот что касается ухаживания - то нет. Пеликаны так не поступают. Угощает зимородок или пингвины.
  9. Спасаясь от опасности бегством, африканский страус способен при сильном разбеге даже подняться в воздух и пролететь невысоко над землёй 2-3 метра. (нет) Страус - очень мощная и тяжёлая птица, при всех своих усилиях она никогда не сможет подняться над землёй, а уж тем более пролететь.
  10. Пол волнистого попугайчика можно определить по длине хвоста, (нет). По цвету восковицы над клювом. У самца она тёмно-голубая или синяя, у самочки-коричнево-буроватая.

  1. Подведение итогов игры. Определение победителей.

Наша познавательная игра подошла к концу. Надеюсь, занятие вам понравилось и вы узнали что-то новое и поучительное для себя. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.

Занятие «Волшебные пальчики».Цель:  Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи:        I....

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....