Конспект занятия по теме "Птицы"
план-конспект на тему
Конспект познавательной игры по теме "В мире птиц"
Иллюстрация к игре "В мире птиц"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
illyustratsii_k_zanyatiyu_v_mire_ptits.docx | 1.19 МБ |
konspekt_zanyatiya_v_mire_ptits.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «В мире птиц»
Возраст учащихся: 4 класс (10 лет)
Тип занятия: ознакомление с новым материалом
Форма занятия: познавательная игра
Используемые технологии: игровая, педагогика сотрудничества, групповая .
Цель: обобщение знаний по теме « Птицы»
Задачи:
- углубить знания учащихся о птицах;
- расширить познавательный интерес учащихся;
- воспитывать осмысленное и бережное отношение к природе и ее обитателям.
Оформление: наглядные и раздаточные материалы.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Введение в тему занятия. Беседа- обобщение «Птицы, их роль в природе. Человек и птицы».
2. Знакомство с правилами игры « Мир птиц».
Игра состоит из нескольких туров, каждый из которых имеет свой блок вопросов по теме «Птицы».
За нарушение дисциплины – снимается 0,5 балла.
1 тур «Выбери птицу», он состоит из 10 вопросов. Вам будут предложены вопросы и варианты ответа на него. Ваша задача - выбрать правильный ответ. На ваших столах 3 таблички с номерами 1-2-3. Вы поднимаете табличку с тем номером, который вы считаете правильным: ответом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1 тур «Выбери птицу».
№ 1. Эта птица единственная на земле, кто ест мохнатых жгущихся гусениц бабочек. Индюк; Клёст; Кукушка.
(Хоть кукушки и нерадивые родители, нашим лесам они приносят большую пользу: ведь эти птицы уничтожают мохнатых гусениц, которых кроме неё и иволги не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые, а кукушка ест всех подряд. Когда в лесу появляется много каких-нибудь гусениц, которых не едят другие птицы, кукушки становятся незаменимыми: они уничтожают этих гусениц. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от опасных вредителей.)
№ 2. У какой из этих, птиц самые густые перья?
Павлин; Гусь; Пингвин (Их тело покрыто густым непромокаемым оперением, императорский пингвин выдерживает холода до - 40 градусов окружающей среды).
№ 3. Какие птицы являются символом мира на нашей планете.
Лебеди (символ верности); Пеликаны (Коричневые пеликаны, гнездящиеся на юге США - заботливые и нежные родители, и считаются символом семьи). Голуби (Белый голубь - символ мира, а придумал его и изобразил знаменитый художник Пабло Пикассо. И назвал свой рисунок «голубь мира»).
№ 4. Какая птица прилетает к нам с юга самой первой?
Ласточка; Скворец; Грач (Весной, грач прилетает весьма рано, еще снег на полях есть. Период прилета. в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель. В Подмосковье грачи прилетают в середине-конце марта).
№ 5. Какие из этих птиц ночуют, зарываясь в снег? Пингвин; Рябчик и Тетерев
(С выпадением глубокого снега птицы ночуют в снежных лунках, которые располагаются в нескольких метрах одна от другой. На каждую ночь в снегу делаются новые норы. Глубокой зимой - в январе и феврале - эти птицы зарываются в снег не только на ночь, но и на день, отсиживаясь в нем по 18-19 часов в сутки и вылетая лишь на несколько часов на кормежку).
№ 6. Пером какой птицы писали Пушкин, Моцарт, Бетховен?
Лебедь; Ворон; Гусь (На протяжении столетий гусь давал людям важнейшую вещь- перья для письма. Те времена давно уже прошли, но и сейчас гусиные п; х и перья ценятся очень дорого).
№ 7. У какой птицы всего 2 пальца на ногах?
Попутай; Дятел; Страус (Уникальные двупалые лапы страусов - надежное оружие, если не спасаться бегством).
№ 8. У одной из этих птиц нет своей песни: она подражает пению других птиц.
Соловея; Зяблик; Скворец (Песенка у скворца красивая, звонкая, часто подражает голосам других пернатых. Он даже может лаять как собака).
№ 9. Какая из этих птиц согласно народной мудрости вьёт своё гнездо на том доме, где живут добрые люди?
Ласточка (Азбука народной мудрости гласит: ласточка вьет свое гнездо на том доме, где живут добрые люди. В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на котором он поселился); Домовый воробей; Аист.
№ 10. Какая из этих птиц самая крупная в мире?
Гриф, Страус, Императорский пингвин (Африканский страус - птица-рекордсмен. Это самый высокий и тяжелый пернатый обитатель нашей планеты. Его рост достигает 270 см; весит до 175 кг)
Жюри подсчитывает результаты 1 тура, а мы с вами переходим во второй - 2 тур - «МИР ЗАГАДОК».
В этом туре командам предлагается отгадать 10 загадок о птицах. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Каждой команде будет выдан конверт, в котором находятся названия птиц. Сейчас вы аккуратно его раскрываете и выкладываете эти названия перед собой. У каждой команды будет и свой бланк, куда напротив цифры, под которой будет звучать загадка, нужно будет вам вклеить вашу отгадку.
Например: На шесте дворец, а во дворце певец. Как зовут его? - СКВОРЕЦ. Название этой птицы вы и вклеиваете в бланк напротив цифры 1.
Вам всё понятно? Тогда мы начинаем 2 тур.
- Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
(Дети клеят ответы \ ведущий говорит и показывай отгадку, (снегирь)
- Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины, (ласточка)
- Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая.
Самая болтливая (сорока)
- Едва возвратится этот певец
В свой на шесте деревянный дворец,
Как все понимают - весна наступает,
А долгой зиме скоро будет конец (скворец)
- Пациентов простучу - их от хвори излечу.
Без припарок и лекарства я болезнь лишу коварства.
Рослые мои больные –
Клёны, ели вековые (дятел)
- Что это за птица -
На яйцо не садится,
По чужим гнёздам шныряет.
Своих деток не знает (кукушка)
- Натужится, напружится,
Начнёт болтать,
По- чудному лопотать (индюк)
- Хочет - прямо полетит,
Хочет - в воздухе висит.
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт (жаворонок)
- У этой птицы клюв, как две спицы.
Поводе она гуляет.
То и дело нос купает (цапля)
- Днём сидит он, как слепой, лишь вечер - на разбой:
Голубей ловить, лягушек
И мышей во тьме ночной.
Вот какая злая птица,
Прямо - зверь, как говорится (филин)
Пока жюри подводит итоги 2 тура, а мы переходим в финальный тур игры. 3 тур «Правда ли это?» Участникам будет предложено 10 вопросов о птицах, на, которые нужно дать ответ «да» или «нет». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. На ваших столах лежат таблички - плюс - это «да» и минус - «нет». В этом туре для голосования работаем этими табличками.
- Попугай может подражать звукам человеческой речи и прекрасно понимает то, о чём он говорит, (нет). Одной из особенностей попугаев является способность подражать различным звукам, в том числе: и человеческой речи. Но птица не понимает то, о чём она говорит: для неё одинаково воспроизвести лай собаки, телефонный звонок или слово.
- Мелкие камушки не случайно попадают в желудок кур: они специально их глотают, (да) У кур 2 желудка. В первом пища подвергается обработке пищеварительным соком. Второй - мускулистый, с толстыми стенками. В нём пища перетирается при помощи многочисленных камешков, которые глотает специально. Этим и объясняется отсутствие зубов, а пища грубая подлежит тщательной обработке.
- Голодные орлята, испытывая чувство сильного голода, могут нападать и даже пожирать своих родителей? (нет) Взрослые орлы достаточно сильные, чтобы не допустить этого. Однако старшие орлята часто убивают своих младших братьев и нередко их поедают.
- Цыплёнок, когда вылупляется из яйца, может следовать за кошкой или даже собакой, считая их своей матерью? (да) ДА даже если это будет собака или ваши ботинки.
- Стрижи спят на лету. (да) На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.
- Согласно народной примете: гуси моются перед солнечной, ясной погодой. (нет) Гуси моются перед дождём.
- У дятла язык с зубчиками - крючками на конце. (да) Необычен у дятла язык: он тонкий, длинный, подвижный, да ещё и с зубчиками- крючками на конце. Таким языком из любой щели в дереве можно достать личинку или жука.
- Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой. (нет) Подобно всем морским птицам, выкармливая птенцов, они срыгивают пойманную рыбу и птенцы жадно устремляются в огромный разинутый клюв. А вот что касается ухаживания - то нет. Пеликаны так не поступают. Угощает зимородок или пингвины.
- Спасаясь от опасности бегством, африканский страус способен при сильном разбеге даже подняться в воздух и пролететь невысоко над землёй 2-3 метра. (нет) Страус - очень мощная и тяжёлая птица, при всех своих усилиях она никогда не сможет подняться над землёй, а уж тем более пролететь.
- Пол волнистого попугайчика можно определить по длине хвоста, (нет). По цвету восковицы над клювом. У самца она тёмно-голубая или синяя, у самочки-коричнево-буроватая.
- Подведение итогов игры. Определение победителей.
Наша познавательная игра подошла к концу. Надеюсь, занятие вам понравилось и вы узнали что-то новое и поучительное для себя. Всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.
Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...
План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"
Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....
Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.
Тема ФПРС: Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС: «Здо...
План-конспект занятия "Волшебные пальчики" и презентация к занятию.
Занятие «Волшебные пальчики».Цель: Формирование чувства психологической защищённости у детей в условиях совместной творческой деятельности.Задачи: I....
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».
Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....