Программа элективного курса "Новые грани биологической науки"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «НОВЫЕ ГРАНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ»
АВТОР программы – Е.А. АНИЧИНА
Данная программа предназначена для учащихся (непрофильных) 10-11 классов для более глубокого изучения курса общей биологии.
Режим работы: 1 час в неделю.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Более глубоко рассмотреть вопросы общей биологии, научиться применять полученные знания на практике.
Учебно-тематический план:
№ | Темы занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Введение. Предмет биологии и специальности биологического профиля | 1 | 1 | - |
Модуль1 «Социальная экология и ее грани» | 14 | 2 | 2 | |
2 | История развития экологии | 1 | 1 | - |
3 | Экологические составляющие Общие экологические факторы, экологическая ниша Глобальные экологические круговороты | 2 - - | - - - | - 1 1 |
4 | Экологическое состояние сред обитания человека | 7 | - | 7 |
4.1 | Мой дом, мое жилище Экологический паспорт школы Санитарно-гигиеническая оценка классных комнат Квартира как экосистема | - - - - | - - - - | - 1 1 1 |
4.2 | Визуальная среда современного города Определение антропогенных загрязнений окружающей среды Экологическое состояние воздуха в микрорайоне школы Состояние водных объектов Проблемы мусора | - - - - - | - - - - - | - 1 1 1 1 |
5 | Дебаты по теме: «Основные экологические проблемы современности, пути их решения. Марикультура. | 2 | 1 | 1 |
6 | Конференция «За единство с природой» | 2 | - | 2 |
Модуль 2. «Тайны клетки» | 7 | - | 7 | |
1 | Химия клетки История изучения клетки. Неорганические вещества клетки. Вода как пища Органические вещества клетки. Биополимеры . Фитогормоны . | 4 - - | - - - | 4 1 1 |
2 | Открытие нуклеиновых кислот, их функция. Д.Уотсон и Ф. Крик Любовь и химия Структура клеток . Неклеточные формы жизни Ядро. Хромосомы. Мембранные и немембранные компоненты клетки Бактерии. Вирусы. Классификация вирусных заболеваний человека. ВИЧ. Гепатиты. Птичий грипп. Атипичная пневмония. Микроэкологический риск при использовании высоких технологий | - - 2 - - | - - - - - | 1 1 - 1 1 |
3 | Зачетная работа «Клетки эукариот и прокариот. Неклеточные формы жизни» | 1 | - | 1 |
Модуль 3. «Размножение – признак всего живого» | 3 | - | 3 | |
1 | Бесполое и половое размножение. Жизненный цикл клетки. Три типа мейоза | - | - | 1 |
2 | Оплодотворение у растений и животных. Партеногенез. Полиэмбриония . «Дети из пробирок» | - | - | 1 |
3 | Эмбриогенез у животных и растений. Стволовые клетки. Обобщение по модулю | - | - | 1 |
Модуль 4. «Генетика и селекция» | 9 | - | 9 | |
1 | Закономерности явлений наследственности Современные представления о гене. Законы Менделя. Взаимодействие неаллельных генов. Статистическая природа генетических закономерностей. Генетические карты. Картирование хромосом. Генетика пола. Сцепление с полом . Влияние гормонов на проявление признака у пола. Семинар «Молекулярная генетика поведения» | 4 - - - - | - - - - - | 4 1 1 1 1 |
2 | Закономерности явлений изменчивости Виды изменчивости Генотип и среда. ВИЧ-инфекция. Иммунная система человека Дебаты по теме: «Диагностика некоторых наследственных болезней человека» | 3 - - - | - - - - | 3 1 - 1 |
3 | Круглый стол: «Новейшие методы биологии в селекции. Биотехнологии. Клонирование. Модифицированные продукты питания.» | 1 | - | 1 |
4 | Обобщающее занятие по модулю | 1 | - | 1 |
Модуль 5. «Эволюция органического мира» | 15 | 3 | 12 | |
1 | Факторы эволюционного процесса Генетическая изменчивость в природных условиях Принцип популяционного равновесия Естественный отбор по Ч.Дарвину, Л.С.Бергу. Коммуникация животных – результат эволюции Миграция. Изоляция. Дрейф генов | 4 - - - - | 1 1 - - - | 3 - 1 - - |
2 | Видообразование и макроэволюционный процесс Видообразование. Сохранение биоразнообразия на территории России Доказательства Эволюции Направления и пути эволюции. А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен и др. Экологическая устойчивость и прогрессивная эволюция | 4 - - - - | 1 - - - 1 | 3 1 1 1 - |
3 | Возникновение и развитие жизни Представления о возникновении жизни. говорящие атомы и молекулы в палеонтологии Эволюция пробионтов Развитие жизни на Земле | 3 - - - | 1 - 1 - | 2 1 - 1 |
4 | Эволюция человека Теории происхождения человека, эволюция гоминид Расы современного человека | 2 - - | - - - | - 1 1 |
5 | Семинар «Мои взгляды на эволюцию органического мира» | 1 | - | 1 |
6 | Круглый стол «моя будущая профессия» | 1 | - | 1 |
Литература для учителя:
1 Алексеев С.В., Груздев Н.В. Практикум по экологии. М.:АО МДС,1996
2 Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. Факультативный курс: Учебное пособие. 10-11 кл. М.: Наука,1996
3 Вронский В.А. Прикладная экология. Ростов-н/Д.: Феникс,1996
4 Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Экология: 9кл. М.: Дрофа,1998
5 Лильин Е.Т., Богомазов Е.А., Гофман-Кадошников П.В. Медицинская генетика для врачей. М.: Медицина, 1983
6 Пасечник В.В. Экология: Школьный практикум.9 кл. М.: Дрофа,1987
7 Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология. Киев: Вища школа,1987
8 Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие. СПб.: Паритет,2002
9 Библиотека журнала «Биология в школе»
10 Библиотека журнала «Биология для школьников» 2002-2006 ООО «Школьная пресса»
Литература для учащихся:
1 Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа,1999
2 Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11 кл. М.: Дрофа,2004
3 Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение,1992
4 Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии . М.: Просвещение,2002
5 Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов: Лицей,1998
6 Шумный В.К., Дымшиц Г.М., Рувинский А.О. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии в школе. М.: Просвещение,1992
Программа элективного курса взята из книги для учителей
«Профильное обучение»
Панина Г.Н., Семенцова В.Н. Биология в профильной школе. Пособие для учителя. СПб.: филиал издательства «Просвещение»,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Готовимся к ЕГЭ. Решение биологических задач"
Элективный курс рассчитан на подготовку учащихся к ЕГЭ по курсам "Ботаника", "Зоология", "Человек", "Общая биология". Программа предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю( 35 часов в год)...
Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений химического и биологического профилей.
Элективный курс «Химическая и биологическая защита растений».Пояснительная запискаОбеспечение населения нашей страны сельскохозяйственной продукцией является одной из важнейших задач агропромышленного...
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Биология 10 класс ТЕМА 1. БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Урок биологии 10 класс Тема: Биология – наука о жизни. Биологические науки. Опорный конспект. Таблицы. Тесты разного уровня...
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"
рабочая программа элективного курса для учащихся 9 класса "Биологическая роль металлов"...
БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.
Науки, которые изучают живые организмы и системы. Материал входит в серию материалов подготовки к вступительным экзаменам и олимпиадам....