Исследовательская деятельность обучающихся в объединении «Исследователи природы» МБУ ДО «ДДТ» города Можги Удмуртской Республики
статья по теме
Данная статья посвященная исследовательской деятельности и ее применения в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Исследователи природы" Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования "Дом детского творчества" города Можги Удмуртской Республики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_stati.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность обучающихся в объединении
«Исследователи природы» МБУ ДО «ДДТ»
Современное общество стремительно развивается. Изменения происходят во всех сферах жизни, в том числе и в образовании. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного применения нового социального опыта.
Эта необходимость нашла отражение в ФГОС второго поколения, которые включают в себя, помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков, и программу развития универсальных учебных действий.
Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс в системе дополнительного образования? Как на занятиях моего объединения «Исследователи природы» стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Для себя я определила решение данной проблемы – это организация исследовательской деятельности обучающихся.
Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – одна из прогрессивных форм обучения в современном образовании. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.
Для себя я поставила Цель– построение образовательного процесса на занятиях объединения «Исследователи природы», ориентированного на формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность.
Я предположила, что, если построить образовательный процесс на занятиях в объединении «Исследователи природы» через включение обучающихся в исследовательскую деятельность, то это позволит сформировать у них личностные, предметные, метапредметные результаты.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Изучить литературу по формированию навыков учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
- Раскрыть и реализовать на практике возможности учебно - исследовательской деятельности как средства формирования универсальных учебных действий.
- Разработать новые разделы в программе «Исследователи природы».
- Подобрать комплект методического материала для организации исследовательской деятельности обучающихся.
- Подобрать и апробировать методики диагностики сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
Проведение учебных исследований можно рассматривать как особое направление, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь обучающемуся пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значимо оно на этапе определения темы, целей, а также при анализе выполнения работы.
На всех этапах работы надо ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков - исследовательского опыта. Мы должны иметь в виду, что в данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками – реферат, доклад, отчёт, исследовательскую работу. Второй, наиболее важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
В процессе работы были внесены изменения и дополнения в образовательную программу, а именно новый раздел «Мы исследователи», который носит характер «от простого к сложному». В него вошли следующие темы: «Что такое исследование», «Я задаю вопросы и ищу на них ответы», «Я провожу исследования того, что мне известно», исследовательский проект «Братья наши меньшие», «Определение объекта и предмета исследования», «Я составляю план исследования», «Как проводить исследования». Данная программа прошла экспертизу и стала дипломантом III степени Республиканского конкурса методических материалов и программ по организации дополнительного эколого-биологического образования детей, организованного Министерством образования и науки УР.
Кроме этого, мною стала активно использоваться технология развития критического мышления, на занятиях стали проводиться тренинговые упражнения: «Наблюдение как способ выявления проблем», «Угадай, о чём спросили», «Найди причину события с помощью вопроса» и т.д., введены в практику проблемные ситуации «Почему это так?», «Что с этим делать и как?», «Так ли это?», «Как же так?».
Следующим этапом моей работы стала разработка мониторинга УУД. Для этого были использованы типовые задачи, предложенные авторами пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов). В рамках мониторинга была выбрана группа обучающихся объединения «Исследователи природы» третьего года обучения в количестве 20 человек, где были использованы следующие методики:
- исследовательские способности к умозаключению детей,
- выявление умение классифицировать,
- методика на мышления,
- диагностика особенностей развития поискового планирования (методика А.З.Зака),
- «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса».
Анализируя результаты диагностики, можно сделать следующие выводы:
- у обучающихся на достаточно высоком уровне развиты способность к умозаключению, умение классифицировать, сформированность учебно- познавательного процесса.
- У обучающихся выявлены высокий уровень мышления и высокий уровень действий, направленных на учет позиций собеседника.
- У обучающихся выявлен средний уровень развития поискового планирования.
Также с целью выявления потребности детей в занятиях исследовательской деятельностью была проведена анкета. Анализу были подвергнуты ответы 50 обучающихся, согласно которым 100 % обучающихся знают, что такое исследовательская деятельность, 97 % хотели бы заниматься ею, 61 % обучающихся ответили, что во время проведения исследования им нравится проводить эксперимент и наблюдение, 32% обучающихся умеют работать с литературой, 7 % обучающихся ответили, что им нравится защищать работу на публике.
По результатам данного исследования мы видим, что обучающиеся имеют представления об исследовательской деятельности и с желанием занимаются ей.
Положительным результатом работы можно считать и результативное участие в научно-практических конференциях.
В период с 2010-2012 уч. г. было написано11 работ, 5 из которых стали дипломантами I, II и III степени на городской научно- практической конференции «Юный исследователь»;
3 работы - на Республиканской конференции;
Одна работа была признана лучшей на региональной конференции «Биологические науки: прошлое, настоящее, будущее» в г. Елабуге.
В заключении, проанализировав проделанную работу, можно сделать следующий вывод, что возможности исследовательской деятельности способствует профессиональному росту педагога, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать воспитанников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе: с коллегами, родителями обучающихся. Исследовательская деятельность ребёнка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования универсальных учебных действий: личностных, метапредметных и предметных, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускать механизм саморазвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности.
Деятельностный характер является отличительной особенностью нового стандарта, который ставит главную цель – развитие личности обучающегося. Исследование...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности по химии
Организация проектной деятельности в условиях сельской школы по химии...
Положение о Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся "Моя малая Родина: природа, культура, этнос"
Республиканская научно-практическая конференция исследовательских работ обучающихся "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" ежегодно в марте проводится в МБОУ "Зубово-Полянская гим...
Метапредметная интеграция в научно-исследовательской деятельности обучающихся 8 «в» класса МОАУ «СОШ №40» города Оренбурга
Статья представляет практический опыт создания метапредметной исследовательской работы по теме "Морально-нравтсвенный фактор победы в Отечественной войне 1812 года", которая успешно оп...
Выступление на конференции "Формы сотрудничества обучающихся в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся"
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...