Конспект занятия "Музыка военных лет"
методическая разработка (5 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
в объединении «Вокальное пение»
Тема: «Музыка военных лет»
Педагог дополнительного образования: Щербаков Дмитрий Андреевич
Цель: познакомить учащихся с музыкой, написанной в годы войны; предлагаются образцы жанра, занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспевающие ее героев.
Задача: воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам ее прошлого.
Оборудование:
синтезатор (фортепиано), компьютер, проектор, распечатанные тексты песен, портреты композиторов, исполнителей военных песен.
Музыкальный материал:
Священная война. Муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
В землянке. Муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
Вечер на рейде. Муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина.
Шумел сурово брянский лес. Муз. С. Каца, сл. А. Софронова.
Катюша. Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
Седьмая симфония («Ленинградская»). Д. Д. Шостакович. Фрагмент.
Вторая симфония («Симфония с колоколом»). А. Хачатурян. Фрагмент.
День Победы. Муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
Ход урока
Искусство − это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг − это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна. А что может быть благороднее человеческого подвига?!
Д. Кабалевский
Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Эти события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей и на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Но прежде всего, попрошу обратиться к эпиграфу. Как относятся слова Д. Кабалевского к теме нашего урока?
Ответы детей.
− Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. Тяжелые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов − в песнях, симфониях, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны. Как вы считаете, какой жанр музыки был самым популярным и оперативным?
Дети: Песня
У.: Конечно песня.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Это слова выдающегося поэта Лебедева-Кумача. Действительно, музыка − душа и сердце каждого человека. И на войне песня обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, напомнить о близком и родном, подвигнуть на подвиги. У народа, слабого духом, не могла родиться такая музыка, вдохновляющая на справедливую борьбу с врагом, посягнувшим на нашу Родину. И песня – лучший пример того, что искусство во время войны не замерло, а, наоборот, быстро перестроилось и посвятило себя главному − служению победе.
Объяснение нового материала
− Сегодня мы с вами познакомимся с музыкой, созданной в годы Великой Отечественной войны. Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. Она вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою. Она помогала с достоинством принять неизбежную смерть. Не случайно певец А. И. Окоёмов, идя на казнь в немецком плену, запел «Орленка» В. А. Белого. За первые годы войны было создано 100 песен. Их разучивали и исполняли перед солдатами, уходящими на фронт или в минуты затишья. Одна из таких песен – «Священная война»
Утром 24 июня 1941 г. на первой полосе газеты «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война».
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой.
С фашистской силой темною.
С проклятой ордой…
Газета со стихами попала к руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александрову. Стихи потрясли композитора. И уже на другой день появилась песня.
Первое исполнение песни состоялось на Белорусском вокзале 27 июня 1941 г. Вспоминает один из исполнителей: «Мы пели «Священную войну» для уходящих на фронт бойцов, и все мы испытали настоящее потрясение, которое бывает, когда соприкасаешься с художественным произведением огромной жизненной правды.
Помню, солдаты, сидевшие на деревянных сундуках..., вдруг встали после первого куплета «Священной войны» и в наступившей тишине, стоя, слушали песню… Потом песню требовали повторить еще и еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, чтобы увезти с собой вместе с прощальной улыбкой матери или жены». Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.
С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией и всем народом. Её пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой сурового времени.
Давайте послушаем фрагмент этой песни.
Слушание песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
− Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал.
Исполнение песни «В землянке».
Песня как бы сокращала расстояния, приближала родных и близких, в песне солдат выражал свое чувство к любимой, веру в ее любовь. «Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви» − как много значили эти простые слова в суровые военные будни!
Почти легендарную популярность обрела «Катюша». Написанная еще в мирное время, она в годы войны пелась повсюду, на ее мелодию подбирались самые разные стихи. Задорная и лирическая, она несла с собой веру в победу. После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках. Когда ее автор − композитор М. Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».
Исполнение песни «Катюша».
Из шедевров, созданных Соловьевым-Седым во время Ленинградской блокады, в историю вошла песня «Вечер на рейде».
Эта песня звучала повсюду. Ее пели герои Севастополя по листовке, выпущенной в осажденном фашистами городе. В Италии ее пели на новый текст о девушке партизанке, боровшейся с фашистами. В сборнике песен Соловьева-Седого, она стоит первым номером.
Разучивание песни «Вечер на рейде», муз. В.Соловьева-Седого, сл.А.Чуркина.
Славную судьбу имели некоторые песни. Песня «Шумел сурово брянский лес» была создана композитором С. А. Кацем на стихи А. В. Софронова по просьбе брянских партизан. Вскоре ее запела вся страна. Сегодня ее мелодия звучит в Брянске на площади Партизан у Памятника вечной славы, павшим в боях за освобождение Брянска и Вечного огня.
Слушание песни «Шумел сурово брянский лес», муз. С. Каца, сл. А.Софронова.
Многие музыканты сражались с врагом в рядах Советской Армии. Оставшие в тылу отдавали фронту свой талант и свое искусство.
473 тысячи концертов дали артисты и музыканты на передовых позициях действующей армии. Свыше 500 раз пела К. И. Шульженко перед воинами Ленинградского фронта в первый год войны.
Под вражескими пулями звучали арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали ответственность своей миссии. В холодные дни, в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, в лучшей артистической форме, стремясь хоть на короткое время создать для солдат атмосферу праздника. «Прямо на снегу стоит Лидия Русланова... На ней яркий сарафан. На голове цветной платок... На шее бусы. Она поет... Звуки чистого и сильного голоса смешиваются с взрывами и свистом вражеских пуль, летящих через голову» − так в рассказе В. П. Катаева оживает один из концертов певицы, состоявшийся за 15 минут до атаки. Музыка вдохновляла не только бойцов, но и тружеников тыла. Когда вглубь страны были эвакуированы многие театры и исполнительские коллективы Москвы, Ленинграда и городов, временно оккупированных врагом, центром музыкальной жизни в них стало радио.
Война вошла не только в песню, но и в симфонию. В сентябре 1941 г., когда враг рвался к Ленинграду, по радио выступил Д. Д. Шостакович. «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения, − сказал композитор. − Если... удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией». Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как «Ленинградская симфония», произведения о войне, о стойкости и беспримерном мужестве советских людей, об их нерушимой вере в победу. Шостакович дал беспощадный портрет фашизма: тупая механическая тема марша стала символом его бесчеловечности. Советский народ боролся не только за свою свободу, но и за спасение мировой культуры. Не случайно один из американских журналистов назвал Советский Союз «великой надеждой человечества».
Интерес к советскому искусству был необычайно велик во всем прогрессивном мире. Подлинным триумфом ознаменовалось на Западе исполнение «Ленинградской симфонии» Шостаковича. 22 июня 1942 г. ее премьера состоялась в Лондоне, 19 августа ею дирижировал в Нью-Йорке А. Тосканини. «Страна, художники которой в эти суровые дни в состоянии создавать произведения такой бессмертной красоты и высокого духа, − непобедима» − так выразил свои впечатления от симфонии один из американских критиков. В этих словах − признание нравственной силы советского народа, советской музыки.
Слушание фрагмента (эпизода нашествия) 7 симфонии Д. Д. Шостаковича.
В 1943 г. Шостакович пишет 8-ю симфонию. Трагедия войны с ее страданиями и миллионными жертвами, вера в победу советского народа переданы композитором с потрясающей силой.
«Симфония величия человеческого духа» − так охарактеризовал содержание своей 5-й симфонии С. С. Прокофьев. Отблеск войны несет на себе его 6-я симфония. В годы войны написаны 22-я, 23-я, 24-я симфонии Н. Я. Мясковского, симфонии В. И. Мурадели, Т. Н. Хренникова, Г. Н. Попова и других мастеров советского музыкального искусства.
В 1943 году возникает замысел Второй симфонии, известной под названием «Симфония с колоколом», А. И. Хачатуряна. Образы, связанные с колокольным звоном, неоднократно встречаются в русской музыке: финал оперы «Иван Сусанин», колокола в «Борисе Годунове», колокольное раскачивание в начале Второго концерта Рахманинова, его же кантата «Колокола», набат в «Князе Игоре». «Симфония с колоколом» достойно входит в строй произведений, порожденных трагическими событиями второй мировой войны, рядом с «Ленинградской» Шостаковича. В ней, как и в Седьмой Шостаковича, нашла выражение идея советского патриотизма.
Слушание фрагмента 2 симфонии А. Хачатуряна.
Не было практически ни одного жанра, в котором так или иначе не отразились бы переживания или события военных лет. Оратория Ю. А. Шапорина «Сказание о битве за Русскую землю» вдохновлена героической сталинградской эпопеей. Обороне Ленинграда, героизму и несгибаемой стойкости его защитников посвящена кантата Н. Я. Мясковского «Киров с нами» на стихи Н. С. Тихонова. Композиторы обращаются к героическому прошлому русской истории. С. С. Прокофьев создает оперу-эпопею «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, М. В. Коваль − оперу «Емельян Пугачев». В военные годы советская музыка обогащается и сочинениями, утверждающими добро, красоту, глубину любви (балеты «Золушка» С. С. Прокофьева, «Гаянэ» А. И. Хачатуряна).
Проверка освоения материала учащимися
Учитель: Сегодня мы познакомились с некоторыми произведениями, созданными в годы войны. Какое значение имела музыка военных лет?
Ответы учащихся:
– Музыка помогала ковать победу…
− Вся страна пела песни, помогающие разгромить врага…
− Песни вдохновляли бойцов на подвиги, были боевым оружием против врага…
− Поднимали дух бойцов, подбадривали их…
Учитель: Какая музыка вам больше всего запомнилась и почему?
Ответы учащихся.
Учитель: Главная «победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в Московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
Сколько их − прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Советского Солдата! Но песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
Большое спасибо за активное участие на уроке, наш урок закончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Конспект урока "Военные походы фараонов"
Конспект урока в соответствии с ФГОС, 5 класс...
5. План-конспект Обобщающего военно-исторического урока по ОБЖ на 1-ом курсе. Военные реформы России
Тема: Военные реформы России Учебные цели:1. Расширить и укрепить знания, учащихся по истории нашей Родины2. Расширить кругозор учащихся ...
Конспект проведения военно-спортивной эстафеты в школе.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма готовности к защите Родины и культуры межнациональных отношений, которые име...
Конспект урока "Военные походы фараонов"
Египетские фараоны стремились укрепить свою власть, расширить владения и приумножить богатства. С помощью кого или чего это можно было сделать? (С помощью армии и в результате военных походов.)...
Конспект занятия: "Военные события XX века. Жизнь после жизни."
Данное внеклассное занятие содержит материал трех воин: Афганская, Чеченская, ВОВ. В содержании раскрывается вся суть этих воин, жизнь людей их страдания. Ролики помогают пережить те страшные момент и...
Конспект урока "Военные походы фараонов"
Конспект урока по всеобщей истории 5 класс "Военные походы фараонов"...