Дополнительная общеобразовательная программа "Радужная песенка"
рабочая программа на тему
Дополнительная общеобразовательная программа "Радужная песенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raduzhnaya_pesenka.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДОД ДДТ
___________ Л.П. Зорина
«___» _________ 200__ г.
Утверждена Советом Учреждения
Протокол № __ от____________г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Радужная песенка»
Автор программы: педагог дополнительного образования
Лопай Жанетта Константиновна
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации: 1 год
Место и год создания: ст. Кавказская, 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – художественно-эстетическая.
Музыкальные звуки «досказывают то, что можно иногда прочитать между строк поэзии, дорисовывают весь этот внутренний душевный мир, для которого слово – только самое внешняя и грубая оболочка». Детский голос – это сложное понятие. Вообще голос - это уникальное явление, это особое эмоциональное понятие, это чувства, это особая интонация. Пение положительно влияет на развитие ребенка. Очень важно для педагога пройти весь путь обучения с учеником в правильном общении с ним. Основа любого пения – это внутреннее состояние психического равновесия, состояние удовлетворенности, даже радости, душевного комфорта. Что касается детей, то кроме голоса необходимо обращать внимание ребенка на его состояние, т.е. о чем он поет, что он переживает. Главное – глубина, содержание, что он чувствует, что бы была органика. Не все дети это чувствуют. В большинстве, им все надо объяснять, показывать. Пение на уроках вокала приносит наслаждение, радость, пение затягивает, не хочется останавливаться. Значит, вы на правильном пути, только будьте осторожны с нагрузкой.
Занятия должны проходить по принципу от простого к сложному.
Программа «Радужная песенка» рассчитана на учащихся начальных классов в возрасте, от 9 до11 лет, создает все необходимые условия, для раскрытия творческих способностей в области песенного искусства, решает задачи связанные с вокальным воспитанием детей. Программа дополняет и углубляет школьную программу начальных классов. Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности.
Концептуальная идея программы – благотворно воздействовать на духовный мир воспитанников так, чтобы ребенок приходил к пению, как к естественному моменту своего становления.
Цель программы – приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в ребенке творческой сущности, заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса.
Задачи:
- Обучение навыкам вокального исполнения;
- Развитие умений выражения своего внутреннего мира в звуках;
- Способствование реализации творческих духовных устремлений детей в пении;
- Формирование культуры поведения и здоровьесбережения;
- Расширение знаний в области музыки, истории музыкальной культуры.
Репертуар, с помощью которого решаются образовательные задачи, должен соответствовать возрасту детей. Продуманный отбор учебного материала – является важнейшим фактором, способствующим успешному и всестороннему развитию музыкально – исполнительских данных учащихся. Репертуар составляют произведения предназначенные как для ознакомления, так и для исполнения. Отбор песенного репертуара осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности.
Основной образовательный принцип программы – от простого к сложному, от знаний к творчеству.
Программный репертуар предусматривает освоение основных тем:
I. Специальная вокально – художественная работа с перечислением основных тем, таких как: работа над звукообразованием, дыханием, дикцией, работа над правильной чистотой интонирования, работа по развитию мелодического и гармонического музыкального слуха, пение канонов и вокальных произведений.
II. Навыки музыкальной грамоты – основные знания по нотной грамоте, понятия о звукоряде и музыкальном строе, о знаках нотного письма, пение гамм До Мажор , Ре Мажор,Ми Мажор и их параллельных гамм.
III. Слушание музыки – прослушивание разножанрового, разнохарактерного вокального материала и инструментальной музыки для расширения кругозора учащихся.
IV. Сценическое мастерство – работа над раскрытием образа исполняемого произведения, с использованием различных выразительных средств, хореография и сценография исполняемого вокального произведения.
V. Организационно – воспитательная работа – это беседы на различные темы по вокальному искусству, воспитанию и организации.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Учащийся должен петь в диапазоне от Ля малой. До 2 окт.
- Уметь петь а /капелла в унисон чисто интонируя и правильно распределяя дыхание в длиной фразе.
- Уметь исполнять фрагментальнодвухголосие в терцию и по принципу «веера» на сближение и отдаление голосов.
- Учащийся должен выразительно и эмоционально исполнять вокальные произведения, различные по стилю и характеру.
- Уметь пропеть звукоряд из 8 нот с названием нот в восходящем и нисходящем движении, из него выделить трезвучие.
- Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем движении, различать ударные и безударные доли такта.
- Уметь петь каноны, чисто интонировать звук, соблюдать ритмическую точность исполнения, синхронно петь элементы двухголосных мелодических расхождений.
- Должен знать основы о культуре поведения и здоровьесбережения.
- Должен расширять знания в области музыкальной культуры.
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Сроки | Какие ЗУН контролируются | Форма проведения итогов |
Май |
| Открытое занятие. Концерты. |
Хотя программа Радужная песенка разделена на отдельные тематические части, в связи со спецификой занятий, границы их несколько сглаживают. В образовательном процессе сочетаются вокальные и ритмические упражнения, направленные на обладание голосом и своим телом одновременно.
Содержание музыкального образования предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие музыкальной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам деятельности.
Используемые методы: наглядный метод (слуховой и зрительный), словесные методы, методы повторения и закрепления, метод интеграции слова и движения (по Карлу Орфу), метод предупреждения ошибок, метод эмоционального воздействия, метод визуализации, репродуктивный метод, эвристический метод, метод вживания, художественно-синкретический метод. Наряду с общепедагогическими методами в вокальной педагогике используются: концентрический метод (И.М.Глинка), фонетический метод, метод мысленного пения, метод сравнительного анализа.
СВЕДЕНИЯ О СРОКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Специфика обучения предполагает индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу - в год 72 часа, ансамблевые занятия 2 раза в неделю по 2 часа – в год 144 часа, проходящих в форме практических занятий, музыкальных иллюстраций, в форме работы с фонограммой.
Программа обучения предполагает усвоение материала на основе базисных положений постановки голоса, развития музыкальных способностей детей. При приеме детей в объединение учитывается наличие музыкальных способностей (слух, ритмическая дисциплина).
Форма организации детского коллектива - объединение «Мечта».
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «РАДЖНАЯ ПЕСЕНКА»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование должно соответствовать современному техническому уровню. Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности. Наличие магнитофона с двойной декой и проигрывателя обязательно. Фортепиано должно быть тщательно настроено. CD и MP3 диски для записей фонограмм должно быть высокого качества и в достаточном количестве.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Березняк Т. П. «Школа профессионально пения, постановка голоса».г. Москва 1998г.
2. Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» г. Москва 2003г.
3. Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота» г. Москва «аквариум» 2001г.
4. Емельянов В. «Развитие голоса» г. С-П 2003г..
5. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Мосвка 1998г.
6. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио».г. Москва «Музыка», 2000г
7. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором» г. Краснодар 2002г.
8. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие» г. Москва 1998г.
.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание и виды работы | Кол-во часов | |||||
всего | теория | практика | |||||
1 | Специальная вокально-художественная работа: 1.1.Формирование певческой установки 1.2.Работа над дыханием 1.3.Пение канонов 1.4.Работа над правильной чистотой интонирования 1.5.Работа над звукообразованием. 1.6.Работа над двухголосным исполнением 1.7. Пение вокальных произведений | Индивидуальные | Ансамблевые | Индивидуальные | Ансамблевые | Индивидуальные | Ансамблевые |
4 4 4 7 9 6 18 | 8 8 8 14 18 12 36 | 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 | 3 3 3 6 8 5 17 | 6 6 6 12 16 10 34 | ||
2 | Музыкальная грамотность: 2.1. Основы нотной грамоты. 2.2. Понятия об интервалах | 2 2 | 4 4 | 1 1 | 1 1 | 1 1 | 3 3 |
3 | Слушание музыки | 4 | 8 | 1 | 1 | 3 | 7 |
4 | Сценическое мастерство | 8 | 16 | 1 | 2 | 7 | 14 |
5 | Организационно-воспитательная работа | 4 | 8 | 3 | 6 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 72 | 144 | 14 | 25 | 58 | 119 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Специальная вокально-художественная работа:
1.1. Формирование певческой установки (необходимое обязательное условие для развития вокального голоса).
Плечи и спина в расправленном состоянии, опора на оби ноги, мышцы брюшные натянуты, гортань в свободном положении зевка, верхнее небо приподнято в форме купола. Специальные упражнения и тренинг на формирование певческой установки.
1.2. Работа над дыханием.
Работа над экономичным расходом потока выдыхаемого воздуха на определенные фразы. Работа над ровным выдохом, почти неощущаемым. Работа над постепенным экономичным расходованием воздуха при фонации.
1.3. Пение канонов. Пение канонов на основе народных мелодий. Работа над развитием гармонического слуха в повторном исполнении канона по голосам, работа отдельно по партиям. Пение канонов в разных тональностях в восходящем исполнении по полутонам.
1.4. работа над правильной чистотой интонирования.
Упражнение по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог «лю», на группу слогов «ля-ле-лю».
1.5. Работа над звукообразованием.
Формирование естественного свободного звука без напряжения, пение преимущественно на мягкой атаке с округлением гласных, упражнение на развитие певческого диапазона с использованием восходящего и нисходящего звукоряда.
1.6. Работа над двухголосным исполнением.
Упражнения на двухголосие в терцию, работа отдельно по голосам, пение по голосам интервалов и аккордов в пределе диапазона Ля 1 окт. и До 2 окт. Работа над чистым интонированием элементов двухголосия. Работа над двухголосным исполнением в вокальном произведении, работа отдельно по партиям.
1.7. Пение вокальных произведений.
Работа над определением формы вокального произведения, его метра. Разучивание текста и мелодии вокального произведения, пение отдельных фраз с выделением кульминационных вершин. Анализ словесного текста и его содержания, работа над выразительным и эмоциональным исполнением. В условиях ансамбля – работа по голосам в единой манере исполнения, с использованием близкой вокальной позиции и точным исполнением ритмического рисунка
2. Музыкальная грамотность:
2.1. Основы нотной грамоты.
Исполнение звуков с названием нот в гамме До мажор, Ре мажор, Ми мажор. Основные правила написания штилей. Пение гамм До мажор, Ре мажор, Ми мажор на легато и нонлегато.
2.2. Понятия об интервалах.
Пение интервалов от заданных звуков, находящихся в расположении певческого диапазона. Умение на слух определять большую и малую секунды, большую и малую терции в исполняемом вокальном материале (распевки, вокальный репертуар).
3. Слушание музыки:
Прослушивание вокальных произведений шоу группы «Саманта» (руководитель Е. Зорицкая) вокальной группы Волшебники двора, прослушивание и просмотр музыкальной сказки Гадкий утенок в исполнении хора Михаила Турецкого на музыку П. И. Чайковского
4. Сценическое мастерство:
Работа с микрофоном. Вокально – ритмическая импровизация знакомого произведения. Работа над постановкой и сценографией, раскрытием образа. В условиях ансамбля отрабатывание элементов танца, сценографии, синхронности исполнения, работа над раскрытием образа.
5. Организационно – воспитательная работа.
Беседы на различные темы по вокальному искусству по воспитанию и организации.
- Беседа о композиторе Е.Зарицкой и о шоу-группе «Саманта»
- Беседа о музыкальных стилях, зародившихся в афроамериканской культуре.
- Беседа о классической эстрадной и джазовой постановки голоса, приемы звукоизвлечения в определенной манере исполнения.
- Беседы на тему о гигиене голосового аппарата.
«Методическое обеспечение образовательной программы «Радужная песенка»
№ п/п | Образовательные области | Название темы | Форма занятий и форма подведения итогов по каждой теме | Знания | Умения |
1 | Словесность | Знакомство с музыкальными терминами, понятиями о вокальном исполнительском мастерстве, определениями звукообразования, голосового аппарата. | Рассказ о музыкальных терминах, о вокальном исполнительском мастерстве, беседа по звукообразованию и строению голосового аппарата. Опрос и практическая работа | Знания о звукообразовании, вокальных навыках, определении певческой установки при вокальном исполнении. | Умение рассказать о системе применения вокальных навыков в практической деятельности. |
2 | Естествознание | Современные представления о музыке. | Прослушивание и рассказ. | Знание современной музыки. | Умение использовать при работе современные музыкальные термины. Знать жанры музыки. |
3 | Математика | Выполнение простейших расчетов при работе над дыханием. Математические понятия в направлении работы с нотной грамотой. | Практическая работа над дыханием. | Знание ритма | Выполнение простейших расчетов при подсчете тактов в музыкальном произведении. |
4 | Искусство | Понятие о вокальном искусстве. Вокальное искусство в традициях кубанского края. | Лекция по вокальному искусству, беседы, просмотр наглядного материала. Посещение выставок и концертов, подготовка и участие в мероприятиях. | Знание о вокальном искусстве. Знание разнообразного по тематике репертуара. | Умение различать, оценивать, анализировать свое участие в творческой жизни. |
5 | Технология | Понятия о строении фортепиано, микрофона и магнитофона. | Репетиции, практическая работа с микрофоном на сцене. Постоянные репетиции, связанные с работой над вокальным мастерством. Итоговые концерты, конкурсы. | Знание правил работы с микрофоном, магнитофоном. | Умение качественно пользоваться фонограммами при работе с магнитофоном и с микрофонами. |
6 | Психологическая культура | Понятия о способностях людей, о качествах личности, об особых качествах воспитанников. Понятия о правилах совместной деятельности. Понятие о конфликтных ситуациях и правилах выхода из них. Психологические особенности работы в объединении. | Тренинги на формирование личностных качеств личности, лекции, беседы, разговор в кругу, наблюдение в процессе выступления воспитанников на творческих мероприятиях. | Знания о сценической культуре | Умение вести себя на сцене |
7 | Культурная антропология | История возникновения и развития песенного жанра. Традиции, обычаи, обряды русского народа на Кубани. Информация о знаменитых исполнителях и композиторах. | Рассказы о исполнителях и композиторах, прослушивание музыкальных произведений. Подготовка и участие в конкурсах, концертах. | Знание истории, исторических дат, традиций, обычаев, имен знаменитых людей. | Умение рассказать о известных исполнителях и композиторах. Умение участвовать в концертах, конкурсах и развлекательных мероприятиях. |
7 | Здоровый образ жизни | Понятие о ЗОЖ. Тренинги по укреплению здоровья. Формирование готовности вести ЗОЖ. Понятие экологически-чистых материалов. Особенности организации труда на занятии. | Тренинги по укреплению здоровья, рассказы, практические занятия, физ.минутки, экскурсии. | Знание о ЗОЖ | Умение вести ЗОЖ |
8 | Социальная практика | Понятия о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, права и обязанности воспитанников и педагогов. Правила общения людей, требования к занятиям, решение типовых ситуационных задач. Правила подготовки и участие в массовых мероприятиях. | Разбор ситуаций, тренинги, праздники, практические занятия. Наблюдение, коррекция. | Знание о правилах хорошего тона, о правилах совместного труда, о правах и обязанностях воспитанников и педагогов и т.д. | Умение применять на практике полученные знания. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Березняк Т. Ф. Школа профессионального пения (постановки голоса).- г.Москва, 2000.
2. Вахромеев В. «Музыкальная грамота 1-5 год обучения» г.Москва 2003.
3. Гульянц Е. И. «Музыкальная грамота». г.Москва «Аквариум» 2001.
4. Емельянов В. развитие голоса (координация и тренинг). - С – Пб. , 2003.
5. Калмыков и Фридкин «Сольфеджио двухголосие». г. Москва 1998.
6. Михайлов М. А. «Развитие музыкальных способностей». – Москва, 2001.
7. Москалькова И., Рейниш М. «Уроки сольфеджио». г. Москва «Музыка», 2000.
8. Стулова Г. П. «Теория и практика работы с детским хором». г.Краснодар 2002.
9. Струве «Хоровое сольфеджио» г. Москва, 1997.
10. Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса). – г.Москва, 1998.
Примерный репертуар
по программе «Радужная песенка»
- «Мир вам люди», слова Б. Савельев, музыка М. Пляцковского
- «Аист на крыше» музыка Д. Тухманова, слова А. Поперечного
- «Спасибо мамы» автор Т. Музыкантова
- «Дети земли» автор В. Ударцев
- «Детство» автор Д. Пархоменко
- «Добрая песенка» автор Ж. Колмагорова
- «Страна детства» музыка Ж. Лопай, слова О. Жукова
- «Звонкие голоса» автор К. Костин
- «Каникулы» автор Ж. Цибров
- «Мама» автор А. Ермолов
- «Планета детства» музыка А. Журбина, слова П. Синявского
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке».
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С песенкой по лесенке» - художественная. Дополнительная общеобразовательная программа «С песе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Песенка»
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Песенка»...