Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
статья на тему
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Внеурочной деятельности новый Стандарт отводит особую роль. Она наряду с учебным планом школы выступает средством реализации Основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально- педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно- трудовые дела). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
К моменту введения ФГОС ООО у нашей школы уже сложился определённый опыт работы по организации активной деятельности обучающихся во внеурочное время. Педагогов всегда заботило, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной, насыщенной и комфортной?
Вся система внеурочной деятельности призвана предоставить обучающимся возможность свободного выбора кружков, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.
В нашей школе на собраниях с родителями будущих первоклассников предлагаются направления внеурочной деятельности. Заполняя анкеты, родители высказывают свое мнение по поводу того, какому направлению они отдают предпочтение. На следующем собрании проводится презентация предполагаемых кружков. Радует то, что родители поддерживают наши идеи в реализации, которых мы придерживаемся главного целевого ориентира: содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Модель интеграции позволила реализовать все направления деятельности и обеспечить занятость во второй половине дня 100% обучающихся. Вся система внеурочной деятельности осуществляется на бесплатной основе.
Направления | Виды и формы организации внеурочной деятельности |
Духовно-нравственное | беседы в библиотеке |
экскурсии и мероприятия в краеведческом музее | |
экскурсии и мероприятия в Комнате Боевой Славы | |
экскурсии по селу, на предприятия села | |
участие в благотворительных акциях | |
Военно-патриотическое | Кружок «Я-гражданин России» |
Кружок «Я и мое Отечество» | |
Участие в смотрах, конкурсах «Вперед мальчишки», КТД посвященных Дню Победы; | |
Социальное | проектная и исследовательская деятельность |
участия в работе органов ученического самоуправления | |
участия в школьных КТД и традиционных мероприятиях | |
участия в акциях различной направленности | |
Общеинтеллектуальное | Шахматный всеобуч |
Кружок «Легоконструирование» | |
Кружок «Хочу все знать» | |
Интеллектуальные игры, марафоны, олимпиады | |
Художественно-эстетическое | кружок «Волшебный карандаш» |
кружок «Умелые руки» | |
Участие в творческих конкурсах разного уровня | |
Спортивно-оздоровительное | Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования, физкультминутки, динамические паузы |
Кружок «Здоровейка» |
В нашем учреждении для проведения внеурочной деятельности разработаны следующие программы:
- Программа курса «Хочу все знать»;
- Программа курса «Я гражданин России»;
- Программа курса «Я и моё Отечество»;
- Программа кружка «Здоровейка»
- Программа кружка «Волшебный карандаш»
- Программа курса «Легоконструирование»
- Программа кружка «Шахматы»
- Программа кружка «Умелые ручки»
Разнообразие видов и форм внеурочной деятельности предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения.
Обучающиеся 1-3 классов принимают активное участие в конкурсах, олимпиадах, марафонах, конференциях различного уровня, где показывают достойные результаты.
Ярким примером являются результаты работы кружка по программе «Умелые ручки». Свои работы дети дарят учителям, ветеранам на праздниках. На общешкольном родительском собрании в мае дети организовали акцию «Подарок для родителей», где вручили свои поделки собравшимся родителям. Обучающиеся принимают участие в конкурсе военно- технических моделей оборонной направленности.
Что касается механизма реализации внеурочной деятельности, то именно здесь и начинают перед ОУ возникать проблемы. Занятия, мероприятия проводятся во второй половине дня. Однако далеко не все ОУ имеют свободные помещения для организации внеурочной деятельности. В этом случае образовательное учреждение может использовать возможности учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Но, в условиях сельской местности не всегда есть и учреждения социальной сферы, которые можно было бы привлечь к организации дополнительного образования детей. Существуют и другие проблемы, с которыми сталкивается образовательное учреждение: отсутствие на сегодняшний день пока компетентности у учителей в вопросах новых подходов к содержанию и организации внеурочной деятельности, разработки программ внеурочной деятельности; отсутствие зачастую материально-технических условий; проблемы финансового обеспечения.
В школе на наш взгляд созданы все необходимые условия для организации внеурочной деятельности. Созданы кадровые условия: в штатное расписание школы включены должности заместителя директора школы по ВР, педагогов дополнительного образования. Учителя, работающие в начальных классах 50% имеют высшее образование, имеют высшую и первую квалификационную категорию. Все в полном объеме прошли курсовую переподготовку по ФГОС. Для занятий внеурочной деятельностью в школе имеется достаточно хорошая материально- техническая база: все кабинеты начальных классов оснащены компьютерами и мультимедиапроекторами, в классах имеются телевизоры, магнитофоны. Для спортивно-оздоровительных мероприятий имеется спортивный и тренажерный зал, спортивная площадка, имеется актовый зал. Кружковую работу в школе проводится учителями за счет стимулирующих выплат. В школе работает группа продленного дня, где дети до занятий внеурочной деятельности находятся под присмотром воспитателя, в школьной столовой получают комплексный обед.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Сложившийся на сегодняшний день опыт по организации внеурочной деятельности является прочным фундаментом дальнейшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Статья написана в помощь учителям "Технологии" для огранизации и проведения внеклассной работы с учащимися 5-7 классов....
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Как ведется внеурочная деятельность в нашей школе. Что для этого предпринимается....
«Эстетическое воспитание в развитии личности учащихся при организации внеурочной деятельности в свете внедрения ФГОС ООО»
Работа составлена на основе внеурочной деятельности....
Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...
Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.
Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....
«Актуальность внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС».
Внеурочные деятельность в наше время очень актуальна, развивает умение логически мыслить, экспериментировать, видеть количественную сторону предметов, природных явлений, делать выводы, обо...
выступление «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
Статья содержит сравнительный анализ системы оценивания традиционной школы и ФГОС. Методы применения самоценки учащихся на уроках и дома(из опыта работы) ...