Социально педагогический проект по работе с трудными подростками "Главный герой".
проект по теме
Данный проект написан в соавторстве. В течение 7 лет я работала с трудными подростками в удивительном проекте "Герои Калевала". Хочу открыть еще одну грань своего опыта : как методиста и социального педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_kalevaly.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Текст статьи, опубликованной в педагогическом журнале «Народное образование»
Авторы:
Воздвиженский Сергей Эрландович,
Директор Детско-юношеского центра города Петрозаводска,
Координатор детской общественной организации «Скауты Карелии»
Толмачева Елена Адольфовна,
методист по социальным программам Детско-юношеского центра города Петрозаводска
Уханова Наталья Владимировна,
педагог Детско-юношеского центра города Петрозаводска
Шарабашкина Светлана Владимировна,
психолог Детско-юношеского центра города Петрозаводска
Социально-педагогический проект по работе с трудными подростками «Герои Калевалы»
Шесть лет назад муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Детско-Юношеский Центр г. Петрозаводска» по собственной воле получило прописку в одном из отдаленных районов Петрозаводска – Ключевая. Несмотря на то, что многие программы и проекты объединений ДЮЦ имеют международный и республиканский статус, мы считаем, что должны иметь конкретный участок социально-педагогической работы, за который несем ответственность не только перед учредителем, но, прежде всего, перед своим педагогическим сознанием, может быть, простите, совестью.
В результате принятой в 2005 году концепции развития основной миссией ДЮЦ стало «ответственность за воспитание». Приоритетными направлениями работы стали:
- Развитие эффективных программ противодействия антисоциальным явлениям в детской и молодежной среде – апробация системы работы в р-не Ключевая с последующим распространением опыта на город Петрозаводск;
- Развитие детских общественных инициатив в масштабах города;
- Предоставление востребованных услуг дополнительного образования в р-нах Ключевая, Кукковка, Зарека.
Суть концепции ДЮЦ в том, что мы верим, что воспитательная деятельность в рамках обозначенного воспитательного пространства может быть анализируема, прогнозируема и может реально приносить обозначенный плановый результат. Мы посчитали, что в ситуации нашей социальной действительности гораздо важнее говорить о воспитании, чем о творчестве или развитии личности, что в интересах социума – стремиться не к развитию творчества небольшой группы детей, а к преодолению острых проблем воспитания подростков. Дополнительное образование для нас – не самоцель и даже не отрасль, а ресурс, который мы должны потратить в интересах детей и будущего общества.
Постоянной «головной болью» руководства ДЮЦ является поиск программ или просто идей, способных стать проектами работы с трудными подростками. Мы старались применить все, что могло бы сработать. От самых простых форм – социальная гостиная с обедами и воспитателем, помогающим делать уроки и пристраивающим в секции ДЮЦ, до общественных организаций местной молодежи, программ восстановительного правосудия, создания общественной комиссии по делам несовершеннолетних…
Но ударной программой, позволяющей быть стартером многих социальных проектов ДЮЦ, стала программа «Герои Калевалы», которая вначале называлась «Главный герой».
Основная идея родилась три года назад, когда желание организовать летний лагерный проект для трудных подростков уткнулось в отсутствие опыта Макаренко, способного встряхнуть несколько десятков трудных подростков педагогическим взрывом. Трясти вообще не хотелось. Многие из них были и так встряхнутыми этой жизнью, недокормленными, с диагнозом ЗПР и пр. Очень не хотелось создавать из нескольких группировок подростков, собранных в лагере, преступную сеть. Вывод был простой – надо их разделить по тем компаниям, в которых они и так находятся. Мы решили, что это должна быть игра между островами – группами подростков. Форму подсказала популярная телепередача «Последний герой». В игровых и педагогических целях мы перевернули ее смысл – не кто «последний герой», а кто «главный герой». Соответственно, мы никого не удаляли в ходе игры, мы, наоборот, старались, чтобы все стали героями.
В первом лагере, продолжительностью в неделю, принимало участие несколько групп из нашего района и детского дома. Наши ожидания первой встречи не обманули себя. Мы столкнулись с организованными группами подростков, которые приехали с блоками сигарет, своими паханами, матюгались и все время сплевывали.
Нам удалось с самого начала выдержать дружеский характер общения. Повышать голос было бесполезно – на них уже и так «наорались». Можно было только договариваться. Впрочем, с постоянной матерщиной мы справились на второй день. Мы предлагали всем материться еще больше и за это «награждали» проигрышем в соревновании или штрафным временем. «Пациенты» начали скромно улыбаться и говорить: «Гы-гы-гы… мы пока не будем». Сигареты имели свойство кончаться, и несколько дней здоровой жизни были подарены нашим пацанам.
Каждый день проходили соревнования – от поиска банок с ананасами в воде до интеллектуальных игр, после которых племя получало право выбрать своего героя.
Время лагеря пролетело быстро, и главным призом для всех были дни, наполненные приключениями, природой, солнцем и доброй обстановкой. На 19 «робинзонов» обстановку доброты обеспечивали 4 педагога и 15 инструкторов-скаутов.
Результат пилотного проекта оказался внушительным – 90 процентов участников было снято с школьного учета. После этого мы решили взять накопленный опыт на вооружение и начать подготовку полномасштабного проекта, способного оказать реальное влияние на ситуацию воспитательного пространства микрорайона. Нам без больших проблем удалось построить фандрайзинг. При поддержке Фонда детей и молодёжи Финляндии мы стали социальным партнёром крупнейшей в Скандинавии энергетической компании «Фортум». Педагогический состав уже имел потенциал для выполнения подобного проекта, материальная база была, в принципе, достаточной.
Новый этап работы начался с серии трёхдневных выездов с трудными подростками на турбазу Детско-юношеского центра. Программа мини-выездов, проходивших в конце учебного года на выходных, включала в себя испытания на сплоченность и профилактические тренинги. Большой интерес вызвали веревочные испытания, скаутские методы работы с подростками, ночные и экстремальные приключения. Организаторы выездов старались найти для каждого выезда свою изюминку. Например, соревнования на квадрациклах, которые пользовались неизменным успехом.
Участники зарабатывали баллы не только за соревнования, но и за трудовые моменты, которые проходили в виде игры, а также теряли баллы за мат и «невменяемость».
Каждый вечер в определенное время проводились «огоньки», где подводились итоги прожитого дня, выбирались герои племен. Это были те подростки, которые смогли организовать племя для успешного прохождения испытаний. В конце третьего дня испытаний выбиралось племя-победитель. Совместно проходили и выборы героя и супер-героя данного выезда.
С участниками победивших племен заключались специально разработанные трехсторонние договоры (участник плюс ДЮЦ плюс школа). Договоры фиксировали требования, которые подросток должен был выполнить для дальнейшего участия в проекте. Например, не нарушать устав школы, не быть замеченным в правонарушениях, заниматься в кружках и объединениях дополнительного образования, отработать определенное время бесплатно и предоставить об этом справку-подтверждение. Для некоторых участников в договор были включены и личные требования – посещать школу, не прогуливать уроки и пр.
Летний приключенческий лагерь «Герои Калевалы» был проведен в 2005 году на островах озера Сямозеро (Пряжинский район Карелии). Количество участников лагеря составило 80 человек: 40 подростков – участников проекта и 40 организаторов. Продолжительность лагеря составила 2 недели.
Из состава участников проекта было сформировано 6 команд. Каждая команда проживала в условиях автономного существования на собственном острове. На каждом острове было организовано круглосуточное дежурство организаторов с постоянным мониторингом ситуации по радиостанциям и мобильной связи.
По прибытии участники проекта прошли инструктивные занятия и коммуникативные тренинги на базовом острове. На следующий день команды переправились на свои острова. Командам было выдано некоторое снаряжение и небольшой запас продуктов на одни сутки. В качестве «неприкосновенного запаса» на случаи критических ситуаций команды имели набор продуктов, лекарств, средства связи и сигнализацию.
Были на островах и собственные деньги – «калевалки». На эти деньги можно было купить снаряжение, а также продукты в специально организованном «магазине». «Калевалки» можно было заработать за участие в конкурсах, за уборку своего острова (сдав мешок мусора), за рыбу, выловленную самостоятельно, за удачно оборудованную стоянку. Как оказалось, товарно-денежные отношения с трудными подростками действуют достаточно эффективно. Можно было и штрафовать племена за нецензурную брань на определенное количество «калевалок».
Игра состояла из большого набора конкурсов, направленных на развитие группового взаимодействия и выработку характера. Содержание конкурсов разрабатывалась с участием специалистов – психологов, социальных педагогов. Ежедневно на островах проходили различные тренинги, такие как применение сигнализации в обозначенное время, творческие, технические задания.
Днем все участники съезжались на базовый остров, где проходили общие конкурсы – соревнования на групповую сплоченность. По результатам конкурсов, участники покупали снаряжение и питание на следующие сутки. Наиболее успешные команды получали за каждый конкурс специальные призы. Одним из конкурсов в лагере был творческий – постановка мини-спектакля по отрывку из эпоса «Калевала». Не секрет, что со спортивными, туристическими конкурсами подростки справляются достаточно хорошо, но осуществить простую постановку участникам, многие из которых имеют логопедические нарушения, просто плохо читают, – это серьезное задание. Организаторы были удивлены, когда подростки даже смогли приготовить из подручных средств небольшие костюмы для героев. Многие решения постановки были остроумными: так Айно (её роль играл мальчик) вошла в озеро и упала в него, изобразив утонувшую невесту.
Вечером команды-победители – их, как правило, большинство – проводили «Совет острова», на котором определяли Главного Героя племени – человека, который внёс решающий вклад в поддержание духа команды и ее победу. На следующий день главные герои отправлялись на остров «Сампо».
Идея снимать на сутки «главных героев племени» с островов и отправлять их на остров «Сампо» для тренингов и специальной «адреналиновой программы» оказалась одной из самых интересных находок. Программа острова «Сампо» требовала не меньших усилий, чем вся остальная программа проекта. После того, как «герои» проходили серию испытаний (см. приложение), что являлось доказательством наличия у них способности к самоанализу и самоконтролю, их ожидало самое серьезное и экстремальное приключение – полёт на парашютной системе «Дракон».
Сложно передать тот восторг, который испытывали ребята, поднявшись в воздух на высоту 30-40 метров над землей. Вспоминать этот момент герои нашей программы будут всю жизнь. Важно было преодолеть свой страх перед высотой, который возникал у многих из ребят. Этот момент был ярким показателем того, что даже «трудных» подростков можно извлечь из их негативной среды, предоставив им возможность испытать экстрим, но уже в позитивном направлении.
На протяжении всего нахождения на острове «Сампо» ребята убеждались в том, что в жизни есть много возможностей реализовать себя в интересных и экстремальных видах деятельность, что алкоголь и токсикомания – это не выход, а последствия принятия ПАВ тяжелы и неизбежны, и что выбор всегда есть, и каждый должен сделать его сам.
Эффективность данной программы заключается в том, что благодаря нестандартным видам деятельности, активному участию каждого подростка, выводы, которые они сделали, не были навязаны педагогами, а являлись их самостоятельным и ответственным решением.
Во время работы в лагере мы сделали для себя простой вывод – эти ребята прежде всего должны быть сытыми. Тогда внутренние процессы, происходящие у них на уровне психики и неврологии, будут протекать нормально. Раз в день мы свозили всех в базовый лагерь и кормили до отказа. Всегда работала полевая баня. За победу в конкурсах выдавали фрукты и запас продуктов для самостоятельного приготовления пищи вечером и утром.
Важно было найти адекватную форму «обратной связи» – многие наши участники не очень любили говорить «умные слова». Сначала обратная связь успешно проходила в форме телеинтервью. Легенда о создании телепрограммы была воспринята с интересом. После нескольких дней жизни без телекоммуникаций, произошло то, что дает природа – возможность спокойно беседовать у костра о многих проблемах.
Соотношение 40 участников на 40 организаторов было выбрано не случайно. Мы достигли того, что наши педагоги, несмотря на большую нагрузку, не были перегружены до того, что теряли интерес к происходящему. Мы стремились к тому, чтобы оказать максимальную педагогическую поддержку каждому участнику, предоставив весь возможный спектр – от скаутских инструкторов-старшеклассников, которые сидели на островах и на своей шкуре ощущали разницу между скаутским духом и стилем общения трудных подростков, до специалистов в области психологии, социальной педагогики, медицины. Психолог занимался тестированием и обратной связью, несколько педагогов проекта ежедневно бывали на островах. Целая команда занималась проведением тренингов – групповых коммуникативных, экстремальных, антинаркотических, тренингов по толерантности и пр.
Интересной находкой стала система договоров с каждым участником. Договор был нацелен на изменение имиджа трудного подростка и подписывался с участием школы. Договоры подписывались и до проекта, и после, и эта работа ведется постоянно.
Можно сказать, что проект «Герои Калевалы» на сегодняшний день является педагогической технологией. Кроме набора соответствующих задачам форм и методов, он достигает главного – формирует постоянное детское сообщество со своим микроклиматом и особой сплоченностью, нацеленное на завтрашний день. Разнообразие форм и методов оказалось возможным только при условии объединения усилий учреждения дополнительного образования, специализирующегося на проектах социально–педагогической деятельности, и общественной организации, желающей «оставить свой след на земле».
Наблюдение за подростками со стороны специалистов – психологов, социальных педагогов, медиков – позволило составить детальное представление о проблемах ребенка и причинах, которыми они вызваны. Это способствовало продолжению реабилитационной программы по окончании лагеря.
Подросткам было предложено войти в состав скаутских объединений, туристических групп и других внешкольных объединений по интересам. В результате подростки смогли продолжать участие на постоянной основе в тех видах деятельности, в которых они оказались успешными во время летнего лагеря.
Для подростков, которые в сентябре-ноябре 2005 года успешно включились в работу внешкольных объединений по интересам и продемонстрировали успехи в освоении позитивных моделей поведения, была организована поощрительная поездка «в страну Калевалы» – в Хельсинки.
Проект Герои Калевалы действует постоянно, и сейчас организаторы продолжают отборочные игры и готовятся к новому летнему проекту на островах озера Кончезеро.
Мы всегда заинтересованы в контакте с теми, кого волнуют те же проблемы, что и нас, и готовы помочь в расширении географии проекта. Для желающих мы можем выслать материалы на CD и DVD – бесплатно!
Программа гарантирует снятия со школьного учета 50% «робинзонов». Результат этого года – 60%.
Приложения
Договоры с подростками об участии в проекте
ДОГОВОР
об участии в проекте «Герои Калевалы»
Место заключения договора: г.Петрозаводск « » 200 г.
Муниципальное образовательное учреждение Детско-юношеский центр (МОУ ДЮЦ) в лице директора Воздвиженского С. Э., именуемый в дальнейшем «ДЮЦ», школа № ___ в лице социального педагога __________________________, именуемая в дальнейшем «Школа», и учащийся _____________________, 19 ___г. рождения, проживающий по адресу________________________, именуемый в дальнейшем «Участник», заключили настоящий договор об участии Участника в проекте «Герои Калевалы».
1. Обязательства ДЮЦ
1.1.Перед Школой
1.1.1. Обеспечить Участнику на время пребывания в лагере досуговую и иную деятельность.
1.1.2. Обеспечить безопасность пребывания Участника в лагере, гарантировать сохранность физического и психического здоровья Участника.
1.1.3. По запросу Школы сообщать успехи Участника в проведенной программе проекта.
1.2. Перед Участником
1.2.1. Обеспечить условия для пребывания Участника в лагере.
1.2.2. Организовать Участнику различные виды деятельности, помогающие ему в плане личностного развития и социальной адаптации.
2. Обязательства Школы
2.1. Перед ДЮЦ
2.1.1. Предоставить по запросу специалистов ДЮЦ всю необходимую информацию об Участнике в целях эффективности прохождения им программы проекта.
2.1.2. Предоставить необходимые рекомендации по Участнику по степени выполнения им условий данного договора.
2.2. Перед Участником
2.2.1. Предоставлять Участнику в период действия настоящего договора все необходимые условия для успешного выполнения условий договора.
3. Обязательства Участника
3.1. Перед ДЮЦ
3.1.1. Выполнять условия для отбора в лагерь в полном объеме и в сроки действия договора.
3.1.2. Приложить все силы для выполнения следующего:
1) Не иметь замечаний, связанных с алкогольным или токсическим опьянением.
2) ________________________________________
3) ________________________________________
4) ________________________________________
(Зачитывается вслух Участником)
3.2. Перед Школой
3.2.1. Выполнять правила поведения, внутреннего распорядка Школы.
3.2.2. Выполнять все условия договора, указанные в обязательствах Участника перед ДЮЦ.
4. Условия изменения и расторжения договора
4.1. Настоящий договор по инициативе ДЮЦ может быть расторгнут в следующих случаях:
- Невыполнения Участником условий договора
- Нарушения сторонами договорных обязательств.
5. Общие положения
5.1. Настоящий договор составлен в трех идентичных экземплярах и
хранится по одному экземпляру у каждой из сторон.
5.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и
действует до момента зачисления Участника в лагерь.
ДОГОВОР
об участии в поощрительном этапе проекта «Герои Калевалы»
Место заключения договора: г. Петрозаводск « » ___________ 200__г.
Муниципальное образовательное учреждение Детско-юношеский центр (МОУ ДЮЦ) в лице директора Воздвиженского С. Э., именуемый в дальнейшем «ДЮЦ», и учащийся _____________________, 19____ г. рождения, проживающий по адресу ___________________________________, именуемый в дальнейшем «Участник», заключили настоящий договор об участии Участника во II этапе проекта «Герои Калевалы».
- Обязательства ДЮЦ
- Перед Участником
1.1. Организовать в качестве поощрения поездку с развивающими задачами для участников проекта.
1.2. Обеспечить бесплатную дорогу, питание, проживание и развлекательную программу.
1.3. Обеспечить условия пребывания Участника за границей.
1.4. ДЮЦ несет все расходы, связанные с организацией и проведением поездки.
1.5. ДЮЦ берет на себя ответственность за безопасность Участников поездки.
- Обязательства Участника
Перед ДЮЦ
- Выполнить дополнительные индивидуальные условия, перечисленные ниже:
- Избегать употребление алкоголя и токсических веществ.
- Отработать бескорыстно 20 часов до 20.09.2005 г., предоставить подтверждающий документ.
- Иметь постоянное занятие, увлечение (секция, волонтерский отряд) с еженедельным посещением.
- Обеспечить организаторов необходимой информацией по организации Участника к поездке.
2.3. Участник обязан иметь при себе форму, выданную ему во время летнего проекта.
Окончательное решение о выполнении договора и об участии в программе принимается 30.09.2005.
- Обязательства родителей
3.1. Обеспечить оформление паспорта для Участника и доверенность на право вывоза в необходимые сроки до 1.10.2005
3.2. Обеспечить Участника необходимым снаряжением
3.3. В случаях материальных затруднений в семье условия участия обговариваются дополнительно.
- Условия изменения и расторжения договора
- Настоящий договор по инициативе ДЮЦ может быть расторгнут в следующих случаях:
- невыполнения Участником условий договора
- форс-мажорных обстоятельств
- не предоставления в срок необходимых документов для участия в поездке.
- Программа поездки
- Продолжительность поездки 6-7 дней.
- Сроки: ноябрь 2005 г.
- Комфортабельный автобус
- Походное питание
- Проживание на базе скаутов или в кемпинге
- Посещение крупнейшего в Скандинавии аквапарка «Сирена»
- Экскурсионная программа
- Общие положения
6.1. Настоящий договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному экземпляру у каждой из сторон.
6.2. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания всеми сторонами и действует до окончания поездки.
- Дополнительные положения.
___________________________________________________________________________
Методические разработки, использованные при проведении игровой программы лагеря «Герои Калевалы»
1. Программа острова «Сампо»
Цель: профилактика негативных явлений среди подростков группы соцриска посредством активных нестандартных методик.
Задачи:
- предоставление подросткам – участникам лагеря возможности альтернативы: негативные явления – нестандартные и экстремальные виды деятельности;
- ознакомление участников проекта с эпосом «Калевала»;
- формирование у подростков активной позиции неприятия негативных явлений;
- содействие формированию адекватной самооценки у подростков.
Спецификой реализации данной программы являются следующие моменты:
- Использование элементов ролевой игры (ведущая программы в роли старухи Лоухи, главные герои выбирали себе роль одного из героев эпоса).
- Использование только активных методик. Все выводы, которые делали участники программы, были сделаны ими самостоятельно при выполнении активных заданий.
- Использование нестандартных и экстремальных видов деятельности и сопутствующего оборудования (выполнение задания в противогазе, в «опьяняющих» очках, передвижение на водной доске, элементы веревочного тренинга, изготовление оберегов и т.д.).
- Наличие мощного стимула для преодоления препятствий: подъём в воздух на парашюте, посвящение в Герои Калевалы, дары чудо–мельницы Сампо.
Перечисленные выше факторы обуславливали успешность и результативность профилактической работы с подростками – участниками проекта «Герои Калевалы».
Испытания на острове «Сампо»
На остров «Сампо» каждый день привозили главных героев (4 человека: по одному из каждого племени). Главными Героями становились ребята, которых путем голосования выбирали на каждом острове. Вечером каждого дня подводились итоги. И каждый перед видеокамерой высказывал свое мнение – кто и почему является Главным Героем.
Главный Герой – это тот, кто являлся человеком, занявшим наиболее активную позицию и проявил себя героем сегодняшнего дня, внес наибольший вклад в жизнь племени и сделал все возможное, чтобы племя победило в сегодняшнем испытании.
На острове «Сампо» главных героев встречала старуха Лоухи:
«Вас встречает остров Сампо, благородные герои,
Здесь на острове прекрасном вы свое найдете счастье,
И в герои Калевалы посвятят самых достойных!
Есть ли сила в ваших мышцах?Есть ли разум в ваших мыслях?
Вы готовы к испытаньям, благородные герои?!»
Старуха Лоухи знакомила ребят с основными героями эпоса «Калевала». Они выбирали себе наиболее понравившегося, и с этим именем преодолевали трудности и препятствия.
Первым испытанием было построение очага. Герои, используя природный материал, обустраивали очаг. Старуха Лоухи всячески мешала им в этом. Подростки, несмотря ни на что, проявляли терпение и трудолюбие, а ведущая рассказывала о том, как издавна люди заботились о своих родных и близких, о своем доме.
После выполнения задания проводился конкурс на лучший оберег, каждый герой делал свой талисман, который должен был уберечь его и близких людей от бед и несчастий. Во время изготовления оберега ребята отдыхали, рассказывали о своей семье, о том, что им нравится в лагере, что для них сложно.
Вторым испытанием являлось преодоление препятствия «Топи вредных привычек», которое проводилось на основе игры «Морской бой». По одному герои ступали на полосы Топей. Первая полоса была «Алкоголь», вторая – «Токсикомания», третья – «Наркомания», четвертая – «Правонарушения».
Ступая на каждую полосу и не попав на нужный квадрат, герой «увязал» в одной из опасных полос. Задача подростка и группы заключалась в том, чтобы перечислить последствия нахождения на этой полосе и найти возможность выбраться оттуда. Таким образом, подростки сами анализировали негативные явления и искали пути решения проблем.
Заключением игры являлось выполнение задания: один из героев, находящихся в конце группы, должен был провести трех других, у которых были завязаны глаза (ухудшение или потеря зрения как одно из последствий применение ПАВ) по островкам Спасения в Топях вредных привычек. Задание выполнялось без слов. О системе общения герои договаривались до вступления на Топь.
Показателями результативности второго испытания являлись следующие моменты:
- активная позиция подростков в профилактике негативных явлений;
- выбор лидера – человека, который может руководить группой (иногда проходил не с первого раза, а со второй или с третьей пробы участника в этом качестве);
- воспитание в подростках умения взаимодействовать друг с другом, стремиться к выполнению общей цели;
- воспитание терпимости к окружающим;
- воспитание ответственности за свои поступки.
Третьим испытанием была «Тропа одурманенных». На этой тропе герои должны были, надев специальные «опьяняющие очки», пройти по тропе, не уронив свою ношу – два яблока на детских лопатках. В «опьяняющих очках», герои могли ощутить, насколько они уязвимы, как нарушается координация движения, в чем они ущемлены в состоянии алкогольного или токсичного опьянения. Данный анализ своего состояния участники программы делали сами. Многие из них имели опыт употребления алкогольных и токсичных веществ, но преимущество очков заключалось в том, что они трезво могли оценить последствия опьянения.
Заключением игры являлось выполнение задания: за определенное время (30 секунд) в «опьяняющих очках» подобрать деньги – «калевалки».
Герои убеждались на собственном опыте, что одним из последствий принятия алкоголя или токсикомании также могут быть и денежные проблемы.
Четвертое испытание заключалось в том, что герои передвигались по озеру на «водной доске». Доска была прикреплена к моторной лодке, и для того, чтобы удержаться на ней (а большинство ребят даже вставали и балансировали на ней) нужно было проявить особую сноровку и выдержку. Это испытание демонстрировало участникам программы, что тот адреналин, который им так необходим в подростковом возрасте, можно получить, не нарушая закон, не употребляя алкогольные или токсические вещества.
Пятое испытание также требовало от героев умения взаимодействовать, выдержки и самоконтроля, ответственности за принятое решение.
Герои делились на пары, в парах попеременно (в течение 30 минут) подростки выполняли следующие задания:
- ведущий в паре находился в страховке на дереве и оттуда направлял своего «слепого» партнера;
- партнер ведущего должен был с завязанными глазами в противогазе сложить и разжечь костер.
Во время игры проводилась параллель с применением ПАВ.
Как последствие применения ПАВ выделялись следующие факторы: частичная или полная потеря зрения, зависимость от решения других людей, проблемы с органами дыхания, сложность выполнения самых простых операций и т.д.
Подростки без вреда для своего здоровья могли оценить и проанализировать часть ограничений, которые возникают при применении ПАВ.
2. Разработки, использовавшиеся при проведении тренингов, испытаний и соревнований
Веревочный курс
«Веревочный курс» представляет собой тренинг личностного роста, обучающую программу, развивающую игру, основным результатом которой является получение навыков создания команды и работы в команде.
Веревочный курс проводился на специально оборудованной площадке в лесу. При подготовке упражнений курса используется альпинистское снаряжение (отсюда возникло и название программы). Использовался блок «низких» упражнений.
Низкие упражнения веревочного курса расположены на земле, развивают в участниках чувство доверия, ответственности и уважения к каждому участнику коллектива. Эти упражнения представляют несложные задачи, которые можно выполнить только со всей командой и полной отдачей каждого участника. Группа совместными усилиями вырабатывает тактику и стратегию решения задачи с учетом индивидуальных особенностей каждого члена коллектива. Победа приходит только в том случае, если упражнения выполнили все участники.
1. Натягивается из альпинистских веревок «паутинка». Необходимо всей командой пролезть сквозь «паутинку» ходом шахматного коня.
2. Кто быстрее разожжет костер, вскипятит воду или пережжёт нитку.
3. Карниз (бревно) - выстроившись в шеренгу, участники меняются местами, не сходя с узкого карниза (бревна).
4. Кони. Команда, стреноженная как кони, перешагивает через препятствие, не задевая его.
5. Команда должна перепрыгнуть через скакалку 15 раз.
6. Минное поле. Квадрат 10*10 клеток. Клетки можно пометить какими-нибудь предметами для простоты запоминания. Поле заминировано, безопасную дорожку знает только ведущий. Задача команды – пройти через все поле, не взорвавшись. Ходить можно в клетки, расположенные рядом, не перешагивая через одну. Если участник встает на заминированную клетку, он взрывается и уступает место следующему игроку.
7. Крокодил. Все сидят цепочкой друг за другом, ноги разведены по сторонам. Команда проносит впереди сидящего человека над головами при помощи рук. Ведущий помогает ему сесть в ряд в конце.
8. На доверие. Участник стоит на стуле с завязанными глазами, повернувшись спиной к команде. Команда в парах сплетает руки. По команде происходит падение с высоты на руки команды.
9. Команда встает в круг. В центре один участник с закрытыми глазами, не отрывая ног, стоит на одном месте. Остальные толкают его, не давая при этом упасть.
10. Команда садится в круг, плотно прижавшись друг к другу. Задача – всем одновременно встать.
11. Крот. Участники с завязанными глазами проходят по «лабиринту», полагаясь на «поводыря».
12. Гордиев узел. Все держатся за веревку двумя руками. С начала выполнения задания руки на веревке не двигаются. Необходимо завязать узел.
13. Команда садится в круг, плотно прижавшись плечами друг к другу. Задача – всем одновременно встать.
14. Гусеница. Все участники садятся друг другу на колени и пытаются пройти, не сломав конструкцию, 5-10 метров.
Водные испытания
Шлюпочный слалом
По маршруту движения шлюпки были расставлены буйки, которые шлюпка должна была обогнуть. Упражнения проводились на время.
«Водный мир»
Металлические банки с компотами из ананасов разбрасывались по водной акватории. Побеждает та команда, которая за определенное время находит как можно больше банок ананасов.
Водное поло
На чистой воде при помощи бутылок размечаются ворота для команд. Необходимо за определенное время забить как можно больше голов противнику.
ПСН (плот спасательный надувной)
ПСН на старте. Команда на руках вносит плот в воду. Садится в него, и при помощи подручных средств должна проплыть по определенному маршруту и вынести плот на точку старта. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Стояние на сваях
В воде притапливаются деревянные чурки. Побеждает та команда, чьи участники дольше простоят в воде на чурках.
Игра по станциям по теме профилактики антисоциальных явлений
1 станция.
Команда рисует плакат, призывающий к здоровому образу жизни.
2 станция.
Команда разбивается на 2 подгруппы.
Первая подгруппа читает брошюру по профилактике табакокурения и отвечает на вопросы:
- Из каких составляющих состоит сигарета?
- Как влияет табачный дым на здоровье некурящих людей?
- Какое влияние оказывает никотин на организм курящего человека?
- Причины начала курения подростков.
- Как можно бросить курить?
Вторая подгруппа должна нарисовать рисунок, в котором показать, на какие органы человеческого организма оказывает вредное влияние курение.
3 станция.
Команда сидит в кругу. Каждый выказывает свое отношение к наркомании.
- Что вы думаете, когда слышите слово «наркомания»?
- Каковы на ваш взгляд причины употребления наркотиков?
Причины перечисляются, записываются ведущим.
Проводиться упражнение «Шприц». В закрытой коробке находиться шприц. Ведущий предупреждает команду о том, что в этой коробке есть что-то, что несет очень серьёзные заболевания, и если открыть эту коробку, то можно заболеть. Команде предлагается поступить по отношению к коробке так, как посчитают нужным. Увидев, что там шприц, необходимо придумать как можно больше способов отказа от употребления наркотиков.
Команды оцениваются по следующим критериям:
- Сплоченность команды в работе
- Творчество в решении поставленных задач
- Дисциплина
Необходимый материал для проведения: фломастеры – 2 коробки по 10 цветов, 3 листа ватмана, брошюра по профилактике табакокурения, шприц и коробка.
Первые командные испытания
1 станция.
Интервью перед видеокамерой.
Перед камерой все команды отвечают на следующие вопросы:
- Что надо сделать, чтобы вся команда победила?
- Что ты ожидаешь от участия в проекте?
- Какие изменения могут произойти у тебя в характере, после того как ты пройдешь все испытания в лагере?
2 станция.
Изготовление символики команд – флага племени, футболок с названиями и гербами племен.
3 станция.
Инструктаж по технике безопасности проживания на островах, сигналах бедствия и методах привлечения внимания к племени, если вышли из строя средства связи.
Необходимый материал для проведения: материал для флагов, футболки желтого цвета, фломастеры, специальная краска для материала, ракетницы, ракеты разных цветов, аптечки.
При окончании вертушки, проводится выбор островов для команд по заранее нарисованной карте.
Творческий день
Каждой команде выдается заранее напечатанный отрывок из карело-финского эпоса «Калевала». В течение вечера на своем острове команда должна подготовить инсценировку отрывка, найти или изготовить костюмы, необходимые для постановки. Используется вариант «Калевалы», пересказанный для детей в прозе.
Необходимый материал: отрывки из «Калевалы».
«Айно превращается в рыбку и уплывает от Вяйнемейнена».
Решила старуха Лоухи выдать замуж свою дочь, красавицу Айно замуж. Много женихов приехало свататься в Похъелу. Выбрала из всех женихов Лоухи старого мудрого Вяйнемейнена. Узнала об этом Айно и расплакалась.
- Не хочу жить со стариком вместе! – кричала она матери.
- Ты не понимаешь, как тебе будет хорошо! Все его любят, всё у него есть. Будешь с ним жить хорошо, – ответила Лоухи.
Поняла Айно, что не удастся ей уговорить мать. Решила она утопиться в озере. Пришла на высокий берег озера и прыгнула в воду. Только не утонула Айно, а превратилась в рыбку.
Узнал об этом Вяйнемейнен, и решил пойти к озеру. Увидел, что плещется рыба и решил поймать её. Сделал удочку и стал ловить. Поймал всё-таки рыбку. Заговорила вдруг рыба человеческим голосом:
- Ты узнал меня, Вяйнемейнен? А ещё хотел жениться на мне. Прощай!
Вильнула рыбка хвостом, вывернулась из рук и упала в озеро.
Старая мать Леминкайнена возвращает сына к жизни.
Уходил Леминкайнен выполнять задание Старухи Лоухи. Сказал матери:
- Если что-то со мной случиться, то из щетки моей польется кровь.
В один из дней увидела мать Леминкайнена, что на щетке выступила кровь, и поняла, что случилось что-то страшное. Пошла она к темным водам Маналы. Сделала грабли и стала бороздить дно реки. Выплыло тело Леминкайнена. Лежит он на песке, не шевельнется. Летит мимо пчелка.
- Пчелка, принеси мне меда с лугов, – попросила мать.
Полетела пчела. Принесла меда, но не очнулся охотник.
- Принеси мне, пожалуйста, меда из леса.
Полетела пчелка, принесла меда. Но не очнулся её бедный сын.
- Принеси мне меда с неба, это моя единственная надежда, – последний раз попросила пчелку мать.
Собралась с силами пчела и полетела на небо. Еле долетела до берега Маналы пчела, но принесла волшебное средство. Провела мать веточкой с медом по телу сына. Вздохнул Леминкайнен и пришел в себя.
Леминкайнен выполняет задания старухи Лоухи.
Полюбил Леминкайнен дочь Лоухи, красавицу Айно. Решил жениться на ней. Приехал в сумрачную Похъелу и пришел в дом старухи.
- Хочу жениться на твоей дочери, – сказал веселый охотник.
- Хорошо, только поймай мне волшебного коня, - ответила Лоухи.
Пошёл Леминкайнен в лес. Поймал волшебного коня. Привел к старухе. Увидела старуха коня, разозлилась. Но виду не показала.
- Поймай мне лося, который пасется у хозяина леса в далекой тайге.
Надел Леминкайнен лыжи, вошел в лес. Долго бегал, искал лося. Накинул на одной из полян аркан на лося и привел животное к хозяйке Похъелы.
- А сейчас принеси мне черного лебедя, который плавает в темных водах Маналы. Как выполнишь это задание, выдам свою дочь замуж за тебя.
Понял Леминкайнен, что это самое сложное задание, и решил зайти домой попрощаться с матерью. Не хотела пускать его мать, но охота пуще неволи. Ушел Леминкайнен в страну Маналы. Ушёл и не вернулся.
Ночные испытания
1. Ответь сигналом на сигнал.
У каждой команды на острове есть фонари. Увидев ночью в неопределенное время трижды подаваемый сигнал фонаря, команды должны 4 раза включить свой фонарик. Засекается время ответа. Кто выполнил быстрее, тот и победил.
2. Ракеты в небе.
Если увидели в небе красную ракету, ответьте зеленой. Если увидели зеленую, то ответьте красной. Засекается время ответа. Кто выполнил быстрее, тот и победил.
3. Разведи костер по сигналу.
Если ты увидел в небе
2 зеленые ракеты -
Разведи костер быстрее,
Напусти дымов погуще.
Для того, чтоб выиграть конкурс,
Собери сегодня веток.
Засекается время ответа. Кто выполнил быстрее, тот и победил.
Соревнования на ловкость
1 станция. «Желуди»
Участники из племен выбирают себе одно из деревьев, забираются на высоту 1 метра от земли и по сигналу, не двигаясь, повисают на дереве. Засекается и записывается время того, кто дольше всех провисел на дереве.
2 станция. «Снайпер».
Из пневматических винтовок члены племен сбивают как можно большее количество шишек, установленных на бревне.
3 станция.
Из природного материала оборудовать свое племенное место. Обязательно должно быть название и девиз племени.
4 станция.
Придумать и изготовить древний лук, либо древнее оружие, и как можно дальше выстрелить из него.
Упражнения на сплоченность команды
1.Упражнение «Баранья голова».
Первый участник называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий - имена первых двух и свое. Если участник забывает чье-то имя, он говорит «Баранья голова». В итоге ведущий называет имена всех участников группы.
2.Упражнение «Мое имя».
Каждый из участников называет свое имя. Его задача – изложить группе историю своего имени так, чтобы его легко было запомнить. Это может быть сделано в любой доступной форме в виде истории, были или небылицы.
3. Найди пару глазами.
Участники стоят в кругу и ищут пару глазами, молча без слов. Убедившись в том, что пара найдена, меняются местами, при этом называют любое слово на выбранную тему для всей команды. Когда вся команда поменялась местами, ведущий просит всех членов команды назвать названное ему одному слово.
4. «Кто родился в мае…»
Задается параметр и действия, которые должны совершить те, кто попадает под данное определение. Например:
У кого голубые глаза - трижды подмигните.
Тот, кто любит покушать, пусть погладит себя по животу.
Кто любит собак, тот пусть трижды пролает.
Те, у кого есть красные детали в одежде, пусть покажут соседу справа.
Кто пьет кофе с молоком, пусть обежит круг, в котором сидит команда и сядет на свое место.
5. Упражнение «Переключатели».
Участники становятся в произвольном порядке. На счет «три» все должны подпрыгнуть и повернуться на 90 градусов, в какую-нибудь сторону. Задача участников – стараться повернутся в одну и туже сторону.
6. Упражнение «Бег сороконожек».
Участников просят встать по росту, начиная с самого высокого. Затем первый участник просовывает левую руку между своих ног. И так все остальные. В итоге получается целая цепочка. Затем очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, участники должны сделать круг по поляне.
Результаты диагностики участников проекта «Герои Калевалы»
Для выявления динамики изменения личностных особенностей участников проекта и выявления эффекта педагогического и воспитательного воздействия были проведены диагностические срезы в начале и конце проекта по следующим психологическим феноменам: уровень ситуативной и личностной тревожности; самооценка и степень социальной адаптации.
- Оценка уровней личностной и ситуативной тревожности:
На начало проекта было выявлено, что 15% участников проекта имеют высокий уровень ситуативной тревожности и также 15 % участников с высоким показателем личностной тревожности. Лицам с высокими показателями тревожности рекомендуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Для низкотревожных людей, которых выявилось 60% по критерию ситуативной тревожности и 15 % с личностной тревожностью, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. В следствие выполнения обозначенных рекомендаций в конце проекта были выделены следующие результаты: 0 % участников с высокой ситуативной тревожностью, 12,5 % -- с высоким уровнем личностной тревожности. Таким образом можно говорить о положительной динамике выравнивания уровня тревожности к оптимальному уровню. 15 % участников проекта обнаружили тенденцию к снижению уровня тревожности с высокого до умеренного.
- Выявление уровня самооценки:
На начальном этапе было выявлено, что 18,2 % участников имеют завышенную самооценку и 9,1 % -- заниженную самооценку. В итоге проведенных мероприятий к концу проекта можно говорить об изменении самооценки с полюса заниженного уровня к полюсу повышения.
3) Выявление меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению:
В начале проекта было выявлено 37,5 % участников с низким уровнем социальной адаптации. Можно предположить, что такие испытуемые часто конфликтуют с окружающими, поскольку недостаточно адаптированы к своему социальному окружению. В ходе проводимых мероприятий было обнаружено снижение количества участников с низким уровнем социальной адаптации на 7 %. В итоге 69,2 % участников к завершению проекта имели средний уровень социальной адаптации.
В целом можно говорить о положительном эффекте проводимых психологических, педагогических и воспитательных мероприятий в ходе проекта «Герои Калевалы». Обнаружены тенденции положительного сдвига психологических особенностей участников проекта. Так, у 57,9 % участников наблюдается снижение ситуативной тревожности и у 68,4 % -- снижение личностной тревожности. Самооценка увеличилась у 75 %. Увеличился уровень социальной адаптации – 54,5 %. Увеличение уровня самооценки, снижение уровня тревожности и повышение степени социальной адаптации говорят об актуальности и эффективности проводимых мероприятий проекта «Герои Калевалы».
1 – средний уровень самооценки по группе на I этапе исследования
2 – средний уровень самооценки по группе на II этапе исследования
1 – средний индекс социальной адаптации на I этапе
2 – средний индекс социальной адаптации на II этапе
Динамика изменения уровня ситуативной и личностной тревожности
СТ1 – среднее значение уровня ситуативной тревожности на I этапе диагностики
СТ2 – среднее значение уровня ситуативной тревожности на II этапе диагностики
ЛТ1 – среднее значение уровня личностной тревожности на I этапе диагностики
ЛТ2 – среднее значение уровня личностной тревожности на II этапе диагностики
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Социально-педагогическое сопровождение в работе с "трудными детьми",
Презентация для использования в работе педагогам....
Социально-педагогическая поддержка учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
В статье описан опыт социально-педагогической поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации....
Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Основные понятия и термины по теме социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшизся в трудной жизненной ситуаии...
Социально-педагогическое сопровождение детей, лаказавшихся в трудной жизненной ситуации
Представленная работа - это выдержка из диплома, написанного на примере работы в ГБОУ СОШ №512 Невксого района Санкт-Петербурга...
Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"
Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...
Социально-педагогическая поддержка детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
В данной статье раскрыто понятие трудной жизненной ситуации, актуальность проблемы в наши дни, принципы и направления работы социального педагога, а также описан алгоритм работы специалиста с несоверш...
Программа "Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации".
Программа носит профилактический характер, предназначена для социально-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Цель программы социально педагогическо...