Рабочая программа по элективному предмету "История российских наград" 9 класс
рабочая программа (9 класс) на тему
Программа рассчитана на 8 часов в IV четверти (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoriya_rossiyskih_nagrad_9_klass.docx | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Программа по элективному предмету «История российских наград» для 9 класса составлена в соответствии с:
• Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. №1089);
• Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планамидля образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 г. №1312);
• Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• Письмом Министерства образования Саратовской области от 08.07.2015 г. №01-26/45-41;
• Учебным планом МОУ «СОШ №24 Кировского района г. Саратова»;
• авторской программой Ю.В. Захарова (МОУ «СОШ с. Таловка Калининского района Саратовской области»).
Программа элективного предмета «История российских наград» рассчитана на 8 часов (1 час в неделю) в 9 классе. Она направлена на реализацию предпрофильного образования, а также может быть использована для расширения базовых знаний по истории России на факультативных занятиях.
Ни один урок истории не может проходить без изучения ярких личностей, которые трудились на благо Отечества, отдавали жизнь за землю Русскую, служили преданно и беззаветно не ради чинов и наград. Но государство стремилось отметить достойных пожалованиями и наградами, поднять их авторитет среди народа – с этой целью создаётся наградная система России.
Актуальность данного элективного предмета объясняется отсутствием внимания, уделяемого проблемам наградной системы России в современной школе, возможностью использовать примеры из истории наград для воспитания гражданских и патриотических качеств учащихся.
Значимость предмета – в возможности использования курса, как межпредметного при преподавании истории, литературы и ОБЖ.
Особенности программы :
- сочетание пассивных и интерактивных методов обучения;
- деятельность учащихся будет направлена на поиск информации в произведениях русских писателей и живописцев;
- использование современных информационных и коммуникационных технологий (Интернет, CD-диски);
- проблемный подход к изучаемому материалу;
- использование краеведческого материала по изучаемому курсу.
Цели и задачи:
- основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления о наградной системе России и исторических личностях – кавалеров наград;
- воспитание патриотизма, уважение к традициям нашей Родины;
- развитие общей культуры;
- развитие умений работать с различными источниками исторической информации, готовить сообщения, доклады, презентации, развивать исследовательские умения, выделять главное и систематизировать изученное.
Главная задача курса состоит в том, чтобы научить школьников работать с различным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать полученную информацию и давать обоснования.
Принципы:
- вариативности, который будет проявляться в различных формах деятельности учащихся;
- творческого подхода к изучаемым вопросам, возможности поиска информации в источниках различного вида, включая Интернет;
- сотрудничества обучаемых и обучающих, в котором учитель будет регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией.
Элективный курс «История российских наград» рассчитан на 8 часов и состоит из трёх разделов:
Раздел 1. Награды России в 1698 -1917гг.;
Раздел 2. Советские награды (1917 -1991 гг);
Раздел 3. Награды Российской Федерации.
Предусмотрено также введение и итоговое повторение. Материал данного курса расположен в хронологической последовательности.
Первый раздел знакомит с историей становления русской наградной системы, основными наградами Российской империи до 1917 г. Материал раздела распределён по тематическим блокам: становление русской наградной системы, женские награды, иностранные по происхождению ордена.
Во втором разделе внимание уделяется наградной системе в советское время. Материал раздела распределён по тематическим блокам: первые советские награды, награждения в годы Великой Отечественной войны.
Третий раздел знакомит с возрождёнными российскими наградами .
Учебников по данному курсу нет, но есть учебное наглядное пособие «Государственная символика России. История и современность», предназначенное для использования в общеобразовательных учреждениях. Пособие состоит из рекомендаций и компакт-диска.
Учебный процесс основан на работе с компакт-диском, дополнительной литературой по курсу и информацией со страниц Интернета. Основными методами обучения являются частично-поисковый и поисковый, которые в учебном процессе реализуются в форме лекций, работы с литературой и документами, найденными в Интернете. В лекции преподаватель знакомит учащихся с необходимой информацией. Затем перед классом ставится познавательная задача, возможно проблемного характера. Если позволяет количество учащихся, то рекомендуется поделить класс на группы и далее выполнять групповые задания. При постановке задания для групп, учитель должен учитывать уровень подготовленности учащихся, поэтому внутри группы учащиеся выполняют задания разного уровня сложности. Преподаватель регулирует учебный процесс и занимается его организацией, определяет общие направления работы, формулирует вопросы и темы творческих работ, контролирует процесс работы, и, в случае затруднения приходит на помощь.
Заканчивается изучение курса уроком итогового повторения, на котором учащиеся представляют свои творческие работы.
Система оценки достижений учащихся в зависимости от объективных условий (уровня подготовленности учащихся, качества образовательного продукта и т.д.) может быть либо рейтинговой, либо традиционной. Причём, проводится оценка различных видов деятельности учащихся, а общая оценка складывается из суммы оценок.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок | Количество часов (в год) |
Введение | 1 | |
Тема 1. Награды России в1698-1917 гг. | 3 | |
1 | Становление русской наградной системы | 1 |
2 | Женские награды | 1 |
3 | Иностранные (по происхождению) ордена | 1 |
Тема 2. Советские награды (1917-1991 гг.) | 2 | |
4 | Первые советские награды | 1 |
5 | Награждения в годы Великой Отечественной войны | 1 |
Тема 3. Награды Российской Федерации | 1 | |
6 | Награды современной России | 1 |
Итоговое повторение | 1 | |
Всего часов | 8 |
III. Содержание тем учебного курса
Введение.
Общая характеристика русской наградной системы, этапы её становления. Значимость и актуальность темы курса.
Тема 1. Награды России в 1698-1917 гг.
Истоки русской наградной системы. Орден Св. Андрея Первозванного – первый орден России. Устав ордена и его первые кавалеры. «Треклят сын погибельный Иуда» - медаль для гетмана Мазепы. Военные кампании XVIII века и создание орденов за воинское искусство и героизм – ордена Св. Александра Невского и Св. Георгия Победоносца. Кавалеры орденов. Орден Св. Владимира – награда за военные отличия и гражданские заслуги.
Солдатские награды. Знак отличия военного ордена Св. Георгия. Георгиевская медаль «За храбрость». Наши земляки – георгиевские кавалеры.
Прутский поход Петра Первого и подвиг Екатерины. Учреждение ордена Св.Екатерины и кавалерственные дамы. А. Меньшиков-младший – единственный кавалер дамского ордена.
Орден Св.Ольги – последняя награда Российской империи.
Голштинское «наследство» - орден Св. Анны. Кавалеры ордена, наградные традиции в XVIII-XIX вв.
Орден Св.Иоанна Иерусалимского (Мальтийский) в России и его верховный магистр – Павел Первый.
Польские ордена – Белого Орла, Св. Станислава и их место в иерархии наград Российской империи..
Тема 2. Советские награды (1917-1991 гг.)
Причины возрождения наградной системы. Орден «Красное Знамя» и Почётное революционное оружие. Трудовой подвиг Советского народа и трудовые награды – орден «Трудовое Красное Знамя», орден Ленина, орден «Знак Почёта». Высшая степень отличия в труде – звание «Герой Социалистического труда».
Награды за отличия в деле защиты Родины и укрепления её обороноспособности – орден «Красная Звезда», медали «За отвагу», и «За боевые заслуги». Высшая степень отличия – звание «Герой Советского Союза».
Совершенствование наградной системы для более оперативного награждения. Орден Отечественной войны – первая военная награда в годы войны. Появление новых медалей СССР – «За оборону городов», «За взятие и освобождение городов»
Награды советских военачальников – орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден Богдана Хмельницкого, орден Ушакова и орден Нахимова. Статус орденов и его кавалеры.
Учреждение высшего военного ордена «Победа» и его первые кавалеры. Последующие награждения орденом «Победа»
Орден Славы – высшая награда для солдат и старшин. Наши земляки – кавалеры Ордена Славы.
Награды за доблестный труд в тылу.
Тема 3. Награды Российской Федерации.
Создание ордена Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством», преемственность и традиции. Ордена «Мужества», «За военные заслуги», «Почёта», «Дружбы» и первые кавалеры. Звание Героя России.
Медали. Орден и медаль Жукова.
Итоговое повторение.
IV. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного предмета «История российских наград» ученик должен:
- объяснять основные понятия курса (статус, орден, кавалер, регалии, награда, пожалование);
- овладеть умениями выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, формулировать вопрос, сжато и связно давать ответ, выступать с сообщениями и докладами;
- овладеть информационными технологиями;
- определять цели своей деятельности и уметь представлять её результаты;
- определять свою личную точку зрения, осуществлять оценочные суждения.
Конечный результат для класса: учащиеся должны приготовить сообщения, написать доклад, творческую работу, создать презентацию с помощью компьютера.
Календарно-тематическое планирование
по элективному предмету «История российских наград»
Учитель Геращенко Сергей Андреевич
Класс 9
Количество часов на год:
Всего 8_час.; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ______, зачётов _______, тестов__________ ч.
Административных контрольных уроков ________ ч.
Планирование составлено на основе:
авторской программы Ю.В. Захарова (МОУ «СОШ с. Таловка Калининского района Саратовской области»)
Дополнительная литература
1. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. М.: ЦНСО, 2003.
2. Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М.: Русская книга, 1993.
3. Дуров В.А. Ордена Российской империи. М.: Белый город, 2002.
4. Сивова Н.А. Новые награды Российской Федерации. Финляндия, РПЦ Внешторгиздат, 1998.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем уроков | Оборудование, основные понятия и термины | Домаш-нее задание | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||||
IV четверть | 8 | |||||
1 | Введение | ПК, мультимедийный проектор Общая характеристика русской наградной системы, этапы её становления. Значимость и актуальность темы курса | 1 | |||
Тема 1. Награды России в 1698-1917 гг. | 3 | |||||
2 | Становление русской наградной системы | ПК, мультимедийный проектор Истоки русской наградной системы. Орден Св. Андрея Первозванного – первый орден России. Устав ордена и его первые кавалеры. «Треклят сын погибельный Иуда» - медаль для гетмана Мазепы. Военные кампании XVIII века и создание орденов за воинское искусство и героизм – ордена Св. Александра Невского и Св. Георгия Победоносца. Кавалеры орденов. Орден Св. Владимира – награда за военные отличия и гражданские заслуги. Солдатские награды. Знак отличия военного ордена Св. Георгия. Георгиевская медаль «За храбрость». Наши земляки – георгиевские кавалеры | 1 | |||
3 | Женские награды | ПК, мультимедийный проектор Прутский поход Петра Первого и подвиг Екатерины. Учреждение ордена Св.Екатерины и кавалерственные дамы. А. Меньшиков-младший – единственный кавалер дамского ордена. Орден Св.Ольги – последняя награда Российской империи | 1 | |||
4 | Иностранные (по происхождению) ордена | ПК, мультимедийный проектор Голштинское «наследство» - орден Св. Анны. Кавалеры ордена, наградные традиции в XVIII-XIX вв. Орден Св.Иоанна Иерусалимского (Мальтийский) в России и его верховный магистр – Павел Первый. Польские ордена – Белого Орла, Св. Станислава и их место в иерархии наград Российской империи | 1 | |||
Тема 2. Советские награды (1917-1991 гг.) | 2 | |||||
5 | Первые советские награды | ПК, мультимедийный проектор Причины возрождения наградной системы. Орден «Красное Знамя» и Почётное революционное оружие. Трудовой подвиг Советского народа и трудовые награды – орден «Трудовое Красное Знамя», орден Ленина, орден «Знак Почёта». Высшая степень отличия в труде – звание «Герой Социалистического труда». Награды за отличия в деле защиты Родины и укрепления её обороноспособности – орден «Красная Звезда», медали «За отвагу», и «За боевые заслуги». Высшая степень отличия – звание «Герой Советского Союза» | 1 | |||
6 | Награждения в годы Великой Отечественной войны | ПК, мультимедийный проектор Совершенствование наградной системы для более оперативного награждения. Орден Отечественной войны – первая военная награда в годы войны. Появление новых медалей СССР – «За оборону городов», «За взятие и освобождение городов» Награды советских военачальников – орден Суворова, орден Кутузова, орден Александра Невского, орден Богдана Хмельницкого, орден Ушакова и орден Нахимова. Статус орденов и его кавалеры. Учреждение высшего военного ордена «Победа» и его первые кавалеры. Последующие награждения орденом «Победа» Орден Славы – высшая награда для солдат и старшин. Наши земляки – кавалеры Ордена Славы. Награды за доблестный труд в тылу | 1 | |||
Тема 3. Награды Российской Федерации | 1 | |||||
7 | Награды современной России | ПК, мультимедийный проектор Создание ордена Андрея Первозванного, «За заслуги перед Отечеством», преемственность и традиции. Ордена «Мужества», «За военные заслуги», «Почёта», «Дружбы» и первые кавалеры. Звание Героя России. Медали. Орден и медаль Жукова | 1 | |||
8 | Итоговое повторение | ПК, мультимедийный проектор | 1 |
VI. Темы сообщений, докладов, творческих работ
1. Почему А.В.Суворов не стал полным Георгиевским кавалером?
2. Рождение обычая перевязывать новорожденных алой и голубой лентой.
3. А. Меньшиков-младший – кавалер дамского ордена.
4. Радость «свежего кавалера» (по картине П.А. Федотова «Свежий кавалер»)
5. «Ему дан с бантом, мне – на шею»!
6. «Корнет Оболенский, надеть ордена!».
7. « Сей орден никогда не снимать» (по картине А.Д. Кившенко «Совет в Филях»)
8. Саратовские кавалеры в Отечественной войне 1812 года
9. Солдатский Егорий и орден Славы: награда героев
10. Саратовцы – Герои Советского Союза
11. Награды за трудовую доблесть
12. Награды в нашей семье
13. Как Л.И. Брежнев стал кавалером ордена «Победа»?
14. Самые выдающиеся кавалеры в истории России: Г.А. Потёмкин-Таврический и Л.И. Брежнев
15. Награды императорской и современной России: традиции и новаторство
16. Сколько стоит награда?
VI. Список литературы
- Балязин В.Н., Дуров В.А., Казакевич А.Н. Самые знаменитые награды России. М.: «Вече», 2003.
- Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. М.: ЦНСО, 2003.
- Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. М.: Русская книга, 1993.
- Дуров В.А. Ордена Российской империи. М.: Белый город, 2002.
- Можейко И.В. Полное собрание сочинений. Т.5. Награды. М.: Хронос, 1998.
- Мурашев Г.А. Титулы, чины, награды. М., 2003.
- Сивова Н.А. Новые награды Российской Федерации. Финляндия, РПЦ Внешторгиздат, 1998.
- Спасский И.Г. Иностранные и русские ордена до 1917 года. СПб.: Дорваль ТОО Бриз, 1993.
Образовательные инернет-ресурсы
http://www.school-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...
рабочая программа по элективному курсу в 11 классе
рабочая программа по элективному курсу в 11 классе...
Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение"
Рабочая программа по элективному курсу в 10 классе "Семьеведение", расчитана на 35 часов....
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани»
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса «Клетки и ткани» разработана на основе: программы элективного курса «Клетки и ткани»: 10-11 классы: Обухов Д.К., Кириленкова В.Н....
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач»
Рабочая программа по элективному курсу для 11 класса «Решение генетических задач» разработана на основе: программы элективного курса для 11 класса "Решение генетических задач", автор...
Рабочая программа по элективному курсу 10-11 класс "Задачи с параметрами"
Преподавание элективного курса «Задачи с параметрами» ориентировано на использование учебно-методического комплекта, в который входит:1. «Задачи с параметрами». /П.И....