Методика оценки восстановленной речи у детей с ринолалией (по материалам Семенченко, Вакуленко, Дербалюк)
опыты и эксперименты по теме
Нам кажется наиболее удобным для практики метод оценки речи, предложенный чешскими учеными Шуриной и Краль (1969), который основан на оценке слушателей и количественном измерении речевых нарушений, выраженном в баллах. Этот метод включает оценку произношения звуков, тембра голоса, разборчивости речи. Мы использовали его в своих исследованиях, применив к условиям русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_rechi_vakulenko_semenchenko_derbalyuk.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика оценки восстановленной речи у детей с ринолалией
(по материалам Семенченко, Вакуленко, Дербалюк)
Нам кажется наиболее удобным для практики метод оценки речи, предложенный чешскими учеными Шуриной и Краль (1969), который основан на оценке слушателей и количественном измерении речевых нарушений, выраженном в баллах. Этот метод включает оценку произношения звуков, тембра голоса, разборчивости речи. Мы использовали его в своих исследованиях, применив к условиям русского языка.
Метод количественной оценки речи состоял в следующем.
- Устанавливается число нарушенных звуков.
- Выражается суммой соответственно критерию частоты наличия звука в русском языке.
Например, если звук т в русском языке встречается 6 раз на 100 звуков, то нарушение произношения этого звука будет представлять собой расстройство произношения в величине цифры 6. Полное вычисление размеров расстройства можно осуществить сложением цифровых данных о частоте всех нарушенных звуков.
- Общую сумму нарушенных звуков умножаем на коэффициент степени расстройства (то есть коэффициент степени гнусавости, разборчивости, непонятности).
- Сумма баллов выражает оценку нарушения речи
Шурина и Краль различают следующие коэффициенты степени расстройства речи:
К-1 (произношение звуков без носового тембра речи, без нарушения интенсивности голоса, без ларингеального оттенка звука)
К—2 (незначительный носовой оттенок, небольшой ларингеальный оттенок).
К-3 (средняя степень назальности).
К-4 (тяжелое поражение резонансно-акустического компонента речи - тяжелая открытая назальность).
К-5 (до непонятности деформированная речь, резко выраженная назальность).
Чтобы иметь данные о частоте употребления согласных звуков в русском языке, мы составили такую таблицу на основании подсчета нескольких текстов, взятых из журналов, газет, книг (табл. 2).
Такая количественная оценка основных качеств речи у больных с врожденными незаращениями нёба позволяет объективно сравнивать результаты исследования речи до и после уранопластики и логопедического обучения. Метод прост. Установление нарушенных звуков (исследование произношения) производится логопедом, коэффициент разборчивости (степень гнусавости) определяется тремя судьями – слушателями (логопед и 2 хирурга), имеющими большой опыт в этой области медицины.
Табл.1
Характеристика речи, выраженная в баллах
Характеристика речи | Количество баллов |
Нормальная | 0 |
Хорошая | 1-20 |
Понятная | 20-50 |
Малопонимаемая | 50-100 |
Непонятная речь | 100-150 и выше |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста
Данная методика позволяет рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха, но и как самостоятельн...
Методика оценки состояния письменной речи школьников с ЗПР
Данная методика поможет учителям-логопедам и дефектологам осуществить оценку состояния письменной речи учащихся знаковыми математическими средствами....
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей. Лосева А.А.
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей. Лосева А.А....
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей (А.А. Лосева)
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарён...
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей А.А. Лосева
Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарён...
«МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)»
laquo;МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ (ЛОСЕВА А.А.)»...
Презентация: "Методика развития связной речи у детей с ОНР (по Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. ) 1 И 2 ПЕРИОДЫ ОБУЧЕНИЯ"
ОСОБЕННОСТИ организации развития и обучения связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи в первый и второй периоды обучения....