Программа по шахматам
рабочая программа на тему
Программа расчитана на 4,5 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_shahmatam.docx | 34.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы «Шахматы – школе» (авт. И.Г. Сухин ), рекомендованной Министерством образования РФ. Программой предусматривается проведение занятий в двух группах по 4,5 часа в неделю ( в сумме 9 часов в неделю ). Большое значение отводится игровому моменту на доске « живая доска », а так же на компьютере и в сети интернет. Программа «Обучения шахматам с использованием компьютерных технологий» предназначена для учеников общеобразовательной школы с начальным уровнем умения и знания игры. Напомним, что к концу года обучения ученики должны знать:
–все основные шахматные термины
–названия, правила хода и взятия каждой фигуры;
должны уметь:
– разыграть партию из начального положения без нарушений правил шахматного кодекса,
– записывать «неподвижную шахматную позицию»,
– решать элементарные задачи на мат в один ход.
Обучение направлено на продолжение усвоения знаний о шахматной игре и отработке навыков тактической игры. «Стержень» программы– знакомство с основами шахматной тактики и изучение базовых принципов развития фигур в начале игры. По-прежнему большое внимание уделяется развитию навыков самостоятельной работы детей с компьютером.
Таким образом, цель программы шахматного образования направленна на становление и развитие целостной и здоровой личности ребёнка .
Для достижения данного цели необходимо решить следующие задачи :
- улучшать память;
- развивать способности читать, писать, а также внешней и внутренней речи;
- совершенствовать контроль своих чувств, повышают свои возможности по концентрации внимания, усидчивости;
- развивать способности в области комбинаторного и логического мышления;
- прогрессировать в самостоятельности мышления;
- улучшать математические способности;
- развивать своё воображение и изобретательские способности;
- повышать свою устойчивость при неудачах;
- повышать свою критичность, способность к самооценке и самоанализу;
- развивать свой эстетический вкус, в том числе в области логической красоты и образного мышления;
- повышать свою волю, жизненную активность, познавательные потребности.
Программа обучения рассматривает следующие темы: «Страницы истории шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность фигур, нападение и защита», «Матование одинокого короля», «Правило квадрата», «Как начинать партию», «Основы шахматной тактики».
Прилагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.
Тематический план
№ | Тема раздела | Кол-во часов | В том числе | ||
Кол-во часов на теоретическую часть | Кол-во часов на практическую часть | ||||
1 | Повторение пройденного материала. | 12 | 6 | 6 | |
2 | Страницы истории. | 16 | 8 | 8 | |
3 | Шахматная нотация. | 33 | 16.5 | 16.5 | |
4 | Материальный перевес. | 41 | 20.5 | 20.5 | |
5 | Как начинать партию. | 56 | 28 | 28 | |
Всего часов за учебный год: | 158 | 79 | 79 |
Тематика курса
1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам. Практика – компьютерные игры и упражнения.
2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения. Практика – компьютерные игры и упражнения.
3. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен. Практика – компьютерные игры и упражнения.
4. МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Мат тяжелыми фигурами (ферзь + ладья, ладья + ладья). Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Практика – компьютерные игры и упражнения.
5. ПРАВИЛО КВАДРАТА. Проведение пешки в ферзи при поддержке короля. Проведение пешки в ферзи без помощи короля. Практика – компьютерные игры и упражнения.
6. КАК НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ. Основные принципы разыгрывания дебюта: быстрейшая мобилизация всех сил, борьба за центр, гармоничное пешечное расположение. Практика – компьютерные игры и упражнения.
7. ОСНОВЫ ШАХМАТНОЙ ТАКТИКИ. Двойной удар, коневые и пешечные вилки, связка, открытый и двойной шах, завлечение, отвлечение, блокировка, игра на пат. Практика – компьютерные игры и упражнения.
Предполагаемые результаты реализации программы
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение полей и фигур на шахматной доске;
абсолютную и относительную ценность каждой шахматной фигуры,
основные термины, обозначающие элементы шахматной тактики.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию краткой и полной нотацией;
реализовывать большой материальный перевес (матовать одинокого короля тяжелыми фигурами, а также королем и ферзем и королем и ладьей);
проводить элементарные комбинации на достижение мата или пата, на выигрыш материала.
Учебно-методическое обеспечение
- Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
- Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
- Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
- Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
- Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
- Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
- Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
- Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
- Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
- Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
- Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
- Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
- Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
- Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
- Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
- Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
- Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
- Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
- Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
- Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
- Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
- Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
- Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
- Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
- Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
- Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
- Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
- Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
- Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
- http://chess555.narod.ru/
- http://www.crestbook.com/
- http://whychess.ru/
- Программа Chess Assistant 12
- Игровая зона на сайте «шахматная планета»
Календарно-тематический план курса по шахматам
№ | Дата | Раздел | Кол-во часов | Цель занятия | |||||
План | Факт | теория | практика | ||||||
Повторение пройденного материала. ( 12 ч). | 6 | 6 | |||||||
1 | 1 нед | 1 нед | Шахматные термины. | 1ч | 1ч | Знакомство с компьютером и его устройством, с программным комплексом. | |||
2 | 1 нед | 1 нед | Ходы фигур. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение шахматной фигуры | |||
3 | 2 нед | 2 нед | Компьютерные игры и упражнения « Лабиринт ». | 1ч | 1ч | Общее изучение фигур. Игры на определение фигур. | |||
4 | 2 нед | 2 нед | Начальная позиция. Мат. Пат. | 1,5ч | 1,5ч | Знакомство с направлениями на доске. | |||
5 | 3 нед | 3 нед | Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход. | 1ч | 1ч | Знакомство с направлениями на доске. | |||
Страницы истории шахмат.( 16ч ). | 8 | 8 | |||||||
6 | 3-5 нед | 3-5 нед | Шахматы на Руси | 5,5ч | 5,5ч | Изучение нового материала.. | |||
7 | 5-7 нед | 5-7 нед | Компьютерные игры и упражнения на мат в один ход. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение нового материала. | |||
Шахматная нотация.( 33ч ) | 16.5 | 16.5 | |||||||
8 | 7 нед | 7 нед | Краткая и полная нотация. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение шахматной фигуры | |||
9 | 8 нед | 8 нед | Компьютерные игры и упражнения с записью партии. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение шахматной фигуры | |||
10 | 9 нед | 9 нед | Ценность фигур. Стоимость в пешках. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дееспособности фигуры в игре | |||
11 | 9 нед | 9 нед | Компьютерные игры и упражнения с записью партии. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дееспособности фигуры в игре | |||
12 | 10 нед | 10 нед | Нападение и защита. Размен. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дееспособности фигуры в игре | |||
13 | 11 нед | 11 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение шахматной фигуры | |||
14 | 11 нед | 11 нед | Способы защиты от нападения. Уничтожение, отход, привлечение. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дееспособности фигуры в игре | |||
15 | 12 нед | 12 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение шахматной фигуры | |||
16 | 13 нед | 13 нед | Способы защиты от нападения. Перекрытие, контрнападение. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дееспособности фигуры в игре | |||
17 | 13 нед | 13 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение шахматной фигуры | |||
18 | 14 нед | 14 нед | Как правильно нападать и защищаться. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дееспособности фигуры в игре | |||
Материальный перевес.( 41ч ) | 20.5 | 20.5 | |||||||
19 | 14-15 нед | 14-15 нед | Мат тяжёлыми фигурами. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение понятия и его значения в игре | |||
20 | 15-16 нед | 15-16 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение открытого шаха в игре | |||
21 | 16-18 нед | 16-18 нед | Мат ферзём. | 4,5ч | 4,5ч | Изучение понятия и его значения в игре | |||
22 | 19-20 нед | 19-20 нед | Мат ладьёй. | 3,5ч | 3,5ч | Обучение выполнению матовой комбинации | |||
23 | 20-21 нед | 20-21 нед | Проведение пешки в ферзи. | 2,5ч | 2,5ч | Обучение выполнению матовой комбинации | |||
24 | 21-22 нед | 21-22 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 2,5ч | 2,5ч | Обучение выполнению матовой комбинации | |||
25 | 22-23 нед | 22-23 нед | Правило квадрата. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение понятия и его значения в игре | |||
Как начинать партию.( 56ч ) | 28 | 28 | |||||||
26 | 23-24 нед | 23-24 нед | Розыгрыш дебюта. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение понятия и его значения в игре | |||
27 | 24-25 нед | 24-25 нед | Пешечное расположение. Понятие жертвы. | 2,5ч | 2,5ч | Обучение правилам культуры поведения при игре | |||
28 | 25 -26 нед | 25 -26 нед | Борьба за центр. Двойной удар. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение дополнительных возможностей фигур | |||
29 | 26-27 нед | 26-27 нед | Коневые и пешечные вилки. Связка. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение дополнительных возможностей фигур | |||
30 | 27-28 нед | 27-28 нед | Развязывание. Уничтожение защиты. | 2,5ч | 2,5ч | Научиться читать и анализировать партию | |||
31 | 28-29 нед | 28-29 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 2,5ч | 2,5ч | Применить навыки анализа партии | |||
32 | 29-30 нед | 29-30 нед | Открытое нападение. | 2,5ч | 2,5ч | Знакомство и тренировка быстрой игры | |||
33 | 30-31 нед | 30-31 нед | Открытый шах. Двойной шах. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение дополнительных возможностей фигур | |||
34 | 31-32 нед | 31-32 нед | Завлечение. Отвлечение. Блокировка. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение дополнительных возможностей фигур | |||
35 | 32-33 нед | 32-33 нед | Компьютерные игры и упражнения. | 2,5ч | 2,5ч | Изучение дополнительных возможностей фигур | |||
36 | 33-34 нед | 33-34 нед | Мат на последней горизонтали. Игра на пат. | 1,5ч | 1,5ч | Изучение дополнительных возможностей фигур | |||
37 | 34-35 нед | 34-35 нед | Повторение пройденного материала. | 1,5ч | 1,5ч | Повторение пройденного материала | |||
Итого 158 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по шахматам для групп начальной подготовки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМодифицированная программа по шахматам для групп начальной подготовки физкультурно-спортивной направленности составлена на основе программы факультативного курса “Шахматы – школе”...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Познавательно – игровая программа «Весёлые шахматы»
Данная игровая программа способствует приобщению детей к здоровому образу жизни, культурному проведению свободного времени, развивать память, смекалку, творческие способности, способствовать популяриз...
Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...
Программа кружка "Шахматы"
Программа кружка "Шахматы" (обучение шахматам посредством компьютерной программы) в рамках внеурочной деятельности....
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...