ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Основы православной культуры»
рабочая программа на тему
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opk_2016.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Краснодарского края
государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
профессиональное училище № 5
Краснодарского края
Рассмотрено и одобрено на заседании Утверждаю:
Методического объединения Директор ГБПОУ КК АТОиИТ
ГБПОУ КК АТОиИТ _________ Е.П. Калугина
Протокол № 1 от __.__.2016 г. Приказ № _____________
____________В.В. Обушинская От «______» ___________ 2016г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
кружка «Основы православной культуры»
(наименование программы, объединения)
Направленность
Уровень __________базовый ________________________________
(ознакомительный, базовый, углубленный)
Рассчитана на детей от 15 до 18 лет
Срок реализации (общее количество часов) 1 год (144 часа)
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Обушинская Валентина Владимировна
Армавир. 2016 г.
- Пояснительная записка
Данная программа имеет социально- педагогический профиль.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта студента, его морально-волевых и духовно-нравственных качеств
Актуальность программы связана с острой необходимостью духовно-нравственного воспитания современных детей. Без понимания «сегодняшних» детей и их проблем никакая педагогика невозможна. Первое, что сильно угнетает подрастающее поколение – это возросшая агрессивность среды. Речь идет о внутреннем состоянии нашего общества, которое породило поле недоверия человека к человеку. И если ребенка «загрузить» пораньше «жизнью» - потребления и удовольствия, на что направлены каналы СМИ, он станет приспосабливаться к жизни, будучи еще совершенно не сформированным ни в психологическом, ни в духовном смысле. А без высоких идеалов он человеком не станет. И начнет учиться не жить, а выживать. Таким образом, возрастает угроза падения творческой активности и воли у современных детей при укоренении конформизма. При этом отмечается пассивность детей при постоянном внешнем возбуждении, что свидетельствует об отсутствии гармонии жизни: «ничто не интересно», «нигде не хорошо».
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации посещении музеев, храмов, церквей способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, способствует привитию навыков профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой.
Наполняемость группы максимально15 человек, минимально 10 человек.
В кружок принимаются все желающие.Ограничений нет.
Форма обучения –очная
Программа «Основы православной культуры» рассчитана на 144 часа по 2 часа (45 минут) 2 раза неделю. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 15-18 лет.
Цели программы:
-«Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь студенту стать человеком нравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.
-воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. .
Задачи:
-приобщение студентов к духовным, нравственным и культурным ценностям;
-формирование понимания смыслового содержания исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;
-формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;
-возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
-укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.
– прививать уважительное отношение к Государственным символам России ;
– познакомить с важнейшими страницами родной истории
– прививать уважительное отношение к памятникам Великих Побед, к священным местам великих сражений;
– познакомить с именами и подвигами выдающихся правителей Руси;
– познакомить с основными нравственными принципами, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также в выдающихся произведениях русской классической литературы;
– формировать основные нравственные понятия: добро, милосердие, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, трудолюбие, милосердие;
– формировать навыки уважительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;
– воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;
– формировать доброжелательное отношение к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.
Программа кружка «Основы православной культуры » построена в соответствии с требованиями нового поколения Федеральных Государственных образовательных стандартов второго поколения в сфере духовно-нравственного воспитания. В основу данной программы легло методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианкой культуры».
В программе кружка закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культурологических представлений, связи представлений учащегося о его жизни с православной культурой.
Содержание программы
Раздел 1. Что такое религия
Теория. Вера, роль веры в жизни человека. Религиозная вера, ее особенности. Религия как учение о назначении и месте человека в мире, о смысле бытия и о мироустройстве. Различные определения религии. Историческая и общественная необходимость существования религии. Проблема происхождения первобытных религиозных верований. Научные трактовки генезиса религиозных верований. Свидетельства существования религиозных представлений, магических обрядов в эпоху верхнего палеолита. Формы и элементы первобытных верований. Магия, тотемизм, фетишизм, анимизм. Многообразие принципов классификации религии. Некоторые важнейшие схемы классификации религий: Гегеля, фон Гартмана, Тиле, Зибека. Мифология как проявление человеческой мысли, имеющее в основании опыт. Превращение мифа в аллегорию и историю. Источники мифа. Влияние языка на образование мифа. Природные мифы, их происхождение, толкование. Небо и земля как всеобщие родители. Звезды, луна, созвездия и их место в мифологии и астрологии. Философские мифы. Геологические мифы. Фантастические объяснительные мифы. Этимологически~ мифы О названиях племен, народов и стран.
Практика . Составление таблицы «Формы и элементы первобытных верований». Посещение Свято-Никольского храма.
Раздел 2. Первобытные верования
Анимизм как учение о духовных существах. Историческое развитие учения о душах от эфирной души перв06ытной биологии до невещественной души современного богословия. Учение о существовании души после смерти. Теория возмездия. Учение о нравственном воздаянии. Фетишизм. Почитание камней и кусков дерева. Идолопоклонство. Остатки анимистической фразеологии в современном языке. Почитание деревьев. Почитание животных. Тотемизм. Высшие божества политеизма. Человеческие свойства, приписываемые божествам. Классификация божеств в соответствии с общим понятием о значении и функциях. Класс великих божеств политеизма, управляющих ходом природы и жизнью человека. Бог деторождения. Бог земледелия. Бог войны. Отличие учения о верховной власти божества от монотеизма. Религиозные обряды: их практическое и символическое значение. Молитвы; непрерывное развитие этого обряда от низших ДО высших ступеней культуры. Жертвоприношения. Приношение крови. Передача жертвоприношений посредством огня. Курение. Мотивы жертвоприношений. Принцип замены в жертвоприношениях: часть вместо целого, жизнь низшего существа вместо высшего, приношение подобий. Остатки жертвоприношений в религиях и в народных поверьях. Очищение огнем и водой. Очищение в первобытном обществе людей, осквернившихся кровопролитием или прикосновением к покойнику. Религиозное очищение на высших ступенях культуры.
Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу
Раздел 3 Типология религий.
Время существования ведийской культуры. Ведийская литература. Происхождение Вед. Ведийские божества: Адити, Митра, Варуна, Индра, Савит, Савитар, Вишну и др. Жертвенный огонь и божественный образ Агни. Сома. Культовые ведийские жертвоприношения. Жрец-чародей и священнослужитель браман, брахман. Значение слова «браман». Смерть и загробная жизнь, обряд захоронения. Сведения о жизни и деятельности жрецов брахманского периода. Касты. Брахма как величайшее божество, чудодейственное слово и молитва Богиня Сарасвати. Философские сочинения веды - Упанишады. Космогония Упанишад. Браманические философские школы, секты. Древнейшие культы и божества: Алфей, нимфы. Пан. ,Почитание священных растений и деревьев. Переход наследия древнего культа деревьев к Артемиде и Дионису. Культ животных: саламинская змея при служении Деметре в Элевсине, змея-хранитель в афинском Акрополе, змея - демон-покровитель Эллады и пр. Поклонение подземным силам, существам, умершим. Греческая теогония и мифология. Древнегреческий культ богов. Полубоги, герои, демоны. Культовые обряды, архитектура, искусство. Божества древних римлян. Государственная религия и чуждые культы в Древнем Риме. Жреческие коллегии. Искусство Древнего Рима, нравы и обычаи. Славянское язычество. Значение слова «язычество». Кулы природы и культ предков. Божества и их взаимоотношения. Идолы, капища. Находки археологов. Обряды погребения умерших. Славянские празднования. Проявления язычества в современной жизни. Государственные, официальные и привилегированные религии в разных странах. Культурообразующая религия. Духовно-исторические традиции России. Стремление к свободомыслию, свободе вероисповедания и первые попытки отделения церкви от государства. Многообразие форм вероисповедания в США в XVIII веке и принцип отделения церкви от государства в Декларации о правах в 1789 г., поправка к конституции США. Революционные преобразования в России, декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» в феврале 1918 г. Декларация прав народов России (дек. 1917). Новая государственная идеология. Проблема культов личностей. Антирелигиозные мероприятия в Советской России. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН в Вене 10 декабря 1948 г. с участием Великобритании, СССР, Франции и др. стран.
Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу
Раздел 4.Мировые и национальные религии.
Современная конфессиональная картина мира. Мировые и национальные религии, их особенности. История возникновения и распространения христианства. Раннее христианство. Возникновение и становление церковной организации. Вселенские соборы. Основы христианского вероучения и богослужение. Никео-Цареградский Символ веры. Монашество и его разновидности. Творения отцов Церкви. Православие. 15 Автокефальных Церквей, сохраняющих общую для всех православную веру. Православный календарь. Становление Русской Церкви как Автокефальной в 1448 г. Учреждение патриаршества в 1589 году. Церковные реформы Петра 1. Причины возникновения старообрядчества. Несколько направлений старообрядчества. Замена патриаршества Духовной коллегией, затем Синодом. Восстановление патриаршества в 1917 г. Судьба Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви в ХХ веке. Причины отделения Римской церкви. Католицизм в современном мире. особенности латинского вероучения, обрядовости и церковной организации. Униатские церкви и их взаимоотношения с Ватиканом. Протестантизм: история возникновения и распространения в мире. Особенности протестантизма. Происхождение названия. Возникновение учения Жизненный путь Готамы (Гаутомы), духовные поиски. Повествования о жизни и деяниях Будды. Политеизм буддизма. Буддийская космогония и космология. Учение Будды о жизни и сознании как бесценном даре природы, о «колесе жизни», О сансарическом бытии. Культовая система буддизма. История распространения буддизма в 18 странах Центральной, Южной, ЮгоВосточной и Восточной Азии. Буддийские общины, храмы и центры в странах Европы, Америки, в Бурятии, Читинской и Иркутской областях, в Калмыкии. Культурно-исторические условия возникновения ислама. Важнейший хозяйственный и идейный центр Аравии начала VII века. Языческий центр Кааба, святыня разных племен. Рождение Мухаммада, жизнь и начало пророческой миссии. Написание священной книги мусульман - Корана. Суть учения Мухаммада, основные черты куль та. Система запретов и предписаний. Первый крупный раскол в исламе, выделение трех основных направлений: суннизма, шиизма и хариджизма. Многочисленные шиитские течения и секты: имамиты, исмаилиты, друзы, алавиты и другие, их исторические корни и основные идеи. Суфитские братства. Ислам в современном мире. Два современных направления исламской мысли. Мусульманские политические партии и общественные организации, сеть международных исламских организаций (Организация исламской конфедерации, Лига исламского мира и др.) Основные этапы формирования индуизма. Представление об арийском цикле. Веды. Брахманизм, учение о кастах. Упанишады, обоснование основных положений индуистского учения. Возникновение джайнизма. Влияние ислама в VIII-XVI вв. Разнообразие ритуалов, жертвоприношений, божеств, священных сил. Святилища и храмы индусов. Китайские религии. Древняя государственная религия - синтоизм. Возникновение конфуцианства. Даосизм. Китайская философия. Иудаизм. Обычаи и верования израильтян до Моисея. Ветхий Завет и история народа. Иегова. Моисей, его жизнь и выполнение пророческой миссии. Последующие пророки. Отношение к учению Христа. Современный иудаизм. История возникновения слова «секта», его значение. Современные секты, действующие на территории нашей страны. Тоталитарные секты, их особенности.
Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу
Раздел 5 Литература и православие.
Книга как источник нравственного воспитания . Проблема сыновства в Новом Завете и художественной литературе. Образ Креста в ветхозаветной, новозаветной и святоотеческой литературе. Урок Славянской Письменности и культуры. Древнерусская литература как исторический источник познания. Защитники Святой Руси. Защита Отечества: взаимосвязь Церкви и государства. Защита Православия в языческом мире. Физическая подготовка в православной народной традиции. Православные традиции почитания павших защитников Отечества. А.Невский, Д.Донской.
Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу. Написание докладов по разделу.
Раздел 6. Православные и государственные праздники
Теория. Рождество . Крещение. Пасхалия. Традиция празднования Троицы на Руси. Благовещение как главная идея Священного Писания. «Рождество богородицы – Успение Богородицы». Круг жизни. Покров Пресвятой Богородицы . Великий пост . Традиции празднования Дня Победы. Молитва как разговор с Богом. Ценности истинные и ложные. Что такое паломничество. Аскетизм в Православной культуре. Любовь к Богу. Борьба за чистоту и сохранение Православия. Искушение – нравственная проблема. Молитвенный и жертвенный подвиг. Эмоциональные состояния человека: духовно-нравственные характеристики. Мир духовный и природный
Практика. Посещение Свято-Никольского храма, посещение Армавирского краеведческого музея. Экскурсия по городу. Написание докладов по разделу.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Планируемые результаты освоения учащимися программы кружка «Основы православной культуры:
1. Личностные результаты:
–осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства (российская идентичность);
–чувство преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
–знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
-осознание необходимости для личностного развития таких черт характера, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
–умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
–настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
–уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
2. Метапредметные результаты:
–развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
–любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
–умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
–умение описывать памятные события родного края, школы, семьи.
3. Предметные результаты:
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
–знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
–умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории (к примеру, Александр Невский — Ледовое побоище);
–умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;
–умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
–приобщение к нравственным ценностям своего народа;
–усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
–приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
–формирование потребности в нравственном совершенствовании.
В ходе занятий учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры».
I I . Комплекс организационно-педагогических условий.
Режим занятий детей в организации «Православная Кубань»
Направленность объединения | Число занятий в неделю | Число и продолжительность | |
«Православная Кубань»-социально-педагогичекая | 1-2 | 1-3 по 45 минут | |
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации /контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Что такое религия. | 9 | 7 | 2 | Тест |
2. | Первобытные верования. | 14 | 10 | 4 | Научно-практическая конференция |
3. | Типология религий. | 28 | 19 | 9 | Презентации |
4. | Мировые и национальные религии. | 44 | 34 | 10 | Проект |
5. | Литература и православие. | 23 | 19 | 4 | Защита докладов |
6. | Православные и государственные праздники | 26 | 21 | 5 | Презентации, круглый стол |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение- наличие кабинета, проектора, выход в интернет, презентации.
Педагог Обушинская Валентина Владимировна- преподаватель общественных дисциплин, первая квалификационная категория.
Формы организации: при проведении занятий применяются индивидуальные, групповые, коллективные, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, размышление, семинар, смотрины, экскурсия, экспедиция.
Формы работы:
-беседа (собеседование) с использованием мультимедийной презентации;
- просмотр фильмов с собеседованием;
- совместное чтение фрагментов из летописей и других исторических источников;
-прослушивание лучших произведений русской духовной хоровой музыки;
- создание проектов;
-посещение храмов и церквей Армавира.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- Начальный контроль (сентябрь);
- Текущий контроль (в течение всего учебного года);
- Промежуточный контроль (январь);
- Итоговый контроль (май).
Для проведения педагогического мониторинга используются : контрольные задания и тесты, анкетирование, педагогические отзывы, журнал учета и др.
Формой подведения итогов работы по теме, разделу:
-открытое занятие,
-взаимозачет,
-тест.
-защита презентации
При преподавании используются педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология игровой деятельности, технология исследовательской деятельности, коммуникативная технология.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Список литературы
Для преподавателя:
Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие. 2-е изд. Испр. и доп. - М.: Покров, 2003.
Бородина Д. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебно-методическое пособие для учителя. - М.: Православная педагогика,2004 ..
.Бородина Д. В. История религиозной культуры: Преподавание курса в средней школе /1 Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 50, 12 декабря 2002.
. Бородина Д. В. История религиозной культуры: Причины введения религиоведения в содержание образование/l Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). - N2 52, 26 декабря 2002.
Бородина Д. В. О возвращении к истокам духовности /1 Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.
Великие духовные пастыри России. - М.: Владос, 1999.
Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования. Материалы научно-практической конференции (10-11 октября 2002 года). - М., 2003.
Ганичев В. Н. Духовный диалог I/Новая книга России. - NQ З, 2004.
Громыко М. М., Буганов Д. В. О воззрениях русского народа. - М.: Паломник,2000.
Протоиерей Г. С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, бо -
гослужениях, обрядах и требах. - М.: Отчий Дом, 1994.
Краткое объяснение всенощной, литургии или обедни, последований таинств, погребения усопших, водоосвящения и молебнов. - М.: Вика, 1991.
Для студентов:
Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. - Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
Знаменитые колокола России / СОСТ. Козлов В. Ф. - М.: Отечество - Крайрут, 1994.
Колокола России /Авт.-СОСТ. Мишин В. В. - М.: Московский журнал, Красный звон., 1995.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г.
Перевезенцев С. В. Россия. Великая судьба. - М.: Белый город, 2003.
Перевезенцев С. В. Святорусское царство // Вторые Арзамасские Соборные встречи. - Арзамас, 2004.
Перевезенцев С. В. Смысл русской истории. - М., 2004.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. - М., 1992.
Понкин И. В. Правовые основания преподавания православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в вопросах и ответах. - М., 2003.
Православие для всех / Сост. Иеромонах Харитон (Просторов). - Кострома,20ОО.
Русские монастыри. - М.: Очарованный странник, 1995.
Русская икона: Детская энциклопедия. - М.: Белый город, 2002.
Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков.- М.: Белый город, 2002.
Священная библейская история: В изложении епископа Вениамина (Пушкаря) - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2001.
Священная история в пересказе протоиерея Серафима Слободского
Современное православное богослужение. - СПб., 1996.
Толковая Библия. - Стокгольм, 1987.
Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. - М., 1991.
Философия русского религиозного искусства XI-XX вв. 1 Сост. Н. К. Гаврюшин. - М.: Прогресс, 1993.
Флоренский П. Д. Иконостас. - М.: Искусство, 1994.
Христианство. Энциклопедический словарь. - М.: Большая энциклопедия, 1993.
Энциклопедия для детей. Т. 6. «Религии мира», ч. 2. - М.: Аванта +, 1999.
Энциклопедия православной иконы: Основы богословия иконы. - СПб.:2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка по Основам православной культуры (5-9 класс)
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности ч...
Отчет Преподавателя Обушинской В.В. кружка «Основы православной культуры»
В результате освоения программы кружка «Основы православной культуры» закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни, фундамент культ...
Рабочая программа кружка "Основы православной культуры" 5-9 классы 2016-2017 уч.год
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ООО на основе авторской программы А. В. Бородиной. Расчитана на 5-ти дневную рабочую....
Календарно-тематическое планирование кружка "Основы православной культуры" 5-7 классы 2016-2017 уч. год
КТП составлено к рабочей программе кружка "Основы православной культуры" и учебникам А.В. Бородиной из расчета 1 час в неделю при 5-ти дневной рабочей неделе....
Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе.
Основой деятельности в сфере духовного воспитания, непосредственно связанной с преодолением духовного кризиса, может послужить интеграция идей православной и светской педагогики. Проблема духовного во...
Презентация "Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе".
Преподавание модуля «Основы православной культуры» в общеобразовательной школе. Духовность- это основа жизни. Формирование духовно – нравственных ценностей среди подрастающего п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающаяпрограмма "Фитнес аэробика"
Программа направлена не только на получение детьми углубленных образовательных знаний, умений и навыков по спортивной аэробике, а обеспечивает организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, ...