Путешествие в страну русских народных сказок
классный час (5 класс) на тему

Архипова Елена Валентиновна

Обобщение знаний детей о русских народных сказках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в страну  русских народных сказок

Подготовила воспитатель

Архипова Е.В.

 

  Цель:   Обобщение знаний детей о русских народных сказках.

                         

Задачи:  1.Повторить прочитанные русские народные сказки.

                2. Воспитывать любовь к книге, чтению и нравственные                        

                     качества учащихся.

                 3. Способствовать развитию и коррекции памяти,    

                     внимания и речи.

Оборудование:     *Презентация.

                               *Книжная выставка «Сказки»

                                 Выставка рисунков детей с иллюстрациями из

                                 сказок.

                              *Корзина и предметы для корзины(игла, 3 лож-

                                ки и 3плошки, яйцо, лягушка, петух, щука,

                                метла).

                               *Рисунки со сказочными героями(баба-яга,

                                 Емеля, волк, петух, колобок, медведь).

                               *Таблички с именами сказочных героев

                                 ( Кощей- бессмертный, Василиса-премудрая,

                                  Иван-царевич, братец-Иванушка,Змей-

                                  Горыныч, сестрица-Аленушка,курочка-

                                  Ряба.баба-яга,гуси-лебеди).

                               *Костюмы героев для инсценировки сказка

                                 «Репка».

                               *Шапочка Вороны и записка.

                               *Релаксирующая музыка.    

                                 

                                        

                                Здравствуйте ребята!

                    (Звучит мелодия «В гостях у сказки»)

                                         Ответьте мне на вопросы

                                         Вы ребята смелые?        Да  

                                         Вы ребята умелые?        Да

                                               Находчивые?            Да

                                               Сказки любите?       Да

                                               А вы их знаете?        Да

                                                                                                                       

        Да, все мы любим сказки  и с самого детства нас окружают сказочные герои. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а  потом вы пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, таинственный, загадочный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: То Змей–Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.

-Ребята, вы хотите сегодня совершить путешествие в мир сказок?

Сегодня, мы  совершим с вами путешествие в удивительный мир  

русской народной сказки     ( слайд «русская народная сказка»)

А чтобы попасть в этот удивительный мир вам нужно закрыть глаза и повторять все за мной: «Раз, два, три, дверь в сказку отвори!» (на слайде рисунок сказочного города «Сказкоград»)

Вот мы и попали в сказку, откройте глаза и посмотрите в какой волшебной и сказочной стране  мы оказались

Ребята, мы с вами будем путешествовать по городу Сказкоград, будем останавливаться на сказочных улицах, аллеях, в парках  и во время каждой останов

ки выполнять задания

Первая наша остановка «Аллея сказок». ( слайд      )

На этой остановке мы поиграем с вами в игру «Из какой мы сказки» .    (слайд       )

Вам нужно узнать  сказку по нескольким строчкам. Отвечать будет тот кто первым поднимет руку.

-Девочка взяла самую большую ложку

 И похлебала из самой большой чашки   («Три медведя»)

-Не пей братец,

 Козленочком станешь(«сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

-Я от бабушки ушел

 Я от дедушки ушел….(«Колобок»)

-Внучка за бабку

 Бабка за дедку……(«Репка»)

-А дорога далека, а корзина не легка

 Сесть бы на пенек съесть пирожок….(«Маша и медведь»)

-Как выскочу, как выпрыгну

 Полетят клочки по закоулочкам…(«Заюшкина избушка»)

- Я, мышка-норушка

  Я, лягушка-квакушка

  А ты кто? Иди к нам жить…(«Теремок»)

Молодцы ребята. Наше путешествие продолжается и следующая остановка в переулке «Художников». (слайд    )

И я предлагаю вам сыграть в игру «Нарисуй колобка».

Вам нужно нарисовать колобка с закрытыми глазами.

(выходят по два человека и рисуют)

 

 Молодцы.

Ребята, ответьте  пожалуйста на вопрос.

- Кто испек колобок?

- От кого ушел колобок?

-   А кто его съел?  

Мы знаем,что в сказках происходит много превращений и чудес то князь Гвидон превращается в комара , муху или шмеля.

То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку.

То в сказочном лесу раздвигаются деревья и разговаривают животные.

-А вы хотите оказаться в сказочном лесу?

-Закрывайте глаза и представьте, что мы в сказочном лесу.

СЛАЙД           звучит тихая релаксирующая музыка

-Открывайте глаза и  пойдемте молча гулять по сказочному лесу, ведь в сказочном лесу нельзя шуметь.

Физкультминутка. (Психодинамические медитации. Погружение в различные стихии. (Земля)).

Мы  в сказочном лесу. Мы идем по земле. Земля бывает разная. Она бывает сухая и мокрая, горячая и холодная.

На земле бывает и трава, и песок, и шишки и даже стекло.

А в сказочном лесу все постоянно меняется.

Вот и сейчас мы с вами идем по зеленой мягкой травке, она приятно ласкает нам ноги. А теперь вдруг у нас под ногами песок, он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает нам ноги. Ой!

Но вдруг выпал снег. И мы идем по мягкому, пушистому, но холодному снегу.

И снова все изменилось в лесу. Теперь мы идем по осеннему лесу, у нас под ногами шуршат осенние листья.

И вот мы вышли к лесному болоту. И теперь мы идем по болоту. Наши ноги засасывает, мы их с трудом передвигаем, вытягиваем из тины. Но вот мы вышли из болота и побежали по теплым лужам.

А сейчас мы снова идем по лесной дорожке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги.

 Комментарий: В этом упражнении важно дать детям возможность представить и «пройти» по разным видам почвы. Это упражнение способствует гармонизации эмоционального состояния, общей энергетизации тела и развивает воображение.

Опыт хождения по различным видам почвы помогает детям «заземлиться» сбалансировать свои чувства.

-Вот и закончилась наша прогулка по «волшебному лесу».

( дети садятся на свои места)

-Наше путешествие продолжается.

(Стук в дверь)

-Кто это к нам стучится? (влетает ворона)

       Посмотрите-ка Ворона!

       Ну, Ворона, как дела?

       Что в твоей огромной сумке

        Нам подарки принесла?

Ворона: Эту корзину я нашла у дверей. Здесь много вещей и                                                                          

               записка.(отдает записку и мешок)

- Давайте просмотрим, что в записке написано.

«Ребята помогите нам пожалуйста, все эти предметы и не могут найти свою сказку. А мы не можем из-за них вернуться на полку в библиотеку». Ваши книжки.

Ворона  достает вещи по одной корзины.

-Игла                                                            (Кощей бессмертный)

-Яйцо                                                            (Курочка Ряба)

-3 ложки и 3 плошки                                  (Три медведя)

-Лягушка                                                      (Царевна лягушка)

-Петух                                                           (Петушок и лиса)

-Щука                                                            (По щучьему веленью)

-Метла                                                           (Баба-яга)

Молодцы ребята все вещи правильно распределили и теперь книжки вернутся на полку в библиотеку.

(Ворона садиться к детям)

-Наше путешествие продолжается  и следующая остановка

«Узнай героя сказки».   СЛАЙД    

-Ребята, вы знаете, что в каждой сказке есть главные герои. Они бывают добрые и злые, веселые и грустные, простые и коварные, они отправляются в разные путешествия ,где с ними происходят разные приключения ,чудеса.

 

-А сейчас мы проверим, всех ли героев сказок вы знаете.

 (зачитываются загадки и ответы вывешиваются на доску).

1.Бабушка в лесу живет,

   Травы, зелье собирает,

   Пол в избе метлой метет

   В ступе по небу летает,

   Из кости ее нога

   Эту бабу звать…….(Яга).

2.По первому морозцу

   По первому снежку

   Кто на печке едет

   Лежа на боку………(Емеля)

3. Уходя просила мать

    Никому не открывать.

    Но открыли дети дверь!

    Обманул зубастый зверь-

    Песню мамину пропел.

    Кто потом козляток съел?  (волк)

4. Лисий дом был изо льда

    Солнце вышло- вмиг вода.

    Из домишка лубяного.

    Лиска выгнала косого.

    Эта сказка вам знакома?

    Кто лису прогнал из дома?   (петух)

5. На сметане мешен

    На окошке стужен

    Круглый бок, румяный бок

    Покатился ………………….(колобок)

6. Отвечайте на вопрос

     Кто в корзине Машу нес

    Кто садился на пенек

    И хотел съесть пирожок?   (медведь)

Молодцы ребята, все загадки отгадали ,всех сказочных героев

назвали.

-У сказочных героев есть имена, например Никита-Кожемяка, Марья –Моревна и многие другие.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Имена рассыпались».

Имен много, но они перепутались. Вы должны подобрать и правильно назвать вторую половинку имени.

(к доске в разнобой прикрепляются имена сказочных героев. Детям предлагается прикрепить правильное продолжение имени ).

     Кощей – царевич                     (бессмертный)

     Василиса-Яга                            (премудрая)

     Иван - Премудрая                    (царевич)

     Братец - бессмертный              (Иванушка)

     Змей – лебеди                           (Горыныч)

     Сестрица – Иванушка              (Аленушка)

     Курочка – Аленушка                (Ряба)

     Баба – ряба                                 (Яга)

     Гуси -  горыныч                         (лебеди)

Молодцы ребята ,с заданием справились замечательно.

-А теперь друзья в путь. Продолжаем наше путешествие и мы подъезжаем к «Театральному скверу».

-Ребята, в театре показывают разные представления  и сейчас мы с вами посмотрим сказку «Репка» в исполнении детей.

Автор: 

Посадил дед репку. Все лето поливал, рыхлил, от    

  Вредителей берег. И  вот выросла репка большая                                                                          пребольшая! Пришла пора репку тянуть. Ухватился дед за репку, тянет потянет, а вытянуть не может.

-Позвал дед бабку

Дед: Бабушка, милая, иди подсоби мне репку тянуть.

Автор: Пришла бабушка. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут потянут вытянуть не могут. 

-Позвала бабка внучку.

Бабка: Внученька, солнышко, помоги нам репку тянуть.

Автор: Прибежала внученька. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут вытянуть не могут.

-Позвала внучка Жучку.

Внучка:  Жучка. Жучка скорее на помощь.

Автор:   Вот и Жучка тут как тут. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут- потянут,вытянуть не могут.

 - Позвала Жучка кошку.

Жучка: Гав,гав. Мурочка рыженькая шкурочка,приходи помогать.

Автор: Пришла кошка. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.Тянут потянуть вытянуть не могут.

-Позвала кошка мышку.

Кошка: Мышка, мышка выбегай из норки. Помогай.

Автор: Прибежала мышка. Мышка за кошку , кошка за Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за реку. Тянут- потянут, вытянули репку.

-Устроили они пир на все село, неделю репку ели насилу справились.

             

-Спасибо вам ребята за прекрасное представление.

 -Когда удалось репку вытянуть?

- Чему нас учит эта сказка?

- А теперь обратимся к самим книгам.

Все сказки в красивых детских книгах, оформляются красочными иллюстрациями и картинками. Очень много людей стараются сделать так, чтобы вам было интересно читать книги попадать в волшебный мир сказок.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай сказку по рисунку». Попробуем узнать сказку по картинкам , по вашим рисункам.(показ иллюстраций из книги рисунков детей)

-Молодцы ребята! Вы настоящие знатоки сказок. Мы увидели, что вы знаете, очень много сказок, знаете их текст, и можете узнать по картинке, по предмету.

-Теперь нам пора возвращаться домой.

Закройте глаза и повторяйте за мной: «Раз, два, три домой из сказки мы пришли».

-Вот мы и дома.

-Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали?

-Где побывали во время путешествия?

-Чему учит нас сказка?

- Что вам больше всего понравилось?

-Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо отвечали на все вопросы и показали свои знания сказок.

- Наше занятие подошло к концу, а расставаться со сказками не хочется. Да и не обязательно. Вы можете пригласить сказку к себе домой. Для этого нужно прийти в библиотеку и выбрать себе книгу.

Читайте сказки, они помогут вам в жизни.

Книга поможет сделать вашу жизнь ярче, содержательнее, богаче.

-До свидания!

 

 

   

                 

           

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация сборника грамматических сказок "Путешествие в страну Русского языка"

Обобщающий урок по русскому языку проводится в конце учебного года. В течение года школьниками создаются грамматические сказки по разным разделам русского языка. Структура урока состоит из семи этапов...

Конспект развлечения "Путешествие по мотивам русских народных сказок"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий развлечения (досуга)  на тему: "Путешествие по мотивам русских народных сказок". Цели:- создать у детей радостное, праздничное настроение;- вызвать желание...

Сценарий развлечения "Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов"

Музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста, которое знакомит детей с русскими народными инструментами – ложками, колокольчиками, бубенчиками, бубном, трещоткой, балалайкой....

Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы).

.Урок русского языка в 5 классе. Учимся писать сочинение (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)....

Путешествие в мир русских народных сказок

В мире много сказокГрустных и смешных,И прожить на светеНам нельзя без них....

Беседа - игра: «Путешествие в мир русских народных сказок».17.01.2023 год

Цель:  вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение; способствовать развитию мышления и познавательной ак...