Компетентностный подход в дополнительном образовании
статья на тему
В статье рассмотренны преимущества компетентстного подхода в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompet_podhod.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в дополнительном образовании
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате школа
должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает, т.к. сегодняшние первоклассники будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Поэтому готовить своих учеников к переменам, необходимо, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность, профессиональный универсализм, способность менять способы и сферы деятельности.
Современная педагогическая теория видит возможность решения данной задачи в переходе от традиционного, знаниевого подхода в образовании, к компетентностному, сущность и отличительные особенности которого в первую очередь касаются целей общего образования. Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае, образовательной.
С позиции компетентностного подхода уровень образованности в области химии определяется способностью применять полученные знания о химической составляющей естественнонаучной картины мира в повседневной жизни и на производстве. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать получаемые знания.
Основным результатом образовательной деятельности дополнительного образования в рамках компетентного подхода становится формирование ключевых компетенций, перечень которых определяется на основе главных целей общего образования, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе.
Ценностно-смысловая компетенция относится к сфере мировоззрения и определяет ценностные представления ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь использовать знания в области химии для безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.
Общекультурная компетенция позволяет ориентироваться в основах социальных, общественных явлений, определять роль науки химии в жизни человека, ее влияния на окружающую среду, организм человека и другие живые организмы. К той же сфере относятся компетенции в использовании достижений науки химии для развития цивилизации.
Учебно-познавательная компетенция включает в себя совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности.
Информационная компетенция предполагает формирование умения осуществлять самостоятельный поиск информации в области химии с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсах Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.
Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, задать вопрос, вести дискуссию, обосновывая высказываемую позицию и уважая мнение оппонента при обсуждении проблем.
Компетенция личного самосовершенствова-ния направлена на то, чтобы осваивать способы интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик, к этой компетенции относится забота о собственном здоровье, непрерывное самопознание и развитие необходимых современному человеку личностных качеств.
Проектируемое на компетентностной основе химическое образование призвано обеспечивать целостное компетентностное образование, при котором образовательные компетенции будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в будущих профессиональных отношениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...
Что такое компетентностный подход в современном образовании?
Размышления школьного учителя...
Компетентностный подход в дополнительном образовании детей.
Сообщение на заседании методического объединения. Освещены вопросы компетентностного подхода в современном дополнительном образовании детей....
Компетентностный подход в дополнительном образовании детей
Презентация, иллюстрирующая сообщение "Компетентностный подход в дополнительном образовании детей"...
Компетентностный подход в дополнительном образовании детей
Слайд - шоу, рассказывающий о компетентностном подходе к детям в сфере ДО...
Открытое занятие для городского семинара на тему: «Компетентностный подход в дополнительном образовании».Тема: «Пешечные окончания. Правило квадрата».
Цель: дать основные сведения о разыгрывании пешечных окончаний. Ознакомить с правилом квадрата, научить определять и строить квадрат пешки....