Многодневные походы - способ создания единого образовательного пространства.
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему
В работе описывается опыт работы Станции детского и юношеского туризма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_edinogo_obr._prostranstva.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Многодневные походы –
способ создания единого образовательного пространства
Дополнительное образование детей, является продолжением и дополнением основного образования, способствует развитию способностей и интересов школьников формированию высоких гражданских и нравственных качеств.
Детско-юношеский туризм входит в учебный и воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования, и является основным видом деятельности в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования Станция детского и юношеского туризма и экскурсий г. Саяногорска
Основными целями Станции являются:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства;
- развитие туристско-краеведческой и спортивно-туристской работы.
Результатом реализации каждой дополнительной образовательной программы считается:
- Уровень освоения детьми содержания изучаемой образовательной программы.
- Устойчивость интереса детей к содержанию образовательной программы, к предлагаемой деятельности и коллективу.
- Уровень творческой активности детей.
- Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся.
В МОУ ДОД СТЮД «Борус» реализуется 9 дополнительных образовательных программ и в каждой из них 90 % времени отводиться на практические занятия: подготовка проведение и организация походов, экскурсий, участие в соревнованиях, выполнение разрядов по спортивному ориентированию и технике туризма, выполнение краеведческих заданий, написанию отчетов о походах, мероприятиях.
Обучение нацелено на развитие личностных качеств детей и достижения детей в той или иной области являются индивидуальными. Для выявления динамики развития ребенка и усвоения содержания программы фактические результаты отслеживаются, заносятся в зачетные листы, на основании которых присваиваются разряды по спортивному ориентированию и технике туризма.
Туризм, в особенности активный туризм не может быть личным делом, индивидуальным. Туризм - прежде всего коллектив дружный и сплоченный коллектив единомышленников.
Программа обучения состоит из 4 этапов:
- теоретическая часть.
- практическая часть.
- аттестационные соревнования.
- зачетный поход.
- Многодневный поход.
Первые четыре этапа проводятся согласно учебному плану образовательной программы, пятый - является заключительным и проводится в конце учебного года для всех детей, обучающихся на Станции.
Именно на пятом этапе обучения расширяется сфера общения учащихся, происходит приобретение навыков социального взаимодействия, накопления положительного опыта поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности. Прежде всего, это качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме – коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка. Важным преимуществом активных форм туристской деятельности является преодоление разрыва между знаниями о нормах поведения и практикой применения их в условиях общежития.
Многодневный поход, цель которого является детей из нескольких групп обучающихся в разных объединениях превратить в дружный сплоченный коллектив единомышленников.
Задачи пятого этапа обучения:
- Формирование нравственных качеств личности: коллективизма, ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, трудолюбия, инициативы и выдержки.
- Формирование эстетического отношения к внешнему миру.
- Воспитание основ деятельного патриотизма.
- Воспитание экологического сознания.
С 20 по 24 июля 2010 года учащимися СДЮТ «Борус» был совершен зачётный многодневный туристский поход на хребет Борус.
Туристские цели многодневного похода: совершить восхождения на пики хребта Борус; Главный, Малый, Монича, Кошурникова, посетить Водопады, озёра Цирк и Банзай.
Образовательные цели: отработать все туристические знания, умения и навыки, приобретенные в течение учебного года: организация лагеря, приготовление пищи, работа со снаряжением, заготовка дров, соблюдение правил гигиены, техники безопасности активных маршрутов.
Программа похода
Первый день – подъём до лагеря в район Венеции, который составил 4,5 часа, здесь оборудовали лагерь, заготовили дрова.
Второй день старшие дети совершили восхождение на пики Малый и Главный Борус, которое составило примерно 6 ходовых часов. Младшие дети в это время совершили подъём через Водопады к озеру Цирк, ходовое время 4 часа.
Третий день - общее восхождение на пик Монича через Львиные ворота. Старшие дети продолжили восхождение на пик Кошурникова. Затем все вместе спустились в лагерь. Ходовое время 6 часов.
Четвёртый день - переход от Венеции через Плато до озера Банзай. Время в пути примерно 5 часов.
Пятый день – сбор лагеря, уборка территории от мусора и возвращение домой.
Походная жизнь учит, что необходимо действовать рационально, подавляя в себе лень, усталость, нежелание что-либо делать. То есть на первый план выдвигается волевое начало в поведении ребенка. Кроме того, видя красоту окружающей природы, участники похода учатся сохранять ее. На маршруте очень часто приходится сравнивать ландшафты, не тронутые человеком, и испытавшие антропогенное воздействие. Замусоренные кюветы вдоль дорог и железнодорожного полотна, грязь на туристских стоянках вызывают отрицательные эмоции у детей. Одно дело, когда об этом только говорят в школе, и другое, если ребенок не только своими глазами увидит варварское отношение к природе, но и вместе с педагогом уберет мусор, оборудует стоянку, очистит родник. Все это имеет колоссальное педагогическое воздействие. Такой школьник не только сам не станет мусорить в природной среде, но и будет учить других не оставлять за собой мусор. Подобное поведение становится внутренним убеждением, переходит с разряда необходимого.
Регулярные занятия туризмом формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность.
Литература:
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей/ Под ред. Ю.С.Константинова, А.Г. Маслова; Федеральный центр детского-юношеского туризма и краеведения. –М.: Советский спорт, 2005
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма: Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002.
Константинов Ю.С, Детско - юношеский туризм. М.: ФЦДЮТи К, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект создания единой образовательной среды
презентация...
История России.контрольная работа по теме "Московская Русь. Создание единого государства" (6 класс)
Работа составлена с учетом уровня способностей и возможностей ученика. Состоит из 2 вариантов. В каждом варианте три уровня сложности: на "5", на "4", на "3". Ученик сам выбирает уровень, зная на како...
Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"
Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....
Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения
Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...
От Руси к России. Создание единого российского государства
От Руси к России. Создание единого российского государства. Завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Проблемный урок - попытка определить кто Иван III 0разрушитель или созидатель....
Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности
В туристском походе устраняется разрыв между идейно- нравственными представлениями и практикой поведения, формирование нравственных убеждений становится более эффективным, так как эта деятельность соп...
Социальная значимость многодневных походов в туристской деятельности
В статье описывается важность проведения с учащимися многодневных походов в туристской деятельности....