Наследники традиций
рабочая программа на тему

Дядюк Ирина Викторовна

Программа детско - родительского клуба "Наследники традиций"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasledniki_traditsiy.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

Детско-родительский клуб

по художественно - эстетическому развитию

Наследники традиций

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №79 «Голосистое горлышко»

 

Программа

детско- родительского клуба

Наследники традиций

по художественно - эстетическому развитию

г. Нижневартовск

Содержание программы

1

Паспорт программы

3

2

Пояснительная записка

4

2.1

Цель, задачи

6

3.

Тематический план

8

4.

Учебно-методическое обеспечение

10

5

Литература

11

        

        

  1. Паспорт программы

Наименование

программы

Программа «Наследники традиций»

дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию

Основание для

разработки программы

  • Закон РФ «Об образовании»,

Сроки

реализации

2015-2016 учебный год

Исполнители программы

Музыкальный руководитель, родители (законные представители), воспитанники ДОУ.

Автор-

составитель

Дядюк И. В.   музыкальный  руководитель.

Цель

программы

Гармонизация детско – родительских отношений, через совместное приобщение к русской народной культуре.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

             В последнее время в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема нравственно- патриотического воспитания дошкольников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. И самое важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, есть национальных дух. Еще одно важное личностное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство, это чувство доброты. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Чувство доброты есть корень всех благородных качеств. Добрый человек не может не уважать людей, он не может быть завистливым и грубым, он не может не быть порядочным, заботливым.        Именно эти качества и многие другие легче всего воспитать через фольклор.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на   образовательные организации и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи: воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно - всё это ведет к разрушению института семьи, потере национальной культуры.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Анкетирование показало, что большинство родителей понимают и одобряют необходимость приобщения детей к истокам национальной культуры, а некоторые  выразили желание  непосредственно  в этом участвовать. В связи с этим, были поставлены  задачи:

  • помочь родителям  выбрать нужные ориентиры: научить своих детей   чтить национальные и семейные традиции, сохранить целостность и единство семьи, как национальную черту русского народа;
  •  пополнить запас знаний о народных календарных праздниках, разучить забытые старинные русские народные игры, хороводы;
  •  дать возможность для проявления творческих талантов детей и их родителей.  

За основу совместной деятельности взрослых и детей взять   игру! Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великолепной воспитательной силой своего рода моральный кодекс, который усваивается в детстве «играючи». А в народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве.

Программа «Наследники традиций» построена с опорой на программу:

 под редакцией О.Л. Князевой,М.Д., Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 Цель программы: повышение педагогической компетентности родителей, гармонизация детско-родительских отношений, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс как равноправных партнеров посредствам приобщения к традициям народной культуры.

Задачи: 

  • формировать знания детей и их родителей о  традиционной русской культуре;
  • способствовать расширению кругозора дошкольников;
  • воспитывать  чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • воспитывать творчески  активную личность;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;

Обязательное условие детско-родительских встреч: нет зрителей – все участники. Основными принципами работы Клуба являются:

  • добровольность, 
  • индивидуальный подход,
  • открытость,
  • постоянная обратная связь,
  • соблюдение педагогической этики.

Дополнительная образовательная  программа «Наследники традиций»    направлена на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации к познанию и творчеству;

— приобщение к ценностям народной культуры.

-   приобретение и развитие навыков детской народной игры;

— формирование чувства уважения и любви  к традициям и обычаям                                                    

Количество часов         12

Режим занятий              один раз в месяц             (последняя пятница)                                                

Наполняемость группы 16 человек.

Форма  занятий: групповая (дети и родители)

Формы и методы обучения 

  • Практические тематические занятия,
  • мастер-класс народных  умельцев;
  •   посиделки;                                                                                  
  •    игровые программы;
  •  видео – презентации, викторины

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Январь

«Наша изба затей полна»

Игровая программа:  «Святки»: разучивание колядок,  знакомство с играми: «Краски», «Колечко», «Бабка Ежка» «Золотые ворота»; святочные гадания

Февраль

«Такие удивительные ложки»

Практическое занятие по обучению игре на деревянных ложках. Видео – презентация  по изготовлению и  росписи на ложках, рассказ об истории происхождения промысла. Знакомство с приемами игры на ложках.  Игра в оркестре  «Светит месяц» рус нар мелодия

Март

«Куколка –игрушка лучшая подружка»

Мастер – класс по изготовлению   слушание колыбельных песен в аудиозаписи, разучивание и  пение  народных колыбельных песен

Апрель

«Грач на горе – весна на дворе»

Викторина по предметам народного быта , знакомство с весенним земледельческим трудом. Разучивание народных игр весеннего народного календаря: «Родничок», «Ворон», «Грачи летят», «Горелки», «Дедушка Мазай»

Май

«Пых, пых, самовар»

Тематическое занятие по знакомству с самоваром. Рассматривание видео –ряда из исторического архива; Раскрашивание  силуэта самовара. Сочинение образного танца

Июнь

«Сошьем Дуне сарафан»

Видео – презентация « Русский народный костюм» Мастер – класс по ручной вышивке крестом.  Разучивание хороводной игры           « Ясен сокол и белая лебедь», «Бояре»

Июль

«Как у наших у ворот, муха песенки поет»

Игровая программа, разучивание потешек скороговорок разучивание игр: «Коршун», «Жмурки», «Сова»

Обучение способам игры в шумовом оркестре

Август

«Кладовая природы»

Беседа о лечебных свойствах растений. Видео – презентация «Лесная аптека» Разучивание игр «Заря – Заряница», «Пчелы»

Сентябрь

«На веселой Ярмарке»

 Знакомство с народным кукольным театром; Рассматривание видео –ряда картинок из исторического архива; Разыгрывание  потешек ,прибауток  скороговорок в кукольном театре, разучивание народных игр: «Горшки», хоровод «Где был, Иванушка», силовые игры «Потолкушки», «Перетягивание каната».

Октябрь

«Капустные вечеринки»

Мастер – класс по засолке капусты Исполнение шуточных частушек  Разучивание хороводных игр: «Вейся,  капуста»

Ноябрь

«Горница – узорница»

Фольклорные посиделки Разучивание игр: «Бояре»

Декабрь

«Наши сани, едут сами»

Знакомство с предметами русского быта, домашней утварью. Загадывание загадок. Разучивание хороводных игр:

Учебно-методическое обеспечение.

  •  шумовые инструменты
  • элементы народного  костюма
  • шапочки – маски животных и птиц
  • куклы театра  БИ-БА-БО
  • изделия с народной вышивкой
  • предметы русского народного быта
  • картотека народных игр
  • изделия народных промыслов

Основными критериями результативности являются:

  • Проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа:
  • задаёт  познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
  • знает  различные источники информации;
  • владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и  потребностей;
  • желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
  • умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Литература:

  1. Аникин В.П. «Русские пословицы и поговорки», Москва. Художественная литература 1988 г.
  2. Богуславская И.Я. «Дымковская игрушка», Ленинград «Художник  РСФСР» 1988 г.
  3. Ветошкина Н.В. «Надежда» 1999 г. Киров.
  4. Некрылова А.Ф. «Круглый год», Москва 1989 г. Изд-во «Правда».
  5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Изд-во «Детство-Пресс» 2000 г. Санкт-Петербург.
  6. Миронов В.А. «Народный календарь», Москва 2005 г., АСТ-Астрель.
  7. Петров В.И., Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. «Осенние праздники, игры, забавы для детей», Москва 2001 г. «Сфера».
  8. Перминова Н. «Дымковская расписная», ВВКИ 1979 г. Горький.
  9. Рожнова П.К. «Русский народный календарь», АиФ-Принт. Москва 2001 г.
  10. Рондели Л.Д. «Народное декоративно-прикладное искусство», Москва «Просвещение» 1984 г.
  11. Радынова О.П. «Баюшки-баю», Москва «Владос» 1995 г.
  12. Усова А.П. «Русское народное творчество в детском саду», Москва «Просвещение» 1972 г.
  13. Федотов Г. «Дарите людям красоту», Москва «Просвещение» 1985 г.
  14. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», Москва «Просвещение» 1984 г.
  15. Русские: семейный и общественный быт. Москва, «Наука» 1989 г.
  16. «Энциклопедия земли Вятской» 1994 г. Киров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы-наследники Победы" (сценарий классного часа)

Классный час "мы-наследники Победы"...

Внеклассное мероприятие «Выбор наследника царицы Математики»

Цели предметной недели: • формирование положительной предметной учебной мотивации; • развитие самостоятельности, творческого и пространственного воображения, логического мышления, памяти, сообразитель...

Проект "А мы из Пензы. Наследники победителей", 2020 год

Проект «А мы из Пензы. Наследники Победителей»Бирюкова Ольга Филипповна, учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ р.п. Тамала Пензенской области  «А мы из Пензы. Насл...

Деятельность школьного музея в рамках городской программы "Наследники Великого города"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках городской комплексной краеведческой программы "Наследники Велико...

"Наш край - наследник средневековья"

Повторительно - обобщающий урок....

Спортивно - патриотическая игра «Мы наследники ратной славы» с применением ИКТ

Спортивно- патриотическая  игра " Мы наследники ратной славы"  способствуют:- Привитие  устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, развитие двигательных навык...

Статья «Наследники комсомольских традиций»

100-летие Комсомола. Анализ опыта и направлений работы ВЛКСМ, возможности практического применения в современной России. Несмотря на изменившиеся исторические условия, у молодежи Комсомольского п...