Программа дополнительного образования "Волшебное тесто"
рабочая программа на тему
Данная программа «Волшебное тесто» направлена на гармоническое развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnoe_testo_malova_i.yu_.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Волшебное тесто»
Возраст детей с 7 лет
Срок реализации 3 года
Автор программы:
Малова Ирина Юрьевна
педагог дополнительного образования
г. Княгинино
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки программы в образовательном процессе
Данная программа «Волшебное тесто» направлена на гармоническое развитие ребенка и его психомоторных, художественных и интеллектуальных возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния деятельности.
В наши дни возрождается интерес к различным народным ремеслам, зачастую почти забытым. Сейчас все более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из соленого теста.
Лепка из соленого теста имеет давнюю историю. Известно, что еще в древнем Египте делали фигурки из теста для поклонения богам. Часто фигурки, изготовленные из соленого теста, служили оберегами.
В наше время лепка из соленого теста не только утратила ритуальный смысл, но и поменяла тематику. Главное отличие современных изделий в том, что они раскрашены. Материал, своей нетронутой естественностью определявший в древности художественное восприятие изделий, сегодня практически невозможно распознать под краской и лаком. Изделие выглядит керамическим. Кроме того, в наше время немалую композиционную и смысловую роль в изделии играют дополнительные, и не только природные, материалы.
Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки-сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и т.д. Оригинально смотрятся картины, всевозможные панно из соленого теста, коллажи с использованием ткани, тесьмы, бисера, природных материалов и т.д. Панно – это, пожалуй, наиболее творческое использование соленого теста, так как сочетает различные техники: лепку, аппликацию, коллаж.
Занятия по лепке из соленого теста способствуют формированию умственных способностей детей, творческого отношения к окружающему миру, художественного вкуса, развитию у детей воображения, фантазии, мелкой моторики рук. Влияние занятий лепкой из соленого теста на развитие ребенка широко, оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его индивидуальности, познавательной сферы и деятельности.
В сфере общения на занятиях лепкой в существенной степени формируется характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, упорство, аккуратность. Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Общеобразовательная программа разработана на основе типовых программ с учетом учебных стандартов и требований следующих нормативно-правовых документов:
- ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г.; №273-ФЗ
- Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
СанПиН 2.4.4.3172-14. Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008
- Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 № 316-01-100-1674/14
- Устав МБОУ ДОД Дома детского творчества Княгининского района Нижегородской области
Актуальность
На занятиях по лепке из соленого теста происходит развитие личностных качеств: толерантности, коммуникативности, креативности.
Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его для работы с детьми, развивать их творческие способности. Простота обработки этого материала позволяет быстро изготовить все, что захочется.
Лепка из соленого теста доступна для детей разного возраста, уровня развития и возможностей.
Дети во время лепки учатся экспериментировать с художественными инструментами и материалами с целью «Открытия» их свойств и способов создания художественных образов. Лепка из соленого теста позволяет решать многие образовательно-воспитательные задачи.
Работа с соленым тестом – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, так как именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Новизна
В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий из соленого теста - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т.д.
Интеграция со смежными дисциплинами – историей, литературой, географией, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний.
Педагогическая целенаправленность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.
Все занятия, кроме формирования знаний и умений по лепке из соленого теста, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности дается возможность проявить творческие способности обучающегося.
Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. На занятиях по лепке из соленого теста у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, воспитанию уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.
Содержание программы
Особенности программы
Средством реализации программы является технология дифференцированного обучения, при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки), занятия комплексного характера, в которых репродуктивная деятельность переходит в частично поисковую, самостоятельную творческую работу с помощью педагога
Организация образовательного процесса носит комфортный, неформальный характер психологической атмосферы.
Используемые методы обучения:
- методы практико-ориентировочной деятельности;
- словесные методы обучения;
- графические работы (работа со схемами);
- метод наблюдения;
- проектные и проектно-конструктивные методы обучения;
- метод игры;
- наглядный метод обучения;
- психологические и социологические методы и приемы, используемые при проведении занятий.
Занятия проходят в групповой форме, содержат теоретическую и практическую части, в каникулярное время проводятся и комплексные занятия. Основные разделы занятия: вводная часть, объяснение и показ технологических приемов, эскизная работа, работа в материале (лепка), подведение итогов. Программа включает занятия в форме лекций, семинаров, выставок, экскурсий, учебных игр, праздников. Также используются нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся: чаепитие, психологические уроки, интегрированные занятия, занятия, проведенные в форме соревнований, урок – творческая мастерская, уроки для родителей.
Принципы обучения
Данная программа придерживается следующих принципов:
Принцип демократизма – каждый ребенок имеет право на выбор своей траектории развития и участия в образовательном процессе;
Принцип детоцентризма – приоритетность интересов ребенка, превращение его в равноправного субъекта образовательного процесса.
Принцип дифференциации и индивидуализации образования – выявление и развитие склонностей, способностей детей в различных направлениях деятельности; обеспечивает развитие детей в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами.
Принцип последовательности и системности – линейная логика процесса, от частного к общему.
Принцип сотрудничества – признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип природосообрзности – учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
Принцип научности – обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Принцип доступности – от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений и навыков.
Принцип наглядности – привлечение различных органов чувств детей к восприятию. Иллюстративность, наличие дидактических материалов.
Принцип индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении.
Принцип сознательности и активности.
Принцип заинтересованности и мобильности – образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей.
Цель программы – с помощью системы занятий создать условия для формирования эмоционально-отзывчивой, творчески-активной личности, пробудить интерес к лепке из теста, сформировать у детей систематическую потребность к саморазвитию и самосовершенствованию в процессе занятий.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение использовать правильные способы, приемы лепки;
- формировать умение устанавливать последователь выполнения работы;
- формировать умение выделять главные и второстепенные детали при изготовлении работы;
- формировать умение расположить отдельные элементы, разные по величине так, чтобы они вместе составляли единое целое;
- подвести учащихся к видению цвета.
Коррекционно-развивающие:
- развивать концентрацию внимания и усидчивость;
- развивать восприятие зрительной и слуховой информации;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение;
- развивать и корректировать коммуникативные умения детей;
- расширять и активизировать словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать организованность и аккуратность при работе;
- формировать дружеские отношения в коллективе;
- формировать художественное просвещение и привлечение к искусству лепки;
- формировать творческое отношение к окружающему миру;
- формировать эстетический вкус;
- формировать устойчивый интерес к занятиям, желание совершенствоваться и добиваться поставленной цели.
Направленность программы: художественная.
Срок реализации программы: 3 года.
Формы обучения: очная.
Формы занятий: групповая.
Возраст детей: с 7 лет.
Краткие сведения о коллективе: Данная группа является профильной. Состав постоянный. Набор детей свободный. К обучению принимаются все дети, в независимости от начальных способностей. В первый год обучаются 15 и более детей, второй год – 15-12, третий год 12-10 детей. Лепкой из соленого теста занимаются мальчики и девочки. Психолого-педагогические особенности детей различны. К каждому ребенку нужен определенный индивидуальный подход. Только правильная организация занятий и использование педагогом различных приемов и методов для развития коммуникативных, межличностных отношений, будут способствовать налаживанию и укреплению отношений.
Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. Дети среднего школьного возраста выполняют более усложненные работы, требующие большей усидчивости и внимательности.
В группы первого года обучения принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Программа первого года обучения разработана для детей младшего школьного возраста. Обучение начинается с изготовления простейших изделий, постепенно техника лепки усложняется, расширяются теоретические знания детей в области лепки из соленого теста, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами.
Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группы второго и третьего года обучения, определяется собеседованием.
Психологические особенности младших школьников
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.
Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.
Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
Психологические особенности средних школьников
Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде.
В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, школьник стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.
Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Организация процесса обучения должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.
Режим занятий: общее количество часов в год 144, в неделю проводится 2 занятия по 2 часа.
Руководитель кружка педагог дополнительного образования Малова Ирина Юрьевна является штатным работником МБОУ ДОД Дома детского творчества. Имеет высшее педагогическое образование, I квалификационную категорию, стаж работы 6 лет.
Условия реализации программы
Важнейшими условиями успешной реализации программы являются следующие:
Методические: интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных на детей с разным темпом восприятия и скоростью выполнения учебно-творческих заданий. Для этого педагог должен в совершенстве владеть различными приемами работы с тестом, а также иметь определенную технику педагогических действий.
Дидактические: необходимо создание по каждой учебной теме специальных заданий, дифференцирующих учебную работу по степени ее сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической обученности.
Материально-технические: для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам (лампы, столы, стулья).
Все выше перечисленные условия учтены при составлении программы и организации дополнительного образовательного процесса.
Занятия проводятся в специально оборудованном, хорошо освещенном кабинете.
При оборудовании учебного занятия активно используются наглядные пособия, дидактический и наглядный материал.
Для любого дела необходим инструмент, но, когда речь заходит о лепке из соленого теста, инструмент – понятие весьма условное, для работы с соленым тестом понадобятся самые разнообразные вещи.
Для изготовления плоских изделий нужна скалка, линейка фольга, стеки. С помощью этих инструментов можно вырезать из раскатанного теста прямолинейные и криволинейные фигуры.
Для вырезания замкнутых мелких деталей можно использовать формочки для выпечки, различные крышечки и колпачки, коробочки и т.д.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений используют, как правило, все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался достаточно рельефным. В виде штампиков можно использовать: расчески, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца, колпачки от фломастеров и т.д. Также интересную фактуру дают надрезы кончиками ножниц.
В процессе работы вскоре выясняется, что среди обычных примелькавшихся вещей можно найти практически любую нужную для изделия форму.
Основным материалом является соленое тесто, для его изготовления используется только вода, мука и соль «Экстра». В качестве дополнительных материалов для оформления изделий можно использовать сухоцветы, ветки, шишки и т.д. Помимо природных материалов можно воспользоваться тканью, кружевами, бисером, проволокой.
Для раскрашивания используются краски – акварельные и гуашь (акрил). Также можно заранее приготовить цветное тесто, используя пищевые красители.
Ожидаемые результаты
К концу трехлетнего обучения дети должны
Знать:
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
- технику безопасности;
- последовательность технологического процесса;
- основные приемы лепки;
- основы композиции;
- способы расположения отдельных элементов при составлении композиции;
- способы изготовления рамок из подручного материала;
- основные понятия технологии (состав, цвет теста, роспись, обжиг и т.д.);
- оборудование, необходимое для художественной лепки;
Уметь:
- организовать рабочее место;
- пользоваться инструментами;
- приготовить и окрасить тесто;
- применять на практике все изученные способы лепки;
- устанавливать последователь выполнения работы;
- поставить творчески достойную цель и подчинить всю деятельность ее достижению;
- находить и решать проблемы, составляющие основную цель;
- находить оригинальные приемы решения творческих заданий;
- самостоятельно составить композицию по заданной теме, раскрасить и покрыть лаком работу;
- сочетать в практической деятельности индивидуальную и групповую форму работы;
Учебный план
дополнительной общеобразовательной программы
«Волшебное тесто»
№ п/п | Содержание | Количество часов | ||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | Всего по программе | |||||
Вч | А | Вч | А | Вч | А | |||
1 | Соленое тесто. Основные приемы лепки. | 14 | 2 | 10 | 2 | 10 | 2 | 40 |
2 | Технология изготовления панно. | 44 | 4 | 48 | 4 | 48 | 4 | 152 |
3 | Технология изготовления объемных изделий. | 28 | 2 | 28 | 2 | 26 | 2 | 88 |
4 | Народная игрушка. | 6 | 2 | 10 | 2 | 14 | 2 | 36 |
5 | Совместная работа – многофигурная композиция. | 16 | 2 | 14 | 2 | 12 | 2 | 48 |
6 | Отчетная работа. | 20 | 4 | 18 | 4 | 16 | 6 | 68 |
Всего по программе | 128 | 16 | 128 | 16 | 126 | 18 | 432 | |
144 | 144 | 144 |
Рабочая программа
Первый год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Соленое тесто. Основные приемы лепки. | 16 | 7,5 | 8,5 |
1.1 | Организационное собрание. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | История возникновения и применения соленого теста | 2 | 2 | - |
1.3 | Способы изготовления теста, окрашивания, сушки. Инструменты. | 2 | 1 | 1 |
1.4 | Элементарные способы лепки. | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.5 | Способы создания фактуры | 2 | 0,5 | 1,5 |
1.6 | Основы цветовидения | 2 | 1 | 1 |
1.7 | Основы композиции | 2 | 1 | 1 |
1.8 | Итоговое занятие по 1 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Технология изготовления панно | 48 | 5 | 43 |
2.1 | Панно «Букет в вазочке» | 12 | 1 | 11 |
2.2 | Панно «Девочка» | 8 | 1 | 7 |
2.3 | Панно «Чаепитие» | 16 | 1 | 15 |
2.4 | Панно «Елочка» | 8 | 1 | 7 |
2.5 | Итоговое занятие по 2 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.6 | Промежуточная аттестация за 1 полугодие | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Технология изготовления объемных изделий. | 30 | 5 | 25 |
3.1 | Фигурка «Снеговик» | 4 | 0,5 | 3,5 |
3.2 | Фигурка «Ангелочек» | 4 | 0,5 | 3,5 |
3.3 | Фигурная композиция «Грибная поляна» | 6 | 1 | 5 |
3.4 | Фигурная композиция «Лесная избушка» | 10 | 2 | 8 |
3.5 | Шкатулка | 4 | 0,5 | 3,5 |
3.6 | Итоговое задание по 3 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Народная игрушка. | 8 | 1,5 | 6,5 |
4.1 | Свистулька | 6 | 1 | 5 |
4.2 | Итоговое занятие по 4 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Совместная работа – многофигурная композиция. | 18 | 2,5 | 15,5 |
5.1 | Многофигурная композиция «Зоопарк» | 16 | 2 | 14 |
5.2 | Итоговое занятие по 5 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Отчетная работа. | 24 | 3 | 21 |
6.1 | Отчетная самостоятельная работа с частичным копированием работы педагога | 20 | 2 | 18 |
6.2 | Итоговое занятие по 6 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.3 | Промежуточная аттестация за 2 полугодие | 2 | 0,5 | 1,5 |
Итого: | 144 | 24.5 | 119.5 |
Второй год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Соленое тесто. Основные приемы лепки. | 12 | 3,5 | 8,5 |
1.1 | Организационное собрание. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Экскурсия с целью наблюдения и сбора природного материала | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Повторение пройденного материала, отработка ранее изученных приемов лепки | 6 | 1 | 5 |
1.4 | Итоговое занятие по 1 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Технология изготовления панно | 52 | 7 | 45 |
2.1 | Панно «Подводный мир» | 10 | 2 | 8 |
2.2 | Панно «Корзина с цветами и фруктами» | 14 | 1 | 13 |
2.3 | Панно «Подсолнухи» | 12 | 1 | 11 |
2.4 | Панно «Дед Мороз» | 12 | 2 | 10 |
2.5 | Итоговое занятие по 2 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.6 | Промежуточная аттестация за 1 полугодие | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Технология изготовления объемных изделий. | 30 | 4 | 26 |
3.1 | Карандашница | 8 | 1 | 7 |
3.2 | Подсвечник | 6 | 0,5 | 5,5 |
3.3 | Композиция «Северный полюс» | 14 | 2 | 12 |
3.4 | Итоговое задание по 3 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Народная игрушка. | 12 | 2,5 | 9,5 |
4.1 | Дымковская лошадка | 10 | 2 | 8 |
4.2 | Итоговое занятие по 4 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Совместная работа – многофигурная композиция. | 16 | 2,5 | 13,5 |
5.1 | Сказочный замок | 14 | 2 | 12 |
5.2 | Итоговое занятие по 5 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Отчетная работа. | 22 | 3 | 19 |
6.1 | Отчетная самостоятельная работа по заданной теме | 18 | 2 | 16 |
6.2 | Итоговое занятие по 6 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.3 | Промежуточная аттестация за 2 полугодие | 2 | 0,5 | 1,5 |
Итого: | 144 | 22.5 | 121.5 |
Третий год обучения
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Соленое тесто. Основные приемы лепки. | 12 | 3,5 | 8,5 |
1.1 | Организационное собрание. | 2 | 1 | 1 |
1.2 | Экскурсия с целью наблюдения и сбора природного материала | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Повторение пройденного материала, отработка ранее изученных приемов лепки | 6 | 1 | 5 |
1.4 | Итоговое занятие по 1 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Технология изготовления панно | 52 | 6 | 46 |
2.1 | Панно «Церковь» | 12 | 2 | 10 |
2.2 | Панно «Маки» | 14 | 1 | 13 |
2.3 | Панно «Сказочный мир» | 14 | 1 | 13 |
2.4 | Панно «Новый год» | 8 | 1 | 7 |
2.5 | Итоговое занятие по 2 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
2.6 | Промежуточная аттестация за 1 полугодие | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Технология изготовления объемных изделий. | 28 | 3 | 25 |
3.1 | Фигурная композиция «Кошки-мышки» | 8 | 0,5 | 7,5 |
3.2 | Корзина с фруктами | 18 | 2 | 16 |
3.3 | Итоговое задание по 3 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Народная игрушка. | 16 | 2,5 | 13,5 |
4.1 | Матрешки | 14 | 2 | 12 |
4.2 | Итоговое занятие по 4 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Совместная работа – многофигурная композиция. | 14 | 2,5 | 11,5 |
5.1 | Многофигурная композиция «Ферма» | 12 | 2 | 10 |
5.2 | Итоговое занятие по 5 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Отчетная работа. | 22 | 2,5 | 19,5 |
6.1 | Отчетная работа по собственному замыслу | 16 | 1 | 15 |
6.2 | Итоговое занятие по 6 разделу | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.3 | Промежуточная аттестация за 2 полугодие | 2 | 0,5 | 1,5 |
6.4 | Итоговая аттестация | 2 | 0,5 | 1,5 |
Итого: | 144 | 20 | 124 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы __________________________________
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных часов/ недель | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.09 – 07.09 | 08.09. – 14.09 | 15.09. – 21.09 | 22.09. – 28.09 | 29.09 – 05.10 | 06.10 – 12.10 | 13.10 – 19.10 | 20.10 – 26.10 | 27.10 – 02.11 | 03.11 – 09.11 | 10.11 – 16.11 | 17.11 – 23.11 | 24.11 – 30.11 | 01.12 – 07.12 | 08.12. – 14.12 | 15.12. – 21.12 | 22.12. – 28.12 | 29.12 – 04.01 | 05.01 – 11.01 | 12 .01 – 18.01 | 19.01 – 25.01 | 26.01 – 01.02 | 02.02 – 08.02 | 09.02 – 15.02 | 16.02 – 22.02 | 23.02 – 01.03 | 02.03 – 08.03 | 09.03 – 15.03 | 16.03 – 22.03 | 23.03 – 29.03 | 30.03 – 05.04 | 06.04 – 12.04 | 13.04 – 19.04 | 20.04 – 26.04 | 27.04 – 03.05 | 04.05 – 10.05 | 11.05 – 17.05 | 18.05 – 24.05 | 25.05 – 31.05 | 01.06. – 07.06 | 08.06 – 14.06 | 15.06 – 21.06 | 22.06- 28.06 | 29.06 – 05.07 | 06.07 – 12.07 | 13.07 – 19.07 | 20.07 – 26.07 | 27.07 – 02.08 | 03.08 – 09.08 | 10.08 – 16.08 | 17.08 – 23.08 | 24.08 – 30.08 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | ||
1 год обучения | 144/37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 год обучения | 144/37 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 год обучения | 144/37 |
Условные обозначения:
Промежуточная аттестация | Ведение занятий по расписанию | ||
Каникулярный период | 4 | Общая нагрузка в часах в неделю | |
Итоговая аттестация |
Методическое обеспечение программы
Поставленные цели и задачи реализуются путем использования различных методов, приемов и форм организации учебно-воспитательного процесса, методического и дидактического материала.
Методы обучения целесообразно использовать в соответствии с основными этапами обучения:
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, лекции, игры.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, дидактическая или педагогическая игра, художественное конструирование.
На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, игры), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний – зачет, анкетирование, выполнение контрольных заданий, создание композиций, создание и защита творческих работ, выставка.
При разработке, организации и проведения занятий используются традиционные и нетрадиционные формы обучения.
К традиционным формам относятся:
Лекция – устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.
Семинар – форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога; формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.
Экскурсия – коллективный поход с целью наблюдения и сбора материала, обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.
Учебная игра – характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.
Праздник, утренник – организационно-массовое мероприятие, проводимое в соответствии с планами воспитательной и досуговой деятельности.
Использование нетрадиционных форм организации деятельности обучающихся: чаепитие, психологические уроки, интегрированные занятия, занятия, проведенные в форме соревнований, урок – творческая мастерская, уроки для родителей, способствуют разностороннему развитию личности, формированию дружеской атмосферы на занятиях, развитию коммуникативных умений, формированию устойчивого интереса к занятиям, желание совершенствоваться.
Чаепитие обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.
Проведение уроков психологической культуры личности позволяет педагогам дополнительного образования оказывать своевременную квалификационную помощь обучающимся в решении их возрастных задач. Занятия, проведенные в форме соревнования, пробуждают лидерские качества, желание самоутвердиться, появляется дух соперничества, стремление к победе.
При построении урока, важно учитывать психологические, возрастные, индивидуальные особенности ребенка.
Для реализации программы, решения поставленных целей и задач, составляя планы, конспекты занятий, педагог руководствуется следующим:
- Темы находятся в определенной ритмической последовательности. Повторяясь, они расширяют сюжетный спектр и дают возможность связать разрозненные впечатления в единое представление о фигуре, предмете, композицию
- Главным выразительным средством на занятиях является соленое тесто. Работа с тестом не только позволяет оценить специфику его выразительных способностей, но и корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки.
- Знакомство ребенка с основными направлениями и способами работы с соленым тестом, с формированием отдельных элементов и сюжетных композиций происходит в следующем порядке:
- Поэтапно в программе предусмотрено освоение выразительных возможностей соленого теста.
- На занятиях каждое направление вырабатывается отдельно, затем они суммируются и впоследствии входят в упражнения, которые развивают и закрепляют навыки движения руки с использованием различных инструментов.
- Освоение способов лепки, как и темы занятий, находится в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению одного движения на другое.
- Развитие мелко моторики кисти руки и коррекция движения глаз являются в программе столь же важным, как и развитие способности к образному мышлению, поэтому каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой.
- В программе используются и дополнительные материалы – это использование различных круп, природных материалов, и не только, для оформления фона работы. Программа «Волшебное тесто» включает в себя и изобразительную деятельность. Все это дает возможность детям осмыслить такие понятия как цвет, тон, работа над внешним оформлением будущего изделия.
На каждом занятии целесообразно активно использовать наглядные пособия, дидактический и наглядный материал.
На каждом занятии используются натуральные наглядные пособия – готовые изделия, образцы материалов.
Наглядный материал используется на занятия для создания образа, определения цели выполнения работы, вызвать желание у детей сделать так же и еще лучше, чтобы они заранее представляли конечный результат и стремились к заданной цели. Также можно использовать изобразительную наглядность – это всевозможные иллюстрации, фотографии, макеты и др.
Во время занятий происходит непрерывное, открытое, свободное общение с детьми, наблюдение преподавателя за реакцией обучаемых и оптимизация образовательной среды для повышения процесса обучения. Применяются игровые технологии, беседы и инсценировки, пальчиковая терапия. Коллективные работы объединяют детей, учат работать в коллективе, в совместном творчестве не только с педагогом, но и с ребятами.
В конце занятий для того, чтобы дети более ярко видели результат своего труда, нужно объединить работы в определенную композицию.
На занятиях предусматривается создание среды, оптимальной для решения образовательных задач, на основе сотрудничества преподавателя с учениками, постоянной поддержки учеников, взаимоуважения и доверии, то есть применяется гуманистический подход.
Проводится активная работа с родителями, которая способствует формированию внутреннего микроклимата коллектива и лучшему взаимопониманию, некоторые родители смогут по-новому посмотреть на своего ребенка, оценить его способности и понять его интерес.
Оценочный материал
На занятиях целесообразно применять поурочный, тематический, начальный, промежуточный и итоговый контроль. Начальный этап проверки знаний и умений детей проводится на первых занятиях с помощью тестов, беседы, выполнения элементарных практических заданий, на них выясняется, насколько ребенок развит, какие индивидуальные особенности развития требуют большего внимания при организации и проведении групповых и индивидуальных занятиях. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении практических упражнений при работе в материале и творческих занятий. В течение года ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка.
Подведение итогов по тематическим разделам проводится в следующих формах: творческая работа по определенному заданию, авторская творческая работа (изделие) по самостоятельно изготовленному эскизу; коллективная многофигурная или сюжетная композиция, выставка. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к данному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности Дома детского творчества.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дополнительного образования «Волшебное тесто», предполагает комплексный подход к оценке результатов, позволяющий вести оценку достижения обучающимися.
К концу года у детей должна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, умение работать в группах, изучение техники работы с соленым тестом.
Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:
- уровень воспитанности обучающихся;
- микроклимат в детском объединении;
- взаимодействие с родителями.
Также объективными показателями влияния организованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения. Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями. А также самооценка себя ребенком, педагогические и психологические тесты.
Диагностика результативности освоения дополнительной образовательной программы
Цель диагностики | Направление диагностики | Формы диагностики |
Начальный контроль | Оценка качества имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков на начало обучения. | Беседа Анкетирование Практическое задание |
Текущий контроль | Оценка качества усвоения содержания компонентов образовательной программы в течение всего учебного года | Педагогическое наблюдение Беседа Выставка Тестирование Практическое задание Диагностические карты |
Промежуточный контроль 1 полугодие | Оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы по итогам первого полугодия | Открытое занятие Тест-опрос Практическое задание |
Промежуточный контроль 2 полугодие | Оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы по итогам второго полугодия | Открытое занятие Тест-опрос Практическое задание |
Итоговый контроль | Оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы по итогам всего обучения | Тестирование Практическое задание |
Анкета
(Входящая диагностика)
1. Твоё имя, фамилия, отчество ___________________________________
2. Сколько тебе лет?_____________________________________________
3. Чем ты любишь заниматься в свободное время (рисовать, лепить, вышивать и т.д.)?________________________________________________
- Посещал(а) ли ты раньше какие-нибудь кружки? Если да, то перечисли их.__________________________________________________________
- Как ты оказалась(ся) здесь?_____________________________________
6. Что на твой взгляд подразумевается под словом «Тестопластика»?
- Работал(а) ли ты раньше с солёным тестом, или другими материалами для лепки (пластилином, глиной)? _______________________________
- Чему ты хочешь научиться, занимаясь лепкой?_____________________
_____________________________________________________________
- Чтобы отследить твои начальные способности, слепи, пожалуйста, на своё усмотрение, улитку, гусеницу или божью коровку.
Текущий контроль
Критерии оценки результатов практических заданий:
Низкий уровень – к выполнению работы ребенок приступает только после дополнительного объяснения, во время работы часто отвлекается, при встрече с трудностями не стремиться их преодолеть, расстраивается, отказывается от работы. Не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании. Не владеет приемами работы стеками. Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью.
Средний уровень – ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, вопросов задает не много или наоборот очень много, при помощи педагога способен преодолеть трудности. Ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности
Высокий уровень – ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы, прилагает усилия к преодолению трудностей. Ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно.
Итоговое занятие. Раздел 1. Соленое тесто. Основные приемы лепки.
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Сделать цветное тесто и выполнить по образцу простое изделие, нанести фактуру.
Итоговое занятие. Раздел 2. Технология изготовления панно.
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Выполнить самостоятельно небольшое панно на заданную тему из цветного теста.
Итоговое занятие. Раздел 3. Технология изготовления объемных изделий.
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Выполнить самостоятельно объемную фигурку.
Итоговое занятие. Раздел 4. Народная игрушка
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Выполнить простое изделие по заданному эскизу и из цветного теста выполнить «роспись».
Итоговое занятие. Раздел 5. Совместная работа – многофигурная композиция.
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Коллективно выбрать тему работы и без помощи педагога выполнить совместную работу из цветного соленого теста.
Итоговое занятие. Раздел 6. Отчетная работа
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Приготовить самостоятельно соленое тесто. Выполнить самостоятельно простое изделие.
Промежуточный контроль (1, 2, 3 года обучения)
Промежуточная аттестация за 1 полугодие
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Выполнить простое изделие по выбору в одной из изученной техники в 1м полугодии.
Промежуточная аттестация за 2 полугодие
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала.
Задание: Выполнить простое изделие по выбору в одной из изученной техники во 2м полугодии.
Итоговая аттестация
Форма: Практическое задание.
Цель: Проверка эффективности усвоения изученного материала за год.
Задание: Выполнить объёмную композицию из двух фигур – героев сказок, выполняющих какое- либо действие.
Срез знаний и умений за 1 (2) полугодие учащихся в объединении «Лепка из соленого теста»
(Промежуточная аттестация)
№ п/п | Ф.И.О обучающегося | Организация рабочего места. | Умение пользоваться инструментами и приспособлениями. | Основы цветоведения. Подбор цветового решения. | Владение основными навыками работы с различными материалами | Моделирование форм из солёного теста | Проявление творчества и фантазии в создании работ. | Основы композиции | Владение специальными терминами | Знание техники безопасности при работе с инструментами и материалами. | Всего баллов |
1 | |||||||||||
2 |
Система оценок:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Оценка результатов по всем критериям:
9-13 баллов – низкий уровень;
14-22 баллов – средний уровень;
23-27 баллов – высокий уровень.
Критерии оценки
Организация рабочего места
Низкий уровень – обучающийся не может самостоятельно подготовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой, постоянно требуется помощь педагога.
Средний уровень – обучающийся готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой с частичной помощью педагога.
Высокий уровень – обучающийся самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой.
Умение пользоваться инструментами и приспособлениями
Низкий уровень – не может самостоятельно подобрать нужный инструмент для работы, постоянно требуется помощь педагога.
Средний уровень – путается с названиями инструментов и приспособлений, не всегда использует по назначению
Высокий уровень – знает названия инструментов и приспособлений и использует по назначению.
Основы цветовидения. Подбор цветового решения
Низкий уровень – знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании, цвета в работе не гармонируют, не может самостоятельно подобрать цветовой фон.
Средний уровень – обучающийся правильно использует цвета при раскрашивании, но не всегда они гармонируют между собой, при подборе фона иногда требуется помощь педагога.
Высокий уровень – обучающийся правильно использует цвета при раскрашивании, всегда в работе присутствует цветовая гармония.
Владение основными навыками работы с различными материалами
Низкий уровень – не может свободно пользоваться различными материалами, постоянно требуется помощь педагога.
Средний уровень – может пользоваться различными материалами самостоятельно, иногда требуется помощь педагога.
Высокий уровень – хорошо владеет основными навыками с различными материалами в соответствии с программой обучения.
Моделирование форм из соленого теста
Низкий уровень – обучающийся не всегда может передать в лепке форму, строение, пропорции предметов, постоянно требуется помощь педагога.
Средний уровень – обучающийся в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но немного искажает форму, строение, пропорции предметов.
Высокий уровень – обучающийся владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов.
Проявление творчества и фантазии в создании работ
Низкий уровень – обучающийся в состоянии выполнять задания только по образцу.
Средний уровень – обучающийся выполняет задания в основном по образцу, частично и редко проявляет творческие способности и фантазию.
Высокий уровень – обучающийся проявляет творческое отношение к делу.
Основы композиции
Низкий уровень – обучающийся может самостоятельно составить композицию, нет пропорциональности в распределении деталей, композиция не всегда выглядит, как одно целое, постоянно требуется помощь педагога.
Средний уровень – обучающийся может самостоятельно составить композицию, но не всегда соблюдает пропорции в распределении деталей, композиция не всегда выглядит, как одно целое, иногда требуется помощь педагога.
Высокий уровень – обучающийся может самостоятельно составить композицию, пропорционально распределить детали.
Владение специальными терминами
Низкий уровень – обучающийся избегает употребления специальной терминологии, не знает большей части терминов.
Средний уровень – обучающийся знает большую часть терминов, сочетает специальную терминологию с бытовой.
Высокий уровень – обучающийся специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.
Знание техники безопасности при работе с инструментами, приспособлениями и материалами
Низкий уровень – постоянно нарушает правила техники безопасности.
Средний уровень – обучающийся знает правила техники безопасности, но иногда нарушает.
Высокий уровень – обучающийся знает правила техники безопасности и не нарушает их.
Карточка индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Название объединения______________________________________________
Педагог___________________________________________________________
Дата начала наблюдения_____________________________________________
№ п/п | Качества | Оценка качеств (в баллах) | ||
Начало обучения | Первое полугодие | Второе полугодие | ||
1 | Память | |||
2 | Внимание | |||
3 | Моторика | |||
4 | Воображение | |||
5 | Координация (ориентировка) в учебном пространстве | |||
6 | Скорость восприятия и переработки информации | |||
7 | Эмоциональное настроение на занятиях | |||
8 | Волевые качества | |||
9 | Коммуникативные умения | |||
10 | Мотивация к занятиям | |||
11 | Творческая активность |
Оценка результатов по всем критериям:
1 балл – низкий уровень;
2 балла – средний уровень;
3 балла – высокий уровень.
Память
Низкий уровень – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения низкая.
Средний уровень – характеристики неустойчивые.
Высокий уровень – очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая.
Внимание
Низкий уровень – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается.
Средний уровень – неустойчивое внимание, обучающийся почти не отвлекается на посторонние дела.
Высокий уровень – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, обучающийся не отвлекается на посторонние дела.
Моторика
Низкий уровень – не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов, движения не четкие, медленные, не уверенные. Раскрашивает изделия не аккуратно.
Средний уровень – немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности.
Высокий уровень – точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов точно, раскрашивает изделия аккуратно.
Воображение
Низкий уровень – лепит только по образцу, не проявляет воображения при составлении рассказа о работе, при выполнение эскиза и лепки изделия.
Средний уровень – лепит по образцу, частично проявляет фантазию, может составить рассказ о работе, с небольшой помощью педагога выполняет интересные эскизы.
Высокий уровень – при работе постоянно проявляет фантазию, составляет интересные рассказы о работе, самостоятельно выполняет эскизы. Воображение хорошо развито.
Координация (ориентировка) в учебном пространстве
Низкий уровень – плохо ориентируется в учебном пространстве, тратит много времени, пока приготовит все к занятию, постоянно «копается» в вещах, размещает нужные предметы как попало, долго потом все размещает все по своим местам, постоянно требуется помощь педагога.
Средний уровень – средне ориентируется в учебном пространстве, может самостоятельно все приготовить к занятию, если не получается, то не тратит время – обращается за помощью к педагогу,
Высокий уровень – все делает рационально и оптимально, хорошо ориентируется в учебном пространстве, самостоятельно и быстро готовится к занятию, так же все быстро размещает по своим местам.
Скорость восприятия и переработки информации
Низкий уровень – низкая скорость восприятия и переработки информации, плохо отвечает на вопросы.
Средний уровень – воспринимает и улавливает информацию, но не всегда может ухватить основную мысль, идею. Не всегда точен в ответах на вопросы.
Высокий уровень – способен очень быстро воспринимать и перерабатывать информацию, может быстро уловить основную мысль, пересказать, ответить на вопросы.
Эмоциональное настроение на занятиях
Низкий уровень – обучающийся не способен сдерживать свои эмоции.
Средний уровень – неустойчив эмоционально, не всегда может сдерживать свои эмоции.
Высокий уровень – обучающийся в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние, способен сдержать эмоции, проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально.
Волевые качества
Низкий уровень – обучающийся постоянно ленится, проявляется вялость в действиях, не умеет взять себя в руки в случае необходимости.
Средний уровень – обучающийся не всегда может самостоятельно достичь желаемых результатов, требуется помощь педагога, не проявляет желание что-то сделать в случае необходимости, не всегда доводит начатое дело до конца.
Высокий уровень – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии и усердии.
Коммуникативные умения
Низкий уровень – не умеет или не проявляет желания высказать свою мысль, не корректен в общении, не умеет работать в коллективе.
Средний уровень – умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.
Высокий уровень – умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника.
Мотивация к занятиям
Низкий уровень – неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности, мотивация случайная, кратковременная, не добивается конечного результата.
Средний уровень – интерес на уровне увлечения, проявляется самостоятельно, мотивация неустойчивая.
Высокий уровень – четко выраженные потребности, стремление глубоко изучить темы, точно выполнить изделия, добивается конечного результата, мотивация устойчивая, постоянная.
Творческая активность
Низкий уровень – интерес к творчеству не постоянен, инициативу не проявляет или очень редко, не испытывает радости от открытия, отказывается от поручений, заданий. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.
Средний уровень – проявляет инициативу, но не всегда, может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить, испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но иногда с помощью педагога.
Высокий уровень – вносит предложения по развитию деятельности объединения, легко и быстро увлекается творческим делом, обладает оригинальностью мышления, способностью к рождению новых идей и к их воплощению. Проблемы решает самостоятельно.
Список литературы
1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12г.; №273-ФЗ
2. Государственная концепция развития дополнительного образования от 4.09.2014 № 1726-р
3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
СанПиН 2.4.4.3172-14. Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008
5. Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования
Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 № 316-01-100-1674/14
6. Устав МБОУ ДОД Дома детского творчества Княгининского района Нижегородской области.
7. Кискальт Изольда. Соленое тесто. – М.: Арт-Пресс, 2001
8. Назаркин А.Д. Сибирская народная игрушка. - Иркутск, 1995
9. Пацци Л. Фантазии из соленого теста. – М.: Мой мир, 2008
10. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. – М.: Мой Мир, 2006.
11. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста. – М.: Эксмо, 2008.
12. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.
13. Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. / под ред. К.В. Силаевой. - М.: Эксмо, 2003
14. Хананова И.Н. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007
15. Чаянова Г.Н. Соленое тесто для начинающих. – М.: Дрофа-Плюс, 2005
16. Чибрикова О.В. Азбука соленого теста. – М.: Эксмо, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
Методическая разработка: Контрольный тест по программе дополнительного образования детей «Искусство художественного чтения»
Диагностические материалы для определения результатов и качества образовательного (воспитательного) процесса. Контрольный тест по программе дополнительного образования детей «Искусство художеств...