«Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»
Выполнила Петрова Ольга Александровна Педагог дополнительного образования
Москва 2014 г.
Содержание:
Введение 1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 2. Психологические предпосылки развития музыкальных способностей: музыкальности младших школьников 3. Развитие музыкальных способностей: музыкальности в процессе обучения игре на фортепиано младших школьников 4.Заключение Список литературы
Введение
Обучение игре на фортепиано, предполагает не только приобретение практических, теоретических, интеллектуальных знаний, но и развитие музыкальных способностей: музыкальности у учащихся. Музыкальность определяется, как комплекс способностей, позволяющий учащимся активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством. Музыкальные способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Педагогу- музыканту приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой и личностью ученика, его особенностями, устремлениями, способностями. Репертуар – главное средство воспитания и развития учащихся, он должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Важно, чтобы репертуар позволял педагогу систематически, последовательно, терпеливо осуществлять обучение, приводящее к эффективному и естественному развитию музыкальных способностей: музыкальности учащихся. Обучение игре на фортепиано специфично. Объяснение, овладение теоретическими знаниями не может являться основной частью педагогического процесса. Характерна следующая форма работы: сначала практическая деятельность, а потом – теоретическая, которая способствует всестороннему развитию учащихся. На основании анализа методических пособий, предназначенных для обучения игре на фортепиано, подготовлен реферат на тему: «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано». Актуальность данной темы заключается в том, что музыкальное развитие детей стало острой проблемой, много времени дети уделяют компьютерным играм, становятся замкнутыми. А развитие музыкальных способностей: музыкальности оказывает влияние на общее, интеллектуальное, эмоциональное развитие учащихся. Не вызывает сомнения факт, что дети, которые занимаются обучением игре на фортепиано, более развиты, чем их сверстники.
Цель: - Развитие музыкальных способностей: музыкальности у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. Из цели следуют следующие задачи. Задачи: - Обучать учащихся младшего школьного возраста образному мышлению, эмоциональному восприятию музыки. - Развивать у учащихся младшего школьного возраста музыкальность, учитывая конкретность детского воображения. -Воспитывать у учащихся младшего школьного возраста эстетический вкус, умение сопоставлять музыкальные образы с образами изобразительного, литературного искусства.
1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
К данной категории относятся дети, возраст которых 7-11 лет. Доверительность, открытость, исполнительность - главные качества характера младших школьников. Время формирования адекватной самооценки. Дети сами оценивают свои возможности и способности, осознают, что успех больше зависит от старания, прилагаемых усилий, чем от имеющихся способностей. Формируется трудолюбие в двух основных видах деятельности: в учении и в труде. Учебная деятельность является ведущей в этот период, наряду с другими видами деятельности – игрой, общением, трудом. Главная особенность - безграничное доверие к взрослым, к учителям, подчинение, подражание им. Полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Доверительность, открытость к внешним воздействиям, исполнительность создают хорошие условия для воспитания, но требуют от взрослых, учителей большой ответственности, внимания за своими действиями. Самооценка зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. Встречаются самооценки, различных типов: адекватные, завышенные, заниженные. Если взрослые, обладающие авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, формируется мотив избегания неудач, он не является стимулом достижения успехов. Рекомендовано: не использовать отметок, особенно низких, чтобы не вызвать тревожность и беспокойство, связанных с развитием мотива избегания неудач. Из опыта учебной, игровой, трудовой деятельности младший школьник осознает, что недостаток способностей можно компенсировать за счет трудолюбия. Психологические свойства получают развитие, формируются, закрепляются. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется в развитии познавательных процессов. Общие способности выражаются в скорости приобретения новых знаний, умений, навыков; специальные в глубине изучения предметов, в специфических видах деятельности, в том числе музыкальной. При обучении игре на фортепиано младших школьников большое значение имеют физиологические показатели.
- Костная система детей находится в стадии формирования, окостенение еще не произошло, много хрящевой ткани. - Не заканчивается окостенение кисти и пальцев, следовательно, мелкие точные движения пальцев для детей этого возраста затруднены, утомительны. По ряду психологических показателей оптимальным для начала развития музыкальных способностей: музыкальности признан младший школьный возраст: - сенсорно- персептивная активность обеспечивает слуховое восприятие; - моторная активность – позволяет «прожить», «отработать» движения разного типа, уровня, метроритмическую, временную природу музыки; - эмоционально- выразительная – служит залогом эмоционального переживания музыки; - интеллектуально - волевая – способствует возникновению внутренней мотивации и целеустремленному мышлению.
2. Психологические предпосылки развития музыкальных способностей: музыкальности младших школьников.
Способности – это индивидуальные особенности, от которых зависит приобретение знаний, умений, навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности не гарантируют, что ребенок будет музыкантом. Многие способности связаны с видами деятельности, которые требуют определенных особенностей организма. Строение слухового аппарата - для развития музыкального слуха; мышц рук – для развития исполнительского аппарата. Младшему школьнику свойственна большая подвижность эмоциональной сферы, сохраняется потребность в смене эмоциональных состояний, но «диапазон» эмоциональной восприимчивости ограничен. Музыкальный опыт разрозненный, неорганизованный, преобладает роль зрелищно – событийных впечатлений. Нюансы, оттенки, переходные состояния даются с большим трудом. Способности – это индивидуальные особенности личности, являются субъективным условием успешного осуществления определенного рода деятельности. Они не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности. Творчество помогает младшему школьнику раскрыть его музыкальные способности: музыкальность. Главным показателем музыкальности является эмоциональная отзывчивость на образы музыкальных произведений. Воспитание музыкальной культуры учащихся происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей: музыкальности. Детальное описание специальных способностей принадлежит А.Г. Щапову:
- способность переживать содержание музыки; - музыкальный слух и чувство ритма; - память музыканта – исполнителя; - двигательно- технические способности; - способность управления игрой. Строение данной модели программирует репродуктивный подход в исполнительстве, т.к. отсутствует способность к художественно-творческому, музыкальному мышлению. Музыкальные способности бывают специальные: исполнительские, композиторские и общие, необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Большую роль в изучении музыкальных способностей сыграли труды Б.М. Теплова. Он выделил основные музыкальные способности: - ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку); - способность к слуховому представлению звуковысотного движения; - музыкально-ритмическое чувство. Эти способности связаны со сложными психологическими процессами восприятия и представления. А.Д. Алексеев в сложном комплексе специальных способностей выделяет три крупных блока: - предрасположенность к занятиям искусства – общие художественные способности; - общие музыкальные способности (музыкальность, музыкальный слух и ритм, музыкальная память); - специальные пианистические способности. Данная триада функционально может быть только целостной. Ведущий фактор – художественная направленность личности. Музыкальное воображение оперирует музыкальными образами. Музыкальные образы по способу существования и характеру делятся: - сукцессивные – конкретно чувственный способ существования, фиксируемый внутренним слухом; - симультанные – зрительные выражения, представления, отражающие музыкальное содержание.
Симультанный и сукцессивный образы не существуют отдельно друг от друга, а составляют неразрывное целое. Для возникновения и стабилизации музыкальных образов требуется накопление конкретно-чувственных впечатлений. Соотношение эмоционально-образного и логического проявлений является характерной особенностью музыкального воображения. Важность изучения процессов музыкального воображения приводит к необходимости рассмотреть приемы построения художественных образов, используемых композиторами в своей практике. К их числу относятся: 1) агглютинация (склеивание) – прием предполагает соединение частей различных предметов, процессов в новое художественное явление. Классическими примерами образов, полученных с помощью агглютинации, можно считать образы русалок, драконов, кентавров и других подобных сказочных или мифических персонажей. Они во множестве присутствуют в музыкальных произведениях; 2) аналогия – с помощью данного приема создается образ, имитирующий реально существующие объекты. В творчестве многих композиторов этот прием используется достаточно широко: в виде звукового подражания голосам животных или явлениям природы; 3) акцентирование – использование данного приема в музыке приводит к формированию образов-гротесков. Они присутствуют во множестве музыкальных произведений, характеризуемых темами скерцозно-сатирического плана; 4) гиперболизация - прием используется для создания эффекта преуменьшения или преувеличения. Реализован во множестве музыкальных произведений в виде образов гномов, кикимор и других сказочных существ; 5) схематизация – прием используется при необходимости сгладить различия в характеристиках разных музыкальных образов, с целью выдвинуть на первый план черты их сходства; 6) типизация – наиболее сложный художественный прием, требующий интенсивного аналитико-синтетического осмысления; 7) осмысление и корректировка – прием используется для формирования образов, развертываемых во времени. Предполагает возможность перевода зрительных представлений в слуховые. Все названные приемы направлены на активацию художественного воображения учащихся. Музыкальность определяется единством уровня развития трех ведущих качеств: ритмического слуха, творческого воображения, чувства целого. Музыкальные способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность. Музыкальность понимается большинством исследователей, как сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Характерные признаки: – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на средства выразительности. – проявление творческого отношения к музыке.
3. Развитие музыкальных способностей: музыкальности младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.
Музыкальное воспитание - это целенаправленное воспитание личности, путем воздействия музыкального искусства, формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического вкуса. Учащиеся успешно усваивают различные виды музыкальной деятельности, если учитываются их индивидуальные особенности, возрастные возможности. Воображение является основой наглядно-образного мышления младших школьников. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элемент фантазии, вымысла. Воображение – особая форма человеческой психики, занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Воображение младшего школьника оценивается по степени развитости: эмоциональной отзывчивости на прослушиваемую музыку, четкости двигательной реакции на ритмические образы, быстроте эмоциональной реакции на разнохарактерные музыкальные образы. Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество связано со всеми свойствами личности, и не исчерпывается какой – либо одной стороной. Психология творчества проявляется во всех конкретных его видах: музыкальном, литературном, художественном, и т.д. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями, подкрепляется способностями. Младшим школьникам свойственна конкретность детского воображения, образы которого различаются по модальности: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, двигательные. Благодаря познавательной функции воображения, младшие школьники лучше узнают окружающий мир. Познавательное воображение формируется, при помощи отделения предмета от образа и обозначению последнего с помощью слова. Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает: краткие пояснения, применение различных наглядных приемов, показ иллюстраций, вычленение отдельных эпизодов из пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ. Выразительное исполнение музыкальных произведений - это простота, точность. Недопустимы различного вида упрощения и искажения. Краткое пояснение должно быть ярким, образным, направленным на характеристику содержания произведения, средств музыкальной выразительности. Живое восприятие звучания не следует подменять лишними разговорами. Педагог должен разъяснить, раскрыть чувства, настроения, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога при пояснениях, эмоционально окрашивается в зависимости от характера музыкального образа. Использование наглядных приемов, показ иллюстраций для активизации музыкального восприятия, зависит от источника дополнительной информации: литературные произведения, стихи, цитаты, загадки, пословицы. При развитии воображения, наглядный метод делится на две разновидности: наглядно-слуховой, наглядно-зрительный. Наглядно – слуховой метод имеет главное значение, а применение зрительной наглядности - вспомогательное значение. Цитаты музыкальные и литературные направлены на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыкальных произведений. Роль программной музыки в развитии музыкальных способностей: музыкальности значительна. Это наиболее доступные и любимые детьми пьесы. На определенную программу могут указывать стихи, заглавие пьесы, картина, нарисованная рядом. Любая музыкальная пьеса способствует развитию отзывчивости, творческого воображения, поэтому в репертуар надо включать пьесы, не имеющие определенной программы. Репертуар начального периода обучения: пьесы, связанные с народно-жанровой основой: песня, танец, марш и пьесы, образного содержания. Изобразительность связана с средствами музыкальной выразительности, с помощью которых создан музыкальный образ: характер мелодических интонаций, ритмика, регистр, особенности гармонических созвучий, темпы, динамические оттенки. Нельзя навязывать учащимся представление о музыке, как об иллюстрации явлений. В пьесах, написанных для фортепиано, используется прием звукоподражания, а вместе с ним возникает стимул к развитию слухового воображения, музыкальных способностей: музыкальности. Это помогает определению эмоционально- образного содержания произведения. Например, Барсукова, С.А. Веселые нотки: для учащихся 1-2 классов ДМШ [Ноты]: для фортепиано / С.А. Барсукова; под ред. С.А. Барсуковой.- Изд.2-е.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.- 88с. предлагает пьесы, основанные на приеме звукоподражания: - звукам природы и другим явлениям окружающей действительности: В.Волков «В часовой мастерской», « На птицеферме», «Плакса», «Светлячки», «Незабудка», «По волнам». - звучанию различных музыкальных инструментов: ред. Г. Массон, Г.Нафельян Французская песня «Три юных барабанщика» О. Хейри «Шарманка».
Звукоподражание – средство «превращения» изобразительности в выразительность исполнения музыкальных произведений. Прием звукоподражания – главный элемент развития слухового воображения. Важно, развивать собственное воображение младших школьников. Большую пользу могут оказать задания, связанные с «переводом» музыкального языка некоторых пьес, на язык других видов искусств. Это относится к рисункам на темы исполняемых пьес. Цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению; темные – тревожному, таинственному; яркие, сочные - веселому радостному характеру. Цвет – сильнейший фактор эмоционального восприятия, способствует развитию яркости воображения. Барсукова, С.А. Пора играть малыш! Для учащихся подготовительного и первого класса [Ноты]: для фортепиано/ С.А. Барсукова.- Изд.3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 75с. предлагает иллюстрации к пьесам так, что их можно раскрашивать. С. Барсукова «Сон», «Чистюли», «Музыканты». Обработка С. Барсуковой Русские народные песни «Путаница», «Колыбельная», « Я лесочком пошел», «Курочка-рябушка». Устойчивое сознательное отношение к выразительному значению цвета свойственно младшим школьникам, которые проявили при раскрашивании рисунков – иллюстраций способность пользоваться цветом, как средством выражения содержания.
Связанная со словом, определенным тестом, музыка детских песен передает конкретный образ, эти же песни становятся основой приобретения первых музыкально-слуховых представлений, пианистических навыков.
Королькова, И.С. Альбом ученика – пианиста: Подготовительный класс [Ноты]: для фортепиано /И.С. Королькова, Г.Г. Цыганова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-58с. Автор использует музыкально – литературные образы, связанные со стихотворениями Агнии Львовны Барто, «Лошадка», «Зайка», «Мячик», «Козленок», «Грузовик». Эти пьесы отличаются степенью конкретности образов и соответствуют конкретности детского воображения.
Об условности границ между жанровыми и «характерными» пьесами можно судить при сравнении. Пьесам жанрового характера присуща картинность, сюжетность. Именно, подобные пьесы полезны для нахождения словесных определений музыкальных образов. При всей важности, полезности привлечения других видов искусств для наглядного раскрытия образного содержания, не заменимой остается роль музыкальных сопоставлений и аналогий. Знакомство с другими произведениями, близкими по эмоциональному строю, этому соответствуют названия этих пьес. Например, Барсукова, С.А. Веселые нотки: для учащихся 1-2 классов ДМШ [Ноты]: для фортепиано / С.А. Барсукова; под ред. С.А. Барсуковой.- Изд.2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2009.- 88с. предлагает: – одноименные пьесы: К. Глэзер «Менуэт» Bdur, Э. Вэлд «Менуэт» Fdur, Э. Вэлд «Менуэт Розы», В. Волков «Мазурка» Adur, В.Волков «Мазурка» Ddur; - пьесы – музыкальные сопоставления: В. Волков «Шуточка», В. Пирумов «Юмореска», Л. Папп «Хорошее настроение»; - пьесы с противоположными образами: В. Волков «Ранним утром» и Э.Вэлд «Лунный свет»; В. Волков «Солнечный зайчик» и Л. Папп «Танец дождя»; В. Волков «Пришла весна» и В.Волков «Осень». Сопоставление выделяет специфику каждого из музыкальных образов.
Педагог создает условия для развития ярких музыкальных впечатлений, учитывает возрастные особенности младших школьников. Каждая музыкальная задача должна быть выражена в звуке, темпе, ритме и соответствующих игровых приемах. Это будет работой над художественно- музыкальным образом, над приобретением игровых приемов – не абстрактных, а конкретных. В качестве материала следует выбирать пьесы доступные по трудности, разнообразные по характеру музыкальных и технических задач. Младшим школьникам близки и понятны музыкальные произведения, связанные с отражением конкретных, близких детскому сознанию явлений действительности: мир игрушек, животных, птиц, сказок. Эта тематика вызывает в детском сознании разные зрительные представления. Глубокое эмоциональное восприятие образов музыкальных произведений невозможно без зрительных ассоциаций. Создавать литературный сюжет рекомендуется только в таких случаях, когда музыкальный образ имеет изобразительный характер. Но и в этом случае сюжет не должен стать самоцелью, он служит развитию представлений, которые помогают воспринимать содержание музыкального произведения. Развитие восприятия музыки и формирования музыкально- слуховых представлений – один из методов обучения игре на фортепиано. Яркое восприятие музыки является одним из источников творческого исполнения.
Заключение Основной признак музыкальности, по мнению Б.М. Теплова, переживание музыки, как выражение некоторого содержания. Музыкальное переживание, по самому существу своему, эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, чтобы эмоционально пережить музыку нужно, прежде всего, воспринять саму звуковую ткань. Музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, «слышание» музыки. Эти две стороны музыкальности … эмоциональная и слуховая, не имеют смысла, взятые сами по себе, одна без другой». Младший школьный возраст - важный период в общем развитии ребенка. В принципах обучения старших дошкольников и начинающих, семилетних школьников сохраняются общие приемы наглядно-игрового восприятия. У первоклассников, отчасти у второклассников, доминирует наглядно – действенное, наглядно-образное мышление, а у учеников третьих, четвертых классов – словесно-логическое, образное. Наглядно-образное мышление - ведущее в поведении детей 6-7 лет; основной единицей является образ. Восприятие образов музыкальных произведений является ведущим видом деятельности, для его развития в репертуар включаются музыкальные произведения, основанные на приеме звукоподражания звукам природы и другим явлениям окружающей действительности, звучанию различных музыкальных инструментов, пьесы с образными названиями, пьесы - музыкальные сопоставления, одноименные пьесы, пьесы с противоположными образами. Составляющие восприятия: эмоциональная отзывчивость, сенсорная чувственность, музыкально- слуховая грамотность. Исполнительство и творчество базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Успех обучения игре на фортепиано младших школьников определяется не только своевременным распознаванием врожденных задатков, но и развитием музыкальных способностей: музыкальности в доступной художественно увлекательной для этого возраста форме.
Список литературы.
1. Апраксина, О.А. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия [Текст]/ О.А.Апраксина; под ред. Апраксиной.- М.: Просвещение, 1990.-207с. 2. Барсукова, С.А. Веселые нотки: для учащихся 1-2 классов ДМШ. [Ноты]: для фортепиано / С.А. Барсукова; под ред. С.А, Барсуковой.- Изд. 2-е.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2009. -88с. 3. Барсукова, С.А. Пора играть, малыш! Для учащихся подготовительного и первого класса [Ноты]: для фортепиано / С.А. Барсукова.- Изд.3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.- 75с. 4. Барто, А.Л.Чудеса [Текст]/ А.Л. Барто.- М.: Омега –Пресс, 1998.-64с. 5. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой [Текст]/ Т.Е. Вендрова, И.С. Пигарева; под ред.Т.Е. Вендровой, И.С. Пигаревой. - М.: Просвещение, 1991.-205с. 6. Королькова, И.С. Альбом ученика – пианиста: Подготовительный класс [Ноты]: для фортепиано /И.С. Королькова, Г.Г. Цыганова.- Ростов н/Д:.Феникс, 2007.-58с. 7. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст]/ М.А. Михайлова.- Ярославль.: Академия развития, 1997.-240с. 8. Радынова, О.П.Слушаем музыку [Текст]/ О.П. Радынова.- М.: Просвещение, 1990.-160с. 9. Руденко, В.И. Вопросы музыкальной педагогики [Текст]/ В.И. Руденко; под ред. В.И. Руденко.- Вып 7. Сб. статей.- М.: Музыка, 1986.- 160с. 10. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников [Текст]/ Н.Ф.Талызина.- М.: Просвещение, 1998. -175с. 11. Цеханский, В.М. Психологические и педагогические проблемы музыкального образования [Текст]/ В.М. Цеханский; под ред. В.М. Цеханского. – Новосибирск.: НГК, 1986.- 152с.
|