ИНТЕРЕС К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДМШ
статья по музыке
Доклад на конференцию на тему "ИНТЕРЕС К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДМШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interes_k_muzykalnym_zanyatiyam_.docx | 24.19 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИНТЕРЕС К МУЗЫКАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО В ДМШ
Никитина Арина Владимировна
преподаватель
МБУДО «Районная школа искусств»
п.Андра, Октябрьский район,
Тюменская область.
Дети, рождённые в век огромных скоростей, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на фортепиано. Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям. В данном сообщении освещены основные направления деятельности учителя, которые могут способствовать сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на фортепиано. Доклад носит обзорный характер: методы повышения мотивации к обучению музыке ученика указаны в порядке перечисления с пояснениями.
РЕГУЛЯРНАЯ ПРАКТИКА В ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ
Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Сформировать желание ученика практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами. Личный опыт показывает, что детям нравится играть любимые песни и музыку из фильмов. Я распечатываю ноты и делаю лёгкие переложения. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика теми произведениям, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и родителям.
ЧТЕНИЕ С ЛИСТА
Мы с детьми успешно применяем практику "здоровой конкуренции": в качестве смены видов деятельности на уроке ребята читают с листа небольшие пьесы или упражнения из одного и того же сборника. Например, "Семь нот. Фортепиано. Упражнения для изучения басового ключа начинающими музыкантами" (Литовко Ю.). В сборнике мы отмечаем, кто и на какой пьесе остановился. Ученики, стараясь "обогнать" друг друга, с удовольствием играют с листа без остановки несколько пьес подряд.
Со старшими детьми мы практикуем чтение с листа ярких классических произведений в 4 руки: один из нас играет партию левой руки двумя руками, а другой - партию правой.
НЕОБЫЧНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
Новые, необычные формы работы над музыкальными произведениями привлекают детей: занятия перестают быть скучными. С малышами мы закрепляем выученные на фортепиано пьески на разных инструментах - на металлофоне, гуслях, цветных настольных колокольчиках и напольном пианино. Недавно в нашем классе появилась калимба. Ритмические упражнения ученикам интересно отрабатывать на тренировочном пэде для барабанщиков. Для активизации внимания на уроках мы применяем неординарные способы игры: с закрытыми глазами, спиной к инструменту, меняем партии рук. На электронном пианино ребята исполняют пьесы в сочетании с различными ритмами, с автоаккомпанементом, выбирают необычные тембры.
ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения и получать одобрение слушателей. Выступления и участие в концертах открывают перед учащимися дополнительную возможность практиковаться в игре: так, я предоставляю им возможность выступать перед другими учениками своего класса, перед родителями на родительских собраниях. Хорошо, когда есть возможность пригласить учащегося на какие-либо мероприятия в общеобразовательную школу и детский сад. В "эпоху коронавируса" такая возможность представлялась очень редко, выступления детей я записывала на видео и отправляла родителям. К праздникам мы с учениками стараемся всегда отправлять родителям "музыкальные поздравительные открытки".
Таким образом, выступления на публике тоже дают стимул для дальнейшего обучения.
ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА
Родители часто приводят детей в музыкальную школу просто с целью полезного времяпровождения. Ни они, ни дети не настроены на то, что придётся много лет упорно трудиться. При первом знакомстве я объясняю, как и чем мы будем заниматься. Но, не вникая в тонкости музыкального образования и столкнувшись с трудностями, некоторые родители ставят условие: "Если будет тройка, мы выпишемся!". Это говорит об отношении к школе, как кружку.
Для более эффективной работы желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика. Если нет никакой возможности приобрести инструмент, стоит организовать самостоятельные занятия в музыкальной школе.
Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе). На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся повышения эффективности и ускорения процесса обучения. Например, объяснить, насколько необходимо чтение с листа, распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения. Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.
На каждом собрании мы устраиваем викторину: дети играют за ширмой, а родители должны определить, когда играет их ребёнок. Иногда, чтобы немного усложнить задачу, я сама исполняю отрывок из произведения школьной программы. Родители первоклашек частенько ошибаются и многие к следующему собранию стараются прийти хорошо подготовленными. Чтобы привлечь внимание родителей к занятиям ребёнка на инструменте, я играю на родительских собраниях музыку из популярных фильмов, мамы и папы с большим интересом слушают и сами просят ребёнка выучить понравившуюся музыку.
АНСАМБЛЕВАЯ ИГРА
Большое значение для развития интереса к занятиям на фортепиано имеет игра в ансамбле. Составы могут быть самыми разными: со сверстниками, с учащимися более старших классов, с учениками других отделений и даже с родителями и братьями-сёстрами, хотя бы немного владеющими музыкальным инструментом. Некоторые родители проявляют настолько большой интерес к музыке, что сами пытаются освоить фортепиано и дома дети помогают им в этом. Итогом такой работы служат совместные выступления на классных концертах родителей с детьми. Видя интерес родителей, дети сами с увлечением занимаются на фортепиано и стремятся достичь успехов.
ВОЗМОЖНОСТЬ ВИДЕТЬ БЫСТРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами – скорее научился играть, на первых порах – даже самые простые вещи. Так, на начальном этапе обучения очень полезно играть "с рук". Этот вид деятельности только кажется лёгким. Малышам бывает трудно повторить даже несколько нот, поступенно движущихся в одном направлении или несколько повторяющихся звуков с подтекстовкой.
Для подбора на слух хорошо иметь заранее подготовленные ноты песенок и попевок. выстроенных в порядке усложнения. Такой подбор – увлекательное занятие, а постепенное усложнение заданий способствует тому, что нарастание сложности остаётся незамеченным для ученика и помогает сохранить интерес. Очень хорошо использовать для подбора по слуху номера из сборников по сольфеджио. Так же дети с удовольствием транспонируют подобранные по слуху попевки.
ПРОБЛЕМЫ С ОБУЧЕНИЕМ
Огромной проблемой современного общества является повальное увлечение людьми всех возрастов гаджетами. Ответственные родители крайне обеспокоены тем, что экраны всё больше притягивают детей (и самих взрослых), а окружающий мир становится им неинтересным, не говоря уже об обучении в музыкальной или общеобразовательной школе. Мы сами усугубляем ситуацию с проблемами в обучении, закрывая глаза на пагубное увлечение своих и чужих детей, которое очень удобно взрослым: дети с гаджетами в руках никому не мешают. Они не бегают по школе и не кричат, не требуют нашего внимания, не мешают спокойно заниматься своими делами или "сидеть в соцсетях". Так если наши ученики, наши дети нам настолько мешают, то о каком интересе к обучению вообще можно говорить? Блага цивилизации дают нам безграничные удобства и комфорт, но в стремлении к наслаждению мы не замечаем, как переходим разумные границы.
Очень быстро теряют интерес к урокам дети с такими трудностями в обучении, как неусидчивость, неорганизованность, невозможность сосредоточиться, проблемы с запоминанием или даже ускорением темпа в произведении и т.д. Часто от одной только мысли о занятии у таких ребят портится настроение и работать на уроке продуктивно они уже не могут. Подобные проблемы невозможно преодолеть, пользуясь укоренившимися методами давления и принуждения. К таким детям нужен особый подход, а не ярлык лентяя или ребёнка со слабыми умственными способностями. Нужно искать причину трудностей и способы, которыми можно облегчить процесс обучения такого ребёнка. Так же полезно давать в качестве разминки упражнения из нейрогимнастики.
В нашей стране создана Ассоциация родителей детей с дислексией. Это инициативная группа деятелей культуры, науки и бизнеса, созданная в 2016 году с целью создать методологию и научно-практическую базу и разработать системные решения проблем детей и подростков, испытывающих трудности обучения (дислексию, дисграфию, дискалькулию и др). На сайте Ассоциации размещено много полезной информации как для родителей, так и для учителей.
ИГРОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ
Без закрепления знаний, полученных на уроках теории музыки и сольфеджио, ученики испытывают большие трудности при разборе нотного текста, работе над полифоническими произведениями, разучивании текста наизусть. Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её. Безусловно, полезно разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала, соответствующих разному уровню сложности. Выпущено много занимательных игр по теории музыки, которыми мы с детьми удовольствием пользуемся на уроках.
РАБОТА НАД АТМОСФЕРОЙ В КЛАССЕ И СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЕМ
Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя. Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему. Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе уютную атмосферу. Хорошие результаты даёт практика проведения классных концертов в праздничной форме. Подготовка к классным мероприятиям: оформление кабинета, придумывание и проведение игр - также может проходить при тесном сотрудничестве учителя с учениками. Очень сближает педагога с детьми совместное творчество. В свободное время перед новогодними праздниками, 8 марта или 23 февраля с ребятами можно организовать мастер-класс по созданию несложной поделки или открытки. Обычно во время такой совместной творческой деятельности дети сами предлагают по очереди поиграть на инструменте: один играет, а остальные "творят" и слушают - совмещают приятное с полезным.
Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л. Баренбойм, Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка,1974.
2. Д.К. Кирнарская, Психология музыкальной деятельности. – М.: Музыка, 2003.
3. В.И. Петрушин, Музыкальная психология. Учебник и практикум. – М.: Музыка, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано
Обучение учащихся навыкам, умениям играть разные музыкальные произведения (полифония, крупная форма, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем....
Личностно-ориентированное образование в процессе обучения игры на фортепиано.
В данной статье рассмотрены некоторые моменты личностно-ориентированной модели образования в процессе освоения музыкального искусства как фактора формирования успешной личности ребенка....
Методическое сообщение : "Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано"
Эта работа посвящена развитию слуха у учащихся в классе специального фортепиано....
Методическая разработка «Музыкальные способности: музыкальность и её развитие у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»
Данная разработка необходима для работы с учащимися младшего школьного возраста для обучения игре на фортепиано....
Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано
Обучение игре на фортепиано, как и на любом инструменте, прежде всего является обучением музыке. Оно не соответствует этой цели, если педагог ограничивается тем, что учит читать ноты и развивает у уче...
Развитие музыкального слуха в процессе обучения игре на фортепиано.
Ребенок впервые знакомится с музыкой, получает первые музыкальные представления. В это время он начинает не только осознавать простейшие музыкальные явления, но и активно, по мере своих детских возмож...
Развитие музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано
В данной статье рассмотрено понятие музыкальной памяти , ее виды. А также даны упражнения лоя развития музыкальной памятьи....