Программа дополнительного образования "Изонить"
рабочая программа на тему
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Изонить» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, прогнозируемые результаты и способы их проверки, а также учебно-тематический план , содержание программы, методическое обеспечение, условия реализации и используемая литература. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izonit_icrosoft_office_word_4.docx | 73.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Клетнянская детская школа искусств»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Изонить
2014 г
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план;
Содержание разделов и тем;
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы
- Список методической литературы;
- Список учебной литературы;
I.Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Изонить» направлена на создание основ для творческого и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе приобретения знаний о народной культуре, развития эмоциональной отзывчивости, овладения навыками в технике изонить; на приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе.
«Изонить», как один из видов декоративно-прикладного искусства, стала развиваться сравнительно недавно. «Нитяная графика» или «Изонить» – это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдой основе. Особенность выполнения изделий в данной технике заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Технологический процесс искусства «Изонити», на первый взгляд, кажется простым, но в то же время требует усидчивости, аккуратности, а также творческого подхода к выполнению работы в материале. Учащиеся должны уметь изменять графическое или цветовое решение отдельных частей композиции для её большей выразительности в целом.
Занятие декоративной техникой «Изонить» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, развитию сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.), а также художественных способностей и эстетического вкуса.
«Изонить» является одним из видов декоративно-прикладного искусства художественно-эстетической направленности способствующий творческому развитию ребенка. Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью.
Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Изонить» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.
Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе.
Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды.
Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Программа по изучению художественной техники «Изонить» состоит из двух больших разделов:
- овладение основными техническими приёмами (заполнение углов, окружностей, дуг, овалов, завитков);
- моделирование, создание на их основе новых образов по предлагаемой тематике. Более трёх четвертей времени посвящается практической, творческой деятельности учащихся, что способствует разгрузке их умственного напряжения.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Изонить» со сроком обучения 3 года продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недель в год.
Сведения о затратах учебного времени
Вид учебной работы, нагрузки | Затраты учебного времени | Всего часов | |||||
Годы обучения | 1-й год | 2-й год | 3-й год | ||||
Полугодия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Аудиторные занятия | 48 | 54 | 48 | 54 | 48 | 54 | 306 |
Самостоятельная работа | 16 | 18 | 16 | 18 | 16 | 18 | 102 |
Максимальная учебная нагрузка | 64 | 72 | 64 | 72 | 64 | 72 | 408 |
Учебные занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:
Аудиторные занятия:
- 1-3 годы обучения – по 3 часа в неделю.
Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):
- 1-3 годы обучения - 1 час в неделю.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Изонить» при 3-летнем сроке обучения составляет 408 часов. Из них: 306 часов – аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в группе - от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Цель и задачи учебного предмета
Целью учебного предмета «Изонить» является раскрытие творческого потенциала личности через воспитание стойкого интереса к народному, классическому и современному изобразительному искусству средствами искусства изонити.
Задачами учебного предмета являются:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о геометрических фигурах, используемых в работе
- Научить владеть иголкой, ниткой, шилом
- Научить работе с трафаретом
- Научить технике работы «Изонить»
- Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия
- Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций
- Освоить понятие «зеркальное изображение»
Развивающие:
- Развить цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, способы подбора цвета к фону; подбор контрастных цветов и цветов, оттеняющие друг друга
- Развить глазомер, остроту зрения, координацию движений рук под контролем глаз
- Развить активный и пассивный словарь детей
- Развить объяснительную и доказательную речь
- Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов
Воспитательные:
- Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, старательность
- Привить эстетический вкус
- Привить умение использовать полученные ранее знания (на других видах изобразительной деятельности, на уроках в школе, из различных информационных источников)
- Способствовать формированию интереса к традициям народного декоративно-прикладного творчества
Методы обучения
Для достижения поставленных целей и реализации задач используются следующие методы обучения:
- Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
- Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
- Практические: упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы учащихся.
- Объяснительно-иллюстративные: способ взаимодействия педагога и ребёнка.
- Репродуктивные: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
- Частично-поисковые: дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи.
- Игровые (разнообразные формы игрового моделирования);
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству, художественными альбомами по ремеслам.
Мастерская должна быть просторной, светлой, оснащена необходимым оборудованием, удобной мебелью, наглядными пособиями.
II. Содержание учебного предмета
В процессе обучения можно проводить корректировку сложности заданий, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.
Занятия должны включать в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы могут использоваться записи музыки, что способствует эмоциональному развитию детей.
Дети учатся основным приёмам черчения при помощи линейки, треугольника, транспортира, циркуля. Учатся делению окружности на части при помощи циркуля и транспортира. При разметке «на глаз» развивается глазомер и координация движений. На занятиях дети осваивают всего 4 элемента изонити – угол, круг, кольцо и дуга. И из этих элементов, видоизменяя и соединяя их друг с другом, выполняются разнообразнейшие творческие работы - узоры, пейзажи, натюрморты, надписи, сюжетные картинки на различные темы. Тем самым развивается такое востребованное в современном мире качество, как креативность.
В процессе обучения у детей развивается наблюдательность, совершенствуется сенсорная способность, глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма, а также развивается мелкая моторика. Данные качества и способности необходимы для решения художественно-творческих задач.
Занятия включает в себя теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть – беседы по изучению творчества, по истории изонити и технологии ее изготовления.
Практическая часть состоит из этапов:
- освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям;
- выполнение изделий по схемам;
- разработка творческих эскизов и выполнение по ним изделий.
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов
Первый класс
Общее ознакомление учащихся с видом декоративно-прикладного творчества; приобретение основных навыков и умений.
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | В том числе | ||
теор. | практ. | ||||
1. | Введение в образовательную программу. Знакомство с королевой иголкой. Урок-игра. Условия безопасной работы. | 3 | 2 | 1 | |
1.1 | Что могут нитки, изобразительные свойства ниток. Виды ниток. Радуга цветов. Знакомство с цветами. Викторина. | 3 | 1 | 2 | |
2. | Волшебные уголки | 18 | 3 | 15 | |
2.1 | Знакомство с техникой переплетения нитей по цифрам. | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Заполнение нитью угла. | 6 | 1 | 5 | |
2.3 | Выполнение практических работ. | 9 | 1 | 8 | |
3. | Волшебные круги | 18 | 5 | 13 | |
3.1 | Заполнение нитью окружности. | 2 | 1.5 | 0.5 | |
3.2 | Познакомить с разнообразными способами заполнения кругов изонитью, научить выполнять классическую модель натяжения нитей по кругу. Выполнение практических работ. | 6 | 2 | 4 | |
3.3 | Заполнение нитью кольцо. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.4 | Выполнение практических работ. | 8 | 1 | 7 | |
4. | Узоры из углов окружностей и кольца. | 21 | 3 | 18 | |
5 | Элемент «дуга» | 2 | 1 | 1 | |
5.1 | Закладка «Лира» | 4 | 1 | 3 | |
6. | Узоры из углов окружностей и дуги | 12 | 2 | 10 | |
7. | Индивидуальная творческая работа. | 12 | 2 | 10 | |
8. | Экскурсии | 6 | - | 6 | |
9. | Итоговое занятие. | 3 | - | 3 | |
Итого: | 102 | 20 | 82 |
Содержание программы первого года обучения. (102 часа)
Раздел 1. Введение в образовательную программу.
- Вводное занятие. Рабочее место. Инструменты.
Знакомство с королевой иголкой. Урок-игра.
Техника безопасности при работе.
1.1.Что могут нитки, изобразительные свойства ниток.
Различные виды ниток, Структура, качество. Виды перевода рисунка и определение количества точек (свозных отверстий) и их нумерация. Обработка изделия после работы. Тренировочные упражнения по формированию умения вдевать нить в иглу, в сквозные отверстия.
Итоговая практическая работа. Викторина о нитках.
Раздел 2. Волшебные уголки.
2.1.Знакомство с техникой основных графических швов. Что такое угол? Знакомство с техникой вышивания по цифрам. Моделирование с использованием углов; приемы работы с шилом, иглой, нитью; понятие о величине угла; длине сторон; работа с трафаретами; определение лицевой и изнаночной сторон изделия.
Практическая работа. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками)
2.2 Заполнение нитью угла (волшебные уголки). Упражнения в выработке навыка.
Практическая работа. Выполнение прямого угла. Выполнение острого угла. Выполнение тупого угла.
2.3 Выполнение практических работ. Нитяная графика – раздел декоративно-прикладного творчества. Выработка координации движении по набору рисунков. Листик. Цветок. Углы для украшения различных вещей.
Раздел 3 Волшебные круги.
3.1 Заполнение нитью окружности. Что такое окружность? Знакомство с техникой вышивания по цифрам. Определение места завершения линии на рисунке.
Практическая работа. Базовая форма круг, овал. Выполнение круга.
3.2 Познакомить с разнообразными способами заполнения кругов изонитью, научить выполнять классическую модель натяжения нитей по кругу.
Практические работы. Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга («мячик», «бусы», «солнышко»)
3.3 Элемент «кольцо». Приёмы пересечения окружностей. Понятие «шаг». Практическая работа. Черчение окружностей. Деление окружностей на равные части при помощи линейки, треугольника, транспортира, циркуля и «на глаз». Вышивание элемента «кольцо» по ориентирам. Закладка
3.3 Выполнение практических работ. «Мыльные пузыри», «Снеговик», «Цыплёнок» и др.
Раздел 4. Узоры из углов и окружностей. Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы ( панно ко дню Святого Валентина, панно «8 Марта» «Котенок», и др.).
Раздел 5. Элемент «дуга».
5.1 Варианты элемента «дуга». Приёмы черчения дуг. Приёмы деления дуг различной кривизны на части «на глаз». Приёмы вышивания различных вариантов дуг.
Практическая работа. Черчение дуг при помощи лекала, рисование дуг. Вышивание различных вариантов дуг.
5.2. Закладка «Лира».
Практическая работа. Разметка и вышивание простой симметричной композиции, содержащей дуги, по образцу.
6. Узоры из углов и окружностей
Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги (коллективное панно «Цветы в вазе», «Царевна лягушка», «Совы» и др.).
7. Индивидуальная творческая работа
Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги, по выбору учащихся.
Раздел 8.. Экскурсии.
Экскурсии для развития кругозора ребят.
Раздел 9. Итоговые занятия. Выставка работ. Викторина.
Второй класс
Дальнейшее изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | в том числе теор. прак | |
1. | Введение в программу. | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Подготовка к работе. Техника безопасности. Знакомство с планом работы. | 3 | 2 | 1 |
2. | Волшебные уголки | 24 | 4 | 20 |
2.1 | Повторение алгоритма заполнения углов (острого, прямого, тупого) в технике изонити | 3 | 0,5 | 2,5 |
2.2 | Прошивание четырёхконечной звезды. | 3 | 0,5 | 2,5 |
2.3 | Прошивание всех углов квадрата. | 3 | 0,5 | 2,5 |
2.4 | Прошивание всех углов треугольника. | 3 | 0,5 | 2,5 |
2.5 | Природная фигура – кленовый лист. | 6 | 1 | 5 |
2.6 | Выполнение практических работ. | 6 | 1 | 5 |
3 | Волшебные круги | 18 | 3 | 15 |
3.1 | Повторение алгоритма заполнения окружности, овала. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.2 | Прошивания окружности из 3 секторов | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.3 | Неполное прошивание овала. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.4 | Прошивание спирали и дуги | 3 | 0,5 | 2.5 |
3.5 | Выполнение практических работ. | 6 | 1 | 5 |
4 | Узоры и композиции. Выполнение практических работ. | 24 | 5 | 19 |
5 | Творческий поиск | 24 | 5 | 18 |
5.1 | Выполнение эскизов. Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа предмета. | 6 | 1 | 5 |
5.2 | Индивидуальные творческие работы. | 18 | 3 | 15 |
6. | Экскурсии. | 6 | - | 6 |
7. | Итоговое занятие. Выставка. | 3 | - | 3 |
Итого: | 102 | 19 | 83 |
Содержание программы второго года обучения. (102 часов)
Раздел 1. Введение в программу.
1.1 Знакомство с планом работы на год. Организация плоскости. Необходимые материалы. Подготовка к работе: инструменты и материалы, основные приемы. Уход за готовым изделием. Применение в жизни.
Раздел 2. Волшебные уголки
2.1 Повторение алгоритма заполнения углов (острого, прямого, тупого) в
технике изонити. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками.
2.2 Прошивание четырёхконечной звезды.
Понятие о композиции и цвете. Технология изготовления узора «Четырехконечная звезда»
2.3 Прошивание всех углов квадрата.
Способ расчерчивания фигуры «Квадрат». Прошивание фигуры «Квадрат»
2.4 Прошивание всех углов треугольника.
Способ расчерчивания фигуры «Треугольник». Прошивание фигуры «Треугольник»
2.5 Природная фигура – кленовый лист. Кленовые листы (коллективная работа).
2.6 Выполнение практических работ.
Комбинирование углов при выполнении работ: «Закладки для книг» , панно и др.
Раздел 3. Волшебные круги
3.1 Повторение алгоритма заполнения окружности, овала в технике изонити. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками. Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками.
3.2 Работа с окружностями, разделенными на несколько секторов.
Чтение схем. Правила чтения условных обозначений. Способы расчерчивания фигур. Способы заполнения окружностей новыми способами.
3.3 Неполное прошивание овала.
Способ расчерчивания фигуры «Слезка» или «Лепесток». Прошивание фигуры «Слезка» или «Лепесток
3.4 Прошивание спирали и дуги.
Способ расчерчивания фигуры «Спирали». Прошивание фигуры «Спирали»
Способ расчерчивания фигуры «Дуга». Прошивание фигуры «Дуга»
3.5 Выполнение практических работ.
Комбинирование кругов, дуг и спиралей при выполнении работ: «Новогодняя открытка». Выставка работ.
Раздел 4. Узоры и композиции.
Изготовление сюжетных рисунков: «Золотая рыбка», «Ангелочек», «Таинственный космос», «Цветочные композиции» и др.
Раздел5. Творческий поиск.
4.1 Выполнение эскизов. Самостоятельная работа. Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа предмета.
4.2 Индивидуальные работы. Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги, углы, овалы, «волну», «дугу» по выбору учащихся.
Помощь друг другу.
Раздел 6. Экскурсии
Экскурсии в парк, на луг, наблюдение за изменением природы по временам года.
Раздел 7. Итоговое занятие Беседа «Как ухаживать за картиной из ниток».
Выставка работ. Викторина.
Третий класс
Углубленное изучение вида декоративно-прикладного творчества; совершенствование умений и навыков.
№ п/п | Название темы | Общее количество часов | в том числе теор. прак | |
1. | Введение в программу. | 3 | 2 | 1 |
1.1 | Подготовка к работе. Техника безопасности. Знакомство с планом работы. | 3 | 2 | 1 |
2. | Повторение последовательности выполнения изображений «волна», «дуга». | 10 | 2 | 8 |
3. | Натяжение нитей через сквозные отверстия. | 50 | 10 | 40 |
3.1. | Повторение принципов работы. | 10 | 2 | 8 |
3.2. | Натяжение нитей на предметах обихода. Украшение рамок. | 10 | 2 | 8 |
3.3. | Натяжение нитей на предметах обихода. Украшение cd дисков. | 10 | 2 | 8 |
3.4. | Натяжение нитей на предметах обихода. Салфетки. | 10 | 2 | 8 |
3.5 | Натяжение нитей на предметах обихода. Украшение одежды. | 10 | 2 | 8 |
4. | Знакомство с волшебной «паутинкой». | 14 | 2 | 12 |
4.1 | Необходимые материалы. Принципы работы. | 2 | 2 | - |
4.2 | Изготовление шара. | 6 | - | 6 |
4.3 | Обработка шаров. | 6 | - | 6 |
5. | Творческий поиск | 16 | 2 | 14 |
5.1 | Выполнение эскизов. Украшения. Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа украшения. | 3 | 1 | 2 |
5.2 | Индивидуальные работы. | 13 | 1 | 12 |
6.2 | Экскурсии. | 6 | - | 6 |
7. | Итоговое занятие. Выставка. | 3 | - | 3 |
Итого: | 102 | 18 | 84 |
Содержание программы третьего года обучения. (102 часов)
Раздел 1. Введение в программу.
1.1 Подготовка к работе. Вводное занятие. Техника безопасности.
Знакомство с планом работы на год.
Раздел 2. Последовательность выполнения изображений «волна», «дуга» Базовая форма «волна», «дуга». Выполнение «волны», «дуги». Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы «волну», «дугу» («Морское дно», «Попугай на ветке», «Пейзаж» и др.).
Раздел 3. Натяжение нитей через сквозные отверстия.
3.1 Геометрические фигуры. Повторение принципов работы при работе с рисунками углов и окружностей.
3.2 Натяжение нитей на предметах обихода. Украшение рамок.
3.3 Натяжение нитей на предметах обихода. Украшение cd дисков.
3.4 Натяжение нитей на предметах обихода. Салфетки.
3.5 Натяжение нитей на предметах обихода. Украшение одежды.
7.2 Экскурсии по временам года.
Раздел 4. Знакомство с волшебной «паутинкой».
4.1 Необходимые материалы. Что такое волшебная «паутинка»?
4.2 Принципы работы. Знакомство с выполнением работ в данной технике.
4.3 Обработка шаров. Тренировочные упражнения – простой шар из нитей.
4.4 Изготовление шара. Изготовление изделий с использованием аппликации. Сбор изделий.
Раздел 5. Творческий поиск.
5.1 Выполнение эскизов. Самостоятельная работа.
5.2 Поиск путей разрешения графических задач для создания полноценного образа предмета.
5.3 Индивидуальные работы. Помощь друг другу.
Раздел 5. Экскурсии
Экскурсии в парк, на луг, наблюдение за изменением природы по временам года.
Раздел 6. Итоговое занятие Выставка работ. КВН
III. Требования к уровню подготовки учащихся.
- Учащиеся должны знать:
- Приёмы работы с чертёжными принадлежностями – линейкой, циркулем, транспортиром;
- Способы соединения и пересечения основных элементов изонити;
- Правила техники безопасности при работе в технике изонити;
- Иметь представление о понятиях: набросок, рисунок, чертёж, мотив, орнамент, композиция, гармония, контраст;
- Способы эстетического оформления готовых изделий;
- Особенности композиции в изонити;
- Отличительные особенности различных направлений классической живописи;
- Отличительные особенности различных видов народных росписей;
- Приёмы разметки при помощи чертёжных принадлежностей и «на глаз»;
- Учащиеся должны уметь:
- Пользоваться чертёжными инструментами;
- Производить разметку чертежа будущей работы при помощи чертёжных принадлежностей с точностью до 1 мм;
- Производить разметку рисунка будущей работы «на глаз» с точностью до 2-3 мм для крупных элементов и до 1 мм для мелких элементов;
- Выполнять все этапы работы с соблюдением правил техники безопасности;
- Самостоятельно выполнять набросок будущей работы;
- Организовывать своё рабочее место;
- Самостоятельно составлять композиции из одинаковых и различных элементов;
- Находить оптимальные цветовые решения для максимальной выразительности работы;
- Различать виды народных росписей;
- Выполнять творческие работы по заданным параметрам – тематические работы, работа по образцу, работа с использованием заданных элементов;
- Создавать творческие работы без заданных параметров – на свободную тему;
- Выбирать оптимальный вариант из нескольких предложенных или созданных самостоятельно;
- Выдвигать различные идеи по созданию изделий и соотносить их со своими реальными возможностями;
- Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;
- Уметь анализировать свои и чужие работы по следующим параметрам: оригинальность, соответствие идее, точность разметки, правильность вышивания и подбора цветов, целостность композиции;
- Рационально размещать инструменты и приспособления на рабочем месте, наводить порядок на рабочем месте после завершения работы.
IV. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточный контроль. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Критерии оценок
По результатам текущей и промежуточной аттестации выставляются оценки: «5», «4», «3».
5 (отлично):
- работа выполнена в полном объеме, без технологических ошибок, аккуратно, проявлены фантазия и самостоятельность;
4 (хорошо):
- работа выполнена в полном объеме, но есть технологические ошибки;
3 (удовлетворительно):
- работа выполнена не в полном объеме, с ошибками.
V. Методическое обеспечение учебного процесса.
Для успешного результата в освоении программы «Изонить» необходимы следующие учебно-методические пособия и методические материалы:
- наглядные методические пособия по темам,
- технологические карты,
- фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,
- видеоматериал,
- интернет-ресурсы,
- презентационные материалы по тематике разделов.
Техническое оснащение:
- иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
- цветные нити разного качества;
- ножницы с тупым концом;
- шило;
- кусок линолеума (примерно 25 x 25 см);
- цветной картон, бархатная бумага разного размера;
- линейка, трафареты, фигурные лекала;
- цветные карандаши, ручки, фломастеры;
- бросовый материал для дополнения изображения
Процесс обучения учащихся искусству в технике изонить строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания. В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей.
Овладение техникой изонити начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных работ.
Занятия сопровождаются музыкой, подобранной совместно со школьниками из детского репертуара. Разнообразие вношу играми, по цветотерапии, для развития умений соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием, особенностями, знаний названия цветов и их оттенков. 1. Игра «Я знаю цвета»
- Покажи не красный и не синий цветок, Не зеленый, не желтый шарик и т.д. (выбор из 3-х, 4-х и 5 предметов) оценивается правильность и точность названий цветов (на основе игр по логике И.Светловой).
2. «Назови цвет и соедини с предметом».
3. "Добрый и злой» (на основе методики Овчаровой Р.В.)
Задание: выбрать из фигурок различного цвета: доброго волшебника и злого колдуна; добрую собаку и злую собаку и т.д.
4. Словесная игра «Окрась слова».
Предлагаемые слова: Тоска, скука, лень, доброта, злость, правда-ложь, красота и т.д. Например: тоска зеленая, скука серая.
5. «Король серфинга» Сравнить картинку с цветными кружками и назвать цвет, который на ней не встречается.
6. Игра «Радуга» Состоит из загадки, рассказа и разборной радуги.
7. «Цветной улей» (составила Лукашкина М.)
8.Дидактическая игра «Картинки - вкладки».
Подбор фигурок по цвету и форме: подбор контрастных сочетаний.
Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности, индивидуальная мера помощи преподавателя учащимся, учет темпов освоения учебного материала отдельными учащимися и пр.), что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
VI. Список используемой литературы.
Учебные пособия:
- Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство-М.,1998. - № 4.
- Леонова О. В. Рисуем нитью. - М., 2004.
- Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. - 1998, № 4.
- Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество. - 1998, № 5.
- Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить //Школа и производство. – М.
Методическая литература:
- Азбука вязания. Новые техники. Самые красивые модели. – М.: Внешсигма АСТ, 2000
- Андреева И. Рукоделие. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.
- Большая советская энциклопедия. – М.: ВТО, 1992 – 1997
- Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ-Пресс Книга, 2010
- Вышивание, вязание, поделки из кожи. – М.: Знание. – 1993, 1997.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Карпова Е. Мещерякова С. Серия азбука вязания. Изысканные детские модели. - М.: Внешсигма, 2000 - 32 с.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
- Мартыненко И.П. Вязание и мода. – М.: Изд. «Легкая индустрия», 1980
- Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. Академия развития, 1998
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992 - 96 с.
- Циркулик Н. Твори, выдумывай, пробуй! Труд. Учебник для 3-го класса. – Самара, 2004.
- Школа вязания на спицах. Секреты мастерства. Журнал модный. № 27.
-Энциклопедический словарь юного художника, изд-во «Большая Российская энциклопедия». – М.: 1997.
Электронные образовательные ресурсы:
Техники изонить!
http://www.stranamasterov.ru
Учебник по изонити
http://www.liveinternet.ru/users/4384265/post339086049
Электронный учебник по изонити
http://izonito4ka.ucoz.ru
Пособие по изонити
http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit
Новые записи в технике изонити
http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452
схемы изонить
http://vishivashka.ru/tehnika/izonit.php
Нитяная графика
История изонити
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...