Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как способ оценки уровня функциональной грамотности учащихся
статья
Статья о способе оценки уровня функциональной грамотности учащихся через проектно-исследовательскую деятельность на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности как способ оценки уровня функциональной грамотности учащихся.
На современном этапе образования перед нами стоит множество задач, но одна из главных – это подготовка детей к жизни в быстро меняющемся мире, где необходимо уметь находить информацию, анализировать ее и применять полученные знания на практике. Сегодня мы называем это термином «функциональная грамотность».
Определений понятия «функциональная грамотность достаточно много. На слайде вы видите одно из них. (Советский и российский лингвист, психолог А.А.Леонтьев: «Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»).
Общая мысль, которая звучит во всех определениях: знания и информация, которые ученик получает в школе, должны быть не просто академическими, они должны «работать», быть «живыми», помогать выпускнику успешно самореализоваться в социуме, в различных видах человеческой деятельности.
Мы, педагоги, должны способствовать становлению таких личности ученика, который активно и заинтересованно познает мир, умеет ставить цели, проектировать пути их реализации, работать с разными источниками информации, формулировать собственное мнение и создавать собственный интеллектуальный продукт.
К сожалению, с проблемой функциональной грамотности учащихся приходилось сталкиваться каждому из нас. Для нас, педагогов, не является секретом, что даже отличники не всегда могут применять знания практически.
По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2023 году, средний балл по читательской грамотности составил 510 баллов, математической – 507 баллов, естественно-научной 488 баллов. Это больше, чем было в предыдущие годы, то есть заметна позитивная динамика.
В информационно-методическом письме Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. N ТВ-1290/03 "О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования» читаем: «Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работы, обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.»
Функциональная грамотность учащихся формируется в урочной и внеурочной образовательной деятельности и наилучшая форма работы в этом направлении – проектно-исследовательская деятельность. О том, как проходит эта работа в нашем общеобразовательном учреждении и с какими трудностями приходится сталкиваться, вам более подробно расскажут мои коллеги.
Почему организация проектно-исследовательской деятельности становится столь актуальной для формирования функциональной грамотности?
В проектно-исследовательской деятельности формируются все базовые умения функциональной грамотности.
- Умение понимать текст, авторскую позицию, главную мысль
- Умение видеть проблему
- Умение выдвигать гипотезы и строить предположения (ключевой момент в исследовательской деятельности)
- Коммуникативные умения (вести дискуссии, рефлексировать, выстраивать социальные связи)
- Навыки экспериментирования (выполнение практических действий, проверка данных и сравнение)
Организация исследовательской деятельности позволяет формировать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, систематизировать и углублять знания в определенной области, учит применять их на практике. Исследовательская работа обучающихся связана с активным использованием метапредметных и межпредметных связей.
Проектно-исследовательская деятельность дает:
- Бонусы к ЕГЭ при участии в значимых всероссийских конкурсах
- Умения писать курсовые, дипломы, диссертации в будущем
- Возможность получения премий (лучший ученик года, лучший студент и т.д.)
Функциональная грамотность старшеклассника подразумевает, что выпускник
- Умеет ориентироваться в сложных современных ситуациях
- Умеет оценивать ситуации
- Выстраивать социальные отношения
- Владеть информационными технологиями
- Рефлексия
- Стремиться к образованию в течение жизни
Именно эти компетенции формируются в результате проектно-исследовательской деятельности.
Организация проектно-исследовательской работы с учащимися предъявляет особые требования к педагогу. Он должен:
- положительно относиться к ребёнку;
- проявлять уважение к его личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом школьнике;
- признавать право личности быть непохожей на других;
- предоставлять обучающихся право на свободу выбора;
- оценивать не личность обучающегося, а его деятельность, поступки;
- учитывать индивидуально-психологические особенности обучающихся.
Педагогу следует совершенствовать технологию обучения и помнить, что, если позволить ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Важным условием для успешного ученического проектирования является профессионализм учителя и его самообразование в рамках поставленной цели.
Заключение
Притча «Крылья» Шалва Амонашвили. Как научить детей летать
Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
- Что ты тут делаешь, старик? - спросил прохожий.
- Жду тебя! - ответил старик. - Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
- Верно! - удивился прохожий.
- Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
- Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
- Тогда не бери мальчика на воспитание! - сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
- Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ… Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
- А меня больше радуют твои пёрышки…
Мы надеемся, что наш тренинг поможет вам расправить ваши крылья.
Список использованной литературы:
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность школьника: книга для учителя/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.:Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с.16-17
- Дегтярева, В.И. Научно-исследовательская и проектная деятельность в школе как основа формирования развития личности // Вестник науки и образования. 2020. №12-1 (90). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-vshkole-kak-osnova-formirovaniya-razvitiya-lichnosti.
- Ефимова, Т. А. Проектная деятельность как интерактивный метод обучения / Т. А. Ефимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 285-288. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53868/.
- Формирование функциональной языковой грамотности у школьников. Исследовательская деятельность обучающихся: [Электронный ресурс]. IRL: https://uchitel.club/events/formirovanie-yazykovoi-funkcionalnoi-gramotnosti-u-mladsix-skolnikov-issledovatelskaya-deyatelnost-obucayushhixsya/
- Функциональная грамотность: [Электронный ресурс]. IRL: https://methodological_terms.academic.ru/
- Функциональная грамотность как планируемый результат обучения школьников: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя
Выступление Григорьевой И.Н.раскрывает необходимость проектно - исследовательской деятельности на уроках истории, обществознания, географии и во внеурочной деятельности...
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....
Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»
«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по проектно-исследовательской деятельности на уроках...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
«Проектно - исследовательская деятельность на уроке и во внеурочной деятельности»
Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию активизирует познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическом...
Статья.Проектно - исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности учителя.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают то, что прошло через их индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Эта проблема является актуаль...
Образовательная технология "Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности в рамках сельской школы"
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся – это основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации обновленных ФГОС...