КРУГЛЫЙ СТОЛ "ВОСПИТАЙ СЕБЯ САМ"
методическая разработка (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Личность — это человек, гражданин, поведение и деятельность которого протекают в рамках, определённых обществом, где он живёт. Между личностью и обществом существует постоянное взаимодействие, и общество заинтересованно в максимальном развитии всех сил и способностей личности.
Каждому человеку в жизни приходиться исполнять роли – в семье и на производстве, что требует определённой подготовленности, которая приобретается в процессе обучения, самообучения и самовоспитания.
Этот сценарий разработан для прямого разговора учителей с подростками на тему личностного самосовершенствования «Познай самого себя, и ты познаешь мир»!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Познай самого себя, и ты познаешь мир!» | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С Ц Е Н А Р И Й «К Р У Г Л О Г О С Т О Л А»
I. Решение проблемы: определить цели и пути совершенствования личности.
Цель: Создание условий для совершенствования личностных качеств учащихся.
II. Вопросы, выносимые на «круглый стол»:
1. Что такое личность?
2. «Я» и другие «Я».
3. Откуда берутся неудачники?
4. Не позволяй душе лениться.
5. 18 уроков Матери Терезы.
III. Участники «круглого стола»:
1. Учителя.
2. Педагоги дополнительного образования (ПДО).
3. Ведущие (8-11 класс).
4. Слушатели (учащиеся ОУ, 8-11 классы)
ПЕДАГОГ: | Мы собрались сегодня за «круглым столом», чтобы поговорить о становлении, самовоспитании личности. |
ВЕДУЩИЙ: | Раскройте любую газету, Журнал пролистайте любой, Прислушайтесь к нашему веку, К музыке его непростой. Отбросьте пустую научность, Мудрёных словес вещество. Проникните в самую сущность Страстей одолевших его. |
ВЕДУЩАЯ: | Уймите своё раздраженье, Вникайте хоть раз, не спеша. Его торжество и крушенье Пусть ваша воспримет душа. Музыку дослушайте эту, Страдая и всё же любя… Потом отложите газету, Потом загляните в себя. |
ВЕДУЩИЙ: | Что же такое личность? |
ПЕДАГОГ: | Личность — это человек, гражданин, поведение и деятельность которого протекают в рамках, определённых обществом, где он живёт. Между личностью и обществом существует постоянное взаимодействие, и общество заинтересованно в максимальном развитии всех сил и способностей личности. Каждому человеку в жизни приходиться исполнять роли – в семье и на производстве, что требует определённой подготовленности, которая приобретается в процессе обучения, самообучения и самовоспитания. Уравновешенные, общительные, жизнерадостные, трудолюбивые, доброжелательные люди положительно влияют на окружающих, им присуще чувство самоуважения и собственного достоинства. И наоборот, замкнутые, эгоисты, неуравновешенные люди отрицательно воздействуют на тех, кто рядом. Иногда встречаются и неопределённые лица, которые сами не знают, чего хотят, что будут делать завтра. Это люди без твёрдого мировоззрения, устойчивых интересов или бесхарактерные. В народе их называют бесхребётными.
|
ВЕДУЩАЯ: | «Познай самого себя, и ты познаешь мир», — неустанно в течение нескольких тысячелетий твердят мудрецы всех времён и народов. Спросите себя: «Что я за личность?» А что мы имеем в виду, произнося эти слова? И всё-таки, что же такое личность? |
ПЕДАГОГ: | Тема очень сложная, того и гляди возникнет путаница в понятиях, Тогда один будет говорить одно, другой под этим понятием подразумевать другое, и проку от разговора не будет. Итак, осмыслим это слово. Личностью следует считать человека, достигшего определённого уровня психического и социального развития. Это такой уровень развития человека, на котором он приобретает способность ставить перед собой жизненно важные цели и достигать их, когда у него появляются собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, которые делают этого человека относительно устойчивым и независимым от чуждых его убеждениям воздействий. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир. У него есть свои интересы, симпатии, сильно или слабо развита воля, твёрдый или слабый характер. |
ПДО: | Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет: У каждой всё особое, своё, И нет планет, похожих на неё. |
ПЕДАГОГ: | Каждому человеку необходимо понимать и постоянно помнить, что сложный внутренний мир имеется не только у него, но и у каждого из окружающих людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно попытаться понять этого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. У личности нет ограничений в возрасте. Стремление быть личностью появляется и у малыша, когда, решительно оттолкнув руки матери, он говорит: «Я сам!». И пусть при этом он подражает взрослым, но он — первооткрыватель, он — творец всегда, когда произносит это гордое «Я сам!». Стремление стать личностью заявляет себя и в подростке, когда он делает выбор между добром и злом, когда преодолевает слабость неокрепшей натуры, противится дешёвым соблазнам, когда ставит трудные задачи и добивается своего. Личностью остаётся и древний старик, когда наперекор зимней стуже щедро раздаривает всем последние искры своей души. |
ПДО: | Мы в детстве были много откровенней: — Что у тебя на завтрак? — Ничего. — А у меня хлеб с маслом и вареньем, Возьми немного хлеба моего. Года прошли, и мы иными стали. Теперь никто не спросит никого: — Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего. |
ВЕДУЩАЯ: | Другое дело, что личность личности — рознь. Недаром в русском языке исследователи этого явления нашли 1500 определений, которые уточняют, какая именно перед ними личность. |
ВЕДУЩИЙ: | Деятели, вошедшие в историю, прежде всего борцы за счастье человечества, нередко определяли развитие народов на века. Их образы и идеи формировали интересы и стремления миллионов людей. Немало выдающихся личностей не оставили своих имён, но оставили нам свои творенья. Нам неведомы имена первооткрывателей самых важных знаний и навыков, которые помогли стать человеку хозяином планеты. |
ПЕДАГОГ: | Успехи в учении, прежде всего, зависят от того, какие цели вы перед собой ставите и какими способами будете их достигать. Ведь недаром говорят: «Образование нельзя дать, но его можно взять!». Ценой больших усилий воли, умения и желания трудиться. А что мы видим в жизни? Одни учатся, чтобы узнать больше, приобрести широкие и глубокие знания о мире и жизни. Это одна причина, один мотив, как говорят психологи. В таком случае для человека естественен широкий круг интересов, неустанный труд, самостоятельность в способах выполнения задания. Оценки для него — следствие, итог желанной работы. Другой мотив: человеком движут самолюбие и стремление утвердиться в глазах учителей, друзей в качестве эрудита. Человек старается не столько глубоко и основательно знать, сколько блеснуть эффектной фразой, «подкинуть вопросик». Знания при этом могут быть поверхностные, интеллектуальные способности не разовьются, зато, вероятно, разовьются ловкость, изворотливость, болезненное тщеславие, которые порождают муки зависти к тому, кто опережает в успехах, завоёвывает больший авторитет. Третий мотив: учение как исполнение обязанности, добросовестное, но без азарта. Просто есть такая черта характера: делать хорошо всё, за что бы ни взялся. Полезная черта. Но она не всегда даёт яркие и сочные плоды, хотя не угрожает пустой тратой времени. |
ПЕДАГОГ: | А именно такая угроза маячит перед теми, кто учится спустя рукава. Среди них есть такие, которые не столько учатся, сколько искусно делают вид. Вся умственная энергия при этом расходуется на то, чтобы избежать неприятностей, плохих оценок, выговоров. Конечно, и при этом «учении» какое-то развитие происходит, тренировка памяти, например. Но можно с полным правом сказать: десять лет, важнейших в становлении личности, пропали даром. Не произошло раскрытия для самого себя и окружающих всех способностей, заложенных с рождения, они не получили дальнейшего развития. А в природе так устроено: что не развивается, то отмирает. Глядишь. Менее способный больше успевает, лучше умеет. «Способные троечники» — довольно распространённое явление и в нашем учебном заведении. Именно из этой среды выходят всем недовольные неудачники. Они многого хотят, чувствуя свои силы и возможности, окружающие от них многого ждут, но они мало, что могут из-за того, что очень трудно навёрстывать упущенное, а ещё труднее преодолевать халтурное отношение к делу, а значит — к самому себе. |
ПДО: | По мнению специалистов, наиболее плодотворной оказывается нацеленность учащегося не на успех, не на предмет даже, а именно на саморазвитие и самосовершенствование. У нас же главные критерии, по которым оценивается личность, связаны с успехами в учении, а моральные качества порой воспринимаются, как второстепенные.
|
ПДО: | В любой группе есть студенты, не отличающиеся выдающимися достижениями в учении, спорте, изобретательстве, искусстве. Зато всем очевидны их добрый нрав, чувство чести, справедливости, сострадания и бескорыстия. Их достоинства не приносят ни медалей, ни аплодисментов, ни первых мест. Это даже представить немыслимо: первое место состраданию. Но именно поэтому они должны цениться очень высоко, что действуют ребята без корысти и без жажды кого-то опередить. Но, увы, мы порой забываем, что моральными качествами, в конечном счёте, и определяется всё сделанное на Земле: во имя чего достижения, открытия? Степень активности, масштаб деятельности могут быть обращены во зло людям или только во благо, не выдержать испытания на честь и совесть, на справедливость. И тогда — что это за заслуги, что это за личность? Жить во имя блага других людей — вот наши моральные устои. |
ПЕДАГОГ: | В Свердловской области исследовались причины групповой преступности несовершеннолетних, опрошено 418 правонарушителей в возрасте от 14 до 17 лет. В качестве причин и условий для преступлений они называли следующие: не умел контролировать свои поступки и правильно использовать свободное время — 49,5 %, попал под влияние товарищей — 14,3 %, неблагоприятная обстановка в семье — 12,7 %, привычка к алкоголю — 6 %. А ведь умение контролировать свои поступки достигается самовоспитанием, и те факторы, которые выдвигались подростками, окажутся тогда менее значительными в качестве причины правонарушений. Обычно под самовоспитанием понимают нечто специальное, и оно представляется как что-то неизвестное и сложное. Между тем если под самовоспитанием понимать самостоятельный контроль над правильной организацией наших обычных проявлений, оно утрачивает свой магический ореол и становится реальным и доступным каждому. Самовоспитание делает человека ответственным за своё поведение в настоящем и за свою будущую жизнь. Занимающемуся самовоспитанием, особенно склонному поддаваться воле других людей, соблазнам, важно уметь выбирать круг общения. Общаясь с людьми, морально воспитанными, человек невольно подражает им, заимствует черты характера. |
ВЕДУЩИЙ: | В формировании личности существенное значение имеют образование и самообразование. И когда мы, молодое поколение спрашиваем, как воспитывать себя, взрослые отвечают — неустанной учёбой, так как при этом человек растёт в интеллектуальном и моральном отношении. Учение связано с трудностями, преодолевая которые, человек закаляет свою волю. Таким людям присуще чувство самоуважения и достоинства. |
ПЕДАГОГ: | Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой. Гёте говорил, что умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя. И сегодня жизненные неудачи, большинство неприятностей, а подчас и трагедий возникают оттого, что человек не знает себя, берётся не за своё дело, претендует на особое место в жизни, не имея для этого оснований. Но узнать себя нельзя, если не изучать других людей. Судить о человеке надо не по его словам, а по поступкам.
|
ВЕДУЩАЯ: | В наших учебных группах встречаются иногда «храбрецы», которые могут, смело нагрубить преподавателю, в любой для них приемлемой форме, сорвать занятие, избить товарища. Но при встрече с теми, кто сильнее их, они оказываются трусами. Когда их наказывают за проступки, они пытаются свалить вину на других, обещают впредь вести себя лучше и т.д. А потом начинается всё сначала. Такие «герои» иногда очень хотят понравиться товарищам. Но когда им предстоит очень важная, но неинтересная работа, стараются увильнуть от неё или, наоборот, бравируют своим умением работать, насмехаясь над слабым и неумелым. Дать истинную оценку товарищу, проверить его человеческие качества можно только в труде, в походах, игре, в различных совместных трудах. В них же человек правильно оценивает самого себя, выясняет, что неудачи в труде или игре — результат тех или иных недостатков. Отсюда правило: хочешь познать себя, изучай других и постоянно анализируй собственное поведение. |
ПЕДАГОГ: | САМОПОЗНАНИЕ — необходимая сторона и предпосылка самовоспитания. Стать лучше, не зная, что ты собой представляешь, на что способен, — невозможно. Познавая себя, человек собирает сведения о себе, о своих достоинствах и недостатках. Самопознание играет важную роль в самовоспитании, постоянно давая информацию о том, что и как изменяется: какие качества воспитываются или развиваются успешно, какие — неудачно, медленно. Как показывают самые различные исследования, люди не всегда знают себя. Им свойственна недооценка или переоценка своих сил и способностей. То и другое проявляется в характере и деятельности человека, в его отношении к работе, к своим товарищам. ПЕРЕОЦЕНКА себя нередко ведёт к афишированию своих успехов, зазнайству, хвастовству, соперничеству, излишней самоуверенности. Такие люди при неудачах винят не себя, а других, ссылаются на плохие условия, на обстоятельства. НЕДООЦЕНКА себя приводит к робости, неуверенности, люди теряют веру в свои силы, избегают трудностей и, в конце концов, разочаровываются в себе, а в дальнейшем и в своей профессии. Даже при совпадении оценки личности коллективом с собственной самооценкой нельзя говорить о том, что человек объективно знает самого себя: в каждом из нас таится огромный запас неистраченных сил, неоткрытых способностей, неизученных возможностей. |
ПЕДАГОГ: | Самопознание включает в себя 4 метода: самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самооценку. Самонаблюдение требует серьёзной тренировки, высокой требовательности к себе. При неправильном его осуществлении может возникнуть завышенное представление о своих возможностях и способностях, снисходительное отношение к своим недостаткам. Заметим, что все, кто не признаёт своих недостатков, всё же хорошо понимают, что поступают плохо, но оправдывают себя тем, что и другие не лучше, что все так делают, так легче: если другие страдают недостатками, то можно простить и свои небольшие грехи. Когда человек не знает себя и оправдывает свои слабости, он без конца совершает ошибки, страдает, завидует, занимается сплетнями. Подумайте сами: если не оцениваешь объективно свои возможности, то можешь взяться за дело, которое не в состоянии выполнить, и тогда неизбежны неудача, горечь от упрёков товарищей, которым ты что-то обещал сделать, но не смог, приходится оправдываться, иногда лгать, сваливать на других вину за собственные неудачи. |
ВЕДУЩАЯ: | Приведём пример из жизни: Наташа, например, пообещала подругам, что модные джинсы она по очереди даст всем поносить. Ей, дескать, ещё купят. Самонадеянность, хвастовство привели к конфликту с подругами. Только потом девушка поняла, что надо избавляться от своего недостатка. Она договорилась с подругами, что каждый раз за хвастовство будет оставаться в аудитории и мыть пол. Не стеснялась она и признаться, что опять похвастала, сказала неправду, жёстко осуждала себя. Более требовательна, стала Наташа и к своей учёбе. Раньше всегда обвиняла преподавателей в том, что они к ней очень придирчивы. Затем стала сама себя оценивать, проверять качество выполненной домашней работы. И поняла главное: всё равно учителя, товарищи, родители знают о тебе правду, они знают, чего ты стоишь на самом деле. И судят не по словам, а по делам. Наташа часто уклонялась от занятий физкультурой. Была болезненной, росла физически слабой, не могла за себя постоять. Однажды она решила: надо заниматься физкультурой. Стала заниматься фитнесом. И всё записывала, сравнивала с показателями физического развития своих подруг. А потом приступила к постоянным тренировкам. «Самое трудное, — вспоминает Наташа, — было рассчитать свой режим дня, чтобы выполнять домашнее задание, ходить на тренировки, а потом втянулась. Заметила и другое: когда занята делом, то уже не думаешь о том, что о тебе скажут, не боишься попасть в смешное положение. Я ведь теперь знаю, что без хвастовства сама по себе много значу. И никому не завидую». Подобных примеров немало: с того момента, когда ты узнаешь о себе правду, признаешься сам себе в том, чего ты действительно стоишь, уже становишься сильнее. |
ВЕДУЩИЙ: | Но как узнать себя? |
ПЕДАГОГ: | Есть много приёмов самопознания, но главный из них — самонаблюдение в деятельности. Делается это просто: приступая к любой работе, надо спланировать её. Затем чётко определить время, которое потребуется для качественного её выполнения. В ходе работы необходимо пробовать разные приёмы и методы, подбирая те движения и действия, которые дают наилучший результат. Неплохо засечь время, когда начинаешь отвлекаться, когда работа начинает надоедать, когда устаёшь, хочется бросить трудиться или учиться, тренироваться или играть. После работы объективно вспоминаешь, что делал, а затем сравниваешь с тем, что планировал сделать. И при каком самоанализе чётко видишь, что плохая работа или учёба — это показатель твоей подготовленности, неумелости, отражение твоих слабостей и недостатков. |
ПЕДАГОГ: | Причины неудач надо искать, прежде всего, в себе. Но деятельность поможет выявить способности, силы, положительные качества каждого. Успех в деле подтверждает то, что человек способен трудиться или учиться благодаря своим положительным качествам. Следующий приём самопознания — сравнение себя с другими, сопоставление оценки, которую дают нам товарищи, преподаватели, с соответственным представлением о себе. Если взгляды совпадают, они свидетельствуют о том, что человек правильно себя оценивает, а если различаются, то надо проверить, кто прав, в чём причина несовпадения оценки и самооценки.
|
ПДО: | Ничего не откладывай — жизнь коротка. Ты наивно считал, что она — как река, А она, как ручей После таянья льдов, — Протечёт, не оставив следов. Не откладывай — Другу помочь поспеши, Не обкрадывай душу — Лишишься души. Пусть в расчёте с мерзавцем Не дрогнет рука, Не откладывай — Жизнь коротка! Не успел, не сумел… Ну, а вдруг — навсегда? Оглянулся — в потоке Другая вода. Жизнь, считал ты наивно, Продлится века, Не откладывай — Жизнь коротка! |
ПЕДАГОГ: | Личностью человек становится только в обществе. Новорожденный не обладает никаким социальным опытом, он — только потенция человеческой личности. Человек, воспитанный вне общества, не может стать личностью. История знает немало примеров, когда ребёнка воспитывали животные (обезьяны, волки, львицы). Извлекая их в возрасте 5 – 6 лет из животной среды, невозможно было добиться даже нормального развития. Для того чтобы только научить есть ложкой, требовалось 1,5 – 2 года, говорить очень простые слова — 4 – 6 лет, ходить на двух ногах — 5 лет, попытки научить писать и читать оканчивались неудачей. С самого рождения человек вступает в определённые отношения с людьми и тем самым приобщается к жизненному опыту, овладевает накопленной культурой, сложившимися традициями и т.д. У человека чуть ли не с рождения возникает могучая потребность в общении с другими людьми. Общаясь с другим человеком, мы познаём определённые качества этого человека — его доброту или нетерпимость, отзывчивость или грубость. Сравниваем его качества со своими, сверяем свои действия и поступки с теми, которых ждут окружающие от нас самих, и т.п. Первым условием для развития личности являются нормальные умственные задатки. Как бы ни хороши были окружающие условия, умственно неполноценного ребёнка нельзя считать личностью.
|
ПЕДАГОГ: | С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Он учится не только ходить, говорить, играть, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать. Если в семье мать или отец позволяют себе грубо разговаривать с бабушкой, если отец неуважительно относится к матери, то они дают ребёнку наглядный урок. А русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем два раза услышать!». |
ВЕДУЩАЯ: | А если ребёнок видит это постоянно и слышит тоже? |
ПЕДАГОГ: | Тогда у него в сознании вырабатывается стереотип такого поведения. И хоть 40 раз будут говорить об уважении к старости, для него это пустые слова. Он видит обратное! |
ПЕДАГОГ: | Однако среда не влияет на человека механически, она действует на него лишь в том аспекте, в каком эмоционально воспринята им. Так, например, поведение отца, который зачастую приходит домой, выпивши, может совершенно по-разному повлиять на развитие ребёнка в зависимости от его характера. Один уже с юных лет следует по стопам отца, другой навсегда откажется от бутылки — настолько памятны ему безобразные сцены в семье. |
ПЕДАГОГ: | Итак, воспитание личности теснейшим образом связано с проблемой сформированности личностей родителей. Ещё Л.Н. Толстой предупреждал, что ребёнок «заражается примером во 100 раз сильнее, чем самыми красноречивыми и мудрыми поучениями семьи», таким образом, пример имеет огромное значение для формирования личности ребёнка. Но ребёнок растёт, он постоянно вступает в общение со многими другими людьми — взрослыми и сверстниками, он становится членом других коллективов — класса, группы, компании, которые тоже влияют на этот процесс. К старшему школьному возрасту у человека уже сформированы основные качества его личности, и наступает время, когда за все свои поступки, мысли, чувства отвечает он сам. Умение принимать ответственность на себя — качество, которое характеризует развитую личность, она отвечает за всё, что формирует человека. И ещё нужно помнить: что ты сам сделаешь для своих родителей, то же ожидает тебя от твоих детей. |
ПЕДАГОГ: | Социально зрелый человек не вправе объяснять свои недостатки, свою низкую культуру тем, что его плохо воспитали, снимать с себя ответственность за это и взваливать её на своих учителей и родителей. Необходимо САМОСТОЯТЕЛЬНО пройти нелёгкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Без него не обойтись тому, кто хочет быть другом, семьянином, кто хочет добиться успехов в труде, быть счастливым в семейной жизни. |
ПДО: | Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день, и ночь; и день, и ночь! Гони её от дома к дому, Тащи с этапа на этап. По пустырю, по бурелому. Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в чёрном теле И не снимай с неё узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку. Освобождая от работ. Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвёт. А ты хватай её за плечи. Учи и мучай, до темна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день, и ночь; и день, и ночь! |
ВЕДУЩИЙ: | Самовоспитание — это деятельность человека с целью совершенствования своей личности. Самопознание — это осознание себя как члена общества, осознание своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающими, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств. Именно в нашем возрасте закладывается самоуважение — обобщённая самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. …» И самооценка, и самоуважение во многом зависят от того, как оценивают вас окружающие люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности. |
ПЕДАГОГ: | К.И. Чуковский в книге «Люди и книги» писал о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А.П. Чехов, «чтобы выбросить из души всё мелочное и пошлое, и выработать в себе такую деликатность и мягкость, какими не обладал ни один из писателей его поколения». Эта невидимая борьба с самим собой стоила ему больших душевных сил. В письме к своему брату А.П. Чехов писал: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал,… нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час!» В том же письме Антон Павлович пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди: «… они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки, живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: «С вами жить нельзя». Они прощают шум и холод, и пережаренное мясо, остроты и присутствие в их жилье посторонних… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…» |
ПЕДАГОГ: | Самовоспитание — это когда человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение. Одной из форм контроля над собой является личный дневник. Вот строчки из дневника Людмилы Киселёвой, талантливого художника – графика, приговорённой болезнью к неподвижности с самого раннего детства. «Даже в самом младшем возрасте я видела, что люди ценят силу: сначала физическую; взрослея, — силу ума, таланта, понимания; старея, — силу внимания, добра… Они любят тех, кто весел, они тянутся к тем, кто излучает бодрость, с кем надёжнее, интереснее, кто их поймёт. И чтобы вырваться из плена моего одиночества, мне надо стать такой. И люди придут ко мне. Когда тебе плохо, обратись не к сильному, а к слабому, ибо, помогая ему, ты обретёшь силу». |
ПЕДАГОГ: | Давайте начнём всматриваться в людей по-новому. Бдительно распознавать разницу между мелким, случайным в человеке и его великими качествами, родившимися в результате его трудов, борьбы и целого ряда побед над самим собой. Давайте судить о человеке по его поступкам, стараясь стать на его место. Процесс самовоспитания очень сложен. Грозные препятствия на пути — это невежество или поверхностные знания, лень, неумение заставить себя работать. Всегда надо помнить: в труде и только в труде, в активной разносторонней деятельности формируется, проявляется и развивается подлинный процесс самовоспитания, ведущий к самосовершенствованию лучших черт ума и характера человека. |
ПЕДАГОГ: | Чувство самоуважения и достоинства… Оно не позволяет человеку ловчить и подличать, лицемерить и обманывать, быть жестоким и бесстыдным, выполняющего требования морали только из собственного корыстного расчёта. Человек с высоким чувством личного достоинства уважает себя и не позволяет себя оскорблять, но он уважает и каждого другого человека т и не позволяет себе оскорбить, унизить его. |
ПЕДАГОГ: | Человек в силу самовоспитания способен сдерживать себя, внешне не проявлять, не показывать своё состояние. Иногда про человека говорят, что у него завистливый характер. Редко кто считает себя завистником. Зависть — это когда человек переживает, что у него нет той или иной вещи, того или иного звания. Очень важно уметь подняться над мелочами жизни и сосредоточить внимание на главном, основном направлении своих жизненных устремлений. Иначе вы можете погрязнуть в повседневности, начнёте часто раздражаться, станете несдержанными. О вашем характере начнут говорить, как о вздорном, трудном, вредном, тяжёлом, неуживчивом. Дагестанская поэтесса Фазу Алиева в произведении «Разговор с сыном » пишет: |
ПДО: | Ты, сын мой, должен помнить: Оттого ржавеет даже новый лист железа, Что в сырости лежит он бесполезно И не находят дела для него. Душе людской — во много раз трудней: И дверь души и в щели этой двери Сто ржавчин и пороков лезут к ней. Запомни три из них по крайней мере: Во-первых, зависть. Ты её убей в зародыше И научись по праву Безревностно ценить других людей. Чтить их удачу, их успех и славу. Второе — злость. Беги от чувства злого, Суди себя, коль осудил другого. Прости другого, Коль простил себя. И третье — корень наших многих бед — Убийца всех достоинств в человеке — Безделье. И позорнее — вовеки Порока в людях не было и нет. Не в трудном воздыханьи на диване, А в празднике полезного труда Ищи свой смысл… И разочарованье Не потревожит ум твой никогда. |
ПДО: | Главное — иметь чистое сердце. Жизнь — возможность, используйте её; Жизнь — красота, восхищайтесь ею; Жизнь — блаженство, вкусите его; Жизнь — мечта, осуществите её; Жизнь — вызов, примите его; Жизнь — долг, исполните его; Жизнь — игра, сыграйте в неё; Жизнь — богатство, дорожите им; Жизнь — любовь, наслаждайтесь ею; Жизнь — тайна, изучайте её; Жизнь — шанс, воспользуйтесь им; Жизнь — горе, превозмогите его; Жизнь — борьба, выдержите её; Жизнь — приключение, решитесь на него; Жизнь — трагедия, преодолейте её; Жизнь — счастье, сотворите его; Жизнь слишком прекрасна, не губите её; Жизнь — это жизнь, боритесь за неё. Мать Тереза |
ПЕДАГОГ: | Настоящее имя Матери Терезы, настоятельницы и основательницы Ордена милосердия, гражданки Индии — Агнес Гонджа Бояджиу. Она родилась в г. Скопле. Добровольные биографы Матери Терезы — журналисты отмечали, что с раннего детства Агнес проявляла сильное стремление помогать бедным и несчастным. Вся её дальнейшая жизнь — это поучительный пример верности собственным принципам. В 18 лет покидает родной город и семью. Она «отходит от мира», становится монахиней. Отныне, кроме долга, у неё нет забот. Сначала молодая сестра Тереза учительствует в монастырской школе, затем проходит путь послушничества. Но она стремится к большему. Кроме спокойной совести ей необходимы и результаты её деятельности. Она настойчиво добивается от иерархов римско-католической церкви разрешения «служить Господу» вне стен монастыря. И вот она в Калькутте, одинокая, решительная, деятельная, полная сил, неутомимо призывающая всех к одному. До сих пор мало кто знает о её больном сердце. Но лекарство она выбрала одно, потрясшее всех простотой: «Надо, чтобы люди любили друг друга». В 1987 году лауреат Нобелевской премии мира Мать Тереза, узнав о землетрясении в Армении, вылетела туда. Из Москвы — в Ереван, из Еревана в Ленинакан. Октябрь 1990 года — официальная дата создания организации — Ордена милосердия Матери Терезы. Отныне она не одинока, к ней тянутся. Добровольцы и монахини посещают больницы, приюты для престарелых, тюрьмы… Работа, подчас самая грязная, которую с неохотой выполняет персонал. Для того чтобы суметь помочь, надо многому учиться, надо стремиться, надо воспитывать себя. Ничего, что расходуется твоя собственная жизнь. Другого пути у тебя нет! |
ВЕДУЩАЯ: | 18 УРОКОВ Матери Терезы — это настоящая программа самосовершенствования для каждого из нас. Запомните их и примите как великое наставление нашему поколению. |
ПЕДАГОГ: | Да, в обыденной жизни мы не всегда соизмеряем свои слова и поступки с нормами морали, не учитываем последствий грубого, несправедливого обращения, которое может причинить непоправимую душевную травму, а то и лишить жизни. Нередки проявления чёрствости к пожилым людям. Но против этой жёсткой морали выступают сейчас широкие слои общества. |
ПДО: | Ко всему на свете относились просто, И легко нам было зори встречать, Думая о том, что никогда не поздно Жизнь переиначить и сызнова начать. Мы к тому тянулись, что шумно и броско, А вдруг обернулись с тобою и глядь — Пережитые годы — в черновых набросках, И их уже набело не переписать. Стали ощутимы бытия пределы. И, может быть, впервые за много лет Думаем с тобою про главное дело, Про то, что вечности в запасе нет… Сколько хорошего пролетело мимо, Безвозвратно кануло — и некого винить. Есть простые радости в сложном мире, Те, что не умели мы вовремя ценить. Их вокруг в достатке: от тёплого хлеба До тёплых и верных дружеских рук, Нам дали с тобою и земля, и небо, И солнышко рыжее и ромашковый луг. Ох, как часто поздно понимают люди, Пропустив свой звёздный. свой заветный час, Что они на свете и живут, и любят В первый раз, но это и в последний раз. Слышишь, как мгновенья стремительно мчатся В яростном и звонком сиянии дня? А сколько нам в жизни отпущено счастья, От тебя зависит лишь и от меня! |
ПЕДАГОГ: | Есть хорошее слово «сопричастность». Она принесёт глубокое удовлетворение только тогда, когда будет подкреплена добрыми делами. Нужно сегодня и завтра приложить для её развития собственные руки, умения и знания. Винтиковая позиция: «Наше дело маленькое, нам что скажут — сделаем» — никак не соответствует духу нашего времени. |
ПЕДАГОГ: | Мы сегодня коснулись только малой части проблем, связанных с воспитанием личности, и я думаю, что то, о чём мы сегодня говорили, заставит каждого задуматься над вопросом: «Кто я? Зачем я? Какой я?»
|
ПДО: | А пока задумаемся над словами академика Д.С. Лихачёва: «Простота и тишина — в человеке; правдивость, отсутствие претензий — в одежде и поведении — вот самая привлекательная «форма» в человеке, которая становится и его самым элементарным содержанием». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция "Задай вопрос специалисту и себе" от "Здоровья вокруг нас" к "Здоровью в себе"
Конференция направлена на обсуждение проблемы выбора здорового образа жизни. Рекомендации и советы обучающимся дают квалифицированные специалисты. Обучающиеся высказывают своё мнение по данной проблем...
Проверить себя и поверить в себя!
Конкурс профессионального мастерства по профессии "Оператор ЭВМ"...
Круглый стол:"Алкоголь убивает - береги себя."
- Культурно потреблять алкоголь невозможно, так же как и любой наркотик....
Урок математики в 5 классе коррекционной школы VIII вида "Умножение круглых десятков и круглых сотен на однозначное число"
Конспект обобщающего урока математики по данной теме с использованием ИКТ...
Урок математики в 5 классе (специальной (коррекционной) школы VIII вида) по теме "Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд"
Данный урок относится к теме: «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число без перехода через разряд». Раздел «Внетабличное умножение и деление». Тип урока – урок закрепл...
Открытый урок по математике в интегрированном классе - 6б «Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»
Открытый урок по математике. Путешествие в страну чисел...
Конспект урока по математике для 5 класса по теме: «Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»
Конспект урока по математике для 5 класса по теме:«Деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число»Составил учитель: Мартынова В.В.Цель урока: Повторение и закрепление у...