Дидактический материал для кружка журналистики
учебно-методический материал на тему

Приказчикова Татьяна Владимировна

Дидактический материал будет полезен педагогам дополнительного образования, работающим с юными журналистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактический материал 35.57 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал для кружка  журналистики

  1. «Пиши правильно». Предлагается текст с ошибками, которые надо исправить.

Текст 1

Наташа, торопливо одевшись, побежала на озеро. Солнце уже бросало последние косые лучи. Солнце садилось за яблоневыми и вишневыми садиком, розоватыми полосами разбегаясь по веточкам  и стволам сосен,  росшими рядом с домом. Вершины этих сосен от солнца горели ярким румянцем, точно радуясь теплым солнечным лучикам. Наташа хотела воспользоваться оставшимися до ужина минутами, чтобы вглядеться в солнечный закат, в движение теней от дома и деревьев парка.

Текст 2

Летучие мыши.

Летучие мыши очень полезные зверьки. Они поедают вредных насекомых.

Днем они сворачиваются в свои широкие крылья, как в плащи, и висят в темных местах вниз головой.

Наступает ночь. Вылетают они на охоту. Многие вредные насекомые летают ночью. Почти все птицы спят ночью. Поэтому «работа» летучих мышей особенно важна.

Задание 1

1. Друзья, попробуем оглянуться в будущее. 2. Через весь роман проходит фабула патриотизма. 3. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. 4. С первого момента он может показаться даже очень прекрасным человеком. 5. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 6. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Ноздревым, Плюшкиным. 7. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии.

Задание 2

1. Повесть написана калорийным языком. 2. Среди соучастников соревнований было много молодых спортсменов. 3. При выплавке стали была применена новая, более эффектная технология. 4. Большое значение в романе играют женские образы. 5. Критики оказали высокую оценку новым стихам поэта. 6. Учащиеся нашей группы нанесли визит заболевшему преподавателю. 7. Чичиков не скоро сообразил, из чего состоит одежка Плюшкина.

Задание 3

1. По вечерам крестьяне отправляются в очаг культуры. 2. Гринев сочинил песенку и понес ее Швабрину для рассмотрения. 3. Богатые дворяне наносили друг другу визиты в гости. 4. Случилось так, что именно как раз в эти дни открылась выставка. 5. К пристани подъехала карета, из нее вылезла прекрасная девушка. 6. В Краснодоне молодые патриоты организовали подпольную организацию “Молодая гвардия”. 7. Девушка, задрав голову, с тоской смотрела на любимого.

Задание 4

1. Мы долго не виделись с Павлом, но, побывав в Москве, я решился ему позвонить. 

2. Затем он назначается директором, работая в этой должности полтора года.

3. Не пройдя и километра, он обнаружил, что тропинка заросла травой.

4. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.

5. Перенеся серьезную операцию, солдат был спасен.

6. Имея хороший аттестат, хорошую физическую подготовку, проблем с поступлением в вуз не было.

7. Приходилось работать в трудных условиях, не имея в течение долгих недель ни одного дня свободного отдыха.

8. Читая газетную заметку, у нее появилось желание написать автору рубрики.

9. Прочитав рукопись, редактору показалось, что она нуждается в серьезной доработке.

 

Задание 5

1. Познакомившись со стихотворением, в моем сердце осталась печаль, но в то же время и надежда.

2. В настоящее время, читая стихи современных поэтов, в каждом из них есть свой лирический герой.

3. Самое главное, ребята поняли: занимаясь обустройством общественной жизни в своих школах, нам нужны активные и жизнерадостные лидеры.

4. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.

6. Возвращаясь из мира стихов, ему нужно было время, чтобы заново привыкнуть к реальному миру.

 Задание 6

1. Человек, который болен, не получит от жизни удовольствие, лишь страдание.

2. Ни один человек не имеет право осуждать тебя и твои поступки.

3. Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.

4. У меня была соседка – девочка, родители которой просто не обращали на нее внимание.

5. Автор не понимает поступок ученого.

6. Великие люди выполняют свой долг, но не получают то, что заслужили.

7. Дети, выросшие среди животных, не принимают общество, а общество не принимает их.

Задание 7

  1.  И герой рассказа никогда не забудет тот момент, в котором он почувствовал себя счастливым человеком.
  2.  Почему нельзя нормально вырастить своего ребенка в тепле и уюте? Да все потому, что родители сами не нашли уголок в этой жизни, не пристрастили себя любить и уважать мир.
  3.  Не зная прошлое своей страны, его героев, нельзя сказать, что ты ее добропорядочный гражданин.

Задание 8

 1. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, расспросить друг друга!

2. Автора возмущает поведение и отношение людей к этим великим людям.

3. С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.

4. Любочка побледнела и покраснела, вынула и опять спрятала записочку из фартука и, опустив голову, как-то укоротив шею, как будто ожидая удара сверху, прошла в двери.

5. Раньше родители следили, ухаживали за нами, а теперь мы должны и обязаны любить, уважать и ухаживать за своими родителями.

 Задание 9

  1. Пусть у меня небольшой жизненный опыт, но я знаю многочисленные истории и рассказы как из классической литературы, так и примеры из собственной жизни.
  2.  С душевным трепетом всматривался я в окружающий мир, стараясь все разглядеть, понять и осмыслить.
  3.  Человек и природа. Не об этом ли задумываемся мы, останавливаясь перед картиной Левитана «Над вечным покоем»?
  4.  Зимой можно вырыть в сене глубокую нору, залезть и всю ночь спать в стогу, будто в запертой комнате.
  5.  Дружба с Антоном Павловичем Чеховым освещала и заполняла жизнь Левитана.

  1. «Граница». Выделите в тексте предложения и абзацы.

Текст 1

Лесной оркестр

Звонкими, чистыми голосами поют зяблики, соловьи, певчие дрозды скрипят жуки и кузнечики барабанят дятлы  свистят флейтой иволги лают лисицы и белые куропатки воет волк ухает филин жужжат шмели и пчелы  все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет.

Текст 2

Летучая мышь

О ней рассказывают много небылиц ведь летучая мышь очень необычна  не то зверь, не то птица этот зверек очень полезен летучая мышь поедает вредных насекомых днем она спит в дупле широкие крылья, как плащ, закрывают мышь настает ночь летучая мышь летит на охоту ночью птицы спят, а мыши их заменяют.

Текст 3

Клесты

Весной и летом у пернатых много забот они вьют гнезда и выкармливают птенцов только клесты без забот прыгают по деревьям

Но вот начались морозы а в гнезде у клестов голенькие птенчики мать не слетает с гнезда, греет птенцов почему клесты выводят птенцов осенью и зимой пища клестов — это еловые шишки они созревают только к концу года.

Текст 4

Русская смекалка

Давно это было чистили дорогу в горах в узком месте лежал огромный камень как его убрать не знали тогда подъемных кранов не было могучих машин только сотня лошадей могла увезти камень но простой крестьянин взялся один убрать камень подкопал он лопатой яму под самый камень камень и рухнул в яму подровнял мужик землю— и дорога готова вот так просто русский человек трудное дело сделал.

  1. «Кто больше?».  

- Предлагаются слова, к которым надо подобрать как можно больше синонимов.

- Предлагаются слова, к которым надо подобрать антонимы.

Прекрасный

Теплый

Грустный

Надежный

Твердый

Волевой

Веселый

Общительный

Смелый

Бежать

Есть

Смотреть

Наблюдать

Играть

Праздновать

Спать

Говорить и т.д.

  1. «Разукрашка». Предлагается текст, в котором надо вместо точек вставить слова, чтобы его содержание стало более полным, ярким, выразительным.

Лето.

На реке раскрылись …  лилии и … кувшинки. Буйно цветет над водой …  кашка.

Дикая утка вывела из осоки …  утят. Летают над водой …  стрекозы. В воде плавают … караси. В …  осоке затих, притаился …  щурёнок. Ходко снуют по пруду на … лапках водяные паучки.

Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под … березами.

 

Добрая девочка

Стояла …  зима. Все было покрыто … снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали … воробышки вокруг дома и …  чирикали. 
Пожалела воробышков …  девочка Маша. Она стала собирать … крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так …  девочка прокормила …  птичек до самой весны.

Здравствуй, зима!

Итак, она пришла, …  зима! Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! Улицы, вчера еще по-осеннему …, сплошь покрыты …  снегом, и солнце переливается в нем …  блеском. Причудливый узор мороза лег на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, … иней покрыл ветви тополей. Изредка …  ветерок пощипывает лицо и уши, зато как … все вокруг! 

В зоопарке

Ученики нашего класса ходили в … зоопарк. Они видели много … зверей. На солнце грелись … львица с …  львенком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с … волчатами спали. Медленно ползала черепаха с …  панцирем. Девочкам очень понравилась … лисица.

  1. «Толковый словарь» .  Предлагается объяснить значение слов, описать ситуации, в которых его можно или следует употреблять.

  1. Разглашать, ва-банк, безмятежный, поблажка, экстренный, триумф.
  2. Спонтанный, толерантность, альтруизм, недюжинный, незаурядный.
  3. Кумачовый, лазоревый, чело, ланиты, десница, вкушать, ныне.
  4. Омрачить, зодчий, вразумить, обстоятельный, примечать.
  5. Маневрировать, пленэр, солидарный, удручающий, гламурный.
  6. Спасовать, реванш, радушие, равнодушие, порочить, несравненный и т.д.

  1. «Перевертыши» Замените слова в фразах.  

Сказки»

  • Кикимора под арбузом (Принцесса на горошине);
  • Пес в рукавицах (Кот в сапогах);
  • Одетый нищий (Голый король);
  • Медный цыпленок (Золотой Гусь);
  • Землянка – времянка (Терем – теремок);
  • Глупый Василий (Василиса Премудрая);
  • Ржавый замочек (Золотой ключик);
  • Цветочная служанка (Снежная королева);
  • Серенький кустарник (Аленький цветочек);
  • Усопший толстяк (Кощей Бессмертный).
  • Жаба – домоседка – Лягушка – путешественница,
    Кастрюля супа – Горшок каши,
    Прекрасный цыпленок – Гадкий утенок,
    Чернушка и ромашка – Беляночка и розочка,
    Трусливая швея – Храбрый портняжка,
    Чернобровка – Златовласка,

«Пословицы»

  • Сову забывают в глаза (Осла узнают по ушам);
  • С ленью достанешь птицу с дерева (Без труда не вынешь и рыбку из пруда);
  • Начал развлечение – работай робко (Кончил дело – гуляй смело);
  • Отдых – ягненок, на поля побежит (Работа – не волк, в лес не убежит);
  • У честного человека ботинки промокают (На воре шапка горит);
  • Мужик на телегу – коню тяжелее (Баба с возу – кобыле легче);
  • Брезгливость пропадает когда голодают (Аппетит приходит во время еды);
  • Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья);
  • Под единственным дураком мало трудностей (На всякого мудреца довольно простоты);
  • Когда ближе к полю – меньше деревьев (Чем дальше в лес, тем больше дров);
  • У собаки сплошной пост (Не все коту масленица).
  •  Счастье перемещается кучами. — Беда не ходит одна.
  •  Уйти от новой стиральной машины. — Остаться у разбитого корыта.
  •  Лысина — мужское безобразие. — Коса — девичья краса.
  •  От смелости затылок мал. — У страха глаза велики.
  •  Чужие ботинки дальше от ног. — Своя рубашка ближе к телу.
  •  На милиционере валенки мокнут. — На воре шапка горит.
  •  Ниже пяток не опустишься. — Выше головы не прыгнешь.
  •  Скрыл, что водоросль, — выходи из аквариума. — Назвался груздем — полезай в кузов.
  •  Курица кабану подружка. — Гусь свинье не товарищ.
  •  Борщ соусом поправишь. — Кашу маслом не испортишь.
  • Строчки из стихотворений

  • Во поле березку срубили. — В лесу родилась елочка.
  • Подумал о неделях снизу. — Не думай о секундах свысока.
  •  Старикам нигде нет тупика. — Молодым везде у нас дорога.
  •  Ты ушла от меня, не попрощавшись. — Я пришел к тебе с приветом.
  •  Под молодой болотной кочкой скромно ползает червяк. — Над седой равниной моря гордо реет буревестник.
  •  Ты забыла ужасную вечность. — Я помню чудное мгновенье.
  • . Ваша Маша тихо смеется. — Наша Таня громко плачет.
  • Ты ненавидишь мою коровку. — Я люблю свою лошадку.

  1. «Пословица за пословицей». Игра, в которой игроки обмениваются пословицами.

Копилка пословиц

  • За общим столом еда вкуснее.
  • В здоровом теле - здоровый дух.
  • Друзья прямые - братья родные.
  • У ребёнка заболит пальчик, у матери сердце.
  • Азбука - к мудрости ступенька.
  • Талант трудом добывают.
  • Отца с матерью почитать - горя не знать.
  • Мал да удал.
  • Делай другим добро - будешь сам без беды.
  • На ошибках учатся.
  • Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Лад и согласие - первой счастье.
  • Семья опора счастья.
  • Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.
  • Ученью время - игре час.
  • Лучше не обещать, чем слово не сдержать.
  • Речь без пословицы, что суп без соли.
  • Ласковый телёнок двух маток сосёт, а бодливому и одна не даётся.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Не делай того, чего надо стыдиться.
  • Умную речь приятно и слушать.
  • У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.
  • Смелость города берёт.
  • Любовь да совет, так и горя нет.
  • Счастье без ума - дырявая сума.
  • Вежливость нужна каждому.
  • Посеешь привычку - вырастишь характер.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Родителей не только уважай, а и помогай им.
  • Для дружбы нет расстояния.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • На счастливую младость не скупится радость.
  • Любить хорошо взаимно.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Первый шаг труден.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Не прячь свои неудачи от родителей.
  • При солнышке тепло, при матери добро.
  • Повторенье - мать ученья.
  • Век живи - век учись.
  • Добрым быть - долго жить.
  • Что можешь делать сегодня, не откладывай на завтра.
  • Хорошая книга - лучший друг.
  • Добро того учить, кто слушает.
  • С кем поведёшься, от того и наберёшься.
  • Где гнев, там и вред.
  • Лучше поздно, чем никогда.
  • Ум золота дороже.
  • Сердце матери греет лучше солнца.
  • Слово не воробей: вылетит не поймаешь.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Правдивый человек не покривит душой.
  • Нет друга - ищи, а нашел - береги.
  • У милого дитяти много имён.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Нет такого дружка, как родимая матушка.
  • Чистота - залог здоровья.
  • Друг в беде узнаётся.
  • В доме, где свежий воздух и солнечный свет, врач не надобен.
  • На свете всё найдешь, кроме родной матери.
  • Скромность красит человека.
  • Яйца курицу не учат.
  • Отец - наставник, брат - опора, а друг и то и другое.
  • Счастье и труд рядом живут.
  • Ласковым словом и камень растопишь.
  • Все бобры добры до своих бобрят.
  • После драки кулаками не машут.
  • Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
  • Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
  • Любому молодцу скромность к лицу.
  • Легко найти счастье, а потерять и того легче.
  • Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
  • Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.
  • Любишь розу, так люби и шипы.

  1. «Эскиз» Предлагается за определенное время составить описание из определенного количества предложений:

- помещения,

- дома,

- события,

- факта,

- человека,

- леса весной, летом и т.д.

  1. Всевозможные игры со словами.
  1. Цепочка слов

Замените одну букву другой - получается новое слово с другим значением.

2. «Подбираем пару»

Например:

— уменьшительно-ласкательное слово: стол – столик;

— множественное число: ребенок – дети, кот – коты, пальто — пальто;

— мама-дитя: слон – слоненок, аист – аистенок.

3.Игра с мячом «Я знаю пять…»

Водящий бросает мяч и дает задание назвать 5 существительных, называть можно все что угодно: имена, города, игрушки, продукты, книжки, песни, страны, животных, птиц, рыб, насекомых, цвета и так далее.

  1. «Существительное – прилагательное – глагол». Игроки поочередно называют слова этих частей речи.

Например, цветок – благоухающий – растет; урок – сложный – закончился и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка "Журналистика".

здесь вы найдете не только авторскую разработку программы, но ктп кружковой работы. данная программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, на реализацию умений и навыков в обла...

Работа кружка"Журналистика".

    В основе содержания и структуры программы кружка начинающих журналистов  «Журналистика» лежит концепция допрофессионального образования, освоения интересующимися журналистико...

программа кружка "Журналистика"

программа кружка "Журналистика" на 2 года обучения...

программа кружка журналистики "Юный журналист"

В условиях гуманизации общества на первый план закономерно выходит человек со всеми его стремлениями, желанием самореализоваться, ощутить себя полноценным гражданином своей страны. Особенно важно это ...

Презентация кружка "Журналистика"

Представление кружка...

Рабочая программа кружка " Журналистика"

Данная программа реализует один из двух аспектов изучения предмета русского языка, на базе которого создан этот курс, а именно - технологический подход, в котором информатика рассматривается как средс...