Образовательная программа дополнительного образования детей «Азбука вокалиста»
рабочая программа на тему
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально – хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры, развитие музыкально – эстетического вкуса, воспитание нравственных чувств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_vokalista_obr.programma_dop._obr._detey.docx | 56.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Татановская средняя общеобразовательная школа
Утверждена
Научно – методическим советом
МАОУ «Татановская СОШ»
«……»……………………..2015г.
Директор школы __________
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Азбука вокалиста»
(для младшего и среднего школьного возраста, рассчитана на 3 года обучения.)
Составитель:
Учитель музыки
Корнилова Лариса Викторовна
С. Татаново
2015 г.
I Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Корнилова Лариса Викторовна, учитель музыки,
II квалификационная категория.
Информация о программе:
программа «Азбука вокалиста» реализуется с 2009г.
Тип программы: модифицированная, составленная на основе авторской программы педагога дополнительного образования Курносовой Ларисы Владимировны
Направление деятельности: художественно – эстетическое.
Уровень освоения: 3 года.
Возрастной диапазон: младший и средний школьный возраст.
II. Пояснительная записка
Музыка играет важную роль в жизни человека. Самая разная музыка звучит в нашей жизни по радио и телевидению, дома и на улице, в концертном зале и на дискотеке. Уровень исполнения этой музыки очень разный – от великолепного искусства лучших певцов и музыкантов, до низкого уровня профессиональной подготовки и слабых вокальных данных современных эстрадных исполнителей.
Песня отображает жизнь народа, его мысли, стремления и является формой общения людей. Образцом для подражания становятся исполнители, чьи песни часто звучат в эфире. За современными ритмами, которые увлекают детей, они часто не замечают пустоты текстов, примитивности мелодии и гармонии звучащих в эфире песен. Необходимо значительно улучшать художественное образование и эстетическое воспитание учащихся, уделять больше внимания народной культуре, лучшим представителям исполнительского жанра, формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного .
Искусство – необходимая часть жизни человека, его душа. Хоровое, вокальное пение – одна из самых массовых форм музыкального искусства. Хоровой класс – важнейшая дисциплина музыкально эстетического образования учащихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребёнка. Она воздействует на умственные способности учащихся, сознание, память, воображение; волю; эстетическое чувство и физическую сторону человека.
Наблюдение педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – эффективное средство эстетического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Новизна и актуальность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам вокального мастерства, и может повлиять на дальнейший выбор профессии. Отличительные особенности данной программы в том, что более чётко сформулированы цели и задачи, введены разнообразные практические занятия.
Цель программы «Азбука вокалиста»
Данная образовательная программа своей целью ставит развитие музыкальных способностей учащихся, овладение вокально – хоровыми навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры, развитие музыкально – эстетического вкуса, воспитание нравственных чувств.
Достижению данной цели способствует решение следующих задач:
1 Образовательные:
№ | I год | II год | III год |
1 | Изучать общие музыкальные термины | Продолжать изучение общих музыкальных терминов | Углублять знания общих музыкальных терминов |
2 | Начать изучать основные дирижёрские жесты | Продолжать изучать значение дирижёрских жестов | Научить сольфеджировать с движением руки |
3 | Учить детей точно повторять заданный звук | Продолжать обучать детей повторять заданный звук | Расширять умения и навыки детей повторять заданный звук |
4 | Обучение режиму певца | Обучение основам певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата | Углубленное обучение режиму певца |
5 | Начать изучать названия и длительности нот | Продолжать изучать названия и длительности нот | Знать названия и длительности нот |
6 | Обучать детей петь на одном дыхании короткие фразы | Обучать детей петь на одном дыхании длинные музыкальные фразы | Продолжать обучать навыкам правильного дыхания |
7 | Начать обучать детей правильному положению корпуса во время пения | Продолжать обучать детей правильному положению корпуса во время пения | Расширять знания детей о правильном положении корпуса во время пения |
8 | Начать учить детей работать с микрофоном | Продолжить учить детей работать с микрофоном | Выработать навыки работы с микрофоном |
9 | Учить детей петь по «столбице» (донотный период) | Научить сольфеджировать по «столбице» с названием звуков по жесту педагога | Углублять навыки сольфеджирования по «столбице» с названием звуков по жесту педагога |
10 | Начать изучать музыкальные жанры | Продолжать изучать музыкальные жанры | Углублять знания о музыкальных жанрах |
11 | Начать учить понятия формы произведения | Продолжать изучать понятия формы произведения | Углублять знания о понятии формы произведения |
12 | Познакомить детей с основными динамическими оттенками | Продолжать изучать основные динамические оттенки | Углублять знания основных динамических оттенков |
13 | Начать обучение сценическому мастерству и артистизму | Продолжать обучение сценическому мастерству и артистизму | Углублять знания сценического мастерства и артистизма |
14 | Начать учить правильно формировать согласные и гласные звуки в примарном диапазоне | Продолжать учить правильно формировать согласные и гласные звуки в примарном диапазоне | Продолжать учить правильно формировать согласные и гласные звуки в примарном диапазоне |
15 | Начать учить петь мягкой атакой | Продолжать учить петь мягкой атакой | Продолжать учить петь мягкой атакой |
16 | Начать учить средства музыкальной выразительности | Продолжать учить средства музыкальной выразительности | Углублять знания средств музыкальной выразительности |
17 | Начать обучать детей правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений | Продолжать обучать детей правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений | Углубленно обучать детей правильно артикулировать на примере скороговорок и речевых упражнений |
18 | Начать учить детей выразительно и осмысленно исполнять произведения | Продолжить учить детей выразительно и осмысленно исполнять произведения | Углубленно учить детей выразительно и осмысленно исполнять произведения |
19 | Способствовать дальнейшей заинтересованности детей в занятиях вокалом | Способствовать дальнейшей заинтересованности детей в занятиях вокалом | Способствовать дальнейшей заинтересованности детей в занятиях вокалом |
2 Развивающие:
I год | II год | III год |
Развитие музыкальной памяти внимания, воображения, мышления | Продолжать развивать музыкальную память, внимание, воображение, мышление | Продолжать развивать музыкальную память, внимание, воображение, мышление |
Развитие голосового аппарата | Продолжать развивать голосовой аппарат | Продолжать развивать голосовой аппарат |
Развитие артистических качеств | Продолжать развивать артистические качества | Продолжать развивать артистические качества |
Развитие музыкального, поэтического кругозора | Продолжать развивать музыкальный, поэтический кругозор | Продолжать развивать музыкальный, поэтический кругозор |
Развитие творческих способностей | Продолжать развитие творческих способностей | Продолжать развитие творческих способностей |
3 Воспитательные:
I год | II год | III год |
Начать формировать нравственные качества личности, культуры поведения и художественно – эстетического восприятия жизни | Продолжать формировать нравственные качества личности, культуры поведения и художественно – эстетического восприятия жизни | Продолжать формировать нравственные качества личности, культуры поведения и художественно – эстетического восприятия жизни |
Начать формировать коммуникативность | Продолжать формировать коммуникативность | Продолжать формировать коммуникативность |
Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры | Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры | Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры |
Начать воспитывать коллектив единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества | Продолжать воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества | Продолжать воспитание коллектива единомышленников, использующих свои индивидуальные творческие возможности для достижения целостного гармоничного звучания в процессе исполнительского сотрудничества |
Начать учить понимать свои эмоции и чувства и распознавать разницу между чувствами и поступками, способствовать обогащению эмоциональной сферы и открытому проявлению эмоции | Продолжать учить понимать свои эмоции и чувства и распознавать разницу между чувствами и поступками, способствовать обогащению эмоциональной сферы и открытому проявлению эмоции | Продолжать учить понимать свои эмоции и чувства и распознавать разницу между чувствами и поступками, способствовать обогащению эмоциональной сферы и открытому проявлению эмоции |
Методы и приёмы
Программа составлена с учётом психологических и физиологических особенностей детей младшего и среднего возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приёмов:
Методы | Приёмы |
Объяснительно – иллюстративные: |
|
Репродуктивные: |
|
Эвристические: |
|
Используемые в работе методы вокального обучения опираются на процесс мышления и объединяют познавательные процессы с практическими умениями.
В работе по освоению содержания программы применяются основные принципы развивающего обучения:
- обучение на высоком уровне трудности, но в пределах возможностей учащихся;
- осознание учащимися процесса обучения;
- принцип перспективности;
- принцип систематичности в развитии певческого голоса проявляется в постепенном усложнение певческого репертуара и вокальных упражнений;
- принципу сохранения индивидуальных особенностей звучания детского голоса отводится главная роль, что обусловлено многообразием природных индивидуальных различий;
- основополагающим в вокальной работе является принцип целенаправленного управления регистровым звучанием голоса.
В программе используются следующие педагогические методы:
- программированное обучение с минимальным шагом прохождения учебного материала;
- опора на интерес;
- сочетание репродуктивного и творческого начала;
- коллективно – индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющая активизировать работу даже самых слабых учащихся;
использование соревновательной формы обучения.
Структура программы предполагает постепенное расширение знаний, умений и навыков и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всех лет обучения.
Данная образовательная программа рассчитана на учащихся с 8 – 15 лет и предполагает двухэтапное освоение учебного материала:
I этап – младшая вокальная группа 2 -4 год обучения;
II этап – средняя вокальная группа 5-9 классы обучения;
За период обучения учащиеся получат определённый объём знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.
В качестве итогового контроля ежегодно проводятся творческие отчёты.
Предполагаемые результаты
I год обучения
К окончанию учебного года учащиеся должны
Знать: | Уметь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II год обучения
К окончанию учебного года учащиеся должны
Знать: | Уметь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III год обучения
К окончанию учебного года учащиеся должны
Знать: | Уметь: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Структура данной программы – блочная. Программа состоит из 11 блоков. Форма организации и алгоритм занятий одинаков: меньшая часть – теоретическая деятельность и основная часть – практическая, направленная на овладение вокально – хоровыми навыками, развитие музыкально – эстетического вкуса и заинтересованности детей в занятиях вокалом.
Структура занятий одинакова во всех классах и состоит:
-теоретическая часть;
- распевка;
- упражнения на овладение техникой вокала;
- разучивание песен.
Общее количество часов, предназначенных для занятий в 1 и 2 год обучения – 72 часа, 3 год обучения - 144 часа.
Режим занятий – 2 часа в неделю – 1 и 2 год обучения;
4 часа в неделю – 3 год обучения.
Возраст детей от 8 – 15 лет.
Форма подведения итогов – коллективные.
Участие в разнообразных конкурсах, фестивалях, концертах, праздниках. А так же в других мероприятиях.
Итоговая аттестация: отчётный концерт.
Учебно – тематическое планирование занятий младшей возрастной группы.
I год обучения
№ | Название блока | Теория(ч) | Практика(ч) | Всего(ч) |
1 Вокально – хоровая работа | ||||
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2 | Певческая установка | 2 | 5 | 7 |
3 | Дыхание | 2 | 6 | 8 |
4 | Звукообразование | 3 | 7 | 10 |
5 | Дикция и артикуляция | 2 | 5 | 7 |
6 | Хоровой ансамбль и строй | 2 | 4 | 6 |
7 | Музыкально - исполнительская работа | 2 | 6 | 8 |
8 | Работа над песней | 15 | 15 | |
9 | Отчётный концерт | 2 | 2 | |
2 Элементы хорового сольфеджио | ||||
10 | Релятивная сольмизация | 1 | 2 | 3 |
11 | Метроритм | 1 | 3 | 4 |
Итого: | 72 |
№ | Название блока. Тема занятия. | Теория(ч) | Практика(ч) |
1. | Вводное занятие. Начальная диагностика. 1.1 – 1.2 Выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом. | 1 | 1 |
2. | Певческая установка. 2.1 – 2.2 Теория певческой установки. 2.3 – 2.7 Техника певческой установки. | 2 | 5 |
3. | Дыхание. 3.1 Нижнерёберно - диафрагматическое дыхание. 3.2 Атака(твёрдая, мягкая, придыхательная). 3.3 Беззвуковые упражнения на дыхание. 3.4 Певческие упражнения для вырабатывания ощущения легкости «зевка». 3.5 Упражнения на выработку экономного расходования дыхания и активного выдоха. 3.6 Упражнения для вырабатывания навыков активного, короткого вдоха и задержания его. 3.7 Упражнения для вырабатывания навыка спокойного вдоха, момента задержания дыхания и экономного, активного выдоха. 3.8 Упражнения для вырабатывания навыка спокойного, глубокого вдоха и экономного выдоха. | 2 | 6 |
4. | Звукообразование. 4.1 – 4.2 Характеристика основных свойств гласных в певческом процессе. 4.3 Формирование напевного, лёгкого звука. 4.4 – 4.5 Пение легато. 4.6 – 4.7 Пение нон легато. 4.8 – 4.10 Пение стаккато. | 3 | 7 |
5. | Дикция и артикуляция. 5.1 Дикция. 5.2 Артикуляция. 5.3 Упражнения для формирования гласных и чётких, ясных согласных. 5.4 – 5.5 Упражнения для развития мышц губ, языка и лицевой мускулатуры. 5.6 Активизация работы артикуляционного аппарата. 5.7 Упражнения – скороговорки. | 2 | 5 |
6. | Хоровой ансамбль и строй. 6.1 Раскрытие понятия «Строй хора». 6.2 Виды хорового ансамбля. 6.3 – 6.4 Упражнения для развития слуховых данных у певцов. 6.5 – 6.6 Интонирование интервалов. | 2 | 4 |
7. | Музыкально исполнительская работа. 7.1 Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. 7.2 Выявление и развитие творческих потенциалов учащихся. 7.3 Воспитание исполнительских качеств. 7.4 – 7.8 Концертная деятельность. | 2 | 6 |
8. | Работа над песней. 8.1 День знаний. 8.2 Праздник осени. 8.3 День учителя. 8.4 День пожилых людей. 8.5 День народного единства. 8.6 День воинской славы России. 8.7 День матери. 8.8 Новый год. 8.9 Масленица. 8.10 Дня защитника Отечества. 8.11 Международный женский день. 8.12Праздник весны и труда. 8.13 День Победы. 8.14Последний звонок. 8.15Международный день защиты детей. | 15 | |
9. | Отчётный концерт. | 2 | |
10. | Релятивная сольмизация. 10.1 Изучение названия и длительностей нот. 10.2 Сольфеджирование с тактированием. 10.3 Освоение навыка ритмизированного чтения нот без интонирования. | 1 | 2 |
11. | Метроритм. 11.1 Виды размеров. 11.2 – 11.4 Упражнения на формирование и развитие чувства ритма. | 1 | 3 |
II год обучения
№ | Название блока | Теория(ч) | Практика(ч) | Всего(ч) |
1 Вокально – хоровая работа | ||||
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2 | Певческая установка | 2 | 3 | 5 |
3 | Дыхание | 2 | 5 | 7 |
4 | Звукообразование | 3 | 7 | 10 |
5 | Дикция и артикуляция | 2 | 4 | 6 |
6 | Хоровой ансамбль и строй | 2 | 5 | 7 |
7 | Музыкально - исполнительская работа | 3 | 9 | 12 |
8 | Работа над песней | 16 | 16 | |
9 | Отчётный концерт | 2 | 2 | |
2 Элементы хорового сольфеджио | ||||
10 | Релятивная сольмизация | 1 | 1 | 2 |
11 | Метроритм | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 72 |
№ | Название блока. Тема занятия. | Теория(ч) | Практика(ч) |
1. | Вводное занятие. Начальная диагностика. 1.1 Выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом. | 1 | 1 |
2. | Певческая установка. 2.1 – 2.2 Теория певческой установки. 2.3 – 2.5 Техника певческой установки. | 2 | 3 |
3. | Дыхание. 3.1 Нижнерёберно - диафрагматическое дыхание. 3.2 Атака(твёрдая, мягкая, придыхательная). 3.3 Беззвуковые упражнения на дыхание. 3.4 Певческие упражнения для вырабатывания ощущения легкости «зевка». 3.5 Упражнения на выработку экономного расходования дыхания и активного выдоха. 3.6 Упражнения для вырабатывания навыков активного, короткого вдоха и задержания его. 3.7 Упражнения для вырабатывания навыка спокойного вдоха, момента задержания дыхания и экономного, активного выдоха. | 2 | 5 |
4. | Звукообразование. 4.1 – 4.2 Характеристика основных свойств гласных в певческом процессе. 4.3 Формирование напевного, лёгкого звука. 4.4 – 4.5 Пение легато. 4.6 – 4.7 Пение нон легато. 4.8 – 4.10 Пение стаккато. | 3 | 7 |
5. | Дикция и артикуляция. 5.1 Дикция. 5.2 Артикуляция. 5.3 Упражнения для формирования гласных и чётких, ясных согласных. 5.4 Упражнения для развития мышц губ, языка и лицевой мускулатуры. 5.5 Активизация работы артикуляционного аппарата. 5.6 Упражнения – скороговорки. | 2 | 4 |
6. | Хоровой ансамбль и строй. 6.1 Раскрытие понятия «Строй хора». 6.2 Виды хорового ансамбля. 6.3 – 6.4 Упражнения для развития слуховых данных у певцов. 6.5 – 6.7 Интонирование интервалов. | 2 | 5 |
7. | Музыкально исполнительская работа. 7.1 Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. 7.2 Выявление и развитие творческих потенциалов учащихся. 7.3 Воспитание исполнительских качеств. 7.4 – 7.12 Концертная деятельность. | 3 | 9 |
8. | Работа над песней. Работа над песней. 8.1 День знаний. 8.2 Праздник осени. 8.3 День учителя. 8.4 День пожилых людей. 8.5 День народного единства. 8.6 День воинской славы России. 8.7 День матери. 8.8 Новый год. 8.9 Масленица. 8.10 Дня защитника Отечества. 8.11 Международный женский день. 8.12Праздник весны и труда. 8.13 День Победы. 8.14Последний звонок. 8.15Международный день защиты детей. 8.16 Выпускной вечер. | 16 | |
9. | Отчётный концерт. | 2 | |
10. | Релятивная сольмизация. 10.1 Сольфеджирование с тактированием. 10.2 Освоение навыка ритмизированного чтения нот без интонирования. | 1 | 1 |
11. | Метроритм. 11.1 Виды размеров. 11.2 – 11.3 Упражнения на формирование и развитие чувства ритма. | 1 | 2 |
III год обучения
№ | Название блока | Теория(ч) | Практика(ч) | Всего(ч) |
1 Вокально – хоровая работа | ||||
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2 | Певческая установка | 2 | 6 | 8 |
3 | Дыхание | 4 | 11 | 15 |
4 | Звукообразование | 5 | 15 | 20 |
5 | Дикция и артикуляция | 3 | 10 | 13 |
6 | Хоровой ансамбль и строй | 3 | 10 | 13 |
7 | Музыкально - исполнительская работа | 6 | 18 | 24 |
8 | Работа над песней | 36 | 36 | |
9 | Отчётный концерт | 2 | 2 | |
2 Элементы хорового сольфеджио | ||||
10 | Релятивная сольмизация | 2 | 3 | 5 |
11 | Метроритм | 2 | 4 | 6 |
Итого: | 144 |
№ | Название блока. Тема занятия. | Теория(ч) | Практика(ч) |
1. | Вводное занятие. Начальная диагностика. 1.1-1.2 Выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом. | 1 | 1 |
2. | Певческая установка. 2.1 – 2.2 Теория певческой установки. 2.3 – 2.8 Техника певческой установки. | 2 | 6 |
3. | Дыхание. 3.1 - 3.4 Нижнерёберно - диафрагматическое дыхание. 3.5 – 3.6 Атака(твёрдая, мягкая, придыхательная). 3.7 Беззвуковые упражнения на дыхание. 3.8 -3.9 Певческие упражнения для закрепления ощущения легкости «зевка». 3.9 – 3.10 Упражнения на закрепление экономного расходования дыхания и активного выдоха. 3.11 – 3.12 Упражнения для закрепления навыков активного, короткого вдоха и задержания его. 3.13 – 3.15 Упражнения для закрепления навыка спокойного вдоха, момента задержания дыхания и экономного, активного выдоха. | 4 | 11 |
4. | Звукообразование. 4.1 – 4.5 Характеристика основных свойств гласных в певческом процессе. 4.6 Формирование напевного, лёгкого звука. 4.7 – 4.9 Пение легато. 4.10 – 4.15 Пение нон легато. 4.16 – 4.20 Пение стаккато. | 5 | 15 |
5. | Дикция и артикуляция. 5.1 – 5.2 Дикция. 5.3 – 5.4 Артикуляция. 5.5 – 5.6 Упражнения для формирования гласных и чётких, ясных согласных. 5.7 – 5.8 Упражнения для развития мышц губ, языка и лицевой мускулатуры. 5.9 - 5.11 Активизация работы артикуляционного аппарата. 5.12 – 5.13 Упражнения – скороговорки. | 3 | 10 |
6. | Хоровой ансамбль и строй. 6.1 Раскрытие понятия «Строй хора». 6.2 – 6.3 Виды хорового ансамбля. 6.4 – 6.8 Упражнения для развития слуховых данных у певцов. 6.9 – 6.13 Интонирование интервалов. | 3 | 10 |
7. | Музыкально исполнительская работа. 7.1 – 7.3 Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. 7.4 – 7.5 Формирование творческих потенциалов учащихся. 7.6 Воспитание исполнительских качеств. 7.7 – 7.24 Концертная деятельность. | 6 | 18 |
8. | Работа над песней. 8.1 – 8.2 День знаний. 8.3 - 8.4 Праздник осени. 8.5 – 8.6 День учителя. 8.7 – 8.8 День пожилых людей. 8.9 – 8.10 День народного единства. 8.11 – 8.12 День воинской славы России. 8.13 – 8.14 День матери. 8.15 – 8.16 Новый год. 8.17 – 8.18 Масленица. 8.19 – 8.20 День защитника Отечества. 8.21 – 8.22 Международный женский день. 8.23 – 8.24 Праздник весны и труда. 8.25 – 8.27 День Победы. 8.28 – 8.30 Последний звонок. 8.31 – 8.33 Международный день защиты детей. 8.34 – 8.36 Выпускной вечер. | 36 | |
9. | Отчётный концерт. | 2 | |
10. | Релятивная сольмизация. 10.1 – 10.2 Сольфеджирование с тактированием. 10.3 – 10.5 Освоение навыка ритмизированного чтения нот без интонирования. | 2 | 3 |
11. | Метроритм. 11.1 – 11.2 Виды размеров. 11.3 – 11.6 Упражнения на формирование и развитие чувства ритма. | 2 | 4 |
Краткое содержание образовательной программы
Младшая вокальная группа
1-й год обучения
1 Вокально – хоровая работа
- Вводное занятие. Начальная диагностика.
Выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом.
Практическое занятие №1: выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом.
- Певческая установка.
Теория певческой установки.
Практическое занятие № 1 – 5: техника певческой установки.
- Дыхание
Нижнерёберно - диафрагматическое дыхание. Атака(твёрдая, мягкая, придыхательная).
Практическое занятие № 1: беззвуковые упражнения на дыхание.
Практическое занятие № 2: певческие упражнения для вырабатывания ощущения легкости «зевка».
Практическое занятие № 3: упражнения на выработку экономного расходования дыхания и активного выдоха.
Практическое занятие № 4: упражнения для вырабатывания навыков активного, короткого вдоха и задержания его.
Практическое занятие № 5: упражнения для вырабатывания навыка спокойного вдоха, момента задержания дыхания и экономного, активного выдоха.
Практическое занятие № 6: упражнения для вырабатывания навыка спокойного, глубокого вдоха и экономного выдоха.
- Звукообразование
Характеристика основных свойств гласных в певческом процессе. Формирование напевного, лёгкого звука.
Практическое занятие № 1 – 2: пение легато
Практическое занятие № 3 – 4: пение нон легато
Практическое занятие № 5 – 7: пение стаккато
- Дикция и артикуляция.
Дикция. Артикуляция.
Практическое занятие № 1: упражнения для формирования гласных и чётких, ясных согласных.
Практическое занятие № 2 – 3: упражнения для развития мышц губ, языка и лицевой мускулатуры.
Практическое занятие № 4: активизация работы артикуляционного аппарата.
Практическое занятие № 5: упражнения – скороговорки.
- Хоровой ансамбль и строй.
Раскрытие понятия «Строй хора». Виды хорового ансамбля.
Практическое занятие № 1 – 2: упражнения для развития слуховых данных у певцов.
Практическое занятие № 3 – 4: интонирование интервалов.
- Музыкально – исполнительская работа.
Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. Выявление и развитие творческих потенциалов учащихся.
Практическое занятие № 1: воспитание исполнительских качеств.
Практическое занятие № 2 – 6: концертная деятельность.
- Работа над песней.
Практическое занятие № 1: день знаний.
Практическое занятие № 2: праздник осени.
Практическое занятие № 3: день учителя.
Практическое занятие № 4: день пожилых людей.
Практическое занятие № 5: день народного единства.
Практическое занятие № 6: день воинской славы России.
Практическое занятие № 7: день матери.
Практическое занятие № 8: новый год.
Практическое занятие № 9: масленица.
Практическое занятие № 10: дня защитника Отечества.
Практическое занятие № 11: международный женский день.
Практическое занятие № 12: праздник весны и труда.
Практическое занятие № 13: день Победы.
Практическое занятие № 14: последний звонок.
Практическое занятие № 15: международный день защиты детей.
- Контрольная диагностика.
Практическое занятие № 1: отчётный концерт
Практическое занятие № 2: отчётный концерт
2 Элементы хорового сольфеджио
- Релятивная сольмизация.
Изучение названия и длительностей нот.
Практическое занятие № 1: сольфеджирование с тактированием.
Практическое занятие № 2: освоение навыка ритмизированного чтения нот без интонирования.
- Метроритм.
Виды размеров.
Практическое занятие № 1 – 3: Упражнения на формирование и развитие чувства ритма.
2-й год обучения
1 Вокально – хоровая работа
- Вводное занятие. Начальная диагностика.
Выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом.
Практическое занятие №1: выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом.
- Певческая установка.
Теория певческой установки.
Практическое занятие № 1 – 3: техника певческой установки.
- Дыхание
Нижнерёберно - диафрагматическое дыхание. Атака(твёрдая, мягкая, придыхательная).
Практическое занятие № 1: беззвуковые упражнения на дыхание.
Практическое занятие № 2: певческие упражнения для вырабатывания ощущения легкости «зевка».
Практическое занятие № 3: упражнения на выработку экономного расходования дыхания и активного выдоха.
Практическое занятие № 4: упражнения для вырабатывания навыков активного, короткого вдоха и задержания его.
Практическое занятие № 5: упражнения для вырабатывания навыка спокойного вдоха, момента задержания дыхания и экономного, активного выдоха.
- Звукообразование
Характеристика основных свойств гласных в певческом процессе. Формирование напевного, лёгкого звука.
Практическое занятие № 1 – 2: пение легато
Практическое занятие № 3 – 4: пение нон легато
Практическое занятие № 5 – 7: пение стаккато
- Дикция и артикуляция.
Дикция. Артикуляция.
Практическое занятие № 1: упражнения для формирования гласных и чётких, ясных согласных.
Практическое занятие № 2: упражнения для развития мышц губ, языка и лицевой мускулатуры.
Практическое занятие № 3: активизация работы артикуляционного аппарата.
Практическое занятие № 4: упражнения – скороговорки.
- Хоровой ансамбль и строй.
Раскрытие понятия «Строй хора». Виды хорового ансамбля.
Практическое занятие № 1 – 2: упражнения для развития слуховых данных у певцов.
Практическое занятие № 3 – 5: интонирование интервалов.
- Музыкально – исполнительская работа.
Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. Выявление и развитие творческих потенциалов учащихся. Воспитание исполнительских качеств.
Практическое занятие № 1 – 9: концертная деятельность.
- Работа над песней.
Практическое занятие № 1: день знаний.
Практическое занятие № 2: праздник осени.
Практическое занятие № 3: день учителя.
Практическое занятие № 4: день пожилых людей.
Практическое занятие № 5: день народного единства.
Практическое занятие № 6: день воинской славы России.
Практическое занятие № 7: день матери.
Практическое занятие № 8: новый год.
Практическое занятие № 9: масленица.
Практическое занятие № 10: дня защитника Отечества.
Практическое занятие № 11: международный женский день.
Практическое занятие № 12: праздник весны и труда.
Практическое занятие № 13: день Победы.
Практическое занятие № 14: последний звонок.
Практическое занятие № 15: международный день защиты детей.
Практическое занятие № 16: выпускной вечер.
- Контрольная диагностика.
Практическое занятие № 1: отчётный концерт
Практическое занятие № 2: отчётный концерт
2 Элементы хорового сольфеджио
- Релятивная сольмизация.
Сольфеджирование с тактированием.
Практическое занятие № 1: освоение навыка ритмизированного чтения нот без интонирования.
- Метроритм.
Виды размеров.
Практическое занятие № 1 – 2: Упражнения на формирование и развитие чувства ритма.
3-й год обучения
1 Вокально – хоровая работа
- Вводное занятие. Начальная диагностика.
Выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом.
Практическое занятие №1: выявление способностей, навыков и умения у детей к занятиям вокалом.
- Певческая установка.
Теория певческой установки.
Практическое занятие № 1 – 6: техника певческой установки.
- Дыхание
Нижнерёберно - диафрагматическое дыхание.
Практическое занятие № 1 – 2: атака(твёрдая, мягкая, придыхательная).
Практическое занятие № 3: беззвуковые упражнения на дыхание.
Практическое занятие № 4 – 5: певческие упражнения для вырабатывания ощущения легкости «зевка».
Практическое занятие № 6 – 7: упражнения на выработку экономного расходования дыхания и активного выдоха.
Практическое занятие № 8 – 9: упражнения для вырабатывания навыков активного, короткого вдоха и задержания его.
Практическое занятие № 10 – 11: упражнения для вырабатывания навыка спокойного вдоха, момента задержания дыхания и экономного, активного выдоха.
- Звукообразование
Характеристика основных свойств гласных в певческом процессе.
Практическое занятие № 1: формирование напевного, лёгкого звука.
Практическое занятие № 2 – 4: пение легато
Практическое занятие № 5 – 10: пение нон легато
Практическое занятие № 11 – 15: пение стаккато
- Дикция и артикуляция.
Дикция. Артикуляция.
Практическое занятие № 1 – 2: упражнения для формирования гласных и чётких, ясных согласных.
Практическое занятие № 3 – 4: упражнения для развития мышц губ, языка и лицевой мускулатуры.
Практическое занятие № 5 – 7: активизация работы артикуляционного аппарата.
Практическое занятие № 8 – 10: упражнения – скороговорки.
- Хоровой ансамбль и строй.
Раскрытие понятия «Строй хора». Виды хорового ансамбля.
Практическое занятие № 1 – 5: упражнения для развития слуховых данных у певцов.
Практическое занятие № 6 – 10: интонирование интервалов.
- Музыкально – исполнительская работа.
Формирование понимания значения средств музыкальной выразительности в достижении художественных результатов. Формирование творческих потенциалов учащихся. Воспитание исполнительских качеств.
Практическое занятие № 1 – 18: концертная деятельность.
- Работа над песней.
Практическое занятие № 1 – 2: день знаний.
Практическое занятие № 3 – 4:праздник осени.
Практическое занятие № 5 – 6:день учителя.
Практическое занятие № 7 – 8:день пожилых людей.
Практическое занятие № 9 – 10:день народного единства.
Практическое занятие № 11 – 12:день воинской славы России.
Практическое занятие № 13 – 14:день матери.
Практическое занятие № 15 – 16:новый год.
Практическое занятие № 17 – 18:масленица.
Практическое занятие № 19 – 20:дня защитника Отечества.
Практическое занятие № 21 – 22:международный женский день.
Практическое занятие № 23 – 24:праздник весны и труда.
Практическое занятие № 25 – 27:день Победы.
Практическое занятие № 28 – 30:последний звонок.
Практическое занятие № 31 – 33:международный день защиты детей.
Практическое занятие № 34 – 36:выпускной вечер.
- Контрольная диагностика.
Практическое занятие № 1: отчётный концерт
Практическое занятие № 2: отчётный концерт
2 Элементы хорового сольфеджио
- Релятивная сольмизация.
Сольфеджирование с тактированием.
Практическое занятие № 1 – 3: освоение навыка ритмизированного чтения нот без интонирования.
- Метроритм.
Виды размеров.
Практическое занятие № 1 – 4: Упражнения на формирование и развитие чувства ритма.
Условия реализации программы
- Важнейшим компонентом реализации данной программы является наличие и творческое участие педагога – концертмейстера.
- Материально – техническое оснащение.
Огромную роль в повышении показателей результативности программы играет современное материально – техническое оснащение:
- репетиционная комната;
- музыкальные инструменты;
- зал;
- банк методической литературы;
- библиотека;
- банк дидактических материалов;
- аудио – и видеотехника;
- наличие возможности записи фонограмм минус и плюс;
- микрофоны;
-магнитофоны;
- звукоусилительная аппаратура;
- акустическая система для проведения концертов.
3. Дидактико – механическая база:
- видеокассеты;
- слайды;
- фотографии;
- аудиокассеты.
4. Методическое обеспечение.
С целью успешной реализации данной программы:
- оформлен информационный материал;
- разработаны подробные план – конспекты всех занятий по программе;
- разработан и оформлен дидактический материал;
- разработаны положения по проведению различных конкурсов.
Литература
- Абдиллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения.
- Афанасьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном сопровождении и образовании. М., 1973.
- Вейс П. Ступеньки в музыку. Пособия по сольфеджио. М., Советский композитор, 1980.
- Виноградов Л.В. Раскрыть музыку и её целостность. «Искусство в школе» №2,3; 1994.
- Михеева Л.. Музыкальный словарь в рассказах. – Москва 1984
- Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально – певческого воспитания. М., 1987.
- Огороднов Д.Е. Музыкально – певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. – Киев, 1981.
- Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. М, 1980.
- Струве Г.А. – Школьный хор. – М., Просвещение, 1981.
- Шацкая В.Н. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. – М., 1975.
- Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа дополнительного образования детей "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ"
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеческому здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно от...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"
Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...
Программа дополнительного образования детей. Азбука волейбола с 12 - 17 лет
Настоящая программа создана на основе курса обучения игры в волейбол, и предназначена для секционной работы в общеобразовательной школе. Программа позволяет последовательно решать задачи физического в...