Методические рекомендации по составлению рабочей программы дополнительного образования
методическая разработка на тему

Рекомендации педагогам дошкольных отделений  по составлению рабочей программы дополнительного образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 572 «ВОЗМОЖНОСТИ»

109559, Москва, ул. Тихорецкий б-р, д. 8А e-mail: 572@edu.mos.ru тел./факс 8-495- 358 – 27 – 01

 

 

Методические рекомендации

по составлению рабочих программ дополнительного образования детей дошкольного возраста

        

Составитель: старший воспитатель ГБОУ «Школа №572 «Возможности»

Кузцецова И.Н.

 

Москва, 2015г.


 Общие положения

Методические рекомендации по составлению дополнительных образовательных программ предназначены для руководителей, методистов и педагогов дошкольного образования и носят рекомендательный характер. Данные рекомендации созданы с целью оказания практической помощи педагогам в написании рабочих программ и помогут найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе их создания.  

Рекомендации разработаны на основании:

  •  Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014),
  • ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г),
  •  приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она должна пройти проверку и утверждение в определённом порядке:

1. Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) — анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия «внутренней» экспертизы.

2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются в виду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку её содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.

3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждения — органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения по дополнительному образованию. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.

4. Утверждение общеобразовательной программы приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Только после утверждения программы приказом заведующего (директора) она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные образовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

  1. Нормативно-правовой аспект.

При разработке дополнительной образовательной программы (программ) для педагогических работников основными нормативными документами являются следующие:

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г),
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированого в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014)
  • Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
  • Устав дошкольного образовательного учреждения.

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г), «Методических рекомендаций по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области» министерства образования Московской области Академии социального управления, авторы А.В.Шмагина, В.Ф.Солдатов, И.А. Фомин.

В основу рекомендаций по составлению рабочих по дополнительному образованию детей дошкольного возраста положены нормы Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон):

статья 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»:

п.2. образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

п.3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

пп.3.6 разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;

пп.3.7 разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

п.6. образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

пп.6.1 обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

п.7. образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Правилами оказания платных образовательных услуг (постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706)

п.3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Средства, полученные исполнителями при оказании таких платных образовательных услуг, возвращаются лицам, оплатившим эти услуги.

Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы), а также индивидуальных предпринимателей (далее - организации, осуществляющие образовательную деятельность).

Рабочая программа, утвержденная образовательным учреждением, - это локальный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения учебного предмета, требования к планируемым результатам освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования воспитанниками в соответствии с ФГОС в условиях конкретного образовательного учреждения.

  1. Статус рабочих дополнительных программ в дошкольном образовательном учреждении

Рабочая программа - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо образовательной области в соответствии с которым педагог непосредственно осуществляет образовательную деятельность в учреждении.

Рабочая программа выполняет три основные функции: нормативную, информационно-методическую и организационно-планирующую.

Нормативная функция определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала, а также путях достижения результатов освоения образовательной программы воспитанниками.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

  1.  Структура рабочей программы

Структура рабочей дополнительной  образовательной программы включает в себя следующие структурные компоненты:

  1. Титульный лист;
  2. Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели дошкольного  образования с учётом специфики учебного предмета;
  3. Учебно-тематическое планирование на весь период воспитания с описанием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
  4. Ожидаемые результаты и способы их проверки (педагогическая диагностика).
  5. Диагностика эффективности реализации программы
  6. Список используемой литературы
  7. Приложение (краткий словарь педагогических терминов, который содержит наиболее употребляемые понятия и термины)

Титульный лист в соответствии с методическими рекомендациями министерства  образования РФ по разработке рабочих программ[1] титульный лист должен содержать:

  1. Полное наименование образовательного учреждения;
  2. Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания коллегиального органа управления образовательной организации, в компетенцию которого входит принятие рабочих программ);
  3. Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ);
  4. Название программы;
  5. Возраст детей.
  6. Срок реализации программы
  7. Фамилия, имя,отчество  педагога (или нескольких педагогов);
  8. Название города, в котором подготовлена программа;
  9. Год составления программы.

Пояснительная записка

Пояснительную записку рекомендуют начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы. В вводной части можно изложить информацию, касающуюся данного вида деятельности, искусства, его истории, распространения и т.п.

«Примерные требования к программам дополнительного образования детей» рекомендуют раскрыть в пояснительной записке следующие разделы:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы их проверки;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Направленность дополнительной общеобразовательной программы.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 предлагает следующий перечень направленностей дополнительных общеобразовательных программ:

  • техническая;
  • естественнонаучная;
  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;
  • туристско-краеведческая;
  • социально-педагогическая 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы должна соответствовать ее названию и содержанию. В четком соответствии с направленностью общеобразовательной программы, ее названием и поставленной целью, выстраиваются задачи и все содержание программы.

Новизна программы.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

  • Новое решение проблем дополнительного образования;
  • Новые методики преподавания;
  • Новые педагогические технологии в проведении занятий;
  • Нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Новизна указывается в случае, если она действительно имеется.

ПРИМЕР:

  1. Новизна данной дополнительной общеобразовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств.
  2. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» основана на комплексном подходе к подготовке молодого человека «новой формации», умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений, умеющего эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами.

Актуальность программы. 

- ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Актуальность может базироваться на:

  • анализе социальных проблем,
  • материалах научных исследований,
  • анализе педагогического опыта,
  • анализе детского или родительского спроса,
  • современных требованиях модернизации системы образования,
  • потенциале образовательного учреждения;
  • социальном заказе муниципального образования и др. факторах.

ПРИМЕР:

  1. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого имеются только на базе нашего Дома детского творчества.

2. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детских общественных объединений на современном этапе развития общества.  

Педагогическая целесообразность.

подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. (Поташник М.М., Управление качеством образования. – М., 2006г).

В этом разделе дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках дополнительной общеобразовательной программы:

  • выбранных форм,
  • методов образовательной деятельности,
  • средств образовательной деятельности (в соответствии с целями и задачами),
  • организации образовательного процесса.

ПРИМЕР:

Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьный музей, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям, прививает навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, литературоведческой, музееведческой.

Эффективным для литературного развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению. 

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ.

 В данном разделе следует указать названия и авторов предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от предыдущих.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.

Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

- Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

- Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.    

ПРИМЕРЫ формулировок цели:

  1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
  2. Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
  3. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
  4. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
  5. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия ……
  6. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
  7. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия ……..
  8. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.

ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели:

  • создание,
  • развитие, обеспечение,
  • приобщение, профилактика,
  • укрепление,
  • взаимодействие,
  • формирование и др.

Задачи – пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач).

Образовательные задачи (профессиональные) направлены на формирование у обучающихся основ разносторонних спортивных, краеведческих, технических, экологических и других знаний, выработку умений, специальных для каждого вида деятельности.

Развивающие (личностные) – это формирование умений и навыков учебной, практической, умственной деятельности, развитие познавательных процессов, обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей, дарований личности.

Воспитательные (общекультурные) – это взаимосвязанные между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, правовое, санитарно-гигиеническое, экологическое воспитание.

Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы.  Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели.

 Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:

  • познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
  • формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.

Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.

Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.

Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: учить, приобщать и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы и условия набора детей в объединение. В этом разделе необходимо указать:

- для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.);

- какому возрасту детей адресована программа;

- предполагаемый состав (одного или разных возрастов);

- условия приема детей, система набора в группы.  

ПРИМЕР:

- принимаются все желающие;

В этом разделе могут быть указаны условия дополнительного набора детей на вакантные места в коллектив. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий и т.д. годы обучения:

- прослушивания,

- собеседования и т.д.

Сроки реализации программы

В этом разделе указывается продолжительность обучения детей по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

ПРИМЕР:

1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения (3, 4 и т.д.) - 108 (144, 216 часов) и т.д.

Допускается вариативность продолжительности обучения по программе на любом году обучения, при этом указывается необходимость и обоснованность этой вариативности для обучающихся.

ПРИМЕР:

1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости от:

- психологической готовности к обучению;

- физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы;

- интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.

Психологическая готовность, уровень готовности учащихся к освоению образовательной программы и др. определяется по результатам тестирования при наборе, в ходе обучения и др.

 Формы и режим занятий

Режим занятий – в разделе указывается продолжительность и количество занятий в неделю, количество учебных часов в год (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта).

ПРИМЕР:

1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа;

2 год обучения - 3 раза в неделю по 2 учебных часа,

3 год обучения - 1 раз в неделю по 2 учебных часа.

ПРИМЕРЫ форм организации деятельности детей на занятии:

- индивидуальная,

- групповая,

- работа по подгруппам,

- ансамблевая,

- общеоркестровая и др.

ПРИМЕРЫ форм проведения занятий: акция, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, защита проектов, игра, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, КВН, конкурс, наблюдение, олимпиада, посиделки, поход, праздник, представление, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, фестиваль, экскурсия, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка и др.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Возраст детей.

1 год обучения.

месяц

занятия

Тема

Цель и содержание

Методическое обеспечение

количество часов по данной теме

Если программа рассчитана более чем на год обучения, то учебно-тематический план составляется в расчёте на одну группу:

при нагрузке 1 час в неделю – в год 36 часа,

при нагрузке 2 часа в неделю – в год 72 часа и т.д.

Может отдельно выноситься содержание программы, где подробно расписывается каждая тема.

Учебно-методическое и материально-технического обеспечение образовательного процесса (МОЖЕТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНО ОТДЕЛЬНО)

В разделе «Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса» должны быть представлены:

  1. Литература: учебники, учебные пособия, хрестоматии
  2. Дидактические материалы: словари, справочники  и т.д.
  3. Наглядно-демонстрационный материал.
  4. Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды;
  5. Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы.

Структурный элемент  «Методическое обеспечение» может быть оформлен по-разному и должен включать:

- формы образовательной деятельности, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, и т.д.);

- приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса;

- формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной общеобразовательной программы (педагогическое наблюдение, диагностика, анализ результатов анкетирования родителей, участие обучающихся в концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях, и др.);

- дидактический материал с указанием тематики: (таблицы, плакаты, картины, фотографии, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал,  диафильмы,  диапозитивы, видеозаписи,  аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.);

- материально-техническое обеспечение: станки, музыкальные инструменты, спортивные снаряды и оборудование, швейные машинки, зеркала, приборы, декорации, костюмы, микрофоны, компьютер, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон,  графо- и эпипроекторы, мультимедийный проектор, диапроектор, и др.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности освоения дополнительной образовательной программы дошкольного образования.

(ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)

Педагогу необходимо вернуться к цели и задачам программы и на основе их спрограммировать ожидаемые результаты. Таковыми могут быть изменения в познавательных интересах и профессиональных намерениях, в психологических умениях и навыках, в изменении соотношения между репродуктивной и продуктивной деятельностью учащихся, в появлении стремления к творчеству и в овладении приёмами творческой деятельности и пр.

Ожидаемый результат – это конкретная характеристика умений, знаний и навыков, которыми овладеет обучающийся.

Ожидаемый результат должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания.

 Если в задачах прописано «научить выразительному чтению», то в результатах должно быть «учащийся научится выразительно читать».

ПРИМЕРЫ формулировок:

К концу первого (второго...) года обучения дети:

  • будут знать, будут иметь представление, овладеют понятиями, расширят представления…
  • будут уметь, будут стремиться, получат навыки, научатся делать, будут развиты творческие способности…
  • будет сформирована устойчивая потребность, будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества, будет сформирована …

Спрогнозировав ожидаемый результат, необходимо проверить, отражает ли он выполнение поставленных ранее задач.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы нужны, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы.

Документальные формы, отражающие достижения каждого обучающегося могут быть представлены в виде дневников достижений обучающихся, карт оценки результатов освоения программы, дневников педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.

ПРИМЕР: 

формами подведения итогов работы по теме, разделу, программе могут быть:

  • выставка,
  • концерт,
  • открытое занятие,
  • показ детских достижений (моделей, спектакля, работ и т.д.),
  • игра,
  • рефлексия и др.

Диагностика эффективности реализации программы

Принципиальное требование к данному разделу программы – разработка системы оценки эффективности программы.

После этого заполняется таблица по каждому году обучения в свободной форме, каждый педагог самостоятельно разрабатывает способы оценки эффективности программы.


Требования к оформлению списка литературы:

  1. Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие пять лет:  
  • по общей педагогике;
  • по методике данного вида деятельности; — по методике воспитания;
  • по общей и возрастной психологии;
  • по теории и истории выбранного вида деятельности;
  • опубликованные учебные, методические и дидактические пособия.
  1. Перечень указанной литературы должен отражать уровень и широту теоретической подготовленности педагога в данной области. В комплексной программе целесообразно составлять списки литературы к образовательной программе каждого курса (предмета).
  2. Список литературы составляется в алфавитном порядке и нумеруется. При написании списка литературы рекомендуется использовать следующую схему описания изданий:

— фамилию и инициалы автора (авторов) или наименование авторского коллектива;

— название;

— сведения о месте издания, издательстве и годе издания;

— сведения о количестве страниц издания или указание номеров страниц.

Фамилия И.О. Название издания. — Место издания.: Издательство, год. — количество страниц.

Для разграничения областей и элементов описания используют единую систему разделительных знаков:

. — (точка и тире) — предшествуют каждой, кроме первой области описания;

: (двоеточие) — ставится перед сведениями, относящимися к заглавию, перед наименованием издательства;

/ (косая черта) — предшествует сведениям об авторстве (авторы, составители, редакторы, переводчики, а также организации, принимавшие участие в издании);

// (две косые черты) — ставятся перед сведениями о документе, в котором помещена статья или раздел.


  1. Список используемой литературы

  1. Андросова Э.А. Экспертиза образовательных программ дополнительного образования детей//Дополнительное образование.-2004.-№1 .-С.20-26.
  2. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование: нормативно документы и материалы / Л.Н. Буйлова, Г.П. Буданова. – М.: Просвещение, 2008.
  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как разработать программу дополнительного образования детей // Практика административной работы в школе.-2004.-№4.-С.47-51.
  4. Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В., Постников А.С. Как подготовиться к городскому конкурсу авторских образовательных программ. Методические рекомендации. – М., 2005 г.
  5. Горский В.А., Попова Г.Н. Рекомендации о порядке разработки и подготовки к сертификации образовательных программ ДОД// Дополнительное образование.-2005.-№2.-С.5-10.
  6. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования.- Волгоград, 2009 г.
  7. Каргина З.А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н. – М., 2000. – 18 с.
  8. Логинова Л.Г. Методика работы над авторской образовательной программой // Методист.- 2004.-№5.-С.52-56.
  9. Методические рекомендации по финансированию реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (для учреждений дополнительного образования детей системы образования) (Приложение к Информационному письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 19.10.2006г. №06-1616).
  10. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: Компетентностный подход. – СПб., 2005.
  11. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»
  12.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г, об утверждении ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
  13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированного в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014)
  15. Словарь – справочник терминов, используемых в системе дополнительного образования детей / сост. Л.Н. Буйлова, И.А. Дорогов и др. – М.: ЦРСДОД Минобразования РФ, 2001



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

методические рекомендации по составлению рабочих программ

Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...

Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...

Методические Рекомендации по составлению рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...