Развитие воображения в пластических импровизациях и пантомимике.
план-конспект на тему

Пальцева Марина Юрьевна
В данной работе представлен конспект занятия по образовательной программе «Основы театрального искусства». Разнообразные виды упражнений и игровых заданий направлены на реализацию цели: «Гармонизация учащихся с окружающим пространством, развитие свободы и выразительности подачи бессловесных элементов действия».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения

в пластических импровизациях и пантомимике

Цель: Гармонизация учащихся с окружающим пространством, развитие свободы и выразительности подачи бессловесных элементов действия.

Задачи:

  • Образовательные:

  1. Продолжить знакомить с элементами актерского тренинга.

  1. Способствовать формированию личностного отношения к явлениям жизни, готовности к творческому освоению мира.

  • Развивающие:

  1. Развивать психофизический аппарат через элементы внутренней и внешней техники:

- подвижности детского воображения;

- ассоциативно-творческого мышления;

- эмоциональной памяти;

- чувства ритма и быстроты реакции.

  1. Способствовать развитию двигательного аппарата через развитие всей мышечной системы и навыков координации в пространстве.

  1. Развивать навыки творческой мобилизации.

  1. Развивать мотивацию к дальнейшему развитию специальных способностей: сценического движения, сценического внимания, пантомимики, органики

  • Воспитательные:

  1. Формировать творческую этику: навык коллективной работы,    соблюдение творческой дисциплины, правильную оценку и самооценку.

  1. Способствовать формированию и  развитию положительных качеств личности: активной позиции, ответственности, эмоциональной отзывчивости.

Возраст учащихся: 9 – 11 лет (первый год обучения)

Формы организации детей на занятии:

  • фронтальная;
  • в парах;
  • индивидуальная.

Форма проведения занятия: практическое.

Ожидаемые результаты:

будут знать:

  • о сценическом движении и актерском мастерстве как составляющих театрального искусства;

  • основные театральные понятия: действие, импровизация, вес, концентрация, ассоциация;

закрепят навыки:

  • напрягать и расслаблять разные группы мышц;

  • координировать свои движения, согласовывая их с действиями других учащихся;

  • двигаться в пространстве в заданном ритме, темпе и «весе»;

  • находить оправдание заданным позе, движению, действию;

  • передавать в свободных пластических импровизациях  характер и настроение музыкальных произведений;

  • эмоционально выражать заданные качества и чувства через мимику, жест и пластику;

  • творчески мобилизоваться: концентрировать все силы и внимание на выполнении упражнений и игровых заданий, быстро включаться в действие;

продолжат формировать:

  • способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

  • навык действий с воображаемыми предметами;

  • умение уважительно относиться к товарищам, проявлять внимание к партнерам в парных и коллективных работах: действовать слаженно, не загораживая друг друга, адекватно воспринимать ошибки и достижения во время анализа занятия;
  • мотивацию к занятиям театральным творчеством.

План занятия

  1. Организационный момент.

  1. Дыхательная гимнастика:

  • упражнение «Вдох-выдох»;
  • упражнение «Снайпер»;
  • упражнение «Свеча».

  1. Пластическая разминка:

  • задание сгруппироваться или сконцентрироваться;
  • упражнение «Тесто»;
  • упражнение «Цветок»;
  • упражнение «Сказочное дерево»;
  • упражнение «Солнце».

  1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц:

  • «Человек – желе»;
  • «Человек – камень»;
  • «Человек – вата»;
  • «Человек – песок»;
  • «Человек – иголка»;
  • «Человек – танк»;
  • «Человек – небоскреб»;
  • «Человек – веревка»;
  • «Человек – масло».

  1. Упражнения в парах на ПФД (память физических действий):

  • «Насос»;
  • «Перетягивание каната»»
  • «Перенос тяжелого предмета».

  1. Коллективное игровое упражнение на оправдание действий и движений «Тропинка»:

  • «обойти  лужу»;
  • « пройти по узкому мостику через ручей, держась за перила»;
  • «передвигаться по кочкам через болото»;
  • «перебраться по бревну через овраг»;
  • «протиснуться через узкое ущелье»;
  • «двигаться по липкой глине»;
  • «перелезть через упавшее дерево».

  1. Игровые упражнения  на умение видеть предметы в новом,    необычном ракурсе:

  • «Чудо-куб» (например,- костер, неизвестный предмет, магнит, препятствие);
  • «Чудо-стул» (например,- мотоцикл, коляска, вершина горы, тележка для продуктов, животное).

  1. Игровое упражнение на контрастную пантомимику «Ширма превращений»:

  • Василиса Прекрасная – лягушка;
  • пускающий мыльные пузыри – сам пузырь;
  • ревет – хохочет;
  • трус – храбрец;
  • холодно – жарко;
  • добрый волшебник – злой волшебник;
  • усталый – бодрый;

  1. «Какая музыка звучала!»

 

        Вариант №1

Свободные пластические импровизации на предложенные музыкальные фрагменты:

  • Е.Крылатов. Полет на флете. Тема Алисы. Погоня за Колей.
  • А.Рыбников. Мелодия из фильма «Усатый нянь».
  •  П.И.Чайковский. Танец Феи Драже.
  • Э.Григ. В пещере горного короля.
  • В.-А.Моцарт. Маленькая ночная серенада.
  • Space. Just Blue. Magic fly.
  • Тайко. Японские барабаны. Туман над Фуджи.

Вариант №2

Отразить в танцевальной пластике:

  • радость;
  • страх;
  • горе;
  • удивление;
  • каприз.

                                   

  1. Пластическое воплощение предмета (индивидуальные   импровизации):

  • «скрипящая дверь»;
  • «лампочка»;
  • «замковый механизм»;
  • «мотор»;
  • «вешалка»;
  • «коврик».

  1. Концентрация.  «Вдох-выдох».

  1. Подведение итогов занятия.

Материально-техническое оснащение занятия

  • коврики;
  • кубы;
  • стул;
  • ширма;
  • магнитофон;
  • карточки для игрового упражнения «Ширма превращений»;
  • СД:

- Этно-путешествие. Том 12.

- Мировая классика в современной обработке.

- МР-3 коллекция: Space.

- Алексей Рыбников. Песни для детей из кинофильмов.

- Евгений Крылатов. Гостья из будущего и другие… Оригинальный саундтрек.

Список литературы

  1. Андрачников С. Пластический тренинг коллектива малых форм. – М.: Молодая гвардия, 1987.
  2. Гиппиус С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2006.
  3. Кипнис М.Ш. Актерский тренинг. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.
  4. Программы общеобразовательных учреждений: театр. – М.: Просвещение, 1995.
  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. – М.: ВЛАДОС, 2001.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения средствами ИЗО-терапии на занятиях дополнительного образования» (нетрадиционные способы рисования)

Арт-терапию при работе с детьми   правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, инновационной технологии, чер...

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте

Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...

Пластическая импровизация на занятиях изостудии

      Пластическая импровизация – это система упражнений, которая ведет ребенка от познания себя к познанию мира, это средство создания образа возможностями собственного тела. Он...

Статья "ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)"

ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА)...

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМПРОВИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ...