Образовательная программа творческая мастерская "Северные узоры"
рабочая программа по теме
Образовательная программа творческая мастерская "Северные узоры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_tvorcheskaya_masterskaya_severnye_uzory.docx | 143.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом детского творчества»
с. Перегребное
Рассмотрено: на метод объединении протокол № ___ | Согласовано: на педагогическом совете протокол № ___ | Утверждено: Директор МБУ ДО ДДТ ______И.И. Ходаковская |
Образовательная программа
«Северные узоры»
для детей 9-11 лет
Срок реализации: 3 года
Разработчик: Алексеева Ольга Витальевна,
педагог дополнительного образования
с.Перегребное
Октябрьский район
ХМАО – Югра
Паспорт программы
Наименование программы | «Северные узоры» |
Направление | Художественно-эстетическое |
Классификация | По форме организации – массовое По времени реализации - среднесрочная По возрастным особенностям – для детей младшего школьного возраста |
Составитель программы | Алексеева Ольга Витальевна |
Учредитель | Управление образования молодёжной политики Администрация Октябрьского района |
Название учреждения | МБУ ДО «Дом детского творчества» с. Перегребное |
Адрес учреждения | 628109 Тюменская область, Октябрьский район, с. Перегребное, Строителей д.50 |
География | ХМАО-Югра, Октябрьский район, с. Перегребное |
Целевая группа | Наполняемость: 1 год обучения – 2 группы по 8 человек; 2 год обучения – 3 группы по 8 человек; 3 год обучения –2 группы по 8 человек |
Обоснование для разработки программы |
|
Цель программы | воспитание человека, как носителя и хранителя национальной культуры, через декоративно – прикладное искусство, развивая навыки и умения изготавливать различные изделия обско-угорских народов. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | 3 года |
Режим занятий | 1 раз в неделю, продолжительность 30 минут (группы ФГОС) Два раза в неделю, по два занятия, продолжительность занятия - 45 минут. |
Ожидаемые результаты | К концу 1 года обучения Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
К концу 2 года обучения Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
К концу 3 года обучения Учащиеся будут знать:
Учащиеся будут уметь:
|
Содержание
Раздел I. Пояснительная записка.
Раздел II. Цель и задача образовательной программы.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Раздел IV. Содержание программы.
Раздел V. Методическое обеспечение.
Раздел VI. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки
Раздел VII. Список литературы.
Раздел I. Пояснительная записка.
Декоративно – прикладное искусство играет огромную роль в эстетическом воспитании современного человека, в формировании его художественного вкуса и самосознания учащихся. Оно непосредственно связанно с повседневным окружением, бытом, средой обитания.
Этнокультурное образование ориентирует современных детей на восстановление, сохранение и развитие традиционных форм миропонимания, мировоззрения, то есть видение мира таким, как видели предки, помогает воспринимать свою традицию как живую и одновременно овладевать другой культурой, опираясь на современные технологии и инновационные подходы.
Программа творческой мастерской «Северные узоры» призвана выявлять, учитывать и развивать способности детей. Национальное искусство тесно связано с жизнью и бытом человека, наиболее полно хранит и передает новым поколениям традиции, выработанные народом, формирует эстетическое отношение к миру. В результате обучения по данной программе у воспитанников формируется знания о национальном искусстве, его роли в мировом искусстве.
На сегодняшний день бисероплетение, шитье и вязание является приоритетным направлением в дополнительном образовании детей. Основное направление творческой мастерской – воспитание учащихся на национальных традициях: сохранение и развитие навыков работ с тканью, сукном, бисером, мехом и берестой.
Срок реализации программы – 3 года. Возраст учащихся 9 - 11 лет.
Программа состоит из двух блоков: теория и практика.
На теоретических занятиях учащиеся:
- знакомятся с традиционными видами художественной отделки различных материалов;
- изучают стили народного искусства в старинном ремесле предков.
На практических занятиях учащиеся:
- усваивают приемы создания изделий, используя при этом графическую грамоту;
- умение проектировать и конструировать отдельные детали изделий и их соединений, творчески их перерабатывать, изменяя форму, размеры и материал.
Раздел II. Цель и задача образовательной программы.
Цель: воспитание человека, как носителя и хранителя национальной культуры, через декоративно – прикладное искусство, развивая навыки и умения изготавливать различные изделия обско-угорских народов.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить учащихся с орнаментальным искусством народов ханты;
- познакомить учащихся с особенностями материалов, таких как ткань, бисер, сукно, мех;
- обучать основным видам швов по ткани и сукну;
- обучать приёмам шитья, аппликации, вырезание;
- обучать орнаментировать домашнюю утварь, сувениры;
- изготавливать сувениры по схемам и технологическим картам.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к культуре народов крайнего Севера;
- воспитывать нравственные качества;
- формировать умения пользоваться правилами техники безопасности при выполнении различного рода практических работ.
- Развивающие:
- развивать навыки плетения из бисера;
- развивать потребность к творчеству, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей;
- развивать природные задатки, образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности;
- развивать положительные эмоции и волевые качества;
- развивать моторику и глазомер.
Раздел III. Учебно-тематический план.
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2.Орнаментация декоративно-прикладного искусства ханты. | 5 | 1 | 4 |
3. Работа с бисером. | 4 | 4 | - |
4. Вышивание кулона из бисера на сукне. | 6 | 2 | 4 |
5. Плетение цепочки из бисера. | 5 | - | 5 |
6. Плетение браслета на станке. | 9 | 1 | 8 |
7. Изготовление сувенира из рыбьей кожи. | 8 | 1 | 7 |
Всего: | 38 | 10 | 28 |
Первый год обучения
Второй год обучения
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2.Орнаментация декоративно-прикладного искусства ханты. | 29 | 6 | 23 |
3. Изготовление игольницы из сукна. | 5 | 5 | - |
4. Плетение сувенира из бисера. | 8 | 2 | 6 |
5. Изготовление сумочки для рукоделия из сукна. | 9 | 3 | 6 |
6. Социально-значимая деятельность. | 8 | 2 | 6 |
7. Плетение нагрудного украшения. | 10 | 3 | 7 |
8. Вышивка орнамента бисером на сукне. | 8 | 2 | 6 |
9. Изготовление кукол из ткани. | 3 | 3 | - |
10. Пошив панно «Олени». | 15 | 3 | 12 |
11. Плетение кошелька из бисера. | 5 | 1 | 4 |
12. Плетение головного украшения. | 9 | 1 | 8 |
13. Плетение шкатулки из бисера. | 11 | 1 | 10 |
14. Плетение кулона на станке. | 8 | 2 | 6 |
15. Плетение браслета на станке. | 5 | - | 5 |
16. Плетение сумочки на станке. | 13 | - | 13 |
17. Подготовка к итоговой выставке. | 5 | 1 | 4 |
Всего: | 152 | 36 | 116 |
Третий год обучения
Разделы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2.Орнаментация декоративно-прикладного искусства ханты. | 29 | 6 | 23 |
3. Работа с бисером | 5 | 5 | - |
4. Плетение панно из бисера | 22 | 2 | 20 |
5. Плетение нагрудного украшения «Турлопс» | 27 | 3 | 24 |
6. Вышивка картины бисером | 24 | 2 | 22 |
7. Социально-значимая деятельность | 6 | 2 | 4 |
8. Вязание шерстяными нитками | 11 | 2 | 9 |
9. Вязание изнаночной и лицевой петлёй | 14 | 3 | 11 |
10. Вязание шарфа для куклы. | 17 | 1 | 16 |
11. Вязание шапочки для куклы. | 14 | 1 | 13 |
12. Вязание носков. | 15 | 1 | 14 |
13. Вязание сумочки с орнаментом | 14 | 2 | 12 |
14. Пошив хантыйского платья для куклы | 26 | - | 26 |
15. Подготовка к итоговой выставке | 3 | 2 | 1 |
Всего: | 228 | 33 | 195 |
Раздел IV. Содержание программы.
Первый год обучения
1.Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка и с творчеством народов ханты и манси. Организация рабочего места. Проведение инструктажа по техники безопасности с инструментами и приспособлениями используемые при работе.
2. Орнаментация декоративно-прикладного искусства ханты (5 часов)
Общие сведения об орнаментальном искусстве народов ханты. Знакомство с видами сложного орнамента. Вычерчивание на бумаге сложных орнаментов и нанесение их на цветную бумагу, вырезание, приклеивание в альбом.
3. Работа с бисером (4 часа)
Знакомство с историей бисера и видами бисера. Подбор бисера.
4. Вышивание кулона из бисера на сукне. (6 часов)
Знакомство с техникой вышивания бисером. Подбор материала. Подбор ткани. Выкройка. Украшение кулона.
5. Плетение цепочки из бисера. (5 часов)
Подбор схемы плетения. Подбор бисера. Зарисовка схемы плетения. Плетение по заданной схеме.
6. Плетение браслета на станке. (9 часов)
Подбор схемы плетения. Подбор бисера. Зарисовка схемы плетения и орнамента. Плетение по заданной схеме .
7. Изготовление сувенира из рыбьей кожи. (8 часов)
Знакомство с рыбьей кожей. Изготовление сувенира из рыбьей кожи по технологической карте. Украшение сувенира бисером.
Второй год обучения
1.Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка и с творчеством народов ханты и манси. Организация рабочего места. Проведение инструктажа по техники безопасности с инструментами и приспособлениями используемые при работе.
2. Орнаментация декоративно-прикладного искусства ханты (29 часов)
Общие сведения об орнаментальном искусстве народов ханты. Знакомство с симметричным орнаментом; зигзагообразным орнаментом; мотивом, образованны квадратом; орнаментом «Заячьи уши»; орнамент «Соболь»; орнамент «Плавающие уточки». Изучение шва «через край». Вычерчивание на бумаге простых орнаментов и нанесение их на цветную бумагу. Вырезание, приклеивание в альбом.
3. Изготовление игольницы из сукна. (5 часов)
Знакомство с историей бисера и видами бисера. Знакомство с техникой плетения.
4.Плетение сувенира из бисера(8часов)
Знакомство с сувенирами. Подбор материала. Подготовка шаблонов. Подбор бисера. Зарисовка схемы плетения. Плетение по заданной схеме. Плетение цепочки. Оформление и сборка сувенира.
5.Изготовление сумочки для рукоделия из сукна.(9)
Выбор орнамента. Подбор сукна по цвету. Зарисовка схемы орнамента. Пошив сумочки.
6. Социально-значимая деятельность(8 часов)
Знакомство с праздниками. Обсуждение их значения. Разработка мероприятий и сценариев. Выбор лучших работ. Тестирование, викторина. Итоговая выставка. Оформление работ к конкурсу «Юный мастер».
7. Плетение нагрудного украшения(9 часов)
Подбор материала. Подбор схемы. Подбор орнамента. Зарисовка орнамента. Плетение по заданной схеме. Плетение нагрудного украшения по заданной схеме. Оформление украшения мелкими деталями и бисером.
8. Вышивка орнамента бисером на сукне. ( 8 часов)
Подбор материала и бисера. Зарисовка орнамента. Вышивка орнамента.
9. Изготовление кукол из ткани (3 часа)
Знакомство с куклой «Акань». Знакомство с технологией изготовления. Подбор материала. Подбор ткани. Делается выкройка. Изготовление кукол. Оформление кукол.
10. Пошив панно «Олени»(15 часов)
Выбор темы рисунка. Подбор рисунка оленей. Подбор материала. Зарисовка деталей рисунка на ткань. Пришивание деталей. Украшение орнаментом и бисером.
11. Плетение кошелька из бисера(5 часов)
Подбор схемы плетения. Подбор бисера. Зарисовка схемы плетения и орнамента. Плетение по заданной схеме первой стороны. Плетение по заданной схеме второй стороны. Сборка и украшение кошелька.
12. Плетение головного украшения(9 часов)
Выбор орнамента. Подбор бисера по цвету. Зарисовка схемы орнамента. Составление схемы плетения Плетение по заданной схеме. Оформление головного украшения мелкими деталями.
13.Плетение шкатулки из бисера(11 часов)
Подбор схемы плетения. Подбор бисера. Зарисовка схемы плетения и орнамента. Плетение по заданной схеме первой стороны. Плетение по заданной схеме второй стороны. Сборка и украшение шкатулки.
14.Плетение кулона на станке(8 часов)
Знакомство со станком. Знакомство с технологией плетения на станке. Зарисовка схемы орнамента. Плетение кулона на станке по заданной схеме. Плетение цепочки по заданной схеме. Сборка и украшение кулона.
15.Плетение браслета на станке(5 часов)
Зарисовка схемы орнамента. Плетение браслета на станке по заданной схеме.
16.Плетение сумочки на станке (13 часов)
Зарисовка схемы орнамента. Плетение сумочки на станке по заданной схеме. Сборка и украшения сумочки.
17.Подготовка к итоговой выставке(5 часов)
Подбор работ. Оформление планшетов. Итоговая выставка. Практическая работа
Третий год обучения
1.Вводное занятие (1 час)
Знакомство с программой кружка и с творчеством народов ханты и манси. Организация рабочего места. Проведение инструктажа по техники безопасности с инструментами и приспособлениями используемые при работе.
2.Орнаментальное искусство(29 часов)
Общие сведения об орнаментальном искусстве народов ханты. Знакомство с симметричным орнаментом; зигзагообразным орнаментом; мотивом, образованны квадратом; орнаментом «Заячьи уши»; орнамент «Соболь»; орнамент «Плавающие уточки». Изучение шва «через край». Вычерчивание на ткани простых орнаментов. Вырезание орнамента из ткани. Пришивание орнамента швом «через край».
3.Работа с бисером(5 часов)
Знакомство с историей бисера и видами бисера. Знакомство с техникой плетения.
4.Плетение панно из бисера(22 часа)
Знакомство с готовым образцом. Подбор материала. Подбор бисера. Плетение панно из бисера. Оформление панно из бисера.
5.Плетение нагрудного украшения «Турлопс»(27 часов)
Подбор материала. Подбор схемы. Подбор орнамента. Зарисовка орнамента. Плетение по заданной схеме. Плетение нагрудного украшения по заданной схеме. Оформление украшения мелкими деталями и бисером.
6.Вышивка картины бисером(24 часа)
Выбор рисунка. Подбор бисера по цвету. Зарисовка схемы. Плетение по заданной схеме. Оформление картины.
7.Социально-значимая деятельность(6 часов)
Знакомство с праздниками. Обсуждение их значения. Разработка мероприятий и сценариев. Выбор лучших работ. Оформление работ к конкурсу «Юный мастер». Итоговая выставка. Тестирование, викторина.
8.Вязание шерстяными нитками(11часов)
Знакомство с вязанием. Знакомство с техникой вязания. Подбор нитки и спиц для вязания. Набор петлей. Вязание с 1 по 7 ряда. Запуск петли
9.Вязание изнаночной и лицевой петлёй(14 часов)
Знакомство с изнаночной и лицевой петлёй. Вязание с 1 по11 ряд. Запуск петли.
10.Вязание шарфа для куклы(17 часов)
Подбор шерстяных ниток и спиц. Вязание с чередованием лицевой и изнаночной петлёй. Запуск петли.
11.Вязание шапочки для куклы(14 часов)
Подбор пряжи разных цветов. Подбор спиц. Вязание с чередованием лицевой и изнаночной петлёй. Запуск петли.
12.Вязание носков(15 часов)
Знакомство с техникой вязания носков, подбор ниток и спиц. Вязание резинки, используя лицевую и изнаночную петлю Вязание пяточки носка.
13.Вязание сумочки с орнаментом(14 часов)
Подбор ниток, спиц. Зарисовка схемы орнамента. Вязание сумочки, используя лицевую и изнаночную петлю. Вязание ручки, используя лицевую и изнаночную петлю. Оформление сумочки различными аксессуарами.
14.Пошив хантыйского платья для куклы(26 часов)
Знакомство с хантыйскими платьями. Подбор материала. Делается выкройка. Пошив хантыйского платья. Выкраивается рукав по лекалу Оформление платья. Вышивка бисером.
15. Подготовка к итоговой выставке(3 часа)
Итоговая выставка Решение тестов. Практическая работа.
Раздел V. Методическое обеспечение.
В ходе учебно-воспитательного процесса в творческой мастерской «Северные узоры» используется дидактический материал: схемы, разработка сценарий, мероприятий, конкурсов.
В ходе занятий используется техническое обеспечение: швейные иглы, ножницы, леска, электрический утюг, сукно, различные виды тканей, мех, бисер, проектор, экран, ноутбук.
Для проведения занятий используются разнообразные формы:
1. Беседы на тему: «Береста» знакомство с берестой, «История бисера» знакомство с историей бисера.
2. Экскурсия в лес за берестой.
3. Игра «Край чудес» ознакомление с укладом жизни коренных народов Севера
4.Мероприятия: «Северные посиделки», «Югорская легенда», «Вороний день».
Для проведения занятий используются следующие методы:
- словесный метод (рассказ, беседа, объяснение);
- наглядный метод (показ);
- практический метод.
Раздел VI. Предполагаемые результаты, формы, методы, критерии их оценки.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее.
Здесь важно то, что содержание контроля не должно ограничиваться только информацией о пройденном материале. Необходимо включать эмоционально-нравственный и действенно-практический опыт участников образовательного процесса.
Частично решить проблему педагогического контроля в сфере дополнительного образования может методика коллективной творческой деятельности, помогающая формировать у детей потребность в познании, развивать целеустремленность, наблюдательность, любознательность, творческое воображение. Для успешного освоения учебного материала программы творческой мастерской «Северные узоры используется сборник диагностических процедур (Приложение 1)
Результатами обучения детей по образовательной программе являются:
1. определенный набор знаний, умений, навыков;
2. развитие способностей;
3. повышение престижа детского объединения;
4. презентабельные результаты:
Выставка. Форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям дополнительного образования. По итогам выставки лучшим участникам выдается диплом или творческий приз. Выставка является инструментом поощрения учащихся.
Конкурс творческих работ. Форма текущего контроля проводится с целью определения уровня усвоения содержания образования, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Проводиться по любому виду деятельности и среди разных творческих продуктов: изделий, эскизов и тд. По результатам конкурса, при необходимости, педагог может дифференцировать образовательный процесс и составить индивидуальные программы обучения.
Творческий отчет. Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей детей и подростков. Проводиться по итогам изучения конкретной темы или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например: презентация, фестиваль идей и тд. Отчет способствует развитию творческих способностей детей, раскрытию их возможностей, развитию активности и самостоятельности.
5. профессиональное самоопределение воспитанников.
Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса
- словесный;
- объяснение;
- рассказ;
- беседа;
- практические задания;
- наглядный показ;
- анкетирования;
- опроса;
- тестирования;
- анализа полученных данных.
Форма организации и проведения занятия
- индивидуальная;
- групповая;
- подгрупповая;
- поточная;
- фронтальная.
Предполагаемые результаты:
К концу 1 года обучения
Учащиеся будут знать:
- название изделий декоративно – прикладного искусства;
- орнаментацию декоративно-прикладного искусства ханты;
- сочетании цветов;
- технику безопасности в работе с иглой и ножницами;
- технику работы с мехом и берестой.
Учащиеся будут уметь:
- работать со схемами и технологическими картами;
- уметь располагать шов на ткани, на меху, на сукне;
- наносить орнамент на бумагу и вырезать;
- изготавливать сувениры из бисера и меха;
- работать с бисером;
- вышивать кулон из бисера на сукне;
- плести цепочку из бисера;
- плести браслет на станке;
- изготавливать сувенир из рыбьей кожи.
К концу 2 года обучения
Учащиеся будут знать:
- название изделий декоративно – прикладного искусства;
- орнаментацию декоративно-прикладного искусства ханты;
- сочетание цветов;
- технику безопасности в работе с иглой и ножницами;
- технику работы с мехом и берестой.
Учащиеся будут уметь:
- работать со схемами и технологическими картами;
- уметь располагать шов на ткани, на меху, на сукне;
- наносить орнамент на бумагу и вырезать;
- изготавливать игольницы и сумочки для рукоделия из сукна;
- изготавливать сувениры из бисера и меха;
- плести сувенир, кошелек, нагрудное и головное украшение, шкатулку, браслет на станке, кулона на станке, сумочку на станке из бисера;
- вышивать орнамент бисером на сукне;
- изготавливать кукол из ткани;
- шить панно «Олени».
К концу 3 года обучения
Учащиеся будут знать:
- название изделий декоративно – прикладного искусства;
- орнаментацию декоративно-прикладного искусства ханты;
- сочетание цветов;
- технику безопасности в работе с иглой и ножницами;
- технику работы с мехом и берестой.
Учащиеся будут уметь:
- работать со схемами и технологическими картами;
- наносить орнамент на бумагу и вырезать;
- изготавливать сувениры из бисера и меха;
- плести панно из бисера;
- наносить орнамент на сувениры;
- плести объемные работы из бисера;
- плетение нагрудное украшение «Турлопс»;
- вышивать картины бисером;
- вязать шерстяными нитками, изнаночной и лицевой петлёй, шарф для куклы, носки, шапочки для куклы, сумочки с орнаментом,
шить хантыйского платья для куклы.
Учащиеся должны научиться традиционному виду плетения и самостоятельно работать по схемам плетения. Приобрести навыки работы по технологии ручного труда. Закрепить знания ручных швов для обработки срезов изделий. Для подведения итогов проводятся выставки работ учащихся на муниципальном и окружном уровнях.
Критерии оценки (по трех бальной шкале):
Критерий успешности освоения программы – количество и качество выполнения готовых работ, представленных учащимися на выставках-просмотрах. Бальная система обучения позволяет учащимся раскрепощать творческое воображение, способствует свободному развитию творческого потенциала каждого учащегося.
- 1балл – минимальный (начальный) уровень знаний, умений, навыков;
- 2балла – средний (репродуктивный) уровень знаний, умений, навыков;
- 3балла – максимальный (творческий) уровень знаний, умений, навыков.
Раздел VII. Список литературы
для педагога
- Митлянская Т.Б., Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего Востока книга для учителя -М.: «Просвещение» 1983г.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975
- Сохранение народных традиций // Под ред. А.Д. Каксина, В.Ю. Кондина. – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2008.-141с.
- Молданова С.П. и др. Словарь хантыйско-русский и русско-хантыйский: Пособие для уч-ся нач. шк. / С.П. Молданова, Е.А. Нёмысова, В.Н. Ремезова. – 2-е изд.,перераб. –Л.: Просвещение Ленингр. отд-ние, 1998
- Ерныхова Е.А., Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар.гон. ун-т.- Йошкар-Ола. - 2000г.
- Хозяинов А.Е., Декоративно-прикладное искусство коми: Методическое пособие для мастеров производственного обучения. 5 класс / Под ред. Т.А. Полуниной.-Ханты Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002г.
- Молданова Т.А., Орнамент хантов казымского приобья: семантика, мифология, генезис. - Изд-во Томского университета. Томск-1999г.
- Хозяинова А.Е., Программа по декоративно-прикладному искусству коми. 5-11 классы / Под ред. Т.А. Полуниной – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001г.
для учащихся
- Войдинова Н.М. Мягкая игрушка. – М.:Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
- Чиотти Д. Украшения своими руками/ Пер. с ит. Н.А. Огиенко. – М.: ООО «Мир книги», 2004. – 160 с.
- Воронцова А.С. Бисер. От азов – к мастерству./М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА». 2010. – 131с. (серия «Домашняя мастерица»)
- Афанасьева К.В., Сайханова Н.В. Картинный словарь мансийского языка: Пособие для уч-ся нач. кл. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. – 191с.
- 207 лучших подарков своими руками. / Белякова О.В. и др. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. – 112с.
- Любимое рукоделие (сост. А. Григорьева) – М.: Белый город, 2009. – 192с.
- Сохранение народных традиций // Под ред. А.Д. Каксина, В.Ю. Кондина. – Ханты-Мансийск: ОАО «Информационно-издательский центр», 2008.-141с.
Приложение 1
Сборник диагностических процедур
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Орнаментальное искусство».
Метод диагностических процедур: тестирование.
Срок проведения: октябрь.
Время выполнения работы: 10 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Инструкция: написать примеры.
Орнамент встречается в изделиях
Из меха –
Из бересты –
Из ткани –
Из бисера -
Критерии оценки опроса: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:
где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте.
Оценивание результатов:
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:
Ку | 0 – 0,49 | 0,5 – 0,79 | 0,8 - 1 |
Балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Орнаментальное искусство».
Метод диагностических процедур: практическое задание.
Срок проведения: октябрь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Практическое задание:
Нарисовать любимый орнамент, написать его название.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Бисер».
Метод диагностических процедур: задания в занимательной форме
Срок проведения: декабрь.
Время выполнения работы: 15 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Кроссворд на тему: «Бисер».
- Нагрудное украшение из бисера в виде кольца из ажурной ленты.
- Мелкие стеклянные бусинки со сквозными отверстиями.
- Способ плетения бисером.
- Хантыйское женское украшение из бисера.
- Бисер по-хантыйски.
- Хантыйское украшение для шеи.
- Бусинка, в которой скрещиваются две нити.
2 | 4 | |||||
1 | ||||||
3 | ||||||
6 | ||||||
5 | ||||||
По вертикали:
- Гайтан
- Бисер
- Мозайка
- Пальсак
- Сак.
По горизонтали:
5.Связка.
6.Турлопс.
Критерии оценки опроса:
5 ответа – 1балл
6 ответа – 2 балла
7 ответов – 3 балла.
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Бисер».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: декабрь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Задание:
Сплести фенечку способом «в крестик» с 4 поворотами.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Ткань».
Метод диагностических процедур: тестирование.
Срок проведения: январь.
Время выполнения работы: 10 мин.
Форма работы: индивидуальная
Инструкция: найти правильный ответ.
- Ткань древние ханты ткали из:
а) хлопка б) крапива в) осоки
2. Головной убор хантыйских женщин:
а) капор б) шапка в) платок.
3. Ткань, применяемая при пошиве меховых изделий:
а) ситец б) шелк в) сукно
4. Вышитый узор на ткани;
а) береста б) орнамент в) вышивка
5. Хантыйская кукла;
а) барби б) «акань» в) чача
6. Меховая одежда:
а) сахи б) малица в) гусь.
Правильный ответ: 1 – а, 2 – в, 3 – в, 4 – в, 5 – б, 6 – а.
Критерии оценки опроса: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:
где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте.
Оценивание результатов:
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:
Ку | 0 – 0,49 | 0,5 – 0,79 | 0,8 - 1 |
Балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Ткань».
Метод диагностических процедур: практическое занятие.
Срок проведения: январь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Практическая работа
Изготовить игольницу из картона и ткани по технологической карте.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». I год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Береста».
Метод диагностических процедур: тестирование.
Срок проведения: февраль.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная
Задание 1. выбери правильный ответ
- Берестяной ковш: а) совт б) сас умпи в) вит-вит
- Кузов для сбора ягод: а)пайп б) туес в) апа
- Комус: а) набирушка для сбора ягод б) посуда для хранения и переноски продуктов в) берестяной ковш
- Вит-вит: а) берестяная колыбель б) берестяное ведро в) посуда для хранения продуктов.
Ответы: 1 – б, 2 – а, 3 – б, 4 – б.
Задание 2. Найди лишнее:
а) бересту заготавливают: летом, весной, осенью, зимой;
б) способы обработки бересты: отпаривание, кипячение в жиру, просушивание, очистка;
в) способы хранения: в рулонах, пластами, перегнув пополам;
г) место хранения: амбар, чердак, сарай;
д) место заготовки: в березняке, в смешном лесу, в ельнике.
Ответы:
а) зимой, б) просушивание, в) перегнув пополам, г) чердак, д) в ельнике.
Задание 3.
Загадки о березе:
1.Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит над головой. (береза).
2.Снимешь мою шубу,
Снимешь мое платье.
Напьешься моей вкусной воды. (березовый сок).
3.В глубине леса стоит мужчина
В красной малице. (береза со снятой корой).
Критерии оценки:
Выполнено 3 задания – 1 балл.
Выполнено 4 заданий – 2 балла.
Выполнено 5 заданий – 3 балла
Проверка теоретических знаний
Зачеркни лишнее:
- Для плетения подвески необходимо: бисер, леска, игла, напёрсток, бусы, стеклярус.
- Для пошива сан необходимы: береста, игла, скребок, напёрсток, ножницы, сухожилия.
Выбери правильный ответ:
1.Меховая одежда: а) сахи б) малица в) гусь.
2.Берестянной ковш : а) совт б) сас умпи в) вит-вит.
3.Мелкие стеклянные бусинки со сквозными отверстиями: а) бисер б) страз в) стеклярус.
4.Как называется шов на меху? а) петельный б) шов «через край» в) тамбурный.
Критерии оценки опроса: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:
где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте.
Оценивание результатов:
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:
Ку | 0 – 0,49 | 0,5 – 0,79 | 0,8 - 1 |
Балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Творческая мастерская «Северные узоры» II год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Орнаменты».
Метод диагностических процедур: тестирование.
Срок проведения: октябрь.
Время выполнения работы: 10 мин.
Форма работы: индивидуальная
Инструкция: Выбери правильный ответ, обведи его кружком.
Тест по теме «Орнаменты».
Цель: Обобщение и проверка знаний по разделу «Орнаменты».
- Из каких геометрических фигур состоит линейный орнамент:
- Из треугольника;
- Из квадрата;
- Из прямоугольника;
- Из ромба.
- Самый древний орнамент:
а) «Бегущие утята»;
б) «Ушки зайчика»;
в) «Половина шишки».
- Вышитый узор на ткани:
- Береста;
- Орнамент;
- Вышивка.
4.Как называется шов на ткани?
- «петельный;
- шов «через край»;
- вышивка.
- Какая тематика орнамента не встречается:
- Звери;
- Рыбы;
- Птицы.
Ответы: 1 – г, 2 – а,б, 3 – б, 4 – б, 5 – б.
Критерии оценки опроса: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:
где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте.
Оценивание результатов:
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:
Ку | 0 – 0,49 | 0,5 – 0,79 | 0,8 - 1 |
Балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Орнаменты».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: октябрь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Задание:
Нарисовать в тетради (клетка) орнамент «Заячьи ушки», «Оленьи рога», «Щучьи зубы». Перевести орнамент на цветную бумагу и вырезать его.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Бисер».
Метод диагностических процедур: тестирование.
Срок проведения: декабрь.
Время выполнения работы: 10 мин.
Форма работы: индивидуальная
Тест по теме «Бисер».
Цель: Обобщение и проверка знаний по разделу «Бисер».
Выбери правильные ответы:
- Турлопс
а) Хантыйское украшение;
б) Мансийское украшение;
в) Русское украшение.
- Мелкие стеклянные бусинки со сквозными отверстиям
а) бисер;
б) стеклярус;
в) страз.
- Бисер впервые появился
а) в России;
б) в Египте;
в) в Византии.
- Шейное и нагрудное украшение женщин из янтаря и стекла, нанизанных на нить.
- Колье;
- Бусы;
- Ожерелье.
- Какой размер иглы используется для плетения бисером?
- № 0;
- № 3;
- № 1.
- Пальсак
- Объемное плетение;
- Плетение в крестик;
- Ажурное плетение.
Ответы: 1 - а, 2 - б, 3 – в, 4 – б, 5 –№ 0,№ 1, 6 – б.
Критерии оценки опроса: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:
где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте.
Оценивание результатов:
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:
Ку | 0 – 0,49 | 0,5 – 0,79 | 0,8 - 1 |
Балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Бисер».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: декабрь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная
Практическое задание:
- Подготовить рабочее место: приготовить леску, насыпать бисер в низкие тарелочки.
- Сначала выполняем цепочку из 15 крестиков, совершаем первичный поворот из трех бусинок (только самый первый поворот выполняем из трех бусинок, во всех остальных первичных поворотах используем по две бусинки).
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Мех».
Метод диагностических процедур: задания в занимательной форме
Срок проведения: март.
Время выполнения работы: 15 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Кроссворд по теме: «Мех».
По горизонтали:
- Инструмент для отделки мездры от камуса и шкур.
- Домашние меховые тапочки из камуса с пышной опушкой из меха.
- Сапожки с кожаными головками на кожаной подошве.
По вертикали:
- Меховая обувь народов Севера.
- Меховая обувь, сшитая из камуса, на войлочной подошве, орнаментом декорируют богаче, чем тапочки.
| 1 | 4 | |||||||
| |||||||||
5 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
По горизонтали:
- Скребок.
- Чуни.
- Камусницы.
По вертикали:
4.Бурки.
5. Пимы.
Критерии оценки опроса:
3 ответа – 1балл
4 ответа – 2 балла
5 ответов – 3 балла.
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Мех».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: март.
Время выполнения работы: одно занятие.
Форма работы: индивидуальная
Задание:
Изготовить кулон из сукна, бисера и меха по технологической карте.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Ткань».
Метод диагностических процедур: письменный опрос
Срок проведения: май.
Время выполнения работы: 15 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Письменный опрос по теме «Ткань».
- Женский головной убор.
- Приспособление для защиты пальца при шитье.
- Куколка в национальной одежде.
- Плотная ткань, используемая при пошиве меховой обуви.
- Верхняя плечевая одежда из хлопчатобумажной ткани.
- Полоска на хантыйском платье.
- На одной яме сто ям с ямой.
- Конь стальной, хвост льняной.
- Два братца, одно сердце.
Критерии оценки:
Выполнено 4 задания – 1 балл.
Выполнено 6 заданий – 2 балла.
Выполнено 9 заданий – 3 балла.
Творческая мастерская «Северные узоры». II год обучения. Второе полугодие.
Тема: кукла «Акань».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: май.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная
Практическое задание:
Из разных цветных кусочков ткани самостоятельно по технологической карте, изготовить куклу «Акань».
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ТО | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работ | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Самостоятельность | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры» III год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Орнаментальное искусство».
Метод диагностических процедур: тестирование.
Срок проведения: октябрь.
Время выполнения работы: 10 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Инструкция: написать примеры.
Орнамент встречается в изделиях
Из меха –
Из бересты –
Из ткани –
Из бисера -
Критерии оценки опроса: тест обрабатывается по системе В.П. Беспалько. По формуле высчитываем коэффициент усвоение учебного материала:
где Ку – коэффициент усвоения учебного материала; N – количество правильных ответов обучающихся в тестовом задании; К – общее количество правильных ответов в тесте.
Оценивание результатов:
Если Ку ≥ 0,7, то учебный материал считается усвоенным.
Оценка универсальных учебных действий обучающихся производится по трёхбалльной системе:
Ку | 0 – 0,49 | 0,5 – 0,79 | 0,8 - 1 |
Балл | 1 балл | 2 балла | 3 балла |
Творческая мастерская «Северные узоры» III год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Орнаментальное искусство».
Метод диагностических процедур: практическое задание.
Срок проведения: октябрь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Практическое задание:
Нарисовать любимый орнамент, написать его название и пришить орнамент швом «через край» на сукно.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». III год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Бисер».
Метод диагностических процедур: задания в занимательной форме
Срок проведения: декабрь.
Время выполнения работы: 15 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Кроссворд на тему: «Бисер».
- Нагрудное украшение из бисера в виде кольца из ажурной ленты.
- Мелкие стеклянные бусинки со сквозными отверстиями.
- Способ плетения бисером.
- Хантыйское женское украшение из бисера.
- Бисер по-хантыйски.
- Хантыйское украшение для шеи.
- Бусинка, в которой скрещиваются две нити.
2 | 4 | |||||
1 | ||||||
3 | ||||||
6 | ||||||
5 | ||||||
По вертикали:
- Гайтан
- Бисер
- Мозайка
- Пальсак
- Сак.
По горизонтали:
5.Связка.
6.Турлопс.
Критерии оценки опроса:
5 ответа – 1балл
6 ответа – 2 балла
7 ответов – 3 балла.
Творческая мастерская «Северные узоры» III год обучения. Первое полугодие.
Тема: «Бисер».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: декабрь.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Задание:
Нарисовать схему орнамента и сплести фенечку с орнаментом способом «в крестик» с 6 поворотами.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
Творческая мастерская «Северные узоры». III год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Вязание».
Метод диагностических процедур: задания в форме самодиагностики.
Срок проведения: май.
Время выполнения работы: 15 мин.
Форма работы: индивидуальная.
Самодиагностика.
- Я умею различать виды крючков
№ | Мои умения | да | нет |
1. | Я умею различать виды спиц | ||
2. | Я умею правильно держать спицы | ||
3. | Я умею смотать пряжу в мотки | ||
4. | Я умею набирать первую петлю | ||
5. | Я умею набирать петли на спицы | ||
6. | Я умею подбирать цвета | ||
7. | Я умею основные элементы вязания | ||
8. | Я умею вывязывать лицевые и изнаночны петли | ||
9. | Я умею соединять детали вязания в изделие | ||
10. | Я умею связать простое изделие для куклы | ||
11. | Я умею составлять несложные узоры (орнаменты) на бумаге | ||
12. | Я умею вязать несложные узоры | ||
13. | Я умею вязать на двух спицах | ||
14. | Я умею вязать на трех спицах | ||
15. | Я умею вязать на пяти спицах | ||
16. | Я умею вязать орнамент на варежках | ||
17. | Я умею вязать орнамент на шапке | ||
18. | Я умею вязать орнамент на чулках | ||
19. | Я умею убавлять петли в изделии на двух спицах | ||
20. | Я умею убавлять петли в изделии на пяти спицах | ||
21. | Я умею различать пошаговое вязание в изделии | ||
22. | Я умею закрепить пряжу в конце изделия |
Высокий уровень: 17-22 умений
Средний уровень: 8-15 умений
Низкий уровень: 1-7 умений
Творческая мастерская «Северные узоры» III год обучения. Второе полугодие.
Тема: «Вязание».
Метод диагностических процедур: практическая работа.
Срок проведения: май.
Время выполнения работы: одно занятие (45 минут).
Форма работы: индивидуальная.
Задание: набрать на спицу 20 петель и провязать по схеме орнамент.
Критерии оценки:
Критерии | Баллы | ||
1 | 2 | 3 | |
Выполнение ТБ и ОТ | Критерии проявляются со значительными нарушениями | Критерии проявляются с незначительными нарушениями | Соответствует всем критериям в полной мере |
Техника исполнения работы | |||
Эстетика работы | |||
Объём выполненной работы | |||
Уровень сложности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
Рабочая программа «Творческая мастерская»
Программа «Творческая мастерская» - это программа по декоративно-прикладному и изобразительному творчеству удовлетворяющая образовательным и творческим потребностям воспитанников с ограниченными...
Программа творческой мастерской "Народная кукла"
Школьный летний лагерь с дневным пребыванием детей 2013 г....
Новые образовательные технологии Творческая мастерская
Дается описание и алгоритм технологии творческой мастерской...
Оценочные средства творческой мастерской "Северные узоры"
Для оценки результатов успешности обучения учащихся по программе использую современные оценочные средства: кроссворды в программе Microsoft PowerPoint, тестовые задания в программе MyTestXPro, игровые...
Буклет творческой мастерской "Северные узоры"
Буклет творческой мастерской "Северные узоры"...
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская"
Дополнительная образовательная программа "Творческая мастерская" разработана для воспитанников 7 - 18 лет, реализуется в детском доме. Сосавитель программы инструктор по труду....