Исследование творческих способностей детей в учреждении дополнительного образования
опыты и эксперименты по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической одаренности.
Цель работы группы авторов состоит в изучении творческих способностей детей в условиях студии дополнительного образования и разработка способов диагностики творческих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_tvorcheskogo_myshleniya.docx | 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Белых Павел Валерьевич
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»
Под творческим мышлением мы понимаем такой вид мышления, который, «характеризуется созданием субъективно нового продукта и новообразований в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением». (словарь под ред. А.В. Петровского)
Творческость (креативность) - это процесс, который позволяет создавать новые и интересные вещи, это способ мыслить своеобразно, нешаблонно. Причем, творческое мышление не приветствует сухую логику, но участвует в создании ассоциаций, будит воображение и фантазию, способно отклоняясь от традиций, порождать новые идеи, быстро решать насущные вопросы. Самый главный компонент креативной личности – умение мыслить дивергентно. Атрибутами креативности в науке, искусстве является творческий процесс и творческий продукт деятельности.
Проблемы творчества разрабатывали в своих трудах отечественные и зарубежные ученые: С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, А.Г. Ковалев, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, К.К. Платонов, В.С. Юркевич, Н.Б. Шумакова, В.Д. Шадриков, Н.С. Лейтес, Ю.Д. Бабаева. Современные ученые, такие как Брунер, А.В. Брушлинский считают, что существует определенный интегральный показатель, характеризующий творческую личность. Зарубежные ученые Гэллах и Коган установили, что познавательная сфера креативных детей характеризуется широкими категориями и гибкостью, лабильностью, синтетичностью восприятий окружающего мира. При решении задач, ответов на тесты, творческие дети склонны выбирать из них более сложные и необычные в решении (Баррон, Уэлш). К интересному выводу в своих исследованиях пришли Джексон и Мессик. Они считали главным критерием в оценке продуктов творческой деятельности – так называемую «конденсацию», когда творческий продукт проявляет устойчивость во времени, многогранно раскрывая себя в разных видах и категориях, являясь одновременно простым и сложным по своей сути.
Известна также схема Гилфорда, рассматривающая творческость с точки зрения трех компонентов: чувствительность, оригинальность и интеграция.
Психолог Делла характеризует творческую личность как личность гибкую и умеющую легко приспосабливаться к окружающим обстоятельствам, легко меняющую свои роли.
Торренс в своих трудах по изучению креативности в детском возрасте, пришел к выводу, что самый высокий процент креативности ребенок имеет в возрасте от 3 до 4,5 лет, креативность возрастает также с момента поступления в школу, затем, уменьшается в последние несколько лет. По меткому определению Водсворта: «Обычаи (правила) давят на детей – крепкие, как мороз, и почти такие же глубокие, как жизнь». Несомненно, креативность зависит от образования. В начальной школе учитель более внимателен ко всем своим ученикам, он эмоционален, проявляет спонтанность, нацелен на развитие детей. Учителя старших классов более черствы, критически настроены к детям, общаются с ними «на равных».
Важную закономерность открыли Гетзелс и Джексон, разработав серию тестов, определяющих детей, проявляющих высокий интеллект и высокий уровень креативности. «Высокоинтеллектуальные» дети равнялись на указания, стандарты и приказы взрослых, тогда как «высококреативные» стремились во всем иметь собственную точку зрения, в корне отличающуюся от той, которая принята в обществе. Доказано, что учителя любят конформных детей, отдавая предпочтение детям с высоким интеллектуальным уровнем, но низкой креативностью. Как педагоги дополнительного образования, хотим заметить, что креативные дети очень часто находят «приют» в наших кружках и студиях. Они «неудобны» для взрослых, они отвергают нормы и стандарты общества, часто спорят, бунтуют, предпочитают «митинговать и ворчать», порой бывают агрессивны. Однако, это первые заводилы в тех делах, которые запутанны, сложны для простого понимания, предпочитают разрешать ситуации в нескольких различных направлениях, у них отличное чувство юмора, они способны бесконечно фантанировать новыми придумками, идеями.
Батарея тестов, которую мы применяли при исследовании творческого мышления детей Дворца детского творчества «Маленький принц» г. Хабаровска представляла собой модификацию тестов Гилфорда и Торренса. В исследовании принимали участие 84 ребенка, из них 53 девочки и 31 мальчик в возрасте от 10 до 16 лет творческой психологической мастерской «Психолог-и-Я», театра-студии «Алый парус» хореографической студии народного танца «Весна», студии моделирования и конструирования одежды «Модница». Время проведения тестирования 40 минут.
Тестирование проводилось как индивидуально с детьми, так и в группах объединений. Чтобы не вызвать у детей излишних волнений и создать комфортную обстановку занятия проводились в виде игровых ситуаций. Инструктаж проводили сами педагоги в свободной форме, они просили участников исследования дать как можно больше различных ответов на поставленные вопросы, с юмором подойти к заданиям, постараться творить и придумывать с воображением. Детей предупредили заранее, что «неправильных» ответов не существует, все они представляют интерес, все они будут поощряться.
Многие педагоги продолжали использовать данное тестирование в виде игр для развития творческого мышления и в собственной педагогической диагностике.
Цель данного педагогического исследования состоит не в «точном измерении показателей творческости детей», но для развития детей, стимулирования их фантазии, воображения, креативности. Педагог, в свою очередь, обсуждая лучшие ответы детей, расширяет тем самым мыслительные горизонты детей, помогает развить в жизни разносторонний подход к одним и тем же вещам, явлениям, старается помочь увидеть оригинальное в самых обыденных предметах, что способствует развитию творческого взгляда на жизнь.
В своих результатах и выводах группа педагогов-исследователей опиралась на факторы, исследований Гилфорда:
1.беглость (легкость решения, продуктивность), которая определялась общим числом ответов испытуемых.
2.гибкость- как способность к быстрому переключению внимания определялась числом групп данных ответов детей.
3.оригинальность – как своеобразие ответов, необычность взглядов на проблему, определялась оригинальностью структуры и числа редко приводимых ответов.
4.точность, стройность, присутствие логичности, адекватные решения, которые соответствовали поставленным целям.
Тестирование состояло из 7 мини-тестов, включающих в себя раскрытие всех вышеперечисленных характеристик и включала в себя ряд задач: задача 1 мини-теста «использование предмета» состояла в перечислении как можно больших вариантов использования предметов. Задача 2 мини-тест «последствия ситуации» заключалась в перечислении различных окончаний гипотетических ситуаций. 3 мини-тест «выражение», задача его – придумать предложения, состоящие из 4 слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. 4 мини-тест «словесная ассоциация» давал возможность респондентам указать как можно больше оригинальных и интересных определений общеупотребительным словам. 5 мини-тест «составление изображений», задача состояла в прорисовке заданных объектов, используя определенный набор фигур. 6 мини-тест «эскизы» должен был превратить круги, приводимые в квадратах в разнообразные изображения. 7 последний мини-тест «спрятанная фигура» давал возможность найти в сложном, абстрактном изображении различные фигуры.
Результаты тестирования по мини-тестам показали следующее:
1 мини – тест (инструкция: «придумай другие способы использования скатерти»). Испытуемые за 4 минуты дали в среднем 8 ответов на человека. Часто встречались ответы: «сделать плащ как у рыцаря, парус для лодки, одеяло для сна»), интересные, нетривиальные ответы: «использовать как полотенце, раскроить и сшить платье с принтом и кружевами, украсить стену как ковром».
2 мини-тест (инструкция: «последствия ситуации, когда окружающие растения и деревья начнут разговаривать на человеческом языке»). Сначала дети затруднялись отвечать. Затем, за 2 минуты было дано 73 оригинальных ответа. Самые повторяющиеся из них: «растения и люди будут понимать друг друга, дружить, веселиться»; самые оригинальные ответы: «деревья будут рассказывать свои сказки, петь песни, научатся читать на иностранном языке, будут уметь перемещаться по земле, отбросят корни, покроются цветами».
3 мини-тест (инструкция: «придумать как можно больше предложений, состоящих из 4 слов, начинающихся с букв В, М, С, К»). Среднее число придуманных предложений каждым ребенком 6. Разброс предложений небольшой от 4 до 6. Часто приводимые предложения: «В Минске строят корт», «В море скачут косяки», «Веселый Миша смотрит картинки». Грамматически правильные и непривычные предложения высказывались детьми также: «Всегда можно сотворить кумир», «Воришка маленький съел крекеры», «Вова механизатор сбил корову».
4 мини-тест (инструкция: «дай как можно больше определений общеупотребительному слову «улица»). Среднее число ответов – 17. Разброс ответов по числу составил от 6 до 31 за 3 минуты. Всего было дано 132 ответа. Часто встречались ответы: «большая», «красивая», «широкая», «светлая». Редкие ответы: «блестящая», «странная», «сказочная», «умытая».
5 мини-тест (инструкция: «нарисуй определенные объекты, пользуясь следующими фигурами- круг, полукруг, треугольник, прямоугольник. Можно использовать фигуры несколько раз, менять расположение и размеры. Но нельзя добавлять другие фигуры»). Система подсчета баллов достаточно сложна. Учитываются общее число элементов, число использованных фигур, их категории и расположение, оригинальность элементов рисунка. Ошибкой считается привнесение новых, не указанных в инструкции элементов, фигур.
6 мини- тест (инструкция: «добавь любые детали или линии к основному изображению круга, так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Каждый рисунок назови, как считаешь нужным»). Время выполнения мини-задания 10 минут. Предложенная система подсчета баллов для теста также довольно трудна. Учитывается общее количество рисунков, число изображенных предметов. Ошибкой считается, если испытуемый в своем рисунке не использует круг. Приветствуется оригинальность необычность, самобытность композиции рисунка, использование круга, и дополнительных деталей, прорисованность сюжета. Так, многие дети за 7 минут справились со всеми заданиями мини-теста. Примеры тривиальных рисунков: различные головы, их конфигурации. Оригинальные рисунки содержали цветочные композиции, фантазийные, абстрактные категории.
7 мини-тест (инструкция: «найди как можно больше изображений в этом абстрактном рисунке. Что на нем изображено?»). Среднее число ответов по мини-тесту 11, разброс по количеству ответов от 10 до 73. В общей сложности по данному мини-тесту было дано самое большое количество ответов -204. Самые распространенные ответы: «трость, птичка, чашка, луна, лампа, сугроб». Редкие, оригинальные ответы: «хозяйственная сумка, салют в небе, майский жук, спасательная шлюпка, кружок колбасы, огород».
Таким образом, согласно предложенной обучающимся диагностике творческого мышления, состоящей из 7 мини-тестов были исследованы вербальное творческое мышление (4 мини-теста) и образное творческое мышление (3 мини-теста). Была изучена взаимосвязь двух факторов мышления таких как гибкость и оригинальность с интегральными показателями творческого мышления. При сравнении суммы числа ответов таких факторов как беглость и оригинальность, было показано самое большее число оригинальных ответов в мини-тестах 4 и 7. Мини-тесты 2, 3, 4, 7 раскрыли четкую дифференциацию испытуемых. Большую долю различия оппоненты выявили в вербальных мини-тестах, в сравнении с образными и в показателях оригинальности, чем в показателях беглости. Что касается корреляции мини-тестов между собой и показателями творческости, то вербальные мини-тесты 1, 2, 3, 4, довольно ярко коррелируют как между собой, так и с образными мини-тестами. Не коррелируют между собой образные мини-тесты 5, 6, 7. Мини-тест 6 коррелирует только с интегральными образными показателями.
В заключении нашего исследования, нами было предпринято изучение возможной корреляции между успешной учебой в школе и творческими способностями детей. Коэффициенты корреляции Спирмена между средним школьным баллом, полученным в конце учебного года и показателями достижений в плане творческости в студиях учреждения дополнительного образования были незначимыми. Отличные показатели в учебе не всегда присущи творческим детям, так как для успешной учебы не обязательно иметь хороший, творческий потенциал креативщика.
Список литературы
- Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – М., 1991.
- Общая психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / ред. сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского- М.: ПЕР ОЭ 2005.
- Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. –СПб.: ИМАТОН, 1998.
- Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления. Креативные тесты. – М. Чистые пруды, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования через занятия в творческом объединении изостудия "Природа и фантазия".
Как помочь современному ребенку развить свои творческие способности, реализовать себя как уникальную личность и развить устойчивый интерес к выбранному виду деятельности? Такую возможность дают заняти...
Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей», 2015
1. Статья «Возможности компьютерной графики для развития творческой активности детей в учреждениях дополнительного образования детей» в рамках VII Между...
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образования
Использование информационно-коммуникационных технологий в развитии познавательных и творческих способностей детей в системе дополнительного образованияИспользование информационно-коммуникационных техн...
Иccледование творческого мышления детей в учреждении дополнительного образования посредством креативных тестов
Несмотря на фундаментальные исследования по психологии творчества детей, в нашей стране до сих пор не выявлено сколько –нибудь значимой методики для комплексной диагностики общей и специфической...
План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей
План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...