Баршевская И.И. Конспект занятия "Добавим материал в путеводитель"
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс) по теме
Одно из занятий курса "Юные журналисты-краеведы" одноимённого детского объединения, отражает характерную особенность программы обучения: знакомство с навыками и умениями работы в жанре краеведческой заметки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 55.82 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
«ДОБАВИМ МАТЕРИАЛ В ПУТЕВОДИТЕЛЬ»
И.И. Баршевская,
МОУДОД ДЮЦ «Ярославич»,
г. Ярославль, Ярославская обл.
Аннотация
Предлагаемое занятие «Добавим материал в путеводитель» проводится с подростками 14 – 17 лет в соответствии с учебно-тематическим планом II года обучения 3-х годичного курса авторской дополнительной образовательной программы «Юные журналисты-краеведы». Она предусматривает, наряду с ознакомлением обучающихся с основами газетного дела и журналистики, подробное изучение такого оригинального газетного жанра как «краеведческая заметка», развивает у подростков интерес к исследовательской, просветительской деятельности, предоставляет возможность подготовки индивидуальных научно-популяризаторских краеведческих проектов и статей, рассказывающих о неизвестных страницах в истории родного края.
В ходе занятия, как и всего курса в целом, формируется и развивается почти весь набор известных метапредметных компетенций: регулятивных (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность), коммуникативных (речевая деятельность, навыки сотрудничества) и познавательных. К последним относятся, в частности, такие умения, как: работа с информацией, справочной литературой и документами, использование знако-символических средств, выполнение логических операций сравнения, анализа и обобщения, установления аналогий, подведения под понятие.
Благодаря использованию метапредметной технологии, каждый обучающийся объединения «Юные журналисты-краеведы» включается в разные виды деятельности (пробует себя как корреспондент-интервьюер и краевед-исследователь), что, безусловно, способствует личностному росту детей, их общей грамотности, общественной позиции и профессиональному самоопределению.
Данное занятие отвечает всем требованиям современного урока. В ходе его дети: открывают новое; самореализуются; учатся коммуникативности; создают, в итоге, новый образовательный продукт – краткие газетные статьи в жанре «краеведческая заметка».
Конспект занятия
Проводится в рамках текущего контроля по закреплению знаний методов сбора и обработки краеведческого материала для небольшой газетной заметки. Его продолжительность – 1 час 40 минут (2 академических часа) с перерывом на 10 минут. Место проведения: в объединении «Юные журналисты-краеведы». Работа в парах.
Тип занятия: практическое (применение знаний и умений).
Цель занятия: закрепить знания методов сбора и обработки материала для краеведческой заметки и совершенствовать полученные умения и навыки по написанию таковой.
Задачи:
- отработать методы сбора информации в журналистике на примере краеведческого материала;
- отработать использование риторических приёмов в письменной речи, необходимых для написания заметки;
- создать условия для написания обучающимися собственных заметок на основе предложенных педагогом сведений.
Оборудование:
- наглядно-дидактический материал:
- размноженные экземпляры задействованных в ходе занятия краеведческих статей педагога объединения, историка-краеведа И.И. Баршевской («Ярославский адрес Любови Орловой», «Дом купца и его дочки», «Семёновский спуск», «Слобода Донская, улица 1-я Новодуховская», «Театральная площадь», «Дом со львами»);
- брошюры И.И. Баршевской серии «Старые дома рассказывают» (Ярославль, 2004 – 2006гг.);
- очерк-путеводитель И.И. Баршевской «Твои знакомые улицы» (Ярославль, 2008);
- путеводитель П.И. Козлова и В.Ф. Марова «Ярославль» (Ярославль, 1988г.);
- путеводитель Г.В. Попова «Ярославль. Красноперекопский район» (Ярославль, 1999г.);
- путеводитель «Ярославль» под ред. А.В. Федорчука (Ярославль, 2002);
- снимки некоторых исторических зданий Ярославля;
- дидактические карточки (текстовой материал к снимкам).
2.техническое оснащение:
- листы, ручки.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Формы проведения: вводная беседа, беседа – опрос, демонстрация.
1.1. Педагог приветствует обучающихся, знакомит с темой занятия и просит вспомнить три известных метода сбора информации в журналистике. Правильный ответ: работа с документами и справочной литературой; проведение интервью; личные наблюдения.
Далее педагог отмечает, что эти способы (методы) сбора материала (информации) годятся и для краеведческой заметки, ведь это самостоятельный газетный жанр, и сегодня ребята используют их на практике, попробуют приготовить собственные небольшие тексты.
1.2. Педагог обращает внимание ребят на путеводитель по Ярославлю авторов П.И. Козлова и В.Ф. Марова, а также на путеводитель по Красноперкопскому району города Г.В. Попова. Ярославские краеведы называют этот район топонимическим заповедником, так много там сохранилось улиц с древними, историческими, названиями – топонимами. Педагог напоминает, что вспомогательная историческая дисциплина топонимика является одним из источников новых интересных статей в газете. Показывает некоторые свои старые статьи, посвящённые истории улиц, зданий, обращает внимание на рубрику, в которой обычно печатались в газетах эти материалы – «Прогулки по старому городу» и рассказывает, что многие из них позже были объединены в сборники краеведческих заметок «Старые дома рассказывают» (демонстрирует их). Сопоставляя эти заметки с обычными (традиционными) путеводителями, приходишь к выводу, что сухие и краткие, как правило, документальные факты, например, по архитектуре и истории зданий, можно преподнести неожиданно интересно и по-новому, если умело дополнить их вновь обнаруженными сведениями.
2. Основная часть.
Формы проведения: практические задания, работа со справочной литературой (путеводителями и статьями педагога), зачитывание, опрос, обсуждение.
2.1. Работа со статьёй педагога «Дом, где играл орган», посвящённой истории дома на Кооперативной улице, 19, в котором, по последним сведениям, в начале XX столетия располагался католический костёл в Ярославле [1, с.9 – 11]. Педагог раздаёт подготовленные экземпляры статьи. Зачитывание.
Задание. Перечислите источники информации, которые использовал педагог при написании этой статьи, и охарактеризуйте их. Правильный ответ: Их три: 1. документы и справочная литература – в заметке есть сведения из путеводителей начала XX века и архива Бюро технической инвентаризации зданий; 2. интервью – использованы беседы со старожилами дома; 3. личные наблюдения – упоминания о следах прежней планировки здания и его сегодняшнем состоянии.
Сравним с тем, что об этом доме написано в путеводителе П.И. Козлова и В.Ф. Марова: дом постройки XVIII века; описание архитектуры; первоначально принадлежал купцу Чарышникову [11, с. 159].
2.2. Работа с выдержкой из путеводителя П.И. Козлова и В.Ф. Марова по бывшей усадьбе купцов Матвеевских на пл. Челюскинцев, дома №№ 16, 16а, 16б [11, с. 113]. Педагог раздаёт подготовленные ксероксы текста. Зачитывание. Педагог знакомит с новыми сведениями по бывшей усадьбе Матвеевских, опираясь на свою статью «Ярославский адрес Любови Орловой». Оказывается, в центральном доме усадьбы (дом № 16а, кв. 23) в начале XX века квартировала семья «конторщика по постройке моста», железнодорожный мост через Волгу возводился в Ярославле в 1910 – 1913 гг., Петра Орлова, отца известной советской актрисы Л.П. Орловой [1, с. 23 – 25].
Задание. Какие же краеведческие разыскания были предприняты педагогом, чтобы прийти к такому выводу? Правильный ответ: помимо документальных источников, работы в архиве с квартирными ведомостями 1910-х гг., использования путеводителей, педагог брала интервью у одного из старожилов дома Г.Д. Майорова, встречавшегося с Л.П. Орловой в 1938 году.
2.4. Раздаются статьи педагога: «Ярославский адрес Любови Орловой», «Дом купца и его дочки», «Слобода Донская, улица 1-я Новодуховская».
Задание. Какую из них поместим в рубрику «Ярославский топоним»? Правильный ответ: последнюю. Объясняем, почему (для этого надо вспомнить, что такое топоним).
Откроем путеводитель Г.В. Попова «Ярославль. Красноперекопский район», найдём список старых и новых названий улиц района. Раздел списка, куда попала улица Новодуховская, называется «Прочие». Выделяя административные границы района на 1936 год, автор упоминает о селении Новодуховском без указания каких-либо сведений [13, с. 18]. Найдите в статье педагога «Слобода Донская, улица 1-я Новодуховская» объяснение названия этой улицы: осталась от бывшей деревни Новодуховской, вошедшей в начале XX века в черту города, деревня называлась так в честь православного праздника – дня Святого Духа, отмечаемого 12 июня [8, с 11].
Опрос. Какой источник информации помог педагогу сделать такой вывод? Правильный ответ: интервью – беседа с краеведом Н.Н. Балуевой. Какой источник информации отчасти подтвердил его? Правильный ответ: личные наблюдения – внешний вид улицы, много старых деревянных построек. Почему автор статьи вынуждена была использовать эти источники? Правильный ответ: в документах – архивных источниках, справочных книгах, путеводителях разных лет нет упоминаний об этой улице, встречались только косвенные подтверждения догадок краеведов.
2.5. Раздаются ксероксы статьи педагога «Дом купца и его дочки». В статье – речь о доме на Московском проспекте, 43, где до 1919 года находился Николаевский женский детский приют, основанный в 1858 году именитым ярославским купцом и домовладельцем А.И. Труновым [1, с.21 – 23]. С 1919 года, и по сей день, в здании находятся медицинские учреждения. Предлагается сравнить текст с данными путеводителя П.И. Козлова и В.Ф. Марова, – дом конца XIX века, построен в русско-византийском стиле [11, с. 186].
Задание. Каков был у педагога план действий, чтобы написать свою статью? Правильный ответ: 1. Сходить в архив Бюро технической инвентаризации зданий, ознакомиться с документами на здание по данному адресу. 2. Просмотреть дореволюционные и первые советские путеводители по городу. 3. Поработать в библиотеке на предмет выяснения истории сиротских домов и приютов в Ярославле, поискать дополнительные сведения о Николаевском приюте. 4. Побеседовать (взять интервью) с администрацией и сотрудниками поликлиники городской клинической больницы № 8, что сегодня находиться в этом доме, чтобы выяснить возможные дополнительные сведения по истории здания в дореволюционное и советское время. 5. Сформировать из полученных материалов текст – написать статью.
2.6. Задание: «Вспомните, что, помимо новых сведений, помогает нам интересно написать о чём-то неизвестном про, казалось бы, давно известный дом, знакомую улицу или человека?» (Возможные ответы: стиль, правильно подобранные слова, красивые фразы…). Правильный ответ: риторические приёмы в письменной речи, добавление к фактам понятий и образов.
Раздаются ксероксы статьи педагога «Семёновский спуск» [1, с. 33 – 34]. Задание. Назовите, что в этой статье относится к фактам, что к понятиям и образам. Правильный ответ: факты (события) – это даты, история улицы и дома № 8 по бывшему Семёновскому спуску (ныне улица Красный съезд), в котором когда-то располагалась дирекция народных училищ и педагогический музей Ярославля. Понятия – это фразы, выражающие определённые мысли, рассуждения, идущие от факта. Например: «Семёновский спуск – целый островок старины и первозданности. Пожалуй, это самый древний из съездов к Волге» [2, с.33]. Образы – выразительные фразы, позволяющие реально представить ситуацию, человека, какое-то событие и т.д. Например: «Вот такой он наш древний Ярославль, с полезными и нужными музеями, красивыми и пышными улицами, величавыми, зелёными съездами к Волге, замечательными домами и людьми» [2, с. 34].
3. Заключение.
Формы проведения: упражнение «Неизвестное об известном», итоговая беседа.
3.1. Выполнение упражнения «Неизвестное об известном». Раздаются снимки известных в Ярославле старинных зданий и карточки к ним с двумя группами данных: на одной стороне каждой карточки кратко перечислены сведения по конкретному дому, взятые из путеводителя, на другой – данные, найденные педагогом; их надо объединить в заметку (не более 8-10 строк), дать заголовок, рубрику. Работа в парах. Зачитывание (2 – 3 заметки).
3.2. Итоговое обсуждение. Итак, как готовится материал для краеведческой заметки: как он собирается и как его надо преподносить? Правильный ответ. Изучаются документы, справочная литература, книги, статьи по истории дома, улицы, биография знаменитого земляка. Проводятся интервью со старожилами, краеведами, историками, сотрудниками музеев, архивов и библиотек. Осуществляются личные наблюдения (осмотр местности, дома, улицы, знакомство с музейной экспозицией и т.п.). Пишется текст с обязательным добавлением к фактам понятий и образов.
Литература, необходимая для подготовки к занятию
1. Баршевская И.И. Образовательная программа детского объединения «Юные журналисты-краеведы». – Ярославль, 2007 – 2011.
2.Баршевская И.И. Старые дома рассказывают: Неизвестное об известном. – Ярославль: Ремдер, 2004.
3.Баршевская И.И. Старые дома рассказывают: Прогулки по Волжской набережной. – Ярославль: Ремдер, 2005.
4.Баршевская И.И. Старые дома рассказывают: О некоторых топонимических загадках Перекопа. – Ярославль: Ремдер, 2006.
5.Баршевская И.И. Твои знакомые улицы: Очерк-путеводитель. – Ярославль: ООО «Канцлер», 2008.
6.Баршевская И. Дом, где играл орган // Северный край. – 1992. – 22 августа.
7.Баршевская И. Дом купца и его дочки // Северный край. – 1992. – 17 октября.
8.Баршевская И. Театральная площадь // Заводская жизнь. – 1992. – июль.
9.Баршевская И., Жукова О., Федорова М. Слобода Донская, улица 1-я Новодуховская
// Ветераны и молодежь. – 2005. – 26 декабря.
10.Быстрова (Баршевская) И. Ярославский адрес Любови Орловой // Северный рабочий.
– 1991. – 20 сентября.
11.Земцова З.Г. Развитие самодеятельного творчества у детей объединения «Юный журналист» / З.Г. Земцова // Дополнительное образование. – 2000. - № 10. – С.16.
12.Козлов П.И. Маров В.Ф. Ярославль: Путеводитель. – Ярославль: Верхневолж. книж.
изд-во, 1988.
13.Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.
14.Попов В.Г. Ярославль. Красноперекопский район: Исторический очерк. – Ярославль:
Лия, 1999.
15. Путеводитель. Ярославль / Под ред. А.В. Федорчука. – Ярославль: Академия развития,
2002.
16.Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных
жанров (8 – 9-е классы)»: Пособие для учащихся / Сост. Т.А.Ладыженская, Т.С. Зепалова. – Москва: Просвещение, 1990.
17.Успенский Л. Имя дома твоего: Очерки по топонимике. – Ленинград: Детская литература, 1967.
Приложение
Дидактическая карточка к снимку дома № 48 по улице Б. Октябрьская (бывшая Рождественская):
На лицевой стороне – сведения из современных путеводителей:
- бывший дом Сорокина возведён в середине XVIII века ещё до регулярной перепланировки города;
- в 1830-е годы здание перестраивалось, было расширено, появились четырёхколонный портик и ограда в стиле классицизма;
- в начале 80-х годов XX века воссозданы заново кирпичная ограда и ворота, украшенные скульптурами львов.
На оборотной стороне – сведения педагога:
- построен на средства купцов Затрапезновых, владельцев Ярославской Большой Мануфактуры;
- временная резиденция первого генерал-губернатора Ярославского наместничества А.П. Мельгунова;
- в 30-е годы XIX века его перестроил С.Н. Сорокин, владелец старейшего в городе свинцово-белильного завода;
- в 1900 году дом достался по наследству Н.С. Сорокину, сыну заводчика;
- из документов Ярославской городской управы за 1911 – 1913 годы: дом – часть городской усадьбы с каменным одноэтажным каретником, конюшней, кучерской и прачечной, коровником, погребами и сарайками, беседками и оранжереей;
- трёхэтажный дом (два этажа каменные, третий – деревянный) имел отопление и водопровод, полы дубового и соснового паркета, зеркальные стёкла по наружному фасаду (из архива Бюро технической инвентаризации зданий);
- в начале XX столетия здесь размещались частная подготовительная школа А.Г. Вахромеевой и библиотека художественного общества;
- владельцы здания фабриканты Сорокины занимались благотворительностью;
- в доме сдавались жилые квартиры, по одному источнику их было 5, по другому – 25;
- здание сегодня в аварийном состоянии;
- в 1760 году в Ярославле было всего 46 жилых каменных домов, в старых путеводителях отмечается, что этот дом был предназначен для приёма гостей;
- в советское время здесь располагался областной противотуберкулёзный диспансер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного материала по географии "Вокруг света"
Данный конспект внеклассного мероприятия предназначен для учеников 5-6 классов по предмету естествознание и география. Задания в данном мероприятии предусмотренны на логику, смекалку, мышление....
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"
Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...
Список краеведческих и научно-методических работ Баршевской (Быстровой) Изабеллы Игоревны
Здесь представлены статьи, брошюры и книги, написанные автором за период с 1988 года по настоящее время. Эти работы - отражение практической и общественной деятельности историка-краеведа, изучавшей ар...
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения "Юные журналисты-краеведы"
Программа объединения "Юные журналисты-краеведы", созданного в 2004 году для подростков 13 - 17 лет, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в облас...
Конспект внеклассного материала
Внеклассное мероприятие "Мама, папа я - спортивная семья" в виде веселых стартов....
Конспект учебного материала по дисциплине "Технологии и методология дистанционного образования"
На фото представлен конспект по книге О.П. Околелова "Дидактика дистанционного образования"....